Иммунитет консульского от гражданской юрисдикции
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 марта 2014;
проверки требуют 11 правок.
Дипломати́ческий иммуните́т (от лат. immunitas «независимость; неподверженность») — это изъятие его бенефициара (носителя) из-под юрисдикции государства пребывания. В первую очередь носителями такого иммунитета являются глава дипломатического представительства и другие сотрудники из числа дипломатического персонала. Вместе с тем есть случаи, когда таким иммунитетом обладают лица, не входящие в дипломатический состав посольств.
Дипломатический иммунитет следует отличать от дипломати́ческих привиле́гий, которые представляют собой преференции (льготы), которыми наделяется соответствующее лицо при вступлении в некоторые правоотношения с государством пребывания: прежде всего, в налоговой, таможенной, миграционной сферах.
Источником дипломатического иммунитета является международный обычай, кодифицированный Венской конвенцией о дипломатических сношениях[1]. В развитие её положений национальное (главным образом, процессуальное) законодательство государств также регулирует вопросы дипломатического иммунитета. Так, в России положения о дипломатическом иммунитете содержатся в ст.401 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ в редакции от 6 февраля 2012 г.[2], ст.11 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ в редакции от 7 декабря 2011 г.[3] В СССР вопросы дипломатического иммунитета регулировались Положением о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР[4].
История института дипломатического иммунитета[править | править код]
В зачаточном состоянии данный институт существовал еще в древности. В Древнем Китае, древнегреческих полисах и древнеиндийских государствах личность послов считалась неприкосновенной. В Древней Индии пользовались неприкосновенностью также и посольские помещения. В тот период это было обусловлено, прежде всего, религиозными верованиями.[5] Кроме того, в указанных государствах царила стойкая убеждённость в том, что обеспечить мирные международные отношения и взаимодействие друг с другом по различным вопросам невозможно без предоставления иностранным послам и посредникам права безопасно передвигаться по территориям государств пребывания. Вместе с тем принцип личной неприкосновенности послов утратил былое значение в период расцвета Римской Империи, а позднее Византии — оба эти государства больше полагались на захватническую политику, нежели мирное сосуществование.
В современном смысле слова дипломатия возродилась лишь в конце средневековья, на заре Ренессанса. С появлением в XV веке постоянных посольских учреждений укрепился принцип неприкосновенности их помещений. С учетом особой роли церкви в рассматриваемый исторический период послы, продолжая пользоваться неприкосновенностью, стали считаться находящимися под её особым покровительством. В XVI веке — период ожесточённой религиозной розни — в практику государств вошли особая защита и иммунитет от уголовной юрисдикции послов, включая даже тех, которые подозревались в заговоре против аккредитовавших их суверенов. В данном контексте уместно сослаться на такой дипломатический казус. Испанский посол Мендоса в 1584 году был обвинён английским правительством в заговоре, имевшем целью свергнуть английскую королеву Елизавету. При этом возник вопрос, можно ли судить испанского посла в английском суде. Совет Королевы обратился за консультацией к известному итальянскому дипломату, правоведу, знатоку дипломатического права Альберико Джентили (автор трактата «Три книги о посольствах» 1585 г.)[6]. Тот дал заключение, что Мендоса должен быть подвергнут наказанию испанским сувереном, а следовательно, должен быть выслан из Англии. В результате провинившийся посол получил от английских властей приказ покинуть пределы Королевства.
В вестфальский период (1648—1815 гг.) развития международного права окончательное закрепление в форме международного обычая получили правила об иммунитете послов, сопровождающих их членов семей и персонала от гражданской и уголовной юрисдикции государств пребывания, равно как и правила о неприкосновенности посольских помещений. В рассматриваемый период повышенное внимание тематике дипломатического иммунитета уделяется в научных международно-правовых разработках (Г. Гроций, 1625 г., К. Бинкершок, 1721 г., Э. Ваттель, 1758 г.).
Версальский (1919—1945 гг.) период международного права ознаменовался попытками кодификации сложившихся к тому времени норм о дипломатическом иммунитете. Впервые такая кодификация была предпринята на региональном уровне — Гаванская конвенция о дипломатических служащих от 1928 г., участниками которой были государства Панамериканского союза. Вместе с тем эта Конвенция всё же не вполне адекватно отражала существующую на тот момент практику в области дипломатического права[7]. Более продуманным в этом отношении является Гарвардский проект конвенции о дипломатических привилегиях и иммунитетах 1932 года.
Первая универсальная кодификация обычных норм дипломатического права была предпринята уже в период современного международного права вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН — Комиссией международного права, результатом работы которой стала Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года. В ней зафиксированы не только сложившиеся к тому времени в дипломатической практике государств единообразные правила, но и новые правила, насчет которых у государств прежде не было единого понимания (речь, прежде всего, идет о привилегиях и иммунитетах младшего персонала посольств, исключений из иммунитета, а также статуса дипломатов, являющихся гражданами государства пребывания). Именно Венская конвенция стала тем универсальным инструментом, регулирующим отношения в области дипломатического права, в том числе и вопросы дипломатического иммунитета.
Содержание дипломатического иммунитета[править | править код]
Теоретической основой такого иммунитета является комбинированная функционально-представительская теория, нашедшая своё отражение в преамбуле Венской конвенции 1961 года. Согласно ей, в частности, «привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства»[8]. В равной мере сказанное относится и к дипломатическим представителям, а также иным лицам, которые в силу договора или обычая также являются носителями дипломатического иммунитета.
Венская конвенция регулирует также вопросы иммунитета применительно к дипломатическим представительствам (посольствам) и дипломатическим представителям (агентам)
Дипломатические представительства[править | править код]
Одной из составляющих их иммунитета является неприкосновенность. В соответствии со статьёй 22 Венской конвенции помещения дипломатического представительства неприкосновенны. При этом к помещениям представительства, согласно статье 1 Венской конвенции, относятся здания или части зданий, используемые для целей представительства, включая резиденцию главы представительства, кому бы ни принадлежало право собственности на них, включая обслуживающий данное здание или часть здания земельный участок. Таким образом, помещения представительства неприкосновенны независимо от того, находятся ли они в собственности аккредитующего государства или на праве аренды (либо ином вещном/обязательственном праве), а также от того, представляют ли эти помещения обособленное здание, комплекс зданий или только часть здания (в последнем случае в целях обеспечения неприкосновенности эта часть должна быть оборудована отдельным входом). Соответственно власти государства пребывания, во-первых, не могут вступать в помещения представительства иначе, как с согласия его главы. Во-вторых, на государстве пребывания лежит специальная обязанность предпринимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Иногда для обеспечения охраны посольств выделяются силы местных правоохранительных органов.
Неприкосновенность помещений дипломатического представительства предполагает невозможность вручения судебных повесток и передачи судебных приказов как внутри самих помещений, так и, что называется, на пороге. Передача таких документов должна осуществляться иным способом (посредством почтовой связи, через местное министерство иностранных дел). Кроме того, неприкосновенность помещений подразумевает иммунитет от обыска, ареста, реквизиции и исполнительных мер. Данный иммунитет распространяется и на предметы обстановки и мебель внутри помещений.
В случае с помещениями иммунитет и неприкосновенность совпадают.[9]
Иные бенефициары дипломатического иммунитета[править | править код]
- Главы государств
- Главы правительств
- Министры иностранных дел
- Должностные лица международных организаций
См. также[править | править код]
- Иммунитет государства
- Дипломатическое право
Примечания[править | править код]
- ↑ Иммунитет дипломатический // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.
- ↑ Собрание законодательства Российской Федерации, 2002 г., № 46, ст. 4532.
- ↑ Собрание законодательства Российской Федерации, 1996 г ., № 25, ст. 2954.
- ↑ Утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1966 г. № 4961-VI.
- ↑ Международное право: учебник/под ред. А. Н. Вылегжанина.-М.: Юрайт, 2011. -С.50-54.
- ↑ Зонова Т. В. Настольная книга дипломатов//Дипломатический вестник. — 2001. #8. -С.24-25
- ↑ Е.Denza, Introduction to the Vienna Convention on Diplomatic Relatins, 18 April 1961
- ↑ Венская конвенция о дипломатических сношениях (неопр.). www.un.org (Принята 18 апреля 1961 года). Дата обращения 21 декабря 2016.
- ↑ Report of the Commission to the General Assembly. Yearbook of the International Law Commission, 1958, vol.II.-P.95.
Консульский иммунитет
КОНСУЛЬСКИЙ ИММУНИТЕТ (лат. immunits — освобождение от чего-либо) — вид консульских привилегий; состоит, в частности, в закреплении за помещениями консульского представительства неприкосновенности, обеспечении неприкосновенности консульским архивам, документам и официальной (служебной) переписке, свободы и тайны сношений с правительством, другими консульскими учреждениями и дипломатическими представительствами аккредитующего государства для всех официальных целей. В число К.и. входит также личная неприкосновенность консульских должностных лиц. Эта категория лиц не подлежит юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций, если только речь не идет о гражданских обязательствах, принятых консульским представителем на себя в качестве частного лица, а также об обязательствах перед третьими лицами, возникшими в связи с причинением вреда, вызванного дорожным транспортным средством, судном или самолетом. К числу К.и. можно отнести предоставляемое международным правом консульским должностным лицам освобождение от необходимости регистрации в качестве иностранцев в стране пребывания, получения согласия на жительство в ней, на работу, а также освобождение от большинства налогов.
Консульские работники пользуются К.и. с момента вступления на территорию государства пребывания, при следовании к месту своего назначения, если они уже находятся на указанной территории, либо с момента, когда они приступили к выполнению своих обязанностей в консульском учреждении. Прекращение действия К.и. происходит обычно в момент, когда соответствующее лицо покидает государство пребывания или по прошествии разумного срока с момента окончания его миссии. До наступления указанного момента действие К.и. продолжается даже в случае вооруженного конфликта между данными государствами. Приведенные правила в полной мере распространяются и на членов семей консульских работников, проживающих с ними.
Отказать в К.и. может только представляемое государство, кроме случая возбуждения самим этим консульским должностным лицом какого-либо дела в судебных или административных инстанциях страны пребывания, когда оно лишается права ссылаться на иммунитет от юрисдикции в отношении любого встречного иска, непосредственно связанного с основным иском.
Возможна также ситуация, когда консульское должностное лицо будет лишено К.и. в случае, если оно объявляется государством пребывания нежелательным — персоной нон грата, а его консульская экзекватура аннулируется (отзывается, берется обратно), но само оно остается на территории принимающей страны (не отозвано представляемым государством и не прекратило выполнять свои должностные функции в консульском учреждений). При таких обстоятельствах принимающее государство может объявить консульского работника частным лицом в соответствии с процедурой дисмисла. В этом случае бывшее консульское должностное лицо не может рассчитывать на сохранение К.и.
Волосов М.Е.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
Консульский сбор
Каждая страна устанавливает свой собственный сбор за рассмотрение документов на визу. Его величина зависит от вида визы – чем на больший срок, тем дороже; от национальности – в каждом посольстве есть длинный список, в котором точно расписано, с граждан
Иммунитет
ИММУНИТЕТ (англ. immunity от лат. immunitas — освобождение от чего-либо) — общеправовой термин, означающий освобождение определенного круга субъектов права из-под действия общих правовых норм. В международном праве известны, в частности, иммунитет государства,
Иммунитет консульский
см. Консульский иммунитет.
Иммунитет судейский
ИММУНИТЕТ СУДЕЙСКИЙ — неприкосновенность судей как носителей судебной власти: означает, что судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, заключен под стражу, подвергнут приводу без согласия на то соответствующего компетентного
Консульский корпус
КОНСУЛЬСКИЙ КОРПУС (лат. corpus — тело, остов) — совокупность глав консульских представительств (консульских учреждений), а также их должностных лиц, осуществляющих свою официальную деятельность в определенном районе или пункте принимающего
Консульский округ
КОНСУЛЬСКИЙ ОКРУГ — часть территории (район) иностранного государства, отведенная им для выполнения консульским представительством возложенных на него представляемым (аккредитующим) государством консульских функций. Конкретное местонахождение К.о.
Консульский патент
КОНСУЛЬСКИЙ ПАТЕНТ (лат. patens — открытый, явный) — документ, подтверждающий, что данное лицо назначается на должность главы консульского представительства (см. также
Иммунитет
Иммунитет (immunitas) – изъятие от податей и повинностей, даруемое отдельным лицам и сословиям, как в целым общинам. В древней Греции И. носил название ateleia. У римлян И. даровался во время больших несчастий общинам, в виде привилегий иногда навсегда; особенно часты
1.2. Иммунитет
ИММУНИТЕТ – ФСБ твоего организма.«Солнце, воздух и вода – это, дети, ерунда. Только секс и онанизм укрепляют
КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Право поддержки гражданина представляемого государства консульским должностным лицом может осуществляться только в соответствии с законами и правилами, принятыми в государстве пребывания (п.2 ст. 36)
Административно-технического и обслуживающего персонала.
Штатных должностных лиц;
Учреждений;
Консульские привилегии и иммунитеты
Характер консульской деятельности делает необходимым существование правовых гарантий беспрепятственного и независимого её осуществления. Дипломаты ещё с Венского конгресса (1815 г.) пользовались практически одинаковыми иммунитетами. Что же касается консулов, то, как правило, они определялись соглашениями на двусторонней основе.. Постепенно, особенно со времени принятия Венской конвенции 1963 года привилегии и иммунитеты штатных консулов были закреплены и в международном плане. Венская конвенция расширила иммунитеты и привилегии штатныхконсулов.
Венская конвенция 1963 г., предоставляя консульским должностным лицам, иммунитет от юрисдикции, определяет: «Консульские должностные лица не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций» (п. 1 ст. 43). Это значит, что консульские должностные лица наделены иммунитетами, которые носят функциональный (служебный характер).
Различают консульские привилегии и иммунитеты 4-х видов:
4) почётного (нештатного) консула
Привилегии и иммунитеты консульских учреждений.
Консульское учреждение – постоянный государственный орган внешних сношений, находящийся на территории иностранного государства, в силу соответствующего международного соглашения. Оно, в отличии от посольства, имеет лишь специальную компетенцию и действует только в пределах консульского округа, определяемого путём согласования между государствами.
Консульские помещения неприкосновенны.
На универсальном уровне данный вид привилегий закреплён лишь частично,т.к. Венская конвенция (1963 г.) распостраняет неприкосновенность только на консульские помещения, в состав которых не включены ни частные помещения консульских должностных лиц, ни даже частная резиденция главы консульского учреждения.
Но большинство конвенций, так или иначе, регулируют этот вопрос. В частности:
· иммунитет неприкосновенности распостраняется на жилые помещения всех консульских должностных лиц, как это отражено в консульских конвенциях России с Польшей,Великобританией, Японией и другими странами.
· статусом неприкосновенности наделяются жилые помещения,но
только главы консульских учреждений (Швеция; Норвегия).
Можно выделить несколько положений Венской конвенции 1963 г.:
а) только с согласия главы консульского учреждения или главы посольства
власти государства пребывания могут вступать в консульские помещения.
Венская конвенция 1963 г. (ст.31) всё же допускает некоторые исключения
из принципа неприкосновенности помещений, предусматривая, во-первых,
что, в случае стихийного бедствия, в том числе пожара, требующих
безотлагательных мер, согласие на вхождение в помещение консульства
предполагается, во-вторых,возможность отчуждения, в случае
необходимости, консульских помещений для целей обороны или
общественных нужд, с безотлагательной выплатой компенсации.
б) государство пребывания обязано принимать все меры для защиты
консульских помещений от любых вмешательств.
в) консульские помещения, имущество, а также средства передвижения не
могут быть реквизированы в целях обороны или для общественных нужд.
г) консулы имеют право вывешивать консульский щит и флаг назначившего его
государства.
д) консульские помещения и резиденция штатного главы консульского
учреждения освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин, за
исключением тех, которые представляют собой плату за конкретные виды
обслуживания.
е) консульские архивы и документы неприкосновенны в любое время и
независимо от их места нахождения.
В Венской конвенции 1963 года ничего не сказано о правовом положении их жилища и частной резиденции главы консульского учреждения.
Конвенция (1963 г.) регулирует вопросы приобретения жилых помещений для консульских должностных лиц. В частности, государство пребывания должно либо оказывать содействие представляемому государству в приобретении на своей территории помещений, необходимых для его консульского учреждения, либо оказать помощь последнему в получении помещений иным путём. Представляемое государство имеет право от своего имени или через любое уполномоченное им физическое или юридическое лицо в соответствии с законами и правилами государства пребывания и с согласия этого государства приобретать в собственность, получать в пользование, арендовать или вступать во владение в любой другой форме:
а) резиденцией главы консульского учреждения, а также жилыми помещениями для любого консульского должностного лица, которое не является гражданином государства пребывания или не имеет постоянного места жительства в этом государстве;
б) земельным участком, предназначенным для строительства жилых помещений.
Допускается и целый ряд изьятий из иммунитетов: Иммунитеты не распостраняются на следующие гражданские иски:
1) вытекающие из заключённого работником консульского учреждения договора, по которому он не выступал, прямо или косвенно, в качестве представителя аккредитующего государства;
2) возбуждённые в связи с ущербом, нанесённым каким-либо транспортным средством в результате дорожно-транспортного происшествия по вине работников консульского учреждения в стране пребывания;
3) касающиеся наследств, в которых работник консульского учреждения выступает в качестве наследника или отказ получателя, исполнителя завещания, распорядителя или попечителя наследства, будучи частным лицом;
4) возбуждённые самим консульским должностным лицом по делу, по которому он пользовался бы иммунитетом от юрисдикции ( в этом случае он лишается права ссылаться на иммунитет в отношении любого встречного иска, непосредственно связанного с основным иском);
Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 года закрепляет положение о том, что государство пребывания в случае какого-либо посягательства на помещения постоянного представительства или постоянной миссии наблюдателей при международной организации обязано принимать все надлежащие меры к возбуждению преследования и наказанию виновных лиц. Вместе с тем в этой конвенции ничего не говорится о неприкосновенности официальных помещений делегаций государств в органах и на конференциях международных организаций, хотя положения о неприкосновенности частных жилых помещений, бумаг, корреспонденции и имущества членов делегации содержатся.
Привилегии и иммунитеты штатных должностных лиц
Пункт 1 ст. 1 Венской конвенции 1963 г. гласит: «Консульское должностное лицо означает любое лицо, включая главу консульского учреждения, которому поручено в этом качестве выполнение консульских функций». К этой категории лиц относятся: генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент , консульский стажер и в некоторых зарубежных странах- проконсул .
Государство пребывания обязано относиться к консульским должностным лицам с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность, свободу или достоинство.
Для нормального выполнения своих функций консульские должностные лица наделяются личнымииммунитетами и привилегиями, которые отражены в Венской конвенции 1963 г.(ст.40-57) и в двусторонних консульских конвенциях:
· Консульское должностное лицо подлежит аресту, предварительному заключению только на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений. В случае, если это действие всё-таки произошло, государство пребывания незамедлительно уведомляет об этом главу консульского учреждения.
· иммунитет от юрисдикции страны пребывания
В п.1 ст. 41 Венской конвенции 1963 г. говорится: «Консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению, иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений«. Если на консульское должностное лицо заведено уголовное дело, местные власти государства пребывания обязаны незамедлительно уведомить об этом главу консульского учреждения (ст. 42). У них есть право вызвать консула в компетентные органы, но при этом ему оказывается уважение и государство пребывания не должно чинить ему препятствий в выполнении консульских функций (ст. 41, п. 3).
· свобода передвижения
Этот вопрос трактуется не всегда однозначно. Ряд договоров разрешает свободу передвижений и поездок по всей территории страны пребывания, за исключением зон, въезд в которые запрещается или ограничен по соображениям государственной безопасности. Некоторые соглашения разрешают консульским должностным лицам свободу передвижения и поездок только по территории консульского округа, за исключением зон, въезд в которые запрещается или ограничен по соображениям государственной безопасности.
Есть договоры, в которых вообщене отражена проблема свободы передвижений консульских должностных лиц. В этом случае следует ориентироваться на Венскую конвенцию 1963 г. (ст.34), в которой сказано: “Поскольку это не противоречит законам и правилам о зонах, въезд в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности, государство пребывания должно обеспечить всем работникам консульского учреждения свободу передвижения и путешествий по его территории”.
· свидетельские показания
На практике представители властей страны пребывания могут столкнуться и с таким вопросом: может ли консульское должностное лицо выступать в качестве свидетеля. Этот вопрос регулируется ст. 44 Венской конвенции 1963 г.:
Консульские должностные лица могут вызываться в качестве свидетелей при производстве судебных или административных дел. Вместе с тем, если консульское должностное лицо всё же отказывается от дачи свидетельских показаний, к нему не могут применяться никакие меры принуждения или наказания (п. 1 ст. 44). Орган, которому требуется показание консульского должностного лица, должен избегать причинения помех выполнению лицом своих функций. Эта же статья предоставляет право консулу, в случае согласия, давать свидетельские показания в любом месте и в любой форме в органах внутренних дел, дома, в консульском учреждении, письменно или устно.
· свобода сношений
В целях облегчения выполнения консульских функций консульские должностные лица могут свободно общаться с гражданами представляемого государства.
В том случае, если в пределах консульского округа какой-либо гражданин представляемого государства является арестованным, заключённым в тюрьму или взятым под стражу в ожидании судебного разбирательства, задержанным в каком-либо другом порядке, компетентные органы страны пребывания должны безотлагательно уведомить об этом главу консульского учреждения.(п.1 ст. 36), если гражданин этого потребует.
Консульские должностные лица имеют право посещать гражданина представляемого государства, который находится в тюрьме, под стражей или задержан для беседы с ним, имеет право переписки с ним и могут принимать меры к обеспечению ему юридического представительства (п.1 ст. 36) . Но если гражданин возражает против этого, то консульское должностное лицо должно от этого воздержаться.
Официальная корреспонденция консульского учреждения неприкосновенна. Консульская вализа не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Однако, если компетентные органы государства пребывания имеют серьёзные основания полагать, что в вализе содержатся предметы, запрещённые для ввоза и содержат не только официальную корреспонденцию, предназначенную исключительно для официального использования, они могут потребовать, чтобы вализа была вскрыта в их присутствии уполномоченным представителем представляемого государства. В том же случае, если власти представляемого государства откажутся выполнить это требование, вализа возвращается в место отправления.
Консульский курьер, за исключением случаев, когда имеется согласие государства пребывания, не может быть гражданином государства пребывания. Если же это лицо не является и гражданином государства представляемого государства, то оно может быть курьером только с разрешения государства пребывания.
Статья 38 Конвенции 1963 года говорит о праве главы консульского учреждения обращаться в компетентные местные органы его консульского округа при выполнении своих функций. Эта же статья говорит о том, что в компетентные центральные органы страны пребывания глава консульского учреждения может обращаться только в той степени, в которой это допускается законами, правилами или соответствующими международными договорами. В том случае, если представления консула не будут удовлетворены, он имеет право обратиться к правительству страны пребывания, но толькочерез дипломатическое представительство своего государства.
Консульская вализа может быть вверена командиру судна или гражданского самолёта. При этом он снабжается официальным документом представляемого государства.
· льготы по досмотру на таможне
В п.1-3 ст.50 Конвенции 1963 г.говорится, что таможенные пошлины не взимаются с предметов для личного пользования консульским должностным лицом, включая предметы, предназначенные для его обустройства и для его официального пользования. От уплаты таможенных пошлин освобождаются также члены семьи консульского должностного лица, проживающие вместе с ним.
Если в отношении таможенных пошлин более или менее определён круг предметов, в отношении которых таможенные пошлины не взимаются, то в отношении досмотра личного багажа на таможне существуют разные мнения. Консульская Конвенция 1963 г. (п.3 ст.50) освобождает от досмотра личный багаж консульских должностных лиц и членов их семей, проживающих вместе с ними. Багаж может быть досмотрен лишь в том случае, если есть основания полагать, что в багаже находятся предметы, ввоз и вывоз которых запрещён страной пребывания или которые подпадают под его карантинные законы и правила. Тем не менее, следует отметить, что некоторые двусторонние соглашения предусматривают личный досмотр багажа не только членов семей консульских должностных лиц, но и багаж их самих.
· освобождение от регистрации и от получения вида на жительство.Консульские должностные лица, консульские служащие и члены их семей, проживающие вместе с ним, освобождаются от всех обязанностей, предусмотренных законами и правилами государства пребывания в отношении регистрации иностранцев и от получения разрешения на жительства. Освобождение от регистрации иностранцев и от получения разрешения на жительство не применяется к консульскому служащему, который не является постоянным служащим представляемого государства или который занимается частной деятельностью с целью получения доходов в государстве пребывания, а также к любому члену семьи такого служащего
· освобождение от получения разрешения на работу.
· освобождение от повинностей, в том числе воинских, реквизитов, постоев.
Это же относится и к членам семей консульских должностных лиц (ст.52)
Конвенция о консульских сношениях 1963 г. обязывает консульских должностных лиц, пользующихся привилегиями и иммунитетами, без ущерба для них уважать страну пребывания (ст. 55).
Специально подчеркнута обязанность невмешательства во внутренние дела, а помещения не должны использоваться в целях, несовместимых с задачами выполнения консульских функций.
Консульские должностные лица обязаны соблюдать любые требования, предусмотренные законами и правилами страны пребывания, в отношении страхования от вреда, который может быть причинён третьим лицом, в связи с использованием любого дорожного транспортного средства, судна или самолёта (ст.56). несет ответственность по законам страны пребывания (ст. 56).
Таким образом:
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1524; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также: