Иммунитет это в древней руси это

Иммунитет это в древней руси это thumbnail
  1. Советская историческая энциклопедия

(от лат. immunitas — термин рим. права, означавший освобождение отд. групп населения, нек-рых категорий земель от гос. налогов, повинностей и т. д.) — в ср. века совокупность прав. присвоенных феодалами в процессе насильств. закрепощения крестьянства и обеспечивавших им прямую власть над последним. И. выражался в праве феодала в пределах определ. терр. производить суд, взимать налоги и различные поборы, а также отправлять полицейские функции. И. развивался как неотъемлемый атрибут крупной феод. зем. собственности на определ. стадии развития феод. отношений. Будучи одним из важнейших орудий внеэкономического принуждения, И. служил осн. цели феод. господства — цели получения феод. ренты. И. оформлялся обычно королев. грамотой, запрещавшей вступление (introitus) во владения феодала-иммуниста графам и прочим представителям гос. власти в целях суда, принуждения и сбора фискальных поступлений (поборы, ранее поступавшие в пользу гос. казны, теперь присваивались владельцем И.). Фактически королев. пожалование лишь утверждало захват феодалом этих прав — возникновению И. предшествовало (и ему сопутствовало) складывание спец. аппарата вотчинной власти, к к-рому переходили (частично) функции, выполнявшиеся ранее органами гос. власти. В период становления феодализма И. способствовал закрепощению крестьянства. Иногда король давал И. на земли, до того времени не принадлежавшие феодалу, что вело к превращению их в собственность последнего; под власть вотчинника-иммуниста попадали и свободные крестьяне и даже вассалы.

=====

И. получил широкое распространение во Франкском гос-ве (один из первых памятников, упоминающий о франкском И., — эдикт Хлотаря II, 614; первые дошедшие до нас иммунитетные грамоты относятся к сер. 7 в.); обычно франкский И. передавал вотчиннику-иммунисту только право низшей юрисдикции (т. е. суда по мелким правонарушениям), высшая (суд по уголовным делам) оставалась за графом. Наивысшего развития И. в большинстве европ. стран достиг в 10-12 вв. Объем иммунитетных прав находился в зависимости от степени могущества феодалов — в ряде случаев феодал захватывал и право высшей юрисдикции. И. являлся юридич. выражением политич. раздробленности, поскольку терр., подвластная иммунисту, была изъята (полностью или частично) из ведения представителей центр. власти. В связи с усилением королев. власти и складыванием централизованных гос-в институт И. приходит в упадок (хотя частная власть вотчинников над крестьянами сохраняется в той или иной мере до бурж. революций, а в нек-рых р-нах в период позднего средневековья происходит даже ее укрепление — особенно в р-нах «второго издания крепостничества»). Существовали различия в объеме иммунитетных прав в отд. странах. Так, в Германии, где И. достиг наибольших успехов при Саксонской династии, дальнейшее развитие И. приводило в ряде случаев к образованию компактных иммунитетных владений, что имело большое значение в оформлении территориальных княжеств. Напротив, для Англии (где в англо-саксонский период развилось право частной юрисдикции, близкое к франкскому И., — см. Сока) в целом характерна слабая выраженность И.: в условиях существования относительна сильной централизации гос-ва королев. власть здесь уже с 12 в. ограничивает иммунитетные права отд. феодалов.

=====

Термин «И.» обычно употребляется в отношении стран Зап. Европы, но подобный институт развивался (в той или иной степени) в период феодализма и в др. странах, в том числе и на Востоке (см., напр., в ст. Военно-ленная система). О визант. И. см. Экскуссия. На Руси И. был впервые зафиксирован в грамотах 12 в., но уже в 14-17 вв. из полного И. изымались в пользу гос. власти права сбора осн. налогов и таможенных пошлин, а также суда по вопросам душегубства, разбоя и татьбы с поличным (эти ограничения, в 14-15 вв. еще спорадические, в 16-17 вв. стали приобретать всеобщий характер). И. был уничтожен с отменой крепостного права в 1861 (пережитки сохранялись до 20 в.).

=====

Для бурж. ист.-правовой науки характерным является формально-юридич. подход к анализу И.: рассмотрение И. в первую очередь как совокупности правоотношений, создающихся в результате королев. пожалования (исходя из этого, напр., англ. историки склонны вообще отрицать И. в Англии, поскольку здесь суд.-адм. права феодала далеко не всегда опирались на королев. пожалование), игнорирование осн. значения И. как средства внеэкономич. принуждения по отношению к зависимому крестьянству; большое место бурж. исследователи уделяют вопросу правовых истоков И., объему иммунитетных прав. уровню иммунитетной юрисдикции и т.д.

=====

Осн. источники для изучения И.: королев. грамоты, формулы, капитулярии.

=====

Лит.: Данилов А. И., Осн. черты И. и фогтства на церк. землях в Германии X-XII вв., в сб.: Докл. и сообщения: ист. фак-та МГУ, в. 7, М., 1948; Гутнова Е. В., К вопросу об И. в Англии XIII в., в сб.: Ср. века, в. 3, М., 1951; Гуревич А. Я., Роль королев. пожалований в процессе феод. подчинения англ. крестьянства, там же, в. 4, M., 1953; Колесницкий Н. P., Эволюция раннефеод. системы обл. и местного терр. устройств и рост вотчинной власти в Германии в IX — первой пол. XII вв., там же, в. 9, М., 1957; Граменицкий Д. С., К вопросу о происхождении и содержании франкского И., там же, в. 2, М., 1946; Михаловская Н. С., Каролингский И., там же; Kroell M., L’immunité franque, P., 1910; Seeliger G., Soziale und politische Bedeutung der Grundherrsehart im früheren Mittelalter, Lpz., 1903; Hirsch H., Die Klosterimmunität seit dem Investiturstreit, Weimar, 1913; Mayer Th., Fürsten und Staat, Weimar, 1950; Mitteis H., Der Staat des hohem Mittelalters, 4 Aufl., Weimar, 1953.

Читайте также:  Для иммунитета имбирь лимон клюква

Источник:
Советская историческая энциклопедия
на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. иммунитет —
    Иммун/ите́т/.
    Морфемно-орфографический словарь
  2. иммунитет —
    ИММУНИТ’ЕТ, иммунтета, ·муж. (от ·лат. immunitas — освобождение от повинностей) (·книж. ). 1. Невосприимчивость, способность организма противостоять заразным заболеваниям (мед.). Иммунитет к скарлатине. Иммунитет к животным ядам.
    Толковый словарь Ушакова
  3. Иммунитет —
    I Иммуните́т (от лат. immunitas — освобождение, избавление от чего-либо) невосприимчивость организма к инфекционным агентам и чужеродным веществам антигенной природы, несущим чужеродную генетическую информацию. Наиболее частым проявлением…
    Большая советская энциклопедия
  4. иммунитет —
    Состояние повышенной устойчивости организма к чужеродной биологической агрессии. Иммунитет свойствен всем живым организмам – от простейших до человека, включая растения (фитоиммунитет). У животных бывает врождённым и приобретённым.
    Биология. Современная энциклопедия
  5. иммунитет —
    -а, м. 1. Невосприимчивость организма к какому-л. инфекционному заболеванию (мед., биол.). Врожденный иммунитет. Приобретенный иммунитет. || перен. Способность противостоять чему-л.
    Малый академический словарь
  6. иммунитет —
    сущ., кол-во синонимов: 6 иммунность 2 невосприимчивость 5 параиммунитет 1 право 57 фитоиммунитет 1 экстерриториальность 1
    Словарь синонимов русского языка
  7. иммунитет —
    К чему и против чего. Иммунитет к оспе. Когда вы сумеете выработать свой характер, когда вы ясно определите свое миросозерцание… тогда можно будет сказать, что одновременно вы приобрели надежный иммунитет против всяких жизненных уколов, разочарований и невзгод (М.И.Калинин).
    Управление в русском языке
  8. Иммунитет —
    Невосприимчивость организма к заболеваниям, вредителям или загрязняющим веществам.
    Экологические термины и определения
  9. иммунитет —
    ИММУНИТЕТ а, м. immunité f., нем. Immunität. 1. Пожалованные феодалу административные, судебные и финансовые права, распротраняющиеся на определенную территорию. БАС-1.
    Словарь галлицизмов русского языка
  10. иммунитет —
    ИММУНИТЕТ (от лат. immunitas — освобождение от чего-либо), невосприимчивость организма к воздействию болезнетворных агентов, продуктов их жизнедеятельности, а также генетически чужеродных веществ, обладающих антигенными свойствами.
    Ветеринарный энциклопедический словарь
  11. иммунитет —
    ИММУНИТЕТ Невосприимчивость организма к возбудителям определенных болезней и ядов. (Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов, 2001)
    Словарь спортивных терминов
  12. ИММУНИТЕТ —
    (от лат. immunitas — освобождение от чего-либо) юридически исключительное право не подчиняться некоторым общим законам, предоставленное лицам, занимающим особое положение в государстве.
    Экономический словарь терминов
  13. иммунитет —
    Иммунитет, иммунитеты, иммунитета, иммунитетов, иммунитету, иммунитетам, иммунитет, иммунитеты, иммунитетом, иммунитетами, иммунитете, иммунитетах
    Грамматический словарь Зализняка
  14. иммунитет —
    (англ. immunity, от лат. immunitas — освобождение от чего-либо) — общеправовой термин, означающий освобождение определенного круга субъектов права из-под действия общих норм.
    Большой юридический словарь
  15. иммунитет —
    ИММУНИТЕТ, а, м. (спец.). 1. Невосприимчивость к какому-н. инфекционному заболеванию. И. к кори. Выработать и. к чему-н. или против чего-н. (также перен.: об устойчивой реакции против чего-н.). 2. Предоставленное кому-н.
    Толковый словарь Ожегова
  16. иммунитет —
    Невосприимчивость, резистентность, сопротивляемость, способность организма защищать собственную целостность и биол. индивидуальность. Частное проявление…
    Микробиология. Словарь терминов
  17. иммунитет —
    (от лат. immunitas — освобождение, избавление от чего-либо), невосприимчивость, резистентность, сопротивляемость, способность организма защищать собственную целостность и биологич. индивидуальность. Частное проявление…
    Биологический энциклопедический словарь
  18. ИММУНИТЕТ —
    ИММУНИТЕТ, сопротивление болезнетворным микроорганизмам. Может быть приобретен естественным путем, как, например, от инфекций, которые стимулируют организм к выработке защитных АНТИТЕЛ (новорожденный младенец имеет некоторые АНТИТЕЛА от матери). Также может быть получен путем ИММУНИЗАЦИИ.
    Научно-технический словарь
  19. иммунитет —
    • абсолютный ~ • стойкий ~
    Словарь русской идиоматики
  20. Иммунитет —
    Свойство организма, определяющее его невосприимчивость к инфекции или яду. Это основной механизм защиты целостности и биологической индивидуальности организма.
    Физическая антропология
  21. ИММУНИТЕТ —
    ИММУНИТЕТ — в праве — привилегия феодала осуществлять в своих владениях некоторые государственные функции (напр., суд, сбор налогов, полицейский надзор) без вмешательства представителей центральной власти. Способствовал закрепощению крестьян.
    Большой энциклопедический словарь
  22. иммунитет —
    ИММУНИТЕТ -а; м. [от лат. immunitas (immunitatis) — освобождение от чего-л.] Спец. 1. Невосприимчивость организма к каким-л. инфекционным заболеваниям или яду. Врождённый, естественный и. Приобретённый и. И. к кори. Выработать и. к чему-л.
    Толковый словарь Кузнецова
  23. иммунитет —
    орф. иммунитет, -а
    Орфографический словарь Лопатина
  24. иммунитет —
    иммунитет I м. 1. Невосприимчивость организма к возбудителям инфекционных заболеваний, действию ядов и некоторых других повреждающих факторов; защитная реакция организма. 2. перен. Способность противостоять чему-либо. II…
    Толковый словарь Ефремовой
  25. Иммунитет —
    I Иммунитет (лат. immunitas освобождение, избавление от чего-либо) невосприимчивость организма к различным инфекционным агентам (вирусам, бактериям, грибкам, простейшим, гельминтам) и продуктам их жизнедеятельности…
    Медицинская энциклопедия
  26. иммунитет —
    Иммунитета, м. [от латин. immunitas – освобождение от повинностей] (книжн.). 1. Невосприимчивость, способность организма противостоять заразным заболеваниям (мед.). Иммунитет к скарлатине. Иммунитет к животным ядам. 2. Изъятие кого-н.
    Большой словарь иностранных слов
  27. иммунитет —
    (мед.). Заимств. в конце XIX в. из нем. яз., где Immunität (мед) < Immunität (дипл.), которое восходит к лат. immunitas «освобождение от налогов, льгота» (от munus «повинность, приношение»).
    Этимологический словарь Шанского
  28. иммунитет —
    Немецкое – Immunital. Латинское – immunitas (освобождение от налогов, льгота). Как медицинский термин получил широкое распространение в языке с третьей четверти XIX…
    Этимологический словарь Семёнова
Читайте также:  Народные средства для повышения иммунитета у детей 3 лет

Иммунитет это в древней руси это

Источник

Существование в удельной Руси этого сеньериального права в объеме древнего иммунитета выясняется вполне документально путем детального сравнения иммунитетных дипломов с жалованными льготными грамотами. Мы находим в этих грамотах то же самое основное постановление, как и в западных дипломах, обеспечивающее неприкосновенность вотчины и ее населения для княжеских властей (immunitas), ограждающее ее неприступной стеной от агентов правительства, как в современных нам некоторых автономных учреждениях. «Да не осмелится ни один общий судья вступать в эти владения» — так постановляли французские короли в своих дипломах. И то же самое в столь же категорических выражениях говорят наши князья в своих жалованных грамотах: «А волостели мои в околицу его (игумена) не въезжают»; или «А наместники мои и волостели и их тиуни не въезжают»; или «не всылают» к таким-то вотчинникам, «ни к их людем ни по что».

Наши грамоты точно так же, как западные дипломы, особенно настаивают на этом главном постановлении и затем указывают все проистекающие из него следствия полной иммунитетности, автономности частного имения, не оставляя места для сомнений, что в тех и других грамотах идет речь об одном и том же институте. У нас и на Западе одинаково по этим грамотам частному собственнику предоставляются: 1) исполнительная судебная власть, 2) право суда на всех людей, живущих в имении,

3) право сбора с них налогов и пошлин. Эти постановления встречаются у нас с небольшими вариантами в сотнях жалованных грамот. В наиболее краткой формулировке они выражены, например, в следующих словах жалованной грамоты, данной Кирилло- Белозерскому монастырю около 1400 г. «Людям» игумена Кирилла, говорит белозерский князь, 1) «ненадобе моя дань, ни иная никоторая пошлина; 2) волостели мои к тем людям не всылают ни по что, ни судят, 3) а тех людей ведает и судит игумен Кирило сам».

К порядкам, создававшимся на основании таких категорических определений наших жалованных грамот, вполне приложима следующая характеристика иммунитета, написанная Фюстелем де Куланжем по западным дипломам: «Частный собственник, лишив власти государственного чиновника, стал безусловным господином над своими землями. По отношению к людям свободным и рабам, живущим на его земле, он уже не только собственник, он становится тем, чем раньше был граф: в era руках — все, что принадлежало государственной власти. Он — единственный глава, единственный судья, как и единственный покровитель. Люди его земли не имеют иного правительства над собою. Конечно, по отношению к королю он остается подданным, или, говоря точнее, верным; но у себя дома он сам — король». И наши исследователи, изучавшие наши жалованные грамоты независимо от западных иммунитетных дипломов, еще в 50-х годах приходили буквально к тем же выводам. Так, Милютин утверждал, что следствием жалованных грамот было у нас «образование из каждой монастырской или церковной вотчины особого полунезависимого и замкнутого в себе мира, государства з государстве». Так, Неволин писал, что «на основании жалованных грамот поземельный владелец получал многие права державной власти и становился в своей вотчине как бы князем» .

Тожество западных и русских иммунитетных привилегий по их юридической природе не может быть оспариваемо. И даже В. И. Сергеевич , как ни старался он путем смешения жалованных грамот разных эпох доказать чрезвычайное разнообразие и случайность наших льготных пожалований и умалить их политическое значение, тем не менее не мог не признать, что «наши льготные владения и западные иммунитеты суть учреждения однородные». Но, сделав эту важную уступку, почтенный профессор, следуя давнему обычаю наших историков, спешит выяснить коренное отличие в значении русского и западного иммунитета. Иммунитет, говорит он, на Западе был одним из источников, предвестником феодализма; затем-де в феодальное время начала иммунитета были «переработаны», у нас же никакого перерождения не совершилось; иммунитеты существуют до XVII в., и, следовательно, наши жалованные грамоты не доказывают существования у нас одного из начал феодального порядка [1]*.

Однако, как я уже говорил выше, на Западе, так же как у нас, никакого «перерождения» иммунитета по отношению к низшим сеньериям не совершилось. Объем сеньериалыюго права феодальной эпохи одинаков с объемом того права, которое нам известно из более ранних иммунитетных дипломов. Иммунитет, или, точнее, вообще сеньериальное право, опиравшееся как на пожалования, так и главным образом на старину, послужил на Западе только опорой для узурпации верховной власти в точном смысле слова некоторыми крупнейшими землевладельцами и по преимуществу королевскими чиновниками, графами и вице-гра- фами. Но громадная часть сеньерий осталась со старыми правами и прежним объемом иммунитета или сеньериальной власти. Эти сеньерии в феодальное время, как и раньше, не были «государствами в государстве» в точном смысле слова, хотя и пользовались некоторыми важными государственными правами: независимостью от княжеских властей и правом суда и обложения жителей сеньерии.

Согласно воззрениям некоторых немецких и французских историков, иммунитет как учреждение не был созданием королей, не возник впервые из иммунитетных дипломов, а был исконной принадлежностью крупного землевладения[2]*. Теория эта, выше развитая мною, тесно связывается с общею новою теорией феодализма как строя, зиждущегося на крупном землевладении, на полноправной сеньерии как его основной ячейке. Сеньериальное право суда и обложения населения частного крупного имения ведет свое начало не от королевских пожалований: иммуни- тетные дипломы только распространяют это право на церковные имения и некоторые светские; по этим дипломам мы можем только судить об объеме этого обычного права в то время, когда писались дипломы.

Читайте также:  Иммунитет после прививки от гепатита взрослым

Этот взгляд на иммунитет подтверждается чрезвычайным сходством иммунитетных пожалований не только в разных странах Запада, но и в России и в других славянских государствах — в Чехии, Болгарии, Сербии, а также и в Литве. Существо пожалования по франкским carta immunitatis, по англосаксонским freols-boc, по русским и литовским «жалованным грамотам», по сербским и болгарским «хрисовулам» везде одинаково состоит в воспрещении королевским или княжеским властям, графам, наместникам, «владельцам» доступа в частное имение и в предоставлении вотчиннику прав суда и обложения. Объем пожалований по грамотам разных стран сходится потому, что пожалования, очевидно, приноровлены к распространенному повсюду в средние века сеньериальному праву крупного землевладения. Во всех странах при этом одинаково сохранились по преимуществу в несравненно большем числе иммунитетные грамоты монастырям и церквам не только потому, что монастыри лучше берегли свои архивы, но и потому, что такие грамоты писались большею частью именно для монастырей и церквей, имения которых все были более нового образования и потому нуждались в распространении на них тех привилегий, которыми крупные боярские вотчины пользовались по старине.

В наших средневековых грамотах можно найти несколько любопытных указаний на всеобщность сеньериального, боярского, иммунитетного права. По некоторым нашим грамотам имму- нитетная судебная привилегия составляет не предмет особого пожалования, а как бы естественный, необходимый придаток к передаче права собственности на землю. Села даются «с судом и со всеми пошлинами». В этих грамотах так же, как и в западных, иммунитет, говоря словами Флака, «является как простое пользование правом собственности». В первой половине XV в. один белозерский боярин, жалуясь, что Кирилловский монастырь «отнимает» у него «от суда да от дани» деревню* принадлежавшую к его вотчине Кистеме, ссылался в подтверждение своих прав на нее не на пожалование, не на княжескую грамоту, а на старину: «А та деревня из старины тянет судом и данью к нам».

В феодальное время значительная часть сеньеров, даже указанного низшего разряда, пользовались правом суда в большем объеме, чем то допускалось дипломами Каролингов. Иммунитетные дипломы времени Каролингов предоставляли право суда, по мнению Вайца, обыкновенно не в полном объеме, а за исключением уголовных дел (excepto criminalibus causis), как это поясняется в некоторых дипломах. В позднейшее же феодальное время значительная часть сеньеров пользовались правом суда не только по гражданским делам, но и по уголовным, имели не только низшую, но и высшую или среднюю юстицию, хотя большая часть их имели право суда только в объеме каролингских дипломов, а именно только низшую юстицию. Виселица как знак высшей юстиции стояла только в немногих сеньериях. Во многих областях право высшего уголовного суда, или право меча (jus gladii), принадлежало только герцогам как территориальным государям.

Наши жалованные грамоты в этом пункте дают ясное доказательство близости наших удельных порядков к порядкам времени расцвета феодализма, а не его начального периода, времени Каролингов. Ограничительное постановление о праве суда, кроме уголовных дел, или, по терминологии наших грамот, «опричь душегубства, татьбы и разбоя с поличным», появляется в наших жалованных грамотах только к концу удельно-феодальной эпохи, а именно в XV в., и прочно утверждается как общее правило еще столетие спустя. В более же раннее время суд предоставляется у нас льготным вотчинникам в полном объеме как по гражданским делам, так и по уголовным. Даже в XV в. некоторым вотчинникам предоставлялись такие полные права суда — не только низшая, но и высшая юстиция. Так, например, великая княгиня София в жалованной грамоте Кирилло-Белозер- скому монастырю 1448—1469 гг. писала: «Мои волостели и их тиуни у тех людей… в душегубьство не вступаются никоторыми делы». В удельную эпоху у нас, таким образом, судя по жалованным грамотам, отражающим господствующее сеньериальное право, очень многие бояре и игумены, так же как на Западе в эпоху расцвета феодализма, могли бы поставить у въезда в их боярщины виселицу в знак принадлежности им высшей юстиции.

Этот вотчинный сеньериальный суд ограничивается у нас, судя по отражению его в жалованных грамотах, к концу удельного периода, по мере усиления территориальной государственной власти великих князей. Раньше всего и наиболее последовательно он ограничивается в Московском великом княжестве, где раньше и прочнее, чем в других княжествах, соперничавших с ним, утверждаются государственные начала. Это точно выясняется сравнением жалованных грамот разных княжеств: Московского, Тверского, Рязанского, Угличского, Белозерского и других. Во второй половине XV в. почти всюду право суда дается «опричь одного душегубства»; в XVI же веке — уже за исключением всех уголовных дел: «опричь татьбы, разбоя и душегубства».

Источник