Иммунитет на руси это

Иммунитет на руси это thumbnail

Существование в Удельной Руси этого сеньериального права, в об’еме древнего иммунитета, выясняется вполне, документально, путем детального сравнения иммунитетных дипломов с жалованными льготными грамотами. Мы находим в этих грамотах то же самое основное постановление, как и в западных дипломах, обеспечивающее неприкосновенность вотчины и ее населения для княжеских властей, immunitas, ограждающее ее неприступной стеной от агентов правительства, как в современных нам некоторых автономных учреждениях. «Да не осмелится ни один общий судья вступать в эти владения» – так постановляли французские короли в своих дипломах. И то же самое, в столь же категорических выражениях говорят наши князья в своих жалованных грамотах: «А волостели мои в околицу его (игумена) не в’езжают»; или «а наместники мои и волостели и их тиуни не в’езжают» или «не всылают» к таким-то вотчинникам, «ни к их людем ни по что».

Наши грамоты, точно также как западные дипломы, особенно настаивают на этом главном постановлении и затем указывают все проистекающие из него следствия полной иммунитетности, автономности частного имения, не оставляя места для сомнений, что в тех и других грамотах идет речь об одном и том же институте. У нас и на западе одинаково по этим грамотам частному собственнику предоставляются: 1) исполнительная судебная власть, 2) право суда на всех людей, живущих в имении, 3) право сбора с них налогов и пошлин. Эти постановления встречаются у нас с небольшими вариантами в сотнях жалованных грамот. В наиболее краткой формулировке они выражены, например, в следующих словах жалованной грамоты, данной Кирилло-Белозерскому монастырю около 1400 года. «Людям» игумена Кирилла – говорит Белозерский князь – 1) «ненадобе моя дань, ни иная, никоторая пошлина; 2) волостели мои к тем людям не всылают ни по что, ни судят, 3) а тех людей ведает и судит игумен Кирило сам».

К порядкам, создававшимся на основании таких категорических определений наших жалованных грамот, вполне приложима следующая характеристика иммунитета, написанная Ф. де-Куланжем по западным дипломам: «Частный собственник, лишив власти государственного чиновника, стал безусловным господином над своими землями. По отношению к людям свободным и рабам, живущим на его земле, он уже не только собственник, он становится тем, чем раньше был граф: в его руках – все, что принадлежало государственной власти. Он – единственный глава, единственный судья, как и единственный покровитель. Люди его земли не имеют иного правительства над собою. Конечно, по отношению к королю он остается подданным, или, говоря точнее, верным; но у себя дома он сам – король». И наши исследователи, изучавшие наши жалованные грамоты независимо от западных иммунитетных дипломов, еще в 50 годах приходили буквально к тем же выводам. Так, Милютин утверждал, что следствием жалованных грамот было у нас «образование из каждой монастырской или церковной вотчины особого полунезависимого и замкнутого в себе мира, государства в государстве». Так, Неволин писал, что «на основании жалованных грамот поземельный владелец получал многие права державной власти и становился в своей вотчине как бы князем». <…>

Согласно воззрениям некоторых немецких и французских историков, иммунитет, как учреждение, не был созданием королей, не возник впервые из иммунитетных дипломов, а был исконной принадлежностью крупного землевладения[9]. <…>

По некоторым нашим грамотам иммунитетная судебная привилегия составляет не предмет особого пожалования, а как бы естественный, необходимый придаток к передаче права собственности на землю. Села даются «с судом и со всеми пошлинами». В этих грамотах так же, как в западных «иммунитет, говоря словами Флака, является как простое пользование правом собственности». В первой половине XV века один Белозерский боярин, жалуясь, что Кирилловский монастырь «отнимает» у него «от суда да от дани» деревню, принадлежавшую к его вотчине Кистеме, ссылался, в подтверждение своих прав на нее, не на пожалование, не на княжескую грамоту, а на старину: «а та деревня исстарины тянет судом и данью к нам». <…>

Этот вотчинный сеньериальный суд ограничивается у нас, судя по отражению его в жалованных грамотах, к концу удельного периода, по мере усиления территориальной государственной власти великих князей. Раньше всего и наиболее последовательно он ограничивается в московском великом княжестве, где раньше и прочнее, чем в других княжествах, соперничавших с ним, утверждаются государственные начала. Это точно выясняется сравнением жалованных грамот разных княжеств: московского, тверского, рязанского, угличского, белозерского и других. Во второй половине XV века почти всюду право суда дается «опричь одного душегубьства»; в XVI же веке – уже за исключением всех уголовных дел: «опричь татьбы, разбоя и душегубства».

Источник

ИММУНИТЕТ (от лат. immunitas — термин римского права, означавший освобождение отдельных групп населения, некоторых категорий земель от государственных налогов, повинностей и т. д.) — в средние века совокупность прав, присвоенных феодалами в процессе насильственного закрепощения крестьянства и обеспечивавших им прямую власть над последним. Иммунитет выражался в праве феодала в пределах определенной территории производить суд, взимать налоги и различные поборы, а также отправлять полицейские функции. Иммунитет развивался как неотъемлемый атрибут крупной феодальной земельной собственности на определенной стадии развития феодальных отношений. Будучи одним из важнейших орудий внеэкономического принуждения, иммунитет служил основной цели феодального господства — цели получения феодальной ренты. Иммунитет оформлялся обычно королевской грамотой, запрещавшей вступление (introitus) во владения феодала-иммуниста графам и прочим представителям государственной власти в целях суда, принуждения и сбора фискальных поступлений (поборы, ранее поступавшие в пользу государственной казны, теперь присваивались владельцем иммунитета). Фактически королевское пожалование лишь утверждало захват феодалом этих прав — возникновению иммунитета предшествовало (и ему сопутствовало) складывание специального аппарата вотчинной власти, к которому переходили (частично) функции, выполнявшиеся ранее органами государственной власти. В период становления феодализма иммунитет способствовал закрепощению крестьянства. Иногда король давал иммунитет на земли, до того времени не принадлежавшие феодалу, что вело к превращению их в собственность последнего; под власть вотчинника-иммуниста попадали и свободные крестьяне и даже вассалы.

Иммунитет получил широкое распространение во Франкском государстве (один из первых памятников, упоминающий о франкском иммунитете, — эдикт Хлотаря II, 614 года; первые дошедшие до нас иммунитетные грамоты относятся к середине 7 века); обычно франкский иммунитет передавал вотчиннику-иммунисту только право низшей юрисдикции (т. е. суда по мелким правонарушениям), высшая (суд по уголовным делам) оставалась за графом. Наивысшего развития иммунитет в большинстве европейских стран достиг в 10-12 веках. Объем иммунитетных прав находился в зависимости от степени могущества феодалов — в ряде случаев феодал захватывал и право высшей юрисдикции. Иммунитет являлся юридическим выражением политической раздробленности, поскольку территория, подвластная иммунисту, была изъята (полностью или частично) из ведения представителей центральной власти. В связи с усилением королевской власти и складыванием централизованных государств институт иммунитета приходит в упадок (хотя частная власть вотчинников над крестьянами сохраняется в той или иной мере до буржуазных революций, а в некоторых районах в период позднего средневековья происходит даже ее укрепление — особенно в районах «второго издания крепостничества»). Существовали различия в объеме иммунитетных прав в отдельных странах. Так, в Германии, где иммунитет достиг наибольших успехов при Саксонской династии, дальнейшее развитие иммунитета приводило в ряде случаев к образованию компактных иммунитетных владений, что имело большое значение в оформлении территориальных княжеств. Напротив, для Англии (где в англо-саксонский период развилось право частной юрисдикции, близкое к франкскому иммунитету, — см. Сока) в целом характерна слабая выраженность иммунитета: в условиях существования относительна сильной централизации государства королевеская власть здесь уже с 12 века ограничивает иммунитетные права отдельных феодалов.

Термин «иммунитет» обычно употребляется в отношении стран Западной Европы, но подобный институт развивался (в той или иной степени) в период феодализма и в других странах, в том числе и на Востоке (см., например, в ст. Военно-ленная система). О византийском иммунитете см. Экскуссия. На Руси иммунитет был впервые зафиксирован в грамотах 12 века, но уже в 14-17 веках из полного иммунитета изымались в пользу государственной власти права сбора основных налогов и таможенных пошлин, а также суда по вопросам душегубства, разбоя и татьбы с поличным (эти ограничения, в 14-15 веках еще спорадические, в 16-17 веках стали приобретать всеобщий характер). Иммунитет был уничтожен с отменой крепостного права в 1861 году (пережитки сохранялись до 20 века).

Для буржуахной историко-правовой науки характерным является формально-юридический подход к анализу иммунитета: рассмотрение иммунитета в первую очередь как совокупности правоотношений, создающихся в результате королевского пожалования (исходя из этого, например, английские историки склонны вообще отрицать иммунитет в Англии, поскольку здесь судебно-административные права феодала далеко не всегда опирались на королевское пожалование), игнорирование основного значения иммунитета как средства внеэкономического принуждения по отношению к зависимому крестьянству; большое место буржуазные исследователи уделяют вопросу правовых истоков иммунитета, объему иммунитетных прав, уровню иммунитетной юрисдикции и т.д.

Основные источники для изучения иммунитета: королевские грамоты, формулы, капитулярии.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК — ИНДОНЕЗИЯ. 1964.

Литература:

Данилов А. И., Осн. черты И. и фогтства на церк. землях в Германии X-XII вв., в сб.: Докл. и сообщения: ист. фак-та МГУ, в. 7, М., 1948; Гутнова Е. В., К вопросу об И. в Англии XIII в., в сб.: Ср. века, в. 3, М., 1951; Гуревич А. Я., Роль королев. пожалований в процессе феод. подчинения англ. крестьянства, там же, в. 4, M., 1953; Колесницкий Н. P., Эволюция раннефеод. системы обл. и местного терр. устройств и рост вотчинной власти в Германии в IX — первой пол. XII вв., там же, в. 9, М., 1957; Граменицкий Д. С., К вопросу о происхождении и содержании франкского И., там же, в. 2, М., 1946; Михаловская Н. С., Каролингский И., там же; Kroell M., L’immunité franque, P., 1910; Seeliger G., Soziale und politische Bedeutung der Grundherrsehart im früheren Mittelalter, Lpz., 1903; Hirsch H., Die Klosterimmunität seit dem Investiturstreit, Weimar, 1913; Mayer Th., Fürsten und Staat, Weimar, 1950; Mitteis H., Der Staat des hohem Mittelalters, 4 Aufl., Weimar, 1953.

Источник

Древние люди воспринимали заболевание как наказание, посланное богами — и лечились соответственно. Чуть позже, с возникновением цивилизации, появились и более адекватные способы борьбы с напастью. Люди начали использовать окружающую природу себе на пользу, опытным путем выясняя, какие травы смогут помочь при несчастном случае. Древние мыслители Китая, Индии и Греции писали подробные трактаты, посвященные медицине и особенно подробно описывали средства, способствующие профилактике заболеваний. Даже сейчас некоторые практикуют именно те методы укрепления здоровья, которые оставили нам предки.

Вот, к примеру, несколько наиболее интересных способов повышения иммунитета, практиковавшиеся по всему миру.

Иммунитет на руси это

Европа

История Европы больше похожа на медицинский справочник: чума, эпидемии холеры и других болезней выкашивали населения целых городов. Больше других болезням были подвержены воины-крестоносцы, здоровье которых усугублялось тяготами походной жизни. В то время распространился напиток на основе листьев и цветков бораго: крестоносцы пили его, спасаясь от цинги и насыщая организм витаминами.

Иммунитет на руси это

Древний Китай

Китайская медицина существует дольше, чем некоторые цивилизации. Именно здесь были придуманы методы, которыми мы, иногда, лечимся до сих пор. Растение гибискус упоминается во многих старых китайских трактах. Лепестки гибискуса заваривали в чай, и пили в качестве профилактики против многих заболеваний.

Иммунитет на руси это

Египет и Рим

Вопреки распространенному мифу, рабов в древнем Египте очень ценили — просто потому, что те были достаточно дороги. Чтобы рабы прослужили дольше, в рацион строителя пирамид в обязательном порядке включался чеснок. Он поддерживал физическую силу и предохранял от многих болезней, в том числе, и от рака. Примерно тем же руководствовались и римские полководцы: каждый солдат действительной службы был обязан ежедневно съедать зубчик чеснока, который помогал организму справиться с тяготами военной службы.

Иммунитет на руси это

Древняя Греция

Древние греки не даром называли оливковое масло «жидким золотом», использовали его в качестве валюты и добавляли его практически во все блюда. Кроме витамин групп А, D, Е и К, оливковое масло содержит различные фенолы, замедляющие процесс старения и укрепляющие иммунитет.

Иммунитет на руси это

Древняя Русь

На Руси медицина была развита довольно хорошо. Врачи прекрасно понимали взаимосвязь между пищей и состоянием человека. Самописные медицинские справочники содержали подробные руководства, предписывающие осенью и весной  большое количество свежих овощей, чем в другое время. Наши предки использовали для поддержания иммунитета мед и свиное сало, а врачи умели не только искать целебные травы, но и применять их правильно. В XV веке арсенал лекарей пополнился шафраном, имбирем и корицей — сведения о них привез купец-путешественник Афанасий Никитин.

Иммунитет на руси это

Древняя Индия

В древней индийской медицине Аюрведе существовал целый раздел, посвященный изучению иммунитета – Вяадхиксаматва. В основу его легла йога, которая на Востоке, кажется, считается панацеей от всех бед, и своеобразная диета, включающая в себя рис, воду и топленное масло. Для профилактики простудных заболеваний применяли растение эхинацею.

Иммунитет на руси это

Доколумбовая Америка

Тропическая Америка – родина жгучего красного перца или перца чили. Коренные жители потребляли его в огромных количествах, а часто использовали еще и в качестве боевого отравляющего средства. Все дело в веществе капсаицине, придающему перцу жгучесть, именно благодаря ему индейцы простудными заболеваниями страдали крайне редко.

Иммунитет на руси это

Древние арабы

В стародавние времена плодам финиковой пальмы приписывались удивительные свойства. Якобы человек мог жить без еды в течение нескольких лет, питаясь лишь финиками и запивая их водой. Сколько в этом правды – неизвестно, но финики были и являются одним из лучших источников нужных организму солей, витаминов и минералов. В пищу использовались не только плоды, но и листья, косточки и даже ствол пальмы.

Источник

С историей монастырского, церковного и боярского землевладения
тесно связан вопрос об иммунитете, т. е. о праве феодалов на суд и управление
в отношении населения своих владений. Материальной основой иммунитета была
феодальная земельная собственность . В истории феодального иммунитета конца
XV — первой половины XVI в. получил отражение процесс экономического и
политического возвышения дворяпстпа. На это время падает значительное
количество жалованных тарханных грамот, выданных служилым
людям—помещикам
. Великокняжеская власть путем выдачи
жалованных грамот, подтверждавших определенный круг судебных и финансовых
прав феодала, вставала на путь ограничения иммунитета. Обычно жалованные
тарханно-несудимые грамоты узаконили право вотчинного суда «опричь
душегубства и разбоя с поличным», освобождение от дани, государева городового
дела, яма, постоя, дачи кормов князьям, боярам, запрещение посторонним людям
проезда через вотчину и т. д.

Феодалам часто выдавались и торговые льготы, обычно в
форме регламентации размеров беспошлинной продажи, купли и провоза какого-либо
товара.

Внеэкономическое принуждение
крестьян обеспечивалось в феодальных вотчинах также разветвленным
аппаратом управления. Среди управителей круппой митрополичьей волости Караш
Ростовского уезда в актах упоминаются наместник во Владимире, тиуны, дворецкий,
казначей, введенный дьяк, десятинники, посельский. У митрополита имелся
большой круг своих бояр и служилых детей боярских. В системе митрополичьего
землевладения и в крупных монастырских вотчинах практиковалась раздача земель
боярам и детям боярским в условное пожизненное владение, сопровождавшееся
наделением их иммунитетными привилегиями . Дробление власти в пределах
отдельных крупнейших вотчин отвечало иерархической структуре феодального
общества периода раздробленности. В период сложившегося централизованного
государства подобный порядок был уже пережитком.

Недостаток земель, пригодных для испомещения служилых
людей
,— особенно в центральных уездах,— заставил правительство обратить
внимание на огромные пространства монастырских и церковных вотчин и сделать в
1503 г. попытку их секуляризации. Однако вследствие сопротивления части
духовенства этот правительственный план не был осуществлен. Пришлось
ограничиться изъятием земель у новгородского владыки, пермского епископа и
других церковных феодалов. Несколько позже уложением Василия III было
запрещено жителям отдельных городов и уездов и потомкам суздальских,
ярославских и стародубских князей продавать и давать «по душе» вотчины в
монастыри без доклада и без ведома великого князя .

Если крупное церковно-монастырское землевладение
представляло могущественную силу феодального общества первой половины XVI в.,
то в ином положении оказалось землевладение удельно княжеской и боярской
аристократии. К новым экономическим условиям монастыри приспосабливались лучше,
чем бояре и князья. Отсталое по своей организации боярское хозяйство уже не
было в состоянии полностью удовлетворить возросшие потребности феодала .

Не следует забывать, что в стране в целом еще
господствовало натуральное хозяйство. Феодальное хозяйство было
потребительским, основной своей задачей имело удовлетворение внутренних
потребностей княжеского, боярского и монастырского обихода. В княжеских
дворах, например, скоплялось громадное количество продуктов сельского
хозяйства, промыслов и вотчинного ремесла: кади ржи и овса, пуды сливочного
масла и меда, бочки рыбы соленой и свежей, ведра слив и яблок, меха, шубы,
тулупы, холсты.

В барских дворах по отдельным селам собиралось огромное
количество «оброчного жита» или «хлеба посопного», который ссыпался в
житницы. В княжеских хозяйствах, под ведением дворецкого или специальных
приказчиков, хранились большие запасы ржи, овса, пшена, муки ржаной (простой
и ситной), муки овсяной и пшеничной, муки толченой и крупичатой, круп овсяных
и гречневых, солода ржаного и ячного, отрубей, толокна, молочных и иных
продуктов. Эти запасы поглощались княжеской кухней и истреблялись княжеской
дворней. Обиход феодала обслуживали также бортные угодья, бобровые гоны,
рыбные промыслы, на которых работали специалисты — бортники, бобровники,
рыболовы. Потребности феодалов удовлетворяли также вотчинные и зависимые
деревенские ремесленники.

Источник