Иммунитет от юрисдикции судебных органов страны пребывания экстрадиция
Право государства, его органов и должностных лиц на рассмотрение и решение всех и любых дел, которые находятся в компетенции государственного аппарата, называется юрисдикцией государства. Существуют различные классификации юрисдикции-, полная и ограниченная; законодательная, административная, судебная; обязывающая, управомочивающая, запрещающая, принуждающая.
Наиболее известно разделение юрисдикции на: личную, территориальную, экстратерриториальную, экстерриториальную. Термин «личная» означает, что юрисдикция распространяется на частные лица независимо от того, находятся и (или) действуют они на территории государства или за ее пределами. Термин «территориальная» означает, что юрисдикция распространяется на территорию государства (и, соответственно, на все «вещи» и «лица», которые находятся в пределах этой территории). Термин «экстра- территориальная» означает, что юрисдикция распространяется на определенные «вещи» и «лица» за пределами государственной территории (например, в отношении своих морских, воздушных судов, космических объектов). Экстерриториальная юрисдикция означает изъятие из-под национальной юрисдикции, из-под действия внутреннего права. В экстерриториальном режиме находятся, в частности, дипломатические представительства, военные корабли, прибывшие в иностранное государство с его согласия, иностранные военные базы.
К важнейшим нормам МП, касающимся вопросов юрисдикции, можно отнести следующие:
- • государство не вправе требовать от своих частных лиц, чтобы они, будучи за рубежом, совершали действия, запрещенные правом государства их пребывания;
- • на государственной территории иностранное право может действовать лишь в тех рамках, которые определены национальным правом (с учетом международных обязательств);
- • на государственной территории иностранное право не подлежит применению, если оно противоречит основам национального права, публичному порядку.
Проблема экстратерриториальной юрисдикции является одной из самых острых в современном МП. Дело в том, что внутреннее право, национальные законы сплошь и рядом обладают экстратерриториальным действием. Такое экстратерриториальные действие внутреннего права:
- а) может быть «разрешенным» или допускаемым международным правом, согласованным между государствами;
- б) может осуществляться в одностороннем порядке в нарушение сложившихся в международной системе международно-правовых, в том числе обычно-правовых, норм.
Так, гражданин соответствующего государства, будучи за границей, остается под личной юрисдикцией своего государства, т.е. находится в сфере экстратерриториальной юрисдикции своего государства (это ограниченная юрисдикция). Если он, оставаясь за рубежом, занимается подделкой национальных денежных знаков, он попадает в сферу действия уголовного закона своей страны.
Примером согласованного экстратерриториального действия российского законодательства может служить случай с арендой Россией космического комплекса «Байконур» в Казахстане но межправительственному Договору аренды комплекса «Байконур» 1994 г. В соответствии с Договором (ст. 6, 12) на территории комплекса в отношении граждан России применяется российское законодательство и действуют компетентные органы России.
Вместе с тем существуют факты экстратерриториального действия (или эффекта) внутреннего права, противоречащие международному праву, — когда это не согласовано с другими государствами и, более того, идет вразрез с их интересами, нарушает их нрава. Наиболее характерным примером являются многочисленные законы США. К подобным законам относится, например, Закон 1996 г. «О свободе Кубы и демократической солидарности» (известен как «закон Хэлмса-Бэртона»), По этому закону к ответственности в США могут быть привлечены предприятия третьих стран, осуществляющие предпринимательскую деятельность на Кубе.
В 2002 г. в США был создан прецедент, который узаконивает действия американского государства в виртуальном пространстве других государств по американским законам, хотя информационное пространство каждой страны находится под юрисдикцией соответствующего государства. Прецедент фактически разрешает государственным органам США, спецслужбам заниматься международным хакерством, не ущемляя себя ничьими законами и никакими договорами.
Суть дела заключалась в следующем. В 2000 г. российские программисты из Челябинска после неоднократных взломов сетей американских компаний попали в поле зрения ФБР США. Подставная фирма ФБР пригласила российских граждан в США, где они были арестованы. Агент ФБР при помощи специальных устройств вошел по Интернету в компьютеры российских граждан, находившиеся в Челябинске, и получил всю содержавшуюся в них информацию. Эта информация стала дополнительным материалом для обвинения. Судом США российским гражданам было вынесено наказание в виде нескольких лет лишения свободы и больших штрафов.
Методы, использованные ФБР, фактически нарушили суверенитет России, поскольку вторжение представителем государства в российские сети было произведено несанкционированно. Они являются материальной собственностью; носители информации физически находились на российской территории. По Гражданскому кодексу, вся эта информация охраняется законом и принадлежит гражданам России. Против агента ФБР Управлением ФСБ по Челябинской области было возбуждено уголовное дело но ст. 272 (неправомерный доступ к компьютерной информации), которая предполагает наказание до 5 лет лишения свободы. Обвинение было поддержано Генеральной прокуратурой РФ, которая дважды направляла запрос в Министерство юстиции США (оставшиеся без ответа).
Иммунитет — это право не подчиняться власти (юрисдикции) иностранного государства, его органов и должностных лиц. Иммунитет проявляется в том, что государству, его органам не может быть предъявлен иск в суде иностранного государства; имущество государства не может быть подвергнуто аресту или принудительному взысканию со стороны иностранного государства; дипломатические представители государства обладают неприкосновенностью личности, жилища, собственности, освобождаются от налогов и таможенного досмотра и т.н.
По вопросам, касающимся государственного иммунитета, существует несколько многосторонних международных договоров, например:
- • Брюссельская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся иммунитета государственных торговых судов, 1926 г.;
- • Европейская конвенция об иммунитете государства 1972 г.
В Брюссельской конвенции участвуют немногим более 20 государств (Россия не участвует). Ее смысл состоит в том, что торговые суда, принадлежащие государствам, и их грузы не пользуются иммунитетом. Европейская конвенция заключена странами-членами Совета Европы. Ее особенность состоит в том, что она регулирует не только вопрос юрисдикционного иммунитета, по и вопросы признания и исполнения судебных решений против иностранного государства.
Основной смысл Конвенции состоит в правиле: если государство выступает в качестве истца в другом государстве, то тем самым оно признает юрисдикцию этого другого государства. Европейская конвенция не распространяется на дела (споры), связанные с вопросами социального обеспечения, возмещения ядерного ущерба, таможенных, налоговых, уголовных правоотношений, управлением государственными морскими судами. Россия в Конвенции не участвует.
В 1994 г. Комиссия международного права ООН завершила работу над проектом статей, касающимся иммунитетов государств и их собственности. В 2004 г. на основе проекта была подписана Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности. В основу Конвенции положена концепция функционального иммунитета.
Суть ее в том, что государство, вступающее в гражданско-правовой договор с иностранным физическим/юридическим лицом для осуществления функций суверенитета, т.е. в качестве суверена — jure imperii (строительство здания посольства, например), обладает иммунитетом. Иммунитет презюмируется, если стороны не договорятся об ином. В то же время, если государство вступает в такой договор с частным лицом с коммерческими целями, т.е. само как бы уподобляется частному лицу — jure gestiones, то оно и должно приравниваться к частному лицу и, соответственно, не должно пользоваться иммунитетами. В этих случаях презюмируется отсутствие иммунитета, если стороны не договорятся об ином.
Согласно Конвенции ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности государство не может заявлять об иммунитете от юрисдикции иностранного суда, если оно:
- • явно согласилось па такую юрисдикцию в силу международного соглашения, письменного контракта или соответствующего заявления суду;
- • само возбудило разбирательство или приняло участие в разбирательстве существа дела либо предприняло иное действие по существу дела;
- • предъявило встречный иск на тех же нравооснованиях или фактах, что и основной иск против него.
Если государство заключает «коммерческую сделку» с иностранным частным лицом и споры по ней подлежат (в силу норм международного частного права) юрисдикции иностранного суда, то считается, что государство дало
согласие на юрисдикцию иностранного суда но делу из данной сделки, т.е. не вправе ссылаться на иммунитет.
Из данной нормы есть три исключения; она не применяется, если:
- а) сделка заключена между государствами;
- б) стороны сделки ясно договорились об ином;
- в) сделка (коммерческий контракт) совершена государственным предприятием/учреждением, являющимся юридическим лицом.
Во всех этих случаях-исключениях государство сохраняет иммунитет.
Каждое государство
обладает суверенитетом.
Суверенитет
это полнота и независимость законодательной,
исполнительной и судебной власти
государства, исключительная
компетенция государства
на своей территории. Суверенитет придает
государствам качество некоей «международной
личности», «международного юридического
лица»
публичного лица; является главным и
неотъемлемым элементом правосубъектности
государства.
Из суверенитета
проистекают суверенные права государства,
в том числе право распространять свою
власть на объекты и частных лиц в пределах
государственной территории и за ее
пределами.
Это означает, что
МП возлагает на государство обязательства,
а порядок реализации этих обязательств
внутри страны определяет само государство
своим внутренним правом (если иное не
следует из международно-правовой нормы).
Таким образом, именно внутреннее право
обеспечивает пути и средства применения
МП внутри страны.
Различают
суверенитет внутренний
и внешний.
Внутренний
суверенитет
это верховенство государственной власти
внутри страны, на ее территории; внешний
независимость государства во внешних
делах, в осуществлении международных
отношений.
Следует также
помнить, что суверенитет государственный
является в некотором смысле производным
от суверенитета народного.
Народный суверенитет
(суверенитет народа)
это полновластие народа, обладание
народом политическими и экономическими
средствами для участия в управлении
делами государства и общества.
Примером спора
за суверенитет над той или иной территорией
может служить спор между Испанией и
Великобританией по поводу Гибралтара.
Гибралтар находится
к югу от Испании, занимая важное
стратегическое место. На протяжении
300 лет он управлялся Великобританией,
там находится британская военная база.
Между Испанией и Великобританией более
20 лет шли и продолжаются переговоры о
статусе Гибралтара.
В октябре 2002 года
парламент Гибралтара, несмотря на
протесты Великобритании и Испании,
принял решение о проведении в том же
году референдума по вопросу, под чей
суверенитет
Великобритании или Испании
должна отойти данная территория. При
этом предлагались планы расширения
полномочий территории как автономии и
совместного испано-британского
управления.
В ходе референдума
жители Гибралтара подавляющим большинством
высказались против совместного управления
и за британский суверенитет. Обе страны
официально заявили о непризнании
результатов референдума.
В отличие от
государств, международные
организации
суверенитетом не обладают; их правовой
статус основан не на суверенитете, а на
соглашении государств.
Проявлением
суверенитета
являются:
а) юрисдикция
государства
в отношении тех или иных дел в стране и
за рубежом;
б) иммунитет,
принадлежащий государству, его органам,
официальным лицам, имуществу, от власти
иностранного государства.
Юрисдикция
право государства, его органов и
должностных
лиц
на рассмотрение и решение всех и любых
дел, которые находятся в компетенции
государственного аппарата.
Юрисдикция
проявляется в том, что государство
устанавливает нормы
права,
применяет их, дает правовую оценку
фактам, разрешает юридические споры,
применяет меры ответственности и т. п.
Под термином
«юрисдикция» понимаются различные
стороны правовых отношений: компетенция,
подведомственность, подсудность,
контроль, охрана, круг дел, сфера, на
которую распространяются полномочия,
и т. д.
Различают три
вида юрисдикции: личную, территориальную
и экстратерриториальную. Термин «личная»
означает, что юрисдикция распространяется
на частных лиц независимо от того,
находятся и/или действуют они на
территории государства или за ее
пределами.
Термин
«территориальная» означает, что
юрисдикция распространяется на территорию
государства (и, соответственно, на все
«вещи» и «лица», которые находятся в
пределах этой территории).
Термин
«экстратерриториальная» означает, что
юрисдикция распространяется на
определенные «вещи» и «лица» за пределами
государственной территории (например,
в отношении своих морских, воздушных
судов, космических объектов).
Существуют, в
частности, и другие классификации
юрисдикции:
полная и
ограниченная;
законодательная,
административная, судебная;
обязывающая,
управомочивающая, запрещающая,
принуждающая.
К наиболее важным
нормам МП, касающимся вопросов юрисдикции,
можно отнести следующие:
государство не
вправе требовать от своих частных лиц,
чтобы они, будучи за рубежом, совершали
действия, запрещенные правом государства
их пребывания;
на государственной
территории иностранное право может
действовать лишь в тех рамках, которые
определены национальным правом (с учетом
международных обязательств);
на государственной
территории иностранное право не подлежит
применению, если оно противоречит
основам национального права, публичному
порядку.
Проблема
экстратерриториальной
юрисдикции
является одной из самых острых в
современном МП и нуждается в более
обстоятельном исследовании.
Иммунитет
это право не подчиняться власти
(юрисдикции) иностранного государства,
его органов и должностных лиц.
Соответственно другой стороной иммунитета
является отсутствие компетенции у
государственных органов на осуществление
дел в сфере юрисдикции других государств.
Иммунитет
проявляется в том, что государству,
его органам не может быть предъявлен
иск в суде иностранного государства;
имущество государства не может быть
подвергнуто аресту или принудительному
взысканию со стороны иностранного
государства; дипломатические представители
государства обладают неприкосновенностью
личности, жилища, собственности,
освобождаются от налогов
и таможенного досмотра и т. п.
Изъятие «вещи»
или «лица» из-под действия внутреннего
права государства, на территории которого
они находятся, принято называть
экстерриториальностью.
В
экстерриториальном режиме находятся,
в частности, дипломатические
представительства, военные корабли,
прибывшие в иностранное государство с
его согласия. На такие объекты
распространяется экстратерриториальная
юрисдикция
их государств.
В 1978 году Комиссия
международного права ООН
включила в свою повестку тему
«Юрисдикционные иммунитеты государств
и их собственности». Соответствующий
«Проект статей» был в основном подготовлен
в 1994 году, однако работа по нему еще
продолжается.
Проект касается
международных частноправовых отношений,
оформленных договором, в котором одной
стороной выступает государство, а другой
иностранное частное
лицо.
Цель Проекта
отрегулировать вопросы иммунитета
государства и его собственности от
юрисдикции судов другого государства,
в том числе от мер по обеспечению иска
и исполнению судебного решения. Действие
норм Проекта не распространяется на
международную территорию.
Согласно Проекту,
суд государства вправе разбирать
гражданско-правовое дело, сторонами
которого являются:
а) с одной стороны,
частное лицо, а с другой
государство, если оно не обладает
иммунитетом;
б) с одной стороны,
иностранное государство, не имеющее
иммунитета, а с другой
иностранные частные лица. Эта ситуация
относится лишь к отдельным случаям.
По вопросам,
касающимся государственного иммунитета,
существует несколько многосторонних
международных договоров, например:
Брюссельская
конвенция для унификации некоторых
правил, касающихся иммунитета
государственных торговых судов, 1926
года;
Европейская
конвенция об иммунитете государства
1972 года.
В Брюссельской
конвенции участвует немногим более 20
государств. Европейская конвенция
заключена странами
членами Совета Европы. Ее особенность
состоит в том, что она регулирует вопросы
не только юрисдикционного иммунитета,
но и признания и исполнения судебных
решений против иностранного государства.
Европейская
конвенция не распространяется на дела
(споры), связанные с вопросами социального
обеспечения, возмещения ядерного ущерба,
таможенных, налоговых, уголовных
правоотношений,
управлением государственными морскими
судами.
Принципы юрисдикции в международном праве.
Понятие юрисдикция в международном праве означает властные правомочия государства предписывать и применять уголовные и нормативно-правовые акты, как правило, основываясь на принципе территориальности, согласно которому государство имеет юрисдикцию в отношении собственной деятельности в пределах своей территории. Некоторые государства также претендуют на юрисдикцию над деятельностью за пределами их территории, при угрозе ущерба их суверенитету и территориальной целостности.
Государства также могут заявляют права на юрисдикцию, основанную на принципе гражданской принадлежности, путем расширения властных правомочий в отношении своих граждан, даже в том случае, когда они находятся за пределами территории государства. Например, страны гражданского права, расширяют сферу действия уголовного законодательства, на граждан, прибывающих за границей, в то время как страны общего права обычно поступают так только в исключительных случаях.
Существует также очень узкая категории преступлений, включая геноцид и военные преступления, которые государства могут осуществлять свою юрисдикцию на основе принципа универсальности, дающее право всем государствам на судебное преследование, вне зависимости от гражданства обвиняемых или места преступления.
Почти все государства, руководствуясь требованиями защиты суверенитета и противодействию внутренним и внешним угрозам на основе принципа защиты национальных интересов, утверждают свою юрисдикцию в отношении действий, совершенных за пределами их территории, которые наносят ущерб ее национальной безопасности, таких как государственная измена, шпионаж, и определенные экономические и иммиграционные нарушения. Наиболее спорным сферой властных правомочий, которым следуют очень немногие государства — это принцип пассивной правосубъектности, который устанавливается юрисдикцию на основе гражданства потерпевшего. В последние годы государства стали претендовать на право международного преследования в целях предупреждения и пресечения террористических актов за пределами своей территории, направленных против их граждан – основываясь на сочетании принципа защиты национальных интересов и принципа пассивной правосубъектности.
Современные двухсторонние и многосторонние договоры по борьбе с терроризмом распространяют юрисдикцию между государствами-участниками на основе присутствия нарушителя в пределах их территории. Если лицо, подозреваемое в совершении преступления, признанного таковым договором (например, угон воздушного судна), находится на их территории, то государство-участник договора обязано арестовать и поместить под стражу подозреваемых лиц и, либо провести следствие и судебное разбирательство, либо экстрадировать в другое государство, преследующее участника совершенного преступления.
Если два или более государства имеют юрисдикцию в отношении конкретного преступления, они, как говорится, имеют конкуренцию юрисдикции. В таких случаях, как правило, проводить расследование и судебное разбирательство по существу дела подозреваемого лица будет то государство, где это лицо задержано и помещено под арест. Ни одно государство не может осуществлять юрисдикцию в пределах территориального суверенитета другого государства. Полицейские органы государства А не могут въезжать на территорию государства Б, чтобы арестовать человека, который подозревается в преступлении по закону государства А. Также, если преступление было совершено в территориальном море конкретного прибрежного государства, ни одно другое государство кроме данного, не имеет права производить задержание и арест судна, перевозящего правонарушители.
Государства заключают двусторонние договоры, предусматривающие экстрадицию лиц подозреваемых в совершении преступных действий. Передача предполагаемого злоумышленника другому государству для расследования или уголовного преследования в случае отсутствия договора об экстрадиции, называется выдачей преступников.
Открытое море и космическое пространство находятся за пределами территориальной юрисдикции какого-либо государства. Основным принципом юрисдикции в этих зонах, открытых для международного использования, является соглашение о том, что корабли, летательные и космические аппараты подлежат юрисдикции «государства флага», или государства, где они официально зарегистрированы. Общий принцип заключается в том, что корабли в открытом море подчиняются исключительной юрисдикции государства своей регистрации и не должны подвергаться принудительным действиям без его прямого согласия. Наиболее очевидным исключением является пиратство. Все государства имеют право на отпор и противодействие пиратским кораблям в открытом море без согласия государства флага.
Иммунитет к юрисдикции в международном праве.
Принцип суверенного равенства государств требует, чтобы официальные представители одного государства не подлежали юрисдикции другого государства. Например, морским правом предусматривается, что военные корабли подчиняются только юрисдикции государства официальной регистрации. Даже если военный корабль препятствует мирному судоходству или нарушает законы и правила навигации, находясь в территориальных водах чужого прибрежного государства, это государство имеет единственную возможность — принудительно выдворить нарушителя из своих территориальных вод.
Принцип государственного иммунитета или суверенного иммунитета предусматривает правовой режим неприкосновенности официальных представителей государства для преследования со стороны силовых органов другого государства. Принцип дипломатического иммунитета предусматривает для сотрудников дипломатического корпуса представляемого государства полную защиту от уголовной ответственности принимающего государства. Также они освобождаются от таможенного досмотра при пересечении границы, и уплаты налогов. Поскольку этот иммунитет принадлежит направляющему государству, а не лично дипломатическому представителю, неприкосновенность может быть снята направляющим государством. Кроме того, принимающее государство имеет право выслать любого дипломатического чиновника, объявив его персоной нон грата. Помещения и территория посольства или дипломатической миссии, ее документация и архивные материалы также являются неприкосновенными. Органы безопасности или охраны правопорядка принимающего государства не могут попасть на территорию иностранного посольства без специального разрешения главы дипломатического представительства, даже в случае аварийной ситуации, стихийного бедствия или катастрофы.