Иммунитет международных межправительственных организаций
Международные межправительственные (и некоторые неправительственные) организации на территории государства пребывания пользуются привилегиями и иммунитетами с целью нормального и беспрепятственного выполнения своих функций. Приобретая собственность на имущество, находящееся в разных странах, заключая сделки имущественного характера с гражданами различных государств, международные организации не подчиняют свои отношения ни национальному праву, ни национальной юрисдикции какого-либо государства. Международная организация не может быть привлечена к разбирательству в национальном суде в качестве ответчика; в отношении ее собственности не применяются меры принуждения по предварительному обеспечению иска и принудительные меры по исполнению судебного решения. Имущество международной организации, даже находящееся в руках третьих лиц, не может быть предметом виндикации, на него не может быть обращено взыскание.
Объем привилегий и иммунитетов различных международных организаций различен, они имеют неодинаковые привилегии и иммунитеты. Наибольшим объемом пользуются ООН и ее специализированные учреждения.
Привилегии и иммунитеты ООН практически совпадают с привилегиями и иммунитетами дипломатических представительств.
Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН (1946) — привилегии и иммунитеты ООН имеют функциональный характер (предоставляются для достижения целей, поставленных перед ООН). ООН обладает рядом дополнительных привилегий: пользуется неприкосновенностью помещений, переписки, архивов, документов, собственности, имеет право пользоваться шифром и курьерами, флагом и эмблемой, освобождена от налогов и таможенных пошлин.
Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН (1946) предусматривает функциональный иммунитет для сотрудников ООН. Они освобождены от юрисдикции государства пребывания в отношении действий, совершенных при исполнении служебных обязанностей; пользуются налоговым иммунитетом, таможенными и другими льготами. Эксперты ООН обладают привилегиями и иммунитетами при выполнении своих служебных функций. Привилегии и иммунитеты предоставляются сотрудникам ООН для выполнения их функций, а не для личных выгод (разд. 20 Конвенции 1946 г.).
Привилегии и иммунитеты специализированных учреждений ООН и их сотрудников установлены в Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г. Практически это те же привилегии и иммунитеты, которыми пользуется ООН, — неприкосновенность помещений, архивов, переписки и т.п. В полном объеме дипломатическими привилегиями и иммунитетами пользуются высшие исполнительные лица каждого специализированного учреждения и члены их семей. Другие сотрудники, как и сотрудники ООН, обладают функциональным иммунитетом.
В 1994 г. была принята Конвенция о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала. Конвенция закрепила нормы об уголовной ответственности лиц, посягающих на персонал ООН (как на лиц, пользующихся международной защитой).
Государственные иммунитеты базируются на принципе суверенитета. Иммунитеты международной организации возникают на договорной основе в силу функциональной необходимости Международные организации наделяются иммунитетами с целью создания такого статуса, при котором организация сможет беспрепятственно осуществлять свои полномочия, оставаясь независимой от действия национального права и судопроизводства отдельных государств.
Основа функциональной природы иммунитетов международных институтов:
- 1. Иммунитет способен защитить организацию от контроля со стороны отдельных государств.
- 2. Иммунитет позволяет международной организации иметь собственные материальные ресурсы, не подпадающие под действие контрольных механизмов государства, на территории которого находится штаб-квартира организации.
- 3. Иммунитет позволит уберечь организацию от бремени налогов в пользу казны отдельного государства.
Функциональная природа иммунитетов отражена в положениях Устава ООН, посвященных статусу международной организации как юридического лица: ООН пользуется на территории государств-членов такими правоспособностью, привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для выполнения ее функций и достижения ее целей (ст. 104,105).
Соглашение между ООН и Правительством США относительно места пребывания Центральных учреждений ООН 1947 г. предусматривает иммунитет Центральных учреждений ООН от юрисдикции США (изъятие из сферы действия национального законодательства и неподсудность гражданско-правовых споров с участием ООН национальным судам США). Обращение к американскому закону возможно лишь в случае отсутствия особых внутренних правил ООН. Американское законодательство может применяться к сделкам ООН, только если оно не противоречит внутренним правилам ООН (разд. 7 Соглашения). Законодательству США отводится вспомогательная роль, оно действует в качестве дополнения к правилам международной организации и постольку, поскольку какие-либо вопросы не урегулированы этими правилами.
Иммунитет от судопроизводства предопределяет, что американские суды имеют власть над актами, совершенными в районе ООН, только с согласия или по требованию самой ООН (разд. 8 Соглашения). Аналогичный статус на территории Швейцарии (Женева) имеет Европейское бюро ООН.
Международные учреждения последовательно отстаивают свое право на иммунитет в гражданско-правовых отношениях. Международная организация вправе сама отказаться от иммунитетов. Этот вопрос решается каждой организацией применительно к конкретной ситуации. Предложение об отказе от иммунитетов может поступить в адрес международной организации со стороны третьих лиц. Например, такое предложение может сделать национальный суд, усматривающий, что применение иммунитетов может противоречить нормам общечеловеческой морали, например к межправительственной организации предъявляется иск явно пострадавшей стороной и иммунитет не позволяет возместить ей ущерб.
В связи с законодательным закреплением концепции функционального иммунитета в судах некоторых государств был поднят вопрос о применении доктрины ограниченного иммунитета и к международным организациям. В 1980 г. Апелляционный суд США (округ Колумбия) принял к рассмотрению иск Броудбейта к Организации американских государств (ОАГ). Она выступила с утверждением абсолютного иммунитета межправительственной организации. Апелляционный суд США поддержал эту позицию, заметив, что «международные организации утверждаются на основании международного договора и в силу этого находятся по сравнению с суверенными государствами в ином положении в том, что касается вопроса об иммунитете. Суд убежден, что международные организации обладают иммунитетом от любой формы судебного вмешательства за исключением случаев, когда этот иммунитет положительно отвергается в договоре или ясно ограничивается в акте об учреждении международной организации».
Российское законодательство устанавливает: «Судебный иммунитет международных организаций определяется международным договором Российской Федерации и федеральным законом» (ч. 2 ст. 251 АПК РФ). Юрисдикция российских арбитражных судов возможна, если отказ от судебного иммунитета произведен в порядке, предусмотренном правилами международной организации (ч. 3 ст. 251 АПК РФ). Гражданско-процессуальное законодательство решает этот вопрос несколько иначе: об отказе от иммунитета не говорится ничего, а международные организации подлежат юрисдикции российских судов по гражданским делам в пределах, определенных международными договорами РФ и федеральными законами (ч. 2 ст. 401 ГПК РФ).
В доктрине признается необходимость соблюдения принципа абсолютного иммунитета в отношении международных организаций.
- 1. Иммунитет организации закрепляется в международном договоре, обязательном для соблюдения государствами-участниками независимо от сферы деятельности организации.
- 2. Иммунитет организации имеет функциональный характер, при его нарушении международное учреждение может утратить способность к реализации своих функций.
Секретариат ООН неоднократно подчеркивал, что иммунитеты международных организаций могут пониматься и применяться только как абсолютные, поскольку они имеют договорное происхождение и функциональный характер. Ограничение иммунитета международной организации означает нарушение международного договора.
В настоящее время международные организации накапливают значительные средства в коммерческих банках, которые стремятся избежать соблюдения иммунитетов по отношению к этим вкладам и распространить на них принципы обслуживания, которые применяются в отношении вкладов иных юридических лиц. Некоторые национальные суды высказываются за применение ограничения иммунитетов международных организаций, если они участвуют в международной коммерческой деятельности.
Практически невозможно выявить общие критерии разграничения публично-правовой и частноправовой компетенции международной организации, определить сферы ее деятельности, к которым неприменимы международные иммунитеты. Абсолютный иммунитет международной организации, занимающейся коммерческой деятельностью, нарушает общие принципы права и ставит частных контрагентов в неблагоприятное положение. Оптимальное решение проблемы — установление обязательной юрисдикции международных правоприменительных органов в отношении деятельности международных организаций, не связанной с выполнением их международных публичных функций. Споры из такой деятельности должны рассматриваться в Европейском суде, Страсбургском суде по правам человека, Арбитражном суде при Международной торговой палате.
Источник
В международных отношениях гражданско-правового характера межправительственные организации выступают как международные юридические лица, обладающие международными иммунитетами.
Приобретая собственность на имущество, находящееся в разных странах, заключая сделки имущественного характера с гражданами различных государств, межправительственные организации не подчиняют эти свои отношения ни национальному праву, ни национальной юрисдикции какого-либо государства. Межправительственная организация не может быть привлечена к разбирательству в национальном суде в качестве ответчика; в отношении ее собственности не применяются меры принуждения по предварительному обеспечению иска, как и не применяются принудительные меры по обеспечению исполнения судебного решения. Имущество межправительственной организации, хотя бы находящееся в руках третьих лиц, не может быть предметом виндикации, на него не может быть обращено взыскание.
Иначе говоря, межправительственные организации системы ООН в международных гражданско-правовых отношениях пользуются международными иммунитетами — системой льгот, заключающейся в определенном изъятии из-под действия национального законодательства и судопроизводства.
Иммунитеты межправительственных организаций имеют договорное происхождение и закрепляются, как правило, в их учредительных документах (уставах) или в других международно-правовых соглашениях.
В системе ООН вопрос об иммунитетах межправительственных организаций впервые встал при выработке Устава Организации Объединенных Наций. При обсуждении этого вопроса в процессе создания ООН решались две задачи: а) фундаментальное теоретическое обоснование иммунитетов международной организации и б) выработка конкретной статьи Устава, определяющей иммунитеты без излишней детализации. Ярко В. В. Об иммунитете международных организаций в практике российских судов// Международное частное право: современная практика .М., С. 98.
Участники дискуссии признали, что межправительственные организации пользуются международными иммунитетами на иной, чем государства-члены, основе. Государственные иммунитеты базируются на том основании, что их носители — суверенные образования. Международные иммунитеты государства служат правовым выражением принципа равный над равным власти не имеет» и присущи государству с момента возникновения. Международные иммунитеты межправительственной организации могут возникнуть только на договорной основе и предоставляются учреждению в силу функциональной необходимости. Межправительственные организации наделяются международными иммунитетами с целью создания такого статуса, при котором организация сможет беспрепятственно осуществлять свои полномочия международного характера, оставаясь immunis (лат.) — свободный; immunitas (лат.) — свободный от налогообложения. независимой от действия национального права и судопроизводства отдельных государств. функциональный характер иммунитетов межправительственных организаций впоследствии нашел широкое признание в международно-правовой литературе.
Многие авторы практически единогласно признают, что функциональная природа иммунитетов международных институтов базируется, во-первых, на том обстоятельстве, что только иммунитет способен защитить организацию от контроля со стороны отдельных государств-членов; во-вторых, позволяет международной организации иметь собственные материальные и денежные ресурсы, не подпадающие под действие соответствующих контрольных механизмов государств, в которых находится штаб-квартира или ее отделения; в-третьих, иммунитет позволит уберечь организацию от бремени налогов в пользу казны отдельного государства.
Идея функциональной необходимости иммунитетов нашла отражение в ст. 104 и ст. 105 Устава ООН, посвященных статусу международной организации как юридического лица и ее международным иммунитетам. Обе эти статьи были сформулированы в предельно общем виде и включали в себя следующие положения: Организация Объединенных Наций пользуется на территории каждого из своих членов такими правоспособностью, привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для выполнения ее функций и достижения ее целей.
Последующая детализация положений об иммунитетах ООН была произведена в ряде соглашений, заключенных Организацией Объединенных Наций с государствами-членами. В первую очередь здесь следует назвать Конвенцию о привилегиях и иммунитетах ООН от 13 февраля 1946 года и Соглашение о штаб-квартире ООН от 26 июня 1947 года.
Соглашение о штаб-квартире ООН предусматривает, по сути дела, иммунитет от юрисдикции США (изъятие из-под действия национального законодательства) и судопроизводства (неподсудность гражданско-правовых споров с участием ООН национальным судам США).
В разделе 7 Соглашения предусматривается, что американское законодательство может применяться к сделкам ООН только в том случае, если оно не противоречит внутренним правилам ООН. Иными словами, в Соглашении закладывается возможность создания собственных правил международной организации в отношении сделок гражданско-правового характера. И лишь в случае отсутствия особых правил возможно обращение к американскому закону. На практике большая часть гражданско-правовых отношений международных учреждений на территории США регулируется внутренними правилами международных организаций, а законодательству США отводится вспомогательная роль, оно действует лишь в качестве дополнения к правилам международной организации и лишь постольку, поскольку те или иные вопросы не урегулированы этими правилами.
Иммунитет от судопроизводства предусмотрен в разделе 8 Соглашения о штаб-квартире ООН, определяющем, что местные суды имеют власть над всеми актами, совершенными в районе Организации Объединенных Наций, только с согласия или по требованию самой ООН. При этом применение национальной судебной процедуры возможно лишь при наличии явно выраженного согласия на это компетентного органа международного учреждения. В этом же Соглашении предусматривается изъятие собственности ООН из-под действия прямого налогообложения.
Соглашение ООН и правительства США об иммунитетах организации было одним из первых в ряду подобных международных договоров, заключенных межправительственными организациями с правительством страны пребывания. Впоследствии все межправительственные организации системы ООН заключили подобные соглашения с государствами, в которых располагались их штаб-квартиры или отделения. Нешатаева Т. Н. О судебных иммунитетах // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1999. № 9. С. 59. Подобные соглашения разрабатываются по определенной схеме и, как правило, включают следующий набор международных иммунитетов: а) изъятие из-под действия национального законодательства; 6) иммунитет от применения местного судопроизводства; в) меры по защите собственности межправительственной организации. международная организация право межправительственная
Источник
Для выполнения своих функций и нормальной деятельности международные организации должны располагать определенными привилегиями и иммунитетами, которые обеспечивали бы им независимость от юрисдикции и вмешательства государственной власти страны пребывания. Эти привилегии и иммунитеты определяются многосторонними договорами, двусторонними соглашениями государств и международных организаций, а в определенных случаях и внутригосударственным законодательством отдельных стран. Объем привилегий и иммунитетов для различных международных организаций не одинаков. Наибольшими привилегиями и иммунитетами обладают универсальные межгосударственные организации и среди них — Организация Объединенных Наций.
Привилегии и иммунитеты ООН и ее сотрудников установлены в Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН от 13 февраля 1946 г., Соглашении между США и ООН о местоположении центральных органов ООН от 26 июня 1947 г., Соглашении между Швейцарией и ООН от 11 июня 1946 г. о статусе органов ООН в Женеве.
ООН по привилегиям и иммунитетам приравнена к дипломатическим представительствам государств; она имеет право на флаг и эмблему. Страна пребывания должна обеспечить неприкосновенность штаб-квартиры ООН, создать условия для нормальной деятельности ООН и ее органов, в частности, не должны чиниться препятствия въезду на территорию ООН и выезду с нее должностных лиц ООН, представителей государств, специализированных организаций и приглашенных органами ООН (экспертов, свидетелей и др.). Недопустимо вмешательство в дела ООН со стороны органов государственной власти страны пребывания. Даже при совершении преступления на территории ООН местные органы власти не могут производить уголовно-процессуальные действия (аресты, обыски, выемки и т.д.) без согласия Генерального секретаря ООН. В свою очередь ООН и ее сотрудники должны уважать законы страны пребывания и не вмешиваться в ее внутренние дела.
Генеральный секретарь ООН, все его заместители, а также представители ООН в других регионах и отдельных государствах обладают в полном объеме привилегиями и иммунитетами, предоставляемыми дипломатическим представителям государств. Дипломатические привилегии и иммунитеты распространяются на членов семей указанных лиц. Для остальных должностных лиц ООН в основном применяется функциональный иммунитет, то есть они пользуются отдельными привилегиями и иммунитетами во время выполнения служебных обязанностей. Генеральный секретарь ООН имеет право отказаться от иммунитета, предоставленного любому должностному лицу, в случаях, когда иммунитет препятствует правосудию и отказ от него не наносит ущерба ООН. В отношении Генерального секретаря ООН право отказа от иммунитета принадлежит Совету Безопасности ООН (ст. 20 Конвенции 1946 г.).
Привилегии и иммунитеты специализированных учреждений ООН и их сотрудников, согласно Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений от 21 ноября 1947 г., такие же, какими обладают ООН и представители государств в ООН.
В полном объеме привилегиями и иммунитетами пользуются высшие должностные лица специализированных учреждений: генеральные директоры, их заместители, ответственные секретари, а также члены их семей. Другие должностные лица имеют несколько ограниченные привилегии и иммунитеты.
Между специализированным учреждением и государством, на территории которого оно расположено, заключаются соглашения о взаимных правах и обязанностях. Известны соглашения между МОТ, ВОЗ, ВМО, МСЭ, ВПС, ВОИС и Швейцарией и др. Эти соглашения, как правило, расширяют круг должностных лиц специализированных учреждений, на которые распространяются дипломатические привилегии и иммунитеты.
Помимо ООН и ее специализированных учреждений отдельными (самостоятельными) международными договорами урегулированы вопросы привилегий и иммунитетов ряда иных межправительственных организаций и органов. В их числе можно отметить следующие: Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы 1949 г., Соглашение о привилегиях и иммунитетах Международного агентства по атомной энергии 1959 г., Соглашение о привилегиях и иммунитетах Международного трибунала по морскому праву 1997 г., Протокол о привилегиях и иммунитетах Международного органа по
морскому дну 1998 г., Конвенция о привилегиях и иммунитетах ЕврАзЭС 2001 г., Конвенция о привилегиях и иммунитетах Шанхайской организации сотрудничества 2004 г. и др.
межправительственный организация правотворческий
Источник