Иммунитет от исполнительного производства
Описание презентации Иммунитеты в исполнительном производстве Содержание 1. Понятие по слайдам
Иммунитеты в исполнительном производстве
Содержание 1. Понятие иммунитета и его виды. 2. Категория иммунитет в исполнительном производстве. 3. Виды иммунитета в исполнительном производстве. 3. 1. Иммунитет от взыскания в исполнительном производстве. 3. 2. Религиозный иммунитет. 3. 3. Дипломатические и консульские иммунитеты.
1. Правовые иммунитеты (от лат. immunitus — освобождение от чего-либо) — исключительное право определенной категории лиц не подчиняться некоторым общим законам, предоставленное лицам, занимающим особое положение в государстве, т. е. это особые льготы и привилегии, освобождающие определенных законом лиц от определенных обязанностей и ответственности в целях выполнения ими своего особого статуса.
Виды правовых иммунитетов В литературе встречаются различные классификации правового иммунитета. Обычно выделяют следующие виды иммунитета: 1) профессиональные (которыми могут обладать президент, судьи, прокуроры, депутаты); 2) личные (которыми могут обладать близкие родственники лица привлекаемого к уголовной ответственности); 3) смешанные (которыми могут обладать священники, адвокаты, так как данным лицам в силу их профессиональных обязанностей могут стать, известны личные, сокровенные сведения от граждан, им доверившихся).
Стоит также отметить, что объем правовых иммунитетов может варьироваться в пределах одной и той же видовой категории (например иммунитет дипломатического агента и обслуживающего персонала посольств и миссий), а может совпадать у различных категорий.
2. Категория «иммунитет» в исполнительном производстве В исполнительном производстве категория «иммунитет» связана не только с установлением привилегированного статуса отдельных субъектов, но и с гарантиями соблюдения прав человека и минимальных стандартов правовой защищенности должника применении мер государственного принуждения. Так следует подчеркнуть, что имеются в виду минимальные стандарты, так как должник в исполнительном производстве – это всегда обязанное лицо.
В исполнительном производстве не прекращая продолжается оптимизация деятельности органов принудительного исполнения и других участников исполнительного производства, которая, как правило, имеет своей основой установление как можно более справедливого баланса публичных интересов государства и частно-правовых интересов взыскателя и должника.
В исполнительном производстве существует приоритет публичны интересов государства и частно-правовых интересов взыскателя как лица, уж защищенного судебным постановлением (иным актом, подлежащим принудительному исполнению) государства.
Исходя из такого приоритета все предусмотренные для должника в исполнительном производстве гарантии, включая иммунитеты, должны быть весьма выверенными.
Иммунитет – это, по своей характеристике, льгота для одного участника правоотношения, которая ставит его в привилегированное положение относительно других участников правоотношения.
В исполнительном производстве такая льгота устанавливается всегда для должника, обязанного субъекта, ставя его в привилегированное положение относительно взыскателя и даже государства в лице должностного лица или органа, вынесшего акт, подлежащий принудительному исполнению, и, следовательно, иммунитет должен использоваться как полностью оправданное, рациональное и необходимое исключение.
Иммунитет в исполнительном производстве — часть, подвид правового иммунитета вообще и как институт включает в себя небольшую, но имеющую большое гарантирующее значение совокупность норм, регулирующих возникающее между судебным приставом–исполнителем и должником исполнительное правоотношение особенным по сравнению с обычным регулированием образом, выражающимся в предоставлении определенной привилегии, льготы должнику. Особо следует отметить, что применении иммунитета в исполнительном производстве приоритетом является не выполнение основной задачи исполнительного производства как то обеспечение законного, своевременного и надлежащего по качеству и объему исполнения требований исполнительных документов, а обеспечение большей защищенности определенных лиц и их отдельных прав.
Виды иммунитетов в исполнительном производстве Иммунитеты подразделяются по различным критериям: 1. По субъекту – в отношении физических и юридических лиц, поскольку для них установлены различные правовые режимы 2. По степени юридической защиты имущества: — абсолютные (невозможно обратить взыскание ни при каких условиях) — относительные
Абсолютный иммунитет установлен в отношении имущества, которое изъято из оборота или ограничено в обороте. В Перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена, утвержденный Указом Президента РФ от 22 февраля 1992 г. № 179 3 , входят: — драгоценные и редкоземельные металлы и изделия из них — драгоценные камни и изделия из них — стратегические материалы — вооружение, боеприпасы к нему, военная техника, запасные части, комплектующие изделия и приборы к ним, взрывчатые вещества, пороха, все виды ракетного топлива, а также специальные материалы и специальное оборудование для их производства, специальное снаряжение личного состава военизированных организаций и нормативно-техническая продукция на их производство и эксплуатацию. — Ракетно-космические комплексы, системы связи и управления военного назначения и нормативно техническая документация на их производство и эксплуатацию — Боевые отравляющие вещества, средства защиты от них и нормативно техническая документация на их производство и использование — Уран, другие делящиеся материалы и изделия из них и т. п.
Согласно ст. 239 Бюджетного кодекса РФ установлен относительный иммунитет бюджетов. Иммунитет бюджетов представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на бюджетные средства осуществляются только на основании судебного акта, предусматривающего: возмещение убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в т. ч. в результате издания актов органов государственной власти или органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту, за исключением, случаев, определенных абз. 2 ст. 239 Бюджетного кодекса РФ, а именно возмещение в размере недофинансирования в случае, если взыскиваемые средства были утверждены в законодательном порядке в составе расходов бюджета. Иммунитет от взыскания установлен в отношении имущества, переданного в доверительное управление. В соответствии со ст. 1018 ГК имущество переданное в доверительное управление обособляется от другого имущества учредителя управления, а также от имущества доверительного управляющего. Это имущество отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе, и по нему ведется самостоятельный учет. Для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением открывается отдельный банковский счет. Поэтому обращение взыскания по долгам учредителя управления на имущество, переданное им в доверительное управление, не допускается, за исключением несостоятельства (банкротства) этого лица.
3. Виды иммунитетов в исполнительном производстве Иммунитет от взыскания в исполнительном производстве. “Неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника–гражданина и членов его семьи” Религиозный иммунитет. Дипломатический и консульский иммунитеты.
3. 1. Иммунитет от взыскания в исполнительном производстве Иммунитет в отношении взысканий гарантируется с помощью как норм исполнительного права, так и норм гражданского процессуального права. Нормы, закрепляющие минимум имущества, на которое не может быть обращено взыскание (ст. 79 Закона Об исполнительном производстве, ст. 446 ГПК РФ).
Статья 79. Имущество, на которое не может быть обращено взыскание 1. Взыскание не может быть обращено на принадлежащее должнику-гражданину на праве собственности имущество, перечень которого установлен Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации. 2. Перечень имущества должника-организации, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается федеральным «законом».
Статья 446. Имущество, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам 1. Взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на следующее имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности: жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание; земельные участки, на которых расположены объекты, за исключением имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;
предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши; имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника, за исключением предметов, стоимость которых превышает сто установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда; используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, корма, необходимые для их содержания до выгона на пастбища (выезда на пасеку), а также хозяйственные строения и сооружения, необходимые для их содержания; семена, необходимые для очередного посева; продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении;
топливо, необходимое семье гражданина-должника для приготовления своей ежедневной пищи и отопления в течение отопительного сезона своего жилого помещения; средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество; призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден гражданин-должник.
3. 2. Религиозный иммунитет как особый вид иммунитета в исполнительном производстве
В соответствии с п. 5 ст. 21 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125– ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» установлено, что на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов. Перечень видов имущества богослужебного назначения, на которое не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов, устанавливается Правительством Российской Федерации по предложениям религиозных организаций.
В этом пункте существует отсылка к Перечню видов имущества богослужебного назначения, на которое не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов, который устанавливается Правительством Российской Федерации по предложениям религиозных организаций. Однако такого акта нами не найдено, в виду того, что он просто напросто не принимался. В связи с этим возникает дискуссионный вопрос, что относить к такому имуществу, и как применять данную норму права. Поэтому этот вопрос до сих пор остается открытым.
3. 3. Дипломатические и консульские иммунитеты Согласно международному и национальному праву дипломатические представительства и их сотрудники пользуются соответствующими им мунитетами и привилегиями. Под дипломатическими иммунитетами понимаются изъятия из-под административной, уголовной и гражданской юрисдикции государства пребывания.
Дипломатические иммунитеты и привилегии подразделяются на: 1) иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и 2) личные иммунитеты и привилегии. К иммунитетам и привилегиям дипломатического представительства относятся: Помещения дипломатических представительств, предметы их об становки и другое находящееся в них имущество, а также средства пере движения сотрудников представительств пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и других исполнительных действий как в мирное время, так и во время вооруженных конфликтов.
К личным иммунитетам и привилегиям относятся: Неприкосновенность резиденций дипломатов, их средств пере движения, имущества, бумаг и корреспонденции. Если дипломат нахо дится за рулем автомобиля и нарушает правила дорожного движения, он может быть остановлен работниками службы дорожного движения, и они ему могут указывать на нарушение конкретного правила. Однако ни штрафовать, ни подвергать дипломата каким-либо иным санкциям представители власти государства пребывания не вправе. Иммунитет от юрисдикции государства пребывания — уголовной и гражданской. Следственные органы, этого государства не должны воз буждать уголовные дела в отношении дипломатов, а его суды не могут такие дела рассматривать. Вместе с тем власти страны пребывания могут обратиться к высшим органам государства дипломата о снятии с него иммунитета от уголовной юрисдикции в случаях совершения тяжких преступлений. Чаще всего речь идет о совершении дорожно-транспорт ных происшествий, в результате которых гибнут люди. Дипломаты не обладают иммунитетом в случаях предъявления ис ков: 1) по частному недвижимому имуществу дипломата, которое нахо дится на территории государства пребывания; 2) по наследованию, ко гда дипломат выступает как частное лицо; 3) относящихся к любой дея тельности, осуществляемой дипломатом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций.
Следует отметить, что дипломатическими иммунитетами и привиле гиями пользуются все члены семьи дипломата, если они не являются гражданами страны пребывания. Статус административно-техническог о персонала приравнен к дипломатическому, за исключением граждан ской и административной юрисдикции, которая на последних не рас пространяется.
Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определяет недопустимость обращения взыскания на имущество, в отношении которого имеется запрет в Федеральном законе. Такое ограничение или имущественный иммунитет от взыскания «представляет собой установленное в сфере исполнительного производства правило, определяющее невозможность обращения взыскания на имущество должника в силу свойств этого имущества, его целевого назначения, признаков субъекта, в обладании которого оно находится»
Иммунитеты подразделяются по различным критериям: во-первых, по субъекту — в отношении физических и юридических лиц, поскольку для них установлены различные правовые режимы. Если для физических лиц цель иммунитета — обеспечение необходимого прожиточного минимума, то для юридических лиц в основном — стремление сохранить их функционирование как производственных единиц; во-вторых, имущественные иммунитеты подразделяются по степени юридической защиты имущества на абсолютные и относительные. При абсолютном иммунитете на определенное имущество невозможно обратить взыскание ни при каких условиях (например, богослужебное имущество), а при относительном — при наличии определенных предпосылок взыскание может стать возможным, например, на денежные средства граждан
Нормы ст. 79 нового Закона «Об исполнительном производстве» относительно гражданина-должника конкретизируются в ч. 1 ст. 446 ГПК РФ, где установлен перечень видов имущества, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, а также в иных федеральных законах.
Взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на следующее имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности: жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением указанного в абз. 1 ч. 1 ст. 446 ГПК РФ имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание; земельные участки, на которых расположены объекты, а также земельные участки, использование которых не связано с осуществлением гражданином-должником предпринимательской деятельности, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и др.), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши; имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника, за исключением предметов, стоимость которых превышает 100 установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда; племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также хозяйственные строения и сооружения, корма, необходимые для их содержания; семена, необходимые для очередного посева; продукты питания и деньги на общую сумму не менее трехкратной установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника, лиц, находящихся на его иждивении, а в случае их нетрудоспособности — шестикратной установленной величины прожиточного минимума на каждого из указанных лиц; топливо, необходимое семье гражданина-должника для приготовления своей ежедневной пищи и отопления в течение отопительного сезона своего жилого помещения; средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество; призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден гражданин-должник.
В соответствии с ч. 2 ст. 79 ФЗ «Об исполнительном производстве» и ч. 2 ст. 446 ГПК перечень имущества должника-организации, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, устанавливается федеральным законом. Специального перечня имущества организаций, на которое не может быть обращено взыскание, нет. Законодательством лишь предусмотрена очередность обращения взыскания на имущество должника-организации.
Согласно п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Поэтому в данном случае в исполнительном производстве нельзя обратить взыскание на иное имущество должника-учреждения за исключением денежных средств.
Статьей 239 Бюджетного кодекса РФ установлен относительный иммунитет бюджетов, представляющий собой правовой режим, при котором обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта. Данный судебный акт должен предусматривать возмещение убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти или органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту, за исключением случаев, определенных абз. 2 данной статьи.
Так, в Федеральном законе от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ (в ред. от 26 июня 2007 г.) «Об ипотеке (залоге недвижимости)» , в ст. 6 не допускается ипотека имущества, изъятого из оборота, имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание, а также имущества, в отношении которого в установленном федеральным законом порядке предусмотрена обязательная приватизация либо приватизация которого запрещена.
Если предметом ипотеки является имущество, на отчуждение которого требуется согласие или разрешение другого лица или органа, такое же согласие или разрешение необходимо для ипотеки этого имущества.
Решения о залоге недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности и не закрепленного на праве хозяйственного ведения, принимаются Правительством РФ или правительством (администрацией) субъекта Российской Федерации.
В ряде случаев другие лица несут субсидиарную ответственность наравне с самим должником. Так, согласно п. 2 ст. 105 ГК РФ и п. 3 ст. 6 ФЗ «Об акционерных обществах» основное общество (товарищество), правомочное давать дочернему обществу, в том числе по договору с ним, обязательные для него указания, отвечает солидарно с ним по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний. В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества (товарищества) последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам. Однако для ее возложения на Российскую Федерацию либо основное общество (товарищество) необходимо судебное решение и исполнительный документ, выданный в отношении данных лиц.
Согласно Федеральному закону от 13 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»обращение взыскания на заложенное имущество производится по решению суда, арбитражного суда или третейского суда, если иное не предусмотрено законом. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обращение взыскания на заложенное имущество осуществляется в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи нотариуса.
В соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (п. 5 ст. 21) не может быть обращено взыскание на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения. Перечень видов такого имущества устанавливается Правительством РФ по предложениям религиозных организаций. Конкретного перечня имущества богослужебного назначения не существует. В практике, как правило, не встречались случаи обращения взыскания на имущество религиозных объединений. Логично предположить, что к такому имуществу относятся иконы, крестное знамение, иконостас, алтарь, жертвенник, кадило, агнец и т.д. Наличие имущественного иммунитета в данном случае можно объяснить особым положением религиозных объединений в государстве, а также тем, что обращение взыскания на предметы богослужебного назначения может вызвать широкое недовольство верующих граждан.
Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (п. 7 ст. 37) установлено, что не может быть обращено взыскание на определенное имущество сельскохозяйственных кооперативов. А именно: имущество, отнесенное в установленном порядке к неделимым фондам (решением высшего органа управления сельскохозяйственного кооператива), рабочих лошадей и скота, продуктивного и племенного скота и птицы, сельскохозяйственной техники и транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), семенных и фуражных фондов.
В соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (абз. 6 ст. 7) не может быть обращено взыскание на ценные бумаги депонентов по обязательствам депозитария (депозитарием именуется юридическое лицо, оказывающее услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги; депонентом — лицо, пользующееся услугами депозитария).
Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (п. п. 5, 6 ст. 18) запрещает обращать взыскание на средства пенсионных резервов по долгам негосударственного пенсионного фонда (за исключением долгов фонда перед его участниками) и на средства пенсионных накоплений (за исключением долгов фонда перед застрахованными лицами), а также по долгам вкладчиков, страхователя(ей), управляющей компании (управляющих компаний), специализированного депозитария и иных третьих лиц, включая застрахованных лиц и участников. Не может быть обращено взыскание по обязательствам негосударственных пенсионных фондов на средства гарантийных фондов, которые вправе создавать фонды или имущество обществ взаимного страхования, в которых вправе участвовать фонды, если возникновение таких обязательств не было связано с осуществлением предусмотренной названным Законом деятельности. Также не может быть обращено взыскание согласно Федеральному закону от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» по обязательствам Пенсионного фонда РФ, специализированного депозитария или управляющей компании, не связанным с финансированием накопительной части трудовой пенсии, на денежные средства, находящиеся на отдельном банковском счете (счетах) для осуществления операций со средствами пенсионных накоплений.
Наиболее сложным представляется вопрос об обращении взыскания на имущество, отнесенное к мобилизационному резерву или имеющее мобилизационное назначение. Мобилизационные резервы, независимо от места их размещения, входящие в систему государственного резерва орг