Иммунитет это 8 класс
Фагоцитоз и выработка антител лейкоцитами — единый защитный механизм, названный иммунитетом.
Под иммунитетом понимают устойчивость организма к инфекционным агентам и чужеродным веществам.
Механизмы иммунитета защищают организм от инфекционных агентов (бактерий и вирусов), освобождают его от погибших, а также переродившихся клеток.
Реакции иммунитета являются причиной отторжения пересаженных органов и тканей.
Осложнения при переливании несовместимой группы крови также связаны с иммунными реакциями.
Очень важную роль в формировании иммунитета играет вилочковая железа, или тимус. Она расположена за грудиной и хорошо развита только в детстве.
Люди уже с рождения невосприимчивы ко многим болезням, так как в их крови содержатся готовые антитела. Такой иммунитет называют врождённым. Врождённый иммунитет наследуется от родителей.
Пример:
у человека с рождения имеется иммунитет к возбудителю чумы собак. Человек не заболевает этой болезнью.
В результате перенесённой инфекционной болезни в организме человека тоже образуются антитела — вырабатывается иммунитет. Такой иммунитет получил название приобретённого. Если возбудители болезни снова попадут в организм обладателя приобретённого иммунитета, то вырабатываемые антитела очень быстро этих возбудителей уничтожат, и человек не заболеет.
Пример:
переболев корью, коклюшем, ветряной оспой, люди, как правило, не заболевают этими болезнями повторно.
Врождённый и приобретённый иммунитет называют естественным.
Чтобы уберечь человека от заражения той или иной инфекционной болезнью (оспой, краснухой, паротитом (свинкой), полиомиелитом, дифтерией и др.), человеку делают прививки — вводят вакцину (убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни) и таким образом создают искусственный иммунитет.
Прививка вызывает заболевание в лёгкой форме, при этом образуются защитные антитела. Это — активный иммунитет. Прививки спасли жизни многим людям.
Пример:
в (1769) г. английский врач Эдуард Дженнер заметил, что крестьянки, ухаживающие за коровами, довольно часто заражаются от животных заболеванием «коровьей оспой», которая протекает у людей легко. А в периоды эпидемий те, кто переболел «коровьей оспой», никогда не болели человеческой оспой (очень опасным, часто смертельным заболеванием человека). Дженнер сначала привил восьмилетнему мальчику «коровью оспу», а через (1,5) месяца заразил его человеческой оспой. Ребёнок не заболел. Таким образом были разработаны прививки.
Если заболевшему человеку нужно быстро оказать помощь, ему обычно вводят готовые антитела в виде лечебной сыворотки, которую получают из плазмы крови животных или людей, перенёсших инфекционное заболевание. Это пассивный иммунитет.
Пример:
лечебные сыворотки часто являются единственным средством при лечении смертельно опасных болезней, например столбняка. Возбудитель столбняка находится в почве и при загрязнении раны землёй может попасть в организм и вызвать эту тяжёлую болезнь. В случае подозрения на столбняк следует срочно ввести противостолбнячную сыворотку в лечебном учреждении.
Однако введённые в организм с сывороткой антитела недолговечны, и человек через некоторое время снова становится восприимчив к данной болезни.
Лечебная сыворотка — это препарат плазмы крови без фибриногена, содержащий готовые антитела, которые образовались в крови животного (или человека), ранее заражённого данным возбудителем (перенёсшего данное заболевание).
Различают два типа иммунитета: специфический и неспецифический.
Неспецифический иммунитет носит видоспецифический характер, то есть практически одинаков у всех представителей одного вида. Он направлен против любых чужеродных веществ и обеспечивает борьбу с инфекцией на ранних этапах её развития, когда специфический иммунитет ещё не сформировался.
Неспецифический иммунитет врождённый. Он формируется уже у плода и обеспечивается кожей и клетками слизистых оболочек.
Состояние неспецифического иммунитета определяет предрасположенность человека к различным банальным инфекциям, возбудителями которых являются условно патогенные микробы.
Специфический иммунитет носит индивидуальный характер и формируется на протяжении всей жизни человека в результате контакта его иммунной системы с различными микробами и антигенами. Специфический иммунитет обеспечивается антителами, выделяемыми лимфоцитами, и направлен на определённый антиген.
Специфический иммунитет сохраняет память о перенесённой инфекции и препятствует её повторному возникновению.
Источники:
Любимова З. В., Маринова К. В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. — М.: Владос.
https://festival.1september.ru/articles/588083/
https://www.tiensmed.ru/news/eritrociti1.html
https://www.rlsnet.ru/books_book_id_2_page_38.htm
Человек живёт среди микроорганизмов, некоторые из которых вызывают заболевания. Однако благодаря иммунитету человек не болеет постоянно и может справляться со многими болезнями, которые раньше считались смертельными.
Что это?
В широком смысле понятие «иммунитет» означает устойчивость организма к различным заболеваниям и чужеродным веществам.
Функции иммунитета:
- поддерживает постоянство внутренней среды (гомеостаз);
- сохраняет невосприимчивость организма к возбудителям заболеваний;
- обезвреживает вредные вещества, уничтожает чужеродные частицы;
- способствует быстрому заживлению ран.
Чем меньше сопротивляемость организма бактериям и вирусам, тем чаще болеет человек. Поэтому важно повышать иммунитет, «тренировать» клетки, стимулировать кровеносную систему (заниматься спортом, закаливанием, правильно питаться).
Виды
В зависимости от способа приобретения выделяют два типа иммунитета:
- врождённый – передаётся от родителей к детям, закреплён в геноме;
- приобретённый – вырабатывается в процессе жизни.
Врождённый также называют конституционным, наследственным, видовым. Приобретённый иммунитет классифицируется на подвиды, описанные в таблице.
Типы | Активный | Пассивный |
Естественный иммунитет | Формируется после перенесения заболевания. Сохраняется на всю жизнь | Формируется при передаче иммуноглобулинов от материи ребёнку через плаценту или молоко |
Искусственный иммунитет | Формируется после вакцинации. Остаётся на всю жизнь | Формируется при введении сыворотки с готовыми антителами, которые действуют мгновенно. Имеет непродолжительный срок действия |
Что даёт защиту?
В зависимости от места действия защитной реакции выделяют иммунитет:
- местный (внешний) – оказывает влияние на месте появления болезнетворных микроорганизмов;
- общий (внутренний) – обеспечивает общую защиту организма посредством клеток крови.
К внешнему относятся естественные барьеры:
ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой
- кожа;
- полость рта;
- слизистые носа и дыхательных путей;
- желудочно-кишечный тракт.
Общая иммунная система включает несколько компонентов на разных уровнях:
- специфичные органы – тимус (вилочковая железа), селезёнка, красный костный мозг, лимфатические узлы;
- иммунные клетки – лейкоциты разных видов в зависимости от выполняемой функции;
- антитела – активные белки, выделяемые иммунными клетками и уничтожающие чужеродные частицы.
Рис. 1. Тимус.
Иммунные реакции, протекающие без выработки антител, называются клеточным иммунитетом, с выработкой – гуморальным.
В связи с этим выделяют две общие группы лейкоцитов:
- фагоциты – поглощают и переваривают чужеродные частицы;
- лимфоциты – выделяют особые антитела.
Согласно фагоцитарной теории, разработанной Ильёй Мечниковым, фагоциты выполняют следующие функции:
- защищают организм от ядов, инфекций, продуктов распада;
- запоминают антигены и передают их лимфоцитам;
- выделяют ферменты и активные вещества, обезвреживающие токсины и микроорганизмы.
Рис. 2. Фагоциты.
Не всегда фагоциты справляются с чужеродными микроорганизмами самостоятельно. В этом случае действенными оказываются лимфоциты. Это особые лейкоциты, которые «обучаются» в тимусе и получают специализацию. Их называют Т-лимфоцитами или тимус-зависимыми лимфоцитами. Классификация Т-лимфоцитов:
- Т-хэлперы – распознают чужеродные микроорганизмы и стимулируют размножение других лимфоцитов;
- Т-киллеры – уничтожают антигены;
- Т-супрессоры – подавляют иммунный ответ, когда исчезает необходимость.
Гуморальный иммунитет поддерживают В-лимфоциты, которые вырабатывают антитела в ответ на выработку антигенов – вредных чужеродных веществ. В-лимфоциты способны не только обезвреживать специфические антигены, но и запоминать их. Именно поэтому при повторном попадании инфекции организм не заболевает, т.к. у В-лимфоцитов уже есть ответные антитела.
Рис. 3. Лимфоциты.
Механизм формирования защитной реакции происходит постепенно. Сначала микроорганизмы сталкиваются с естественным барьером. При его преодолении они попадают в кровь, что стимулирует выработку лейкоцитов, в том числе различных лимфоцитов, которые в соответствии со специализацией распознают и уничтожают антигены.
Неблагоприятный ответ организма на пересадку органов и тканей, переливание крови называется трансплантационным иммунитетом. Чем больше генетических различий, тем сильнее выражена иммунная реакция. Поэтому важно правильно подбирать донора, клетки которого будут восприниматься как свои собственные.
Что мы узнали?
Из урока биологии 8 класса узнали об особенностях иммунитета. По определению иммунитет – это ответная реакция организма на действие вредных микроорганизмов. Выделяют врождённый иммунитет, присущий всем родившимся детям (лейкоциты вырабатываются с другими клетками крови), и приобретённый, вырабатывающийся при контакте с чужеродными клетками, а также вследствие вакцинации (клетки учатся в процессе жизни).
Тест по теме
Оценка доклада
Средняя оценка: 4.5. Всего получено оценок: 1132.
План-конспект урока
Дата Предмет «Биология»Класс 8 № урока 32
Тема урока: «Иммунитет. Органы иммунной системы: красный костный мозг, тимус, лимфатические узлы. Иммунная реакция. Антигены и антитела.»
Цель урока: ученики должны знать что такое иммунитет. Органы иммунной системы: красный костный мозг, тимус, лимфатические узлы. Иммунная реакция. Антигены и антитела.
Обучающая: дать представление о защитной системе организма – иммунитете, формировать новые анатомо-физиологические понятия – о строении иммунной системы, о механизмах иммунитета, о видах иммунитета, об особенностях разных видов иммунитета, о возбудителях заболеваний, показать пользу прививок.
Развивающие – развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, речь, внимание и память, формировать приемы обобщение и анализа, выделения главного, способствовать развитию умения работать индивидуально и в сотрудничестве.
Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма на примерах научных биологических открытий; убеждать в практической необходимости знаний физиологических процессов; продолжать гигиеническое, валеологическое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок.
Тип урока: комбинированный
Форма организации урока: словесный
Дидактическое обеспечение урока: презентация
Ход урока.
1. Организационный этап: Здравствуйте ребята! Садитесь! Отметим отсутствующих.
2. Этап проверки домашнего задания
1. Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами (фагоцитоз).
2. Белые кровяные клетки (лейкоциты).
3. Жидкая часть крови (плазма).
4. Наследственное заболевание, выражающиеся в склонности к кровотечениям (гемофилия).
5. Сколько лейкоцитов содержится в 1 мм3 крови (6-8 тыс.).
6. Из чего состоит тромб? (из фибрина и застрявших клеток крови).
3. Этап актуализации субъективного опыта учащихся. Сообщение темы урока «Иммунитет. Органы иммунной системы: красный костный мозг, тимус, лимфатические узлы. Иммунная реакция. Антигены и антитела.»
4. Этап изучения нового материала.
Оказывается, организм имеет несколько преград для всего чужеродного, способного вызвать заболевание: первая преграда — это кожа и слизистые оболочки; вторая — иммунитет.
На каждом шагу людей подстерегают микробы. Чем объяснить, что не всегда при заражении микробами человек заболевает, а если и заболевает, то болезнь протекает не у всех одинаково? Заражение и заболевание — разные процессы. Человек может заразиться, то есть быть носителем самых разных микробов, и в том числе очень опасных, но не всегда заболеть. Для некоторых болезней на 8-10 случаев носителей инфекции встречается один случай заболевания. Особенно часто люди бывают носителями туберкулезной палочки. Организм активно борется с инфекцией, задерживает ее развитие, и человек не заболевает. Заражение переходит в заболевание только в том случае, если организм ослаблен, точнее — ослаблена его защитная система.
Что такое иммунитет
1) Способность организма (перешедшая по наследству или приобретенная в течение жизни) защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов, инородных тел и веществ.
2) Способность организма защищать свою целостность и биологическую индивидуальность.
Клеточный и гуморальный иммунитет
Клеточный иммунитет заключается в фагоцитозе, а гуморальный – в выработке антител.
Антигены – бактерии, вирусы и их токсины, а также переродившиеся клетки организма.
Антитела – молекулы белка, синтезируемые в ответ на присутствие чужеродного вещества – антигена. Каждое антитело распознает свой антиген.
Рассмотрим, какую роль играют лимфоциты в формировании иммунитета.
Т-лимфоциты обеспечивают клеточный иммунитет.
В-лимфоциты обеспечивают гуморальный иммунитет.
Виды иммунитета
Естественный врожденный иммунитет — это невосприимчивость ко многим болезням, данная человеку от рождения. Например, люди не болеют чумой животных.
Естественный приобретенный иммунитет вырабатывается в результате перенесенных болезней. Например, переболев коклюшем, корью, ветряной оспой, люди, как правило, не заболевают этими болезнями повторно.
Искусственный активный иммунитет вырабатывается в результате введения в организм убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни в форме вакцины. При этом организм вырабатывает антитела против данной инфекции и после прививки (так называется данная операция) человек чаще всего не заболевает или болеет более легко. Подобные прививки делают от дифтерии, туберкулеза, полиомиелита и т. д.
Искусственный пассивный иммунитет — это введение готовых антител заболевшему человеку в форме лечебной сыворотки. Лечебную сыворотку получают из плазмы крови животных или человека, перенесших инфекционное заболевание. Такую лечебную сыворотку применяют, например, при тяжелой инфекционной болезни-дифтерии. Так как при использовании лечебных сывороток антитела не образуются в организме, а вводятся в него извне, то они сохраняются в крови очень недолго. Через некоторое время организм вновь становится восприимчивым к болезням.
В организме человека иммунитет вырабатывается не ко всем инфекционным болезням. Некоторыми из них можно болеть много раз в жизни, например, ангиной.
Иммунная система
Объединяет органы и ткани, обеспечивающие защиту организма от генетически чужеродных клеток и веществ, поступающих или образующихся в организме.
Защитный барьер
Протекая по лимфатическим сосудам, лимфа проходит и через лимфатические узлы, где фильтруется и очищается от патогенов и чужеродных частиц. В лимфоузлах макрофаги (одна из форм лейкоцитов) поглощают и переваривают остатки погибших клеток и патогенов. Другой вид лейкоцитов — лимфоциты — вырабатывает антитела для уничтожения патогенов. Миндалины (скопления лимфатической ткани в области зева) захватывают патогенов, попавших в рот. Лимфоциты и макрофаги — это часть иммунной системы, являющейся самой надежной защитой организма от инфекций.
Вечная война
Болезнетворные микроорганизмы — микробы (патогены) — постоянно стремятся проникнуть в тело человека. Фагоциты и лимфоциты уничтожают попавших в тело микробов. Фагоциты захватывают их и поглощают, а лимфоциты вырабатывают антитела -химические киллеры. Антитела связывают микробов, после чего фагоциты могут их захватить и поглотить. Лимфоциты «запоминают» микроб, с которым они сталкивались, и на повторное его вторжение реагируют еще быстрее.
Кровяные пластинки тромбоциты участвуют в свертывании крови и заживлении кровеносных сосудов. Они закрывают разрывы в поврежденных сосудах. Это не позволяет патогенам проникнуть в организм и защищает организм от потери крови.
5.Этап первичной проверки новых знаний.
Что такое иммунитет?
Что такое Антитела
Что такое Антигены
6.Этап информации о домашнем задании. Параграф 31ответить на вопрсы
7.Этап подведения итогов урока. Итог урока . У кого есть вопросы? Выставление оценок.
8.Этап рефлексии. Что вы узнали на уроке?
Понравился ли Вам урок?
Что именно понравилось, а что не понравилось?
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей с. Месягутово муниципального района Дуванский район
Республики Башкортостан
Урок биологии в 8 б классе
по теме «Иммунитет»
Разработала и провела: Чередниченко А.А.,
учитель географии и биологии
высшей категории
2018
Урок биологии в 8 классе по теме: «Иммунитет»
Цели:
1. Формировать знания учащихся о защите организма от микроорганизмов
2. Развивать речь, умение сравнивать, анализировать и делать выводы;
3. Воспитывать бережное отношение к здоровью
Задачи:
Образовательные:
раскрыть материал о защитных свойствах организма;
познакомить школьников с понятиями: «иммунитет», «фагоцитоз», «антитела», «антигены».
Развивающие:
продолжать формирование умения работать со справочной литературой, умения сравнивать, анализировать и обобщать;
вооружить учащихся умениями, необходимыми для укрепления здоровья.
Воспитательные:
воспитывать потребность соблюдения санитарно-гигиенических навыков, вести здоровый образ жизни;
воспитывать ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
воспитывать чувство патриотизма на примерах научных открытий;
Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация подготовленная учителем в программе Power Point «Иммунитет», интерактивный учебник «Кирилл и Мефодий».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы: рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа с учебником, демонстрация презентации, видео и анимационных фрагментов.
Ход урока:
I. Организационный момент
Ребята, послушайте, пожалуйста, отрывок из произведения А.С.Пушкина «Пир во время чумы»
Ныне церковь опустела;
Школа глухо заперта;
Нива праздно перезрела;
Роща тёмная пуста;
И селенье, как жилище
Погорелое, стоит, —
Тихо всё. (Одно кладбище)
Не пустеет, не молчит.
Поминутно мёртвых носят,
И стенания живых
Боязливо Бога просят
Успокоить души их!
Поминутно места надо,
И могилы меж собой,
Как испуганное стадо,
Жмутся тесной чередой.
О чём идёт речь в данном отрывке?
Возможный ответ обучающихся: об эпидемии чумы.
Чума известна с глубокой древности. В 6 веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн человек. В 6 веке от чумы в Европе погибла 1/4 часть населения — 10 млн человек. Чуму называли чёрной смертью.
Не менее опасна была и оспа. В 18 веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тысяч человек. Ею заболевало 2/3 родившихся и из 8 человек трое умирало. Особой приметой того времени считалось «Знаков оспы не имеет».
Почему же даже самые страшные болезни и продолжительные эпидемии были опасны для одних и проходили без особых последствий для других?
— ответы обучающихся.
Оказывается организм имеет несколько преград для всего чужеродного кожа, а также в нашем организме имеются клетки крови, которые защищают наш организм — это клетки крови лимфоциты и лейкоциты. С ними мы познакомились на предыдущем уроке.
Учитель: Давайте попробуем угадать, о чём же мы сегодня будем говорить на уроке?
Возможные ответы учащихся: о борьбе организма с инфекциями.
II. Проверка знаний
Ребята! Но прежде чем приступить к изучению нового материала нам необходимо проверить, насколько прочны ваши знания по вопросам темы: Кровь и внутренняя среда организма.
Индивидуальный опрос:
(двум учащимся предлагается выполнить задания по карточкам)Фронтальный опрос:
Какие форменные элементы крови вам известны?
Как строение и состав эритроцита обеспечивает его функцию?
Какую функцию выполняют лейкоциты?
Что такое фагоцитоз и фагоциты?
Какие клетки способны к фагоцитозу? (макрофаги)
Какие структуры принимают участие в свертывании крови?
Наличие каких веществ в плазме крови обуславливает процесс свертываемости?
Какие органы в организме отвечают за процесс кроветворения?
III. Основная часть
1. Актуализация знанийЧеловек живет в окружении разнообразных микробов: бактерий, вирусов, грибков, простейших. Любой организм при этом защищается от них различными способами. Сегодня на уроке мы разберём основные механизмы защиты организма человека от различных инфекций. Тема сегодняшнего занятия: «Иммунитет»
2. Защитные барьеры организма .(слайд №2)
Проникновение микроорганизмов
I барьер
Кожа, слизистые оболочки (слёзы, пот, слюна, соляная кислота) + микрооранизмы живущие на коже и слизистых оболочках
II барьер
Кровь (лейкоциты); лимфа (лимфоциты); тканевая жидкость (макрофаги)
Б О Л Е З Н Ь
(слайд №3)
Иммунитет — способность организма защищать себя от болезнетворных микроорганизмов и вирусов, а также от инородных тел и веществ, обеспечивая постоянство внутренней среды организма 3. Формы и механизмы иммунитета (слайд №4)
Самой древней формой иммунитета является неспецифический иммунитет, который действует на все виды микроорганизмов, независимо от их химической природы.
Другая форма иммунитета – специфический иммунитет – связан со способностью организма распознавать вещества, отличные от его клеток и тканей, и уничтожать только эти чужеродные клетки и вещества.
– Какова роль лейкоцитов в иммунитете?
Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к учебнику на стр.90-91 и заполним таблицу на информационном листе (5 минут)
(проверка выполненной работы, сопоставляя заполнение таблицы со слайдом №5)
Виды лейкоцитов
Выполняемая роль
Фагоциты (макрофаги)
Участвуют в фагоцитозе, пожирают антигены
Лимфоциты
Т-лимфоциты
Распознают антигены и расшифровывают их химическую структуру
В-лимфоциты
Продуцируют антитела
Механизмы иммунитета (слайд 5)
Механизм иммунитета подразделяется на гуморальный и клеточный, хотя они выполняют различные функции, но при этом они тесно взаимосвязаны, и их разделение условно.
1. Клеточный механизм иммунитета
Клеточный иммунитет направлен на распознавание и уничтожение патогенных грибков, вирусов, внутриклеточных бактерий, чужеродных тканей и клеток, опухолей (измененных собственных клеток).
Уничтожение вредного фактора клетками-фагоцитами и макрофагами
(показать видео-эпизод «Уничтожение раковой клетки», интерактивный учебник «Кирилл и Мефедий)
2. Гуморальный механизм иммунитета
Гуморальный иммунитет – это защита организма от инфекций, осуществляемая белками антигенами, растворимыми в крови и жидкостях нашего организма. В основе этого процесса лежит специфическое взаимодействие антител с антигенами.
Антигены – это чужеродные белки или другие высокомолекулярные соединения.
Антитела – это белки, синтезируемые В-лимфоцитами, которые являются основным клеточным материалом гуморального иммунитета. В-лимфоциты сначала образуются в печени плода, а после рождения в красном костном мозге, который локализуется в полости трубчатых костей.
При появлении любого чужеродного белка в крови, будь он вредный или безвредный, возникают антитела, это защитная реакция организма, реакция на «чужого». Антитела делятся на 5 основных классов различных по функциям. Но все они направлены на защиту организма. Различие между клеточным и гуморальным иммунитетом заключается в объекте их воздействия. Интерферон – особые вещества, вырабатываемые клеткой для борьбы против вирусов, попавших внутрь её.
4. Органы кроветворения слайд 6
У позвоночных животных есть специальные органы, где формируются клетки крови, участвующие в иммунной реакции.Центральные органы иммунной системы:Костный мозг (Расположен в трубчатых костях скелета. Вырабатывает лейкоциты, которые поступают в кровеносное русло) Тимус (вилочковая железа) (Тимус располагается у основания шеи, за грудиной. Вырабатывает Т-лимфоциты)Периферические органы иммунной системы: слайд 7Селезёнка (Находится в левом подреберье. Содержит большое количество Т-лимфоцитов и В-лимфоцитов, которые обеспечивают иммунологическую «проверку» крови)
Лимфатические узлы (Располагаются по ходу лимфатических сосудов. Содержит В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги)
5. Воспаление Рис. 47 стр.92 (слайд 8)
Воспаление — это местная реакция организма на проникновение мо, вирусов, различных веществ
Признаки:
1. покраснение поражённого участка
2. повышение температуры
3. боли
4. нагноениеЗначение:
1. не допустить распространение микробов на весь организм
2. полное уничтожение микробов
Гной — погибшие микроорганизмы и фагоциты
Опережающее задание
. Сообщение учащегося о Мечникове И.И. Слайд 9
МЕ́ЧНИКОВ Илья Ильич (1845-1916), российский биолог и патолог, один из основоположников сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии, иммунологии, создатель научной школы, член-корреспондент (1883), почетный член (1902) Петербургской АН. С 1888 в Пастеровском институте (Париж). Совместно с Н. Ф. Гамалеей основал (1886) первую в России бактериологическиую станцию. Открыл (1882) явление фагоцитоза. В трудах «Невосприимчивость в инфекционных болезнях» (1901) изложил фагоцитарную теорию иммунитета. Создал теорию происхождения многоклеточных организмов. Труды по проблеме старения. Нобелевская премия (1908, совместно с П. Эрлихом).
МЕ́ЧНИКОВ Илья Ильич [3 (15) мая 1845, имение Панасовка в деревне Ивановка, ныне Купянский район Харьковской области — 2 (15) июля 1916, Париж], российский биолог и патолог, создатель учения о фагоцитозе и теории иммунитета, один и основоположников эволюционной эмбриологии и отечественно микробиологии.IV Работа с учебником. Заполнить схему
Иммунитет
Инфекционные заболевания(слайд №10)
Используя текст §18, выполните следующие задания: стр.91-92Базовый уровень:
Какие заболевания называют инфекционными?
Укажите отличительные особенности инфекционных заболеваний
Перечислите известные вам инфекционные заболевания.
Повышенный уровень:
Что такое «ворота инфекции»?
Перечислите основные стадии развития инфекционного заболевания.
В каком случае, при проникновении в организм инфекции, болезнь не развивается?
Проверка правильности выполнения заданийВывод: иммунитет, выработанный к одному из возбудителей, не гарантирует от заражения другим? Каковы возможные меры профилактики инфекционных заболеваний? (слайд №11)
тщательное мытьё рук, фруктов и овощей
кипячение, обработка дезинфицирующими средствами
изоляция и лечения заболевших
соблюдение мер личной гигиены
профилактические прививки, лечебные сыворотки
V Закрепление
1.Составление синквейна«Иммунитет»
2. Заполните пропуски в текстеИммунитет – это способность организма избавляться от ……………. тел и соединений, сохранять химическое ……………….. внутренней среды и биологическую индивидуальность. Первым барьером на пути болезнетворных факторов являются ………….. и …………… оболочки. Вторым барьером на пути болезнетворных факторов является ………….. среда организма (…………. и лимфа). В состав иммунной системы входят ……………………. мозг, вилочковая железа (тимус), лимфатические узлы, ……………. .VI. Итоги урока (слайд12)
Организм имеет два барьера защиты от болезнетворных организмов.
Защитная реакция организма на внедрение болезнетворных м/о, вирусов, инородных тел и веществ называется иммунитетом.
Существует две формы иммунитета: неспецифический иммунитет (действует на все виды микроорганизмов) и специфический иммунитет (действует на конкретный антиген).
Клетками, осуществляющими в организме иммунную реакцию, являются В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги, которые образуются органах иммунной системы.
Инфекционные заболевания отличаются от других тем, что заразны, имеют циклическое течение и формируют постинфекционный иммунитет.
VII.Домашнее задание: выучить & 18, заполнить таблицу: «Факторы, ослабляющие и укрепляющие иммунитет».
Факторы, ослабляющие иммунитет
Факторы, укрепляющие иммунитет
Подготовить сообщения: «Л. Пастер. Вакцина. Лечебные сыворотки»
Приложение 1
Карточка 1: «Внутренняя среда организма» (базовый уровень)
Внутренняя среда организма — это ….
Заполните схему:
Компоненты внутренней средыКарточка 2: Заполните таблицу «Клетки крови и их значение» (повышенный уровень)
Название клетки
Кол-ва в 1мм3 крови
Строение
Функции
Место образования