Иммунитет и ответственность главы государства
Ответственность – не форма контроля, а его следствие. Глава государства обладает иммунитетом,т. е. ограничение ответственности или неответственность Главы государства, предусмотренная нормами КП.
Но в современных государствах конституции определяют пределы неответственности ГГ путем установления оснований ответственности, таких как: государственная измена, взяточничество, совершение тяжкого преступления, нарушение конституции, поведение, несовместимое с положением ГГ(Израиль). В связи с этим также регулируется порядок привлечения к ответственности:
A.Импичмент, исходящий от парламента (Индия, США)
B.Вопрос об ответственности решает орган конституционного контроля, но инициатива исходит от парламента (Южная Корея).
C.Проведение референдума об отстранении главы государства от должности (Румыния)
D.Отзыв президента
Пример(по К. Казахстана): Президент Республики несёт ответственность за действия, совершённые при исполнении своих обязанностей.
Только в случае государственной измены и может быть за это отрешён от должности Парламентом. Решение о выдвижении обвинения может быть принято большинством от общего числа депутатов Мажилиса по инициативе не менее чем одной трети его депутатов. Окончательное решение по данному вопросу принимается на совместном заседании Палат Парламента большинством не менее трёх четвертей от общего числа голосов депутатов каждой из Палат при наличии заключения Верховного Суда об обоснованности обвинения и заключения Конституционного Совета о соблюдении установленных конституционных процедур.
Непринятие окончательного решения в течение двух месяцев с момента предъявления обвинения влечёт за собой признание обвинения против Президента Республики отклонённым. Отклонение обвинения Президента Республики в совершении государственной измены на любой его стадии влечёт за собой досрочное прекращение полномочий депутатов Мажилиса, инициировавших рассмотрение данного вопроса.
Монархия.
Глава государства в монархии – монарх – не ответственное лицо: оно не может подлежать никакой юридической ответственности за какое-либо деяние. Это применимо как к абсолютной, дуалистической, так и к парламентарной монархии в равной мере.
Обоснованием юридической неответственности монарха служит институт контрасигнатуры. Он подразумевает, что акт, подписанный главой государства, должен быть подписан также премьер-министром или уполномоченным министром, после чего этот акт вступает в юридическую силу. Этим действием этот министр принимает на себя ответственность за этот акт, обуславливая неответственность главы государства. Этот институт взял своё начало, по моим соображениям, из английской формулы “King can do no wrong” и теории «злых советчиков» («злых министров»).
Республика.
При республиканской форме правления глава государства не является полностью неделиктоспособным лицом. Он может нести юридическую ответственность, хотя и в значительно суженных пределах. Так, этот вопрос тесно связан с вопросом об иммунитете главы государства.
Конституции подавляющего большинства государств закрепляют, что Президент не может нести ответственности, за исключением строго оговоренных в ней случаев. Возможны следующие варианты наложения ответственности на главу государства:
1 Накладывается конституционная и уголовная ответственность.
Примеры: США, РФ и др. Ответственность наступает, как правило, только за совершение государственной измены или совершение иного тяжкого преступления. В данных ситуациях Президент:
1 отстраняется от должности – проявление конституционно-правовой ответственности (институт импичмента);
2 подвергается после этого уголовному преследованию, будучи лишенным своего иммунитета.
3 Накладывается только конституционная ответственность, имеющая юридический характер. Основания ответственности в данном случае такие же, как и в предыдущем, однако Президент не может подвергнуться уголовной ответственности за преступления, свершенные им во время нахождения в должности Президента. Поэтому здесь он несёт лишь конституционно-правовую ответственность в виде импичмента. Пример: Чехия.
4 Накладывается только конституционная ответственность, имеющая политический характер. Встречается крайне редко!
Пример: словацкая Конституция, согласно которой Национальный совет может отозвать Президента с его должности, если он проводит деятельность, направленную против суверенитета и территориальной целостности республики, или деятельность, направленную на устранение ее демократического конституционного строя; предложение об отзыве вносится абсолютным большинством всех депутатов, а для принятия решения об отзыве требуется большинство 3/5 всех депутатов.
В связи с этим институтом политической ответственности Президента важным является институт контрасигнатуры, который применяется во многих современных республиканских государствах по отношению к Президенту, обуславливая неответственность главы государства по политическим мотивам.
Источник
Вопрос об ответственности главы государства решается в зарубежных странах следующим образом: монарх не несет ответственности, поэтому в конституциях нередко указывается на его неприкосновенность514, президент не несет политической ответственности, но может быть привлечен в определенных в конституции случаях к юридической ответственности515.
Наиболее распространенным основанием этого является государственная измена, но к нему могут быть добавлены и другие: совершение тяжких деяний, которыми нарушаются положения Конституции (Румыния), измена, взяточничество и иные тяжкие преступления и проступки (США), государственная измена или посягательство на конституцию (Италия), государственная измена или иное преступление (Украина) и т.д.516 [1][2][3]
Существует несколько вариантов процедуры привлечения к ответственности:
- 1) вопрос о привлечении к ответственности возбуждается парламентом, а решается судом (многие страны континентальной системы права — Болгария, Италия, Португалия, Франция[4]);
- 2) парламент полностью сам решает вопрос об ответственности Президента (страны Латинской Америки, США)[5];
- 3) вопрос возбуждает парламент, а решается он путем референдума (Австрия, Исландия, Румыния[6]).
Правительство — верховный коллегиальный орган исполнительной власти, именно так оно чаще всего и определяется в конституциях[7].
Термин «правительство» в российской правовой науке используется как обобщающий для коллегиального органа исполнительной власти. В президентской республике — это совокупность советников при Президенте. Но, строго говоря, если считать критерием наличия правительства существование коллегиальной ответственности, то там такого «правительства» нет, о чем иногда и пишут в учебной литературе[8].
В конституциях статус правительства может быть урегулирован в главах об исполнительной власти либо в специальных главах, носящих название «правительство» (Румыния, Франция).
В парламентарных и смешанных формах правления правительство —
коллегиальный орган власти, ответственный перед парламентом.
Место правительства в системе органов власти определяется, прежде
всего, взаимоотношениями:
- • с парламентом (в парламентарных республиках и монархиях, а также в смешанных республиках правительство формируется при участии парламента и ответственно перед ним, в президентских республиках правительство не несет ответственности перед парламентом);
- • с главой государства (в парламентарных республиках и монархиях, а также в смешанных республиках глава государства реализует свои полномочия с помощью / через правительство; в президентских республиках правительство подотчетно и подконтрольно президенту);
- • с органом конституционного контроля (то есть в каком объеме акты правительства подлежат этому контролю, кроме того, именно орган конституционного контроля в спорных случаях решает вопрос о компетенции правительства);
- • с политическими партиями (правительство в парламентарных республиках и монархиях сильно зависит от взаимоотношений с представленными в парламенте, то есть общенациональными, партиями[9]).
Реальный статус правительства при одних и тех же конституционных
нормах в некоторых формах правления сильно варьируется[10].
Источник
Тема 13. Институт главы
государства. Президент Российской Федерации
Часть 1. Лекция на
23.04.2020г.
1.
Понятие и виды глав государств.
2.
Порядок замещения должности главы государства.
3.
Взаимодействие главы государства с органами
законодательной, исполнительной и судебной власти.
4.
Компетенция главы государства. Иммунитет и
ответственность главы государства.
Вопрос 1.
Понятие и виды глав государств.
Главой
государства — лицо, занимающее формально высшее место в иерархии
государственных должностей и осуществляющее верховное представительство как во
внутриполитической жизни, так и на международной арене.
Глава
государства может быть единоличным (монарх или президент) и коллегиальным (редкое
явление). Регентский совет, Федеральный
совет Швейцарии и др.
При
монархической форме правления государство возглавляет наследственный,
пожизненный монарх. При республиканской избранный на определенный срок президент.
В отличии
от президента, монарх обладает определенными привилегиями: официальный титул, регалии,
цивильный лист и др.
К кандидату на должность
президента предъявляются определённые квалификационные требования: гражданство,
возраст, оседлость и др.
Вопрос 2.
Порядок замещения должности главы государства.
В странах с монархической формой правления главой государства
является монарх.
Власть монарха непроизводна от какой-либо другой власти, но она
может быть (ограниченной или абсолютной). Он считается источником всей
государственной власти. Все государственное управление осуществляется от имени
монарха.
Власть монарха является наследственной. Различают несколько систем
престолонаследия:
— салическая —
наследование престола осуществляется только по мужской линии. Женщины из круга
престолонаследия исключаются полностью (Бельгия);
— традиционная
кастильская — трон передается и по мужской, и по женской линии, но женщина
наследует только в том случае, если у монарха нет сыновей; младший брат
исключает старшую сестру (Великобритания, Испания);
— современная
кастильская — трон наследует первый ребенок монарха — сын или дочь «на равных»
(Швеция, Норвегия);
— австрийская система женщины наследуют престол лишь при полном отсутствии
всех мужских линий.
— особая процедура
замещения поста главы государства существует в выборных монархиях (Малайзия, ОАЭ),
монарх избирается специальным Советом на определенное число лет (например, в
Малайзии на пять лет Советом правителей).
В странах с республиканской формой правления главой государства
является президент. Президент— должностное лицо, избираемое гражданами,
парламентом или избирательной коллегией с участием парламента на определенный
срок Им может стать гражданин страны, достигший определенного возраста.
При замещении поста президента учитываются следующие критерии:
— всегда избирается, за
исключением случаев, когда пост занимается в результате государственного
переворота;
— власть президента
производна — он получает мандат либо от парламента, либо от избирательного
корпуса;
— роль президента в
осуществлении государственного управления обществом тем больше, чем больше
парламент отстранен от его избрания;
— в случае
государственной измены или другого тяжкого преступления президент может быть
освобожден от своей должности.
— избирается по
мажоритарной избирательной системе;
— могут проводиться прямые
и косвенные выборы;
Существует особый порядок переизбрания президента и прекращения
его полномочий. Большинство конституций ограничивает ротацию президента двумя
сроками.
Существуют два вида вакансии должности президента: временная — в
случае его временной неспособности по каким-либо причинам осуществлять свои
функции; и постоянная — в случае смерти, отставки или постоянной неспособности
осуществлять свои функции.
Вопрос 3.
Взаимодействие главы государства с органами законодательной, исполнительной и
судебной власти
Место
главы государства в системе органов власти определяется разновидностью формы
правления. Взаимодействие главы государства с органами власти зависит от
разновидности формы правления; порядка избрания президента и формирования
правительства; реализации принципа разделения властей; ответственности правительства
и др.
В
президентских республиках президент играет значительную роль в механизме
исполнительной власти. Он избирается независимо от парламента (прямым или
косвенным голосованием) и совмещает полномочия главы государства и главы
правительства. Пост премьер-министра либо отсутствует, либо является вспомогательным.
США.
В
парламентарных республиках, полномочия главы государства ограничены. На нем
церемониальные и представительские функции. В таких республиках существует институт
контрасигнатуры актов главы государства соответствующими министрами. Сильной
фигурой является глава правительства. (Германия)
В
смешанных республиках (Франция)
власть президента является достаточно сильной. Действует принцип разделения
властей Президент является главой государства и обеспечивает взаимодействие
всех органов государственной власти.
В
абсолютных монархиях глава сосредотачивает в себе все полномочия.
В
дуалистических монархиях власть монарха делится с парламентом, однако у монарха
сильные полномочия и в том числе по роспуску парламента.
В
парламентских монархиях большинство полномочий главы государства осуществляется
правительством или парламентом. Реальные властные полномочия государства в
значительной степени ограничены. Действует контрассигнация полномочий главы
государства, главой правительства или соответствующим министром, которые несут
за них ответственность. Хотя конституции большинства подобных монархий наделяют
монарха широкими полномочиями, он может осуществлять их только по совету
правительства.
Вопрос 5. Компетенция
главы государства. Иммунитет и ответственность главы государства.
Главы
государств в основном обладают идентичными полномочиями, хотя в каждой стране
имеются свои особенности.
Наиболее
характерные полномочия это:
В
области государственного управления.
— право участия в формировании правительства,
решение вопроса о его отставке. Участие в формировании органов судебной власти;
— полномочия верховного главнокомандующего;
— право объявления чрезвычайного положения
на всей территории страны или ее части.
В
законодательной области:
— созыв парламента на очередные и
чрезвычайные сессии, возможность прерывания сессии при определенных условиях;
— право роспуска нижней палаты;
— назначение внеочередных или очередных
выборов;
— право законодательной инициативы;
— право промульгации и опубликования законов,
возможность обращения в орган конституционного контроля в случае сомнения в
конституционности представленного на подпись закона;
— право вето (абсолютное, относительное,
выборочное):
— право назначать членов верхних палат парламента.
Во
внешнеполитической области.
— высший представитель страны в сфере
внешних отношений;
— назначение послов и иных дипломатических представителей;
— право ведения международных переговоров,
заключение и ратификация международных договоров и соглашений;
— право объявления войны и заключения мира.
Во
внутриполитической деятельности:
— право предоставления, восстановления
гражданства и дачи разрешения на выход из него, право предоставления убежища
иностранцам;
— право помилования, смягчения или замены
наказания, изменения приговора;
— право награждения орденами, медалями и
иными знаками отличий;
— право присвоения почетных званий и
титулов;
— участие в церемониях и празднествах.
Конституции
многих государств руководствуются принципом неприкосновенности и неответственности
главы государства. Во многих государствах это подкрепляется действием института
контрассигнатуры.
Говоря
об ответственности главы государства выделяют способы конституционные
(импичмент) и неконституционные (свержение).
Юридическая
ответственность за совершение тяжких правонарушений — импичмент характерен для государств
с республиканской формой правления. Основанием обычно служит государственная
измена или умышленное нарушение Основного закона и др. Инициатива импичмента
чаще всего принадлежит парламенту, но по итоговое решение остается за соответствующей
судебной инстанцией, иногда за самим парламентом.
Источник
Юридическая ответственность главы государства является, пожалуй, самым убедительным показателем правового государства. До тех пор, пока глава государства свободен от ответственности за свои действия, идея правового демократического государства не может состояться. Не случайно, в странах авторитарных, юридическая ответственность первых лиц государства отсутствует.
Ответственность главы государства характеризует его конституционное положение, является элементом конституционно-правового статуса наряду с правами и обязанностями главы государств.
Как свидетельствует практика, основания ответственности главы государства имеют существенное значение в правовой квалификации этой ответственности, в виду чего они требуют тщательного законодательного формулирования. И.А. Алексеев справедливо указывает, что «одним из структурных элементов содержания ответственности являются ее основания»
Можно выделить следующие основания импичмента главы государства в зарубежных странах:
1) нарушение конституции — Австрия, Молдова, Хорватия;
2) нарушение конституции или законов — Венгрия, Македония; Туркменистан;
3) государственная измена — Казахстан, Турция, Франция, Чехия;
4) совершение тяжкого преступления — Азербайджан, Румыния;
5) государственная измена (измена Родине), совершение других (тяжких) преступлений — Армения, Грузия, Белоруссия, Республика Кипр;
6) совершение правонарушений — Ирландия;
7) нарушение присяги — Литовская Республика;
8) недостойное поведение — Мальта, Руанда.
Практика отрешения главы государства от должности свидетельствует, что отрешению всегда предшествует предъявление главе государства обвинения, то есть привлечение его к ответственности, формулирование статей импичмента. Причем отрешение от должности и предъявление обвинения, как правило, осуществляется разными субъектами, что гарантирует объективность процесса. В двухпалатном парламенте функции обвинения и наказания всегда разделены по палатам. Шашкова .А.В.Конституционнное право зарубежных стран: учебное пособие/А.В.Шашкова.-М.:Норма, 2008.- 288 с.
В зависимости от степени парламентского участия в импичменте можно выделить следующие разновидности механизма ответственности главы государства:
А) Полная парламентская ответственность главы государства
Ее специфика заключается в том, что обвинение главы государства и его отрешение от должности осуществляются в парламентских стенах, в рамках специальной парламентской процедуры. Подобная ответственность в мире является преобладающей.
Б)Неполная парламентская ответственность главы государства (полупарламентская ответственностъ)
Особенность этой модели в том, что обвинение выдвигается парламентом (палатами парламента), а решение об отрешении главы государства от должности осуществляется вне парламента, иными субъектами конституционного права. Смоленский. М.Б.,Иванников. И.А.Конституционное право зарубежных стран: учебное посо-бие/М.Б.Смоленский., И.А.Иванников.-М.:Дашков и Ко,2008.-336 с.
Существуют три основных модели проведения импичмента главы государства:
Согласно первой модели, весь процесс реализации конституционной ответственности проистекает в парламенте как таковом; по его завершении могут последовать судебные процессы, которые могут рассматривать суды общей юрисдикции.
Вторая модель заключается в том, что парламент (либо одна из палат парламента) выступает как обвинение в процессе, а дело о конституционной ответственности решается в судебном органе, специально образуемом парламентом из своей среды, причем этот орган разрешает вопрос не только о конституционной ответственности, но и, при необходимости, вопросы уголовной ответственности, действую как обычный суд.
Третья модель схожа как с первой, так и со второй, здесь парламент также выступает как обвинительная сторона, однако далее дело по существу рассматривается органом конституционной юстиции, который выносит решение об импичменте, после чего дело может быть передано в суд общей компетенции.
Примером первой модели может послужить процедура импичмента в США. Возбуждает дело об импичменте Палата представителей).Сначала заявленная инициатива рассматривается в юридическом комитете Палаты, который вырабатывает формулу обвинения в виде статей импичмента. Затем Палата представителей обсуждает его, и если утверждает простым большинством голосов, то передает в Сенат, который правомочен разрешить дело. Приступая к процедуре, сенаторы должны принести присягу или сделать торжественное заявление. При процедуре импичмента председательствует в Сенате главный судья Верховного Суда. Заслушав мнения сторон, Сенат тайным голосованием принимает решение по каждой статье импичмента, причем для обвинительного решения требуется большинство не менее двух третей присутствующих сенаторов. Только если по всем статьям импичмента такое большинство имеется, обвиняемое лицо смещается с должности президента. Во время рассмотрения дела Сенат имеет право вызывать и заслушивать свидетелей и совершать другие процессуальные действия по исследованию доказательств. Четвёрин Д.А. Процедура привлечения к ответственности главы государства в зарубежных странах/Д.А.Четвёрин//-М.:Норма, 2005.-370 Таким образом, вся процедура досрочного смещения с должности главы государства осуществляется в рамках Конгресса.
Процедура импичмента во Франции является примером второй модели. Президенту Республики может быть предъявлено обвинение только двумя палатами Национального собрания, выносящими идентичные решения абсолютным большинством членов Парламента. Далее дело передается в Высокую палату правосудия, которая рассматривает дело по существу предъявленных обвинений. Высокая палата правосудия, согласно состоит из 24 членов, выбираемых на паритетных началах Национальным собранием и Сенатом, называемых постоянными судьями, а также 12 заместителей. Если Высокая палата правосудия принимает решение об импичменте Президента, то далее она действует как Высшая судебная инстанция общей компетенции.
Пример третьей модели проведения импичмента можно рассмотреть на основе Конституции ФРГ. Конституция Германии дает право, как Бундестагу, так и Бундесрату, возбудить перед Конституционным Судом обвинение против Президента в умышленном нарушении им Конституции либо иного федерального закона. Предложение о возбуждении обвинения должно быть представлено от имени не менее чем четверти депутатов Бундестага либо четверти представителей Бундесрата. Решение о возбуждении обвинения принимается не менее двух третей одной из палат Парламента.. URL: https://worldconstitutions.ru
Некоторые конституции зарубежных стран предусматривают иной порядок проведения процедуры импичмента, которые, хотя и схожи с вышеперечисленными моделями, однако, имеют свои существенные особенности.
Таким образом, было уяснено, что глава государства привлекается к ответственности путём импичмента, который также зависит от степени парламентского участия. И может подразделяться на полную парламентскую ответственность главы государства и не полную, каждая из данных разновидностей имеет свою особенность, но безусловно является показателем правового государства.
Делая вывод по информации из вышеприведённой главы, необходимо сказать, что элементы конституционно — правового статуса главы государства представляются достаточно разнообразными. Из данной области можно увидеть неодинаковый порядок прихода к власти глав государства, а также прекращение их полномочий, как в республике, так и в монархии. Можно заметить и обширную классификацию полномочий глав государства, в которую входят различные функции, осуществляемые главой государства, а также ответственность, которую несут главы государства за совершённые им проступки, данная ответственность может осуществляться процедурой импичмента как это происходит в республике, а может и не осуществляться вовсе, как можно увидеть это в монархи.
Источник