Иммунитет лекция для детей
Невидимый щит, который защищает нас от инфекций.
Читали книжку «10% человека»? Это где про то, что 10% массы наших тел составляют всякие бактерии и микробы. Что они все там внутри делают и они ли формируют то, что называется «иммунитет»?
Эта детская лекция — не про книгу (книга — для взрослых), а именно про иммунитет. Не только внутри, но и снаружи нас — миллионы микробов. Большинство из них для безопасны, но некоторые представляют серьезную угрозу нашему организму. Сотни раз в день мы встречаемся с разными микробами, но это приводит к заболеваниям только в исключительных случаях. Что же защищает нас от инфекций? Он — иммунитет.
Как он работает и из чего состоит? Что там — в мире плохих и хороших микробов? Каковы клетки и молекулы иммунитета — и что они делают? Что нужно делать нам, чтобы иммунитет работал хорошо? Одним словом, ответы, которые запомнятся и пригодятся в жизни. Мало ли что в ней еще будет…
Где и когда?
- 19 апреля 2020 года, 13:00 — 14:30
- Ссылка на онлайн-трансляцию будет прислана всем зарегистрировавшимся за час до начала лекции
Дополнительная информация
Для просмотра оплатите онлайн-трансляцию (стоимость 800 рублей).
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
По мнению авторов новой работы, вертикальное сельское хозяйство позволит удовлетворить спрос на продукты питания, который значительно возрастет к середине-концу столетия. Благодаря вертикальным установкам можно будет повысить урожайность пшеницы в сотни раз, использовать повторно воду для полива и не зависеть от погоды.
Команда китайских исследователей рассказала о способе взломать iPhone и iPad. Они обнаружили уязвимость, связанную с чипом безопасности SEP.
Популярная теория о том, что занятия музыкой способствуют детскому развитию, оказалась неверна. К такому выводу пришла команда ученых, проведя анализ крупных исследований на эту тему. Результаты показали, что музыка улучшает способности ребенка не больше, чем другие дисциплины, и совершенно не влияет на навыки, не связанные с ней.
Разработку представило Министерство энергетики США. По задумке, это будет сеть, основанная либо на квантовой запутанности, либо на передаче субатомных частиц. Особенностью квантового интернета станет то, что его почти невозможно взломать.
Новое исследование показало, что столь долгий срок существования в бедной питательными веществами среде не уничтожил микробную жизнь.
Нейросеть помогла показать, что чем выше уровень коррупции в стране, тем больше индекс массы тела у членов ее правительства.
Ученые, работающие с крупнейшим в мире радиотелескопом, сообщили об обнаружении эмиссии нейтрального водорода, исходящей от объектов за пределами нашей Галактики.
С 2064 года численность людей начнет сокращаться — и этот процесс может быть необратим. Один из авторов соответствующей научной работы прямо указывает: если ничего не изменится, через несколько веков человечество вымрет. Однако есть вещи и похуже вымирания. Куда вероятнее иной сценарий: мир будет заселен теми, кто сможет размножаться в новых культурных условиях. К сожалению, значительная часть современных европейцев, американцев и, возможно, других народов будут вытеснены с первых страниц истории. Вдобавок те, кто победят в этой непростой борьбе, нам, сегодняшнему населению Земли, могут сильно не понравиться. Попробуем разобраться почему.
Биологи выяснили, какое воздействие оказывают радиоволны на эмбрионы рыб. Оказалось, они существенно не влияют на уровень смертности, морфологию и реакцию на свет, но немного подавляют сенсомоторные функции. Как это скажется на взрослых особях, еще предстоит выяснить.
[miniorange_social_login]
План:
Строение иммунной системы
Иммунитет и его формы
История создания вакцин и прививок
Инфекционные заболевания
Защитные барьеры:
Кожа, слизистые.
Внутренняя среда.
Сама клетка (интерферон).
Лейкоциты – основные защитники организма.
Вспомним характеристику лейкоцитов.
Существует несколько разновидностей лейкоцитов:
Моноциты (фагоциты, способны мигрировать сквозь стенки капилляров).
Лимфоциты (образуются в тимусе – вилочковой железе и лимфоидной ткани из клеток костного мозга, малоподвижны, могут образовывать антитела – специальные белки).
Базофилы, нейтрофилы, эозинофилы (содержат цитоплазматические гранулы, окрашивающиеся спец. красителями в разные цвета).
Иммунная система имеет следующее строение:
Центральные иммунные органы (красный костный мозг, тимус)
Периферические (лимфатические узлы, селезенка, миндалины)
Самостоятельная работа: изучить схему расположения органов иммунной системы на схеме (см. приложение)
Устойчивость организма к воздействию физических, химических и биологических патогенных факторов, способных вызвать заболевание, называется — резистентностью организма.
Различают неспецифическую и специфическую резистентность.
Неспецифическая резистентностъ обеспечивается барьерными функциями, фагоцитозом и содержанием в организме особых биологически активных, бактерицидных веществ-комплементов: лизоцима, пропердина, интерферона.
Специфическая резистентность организма обусловлена видовыми и индивидуальными особенностями организма при воздействии на него как активной (введение вакцин или анатоксинов), так и пассивной (введение иммунных сывороток) иммунизации против возбудителей инфекционных заболеваний.
Антигены – вещества, попадающие в наш организм извне (микробы, вирусы, пыль и т.д.)
Антитела – белковые структуры, которые борются с антигенами.
Иммунитет – это специфическая защитная реакция организма, основанная на способности противостоять действию патогенных микробов, веществ и т.д.
Различают две формы иммунитета:
Клеточный
Гуморальный
Иммунитет обеспечивается деятельностью:
Лимфоцитов
Фагоцитов
Клеточный иммунитет.
Это защита от большинства вирусных инфекций, отторжение чужеродных пересаженных органов и тканей. Клеточный иммунитет осуществляется:
Т-лимфоцитами образующимися в вилочковой железе (тимусе), макрофагами и другими фагоцитами — Т–лимфоциты способны связываться с антигенами чужеродных частиц и вызывать их разрушение.
а) Т-киллеры — разрушают опухолевые клетки, клетки генетически чужеродных трансплантатов и мутированные собственные клетки организма.
б) Т-хелперы — (to help — помогать) — распознавание антигенов и усиление образования антител.
Т-супрессоры — Если Т-лимфоциты хелперы усиливают реакцию иммунитета, то супрессоры, наоборот, подавляют. Притом эти клетки вовсе не устраивают саботаж иммунным процессам и не вредят нашему здоровью. Они просто регулируют силу иммунного ответа, что позволяет иммунной системе сдержанно и с умеренной силой отвечать на раздражители.
Гуморальный иммунитет осуществляется Ф-лимфоцитами
В-лимфоциты – формируют иммунную память
Фагоцитоз – активный захват, поглощение и переваривание живых клеток и неживых частиц особыми клетками организма – фагоцитами.
Фагоциты – осуществляют клеточный иммунитет, открытый И.И. Мечниковым в 1882 году. За разработку учения об иммунитете Мечникову и Эрмиху в 1908 году присвоена Нобелевская премия.
Классификация иммунитета
Различают врожденный и приобретенный (естественный и искусственный) иммунитет.
Врожденный иммунитет представляет собой невосприимчивость человека к микроорганизмам, вызывающим заболевания. Это видовой признак, передающийся по наследству. Видовой врожденный иммунитет является наиболее прочной формой невосприимчвости (чума собак и другие болезни животных).
Приобретенный естественно или искусственно иммунитет вырабатывается самим организмом в течение жизни и может быть активным или пассивным:
1. Приобретенный естественный активный иммунитет развивается после перенесенной инфекционной болезни (постинфекционный). При этом организм сам активно вырабатывает антитела. Этот иммунитет не передается по наследству, но является очень стойким и может сохраняться многие годы (корь, ветрянка)
2. Приобретенный естественный пассивный иммунитет обусловлен передачей антител от матери ребенку через плаценту или с грудным молоком, длительность этого иммунитета не превышает 6 месяцев.
3. Приобретенный искусственный активный иммунитет, развивается в организме после вакцинации.
Вакцины — препараты, содержащие убитые, или ослабленные живые микроорганизмы, вирусы, или обезвреженные продукты их жизнедеятельности — анатоксины. В результате действия на организм антигенов, в нем образуются антитела. В процессе активной иммунизации организм становится невосприимчивым к повторному введению соответствующего антигена.
4. Приобретенный искусственный пассивный иммунитет создается при введении в организм иммунных сывороток,полученных из крови человека, перенесшего данное заболевание, или из крови животного, привитого определенной вакциной и содержащих антитела, способные обезвредить соответствующих возбудителей болезни. Такая форма иммунитета наступает быстро, через несколько часов после введения иммунной сыворотки. Сыворотку вводят людям, которые находились в контакте с больным, но сами не были привиты от данного заболевания (корь, краснуха, паратит и т.д.). После укуса незнакомой собаки в течении 1-х максимум 3-х суток ставят антирабическую сыворотку против бешенства.
История создания вакцин и прививок .
Вклад Э. Дженнера в борьбу с натуральной оспой (сообщение)
Проблемный вопрос: Смог ли Дженнер после удачного прививания объяснить механизм действия прививки?
Вклад Л.Пастера в медицину.
14 мая 1796 года английский врач Э.Дженнер показал, что прививки людям возбудителя коровьей оспы предохраняют их от заражения оспой человеческой. Предложенный им метод лечения путём инъекций слабых микроорганизмов получил название вакцинации (от лат. «вакка» — корова) и благодаря ему с 1979 года в мире не зарегистрировано ни одного случая заболевания оспой.
В охоте за микробами принял участие и Луи Пастер. Он сначала безуспешно искал какую-либо неопасно протекающую разновидность сибирской язвы, чтобы, как и Дженнер привить ослабленных возбудителей. Но поиски оказались безуспешными. И тут ему на помощь пришёл счастливый случай. Пастер выращивал бацилл сибирской язвы (бактерий) в инкубаторе, в котором поддерживалась температура животного. Однажды терморегулятор дал сбой. Температура поднялась, бациллы перегрелись, хотя они не погибли, но были повреждены и заболевания уже не вызывали. Пастер заразил этими ослабленными бациллами подопытных животных, у которых после этого выработался иммунитет против сибирской язвы.
6 июля 1885 года Луи Пастер привил вакциной против бешенства мальчика, искусанного бешеной собакой. Этот человек первым получил 13 инъекций вакцины и выжил.
Инфекционные заболевания.
Возбудители: вирусы, микробы, грибки и т.д. (при температуре -40 сохраняются годами); заразны, быстро распространяются.
Частые инфекционные заболевания: ОРЗ, грипп, корь, коклюш, ветряная оспа, свинка (подчёркнуты «детские болезни» — против них вырабатывается стойкий иммунитет), стобняк, СПИД, сифилис.
Информация о СПИДе – приглашаются обучающиеся (за отдельный стол), заранее готовившие материал об этом заболевании.
Историк. Вирус СПИДа найден в Африке (Заир, Замбези) 50-60 годы в организме зелёных мартышек (это результат мутации безвредных вирусов). СПИД впервые обнаружен в 1981 году в Калифорнии (США) среди гомосексуалистов. Назывался «голубой рак». Одна из версий – вирус появился в результате пересадки яичек от шимпанзе стареющим пациентам. I место по СПИДу – Африка (более 40 млн. чел.).
Биолог. ВИЧ – вирус иммунодефицита человека передаётся через кровь и поражает иммунную систему организма. Вирус поселяется в лимфоцитах, которые обеспечивают иммунитет. Пытаемся уничтожить вирус – уничтожаем клетку. Иммунитет ослаблен, организм погибает от любой инфекции.
Медик . Симптомы заболевания – слабость, истощение организма, длительная температура, воспалительные процессы. Скрытый период (инкубационный) от 0,5 – до 5 лет и более – ничем не проявляется. Диагностика – нахождение в крови антител к вирусу.
Лечение:
затормаживают размножение ВИЧ,
стимуляция иммунитета,
лечение сопутствующего заболевания.
Пути заражения:
при переливании крови,
через шприцы,
половым и через оральный секс (через слизистую – возможно при ласках у гомосексуалистов),
от матери новорождённому ребёнку.
Юрист. Закон от 23 апреля 90 года «О профилактике заболевания СПИД»: Все граждане России и иностранцы на территории России имеют право пройти медицинское обследование. Лишение свободы до 5 лет и более.
Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Что такое иммунитет ?»
Интеграция образовательных областей: здоровье, художественное творчество, познание, социализация
Возраст: старшие дошкольники
Место проведения: группа
Оборудование:
— картинка с изображением человека
— картинки с изображением рыцаря
— костюм доктора Айболита
— конверт и письмо
— подбор загадок
— картинки, изображающие название станций
— магнитная доска
— карандаши
— листы бумаги по числу детей
— продукты
— эмблемы
-картинки режима дня
— две корзины
— запись звуков автобуса
Цель:
-знакомство с понятием «иммунитет»;
— закрепление представления о нормах здорового образа жизни. Содействие самостоятельному и осознанному выполнению правил личной гигиены.
Воспитательные задачи:
-воспитывать у детей полезные навыки, способствующие хорошему самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни;
— развивать умение регулировать свое поведение в соответствии с принятыми нормами и правилами.
Развивающие задачи:
— развивать психические процессы : логическое мышление, внимание , память.
Обучающие задачи:
— совершенствовать гигиенические навыки;
— содействовать расширению представлений о здоровом образе жизни;
— совершенствовать технику рисования;
— формировать умение создавать выразительные художественные образы в рисунке.
СОДЕРЖАНИЕ
ВОСПИТАТЕЛЬ. Здравствуйте, ребята! Как часто мы говорим это слово. А кто скажет, что оно обозначает? (Ответы)
Ребята, что помогает человеку защищаться от врагов? (оружие, доспехи, щит). Давайте посмотрим на картинку с изображением рыцаря.
А что помогает защищаться от невидимых врагов — болезней? (лекарство, иммунитет). Молодцы!
Иммунитет для человека – это невидимый щит, который не подпускает болезни к организму.
Если щит и доспехи сделаны из железа, то из чего состоит иммунитет, почему есть люди, которые никогда не болеют, а есть болеющие часто?
На эти вопросы мы попробуем ответить с вами, отправившись в путешествие в волшебную страну Здоровья. А помогать нам будет сказочный герой, который вот-вот придет в группу.
Угадайте, кто такой?
Добрый врач, бывалый врач,
Чуть услышит детский плач
В ранний час и в полночь
Поспешит на помощь
Он излечит, исцелит
Добрый доктор …. (Айболит)
Появляется доктор Айболит (переодетый воспитатель).
АЙБОЛИТ: Здравствуйте, ребята! Вы не подскажете, туда ли я пришел? Я так спешил! Я так бежал! Что даже адрес потерял! Но я слышал, что где-то ребята старшей группы детского сада собрались в прекрасную страну Здоровье (дети отвечают, что Айболит пришел правильно).
Показывает детям картинку с изображением человека (ребенка). Ребята, кто изображен на картинке? (ребенок, человек).
Скажите, ребята, а вы знаете, что нужно для того, чтоб человек был здоровым, сильным? (хорошо кушать, делать зарядку, заниматься спортом). Молодцы! Я предлагаю вам послушать стихотворение.
Получен от природы дар-
Не мяч и не воздушный шар
Не глобус это, не арбуз.
Здоровье! Очень хрупкий груз.
Чтоб жизнь счастливую прожить,
Здоровье нужно сохранить.
А как? Сейчас я вам скажу,
Что знаю сам – все расскажу.
АЙБОЛИТ:
Угадайте, на чем мы отправимся в путешествие?
Дом по улице идет,
На работу нас везет
Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках (автобус)
Ребята, занимайте места, отъезжаем (дети садятся на заранее поставленные стулья и «едут» под звуки автобуса) Первая станция, на которой мы остановимся, называется… А вот как она называется, нам поможет угадать загадка.
Руки врозь, а ноги вместе.
Бег, потом прыжки на месте.
Рассчитались по порядку,
Вот и кончилась …. (зарядка)
АЙБОЛИТ: Это замечательно! Зарядка – это розовые щечки, это когда мы сильные, ловкие, смелые и веселые. А вы, ребята, делаете по утрам зарядку? (ответы детей) А какие упражнения вы делаете, может мне кто-то из вас покажет? (дети показывают). Какие вы ловкие!
Я хочу показать вам свою зарядку.
Дети выполняют зарядку.
ЗАРЯДКА
Во все стороны глядим,
Вправо, влево, вверх и вниз,
Посмотри и улыбнись. (Повороты головы вправо, влево, вверх, вниз)
Вправо, влево покачай.
Вот так, еще раз,
Получается у нас! (Изображают как ветерок качает деревья)
И соседу улыбнись.
Вот так, еще раз,
Посмотрите все на нас! (Повороты корпуса вправо, влево)
Наклоняйся, не ленись,
Вот так, еще раз,
Посмотрите все на нас! (Наклоны вправо, влево)
Мы веселые ребятки,
Вот так, еще раз,
Получается у нас! (Выполняют полуприседания)
Как веселый звонкий мячик.
Вот так, еще раз,
Посмотрите все на нас! (Прыжки )
Только носиком дыши.
Вот так, еще раз,
И закончим мы сейчас. (Дыхательные упражнения)
Молодцы! Зарядка – это одно из условий иммунитета.
АЙБОЛИТ: Ребята, отправляемся дальше.
АЙБОЛИТ: Интересно, ребята, а это что за станция? ( ответы детей)
Послушайте стихотворение и попробуйте догадаться, как называется эта станция.
По будильнику встаю,
Одеваюсь, чай я пью
И вприпрыжку в детский сад,
Там играть я очень рад
После сада погуляю,
Дома в мячик поиграю,
Все я выполняю сам
Каждый день как по часам
Коль по времени мы спим,
Соблюдаем мы …(режим)
АЙБОЛИТ: Да, эта станция называется «Режим дня».
И я предлагаю, ребята, составить режим дня.
У меня есть картинки, я вам их сейчас раздам. Рассмотрите их, потом обсудите друг с другом, что было утром, днём и вечером. Затем встаньте в колонну в соответствии со своей картинкой слева направо — утро, день, вечер, ночь.
Дети обсуждают картинки и строятся.
Идет проверка.
АЙБОЛИТ: Соблюдение режима – это тоже то, из чего строится наш иммунитет.
А мы отправляемся дальше.
Интересно, какая следующая станция нас ждет? А пока мы едем, я хочу вам рассказать одну историю. Когда я к вам спешил, ребята, я по дороге встретил одного мальчика, который, как мне показалось, никогда не видел себя в зеркале. Он узнал, что я спешу к вам в детский сад и передал для вас письмо.
АДРЕС: Детский сад, старшая группа
КОМУ: Ребятам старшей группы, которые отправляются в страну Здоровье (полезные советы для чистюль).
Я думаю, что мои советы помогут вам:
Никогда не мойте руки,
Шею, уши и лицо …
Это глупое занятье
Не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки, шея, уши и лицо,
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять?
АЙБОЛИТ: Ребята, а вы как думаете, для чего мы с вами умываемся? (ответы детей).
Полезный мальчик дал нам совет? (ответы детей). Вы правильно думаете!
Грязная одежда, грязная кожа — слабое здоровье, а значит и иммунитет.
АЙБОЛИТ: А ведь в грязи живут микробы, они могут навредить здоровью.
Ребята, а давайте нарисуем микробов. Мальчик увидит, какие они страшные, поймет, какие они опасные, и будет всегда умываться. Подумайте, каким цветом вы будете изображать микроба. ( Дети рисуют микробов, затем работы выставляют на мольберт. Обсуждение работ).
АЙБОЛИТ: А нам пора отправляться в путь.
Следующая станция называется «Продукты».
Ребята, а вы знаете, что продукты бывают полезные и не очень полезные. ( ответы детей) Я принес вам эти продукты, давайте их рассмотрим. Я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Магазин». Вы объединитесь в две команды. На столе – продуктовый прилавок. Одна команда пойдет в магазин покупать в корзинку полезные продукты, а другая команда будет искать вредные для здоровья продукты.
(Дети играют. Воспитатель вместе с детьми подводит итоги игры).
АЙБОЛИТ: Вот и подошло к концу наше путешествие.
Что же вы нового для себя узнали?
Какие правила надо соблюдать, чтоб быть здоровым, заработать иммунитет? (ответы детей).
Я хочу напоследок с вами поиграть в игру и проверить, что же вы запомнили. Игра называется «Это я, это я, это все мои друзья». Послушайте правила игры. Вы слушаете вопросы, которые я задаю, если ответ неправильный, то вы молчите, а если правильный — отвечаете фразой: «Это я, это я, это все мои друзья!»
Кто из вас из малышей,
Ходит грязный до ушей?
Кто одежду «бережет»-
Под кровать ее кладет?
Кто ложится рано спать
В ботинках грязных под кровать?
Кто из вас не ходит хмурым,
Любит спорт и физкультуру?
Вместе с солнышком румяным
Просыпаюсь утром рано,
Заправляю сам кроватку
Быстро делаю зарядку?
АЙБОЛИТ: Отлично, вы запомнили все правила, которые нужны для того, чтобы быть здоровым! Молодцы!
Ребята! Здоровье — наше самое главное богатство, мы все его получаем в подарок при рождении и должны его сохранять, беречь. Здоровье каждого — богатство всех! Не забывайте об этом! Хорошо в стране Здоровья, но вам пора в детский сад.
Я прощаюсь с вами, но обязательно приеду к вам снова. На прощанье я всех посвящаю в ученики своей школы Здоровья (вручает эмблемы) А вы, ребята, можете дома нарисовать страну Здоровье и через воспитателя отправить мне.
Кому было интересно и весело сегодня возьмите «весёлую витаминку» , а кто скучал и ничего не понял – «грустную таблетку».