Иммунитет и здоровье 8 класс
Фагоцитоз и выработка антител лейкоцитами — единый защитный механизм, названный иммунитетом.
Под иммунитетом понимают устойчивость организма к инфекционным агентам и чужеродным веществам.
Механизмы иммунитета защищают организм от инфекционных агентов (бактерий и вирусов), освобождают его от погибших, а также переродившихся клеток.
Реакции иммунитета являются причиной отторжения пересаженных органов и тканей.
Осложнения при переливании несовместимой группы крови также связаны с иммунными реакциями.
Очень важную роль в формировании иммунитета играет вилочковая железа, или тимус. Она расположена за грудиной и хорошо развита только в детстве.
Люди уже с рождения невосприимчивы ко многим болезням, так как в их крови содержатся готовые антитела. Такой иммунитет называют врождённым. Врождённый иммунитет наследуется от родителей.
Пример:
у человека с рождения имеется иммунитет к возбудителю чумы собак. Человек не заболевает этой болезнью.
В результате перенесённой инфекционной болезни в организме человека тоже образуются антитела — вырабатывается иммунитет. Такой иммунитет получил название приобретённого. Если возбудители болезни снова попадут в организм обладателя приобретённого иммунитета, то вырабатываемые антитела очень быстро этих возбудителей уничтожат, и человек не заболеет.
Пример:
переболев корью, коклюшем, ветряной оспой, люди, как правило, не заболевают этими болезнями повторно.
Врождённый и приобретённый иммунитет называют естественным.
Чтобы уберечь человека от заражения той или иной инфекционной болезнью (оспой, краснухой, паротитом (свинкой), полиомиелитом, дифтерией и др.), человеку делают прививки — вводят вакцину (убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни) и таким образом создают искусственный иммунитет.
Прививка вызывает заболевание в лёгкой форме, при этом образуются защитные антитела. Это — активный иммунитет. Прививки спасли жизни многим людям.
Пример:
в (1769) г. английский врач Эдуард Дженнер заметил, что крестьянки, ухаживающие за коровами, довольно часто заражаются от животных заболеванием «коровьей оспой», которая протекает у людей легко. А в периоды эпидемий те, кто переболел «коровьей оспой», никогда не болели человеческой оспой (очень опасным, часто смертельным заболеванием человека). Дженнер сначала привил восьмилетнему мальчику «коровью оспу», а через (1,5) месяца заразил его человеческой оспой. Ребёнок не заболел. Таким образом были разработаны прививки.
Если заболевшему человеку нужно быстро оказать помощь, ему обычно вводят готовые антитела в виде лечебной сыворотки, которую получают из плазмы крови животных или людей, перенёсших инфекционное заболевание. Это пассивный иммунитет.
Пример:
лечебные сыворотки часто являются единственным средством при лечении смертельно опасных болезней, например столбняка. Возбудитель столбняка находится в почве и при загрязнении раны землёй может попасть в организм и вызвать эту тяжёлую болезнь. В случае подозрения на столбняк следует срочно ввести противостолбнячную сыворотку в лечебном учреждении.
Однако введённые в организм с сывороткой антитела недолговечны, и человек через некоторое время снова становится восприимчив к данной болезни.
Лечебная сыворотка — это препарат плазмы крови без фибриногена, содержащий готовые антитела, которые образовались в крови животного (или человека), ранее заражённого данным возбудителем (перенёсшего данное заболевание).
Различают два типа иммунитета: специфический и неспецифический.
Неспецифический иммунитет носит видоспецифический характер, то есть практически одинаков у всех представителей одного вида. Он направлен против любых чужеродных веществ и обеспечивает борьбу с инфекцией на ранних этапах её развития, когда специфический иммунитет ещё не сформировался.
Неспецифический иммунитет врождённый. Он формируется уже у плода и обеспечивается кожей и клетками слизистых оболочек.
Состояние неспецифического иммунитета определяет предрасположенность человека к различным банальным инфекциям, возбудителями которых являются условно патогенные микробы.
Специфический иммунитет носит индивидуальный характер и формируется на протяжении всей жизни человека в результате контакта его иммунной системы с различными микробами и антигенами. Специфический иммунитет обеспечивается антителами, выделяемыми лимфоцитами, и направлен на определённый антиген.
Специфический иммунитет сохраняет память о перенесённой инфекции и препятствует её повторному возникновению.
Источники:
Любимова З. В., Маринова К. В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. — М.: Владос.
https://festival.1september.ru/articles/588083/
https://www.tiensmed.ru/news/eritrociti1.html
https://www.rlsnet.ru/books_book_id_2_page_38.htm
Тема урока: « ИММУНОЛОГИЯ НА СЛУЖБЕ ЗДОРОВЬЯ»
цели урока: сформировать знания о механизме выработки иммунитета, видах иммунитета, отличия вакцины и прививки, условиях переливании крови, резус- факторе.
оборудование: кинофильм «Кровь», портерты ученых (Луи Пастер, Э.Дженнер).
план урока:
Опрос, повторение темы «Борьба с инфекцией», «Состав крови».
Новая тема
Закрепление. Домашнее задание: параграф 19
Ход урока:
Опрос, повторение.
1. Работа по карточкам
вариант 1.
Соотнесите вопросы и ответы:
ОТВЕТЫ:
а. Лимфа
б. Кровяная плазма
в. Межклеточная жидкость
г. Тромбоциты
д. Лейкоциты
е. Эритроциты.
ж. гемоглобин
з. кровь
Вопросы:
Что из перечисленного относится к внутренней среде организма?
Что содержится в составе крови?
Что останется , если из крови удалить клетки?
Как называется жидкая часть крови?
Как называется белок, придающий крови красный цвет крови?
Красные безъядерные клетки крови.
Белые ядерные клетки крови.
Борются с бактериями и инородными телами.
Движутся ложноножками, меняют форму.
уничтожают бактерии.
Транспортируют кислород и углекислый газ.
Ответ:
1-а,в,з
2- б,г,д,е
3- б
4- б
5- ж
6- е
7- д
8- д
9- д
10- д
11- ж
Индивидуальный устный опрос по вопросам:
Какие защитные силы организма защищают человека от инфекции?
Чем представлена и как работает иммунная система человека?
Что такое воспаление и каковы его признаки?
Какие заболевания называют инфекционными? Что для них характерно?
Проверка биологических терминов и понятий:
Что такое плазма?
Перечисли форменные элементы крови.
Назовите 3 жидкости, образующие внутреннюю среду организма.
Что такое физиологический раствор?
Какова роль гемоглобина?
Кто открыл фагоцитоз?
Что такое фагоцитоз?
Какие условия необходимы для свертывания крови?
Что такое свертывание крови?
Какую роль в свертывании крови играют тромбоциты? соли кальция?
Чем вызвано заболевание анемия?
Что такое гемофилия?
Что такое гной?
Какие клетки называют фагоцитами?
Что такое фибрин? фибриноген? иммунитет?
антигены? антитела? интерферон? воспаление? ОРВИ? ОРЗ? и др.
П. Новая тема.
1. История возникновения вакцины.
Более 2000 тыся члет назад отец медицины Гиппократ описал почти 1 тыс. недугов, которыми страдает человек. Многие из этих болезней известные как заразные, то есть передаются от больного человека к здоровому, от животных к человеку.
В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования чумы. От чумы опустошались города и селения. Всюду был запах трупов, жизнь замирала на улицах и площадях, можно было увидеть только могильщиков. Чума могла продолжаться 50 лет и унести 100 млн. человек. Чуму называли черной смертью. Не менее опасна была оспа, от нее погибли еще больше людей, чем от чумы. Например, в 18 веке в Западной Европе от оспы погибли 400 тыс людей Особой приметой тогда считалось: оспенные рубцы на лице.
Эпидемия холеры тоже принесла немало жертв. В России до 1917 года за 59 лет заболело 5,6 млн. людей и половина из них умерли. Причинами появления этих болезней стали микроорганизма: бактерии и вирусы. Являлись они неожиданно, тихо, без шума, нападали без предупреждения, разили без промаха и сеяли смерть.
Эпидемиология- это наука, занимающаяся изучением распространения массовых заболеваний. (записать)
Попав в организм человека, возбудитель сначала размножается. Это инкубационный период (скрытый), так как явных признаков заболевания пока нет. Продолжительность этого периода различная. Когда их расплодится значительное количество, происходит нарастание болезни, разгар болезни. В этот момент различают:
а) признаки организма ( головная боль, недомогание, слабость снижение работоспособности и др.)
б) борьбу организма с инфекцией ( повышение температуры, насморк,, кашель, и др).
в) различают клинические признаки ( анализ крови, мочи, измерение температуры и др.)
Иммунология- это наука, занимающаяся изучением иммунитета. (записать)
Это науа считается молодой. Хотя корни ее лежат в глубокой древности. например, китайцы, чтобы предупредить заболевание чумой, вдыхали нюхательный табак, в состав которого был добавлены высушенные и измельченные корочки оспяных струпьев.
14 мая 1796 г.Эдуард Дженнер доказал, что прививки предохраняют от заражения оспой. Он использовал метод вакцинации ( от лат. слова вакка- корова).
(рассказ учителя)
Вакцина – это препарат из ослабленных или мертвых микроорганизмов. Прививка- это процедура введения вакцины.
Луи Пастер впервые предложил идею о том, что необходимо ослабить действие микроорганизмов, чтобы они могли вызвать заболевание лишь в легкой форме. День 6 июля 1885 года вошел в историю науки. Именно в этот день Луи Пастер привил мальчика , искусанного бешеной собакой.
Изготовление лечебной сыворотки. (рис. 48)
Лечебная сыворотка- это препарат с готовыми антителами.
Виды иммунитета.
Иммунитет- это защитная реакция организма против вирусов и бактерий. Это невосприимчивость организма к инфекционным агентам и чужеродным веществам, несущим чужеродную генетическую информацию.
В защите организма особую роль играют особые белки плазмы (антитела) из глобулиновой фракции.
схема:
ИММУНИТЕТ
естественный (природный)
искусственный (приобретенный)
пассивный (после лечебной сыворотки)
с молоком матери (пассивный)
активный(после болезни)
активный(после вакцинации)
Переливание крови:
При переливании крови необходимо учитывать:
а) группу крови
б) резус- фактор
Донор- человек, отдающий кровь или органы, а реципиент- человек- получающий кровь, органы.
Впервые группы крови у человека описал Ландштейнер К. (1900).
1 группа (ОО)
2 группа (АО ) 3 группа (ВО)
4 группа (АВ)
Группа крови- это наследственный фактор, в течение жизни не меняется: антигены и антитела в плазме крови остаются неизменными.
Группы крови контролируются тремя генами: О.А.В.
Характеристика групп крови человека по системе АВО
группа
ген
генотип
агглютинины плазмы
агглютиногены эритроцитов
1
О
ОО
—
2
А
АА,АО
А.
3
В
ВВ,ВО
В
4
АВ
АВ
А.В
Ш. Домашнее задание, подведение итогов.
Инфоурок
›
Биология
›Презентации›Презентация по биологии на тему «Иммунитет» (8 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Урок-исследование «Иммунитет» Подготовила учитель биологии МОУ СОШ с.Синявка Губина Людмила Ивановна
2 слайд
Описание слайда:
Цель: сформировать знания о защитных свойствах организма – иммунитете. Задачи: 1.познакомиться с механизмом иммунитета; 2.выяснить, какие заболевания считаются инфекционными; 3. сравнить действие вакцин и лечебных сывороток; 4. выяснить факторы, оказывающие влияние на иммунитет.
3 слайд
Описание слайда:
«Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум». Геродот Иммунитет — способность организма защищать себя от болезнетворных микроорганизмов, инородных тел и веществ. Результатом этой реакции является возникновение невосприимчивости организма к повторному воздействию этого возбудителя.
4 слайд
Описание слайда:
«В кабинете врача» Анализ крови: Эритроцитов – 3,5 млн. Лейкоцитов – 27 тыс. РОЭ – 30 мм/ч Что вы можете порекомендовать больному и почему?
5 слайд
Описание слайда:
Лейкоциты играют важную роль в защите организма от чужеродных для него клеток и тканей. Процесс поглощения и переваривания чужеродных частиц был открыт русским биологом И. И. Мечниковым и назван фагоцитозом, а клетки «пожиратели» фагоцитами. Фагоцитоз – процесс поглощения и переваривания чужеродных частиц
6 слайд
Описание слайда:
Мечников Илья Ильич (1845-1916) Выдающийся русский учёный. Автор знаменитой фагоцитарной теории иммунитета, за которую ему, первому из русских биологов, была присуждена Нобелевская премия.
7 слайд
Описание слайда:
Исследовательская работа по теме «Фагоцитоз» Цель: выяснить механизм фагоцитоза Задачи: 1. познакомиться с историей открытия фагоцитоза; 2. выяснить роль лейкоцитов и воспаления в защите организма против инфекции. Приближаясь к бактериям, лейкоциты обволакивают их и поглощают.
8 слайд
Описание слайда:
воспаление – защитная реакция организма против инфекции. При многих заболеваниях повышается температура и возникает воспалительный процесс. Было установлено, что при воспалении расширяются сосуды, в крови увеличивается количество лейкоцитов, выполняющих функцию фагоцитоза. Схема воспаления
9 слайд
Описание слайда:
Антитела, особые белки – иммуноглобулины, которые образуются в нашем организме при попадании в него чужеродных веществ. В — клетки образуют антитела, которые током крови разносятся по организму. Антитела соединяются с бактериями и делают их беззащитными против фагоцитов. Т – клетки выделяют особые вещества, вызывающие гибель бактерий и вирусов.
10 слайд
Описание слайда:
Исследовательская работа по теме: «Инфекционные заболевания». Цель: познакомиться с понятием об инфекционных заболеваниях. Задачи: 1. Выяснить какие заболевания относят к инфекционным; 2. Познакомиться с наиболее распространёнными инфекционными заболеваниями и их профилактикой. Инфекционные болезни – это группа заболеваний, которые вызываются специфическими (патогенными) возбудителями и характеризуются формированием в организме постинфекционного иммунитета
11 слайд
Описание слайда:
К основным инфекционным заболеваниям относят дифтерию, ветряную оспу, краснуху, эпидемический паротит (свинка), корь, вирусный гепатит, туберкулёз, дизентерию, сальмонеллёз, ботулизм, СПИД. Профилактика инфекционных заболеваний: прививки, закаливание организма, занятия физической культурой, здоровый образ жизни, чистота помещений, соблюдение санитарно-гигиенических норм, употребление доброкачественной воды и пищевых продуктов.
12 слайд
Описание слайда:
Фагоцитоз и выработка антител –защитный механизм иммунитета. В 1776 г. Э. Дженнер решился на смелый опыт и сделал первую в мире прививку. Иммунитет Естественный Искусственный Врождённый Приобретённый (после болезни) Под действием вакцины (активный) Под действием лечебной сыворотки (пассивный)
13 слайд
Описание слайда:
Исследовательская работа по теме: «Вакцинация и прививки». Цель: изучить механизм вакцинации. Задачи: 1.Выяснить, что такое вакцина; 2. Выяснить, от каких инфекционных заболеваний следует делать прививки. Первым открыть механизм вакцинации удалось французскому учёному Луи Пастеру (1822 – 1895). Ему принадлежит заслуга предохранения людей от заболевания сибирской язвой, бешенством, краснухой посредством вакцинации, т. е. посредством предупредительных прививок.
14 слайд
Описание слайда:
Вакцина – культура ослабленных микробов. Прививка вызывает заболевание в лёгкой форме, при этом образуются защитные антитела. После прививки человек чаще всего не болеет или болеет легко. Основным действующим компонентом вакцины могут быть: ослабленные, незаразные, живые вирусы или бактерии; убитые вирусы или бактерии; обезвреженные продукты жизнедеятельности возбудителей; ответственные за формирование иммунитета белки вирусов, получаемые с помощью новых генноинженерных технологий. В первые два года жизни ребёнка прививают против 10 инфекций.
15 слайд
Описание слайда:
Исследовательская работа по теме «Лечебные сыворотки» Цель: изучить действие на организм лечебных сывороток. Задачи: 1. Выяснить, что такое лечебная сыворотка; 2. Выяснить, в каких случаях применяют лечебную сыворотку. Лечебная сыворотка – это препарат антител, образовавшихся в крови переболевшего человека или животного. Введение сыворотки помогает организму бороться с инфекцией, пока его собственная система иммунитета не начнёт вырабатывать свои антитела.
16 слайд
Описание слайда:
Лечебную сыворотку применяют для лечения тяжёлой инфекционной болезни – дифтерии. Её возбудители поражают слизистую оболочку горла, а их яды разносятся кровью по организму, вызывая тяжёлое отравление. Ротовая полость больного дифтерией При использовании лечебных сывороток антитела не образуются в организме, а вводятся в него извне, то они сохраняются в крови очень недолго. Через некоторое время организм вновь станет восприимчивым к болезни. Поэтому такой иммунитет называют пассивным.
17 слайд
Описание слайда:
СПИД – синдром приобретённого иммунодефицита, тяжёлое заболевание, поражающее иммунные системы организма. СПИД вызывает ВИЧ – инфекция (вирус иммунодефицита человека). ВИЧ избирательно поражает Т- лимфоциты в крови, которые распознают и уничтожают возбудителей болезней. Источником возбудителя инфекции является ВИЧ-инфицированный человек. Основными способами передачи ВИЧ – инфекции являются: половой (70-75%) внутриутробный – от ВИЧ-инфицированной матери ребёнку (5-10%) использование общей иглы в среде наркоманов (5-10%) переливание крови (3-5%) случайные уколы иглой и другие редкие способы заражения (менее 0,01%)
18 слайд
Описание слайда:
На заметку: Ежедневное общение с ВИЧ-инфицированным не представляет опасности. Вирус не распрост — раняется воздушно – капельным путём. Невозможно заразиться ВИЧ при бытовых контактах, при пользовании общим туалетом, ванной, бассейном, через укусы насекомых. Помни: Вакцины против СПИДа нет, нет лекарств, полностью исцеляющих заражённых. Болезнь считается неизлечимой. Поэтому основная профилактика против СПИДа – знание и разумное поведение. Всегда помните, что ваша жизнь в ваших руках!
19 слайд
Описание слайда:
Исследовательская работа по теме «Факторы, влияющие на иммунитет». Цель: познакомиться с факторами, оказывающими влияние на иммунитет. Задачи: 1. выяснить, что такое аллергия; 2. выяснить факторы, повышающие иммунитет. В природной среде, окружающей человека, содержится много веществ, способных влиять на состояние его здоровья: это химические вещества, лекарственные препараты и даже пищевые продукты. Попадание в организм этих веществ может влиять на иммунитет, повышать чувствительность организма к ним. Состояние повышенной чувствительности называется аллергией. Аллергия может возникать на различные запахи, пищевые продукты или пищевые добавки, на пыль, на укусы насекомых и т.д.
20 слайд
Описание слайда:
Факторы, которые повышают иммунитет: Это здоровый образ жизни, регулярные занятия физкультурой и спортом, витамины, противовирусные препараты (арбидол, интерферон), вакцинация. В период эпидемии гриппа хорошо помогают народные средства. Это лук, чеснок, витамин С, который содержится в квашенной капусте, лимонах, цитрусовых, в отваре плодов шиповника и смородины. Хорошо повышает иммунитет куриный бульон.
21 слайд
Описание слайда:
Подумай и ответь! 1.Что такое иммунитет? (Способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов). 2. И. П. Павлов сказал: «В организме имеется чрезвычайная реакция», при которой организм жертвует какой-то частью для спасения целого». Про что это сказано? (Иммунитет, гибель лейкоцитов). 3. В чём различия действия на организм прививок и лечебных сывороток? (При прививках образуются антитела на действие вакцины, которые сохраняются долго в организме, а при введении лечебных сывороток антитела не образуются). 4.Что нужно взять с собой врачу в очаг вспыхнувшего инфекционного заболевания – вакцину или сыворотку? Ответ поясните. (Для срочной борьбы с инфекцией необходимо ввести готовые антитела – лечебную сыворотку).
22 слайд
Описание слайда:
Выводы: 1.Фагоцитоз и выработка антител – единый защитный механизм иммунитета. 2. Инфекционные болезни – это группа заболеваний, которые вызываются специфическими (патогенными) возбудителями и характеризуются формированием в организме постинфекционного иммунитета. 3. Вакцина — это культура сильно ослабленных микроорганизмов. 4. Лечебная сыворотка – это препарат готовых антител, образовавшихся в крови переболевшего человека или животного. 5. На иммунитет могут оказывать влияние различные факторы.
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии и химии
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-999866
Вам будут интересны эти курсы: