Иммунитет и здоровье презентация
Инфоурок
›
Биология
›Презентации›Презентация урока по теме «Иммунитет»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Межрегиональная конференция школьников «Энциклопедия одного слова» «Иммунитет» Учитель биологии МБОУ СОШ №2 г.Петровска Саратовской области Тиханова В.Н.
2 слайд
Описание слайда:
Иммунитет
3 слайд
Описание слайда:
Что такое иммунитет? Слово «иммунитет» происходит от латинского «immunitas», которое означает «освобождение», «избавление». Иммунитет – это защитная реакция организма, играющая роль защиты его от любых чужеродных микроорганизмов и клеток.
4 слайд
Описание слайда:
Что такое иммунитет? Иммунитет представляет собой защитную реакцию организма, его способность противостоять действию повреждающих агентов. Благодаря наличию иммунитета организм справляется с заболеванием и выздоравливает. Кроме того, человек болеет некоторыми инфекционными заболеваниями только один раз в жизни. А после этого он становится невосприимчив к ним, даже при непосредственном контакте с больными. (например, корь и краснуха)
5 слайд
Описание слайда:
Виды иммунитета Естественный Искусственный Врождённый Приобретённый Наследуется ребёнком от матери (с рождения в крови есть антитела ) Появляется после перенесения инфекционного заболевания (корь, ветрянка, свинка, краснуха) Активный Появляется после введения вакцины (ослабленные или убитые возбудители заболевания ) Пассивный Появляется при действии лечебной сыворотки (готовые антитела)
6 слайд
Описание слайда:
Механизм клеточной защиты организма открыл в 1883 г. Илья Ильич Мечников (1845-1916) И. И. Мечников доказал, что сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям связана со способностью специальных клеток крови и тканей организма захватывать и переваривать возбудителей инфекций. За это открытие он был удостоен Нобелевской премии.
7 слайд
Описание слайда:
Механизмы иммунитета Лимфоциты Лимфоциты имеют на поверхности клеток рецепторы, способные распознавать чужеродные соединения – антигены. При обнаружении антигена лимфоциты начинают вырабатывать специальные белки – антитела, способные обезвреживать антигены Фагоциты Способны проникать через стенки кровеносных сосудов и мигрировать к месту повреждения, где уничтожают бактерии посредством фагоцитоза
8 слайд
Описание слайда:
Механизм иммунной реакции Вначале иммунная система блокирует деятельность чужеродных объектов (иммуногенов), создавая особые химически реактивные молекулы (иммуноглобулины), ингибирующие деятельность иммуногенов. Иммуноглобулины создаются лимфоцитами, которые являются основными клетками иммунной системы. Лимфоциты — это белые кровяные клетки, на поверхности которых есть специфические рецепторы, способные распознавать отличительные признаки чужака. Именно лимфоциты первыми встречаются с «врагом». Попадая на рецепторы лимфоцита, антиген вызывает через каскад клеточных взаимодействий выработку антител — специфических веществ-нейтрализаторов данного антигена.
9 слайд
Описание слайда:
Признаки снижения иммунитета К первичным признакам снижения иммунитета относятся: Хроническая усталость Быстрая утомляемость Головные боли Сонливость или бессонница Ломота в мышцах и суставах
10 слайд
Описание слайда:
Нарушение иммунитета у детей Согласно мировой статистике, есть определенная группа детей, которые, как бы хорошо за ними ни ухаживали, довольно часто болеют. У таких детей созревание иммунной системы происходит на 2-4 года позже, и нахождение их в среде других детей (ясли, детский сад) приводит к их заражению вирусными или бактериальными инфекциями. Иммунитет ребенка в руках родителей — Детки, которые сразу после появления на свет были приложены к груди, реже болеют и растут более крепкими.
11 слайд
Описание слайда:
Нарушение иммунной системы как причина старения. Доктор Рой Уолфорд из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе выдвинул предположение, что процесс старения – это самоуничтожение организма, происходящее из-за нарушений в иммунной системе. Даже в молодости, при отсутствии каких-либо патологий и ведении здорового образа жизни, в организме непрерывно появляются ядовитые вещества, способные разрушать клетки и повреждать ДНК.
12 слайд
Описание слайда:
СПИД В наше время из самых важных и острых проблем человечества являются СПИД: синдром приобретенного иммунодефицита. Его называют чумой 20 века. Вызывается он вирусом иммунодефицита человека-ВИЧ, который поражает защитную систему организма. Эпидемия СПИДа длится уже около 20 лет: считается, что первые массовые случаи заражения ВИЧ-инфекцией произошли в конце 1970-ых годов. Хотя с тех пор ВИЧ был изучен лучше, чем любой вирус в мире, миллионы людей продолжают умирать от СПИДа, и миллионам людей ставится диагноз ВИЧ- инфекция. Это заболевание определяется наличием антител в организме. Социологические исследования показали, что от вируса погибло более 20 миллионов человек (за 20 лет исследования), 40 млн. живут с этим страшным диагнозом.
13 слайд
Описание слайда:
Немного из истории… Про иммунитет люди знали и раньше: ещё в Древнем Китае, больше 3000 лет назад, когда не было никаких микроскопов, в трудах китайских учёных говорилось о том, что наш мир населяют миллионы невидимых существ – бактерий и вирусов. Древние китайские медики считали, что выжить в этом мире возможно, если противостоять воздействию возбудителей заболеваний и укреплять свой организм, его защитные силы, или, выражаясь по-нашему – иметь сильный иммунитет.
14 слайд
Описание слайда:
*Вести здоровый образ жизни. *Физические тренировки. *Закаливание. *Правильное питание. *Режим труда и отдыха. *Полноценный сон. *Выработка иммунитета с помощью прививок. *Психологический комфорт. Способы укрепления иммунитета.
15 слайд
Описание слайда:
Народная мудрость гласит: «Организм — сам себе врач!» Здоровье организма в наших руках!!! Будьте здоровы!!!
16 слайд
Описание слайда:
Литература Толковые словари С.И Ожегова , Д.Н Ушакова. https://www.neuch.ru/referat/26033.html https://www.tiensmed.ru/immunity.html https://www.inflora.ru/diet/diet133.html Учебное пособие «Биология человека»
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии и химии
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-556002
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Слайд 1
Презентацию выполнила: Копосова Татьяна Борисовна учитель биологии ГБОУ шк.№423, Кронштадтского района, г. Санкт-Петербурга
Слайд 2
Защитные барьеры организма Проникновение м/о в организм Кожа, слизистые оболочки (слёзы, пот, слюна, соляная кислота) + мо живущие на коже и слизистых оболочках Кровь (лейкоциты); лимфа (лимфоциты); тканевая жидкость (макрофаги) Б О Л Е З Н Ь I барьер II барьер
Слайд 3
ИММУНИТЕТ — способность организма защищать себя от болезнетворных м/о и вирусов, а также от инородных тел и веществ, обеспечивая постоянство внутренней среды организма
Слайд 4
Формы иммунитета Неспецифический ( лейкоциты и макрофаги ) Специфический (лимфоциты: антитела на антигены) Осуществляется лейкоцитами путем фагоцитоза Действует на все микроорганизмы, независимо от их химической природы Организм способен распознавать вещества (антигены), отличные от его клеток и тканей и уничтожать только эти чужеродные клетки и вещества с помощью антител
Слайд 5
Виды лейкоцитов Выполняемая роль Фагоциты (макрофаги) Участвуют в фагоцитозе, пожирают антигены Лимфоциты Т-лимфоциты Распознают антигены и расшифровывают их химическую структуру В-лимфоциты Продуцируют антитела Антигены — чужеродные вещества и микроорганизмы, способные вызывать иммунную реакцию. * микробы, вирусы, любые другие клетки Антитела — особые белки, специфически связывающиеся с проникающими в организм чужеродными веществами Интерферон – особые вещества, вырабатываемые клеткой для борьбы против вирусов, попавших внутрь её.
Слайд 6
Механизмы иммунитета Клеточный – заключается в фагоцитозе Гуморальный –заключается в выработке антител
Слайд 7
Иммунная система Центральные органы иммунной системы: Костный мозг Расположен в трубчатых костях скелета. Вырабатывает лейкоциты, которые поступают в кровеносное русло. Тимус (вилочковая железа) Тимус располагается у основания шеи, за грудиной. Вырабатывает Т-лимфоциты. Периферические органы иммунной системы: Селезёнка Находится в левом подреберье. Содержит большое количество Т-лимфоцитов и В-лимфоцитов, которые обеспечивают иммунологическую «проверку» крови. Лимфатические узлы Располагаются по ходу лимфатических сосудов. Содержат В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги.
Слайд 8
Воспаление — это местная реакция организма на проникновение мо, вирусов, различных веществ
Слайд 9
Мечников И лья И льич (1845-1916) р усский биолог , основоположник иммунологии, создатель учения о воспалительных процессах в организме и фагоцитозе (1908 г. – Нобелевская премия )
Слайд 10
Инфекционные заболевания Используя текст §18, выполните следующие задания: стр.91-92 Базовый уровень: Какие заболевания называют инфекционными? Перечислите известные вам инфекционные заболевания. Повышенный уровень: Что такое «ворота инфекции»? Перечислите основные стадии развития инфекционного заболевания.
Слайд 11
Меры профилактики инфекционных заболеваний тщательное мытьё рук, фруктов и овощей кипячение, обработка дезинфицирующими средствами изоляция и лечения заболевших соблюдение мер личной гигиены профилактические прививки, лечебные сыворотки и другие
Слайд 12
Организм имеет два барьера защиты от болезнетворных организмов. Защитная реакция организма на внедрение болезнетворных м/о, вирусов, инородных тел и веществ называется иммунитетом. Существует две формы иммунитета: неспецифический иммунитет (действует на все виды м/о) и специфический иммунитет (действует на конкретный антиген). Клетками, осуществляющими в организме иммунную реакцию, являются В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги, которые образуются органах иммунной системы. Инфекционные заболевания отличаются от других тем, что заразны, имеют циклическое течение и формируют постинфекционный иммунитет.
Слайд 13
Домашнее задание Выучить §18; Уметь отвечать на вопросы после параграфа и выполнить задание на информационном листе. Подготовить сообщения: «Л. Пастер. Вакцина. Лечебные сыворотки» «Э.Дженнер. Методы оспопрививания»
Иммунитет
Иммуните́т (лат . immunitas ‘освобождение, избавление от чего-либо’) — это способность иммунной системы избавлять организм от генетически чужеродных объектов.
Обеспечивает гомеостаз организма на клеточном и молекулярном уровне организации.
Назначение иммунитета:
- Простейшие защитные механизмы, имеющие своей целью распознавание и обезвреживание патогенов,
противостоящие вторжению генетически чужеродных объектов
- Обеспечение генетической целостности особей вида на протяжении их индивидуальной жизни
Характерные признаки иммунной системы:
- Способность отличать «своё» от «чужого»;
- Формирование памяти после первичного контакта с чужеродным антигенным материалом;
- Клональная организация иммунокомпетентных клеток, при которой отдельный клеточный клон способен, как правило, реагировать лишь на одну из множества антигенных детерминант.
Классификации Классификация
Врождённый (неспецифический)
Адаптивный (приобретённый, специфический )
Также есть еще несколько классификаций иммунитета:
- Приобретённый активный иммунитет возникает после перенесённого заболевания или после введения вакцины.
- Приобретённый пассивный иммунитет развивается при введении в организм готовых антител в виде сыворотки или передаче их новорождённому с молозивом матери или внутриутробным способом.
- Естественный иммунитет включает врождённый иммунитет и приобретённый активный (после перенесённого заболевания), а также пассивный иммунитет при передаче антител ребёнку от матери.
- Искусственный иммунитет включает приобретённый активный после прививки (введение вакцины) и приобретённый пассивный (введение сыворотки).
- Иммунитет подразделяют на видовой (доставшийся нам в силу особенностей именно нашего – человеческого – организма) и приобретенный в результате «обучения» иммунной системы.
- Так, именно врожденные свойства защищают нас от собачьей чумы, а «обучение прививкой» — от столбняка.
Стерильный и нестерильный иммунитет .
- После заболевания в некоторых случаях иммунитет сохраняется пожизненно. Например корь, ветряная оспа. Это стерильный иммунитет . А в некоторых случаях иммунитет сохраняется только до тех пор, пока в организме есть возбудитель (туберкулез, сифилис) — нестерильный иммунитет.
яяя
Главные органы, ответственные за иммунитет, — красный костный мозг, тимус, лимфоузлы и селезенка . Каждый из них выполняет свою важную работу и дополняет друг друга.
Механизмы защиты иммунной системы
Существует два основных механизма, за счет которых осуществляются иммунные реакции . Это гуморальный и клеточный иммунитет. По названию видно, что гуморальный иммунитет реализуется за счет образования определенных веществ, а клеточный – благодаря работе определенных клеток организма.
Гуморальный иммунитет
- Этот механизм иммунитета проявляется при образовании антител к антигенам – чужеродным химическим веществам, а также микробным клеткам. Основополагающую роль в гуморальном иммунитете берут на себя В-лимфоциты. Именно они распознают чужеродные структуры в организме, а потом вырабатывают на них антитела – специфические вещества белковой природы, которые еще называют иммуноглобулинами.
- Антитела, которые вырабатываются, исключительно специфичны, то есть взаимодействовать они могут только с теми чужеродными частицами, которые вызвали образование этих антител.
- Иммуноглобулины (Ig) находятся в крови (сывороточные), на поверхности иммунокомпетентных клеток (поверхностные), а также в секретах желудочно-кишечного тракта, слезной жидкости, грудном молоке (секреторные иммуноглобулины).
Гуморальный иммунитет
- Кроме того, что антигены высоко специфичны, у них есть еще и другие биологические характеристики. Они имеют один или несколько активных центров, которыми взаимодействуют с антигенами. Чаще их два и больше. Прочность связи активный центр антитела – антиген зависит от пространственной структуры веществ, вступающих в связи (т.е. антитела и антигена), а также количества активных центров у одного иммуноглобулина. С одним антигеном могут связываться сразу несколько антител.
- У иммуноглобулинов существует своя классификация с помощью латинских букв. В соответствии с ней иммуноглобулины подразделяются на Ig G, Ig M, Ig A, Ig D и Ig E. Они отличаются по структуре и функциям. Одни антитела появляются сразу после инфицирования, а другие – позже.
Эрлих Пауль открыл гуморальный иммунитет.
Клеточный иммунитет
- Клеточный иммунитет, кроме противогрибкового, противовирусного и противоопухолевого иммунитета, обеспечивает защиту организма от внутриклеточных паразитов, а также участвует в отторжениях чужеродных тканей (при трансплантациях) и в аллергических реакциях замедленного типа.
- Вторая группа иммунокомпетентных клеток, участвующих в клеточных иммунных реакциях, – это фагоциты. Фактически, это лейкоциты разных видов, которые находятся либо в крови (циркулирующие фагоциты), либо в тканях (тканевые фагоциты). В крови циркулируют гранулоциты (нейтрофилы, базофилы, эозинофилы) и моноциты. Тканевые фагоциты находятся в соединительной ткани, селезенке, лимфоузлах, легких, эндокринных клетках поджелудочной железы и др.
- Процесс уничтожения антигена фагоцитами называется фагоцитоз. Он крайне важен для обеспечения иммунной защиты организма.
Илья Ильич Мечников открыл клеточный иммунитет.
Фагоцитоз
- Фагоцито́з (Фаго — пожирать и цитос — клетка) — процесс, при котором специальные клетки крови и тканей организма (фагоциты) захватывают и переваривают возбудителей инфекционных заболеваний и отмершие клетки. Осуществляется двумя разновидностями клеток: циркулирующими в крови зернистыми лейкоцитами (гранулоцитами) и тканевыми макрофагами. Открытие фагоцитоза принадлежит И. И. Мечникову, который выявил этот процесс, проделывая опыты с морскими звёздами и дафниями, вводя в их организмы инородные тела. Например, когда Мечников поместил в тело дафнии спору грибка, то он заметил, что на нее нападают особые подвижные клетки. Когда же он ввел слишком много спор, клетки не успели их все переварить, и животное погибло. Клетки, защищающие организм от бактерий, вирусов, спор грибов и пр. Мечников назвал фагоцитами.
Вывод
- Иммунитет – важнейший процесс нашего организма, помогающий поддерживать его целостность, защищающий его от вредных микроорганизмов и чужеродных агентов.
Инфоурок
›
Биология
›Презентации›Презентация к уроку биологии » Иммунитет»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
ИММУНИТЕТ ЧЕЛОВЕКА Учитель биологии и экологии МБОУ СОШ №103 Сидорова Елена Николаевна 2015 г.
2 слайд
Описание слайда:
ЧЕЛОВЕКА ПОСТОЯННО ОКРУЖАЕТ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ВИРУСОВ, БАКТЕРИЙ, МИКРОСКОПИческих ГРИБОВ И ЖИВОТНЫХ, КОТОРЫЕ СПОСОБНЫ В ЛЮБУЮ минуту ПРОНИКНУТЬ В НАШ ОРГАНИЗМ И ВЫЗВАТЬ САМЫЕ тяжелые ПОСЛЕДСВИЯ ВПЛОТЬ ДО ЛЕТАЛЬНОГО ИСХОДА!
3 слайд
Описание слайда:
1.ЧТО ЖЕ ПОМОГАЕТ ЧЕЛОВЕКУ ВЫЖИТЬ И СОХРАНИТЬ СВОЕ ЗДОРОВЬЕ СРЕДИ МНОЖЕСТВА ЧУЖЕРОДНЫХ ОРГАНИЗМОВ? 2. ПОЧЕМУ РАНЬШЕ ЛЮДИ ЧАЩЕ БОЛЕЛИ И УМИРАЛИ ОТ ДИФТЕРИИ,ЧУМЫ, ХОЛЕРЫ, СТОЛБНЯКА ….? 3. ПОЧЕМУ РАНЬШЕ ПРИ ПЕРЕЛИВАНИИ КРОВИ ИНОГДА ЛЮДИ УМИРАЛИ?
4 слайд
Описание слайда:
ЧТО ТАКОЕ ИММУНИТЕТ?
5 слайд
Описание слайда:
Впервые понятие «иммунитет» было предложено И.И. Мечниковым и Л.Пастером В 1908 г. Изначально считалось, что иммунитет человека – это невосприимчивость организма к каким-либо инфекционным заболеваниям
6 слайд
Описание слайда:
сейчас уже известно, что иммунитет способен защищать весь организм не только от болезнетворных микробов, но и от любых генетически чужеродных агентов
7 слайд
Описание слайда:
ИММУНИТЕТ ЧЕЛОВЕКА-ЭТО ЗаЩИТНая реакция организма, направленная против генетически чужеродных, не свойственных данному организму агентов
8 слайд
Описание слайда:
ГЕНЕТИЧЕСКИ ЧУЖЕРОДНЫЕ агентами могут быть : 1.БАКТЕРИИ 2.ВИРУСЫ
9 слайд
Описание слайда:
3.МИКРОСКОПИЧЕСКИЕ ГРИБЫ и животные
10 слайд
Описание слайда:
4. КЛЕТКИ 5.ТКАНИ Раковые клетки, клетки эритроцитов чужой группы крови… Трансплантация чужих тканей и органов
11 слайд
Описание слайда:
К этим чужеродным телам у человека вырабатывается иммунитет
12 слайд
Описание слайда:
КАКИМ ОБРАЗОМ ЭТО ПРОИСХОДИТ ? КАКИЕ ВИДЫ ИММУНИТЕТА ИЗВЕСТНЫ ? ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ !
13 слайд