Иммунитет консульских средств передвижения
Очевидно, что в современном мире обеспечить нормальное и эффективное функционирование дипломатических представительств и консульских учреждений невозможно без решения проблемы безопасности и неприкосновенности используемых ими средств передвижения. Такими средствами передвижения могут быть автомобильные, воздушные, водные и другие транспортные средства, которые принадлежат на правах собственности, арендуются или предоставляются для регулярного пользования дипломатическим представительствам, консульским учреждениям, сотрудникам представительств, консульским должностным лицам и членам их семей. В международном праве, дипломатической и консульской практике не проводится различий между средствами передвижения, принадлежащими непосредственно посольству или консульству, и средствами передвижения, являющимися личной собственностью работников дипломатических представительств, консульских должностных лиц и членов их семей. Все они рассматриваются как представительские и консульские средства передвижения.
Отличительным признаком дипломатических и консульских средств передвижения являются специальные номерные знаки, которые выдаются при регистрации транспортного средства в соответствующих службах страны пребывания. Причем такие номерные знаки, как правило, имеют специальные серии, что является не формальной атрибутикой, а необходимым инструментом идентификации транспортного средства, пользующегося дипломатическими или консульскими иммунитетами и привилегиями. В разных странах могут быть свои небольшие различия между такими номерными знаками, например по цвету, буквенным и цифровым обозначениям и т. п., но это не принципиально. Главное то, что транспортные средства, используемые для дипломатических и консульских функций, могут быть без труда идентифицированы. Вместе с тем в условиях роста масштабов международного терроризма и опасности покушения дипломатические и консульские работники некоторых стран, особенно опасающихся террористических атак, в целях затруднения выявления своих граждан по договоренности с властями страны пребывания иногда используют для своего транспорта стандартные местные регистрационные номера.
В Российской Федерации для дипломатических и консульских средств передвижения выделяются номерные знаки специальных серий. В отличие от стандартных белых номерных знаков они имеют красный цвет, а все буквы и цифры, имеющиеся на них, выполнены белой краской. По цифрам серии можно определить, посольству или консульству какой конкретно страны принадлежит автомобиль, так как у дипломатического представительства и консульского учреждения каждой страны имеется свой порядковый номер. Вторая группа цифр указывает на порядковый номер автомобиля в автопарке дипломатических и консульских машин этой страны. Особое значение имеет буквенное обозначение. В частности, в России, как и в большинстве стран, на номерном знаке используются буквы латинского алфавита «CD», означающие «Corps Diplomatic» (фр. «дипломатический корпус»). Либо это может быть «DC» от английского «Diplomatic Corps» или просто используется буква «D». В некоторых странах автомашины послов или глав дипломатических миссий имеют особое буквенное обозначение — «CDM» (сокращение от англ. «Chief of Diplomatic Mission»). Тем не менее немало и таких стран, где в качестве буквенного обозначения используются буквы из алфавита национального языка или иероглифы, как, например, в Китае. На официальную автомашину посла или главы дипломатической миссии, как правило, указывает порядковый номер в гараже посольства — 01 или 001. Но поскольку у посла обычно бывает как минимум два автомобиля — для официальных выездов и для обычных, повседневных поездок, то ему могут принадлежать и автомашины с порядковым номером 02 или 002. На практике, однако, данный вопрос никак не регулируется, и на деле посол или глава дипломатической миссии может для повседневных целей использовать любую автомашину из гаража своего посольства или представительства.
При этом за главой дипломатического представительства может быть закреплен и номер 03 или 003, который присваивается автомашине его супруги, если она использует отдельную машину. Для остальных автомашин дипломатического представительства и консульского учреждения используются остальные порядковые номера произвольно, хотя в некоторых странах они могут служить указателем того, насколько высокое место в дипломатическом листе посольства занимает тот или иной сотрудник.
Серия «CD», «DC» или «D» может быть присвоена и легковым, и грузовым, и грузопассажирским автомобилям, а также автобусам дипломатических представительств, консульских учреждений и международных (межгосударственных) организаций и их сотрудников, аккредитованных при МИД страны пребывания. Во многих государствах такая серия присваивается всем автомашинам, в том числе находящимся в пользовании не только дипломатического, но и административно-технического персонала. В то же время в России для автомашин, используемых последней категорией сотрудников, а также обслуживающим персоналом, которые не имеют дипломатического статуса, присваивается буквенное обозначение «Т».
В соответствии с международным правом средства передвижения, которые используются дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями, обладают неприкосновенностью и пользуются иммунитетом от принудительных мер. Между тем данное положение следует уточнить. Дело в том, что Венские конвенции 1961 и 1963 гг. проводят некоторое различие между транспортными средствами, принадлежащими дипломатическим представительствам и консульским учреждениям. В частности, в Венской конвенции 1961 г. говорится о том, что «средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий». Что касается консульских машин, то их нельзя только реквизировать.
В соответствии с Венской конвенцией 1961 г. дипломатические средства передвижения не подлежат и таможенному досмотру, тогда как средства передвижения, принадлежащие консульскому учреждению, при прохождении таможенного контроля могут быть досмотрены.
Что же касается дипломатических грузов и грузов консульских, то, если они не являются дипломатической или консульской почтой, они согласно национальному (в том числе российскому) законодательству могут быть подвергнуты таможенному досмотру независимо от способа доставки этих грузов и принадлежности транспортных средств, на которых они перемещаются через государственную границу страны пребывания. Аргументация здесь такая: дипломатические и консульские грузы не являются частью автомашин, на которых они перевозятся, пусть даже имеющих дипломатические номера, и поэтому нет препятствий для того, чтобы таможня могла осуществить досмотр этих грузов.
Таким образом, автомашины, принадлежащие дипломатическим представительствам и консульским учреждениям и имеющие номерные знаки одной и той же специальной серии, пользуются разными иммунитетами. Повторим: дипломатические автомашины нельзя обыскивать (досматривать), нельзя реквизировать и арестовывать, нельзя применять к ним исполнительные действия. Консульские же автомашины нельзя только реквизировать, т. е. производить в отношении их принудительное отчуждение или изъятие за плату либо изъятие на временной основе. Причем это касается как имущества, принадлежащего консульским учреждениям, так и имущества, принадлежащего консульским должностным лицам и членам их семей.
В Венских конвенциях 1961 и 1963 гг. содержатся положения о том, что транспортные средства дипломатического представительства и консульского учреждения, предназначенные для целей посольства или консульства, освобождаются от всех государственных, местных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, за исключением тех сборов, которые представляют собой оплату конкретных видов обслуживания (услуг). Конвенции предусматривают также, что государство пребывания разрешает ввозить и освобождает от всех видов таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов:
- — предметы, включая транспортные средства, предназначенные для служебного пользования представительства (консульства);
- — предметы, включая транспортные средства, предназначенные для личного пользования сотрудниками дипломатического представительства, работниками консульского учреждения и членами их семей.
Периодически возникают ситуации, когда посольские и консульские должностные лица и члены их семей пересекают государственную границу на автомашинах, в которых, как правило, находится их личный багаж. В связи с этим возникает вопрос: могут ли их автомашины быть досмотрены при пересечении границы? Согласно Венским конвенциям эти автомашины могут быть досмотрены. Причем данная правовая норма направлена в первую очередь против возможных злоупотреблений указанными привилегиями со стороны дипломатических и консульских работников. Вскрытие багажа и его досмотр в таких случаях являются правомерными действиями таможенных властей, однако, естественно, они могут производиться только в присутствии владельцев такого багажа или уполномоченных ими лиц. На практике тем не менее, проявляя такт и уважение к высокому статусу пересекающих границу лиц, таможенный служащий, как правило, предлагает посольскому или консульскому должностному лицу самому открыть багажник автомобиля и поднять находящиеся в нем сумки, чемоданы и другие предметы личного багажа, чтобы убедиться в том, что под ними ничего не скрывается.
В то же время в случае, когда имеются серьезные основания полагать, что в личном багаже дипломатического или консульского работника находятся предметы, ввоз или вывоз которых запрещен законами и правилами государства пребывания, компетентными органами может быть произведен досмотр личного багажа. Однако такой досмотр должен быть произведен в присутствии его владельца или уполномоченного им лица, т. е. соответствующего посольского или консульского работника или члена его семьи.
Следует указать, что Венские конвенции 1961 и 1963 гг. не предусматривают обязанность государства пребывания обеспечивать специальную защиту (охрану) дипломатических и консульских средств передвижения от посягательств частных лиц. Поэтому государство пребывания вправе отклонить возможные требования иностранных представительств об установлении специальных постов для охраны дипломатических и консульских автомашин. В случае кражи из автомашины каких-либо предметов или угона самой автомашины посольство или консульство должно заявить о происшествии в местные органы власти. Только после этого возникают правовые основания для проведения компетентными органами страны пребывания расследования в установленном порядке.
Средства передвижения являются важным фактором, позволяющим обеспечить нормальное функционирование консульского учреждения.
Под консульскими средствами передвижения понимаются любые транспортные средства (автомобильные, воздушные, водные), которые принадлежат, арендуются или предоставляются для регулярного пользования консульским учреждениям, консульским должностным лицам и членам их семей. Следует помнить, что в международном праве и консульской практике не проводится различий между транспортными средствами самого консульского учреждения и транспортными средствами консульских должностных лиц — и те, и другие рассматриваются как консульские средства передвижения в целом.
Отличительным признаком консульских средств передвижения является специальный номерной знак, который выдается соответствующими органами государства пребывания. Такие номерные знаки специальных серий являются необходимым атрибутом консульских средств передвижения, указывающим на наличие соответствующих иммунитетов. Поэтому отказ в выдаче таких знаков либо их изъятие местными властями недопустимы. Это равнозначно отказу в распространении иммунитетов на консульские средства передвижения.
Так, например, первые цифры в номерном знаке обозначают принадлежность транспортного средства тому или иному консульству, вторые три цифры — это непосредственно номер транспортного средства, последние две цифры — номер региона. Если номер транспортного средства красного цвета и имеет литеру «д» — такой автомобиль принадлежит консульскому должностному лицу.
Номерные знаки транспортных средств обновляются ежегодно.
Самым спорным и сложным вопросом относительно консульских средств передвижения является вопрос о возможности осуществления государством пребывания и его компетентными органами тех или иных принудительных действий по отношению к консульским транспортным средствам. Чаще всего в международной практике консульские средства передвижения пользуются неприкосновенностью.
Неприкосновенность консульских транспортных средств определяется следующими положениями:
1) они могут рассматриваться как часть резиденции консула, как своего рода «дом на колесах»;
2) они являются движимым имуществом консульского учреждения.
В Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года иммунитеты средств передвижения регулируются пунктом 4 статьи 31, где говорится, что «средства передвижения консульского учреждения пользуются иммунитетом от любых видов реквизиции». Необходимо отличать консульский иммунитет средств передвижения от дипломатического, так как, в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года, транспортные средства дипломатических учреждений наделяются большим иммунитетом, чем средства передвижения консульств. Так, помимо запрета на реквизицию, на дипломатические автомобили распространяется запрет на обыск, досмотр и арест.
Транспортные средства, которые являются собственностью представляемого государства и предназначенные для целей консульского учреждения, освобождаются от всех видов государственных, местных, районных налогов и сборов, однако, за исключением тех сборов, которые представляют собой оплату конкретных видов обслуживания. Практически все двусторонние консульские соглашения предусматривают вышеуказанное положение. Таким образом, консульские средства передвижения освобождаются от таможенных налогов и сборов. Пункт 1 статьи 50 Конвенции 1963 года гласит: «государство пребывания, в соответствии с принятыми в нем законами и правилами, разрешает ввоз и освобождает от всех таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов, за исключением сборов на перевозку, хранение и подобного рода услуги:
а) предметы, предназначенные для официального пользования консульским учреждением;
б) предметы, предназначенные для личного пользования консульским должностным лицом или членами его семьи, проживающими вместе с ним».
Что касается таможенного досмотра, то согласно Венской конвенции 1963 года, только личный багаж консульских должностных лиц и членов их семей освобождается от досмотра П.3 ст.50 конвенции 1963. Из этого следует, что консульские автомобили подлежат досмотру на таможне, но некоторые двусторонние консульские соглашения в данном положении приравнивают консульский иммунитет к дипломатическому и «запрещают» досмотр консульских средств передвижения. Если же консульские машины перевозят через границу груз для консульства, то его можно досматривать. В соответствии с российским таможенным законодательством и Конвенциями 1961 и 1963 года дипломатические и консульские грузы подлежат досмотру на таможне. В данной ситуации нужно различать досмотр консульского средства передвижения и консульского груза. Консульский груз подлежит досмотру независимо от способа его доставки на таможню.
Помимо вышерассмотренных ситуаций следует предусмотреть также и не указанные в конвенции случаи. Например, как следует поступать в том случае, если консульское должностное лицо или члены его семьи пересекают границу на консульском транспортном средстве и на просьбу открыть салон и багажник отвечают, что там лишь их собственные личные вещи. Правомерен ли досмотр в таком случае? Да, досмотреть машину можно — можно открыть автомобиль, поднимать чемоданы и другой багаж, смотреть, что под ним, но открывать сумки проверяющий не имеет права. Такой полный досмотр будет правомерен только в случае наличия особого распоряжения и обязательно в присутствии соответствующего консульского должностного лица.
Следующая спорная ситуация: возможна ли выписка штрафа консульским должностным лицам за нарушение правил дорожного движения? На этот вопрос дает ответ Конвенция 1963 года — в соответствии со статьей 31 консульские должностные лица освобождаются от административной юрисдикции государства пребывания Ст. 31 . Но следует помнить, что останавливать машину консульского должностного лица с целью предупреждения совершения административного правонарушения уполномоченные на то лица государства пребывания имеют право. Также правомерной будет остановка транспортного средства для проверки документов.
В том случае, когда имеет место дорожно-транспортное происшествие, повлекшее за собой тяжкие последствия, следует опять же обратиться к Конвенции 1963 года — статья 41 гласит: «консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению не иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений» П.1 ст. 41. «Консульские должностные лица не могут быть заключены в тюрьму и не подлежат никаким другим формам ограничений личной свободы как во исполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу» П.2 ст.41.
Следует отметить, что Конвенция 1963 года не предусматривает обязанность государства пребывания обеспечивать повышенную защиту консульских средств передвижения от посягательств частных лиц. В связи с этим государства пребывания вправе отклонить просьбу иностранных консульств об установлении специальных постов для охраны консульских автомашин. В случае краж предметов из машин или самих машин консульствам следует заявлять об инцидентах городским органам внутренних дел. Только после этого возможно производство специального расследования.
Средства передвижения являются важным фактором, позволяющим обеспечить нормальное функционирование консульского учреждения.
Под консульскими средствами передвижения понимаются любые транспортные средства (как правило, автомобильные, воздушные и водные), которые принадлежат, арендуются или предоставляются для регулярного пользования консульским учреждениям, консульским должностным лицам и членам их семей.
Данное определение отражает, что в международном праве и консульской практике не проводится различий между средствами передвижения, принадлежащими непосредственно консульству, и средствами передвижения, находящимися в личной собственности консульских должностных лиц и членов их семей. И те, и другие рассматриваются как консульские средства передвижения[1].
Отличительным признаком консульских средств передвижения является специальный номерной знак, выдаваемый соответствующими органами государства пребывания. В России, например, номерные знаки специальных серий выделяются дипломатическим и консульским средствам передвижения начиная с 1936 г. В настоящее время существуют следующие серии (буквенные коды статусов):
CD (фр. corps diplomatique — дипломатический корпус) — машина принадлежит главе дипломатического представительства (послу). В Российской Федерации — фон красный, надписи белые, номер шестизначный;
СС (фр. corps consulaire — консульский корпус) — машина принадлежит консулу. В Российской Федерации — фон красный, надписи белые, номер шестизначный;
D — машина принадлежит дипломату или члену его семьи. Выделяется для легковых, грузовых, грузопассажирских автомобилей и автобусов дипломатических представительств, консульских учреждений, международных (межгосударственных) организаций и их сотрудников, аккредитованных при ведомстве иностранных дел страны пребывания. В Российской Федерации — фон красный, надписи белые, номер шестизначный;
Т — машина принадлежит человеку, занимающему техническую должность в посольстве;
К — машина принадлежит корреспонденту;
М — машина принадлежит торгово-экономическому представителю;
Н — машина принадлежит иностранному гражданину, приехавшему на долгое время в Россию;
Р — иностранная машина следует через страну транзитом.
Расшифровка красных дипломатических номеров: первые три цифры регистрационных знаков обозначают страну или международную организацию (см. приложение). Далее идет буквенный код статуса лица (посол, консул и т. д.). Далее — непосредственно сам номер.
В правой части, отделенной белой чертой, последние две цифры используются для кода того региона, где был выдан номер для машины.
Так, номер на машине 002D608/54 RUS идентифицирует следующее: первые три цифры (002) говорят о том, что автомобиль принадлежит ФРГ, вторые три цифры (608) означают номер самого автомобиля, цифра 54 означает, что автомобиль принадлежит Генеральному консульству ФРГ, расположенному в г. Новосибирске. Красный фон показывает, что машина принадлежит главе консульства или другому консульскому должностному лицу.
Другой пример: номер 086D876/38 RUS. 086 — автомобиль принадлежит Республике Польша, 876 — номер автомобиля, 38 — автомобиль принадлежит Генеральному консульству Республики Польша, расположенному в г. Иркутске.
Следует отметить, что цифровые коды в России присваиваются не только транспорту, но и городам, областям, республикам, округам, зарубежным странам и представительствам международных организаций. Таким образом, зная эти коды, можно определить статус машины, кому она принадлежит, какой стране, имеет иммунитет или нет и т. д.
Номерные знаки специальных серий являются необходимым атрибутом консульских средств передвижения, указывающим на наличие соответствующих иммунитетов. Поэтому отказ в выдаче таких знаков либо их изъятие местными властями недопустимы. Это равнозначно отказу в распространении иммунитетов на консульские средства передвижения. Номерные знаки возобновляются ежегодно.
Одним из наиболее сложных вопросов, связанных с консульскими средствами передвижения, является вопрос о юридической возможности осуществления государством пребывания по отношению к ним тех или иных принудительных действий.
Доктрина международного права не дает однозначного ответа на этот вопрос. В юридической литературе вопрос о консульских средствах передвижения глубоко не разрабатывался, а мнения известных юристов достаточно противоречивы. Чаще всего в доктрине международного права отмечается, что консульские средства передвижения пользуются неприкосновенностью.
Неприкосновенность консульских средств передвижения объясняется двумя моментами:
- 1) они могут рассматриваться как часть резиденции консула, как своего рода «движущийся дом»;
- 2) они являются движимым имуществом консульского учреждения.
Рассмотрим некоторые вопросы и ситуации, которые возникают на практике и касаются консульских транспортных средств передвижения.
Кейс 1. Правоохранительные органы страны пребывания часто сталкиваются с вопросом о том, какие принудительные действия они могут или не могут совершать в отношении консульских средств передвижения.
В Венской конвенции 1963 г. иммунитеты средств передвижения регулируются п. 4 ст. 31, где говорится, что «средства передвижения консульского учреждения пользуются иммунитетом от реквизиции»[2]. Здесь речь не идет об иммунитете от обыска, ареста и исполнительных действий. Консульские автомашины согласно означенной Конвенции 1963 г. можно обыскивать, досматривать и арестовывать. По отношению к ним могут быть осуществлены исполнительные действия. Консульские машины нельзя только реквизировать.
Кейс 2. Допустимо ли облагать налогами консульские транспортные средства, в том числе и на таможне? В Венской конвенции 1963 г. сказано, что транспортные средства, являющиеся собственностью представляемого государства и предназначенные для целей консульского учреждения, освобождаются от всех государственных, местных, районных налогов и сборов, за исключением тех сборов, которые представляют собой оплату за конкретные виды обслуживания. Значит, консульские автомашины освобождаются и от таможенных налогов и сборов. Напомним, что по этому поводу в Венской конвенции 1963 г. сказано: «Государство пребывания в соответствии с действующими законами и другими правилами разрешает ввоз и вывоз, освобождает от таможенной пошлины, налогов и сборов, за исключением сборов за погрузку, перевозку, хранение и выгрузку:
- 1) предметы, включая транспортные средства, предназначенные для служебного пользования консульского учреждения;
- 2) предметы, включая транспортные средства, предназначенные для личного пользования работников консульского учреждения и членов их семей».
Кейс 3. Таможенные органы государства пребывания сталкиваются с проблемой возможности и допустимости таможенного досмотра консульских средств передвижения. Согласно Венской конвенции 1963 г. консульские средства передвижения подлежат досмотру на таможне. Однако некоторые двусторонние консульские конвенции, например России с Китаем, Индией и Турцией, наделяют консульские автомашины иммунитетом от обыска и освобождают их от досмотра на таможне. Чтобы правильно решить данный вопрос, необходимо изучить двусторонние консульские конвенции между страной пребывания и аккредитующим государством.
Кейс 4. Консульские автомашины часто провозят через границу груз для консульства. Можно ли досматривать груз, предназначенный для консульства? В соответствии с Венской конвенцией 1963 г. такой груз подлежит досмотру на таможне независимо от способа его доставки туда. Будучи обязанными уважать законы государства пребывания, представители консульства должны обеспечить выполнение требований названной Конвенции 1963 г. о досмотре грузов.
Кейс 5. Как поступать в том случае, если консульское должностное лицо или члены его семьи пересекают границу на автомашине и на просьбу открыть салон и багажник для досмотра отвечают, что там находится их личный багаж, и машину к досмотру не предъявляют? Можно ли досматривать в этом случае машину? Согласно Венской конвенции 1963 г. консульские средства передвижения, в том числе и те, которые принадлежат консульским сотрудникам и членам их семей, подлежат досмотру на таможне, а личный багаж сотрудников консульского учреждения и членов их семей досмотру на таможне не подлежит. В этой ситуации машину можно открыть и досмотреть, можно поднять сумки, кейсы, чемоданы и т. д. и посмотреть, что под ними находится, но их содержимое (личный багаж) проверять нельзя. Они досмотру не подлежат.
Кейс 6. Если у таможенников есть серьезные причины, указывающие на то, что личный багаж содержит предметы, ввоз или вывоз которых запрещается в соответствии с законодательством или правилами карантина государства пребывания, возможен ли досмотр личных вещей? При наличии у сотрудников таможенной службы веских оснований считать, что личный багаж содержит предметы, ввоз или вывоз которых запрещается, они могут осуществить досмотр личного багажа, но исключительно в присутствии соответствующего консульского должностного лица или члена его семьи и желательно в присутствии дипломатического агента.
Кейс 7. В случае нарушения правил дорожного движения можно ли выписывать штраф консульским должностным лицам? В соответствии со ст. 31 Венской конвенции 1963 г. выписывать штраф консульским должностным лицам за нарушение правил дорожного движения нельзя, поскольку консульские должностные лица освобождаются от административной юрисдикции государства пребывания.
Кейс 8. На практике иногда возникают ситуации, когда необходимо остановить машину консула. Можно ли это делать? Да. Юридически это допустимо в целях предупреждения совершения правонарушения, например, если консульское должностное лицо управляет машиной в нетрезвом состоянии. Машина может быть остановлена и блокирована (физически задержана до того момента, когда его состояние позволит безопасно ею управлять). К самому консульскому должностному лицу в подобных случаях какие-либо принудительные меры применять нельзя. Не следует для блокирования машины изымать (даже на короткое время) ключи зажигания. Они являются частью автомашины, т. е. частью имущества консула, на которое распространяется иммунитет от реквизиции.
Кейс 9. Можно ли останавливать машину консула с целью проверки документов? Да. Ведь до тех пор, пока консульским должностным лицом не будет предъявлена дипломатическая или консульская карточка, представитель правоохранительных органов вправе рассматривать его как неизвестное лицо, а может быть, даже и как угонщика консульской автомашины, в зависимости от ситуации.
Кейс 10. В результате дорожно-транспортного происшествия, возникшего по вине работника консульского учреждения, был нанесен ущерб гражданам страны пребывания. Что можно предпринять в этом случае? Несмотря на то что консульские должностные лица пользуются иммунитетом от юрисдикции государства пребывания, им может быть предъявлен гражданский иск. Гражданский иск тем более может быть предъявлен консульским служащим или работникам обслуживающего персонала. Это разрешают Венская конвенция 1963 г. и двусторонние консульские конвенции.
Кейс 11. Дорожно-транспортное происшествие повлекло за собой тяжелые последствия. В этой ситуации согласно ст. 41 Венской конвенции 1963 г.: «Консульское должностное лицо может быть арестовано и взято под стражу в порядке предварительного заключения в случае совершения тяжкого преступления. Может быть лишено свободы, но только на основании вступившего в силу приговора суда».
Кейс 12. Сотрудники консульских учреждений обращаются с просьбой обеспечить защиту консульских средств передвижения от посягательств частных лиц. Как на это должны реагировать представители властей страны пребывания? Венская конвенция 1963 г. не предусматривает обязанность государства пребывания обеспечивать повышенную защиту консульских средств передвижения от посягательств частных лиц. В связи с этим государство пребывания вправе отклонить просьбу иностранных консульств об установлении специальных постов для охраны консульских автомашин. В случае краж предметов из машин или самих машин консульствам следует заявлять о подобных инцидентах в правоохранительные органы страны пребывания. Только после этого возможно проведение специального расследования.
Подводя итог, следует отметить, что в международном праве и консульской практике не проводится различий между средствами передвижения, принадлежащими непосредственно консульству, и средствами передвижения, находящимися в личной собственности консульских должностных лиц и членов их семей. И те, и другие рассматриваются как консульские средства передвижения. Отличительным признаком консульских средств передвижения является специальный номерной знак, выдаваемый соответствующими органами государства пребывания. Одним из наиболее сложных вопросов, связанных с консульскими средствами передвижения, является вопрос о юридической возможности осуществления государством пребывания по отношению к ним тех или иных принудительных действий. Доктрина международного права не дает однозначного ответа на этот вопрос. В юридической литературе вопрос о консульских средствах передвижения глубоко не разрабатывался, а мнения известных юристов достаточно противоречивы. Поэтому, чтобы не возникало недоразумений, власти страны пребывания обязаны руководствоваться Венской конвенцией 1963 г. и двусторонними консульскими конвенциями, заключенными между государствами. Это поможет избежать международных осложнений.
Контрольные вопросы
- 1. Сформулируйте понятие консульских средств передвижения.
- 2. Что является отличительным признаком консульских средств передвижения?
- 3. Назовите специальные серии номерных знаков консульских средств передвижения.
- 4. Чем можно объяснить неприкосновенность консульских средств передвижения?
- 5. Какие принудительные действия могут осуществлять правоохранительные органы страны пребывания в отношении консульских средств передвижения?
- 6. Допустимо ли облагать налогами консульские транспортные средства, в том числе и на таможне?
- 7. Возможен ли досмотр консульских средств передвижения на таможне?
- 8. Подлежит ли досмотру на таможне консульский груз?