Иммунитет это в обж

Иммунитет это в обж thumbnail

Иммунитет

Было замечено, что человек, переболев инфекционным заболеванием, уже не заражается им повторно, становится невосприимчивым к этому виду микроорганизмов.

Иммунитет – совокупность процессов в организме, направленных на защиту его от заразного начала чужеродных агентов.

Иммунитет это в обж

Было выявлено, что не только микробы и их токсины, но и проникновение любого чужеродного органического соединения вызывает в организме определённую реакцию.

Организм распознаёт «чужое» и в ответ вырабатывает защитные вещества белковой природы – антитела.

Антитела можно получить искусственно. Для этого заражают животное, например лошадь, патогенным микробом и в её организме накапливаются антитела. Затем из крови иммунизированных лошадей готовят сыворотку, в которой содержатся антитела против данного антигена (микроба, на внедрение которого организм вырабатывает антитело). Если больному ввести сыворотку, приготовленную из крови лошади, то имеющиеся в ней антитела будут растворять соответствующий микроб, вызвавший заболевание. В начале заболевания это важно для эффективной защиты организма от инфекции. Затем антитела будут вырабатываться и самим организмом.

При некоторых инфекционных заболеваниях, например дифтерии, в организме образуются особые вещества, которые обезвреживают токсины микроорганизмов. Эти вещества называют антитоксинами.

Существует два основных вида иммунитета: естественный или врождённый и приобретённый.

Врождённый иммунитет – это, невосприимчивость организма, обеспечивающаяся всей совокупностью биологических особенностей, присущих тому или другому виду живых существ.

Так, человек не восприимчив к чуму крупно – рогатого скота, собак. В свою очередь животные невосприимчивы к возбудителям кори, менингита и некоторым другим болезням человека.

Приобретённый иммунитет – невосприимчивость организма, которая формируется в процессе индивидуального его развития в течении всей жизни.

После того как человек переболеет инфекционным заболеванием, у него к этому виду микроба остаётся иммунитет. Приобретённый иммунитет можно вызвать искусственно. Для этого в организм здорового человека вводят в малой дозе микробы, предварительно ослабленные или убитые. Введение в организм человека таких микробов вызывает выработку в нём антител и активизацию защитных сил против этой инфекции. Иммунитет может сохраниться длительно, иногда годы, а то и в течение всей жизни (корь, брюшной и сыпной тиф).

Иммунитет можно вызвать и путём введения в организм человека препаратов, уже содержащих готовые антитела. Такой иммунитет возникает быстро, но и сохраняется непродолжительное время, в среднем до 3 недель. Однако на этот период организм защищён от инфекции.

Для создания невосприимчивости к инфекционным заболеваниям проводят вакцинацию.

Вакцина – препараты, которые состоят из ослабленных или убитых микробов, а также продуктов их жизнедеятельности.

Живые вакцины против оспы, сибирской язвы, бешенства, туберкулёза, чумы, гриппа, полиомиелита, краснухи.

Живая вакцина являются наиболее эффективными и полноценными препаратами. Иммунизация живыми вакцинами очень эффективна.

Вакцина из убитых микробов принадлежат холера, коклюш, клещевой энцефалит.

Химическая вакцина – это, препараты, которые получены химическими методами. В настоящее время выпускают и применяют химическую поливакцину против порафитов и столбняка.

Из продуктов жизнедеятельности микробов готовят анатоксины – бактериальные токсины, обезвреженные путём спец. обработки, но сохранившие антигенные свойства.

Существуют комбинированные вакцины, например коклюшно-дифтерийно-столбнячная. Все вакцины обеспечивают выработку антибактериального, антитоксичного и противовирусного иммунитета. Для создания более стойкого иммунитета в некоторых случаях вакцину вводит повторно через определённый промежуток времени. Это называется ревакцинацией.

Существует несколько путей введения вакцины в организм: накожно, подкожно, внутрикожно, иногда через рот, на слизистую оболочку носа, зева.

Вакцинация проводится с учётом эпидемической обстановки и медицинских противопоказаний.

К противопоказаниям относятся: острые заболевания, недавно перенесённые инфекционные болезни, хронические инфекции (туберкулёз, малярия), тяжёлые пороки сердца, тяжёлые поражения внутренних органов, аллергические состояния (бронхиальная астма, повышенная чувствительность к каким-либо пищевым продуктам и т. д.).

На введения вакцины организм отвечает:

— местная реакция выражается в том, что в месте введения вакцины появляется припухлость, краснота, уплотнение, болезненность;

— общая реакция выражается в повышении температуры до 37,60-38,60 в ознобе, общей слабости. В некоторых случаях может развиться воспаление лимфатических узлов.

Наряду со специфическими механизмами иммунитета в комплексе защитных реакций организма большая роль принадлежит неспецифическим фактором защиты, которые могут обеспечить естественную невосприимчивость организма к инфекциям.

Так, новорожденные и дети первых месяцев жизни невосприимчивы к некоторым острым инфекциям (корь, скарлатина) благодаря наличию у них антител, приобретённых от матери через плаценту или грудное молоко. С возрастом этот пассивный иммунитет утрачивается, но организм ребёнка противостоит воздействию патогенных микроорганизмов благодаря выработке своего иммунитета.

Кроме того, защиту организма от инфекции осуществляют специальные клетки – лимфоциты и лейкоциты крови и т. д. они уничтожают микробы.

Этот процесс называется фагоцитозом.

Фагоцитоз может активироваться или угнетаться под воздействием различных физических агентов, химических веществ, медикаментозных средств.

Помните: степень индивидуальной восприимчивости человека также зависит от питания, состояния здоровья, санитарно – гигиенического уровня окружающей среды. Полноценное питание, свежий воздух, чистота тела и одежды способствует выработке выраженного неспецифического иммунитета. Закаливание и систематические занятия физкультурой и спортом повышают физическую выносливость и тем самым снижают восприимчивость к инфекционным заболеваниям.

Основной источник: Краткий курс лекций по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».: Учебное пособие для студентов колледжей.
// Составители: Кислицина З.В., Коленникова О.В. – Омск: ФГОУ СПО «ОмКПТ», 2008. — с.156.

Источник

Разработка урока – лекции по теме «Основы медицинских знаний»

«Понятие об иммунитете. Повышение устойчивости к болезням».

                        ЗДОРОВЬЕ  И  ИММУНИТЕТ

       В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) сказано, что здоровье есть состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

     Человек – продукция природы. Но в век научно-технической революции он все более отдаляется от своего биологического начала, в силу чего забывает о своем здоровье и принципах его сохранения.

Читайте также:  Иммунитет к герпесу и вич

      Многочисленные исследования проведенные в развитых странах показали, что здоровье населения – зависит от здравоохранения только на 8 -10%.

      Являясь частью природы, человек постоянно испытывает на себе влияние природных факторов и социальной среды. Правильное реагирование на жизненные ситуации можно выработать путем тренировки своих возможностей и саморегуляции. С позиции сегодняшнего дня психофизичекое благополучие лежит в основе здоровья.

      Проблема психосоциального стресса для здорового образа жизни чрезвычайно актуальна. Многочисленные стрессовые ситуации, в которые попадают учащиеся, приводят к ослаблению иммунной системы организма ребенка. Давно доказано, что существует прямая зависимость между уровнем стресса и иммунной функцией организма: длительное воздействие сильного стресса может ощутимо снизить сопротивляемость организма вредным влияниям.

     В нашей повседневной жизни мы постоянно подвергаемся нападению различных бактерий, микробов и других микроорганизмов, которые при определенных условиях могут с большой скоростью размножаться внутри нашего тела и вызывать различные заболевания.  При нормальных условиях иммунная система поддерживает равновесие во всех органах. Иммунная система регулирует химический состав всех жидких сред тела, способствует уничтожению враждебных форм жизни, как бы «сообщая» обо всем нашему подсознанию. Выполняя эти задачи, иммунная система действует во имя своей главной миссии – поддержания сложного комплекса равновесных состояний в химическом составе нашего тела. Когда все «посты» иммунной системы работает слаженно, организм способен эффективно защищаться от вторжений.

 Новейшие исследования показали, что наше мышление оказывает определенное влияние на работу иммунной системы. Это значит, что

существует система связи тело-мозг-нервы и если эта связка работает с «помехами», возможны серьезные недостатки и в работе иммунной системы, а это может привести к очень серьезным последствиям.

       Ученые все яснее осознают, что многие болезни могут серьезно влиять на состояние человека, только после того как выведут  из равновесного состояния некоторые механизмы его иммунной системы. Вот почему так важно заботиться о защитных силах организма, поддерживать их чувствительность  и способность к быстрому реагированию. Многие серьезные  научные исследования доказывают, что «исправное» состояние иммунной системы зависит от того, что вы думаете, что чувствуете,  какие продукты употребляете в пищу.

       Как уже говорилось выше, существует достаточно оснований считать , что высокий уровень  стресса и слабость иммунной системы взаимосвязаны.

       Под воздействием сильного и длительного стресса человек становится уязвим для целого ряда заболеваний: вирусных, онкологических, а также, для ряда различных видах аллергии. Картина еще более усложнится, если иммунная система подверглась длительному воздействию не только стресса, но и отравляющих веществ, которые также снижают ее эффективность Нарушение экологического равновесия в природе, особенно в крупных городах, выбросы отравляющих веществ предприятиями химической промышленности, аварии техногенного характера на на химически опасных объектах, дают основание говорить о серьезном воздействии  токсичных веществ на организм человека и особенно ребенка.

       Существует ряд признаков, по которым можно получить основную информацию о работе иммунной системы. Некоторые из них – общие признаки, например, подверженность простуде, аллергическим реакциям, лихорадочным состояниям.

       Химические отравления послужили причиной ослабления иммунитета у жителей многих развитых стран. В последние годы в связи с тем, что все большее число врачей в течение длительного времени наблюдают у своих пациентов симптомы, связанны с воздействием химических веществ появляется новый медицинский термин: «синдром химической чувствительности». Так обозначают все виды расстройств иммунной системы, вызванные химическими отравлениями. Когда мы говорим об этом,

в первую очередь следует подчеркнуть, что иммунная система, ослабленная

воздействием химических ядов, частично утрачивает свою способность переносить стресс. Если раньше она могла в какой-то мере противостоять воздействию и вымывать вредные вещества из организма, сохраняя при этом равновесие, то сейчас она с этим уже не справляется.

 Ей под силу только гораздо меньшее, по сравнению с тем, что она переносила когда-то, вредное воздействие.  А в том случае, когда иммунная система серьезно ослаблена, организм вообще не выдерживает  ни малейшего химического отравления. Люди, страдающие болезненной чувствительностью к химическим препаратам, тем более нуждаются в укреплении своей иммунной системы для борьбы со стрессами современной жизни.

         На состояние иммунной системы оказывает большое влияние и то, какую пищу употребляет человек. Она может усилить или ослабить нашу иммунную систему. Необходимо употреблять полезные, легко усваемые продукты и при этом соблюдать регулярность в питании.

         Злоупотребление алкоголем, курение и бесконтрольный прием лекарств также вызывают ослабление и расстройство иммунной функции. Алкогольная, наркотическая и другие зависимости – всегда болезненный вопрос, поэтому эта тема отдельной большой работы и давать категорические рекомендации сейчас не стоит. Пожалуй, стоит только заметить, что если привычки и зависимость сильнее человека, то он многим рискует. Такой человек, особенно это касается детей и подростков, вскоре не сможет «противостоять» вредным воздействиям, иммунитет снизится  и начнутся  различные органические расстройства.

        Чтобы укрепить иммунную систему, необходимо более тщательно следить за питанием, исключить из своего «рациона» алкоголь, курение, употребление наркотиков. Не менее важно следить за тем, какие мысли и чувства заполняют человека, принимая близко к сердцу только те, что полны оптимизма и бодрости. И в конечном итоге ответ на вопрос: как повысить устойчивость к болезням?- укладывается в одну фразу: тщательнее выбирайте то, чем питаетесь и чем живете.

                            ЛИТЕРАТУРА

1.Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций . изд.Зеркало М.1994

2.Колодзин К. Как выжить после психологической травмs/ V/1992

Читайте также:  В клеточном иммунитете участвуют

3.Обеспечение безопасности жизнедеятельности. Под ред.Сюнькова М.,1995г.

4. Черепанова Е., Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях. М.,1996г.      

Источник

КОУ «Шербакульская  специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Конспект  урока   по социально-бытовой ориентировке

10 класс

                                «  Иммунитет . Виды  иммунитета»

                                                                               Подготовила:

                                                                       учитель СБО

                                                                       Дрожжина Вера Алексеевна

Тема  урока:  «  Иммунитет . Виды  иммунитета»

Цель:  познакомить учащихся  что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки.

 Задачи:                                                                                                    Образовательные: формирование новых понятий: иммунитет, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки.                  Коррекционно – развивающая: активизация мыслительных процессов учащихся; коррекция и развитие логического мышления                     Воспитательные: воспитание санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни.                                                                          Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация   “Иммунитет. Виды иммунитета”.

Ход урока

I. Организационный момент.                                                                                                II. Изучение нового материала.

 Презентация “Иммунитет. Виды иммунитета” ( по ходу объяснения нового материала)

1. Вступительное слово учителя    (слайд 1,2).Отрывок из произведения А. С. Пушкина “Пир во время чумы”:                                                                                       Ныне церковь опустела;
Школа глухо заперта;
Нива праздно перезрела;
Роща темная пуста;
И селенье, как жилище Погорелое, стоит, —
Тихо все. Одно кладбище
Не пустеет, не молчит.
Поминутно мертвых носят,
И стенания живых
Боязливо Бога просят
Успокоить души их!
Поминутно места надо,
И могилы меж собой.
Как испуганное стадо,
Жмутся тесной чередой.

Чума известна с глубокой древности. В VI веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн человек.В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования чумы: “Города и селения опустошались. Всюду был запах трупов, жизнь замирала, на площадях и улицах можно было увидеть только могильщиков”.

В VI веке от чумы в Европе погибла 1/4 часть населения — 10 млн человек.Чуму называли черной смертью.                                                           Не менее опасна была оспа.В XVIII веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тыс. человек. Ею заболевало 2/3 родившихся и из 8 человек трое умирало. Особой приметой того времени считалось “Знаков оспы не имеет”.                                                                                                                      В начале XIX века с развитием мировой торговли стала распространяться холера. Зарегистрировано шесть эпидемий холеры. Последняя мировая эпидемия длилась с 1902 по 1926 год.

— Почему же даже самые страшные болезни и продолжительные эпидемии были опасны для одних людей и проходили без особых последствий для других? (слайд 3)                                                                                      -Оказывается, организм имеет несколько преград для всего чужеродного, способного вызвать заболевание: первая преграда — это кожа и слизистые оболочки; вторая — иммунитет.

2. Сообщение на тему “Защитные свойства крови”:

На каждом шагу людей подстерегают микробы. Чем объяснить, что не всегда при заражении микробами человек заболевает, а если и заболевает, то болезнь протекает не у всех одинаково?                                                                Заражение и заболевание — разные процессы. Человек может заразиться, то есть быть носителем самых разных микробов, и в том числе очень опасных, но не всегда заболеть. Для некоторых болезней на 8-10 случаев носителей инфекции встречается один случай заболевания. Особенно часто люди бывают носителями туберкулезной палочки. Организм активно борется с инфекцией, задерживает ее развитие, и человек не заболевает.                         Заражение переходит в заболевание в том случае, если организм ослаблен (снижен иммунитет от недоедания, переутомления, нервного потрясения.            Развитию простудных инфекций (гриппа, ангины, воспаления легких) способствует охлаждение тела. Пагубное влияние на течение заболеваний оказывает алкоголь — он угнетает иммунитет.

Читайте также:  Иммунитет и эндокринная система

— Что же такое иммунитет? (слайд 4)

Иммунитет — способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов, от инородных тел и веществ.

3. Иммунная система человека (слайд 5)                                                                         — объединяет  органы и клетки, защищающие организм от заболеваний.    Органы – костный мозг, селезенка, миндалины, лимфатические узлы и тимус. Существует такая наука, изучающая иммунитет – это иммунология. Выдающиеся российский ученый И.И. Мечников  Иммунология (от Иммунитет и …Логия)  наука о защитных реакциях организма

4. Виды иммунитета (слайд 6)

— Какие виды иммунитета существуют? (схема)

Естественный врожденный иммунитет — это невосприимчивость ко многим болезням, данная человеку от рождения. Например, люди не болеют чумой животных.                                                                                                    Естественный приобретенный иммунитет вырабатывается в результате перенесенных болезней. Например, переболев коклюшем, корью, ветряной оспой, люди, как правило, не заболевают этими болезнями повторно.                            Искусственный активный иммунитет (слайд 9) вырабатывается в результате введения в организм убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни в форме вакцины. При этом организм вырабатывает антитела против данной инфекции и после прививки (так называется данная операция) человек чаще всего не заболевает или болеет более легко. Подобные прививки делают от оспы, дифтерии, туберкулеза, полиомиелита и т. д.                                                                                                                      Пассивный искусственный иммунитет — это введение готовых антител заболевшему человеку в форме лечебной сыворотки. Лечебную сыворотку получают из плазмы крови животных или человека, перенесших инфекционное заболевание. Такую лечебную сыворотку применяют, например, при тяжелой инфекционной болезни-дифтерии.                               Развитие очень опасной болезни — столбняка — можно предотвратить своевременным вливанием противостолбнячной сыворотки.

Так как при использовании лечебных сывороток антитела не образуются в организме, а вводятся в него извне, то они сохраняются в крови очень недолго. Через некоторое время организм вновь становится восприимчивым к болезням.

В организме человека иммунитет вырабатывается не ко всем инфекционным болезням. Некоторыми из них можно болеть много раз в жизни, например, ангиной.

5. Факторы, способствующие снижению или повреждению иммунитета: (слайд 10)

  •  нездоровый образ жизни (курение, алкоголь,  наркотики, недостаток сна);
  •      неправильное питание;
  •       стрессы;
  •       загрязненная окружающая среда;
  •       тяжелые физические и умственные нагрузки;
  •      частые бактериальные и вирусные болезни, которые  ослабляют организм и истощаю  иммунную систему.

6. Заключительное слово учителя (слайд11)                                                             В настоящее время достаточно распространенным неизлечимым заболеванием является СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита). Возбудитель этого заболевания — вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) делает иммунную систему неработоспособной, и люди умирают от тех микробов, бактерий, грибков, которые здоровому, то есть со здоровой иммунной системой, человеку абсолютно безопасны.

Профилактикой СПИДа является соблюдение следующих правил:

  • исключение случайных половых связей;
  • использование для инъекций одноразовых шприцов.

 Закрепление .

Итоги урока.

Рефлексия

Литература

  1. Биология. Человек. 9 класс. А.С. Батуев. — М.:Дрофа,1998.-240с.:ил.
  2. И.Д.Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека: пособие для учащихся. /Под ред. д-ра биол.наук Л.В. Латманизовой. – М.: Просвещение, 1996.с.160-164.
  3. Большая медицинская энциклопедия. — М.: Медицина, 2000. – 670 с.: ил.
  4. Привес М.Г. Лысенков Н.К. Бушкович В.И. Анатомия человека. Изд. 5-е. Изд. “Медицина”, 1985.
  5. Электронный учебник по анатомии и физиологии человека. — М.: Просвещение, 2004.

Источник