Иммунитет международных организаций в международном частно праве
Международные межправительственные (и некоторые неправительственные) организации на территории государства пребывания пользуются привилегиями и иммунитетами с целью нормального и беспрепятственного выполнения своих функций. Приобретая собственность на имущество, находящееся в разных странах, заключая сделки имущественного характера с гражданами различных государств, международные организации не подчиняют свои отношения ни национальному праву, ни национальной юрисдикции какого-либо государства. Международная организация не может быть привлечена к разбирательству в национальном суде в качестве ответчика; в отношении ее собственности не применяются меры принуждения по предварительному обеспечению иска и принудительные меры по исполнению судебного решения. Имущество международной организации, даже находящееся в руках третьих лиц, не может быть предметом виндикации, на него не может быть обращено взыскание.
Объем привилегий и иммунитетов различных международных организаций различен, они имеют неодинаковые привилегии и иммунитеты. Наибольшим объемом пользуются ООН и ее специализированные учреждения.
Привилегии и иммунитеты ООН практически совпадают с привилегиями и иммунитетами дипломатических представительств.
Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН (1946) — привилегии и иммунитеты ООН имеют функциональный характер (предоставляются для достижения целей, поставленных перед ООН). ООН обладает рядом дополнительных привилегий: пользуется неприкосновенностью помещений, переписки, архивов, документов, собственности, имеет право пользоваться шифром и курьерами, флагом и эмблемой, освобождена от налогов и таможенных пошлин.
Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН (1946) предусматривает функциональный иммунитет для сотрудников ООН. Они освобождены от юрисдикции государства пребывания в отношении действий, совершенных при исполнении служебных обязанностей; пользуются налоговым иммунитетом, таможенными и другими льготами. Эксперты ООН обладают привилегиями и иммунитетами при выполнении своих служебных функций. Привилегии и иммунитеты предоставляются сотрудникам ООН для выполнения их функций, а не для личных выгод (разд. 20 Конвенции 1946 г.).
Привилегии и иммунитеты специализированных учреждений ООН и их сотрудников установлены в Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г. Практически это те же привилегии и иммунитеты, которыми пользуется ООН, — неприкосновенность помещений, архивов, переписки и т.п. В полном объеме дипломатическими привилегиями и иммунитетами пользуются высшие исполнительные лица каждого специализированного учреждения и члены их семей. Другие сотрудники, как и сотрудники ООН, обладают функциональным иммунитетом.
В 1994 г. была принята Конвенция о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала. Конвенция закрепила нормы об уголовной ответственности лиц, посягающих на персонал ООН (как на лиц, пользующихся международной защитой).
Государственные иммунитеты базируются на принципе суверенитета. Иммунитеты международной организации возникают на договорной основе в силу функциональной необходимости Международные организации наделяются иммунитетами с целью создания такого статуса, при котором организация сможет беспрепятственно осуществлять свои полномочия, оставаясь независимой от действия национального права и судопроизводства отдельных государств.
Основа функциональной природы иммунитетов международных институтов:
- 1. Иммунитет способен защитить организацию от контроля со стороны отдельных государств.
- 2. Иммунитет позволяет международной организации иметь собственные материальные ресурсы, не подпадающие под действие контрольных механизмов государства, на территории которого находится штаб-квартира организации.
- 3. Иммунитет позволит уберечь организацию от бремени налогов в пользу казны отдельного государства.
Функциональная природа иммунитетов отражена в положениях Устава ООН, посвященных статусу международной организации как юридического лица: ООН пользуется на территории государств-членов такими правоспособностью, привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для выполнения ее функций и достижения ее целей (ст. 104,105).
Соглашение между ООН и Правительством США относительно места пребывания Центральных учреждений ООН 1947 г. предусматривает иммунитет Центральных учреждений ООН от юрисдикции США (изъятие из сферы действия национального законодательства и неподсудность гражданско-правовых споров с участием ООН национальным судам США). Обращение к американскому закону возможно лишь в случае отсутствия особых внутренних правил ООН. Американское законодательство может применяться к сделкам ООН, только если оно не противоречит внутренним правилам ООН (разд. 7 Соглашения). Законодательству США отводится вспомогательная роль, оно действует в качестве дополнения к правилам международной организации и постольку, поскольку какие-либо вопросы не урегулированы этими правилами.
Иммунитет от судопроизводства предопределяет, что американские суды имеют власть над актами, совершенными в районе ООН, только с согласия или по требованию самой ООН (разд. 8 Соглашения). Аналогичный статус на территории Швейцарии (Женева) имеет Европейское бюро ООН.
Международные учреждения последовательно отстаивают свое право на иммунитет в гражданско-правовых отношениях. Международная организация вправе сама отказаться от иммунитетов. Этот вопрос решается каждой организацией применительно к конкретной ситуации. Предложение об отказе от иммунитетов может поступить в адрес международной организации со стороны третьих лиц. Например, такое предложение может сделать национальный суд, усматривающий, что применение иммунитетов может противоречить нормам общечеловеческой морали, например к межправительственной организации предъявляется иск явно пострадавшей стороной и иммунитет не позволяет возместить ей ущерб.
В связи с законодательным закреплением концепции функционального иммунитета в судах некоторых государств был поднят вопрос о применении доктрины ограниченного иммунитета и к международным организациям. В 1980 г. Апелляционный суд США (округ Колумбия) принял к рассмотрению иск Броудбейта к Организации американских государств (ОАГ). Она выступила с утверждением абсолютного иммунитета межправительственной организации. Апелляционный суд США поддержал эту позицию, заметив, что «международные организации утверждаются на основании международного договора и в силу этого находятся по сравнению с суверенными государствами в ином положении в том, что касается вопроса об иммунитете. Суд убежден, что международные организации обладают иммунитетом от любой формы судебного вмешательства за исключением случаев, когда этот иммунитет положительно отвергается в договоре или ясно ограничивается в акте об учреждении международной организации».
Российское законодательство устанавливает: «Судебный иммунитет международных организаций определяется международным договором Российской Федерации и федеральным законом» (ч. 2 ст. 251 АПК РФ). Юрисдикция российских арбитражных судов возможна, если отказ от судебного иммунитета произведен в порядке, предусмотренном правилами международной организации (ч. 3 ст. 251 АПК РФ). Гражданско-процессуальное законодательство решает этот вопрос несколько иначе: об отказе от иммунитета не говорится ничего, а международные организации подлежат юрисдикции российских судов по гражданским делам в пределах, определенных международными договорами РФ и федеральными законами (ч. 2 ст. 401 ГПК РФ).
В доктрине признается необходимость соблюдения принципа абсолютного иммунитета в отношении международных организаций.
- 1. Иммунитет организации закрепляется в международном договоре, обязательном для соблюдения государствами-участниками независимо от сферы деятельности организации.
- 2. Иммунитет организации имеет функциональный характер, при его нарушении международное учреждение может утратить способность к реализации своих функций.
Секретариат ООН неоднократно подчеркивал, что иммунитеты международных организаций могут пониматься и применяться только как абсолютные, поскольку они имеют договорное происхождение и функциональный характер. Ограничение иммунитета международной организации означает нарушение международного договора.
В настоящее время международные организации накапливают значительные средства в коммерческих банках, которые стремятся избежать соблюдения иммунитетов по отношению к этим вкладам и распространить на них принципы обслуживания, которые применяются в отношении вкладов иных юридических лиц. Некоторые национальные суды высказываются за применение ограничения иммунитетов международных организаций, если они участвуют в международной коммерческой деятельности.
Практически невозможно выявить общие критерии разграничения публично-правовой и частноправовой компетенции международной организации, определить сферы ее деятельности, к которым неприменимы международные иммунитеты. Абсолютный иммунитет международной организации, занимающейся коммерческой деятельностью, нарушает общие принципы права и ставит частных контрагентов в неблагоприятное положение. Оптимальное решение проблемы — установление обязательной юрисдикции международных правоприменительных органов в отношении деятельности международных организаций, не связанной с выполнением их международных публичных функций. Споры из такой деятельности должны рассматриваться в Европейском суде, Страсбургском суде по правам человека, Арбитражном суде при Международной торговой палате.
В международных отношениях гражданско-правового характера межправительственные организации выступают как международные юридические лица, обладающие международными иммунитетами.
Приобретая собственность на имущество, находящееся в разных странах, заключая сделки имущественного характера с гражданами различных государств, межправительственные организации не подчиняют эти свои отношения ни национальному праву, ни национальной юрисдикции какого-либо государства. Межправительственная организация не может быть привлечена к разбирательству в национальном суде в качестве ответчика; в отношении ее собственности не применяются меры принуждения по предварительному обеспечению иска, как и не применяются принудительные меры по обеспечению исполнения судебного решения. Имущество межправительственной организации, хотя бы находящееся в руках третьих лиц, не может быть предметом виндикации, на него не может быть обращено взыскание.
Иначе говоря, межправительственные организации системы ООН в международных гражданско-правовых отношениях пользуются международными иммунитетами — системой льгот, заключающейся в определенном изъятии из-под действия национального законодательства и судопроизводства.
Иммунитеты межправительственных организаций имеют договорное происхождение и закрепляются, как правило, в их учредительных документах (уставах) или в других международно-правовых соглашениях.
В системе ООН вопрос об иммунитетах межправительственных организаций впервые встал при выработке Устава Организации Объединенных Наций. При обсуждении этого вопроса в процессе создания ООН решались две задачи: а) фундаментальное теоретическое обоснование иммунитетов международной организации и б) выработка конкретной статьи Устава, определяющей иммунитеты без излишней детализации. Ярко В. В. Об иммунитете международных организаций в практике российских судов// Международное частное право: современная практика .М., С. 98.
Участники дискуссии признали, что межправительственные организации пользуются международными иммунитетами на иной, чем государства-члены, основе. Государственные иммунитеты базируются на том основании, что их носители — суверенные образования. Международные иммунитеты государства служат правовым выражением принципа равный над равным власти не имеет» и присущи государству с момента возникновения. Международные иммунитеты межправительственной организации могут возникнуть только на договорной основе и предоставляются учреждению в силу функциональной необходимости. Межправительственные организации наделяются международными иммунитетами с целью создания такого статуса, при котором организация сможет беспрепятственно осуществлять свои полномочия международного характера, оставаясь immunis (лат.) — свободный; immunitas (лат.) — свободный от налогообложения. независимой от действия национального права и судопроизводства отдельных государств. функциональный характер иммунитетов межправительственных организаций впоследствии нашел широкое признание в международно-правовой литературе.
Многие авторы практически единогласно признают, что функциональная природа иммунитетов международных институтов базируется, во-первых, на том обстоятельстве, что только иммунитет способен защитить организацию от контроля со стороны отдельных государств-членов; во-вторых, позволяет международной организации иметь собственные материальные и денежные ресурсы, не подпадающие под действие соответствующих контрольных механизмов государств, в которых находится штаб-квартира или ее отделения; в-третьих, иммунитет позволит уберечь организацию от бремени налогов в пользу казны отдельного государства.
Идея функциональной необходимости иммунитетов нашла отражение в ст. 104 и ст. 105 Устава ООН, посвященных статусу международной организации как юридического лица и ее международным иммунитетам. Обе эти статьи были сформулированы в предельно общем виде и включали в себя следующие положения: Организация Объединенных Наций пользуется на территории каждого из своих членов такими правоспособностью, привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для выполнения ее функций и достижения ее целей.
Последующая детализация положений об иммунитетах ООН была произведена в ряде соглашений, заключенных Организацией Объединенных Наций с государствами-членами. В первую очередь здесь следует назвать Конвенцию о привилегиях и иммунитетах ООН от 13 февраля 1946 года и Соглашение о штаб-квартире ООН от 26 июня 1947 года.
Соглашение о штаб-квартире ООН предусматривает, по сути дела, иммунитет от юрисдикции США (изъятие из-под действия национального законодательства) и судопроизводства (неподсудность гражданско-правовых споров с участием ООН национальным судам США).
В разделе 7 Соглашения предусматривается, что американское законодательство может применяться к сделкам ООН только в том случае, если оно не противоречит внутренним правилам ООН. Иными словами, в Соглашении закладывается возможность создания собственных правил международной организации в отношении сделок гражданско-правового характера. И лишь в случае отсутствия особых правил возможно обращение к американскому закону. На практике большая часть гражданско-правовых отношений международных учреждений на территории США регулируется внутренними правилами международных организаций, а законодательству США отводится вспомогательная роль, оно действует лишь в качестве дополнения к правилам международной организации и лишь постольку, поскольку те или иные вопросы не урегулированы этими правилами.
Иммунитет от судопроизводства предусмотрен в разделе 8 Соглашения о штаб-квартире ООН, определяющем, что местные суды имеют власть над всеми актами, совершенными в районе Организации Объединенных Наций, только с согласия или по требованию самой ООН. При этом применение национальной судебной процедуры возможно лишь при наличии явно выраженного согласия на это компетентного органа международного учреждения. В этом же Соглашении предусматривается изъятие собственности ООН из-под действия прямого налогообложения.
Соглашение ООН и правительства США об иммунитетах организации было одним из первых в ряду подобных международных договоров, заключенных межправительственными организациями с правительством страны пребывания. Впоследствии все межправительственные организации системы ООН заключили подобные соглашения с государствами, в которых располагались их штаб-квартиры или отделения. Нешатаева Т. Н. О судебных иммунитетах // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1999. № 9. С. 59. Подобные соглашения разрабатываются по определенной схеме и, как правило, включают следующий набор международных иммунитетов: а) изъятие из-под действия национального законодательства; 6) иммунитет от применения местного судопроизводства; в) меры по защите собственности межправительственной организации. международная организация право межправительственная
В МЧП под международными организациями понимаются межгосударственные или межправительственные организации, которые создаются на основе международных договоров и участниками которых являются государства или правительства соответствующих государств.
Такие организации могут быть универсальными и региональными.
В смысле МЧП необходимо различать:
· Межгосударственные организации
· Международные неправительственные организации
Состоят из участников ФЛ и ЮЛ. Деятельность таких организаций как правило носит некоммерческий характер.
· Международные хозяйственные объединения
Создается на основе международного договора с целью извлечения коммерческой прибыли. Участниками могут быть любые субъекты (в том числе и государство).
ММО вступают в международные частноправовые отношения либо для обеспечения своей деятельности, либо для достижения уставных целей.Как правило в учредительных документах таких организаций содержится норма о том, что данная организация является юридическим лицом.
Пример: такие положения закреплены в конвенциях «О привилегиях и иммунитетах ООН» 1946г, в уставе Международного Валютного Фонда 1944г, в уставе Международного Банка Реконструкции и Развития 1945г….
Согласно положениям учредительных документов большинства международных организаций, они имеют право заключать договоры и иные сделки, приобретать движимое и недвижимое имущество, распоряжаться им, право выступать истцом и ответчиком в суде.
Правоспособность международной организации на территории РФ определяется уставом организации и дополнительными соглашениями между РФ и конкретной международной организацией. Таким образом общие положения о юридических лицах, закрепленные ГК, на международные организации не распространяются à все коллизионные нормы содержаться только в международных источниках, а национальные нормы не применимы.
Международная организация на территории любого государства участника обладает таким объемом правоспособности, которая необходима для достижения целей её деятельности. Это позволяет унифицировать правовое положение международных организаций на территории всех государств (каждая конкретная международная организация всегда будет обладать одним и тем же объемом правоспособности вне зависимости от того на территории какого государства она будет вступать в правоотношение).
Частные правовые сделки, а так же вещные права на имущество международных организаций регулируется сложным правовым комплексом, состоящим из 3 основных частей:
1) Устав организации
2) Дополнительное соглашение с государством пребывания
3) Внутренние правила самой организации
Помимо этого в правовом регулировании можно прибегать к положениям общепризнанных принципов и норм международного права.
Международная организация может действовать на территории государства непосредственно или через свои представительства.
Представительства международных организаций всегда открываются на основе дополнительных соглашений с государством пребывания (пример: договор 93г)
Международные организации, их представительства, а так же должностные лица в соответствии с международными договорами пользуются юрисдикционными иммунитетами. Эти иммунитеты аналогичны иммунитетам государства. В частности международные организации обладают иммунитетом от гражданского судопроизводства, их имущество и иные активы не подлежат реквизиции и конфискации + иммунитет от принудительного исполнения судебного решения.
Иммунитет международных организаций закрепляется в положениях АПК и ГПК. Согласно их положениям судебный иммунитет международных организаций всегда определяется международным договором РФ.
Толкование судебного иммунитета представлено в постановлении пленума ВАС от 11 июня 1999г. №8 «О действии международных договоров применительно к вопросам арбитражного процесса». В данном постановлении указывается, что арбитражный суд может принять иск по коммерческому спору, ответчиком по которому является международная организация только при наличии явно выраженного согласия ответчика на рассмотрение спора в Арбитражном суде РФ. Причем данное согласие должно быть приложено к документам, первоначально направляемым в суд. При этом согласие на рассмотрение спора должно быть подписано лицами специально уполномоченными в соответствии с внутренними правилами международной организации.
Из правил об иммунитете действуют несколько исключений:
1) Если организация выступает истцом, то считается, что она отказалась от судебного иммунитета (к ней в этот момент можно предъявить встречный иск)
2) Иммунитет не действует в некоторых случаях, установленных международными договорами:
· исключения иммунитета при рассмотрении исков о возмещении ущербов
3) Организация не может ссылаться на иммунитет, когда она вступает в гражданские правоотношения на территории РФ по своей инициативе
Кроме того, международные организации обладают иммунитетами только в тех отношениях, которые соответствуют её уставным целям.
Международная практика свидетельствует о том, что МО не обращаются в национальные суды, а отдают предпочтение разрешению споров международными средствами. В случаях, когда в национальный суд обращаются физические и ЮЛ с иском к межправительственной организации, то в обязательном порядке следует отказ в принятии иска. МО вправе согласиться на применение национальной судебной процедуры, однако такое согласие д.б. явно выражено и не означает отказа от др. видов иммунитета.
В отношении МО, как правило, действует теория функционального иммунитета (иммунитет предоставляется только в том случае, если она действует в соответствии с Уставом).
20. Коллизионные вопросы собственности
Исходным началом для решения коллизионных вопросов права соб-ти явл-ся использование привязки — закон места нахождения вещи.
Статут:
1) виды объектов вещных прав, в том числе принадлежность имущества к недвижимым или движимым вещам;
2) оборотоспособность объектов вещных прав;
3) виды вещных прав;
4) содержание вещных прав;
5) возникновение и прекращение вещных прав, в том числе переход права собственности;
6) осуществление вещных прав;
7) защита вещных прав.
Данная коллизионная привязка явл-ся основополагающей в отношении недвижимого им-ва во всех странах мира. Вместе с тем правовой статус движимого им-ва м. подчиняться др. коллизионным привязкам. Наиболее распространенным в данном случае явл-ся личный закон соб-ка. Данная привязка используется во всех странах общего права.
Содержание коллизионного регулирования вещных прав м.б. условно сведено к двум главным положениям:
1) если лицо правомерно приобретает за границей к-либо вещь, то при перемещении её в иное гос-во, это лицо сохраняет вещь в соб-ти даже в том случае, если в последнем подобный порядок приобретения вещи в соб-ть не возможна.
2) объем правомочий соб-ка во всех случаях б. определяться на основании закона того гос-ва, в котором данная вещь находится в настоящее время. Следовательно, не имеет значение, какие права принадлежали соб-ку вещи до её перемещения в соответствующее гос-во.
Коллизионное регулирование вещных прав в российском законодательстве установлено статьями 1205-1207 ГК РФ, а также ст. 1213 ГК. При этом, генеральной коллизионной привязкой всех вещных прав признается закон места нахождения вещи.
На практике определение применимого права в первую очередь необходимо для осуществления защиты вещных прав.В частности предъявление виндикационного иска должно осуществляться в месте нахождения вещи. На практике встает вопрос «Что понимать под местом нахождения вещи?» в случае незаконного лишения собственника его прав. Законодательства различных государств предусматривает 2 варианта решения этого вопроса:
1) Иск предъявляется по месту фактического нахождения вещи на момент предъявления иска
2) Иск предъявляется в месте, где вещь находилась в тот момент, когда она была утеряна собственником
Российское законодательство использует 2-ой вариант решения этого вопроса. Законодательство России считает, что стороны спора не могут изменить местонахождение вещи, украденной у собственника в своих интересах.При этом местонахождение данной вещи может быть избрано недобросовестным владельцем специально с целью затруднить защиту прав собственника.
Т.о., в РФ б. признаваться вещные права на им-во, возникшие в иностранном гос-ве на основании норм иностранного права.
Ст1206 ГК определяет применимое право для возникновения и прекращения вещных прав. Возникновение и прекращение права собственности по общему правилу определяются по праву страны, где имущество находилось в момент возникновения юридического факта, послужившего основанием для возникновения или прекращения вещных прав. Таким образом в России признаются вещные права на имущество, возникшие в иностранном государстве на основании норм иностранного права при условии, что эти нормы не были нарушены.
Из данного общего правила есть 2 исключения:
1) Возникновение и прекращение вещных прав в отношении движимого имущества, находящегося в пути, определяется по праву страны из которой это имущество было отправлено. Под имуществом находящимся в пути понимаются вещи находящиеся в процессе транспортировки независимо от того на основании какой сделки они перемещаются. Данная привязка к месту отправления вещи призвана обеспечить необходимую определенность при осуществлении права, подлежащего применению.
2) Возникновение права собственности в силу приобретательной давности определяется по праву страны, где имущество находилось в момент окончания срока приобретательной давности. Следует помнить, что возникновение права собственности по данному основанию возможно только в случае длительного, открытого и непрерывного владения вещью как своим собственным имуществом. При этом сроки приобретательной давности установленные в различных странах не совпадают.
Особый характер носят положения законодательства о вещных правах на ТС. К таким средствам не м. применяться традиционный коллизионный принцип места нахождения вещи. Соответственно, применимое право по отношению к такому им-ву определяется на основе юр. фикции постоянного места нахождения на территории той страны, где такое им-во зарегистрировано.
Некоторые коллизионные нормы в отношении вещным прав также содержатся в КТМ, в частности, ст. 417 определяет, что право на им-во, затонувшее во внутренних морских водах или территориальном море, определяется законом гос-ва, в котором им-во затонуло. Если им-во затонуло в открытом море, то к им-ву применяется закон флага судна.
Коллизионные вопросы вещных прав также регулируются несколькими международными соглашениями. На универсальном уровне действуют Гаагская конвенция о праве, применяемом к переходу права соб-ти в международной торговле товарами. При этом конвенция наряду с применением общего коллизионного принципа многие вопросы, в том числе, переход права соб-ти решает на основании обязательственного статута. Для стран СНГ действует Минская конвенция 1993 г. и Кишиневская конвенция 2002 г. Данные НА в качестве основного принципа закрепляют закон места нахождения вещи и в целом содержат те же положения, что и ГК.