Иммунитет собственности государства конвенция
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 октября 2014;
проверки требуют 7 правок.
Иммунитет государства (суверенный иммунитет) — в международном праве принцип, в соответствии с которым суверенное государство не подчиняется органам власти других государств.
Принцип иммунитета государства основан на понятии о суверенном равенстве, закреплённом в Уставе ООН (1945) [1] и раскрытом в Декларации о принципах международного права (1970).[2] При этом само понятие суверенного равенства возникло гораздо раньше.
Данный принцип распространяется как на законодательную и исполнительную, так и на судебную юрисдикции иностранного государства.
В настоящее время не существует единой общемировой практики урегулирования вопросов, связанных с применением концепции иммунитета государства. Отчасти это бремя ложится на национальные законодательства.
В 2004 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.[3]Россия подписала её в 2006 году.[4] Однако эта конвенция вступит в силу только после того, как её ратифицируют 30 государств.
Элементы иммунитетов государства[править | править код]
Иммунитет государства от юрисдикции иностранного государства состоит из нескольких элементов:[5]
- Судебный иммунитет — неподсудность государства суду иностранного государства.
- Иммунитет от предварительного обеспечения иска.
- Иммунитет от принудительного исполнения иностранного судебного решения.
- Иммунитет собственности государства — правовой режим неприкосновенности государственной собственности, находящейся на территории иностранного государства.
- Иммунитет от применения иностранного права по отношению к сделкам с участием государства.
Эти иммунитеты действуют независимо. Например, если государство дает согласие на рассмотрение своего дела в суде (то есть отказывается от судебного иммунитета), иммунитеты от предварительного обеспечения и принудительного исполнения продолжают действовать.
Иммунитет государства и гражданско-правовые отношения[править | править код]
Концепция иммунитета относится к действиям государства как субъекта международно-правовых отношений. В современном мире государство часто ведет себя как юридическое лицо (субъект гражданского права). Существуют различные точки зрения на то, распространяется ли иммунитет государства на такие отношения.
Теория абсолютного иммунитета[править | править код]
Эта теория получила развитие в XIX в. и в первой половине XX в. В соответствии с ней иммунитет государства распространяется и на коммерческие сделки. Советский Союз и КНР придерживались теории абсолютного иммунитета.
Указанная концепция оставляет за государством суверенное право отказаться от иммунитета (в том числе, заявить об отказе от использования иммунитета в договоре).
Теория функционального (ограниченного) иммунитета[править | править код]
Теория функционального иммунитета принята в США и большинстве европейских стран во второй половине XX в. Россия в последнее время также начинает отказываться от концепции абсолютного иммунитета в пользу этой позиции.[6]
При этом считается, что государство не может пользоваться иммунитетом для защиты от исков, обусловленных невыполнением государством своих обязательств по коммерческим контрактам.[7] Таким образом, необходимы формальные критерии разграничения случаев, когда государство действует «как носитель публичной власти» (лат. jure imperii) и случаев, когда государство ведет себя «как частное лицо» (лат. jure gestionis).
Такие критерии являются предметом регулирования национального законодательства об иммунитете иностранных государств. Существуют также и международные договоры, затрагивающие эти вопросы. Например, Европейская конвенция об иммунитете государств [8], принятая в 1972 г. (Россия не является её участником), оговаривает случаи, в которых государство не может ссылаться на иммунитет.
Однако, такое регулирование отчасти ущемляет суверенитет иностранных государств, возлагая на национальные органы власти решение о применимости иммунитета в конкретном случае.
Уже упоминавшаяся Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (пока не вступившая в силу) содержит статью, запрещающую применение иммунитета государства в коммерческих сделках с иностранным физическим или юридическим лицом. Исключением являются случаи, когда стороны явным образом договорились об ином. Также эта статья не распространяется на сделки между государствами.
Иммунитет государства в национальном законодательстве[править | править код]
В России[править | править код]
Иммунитет иностранных государств в России регулируется ст. 401 гражданского процессуального кодекса (ГПК)[9] и ст. 251 Арбитражного процессуального кодекса (АПК)[10].
Ст. 401 ГПК утверждает иммунитет иностранного государства от исков в судах Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом (пока такого закона нет) или международным договором РФ. В то же время, ст. 251 АПК гарантирует иммунитет только в тех случаях, когда иностранное государство выступает «в качестве носителя власти». Отсюда следует, что на случаи, когда оно выступает в другом качестве, иммунитет не распространяется.
11 марта 2005 г. Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект «О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его собственности».[11] Однако дальнейших действий по принятию данного законопроекта пока не производилось.
8 апреля 2011 г. Государственная Дума РФ приняла постановление отклонить законопроект и снять с дальнейшего рассмотрения.
[12]
Подготовлен законопроект об отказе от абсолютного юрисдикционного иммунитета иностранных государств в России.
Законопроект, внесенный Правительством РФ, направлен на защиту российских интересов путём отказа от концепции абсолютного юрисдикционного иммунитета иностранных государств в России, что позволит принять ответные меры при обращении взысканий на российскую собственность за её территорией. В законопроекте определяются основные понятия, в том числе «иностранное государство», «имущество иностранного государства», «юрисдикционный иммунитет иностранного государства», «судебный иммунитет», «иммунитет в отношении исполнения судебного решения». Также определяются привилегии и иммунитеты, не затрагиваемые законопроектом.
Устанавливается принцип взаимности в вопросах применения юрисдикционного иммунитета (суд РФ на основе принципа взаимности вправе исходить из того же объема юрисдикционного иммунитета, каким Российская Федерация пользуется в соответствующем иностранном государстве). Предусматриваются случаи неприменения судебного иммунитета, в том числе по спорам:
- связанным с участием иностранного государства в гражданско-правовых сделках, по спорам, связанным с предпринимательской деятельностью, по трудовым спорам;
- касающимся прав на имущество;
- о возмещении вреда;
- касающимся интеллектуальной собственности;
- связанным с эксплуатацией судна.
Вступление федерального закона в силу запланировано на 1 января 2016 года.[обновить данные]
В США[править | править код]
В законе США 1976 г. указано, что государство не имеет права пользоваться иммунитетом от судебных исков в следующих случаях:[13]
- если основанием для иска служит коммерческая деятельность, которую иностранное государство осуществляет в США,
- если основанием для иска служит коммерческая деятельность, осуществляемая за пределами США, но порождающая «прямые последствия» для США.
Иммунитет государства в практике международных отношений[править | править код]
- В 1948 г. по иску неких граждан в Нью-Йорке был наложен арест на пароход «Россия», принадлежащий Советскому Союзу. Правительство СССР заявило протест, и по решению федеральных судов Нью-Йорка арест был снят.[14]
- В 1991 г. правительство РСФСР заключило договор о займе средств на закупку продовольствия и сельхозудобрений со швейцарской фирмой Noga. В дальнейшем российская сторона расторгла этот невыгодный контракт. Однако западные суды встали на сторону Noga, в результате чего последовала серия арестов счетов Центробанка России и дипломатических миссий, а также парусника «Седов» (в дальнейшем эти аресты были сняты). Такая ситуация стала возможной благодаря тому, что в контракте с Noga Россия добровольно отказалась от иммунитета.[15]
Примечания[править | править код]
- ↑ [1] Устав ООН.
- ↑ [2] Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, утверждённая резолюцией 2625 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 24 октября 1970 года.
- ↑ [3] Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.
- ↑ [4] Центр новостей ООН. Россия подписала Конвенцию ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.
- ↑ Международное частное право. Учебник/Под ред. Г. К. Дмитриевой. — ПБОЮЛ Гриженко Е. М., 2002. — 656 с.
- ↑ [5] Вопросы кодификации норм международного гражданского процесса в России (Н. И. Марышева, «Журнал российского права», N 6, июнь 2004 г.)
- ↑ Н. А. Ушаков. Государство в системе международно-правового регулирования. Учебное пособие. Москва, 1997 г.
- ↑ [6] Европейская конвенция об иммунитете государств. Базель, 16 мая 1972 года.
- ↑ [7] Гражданский процессуальный кодекс РФ, глава 43, статья 401.
- ↑ [8] Арбитражный процессуальный кодекс РФ, глава 32, статья 251.
- ↑ Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 29 апреля 2007. Архивировано 27 сентября 2007 года. Агентство Бизнес Новостей. Госдума РФ устанавливает режим юрисдикционного иммунитета иностранного государства.
- ↑ Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности
- ↑ М. М. Богуславский. Международное частное право. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Международные отношения, 1994, стр. 156.
- ↑ М. М. Богуславский. Международное частное право. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Международные отношения, 1994, стр. 152.
- ↑ [9] Би-би-си. Фирма Noga против России.
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 2 декабря 2004 г. N 59/38
«Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности»
Генеральная Ассамблея,
учитывая пункт 1 а статьи 13 Устава Организации Объединенных Наций,
ссылаясь на свою резолюцию 32/151 от 19 декабря 1977 года, в которой она рекомендовала Комиссии международного права провести исследование по вопросу о праве юрисдикционных иммунитетов государств и их собственности в целях его прогрессивного развития и кодификации, а также на свои последующие резолюции 46/55 от 9 декабря 1991 года, 49/61 от 9 декабря 1994 года, 52/151 от 15 декабря 1997 года, 54/101 от 9 декабря 1999 года, 55/150 от 12 декабря 2000 года, 56/78 от 12 декабря 2001 года, 57/16 от 19 ноября 2002 года и 58/74 от 9 декабря 2003 года,
напоминая о том, что Комиссия международного права представила окончательный комплекс проектов статей с комментариями о праве юрисдикционных иммунитетов государств и их собственности в главе II своего доклада о работе ее сорок третьей сессии*(1),
ссылаясь на доклады Рабочей группы открытого состава Шестого комитета*(2), а также на доклад Рабочей группы Комиссии международного права по юрисдикционным иммунитетам государств и их собственности*(3), представленные в соответствии с резолюцией 53/98 Генеральной Ассамблеи от 8 декабря 1998 года,
напоминая о том, что в своей резолюции 55/150 она постановила учредить Специальный комитет по юрисдикционным иммунитетам государств и их собственности, открытый также для участия государств-членов специализированных учреждений, для содействия проводимой работе, укрепления областей, в которых достигнуто согласие, и решения сохраняющихся вопросов в целях выработки общеприемлемого документа на основе проекта статей о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности, принятого Комиссией международного права, а также на основе обсуждений, состоявшихся в рамках Рабочей группы открытого состава Шестого комитета,
рассмотрев доклад Специального комитета по юрисдикционным иммунитетам государств и их собственности*(4),
подчеркивая важное значение единообразия и четкости правовых норм в области юрисдикционных иммунитетов государств и их собственности и особо подчеркивая роль конвенции в этой связи,
отмечая широкую поддержку заключения конвенции о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности,
принимая во внимание заявление Председателя Специального комитета, представившего доклад Специального комитета*(5),
1. выражает свою глубокую признательность Комиссии международного права и Специальному комитету по юрисдикционным иммунитетам государств и их собственности за их важную работу в области права юрисдикционных иммунитетов государств и их собственности;
2. соглашается с общим пониманием, достигнутым в Специальном комитете, согласно которому Конвенция Организации Объединенных Наций о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности не распространяется на уголовное судопроизводство;
3. принимает Конвенцию Организации Объединенных Наций о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности, которая содержится в приложении к настоящей резолюции, и просит, чтобы Генеральный секретарь как ее депозитарий открыл ее для подписания;
4. призывает государства стать участниками Конвенции.
65-е пленарное заседание,
2 декабря 2004 г.
——————————
*(1) Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, сорок шестая сессия, Дополнение N 10 (А/46/10).
*(2) A/C.6/54/L.12 и A/C.6/55/L.12.
*(3) Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, пятьдесят четвертая сессия, Дополнение N 10 и исправления (А/54/10 и Corr. 1 и 2), приложение.
*(4) Там же, пятьдесят девятая сессия, Дополнение N 22 (А/59/22).
*(5) Там же, пятьдесят девятая сессия, Шестой комитет, 13-е заседание (A/C.6/59/SR.13), и исправление.
Èðèíà Îëåãîâíà Õëåñòîâà, äîêòîð þðèäè÷åñêèõ íàóê.
Ñòàòüÿ ïîñâÿùåíà âîïðîñàì îãðàíè÷åíèÿ îòâåòñòâåííîñòè èíîñòðàííûõ ãîñóäàðñòâ â ÷àñòíîïðàâîâûõ ñïîðàõ, âîçíèêàþùèì ïðè ïðèìåíåíèè íîðì Êîíâåíöèè ÎÎÍ î þðèñäèêöèîííûõ èììóíèòåòàõ, â òîì ÷èñëå ïðåäóñìîòðåííûõ åþ îãðàíè÷åíèé ïðèíöèïà ãîñóäàðñòâåííîãî èììóíèòåòà è ñëó÷àåâ îòêàçà îò èììóíèòåòà. Àâòîð îñòàíàâëèâàåòñÿ íà èçìåíåíèÿõ ðîññèéñêîãî ïðîöåññóàëüíîãî çàêîíîäàòåëüñòâà, ñâÿçàííûõ ñ ââåäåíèåì ïðàâèë îá èììóíèòåòå ñîáñòâåííîñòè öåíòðàëüíûõ áàíêîâ.
Êëþ÷åâûå ñëîâà: þðèñäèêöèîííûé èììóíèòåò, êîíöåïöèÿ ôóíêöèîíàëüíîãî èììóíèòåòà, ñóäåáíûé èììóíèòåò, èììóíèòåò îò èñïîëíèòåëüíûõ äåéñòâèé, îòêàç îò èììóíèòåòà, ãîñóäàðñòâî, ãîñóäàðñòâåííàÿ ñîáñòâåííîñòü.
 óñëîâèÿõ ãëîáàëèçàöèè ïðîèñõîäèò èíòåíñèâíîå ðàçâèòèå ìåæäóíàðîäíûõ ñâÿçåé ìåæäó ãîñóäàðñòâàìè â ñôåðå ìåæäóíàðîäíûõ ýêîíîìè÷åñêèõ, ñîöèàëüíûõ, ïðàâîâûõ, êóëüòóðíûõ è èíûõ îòíîøåíèé.  íîâîì òûñÿ÷åëåòèè ìåæäóíàðîäíûå îòíîøåíèÿ ñ ó÷àñòèåì ãîñóäàðñòâà ïðèîáðåòàþò ñîâåðøåííî èíûå ôîðìû è ñïîñîáû îñóùåñòâëåíèÿ ïî ñðàâíåíèþ ñ òåìè, êîòîðûå ïðèìåíÿëèñü â ïðîøëîì ñòîëåòèè. Ðîññèÿ ïðèñîåäèíèëàñü ê Âñåìèðíîé òîðãîâîé îðãàíèçàöèè, ÷òî òðåáóåò èçìåíåíèÿ êàê íàöèîíàëüíîãî çàêîíîäàòåëüñòâà, òàê è ìåõàíèçìîâ îñóùåñòâëåíèÿ âíåøíèõ ñâÿçåé. Îäíîé èç ïðîáëåì, ñòîÿùèõ ïåðåä Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèåé â ñâÿçè ñ ýòèì, ÿâëÿåòñÿ âîïðîñ î ðîëè ãîñóäàðñòâà ïðè îñóùåñòâëåíèè èì ÷àñòíîïðàâîâîé äåÿòåëüíîñòè è î ðåãëàìåíòèðóþùèõ åå ïðàâîâûõ íîðìàõ.
Êàê èçâåñòíî, ñî âòîðîé ïîëîâèíû XX â. ãîñóäàðñòâà ñòàëè îò ñâîåãî èìåíè ñîâåðøàòü ðàçëè÷íûå âíåøíåòîðãîâûå ñäåëêè. Îíè ðàñøèðèëè ñôåðó ñâîåé âíåøíåýêîíîìè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè äî òàêîé ñòåïåíè, ÷òî ñîâåðøàþò òå æå ñäåëêè, ÷òî è þðèäè÷åñêèå ëèöà. Íà ïðàêòèêå ïðè ýòîì âîçíèêàë âîïðîñ: ïîëüçóåòñÿ ëè îáëàäàþùåå ñóâåðåíèòåòîì èíîñòðàííîå ãîñóäàðñòâî èììóíèòåòîì îò þðèñäèêöèè ñóäîâ äðóãîãî ãîñóäàðñòâà? Ðåøåíèå ïðîáëåìû èììóíèòåòà èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà ÿâëÿåòñÿ èñêëþ÷èòåëüíî âàæíîé çàäà÷åé â ñâåòå âñå áîëåå àêòèâíîãî ó÷àñòèÿ Ðîññèè íà ìåæäóíàðîäíûõ òîâàðíûõ è ôèíàíñîâûõ ðûíêàõ.
Ê êîíöó XX ñòîëåòèÿ â çàêîíîäàòåëüñòâå è ñóäåáíîé ïðàêòèêå ïîëó÷èëà ðàñïðîñòðàíåíèå òåíäåíöèÿ íå ïðèçíàâàòü èììóíèòåò èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà â òåõ ñëó÷àÿõ, êîãäà îíî çàêëþ÷èëî âíåøíåýêîíîìè÷åñêóþ ñäåëêó. Ýòà òåíäåíöèÿ îñíîâûâàëàñü íà êîíöåïöèè ôóíêöèîíàëüíîãî èììóíèòåòà èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà.
Ñ êîíöà 70-õ ãîäîâ XX â. êîíöåïöèÿ ôóíêöèîíàëüíîãî èììóíèòåòà èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà âñå øèðå ñòàëà ïðèìåíÿòüñÿ â çàêîíîäàòåëüíîé è ìåæäóíàðîäíî-ïðàâîâîé ïðàêòèêå ãîñóäàðñòâ. Òàê, â ðÿäå ñòðàí (Àâñòðàëèÿ, Âåëèêîáðèòàíèÿ, Êàíàäà, Ïàêèñòàí, Ñèíãàïóð, ÑØÀ, ÞÀÐ) áûëè ïðèíÿòû îñíîâàííûå íà åå ïîëîæåíèÿõ çàêîíîäàòåëüíûå àêòû. Â íåêîòîðûõ ñòðàíàõ (Àâñòðèÿ, Áàðáàäîñ, Áåëüãèÿ, Äàíèÿ, Ãðåöèÿ, Èòàëèÿ, Íîðâåãèÿ, Ñóðèíàì, ÔÐÃ, Ôèíëÿíäèÿ, Ôðàíöèÿ) òàêîå çàêîíîäàòåëüñòâî îòñóòñòâóåò, íî êîíöåïöèÿ ôóíêöèîíàëüíîãî èììóíèòåòà ïðîâîäèòñÿ â æèçíü ñóäåáíîé ïðàêòèêîé. Ñóùåñòâóþò è ìíîãîñòîðîííèå ìåæäóíàðîäíûå äîãîâîðû (Áðþññåëüñêàÿ êîíâåíöèÿ äëÿ óíèôèêàöèè íåêîòîðûõ ïðàâèë îòíîñèòåëüíî èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâåííûõ òîðãîâûõ ñóäîâ îò 10.04.1926 è Äîïîëíèòåëüíûé ïðîòîêîë ê íåé 1934 ã., à òàêæå Åâðîïåéñêàÿ êîíâåíöèÿ îá èììóíèòåòå ãîñóäàðñòâ îò 16.05.1972), êîòîðûå áàçèðóþòñÿ íà ïîëîæåíèÿõ óêàçàííîé êîíöåïöèè.
2 äåêàáðÿ 2004 ã. Ãåíåðàëüíàÿ Àññàìáëåÿ ÎÎÍ Ðåçîëþöèåé N 59/39 îäîáðèëà Êîíâåíöèþ ÎÎÍ î þðèñäèêöèîííûõ èììóíèòåòàõ ãîñóäàðñòâ è èõ ñîáñòâåííîñòè (äàëåå — Êîíâåíöèÿ).
Êîíâåíöèÿ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé êîìïðîìèññ, äîñòèãíóòûé â õîäå ìíîãîëåòíèõ ïåðåãîâîðîâ. Îíà áàçèðóåòñÿ íà êîíöåïöèè ôóíêöèîíàëüíîãî èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà ñ îïðåäåëåííûìè óòî÷íåíèÿìè, êîòîðûå ïîçâîëÿþò ó÷èòûâàòü èíòåðåñû ãîñóäàðñòâà, ÿâëÿþùåãîñÿ ñòîðîíîé â ðàçáèðàòåëüñòâå â ñóäå äðóãîãî ãîñóäàðñòâà.
 íàñòîÿùåå âðåìÿ åå ó÷àñòíèêàìè ÿâëÿþòñÿ 13 ãîñóäàðñòâ: Àâñòðèÿ, Èðàí, Èñïàíèÿ, Êàçàõñòàí, Ëèâàí, Íîðâåãèÿ, Ïîðòóãàëèÿ, Ðóìûíèÿ, Ñàóäîâñêàÿ Àðàâèÿ, Ôðàíöèÿ, Øâåöèÿ, Øâåéöàðèÿ, ßïîíèÿ. Ðîññèéñêàÿ Ôåäåðàöèÿ ïîäïèñàëà Êîíâåíöèþ, íî íå ðàòèôèöèðîâàëà åå.
Óñëîâíî íîðìû Êîíâåíöèè ìîæíî ðàçäåëèòü íà ïÿòü ãðóïï: 1) ïîñâÿùåííûå îïðåäåëåíèþ òåðìèíîâ; 2) ðåãóëèðóþùèå ñîãëàñèå èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà íà îòêàç îò ñóäåáíîãî èììóíèòåòà; 3) îïðåäåëÿþùèå ïðèíöèï è ñëó÷àè, êîãäà èíîñòðàííîå ãîñóäàðñòâî íå ïîëüçóåòñÿ ñóäåáíûì èììóíèòåòîì; 4) ðåãëàìåíòèðóþùèå èììóíèòåòû îò ïðåäâàðèòåëüíûõ ìåð è èñïîëíèòåëüíûõ äåéñòâèé; 5) íîðìû, îòíîñÿùèåñÿ ê ñóäîïðîèçâîäñòâó.
Òåðìèí «ãîñóäàðñòâî» ñîãëàñíî ñò. 2 Êîíâåíöèè îçíà÷àåò: 1) ãîñóäàðñòâî è åãî ðàçëè÷íûå îðãàíû óïðàâëåíèÿ; 2) ñîñòàâíûå ÷àñòè ôåäåðàòèâíîãî ãîñóäàðñòâà, åãî ïîëèòè÷åñêèå ïîäðàçäåëåíèÿ, êîòîðûå ïðàâîìî÷íû ñîâåðøàòü äåéñòâèÿ â îñóùåñòâëåíèå ñóâåðåííîé âëàñòè è äåéñòâóþò â ýòîì êà÷åñòâå; 3) ó÷ðåæäåíèÿ, èíñòèòóöèè, îðãàíèçàöèè â òîé ìåðå, â êàêîé îíè ïðàâîìî÷íû ñîâåðøàòü è ôàêòè÷åñêè ñîâåðøàþò äåéñòâèÿ â îñóùåñòâëåíèå ñóâåðåííîé âëàñòè ãîñóäàðñòâà; 4) ïðåäñòàâèòåëè ãîñóäàðñòâà, äåéñòâóþùèå â ýòîì êà÷åñòâå. Ýòî ïîíÿòèå îõâàòûâàåò âñå èíîñòðàííûå ãîñóäàðñòâà íåçàâèñèìî îò ôîðìû ïðàâëåíèÿ.
Êîíâåíöèÿ ðåãëàìåíòèðóåò ñëó÷àè ÿâíîãî èëè ïîäðàçóìåâàåìîãî îòêàçà îò èììóíèòåòà. Îíà èñõîäèò èç òîãî, ÷òî âûáîð ïðàâà íå îçíà÷àåò îòêàç èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà îò èììóíèòåòà (ñò. ñò. 7, 8, 9).
Êîíâåíöèÿ óñòàíàâëèâàåò îáùèé ïðèíöèï: ãîñóäàðñòâî ïîëüçóåòñÿ èììóíèòåòîì â îòíîøåíèè ñåáÿ è ñâîåé ñîáñòâåííîñòè îò þðèñäèêöèè ñóäîâ äðóãîãî ãîñóäàðñòâà ñ ó÷åòîì ïîëîæåíèé Êîíâåíöèè (ñò. 5). Ñëó÷àè, îãðàíè÷èâàþùèå èììóíèòåò ãîñóäàðñòâà, ñôîðìóëèðîâàíû â åå ñò. ñò. 10 — 17. Òàê, èíîñòðàííîå ãîñóäàðñòâî íå ïîëüçóåòñÿ èììóíèòåòîì îò þðèñäèêöèè ñóäîâ äðóãîãî ãîñóäàðñòâà, åñëè îíî: à) çàêëþ÷èëî êîììåð÷åñêóþ ñäåëêó (ñò. 10), òðóäîâîé äîãîâîð (ñò. 11); á) ïðè÷èíèëî âðåä ëè÷íîñòè èëè óùåðá èìóùåñòâó (ñò. 12). Êðîìå òîãî, èíîñòðàííîå ãîñóäàðñòâî íå ìîæåò ññûëàòüñÿ íà èììóíèòåò ïî äåëàì, êàñàþùèìñÿ ñîáñòâåííîñòè (ñò. 13); óñòàíîâëåíèÿ åãî ïðàâà íà èíòåëëåêòóàëüíóþ è ïðîìûøëåííóþ ñîáñòâåííîñòü (ñò. 14); ïî äåëàì, ñâÿçàííûì ñ åãî ó÷àñòèåì â êîìïàíèè èëè äðóãîì îáúåäèíåíèè (ñò. 15), ñ ýêñïëóàòàöèåé ãîñóäàðñòâåííûõ ìîðñêèõ ñóäîâ â èíûõ öåëÿõ, íåæåëè ãîñóäàðñòâåííûå íåêîììåð÷åñêèå öåëè (ñò. 16); àðáèòðàæíûõ îãîâîðîê îòíîñèòåëüíî êîììåð÷åñêèõ ñäåëîê (ñò. 17).
Êîíâåíöèÿ (ñò. ñò. 18, 19) ïðîâîäèò ðàçëè÷èå ìåæäó ñóäåáíûì èììóíèòåòîì è èììóíèòåòîì îò ïðåäâàðèòåëüíûõ ìåð è èñïîëíèòåëüíûõ äåéñòâèé. Òàêîå ðàçãðàíè÷åíèå ïðèíÿòî êàê â îòå÷åñòâåííîé <1>, òàê è â çàðóáåæíîé ëèòåðàòóðå <2>.  ñîîòâåòñòâèè ñî ñò. 18 èíîñòðàííîå ãîñóäàðñòâî ïîëüçóåòñÿ èììóíèòåòîì îò ïðåäâàðèòåëüíûõ ìåð, çà èñêëþ÷åíèåì ñëó÷àåâ, êîãäà îíî îòêàçàëîñü îò íåãî.
<1> Ñì.: Áîãóñëàâñêèé Ì.Ì. Èììóíèòåò ãîñóäàðñòâà. Ì., 1962. Ñ. 26; Óøàêîâ Í.À. Þðèñäèêöèîííûå èììóíèòåòû ãîñóäàðñòâ è èõ ñîáñòâåííîñòè. Ì., 1993. Ñ. 182 — 183.
<2> Ñì.: Sucharitcul S. Immunities of foreign states before national immunity. Recent developments // Recueil des cours. The Hague Academy of International Law — 1980. 1981. T. 11. P. 220 — 221.
Ñòàòüÿ 19 Êîíâåíöèè ïîñâÿùåíà èììóíèòåòó îò èñïîëíèòåëüíûõ äåéñòâèé. Èíîñòðàííîå ãîñóäàðñòâî ïîëüçóåòñÿ èììóíèòåòîì îò èñïîëíèòåëüíûõ äåéñòâèé â ñâÿçè ñ ðàçáèðàòåëüñòâîì â ñóäå äðóãîãî ãîñóäàðñòâà, çà èñêëþ÷åíèåì ñëó÷àåâ, êîãäà (1) èíîñòðàííîå ãîñóäàðñòâî ïðÿìî ñîãëàñèëîñü íà ïðèíÿòèå òàêèõ ìåð, êîòîðûå óêàçàíû â (à) ìåæäóíàðîäíîì ñîãëàøåíèè, (á) àðáèòðàæíîì ñîãëàøåíèè èëè ïèñüìåííîì êîíòðàêòå èëè (â) çàÿâëåíèè ïåðåä ñóäîì èëè â ïèñüìåííîì ñîîáùåíèè ïîñëå âîçíèêíîâåíèÿ ñïîðà ìåæäó ñòîðîíàìè, ëèáî (2) èíîñòðàííîå ãîñóäàðñòâî çàðåçåðâèðîâàëî èëè îáîçíà÷èëî ñîáñòâåííîñòü äëÿ óäîâëåòâîðåíèÿ èñêà, ÿâëÿþùåãîñÿ îáúåêòîì ýòîãî ðàçáèðàòåëüñòâà.
Ñòàòüÿ 19 Êîíâåíöèè ñîäåðæèò åùå îäíî èñêëþ÷åíèå èç ïðàâèëà î ïðåäîñòàâëåíèè èììóíèòåòà èíîñòðàííîìó ãîñóäàðñòâó îò èñïîëíèòåëüíûõ äåéñòâèé. Ýòî êàñàåòñÿ ñëó÷àÿ, êîãäà áûëî óñòàíîâëåíî, ÷òî ñîáñòâåííîñòü íåïîñðåäñòâåííî èñïîëüçóåòñÿ èëè ïðåäíàçíà÷åíà äëÿ èñïîëüçîâàíèÿ èíîñòðàííûì ãîñóäàðñòâîì äëÿ èíûõ, íåæåëè ãîñóäàðñòâåííûå íåêîììåð÷åñêèå, öåëåé. Òàêàÿ ñîáñòâåííîñòü äîëæíà íàõîäèòüñÿ íà òåððèòîðèè ãîñóäàðñòâà ñóäà è èìåòü ñâÿçü ñ îáðàçîâàíèåì (îðãàíèçàöèåé), ïðîòèâ êîòîðîãî áûëî íàïðàâëåíî ñóäåáíîå ðàçáèðàòåëüñòâî. Ñëåäîâàòåëüíî, â ýòîì ñëó÷àå íå òðåáóåòñÿ êàêîãî-ëèáî ñîãëàñèÿ èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà íà ïðèìåíåíèå èñïîëíèòåëüíûõ äåéñòâèé. Çäåñü èìååòñÿ â âèäó íåïðåäîñòàâëåíèå èíîñòðàííîìó ãîñóäàðñòâó èììóíèòåòà îò èñïîëíèòåëüíûõ äåéñòâèé íà îñíîâàíèè õàðàêòåðà ñîáñòâåííîñòè: èñïîëüçîâàíèå åå â èíûõ öåëÿõ, íåæåëè ãîñóäàðñòâåííûå íåêîììåð÷åñêèå öåëè.
Êîíâåíöèÿ èñõîäèò èç òîãî, ÷òî èììóíèòåò îò èñïîëíèòåëüíûõ äåéñòâèé èíîñòðàííîìó ãîñóäàðñòâó íå ïðåäîñòàâëÿåòñÿ ëèøü â îòíîøåíèè ñîáñòâåííîñòè, êîòîðàÿ èìååò ñâÿçü ñ îáðàçîâàíèåì (îðãàíèçàöèåé), ïðîòèâ êîòîðîãî áûëî íàïðàâëåíî ñóäåáíîå ðàçáèðàòåëüñòâî.
Ïðåäñòàâëÿåòñÿ, ÷òî òðåáîâàíèå î íàëè÷èè ñâÿçè ìåæäó èíîñòðàííûì ãîñóäàðñòâîì è îáðàçîâàíèåì, ïðîòèâ êîòîðîãî áûëî íàïðàâëåíî ñóäåáíîå ðàçáèðàòåëüñòâî, îïðàâäàííî. Èíîñòðàííûå ôèçè÷åñêèå è þðèäè÷åñêèå ëèöà, ïîëó÷èâ ðåøåíèÿ â ñâîþ ïîëüçó, ñòðåìÿòñÿ îáðàòèòü âçûñêàíèå íà âñþ ñîáñòâåííîñòü ãîñóäàðñòâà, íàõîäÿùóþñÿ çà ðóáåæîì. Íàïðèìåð, â 2000 ã. êîðïîðàöèÿ «Íîãà Òðåéäèíã Ñ.À.» íà îñíîâàíèè ðåøåíèÿ Ñòîêãîëüìñêîãî àðáèòðàæà íàëîæèëà àðåñò íà áàðê «Ñåäîâ», êîòîðûé ïðèáûë âî Ôðàíöèþ ïî ïðèãëàøåíèþ ôðàíöóçñêîãî ïðàâèòåëüñòâà äëÿ ó÷àñòèÿ â ñïîðòèâíûõ ñîðåâíîâàíèÿõ â ÷åñòü Äíÿ Áàñòèëèè <3>. Áàðê «Ñåäîâ» ïðèíàäëåæàë îäíîìó èç ðîññèéñêèõ ïàðîõîäñòâ.  Òîëêîâàíèè ê Êîíâåíöèè ðàçúÿñíÿåòñÿ, ÷òî ïîíÿòèå «îáðàçîâàíèå» â ï. «ñ» ñò. 19 Êîíâåíöèè îçíà÷àåò ãîñóäàðñòâî êàê íåçàâèñèìûé ñóáúåêò ïðàâà, ñîñòàâíóþ ÷àñòü ôåäåðàòèâíîãî ãîñóäàðñòâà, ïîäðàçäåëåíèå ãîñóäàðñòâà, åãî ó÷ðåæäåíèå èëè èíñòèòóöèþ èëè èíîå îáðàçîâàíèå, êîòîðîå ïîëüçóåòñÿ íåçàâèñèìîé ïðàâîñóáúåêòíîñòüþ. Âûðàæåíèå «ñîáñòâåííîñòü, êîòîðàÿ èìååò ñâÿçü ñ îáðàçîâàíèåì» â ýòîì æå ïóíêòå ñëåäóåò èñòîëêîâûâàòü â áîëåå øèðîêîì ñìûñëå, íåæåëè âëàäåíèå èëè îáëàäàíèå.
<3> Ñì.: Íîâàÿ ãàçåòà. 2000. 5 — 11 èþíÿ. N 22; Ðîññèéñêàÿ ãàçåòà. 2000. 8 èþëÿ.
Ó÷èòûâàÿ, ÷òî Êîíâåíöèÿ ñîäåðæèò äîñòàòî÷íî øèðîêèå èçúÿòèÿ èç èììóíèòåòà îò èñïîëíèòåëüíûõ äåéñòâèé (ñò. 19), îíà âûäåëÿåò îñîáûå êàòåãîðèè ñîáñòâåííîñòè, êîòîðûå ïîëüçóþòñÿ ïîëíûì èììóíèòåòîì îò èñïîëíèòåëüíûõ äåéñòâèé (ñò. 20). Ê íèì îòíîñÿòñÿ: à) ñîáñòâåííîñòü, âêëþ÷àÿ ëþáîé áàíêîâñêèé ñ÷åò, èñïîëüçóåìàÿ èëè ïðåäíàçíà÷åííàÿ äëÿ èñïîëüçîâàíèÿ ïðè èñïîëíåíèè ôóíêöèé äèïëîìàòè÷åñêîãî ïðåäñòàâèòåëüñòâà ãîñóäàðñòâà, åãî êîíñóëüñêèõ ó÷ðåæäåíèé, ñïåöèàëüíûõ ìèññèé, ïðåäñòàâèòåëüñòâ ïðè ìåæäóíàðîäíûõ îðãàíèçàöèÿõ èëè äåëåãàöèé â îðãàíàõ ìåæäóíàðîäíûõ îðãàíèçàöèé èëè íà ìåæäóíàðîäíûõ êîíôåðåíöèÿõ; á) ñîáñòâåííîñòü âîåííîãî õàðàêòåðà èëè èñïîëüçóåìàÿ èëè ïðåäíàçíà÷åííàÿ äëÿ èñïîëíåíèÿ âîåííûõ ôóíêöèé; â) ñîáñòâåííîñòü öåíòðàëüíîãî áàíêà èëè èíîãî ôèíàíñîâîãî îðãàíà ãîñóäàðñòâà; ã) ñîáñòâåííîñòü, ñîñòàâëÿþùàÿ ÷àñòü êóëüòóðíîãî íàñëåäèÿ ãîñóäàðñòâà èëè ÷àñòü åãî àðõèâîâ, íå âûñòàâëåííàÿ íà ïðîäàæó èëè íå ïðåäíàçíà÷åííàÿ äëÿ ïðîäàæè; ä) ñîáñòâåííîñòü, ñîñòàâëÿþùàÿ ÷àñòü ýêñïîçèöèè îáúåêòîâ, êîòîðûå ïðåäñòàâëÿþò íàó÷íûé, êóëüòóðíûé èëè èñòîðè÷åñêèé èíòåðåñ, íå âûñòàâëåííàÿ íà ïðîäàæó è íå ïðåäíàçíà÷åííàÿ äëÿ ïðîäàæè.
Ñîáñòâåííîñòü, óêàçàííàÿ â ï. «à» ñò. 19 Êîíâåíöèè, äîëæíà îãðàíè÷èâàòüñÿ òîé, êîòîðàÿ èñïîëüçóåòñÿ â äèïëîìàòè÷åñêèõ öåëÿõ.  ïîñëåäíèå ãîäû ñóäåáíàÿ ïðàêòèêà ðàçëè÷íûõ ñòðàí íåîäèíàêîâî ïîäõîäèëà ê ðåøåíèþ âîïðîñà î ïðåäîñòàâëåíèè èììóíèòåòà áàíêîâñêîìó ñ÷åòó ïîñîëüñòâà.  ðàçëè÷íûõ ñòðàíàõ áàíêîâñêèå ñ÷åòà äèïëîìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâèòåëüñòâ íåîäíîêðàòíî ïîäâåðãàëèñü àðåñòó <4>. Íàïðèìåð, â 2000 ã. ïî õîäàòàéñòâó øâåéöàðñêîé êîðïîðàöèè Companie Noga d’Exportation S.A. áûë àðåñòîâàí áàíêîâñêèé ñ÷åò Ïîñîëüñòâà Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè âî Ôðàíöèè <5>. Êîíâåíöèÿ æå ïðåäîñòàâèëà èììóíèòåò áàíêîâñêîìó ñ÷åòó ïîñîëüñòâà, âîñïîëíèâ òåì ñàìûì ïðîáåë, èìåâøèéñÿ â Âåíñêîé êîíâåíöèè î äèïëîìàòè÷åñêèõ ñíîøåíèÿõ 1961 ã.
<4> Ñì.: Õëåñòîâà È.Î. Âåíñêàÿ êîíâåíöèÿ î äèïëîìàòè÷åñêèõ ñíîøåíèÿõ 1961 ã.: íóæíû ëè èçìåíåíèÿ? // Ðîññèéñêèé åæåãîäíèê ìåæäóíàðîäíîãî ïðàâà — 1992. ÑÏá., 1994.
<5> Ñì.: Áîãóñëàâñêèé Ì.Ì. Ïðàêòèêà ïðèìåíåíèÿ ïðèíöèïà èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà è ïðîáëåìà çàêîíîäàòåëüíîãî ðåãóëèðîâàíèÿ // Ìåæäóíàðîäíîå ÷àñòíîå ïðàâî. Ñîâðåìåííàÿ ïðàêòèêà. Ì, 2000. Ñ. 226.
Êîíâåíöèÿ ðàñïðîñòðàíÿåò çàùèòó íà ïðèíàäëåæàùóþ èíîñòðàííîìó ãîñóäàðñòâó ñîáñòâåííîñòü, ÿâëÿþùóþñÿ ÷àñòüþ ýêñïîçèöèè, êîòîðàÿ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé êóëüòóðíûé, íàó÷íûé èëè èñòîðè÷åñêèé èíòåðåñ ïðè óñëîâèè, ÷òî îíà íå âûñòàâëåíà íà ïðîäàæó èëè íå ïðåäíàçíà÷åíà äëÿ ïðîäàæè (ï. «å» ñò. 21). Èíûìè ñëîâàìè, Êîíâåíöèÿ ïðèçíàåò çà èíîñòðàííûì ãîñóäàðñòâîì èììóíèòåò â ñëó÷àÿõ, àíàëîãè÷íûõ äåëó ïî èñêàì È. Ùóêèíîé è È. Êîíîâàëîâà ê Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, Ãîñóäàðñòâåííîìó Ýðìèòàæó, Ãîñóäàðñòâåííîìó ìóçåþ èçîáðàçèòåëüíûõ èñêóññòâ èì. À.Ñ. Ïóøêèíà è Íàöèîíàëüíîìó öåíòðó èñêóññòâà è êóëüòóðû èì. Æîðæà Ïîìïèäó, êîòîðûå áûëè ïðåäúÿâëåíû âî Ôðàíöèè ïðè ïðîâåäåíèè âûñòàâêè êàðòèí À. Ìàòèññà èç ñîáðàíèé ðîññèéñêèõ ìóçååâ â Öåíòðå Ïîìïèäó <6>.
<6> Òàì æå. Ñ. 221.
Êàê óæå óêàçûâàëîñü, ï. «c» ñò. 21 Êîíâåíöèè ïðåäîñòàâëÿåò èììóíèòåò îò èñïîëíèòåëüíûõ äåéñòâèé ñîáñòâåííîñòè öåíòðàëüíîãî áàíêà èëè èíîãî ôèíàíñîâîãî îðãàíà èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà.
 ñâÿçè ñ ýòèì îñîáîå âíèìàíèå ñëåäóåò óäåëèòü íàõîäÿùåìóñÿ â íàñòîÿùåå âðåìÿ íà ðàññìîòðåíèè Ãîñóäàðñòâåííîé Äóìû ÐÔ ïðîåêòó Ôåäåðàëüíîãî çàêîíà «Î âíåñåíèè èçìåíåíèé â ñòàòüþ 251 Àðáèòðàæíîãî ïðîöåññóàëüíîãî êîäåêñà Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè è ñòàòüþ 401 Ãðàæäàíñêîãî ïðîöåññóàëüíîãî êîäåêñà Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè» (â ÷àñòè îáåñïå÷åíèÿ èììóíèòåòà öåíòðàëüíûõ áàíêîâ èíîñòðàííûõ ãîñóäàðñòâ è ïðèíàäëåæàùåãî èì èìóùåñòâà). Çàêîíîïðîåêò íàïðàâëåí íà ïðåäîñòàâëåíèå þðèñäèêöèîííîãî èììóíèòåòà ñîáñòâåííîñòè öåíòðàëüíûõ áàíêîâ èíîñòðàííûõ ãîñóäàðñòâ íà òåððèòîðèè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè è ââîäèò íîâûå ÷àñòè â ñò. 251 ÀÏÊ ÐÔ è ñò. 401 ÃÏÊ ÐÔ.
Ýòè ÷àñòè ïðåäóñìàòðèâàþò ðàñïðîñòðàíåíèå ñóäåáíîãî èììóíèòåòà òàêæå íà öåíòðàëüíûå áàíêè èíîñòðàííûõ ãîñóäàðñòâ â ñëó÷àÿõ, êîãäà îíè îñóùåñòâëÿþò ïóáëè÷íî-ïðàâîâûå ôóíêöèè, è ëþáîå ïðèíàäëåæàùåå èì èìóùåñòâî, íàõîäÿùååñÿ íà òåððèòîðèè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè.
Õîòÿ ôîðìóëèðîâêè îáåèõ ÷àñòåé îäèíàêîâû, ñàìè ïîëîæåíèÿ ñò. 251 ÀÏÊ ÐÔ è ñò. 401 ÃÏÊ ÐÔ ðàçëè÷íû. Ñîãëàñíî ÷. 1 ñò. 251 ÀÏÊ ÐÔ, åñëè èíîñòðàííîå ãîñóäàðñòâî âûñòóïàåò â êà÷åñòâå íîñèòåëÿ âëàñòè, îíî ïîëüçóåòñÿ ñóäåáíûì èììóíèòåòîì è èììóíèòåòîì îò ïðåäâàðèòåëüíûõ ìåð. Åñëè æå èíîñòðàííîå ãîñóäàðñòâî íå âûñòóïàåò â ýòîì êà÷åñòâå, ò.å. îñóùåñòâëÿåò ÷àñòíîïðàâîâóþ äåÿòåëüíîñòü, íàçâàííûå âèäû èììóíèòåòà åìó íå ïðåäîñòàâëÿþòñÿ <7>. Òàêèì îáðàçîì, ñîãëàñíî ÀÏÊ ÐÔ ïðèçíàíèå ñóäåáíîãî èììóíèòåòà è èììóíèòåòà îò ïðåäâàðèòåëüíûõ ìåð çà èíîñòðàííûì ãîñóäàðñòâîì îñíîâàíî íà òåîðèè ôóíêöèîíàëüíîãî èììóíèòåòà. Ñîãëàñíî âòîðîìó ïðåäëîæåíèþ ÷. 1 ñò. 251 ÀÏÊ ÐÔ èíîñòðàííîå ãîñóäàðñòâî ïî-ïðåæíåìó ïîëüçóåòñÿ àáñîëþòíûì èììóíèòåòîì îò èñïîëíåíèÿ. Èììóíèòåò îò èñïîëíèòåëüíûõ äåéñòâèé èíîñòðàííîìó ãîñóäàðñòâó íå ïðåäîñòàâëÿåòñÿ, åñëè êîìïåòåíòíûå îðãàíû ñîîòâåòñòâóþùåãî ãîñóäàðñòâà îòêàçàëèñü îò íåãî. Âìåñòå ñ òåì ÷. 1 ñò. 251 ÀÏÊ ÐÔ óêàçûâàåò, ÷òî ðîññèéñêèé çàêîí èëè ìåæäóíàðîäíûé äîãîâîð Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè ìîãóò ïðåäóñìîòðåòü èíîå. Òàêèì îáðàçîì, â ÀÏÊ ÐÔ èìååò ìåñòî îïðåäåëåííàÿ íåïîñëåäîâàòåëüíîñòü ïðè ðåøåíèè ïðîáëåìû èììóíèòåòà èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà. Ñ îäíîé ñòîðîíû, ñóäåáíûé èììóíèòåò è èììóíèòåò îò ïðåäâàðèòåëüíûõ ìåð èíîñòðàííîìó ãîñóäàðñòâó ïðåäîñòàâëÿþòñÿ íà îñíîâå òåîðèè ôóíêöèîíàëüíîãî èììóíèòåòà, à ñ äðóãîé — çà èíîñòðàííûì ãîñóäàðñòâîì ïðèçíàåòñÿ àáñîëþòíûé èììóíèòåò îò èñïîëíèòåëüíûõ äåéñòâèé.  ýòîì ñëó÷àå ñòîðîíà, â ïîëüçó êîòîðîé áûëî âûíåñåíî àðáèòðàæíîå ðåøåíèå, ìîæåò ñòîëêíóòüñÿ ñ íåâîçìîæíîñòüþ ïðèâåäåíèÿ åãî â èñïîëíåíèå.
<7> Àíàëîãè÷íóþ ïîçèöèþ çàíèìàþò Ã.Â. Èãíàòåíêî è È.Â. Ôåäîðîâ (ñì.: Àðáèòðàæíûé ïðîöåññóàëüíûé êîäåêñ ÐÔ â ìåæäóíàðîäíî-ïðàâîâîì èçìåðåíèè // Æóðíàë ðîññèéñêîãî ïðàâà. 2003. N 7. Ñ. 28)
Àíàëèç íîâîé ÷àñòè ñò. 251 ÀÏÊ ÐÔ ïîêàçûâàåò, ÷òî öåíòðàëüíûå áàíêè èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà ïîëüçóþòñÿ èììóíèòåòîì, åñëè îíè îñóùåñòâëÿþò ïóáëè÷íî-ïðàâîâûå ôóíêöèè.  òî æå âðåìÿ èõ èìóùåñòâî ïîëüçóåòñÿ àáñîëþòíûì èììóíèòåòîì îò èñïîëíèòåëüíûõ äåéñòâèé <8>.
<8> Çäåñü ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî íîâàÿ ÷àñòü èñïîëüçóåò íîâóþ òåðìèíîëîãèþ.  ÷. 1 ñò. 251 ÀÏÊ ÐÔ ðå÷ü èäåò î ãîñóäàðñòâå, âûñòóïàþùåì â êà÷åñòâå íîñèòåëÿ âëàñòè, à â íîâîé ÷àñòè — îá îñóùåñòâëåíèè ïóáëè÷íî-ïðàâîâûõ ôóíêöèé.
×àñòü 1 ñò. 401 ÃÏÊ ÐÔ óñòàíàâëèâàåò ñóäåáíûé èììóíèòåò, èììóíèòåò îò ïðåäâàðèòåëüíûõ ìåð è èììóíèòåò îò èñïîëíèòåëüíûõ äåéñòâèé èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà, åñëè êîìïåòåíòíûå îðãàíû èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà íå îòêàçàëèñü îò èììóíèòåòà. ×àñòü 1 ñò. 401 ÃÏÊ ÐÔ ïðåäïîëàãàåò, ÷òî ðîññèéñêèé çàêîí èëè ìåæäóíàðîäíûé äîãîâîð Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè ìîãóò ïðåäóñìàòðèâàòü èíîå. Òàêèì îáðàçîì, ÷. 1 ñò. 401 ÃÏÊ ÐÔ îñíîâàí íà òåîðèè àáñîëþòíîãî èììóíèòåòà èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà. Ïîýòîìó ñîãëàñíî ñò. 401 ÃÏÊ ÐÔ öåíòðàëüíûì áàíêàì èíîñòðàííûõ ãîñóäàðñòâ ïðè îñóùåñòâëåíèè èìè ïóáëè÷íî-ïðàâîâûõ ôóíêöèé è èõ èìóùåñòâó áóäåò ïðåäîñòàâëÿòüñÿ èììóíèòåò íà îñíîâå êîíöåïöèè àáñîëþòíîãî èììóíèòåòà èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà.
Òàêèì îáðàçîì, â ñîîòâåòñòâèè ñ ÀÏÊ ÐÔ ñóäåáíûé èììóíèòåò, èììóíèòåò îò ïðåäâàðèòåëüíûõ ìåð öåíòðàëüíîìó áàíêó èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà ïðè îñóùåñòâëåíèè èì ïóáëè÷íî-ïðàâîâûõ ôóíêöèé áóäåò ïðåäîñòàâëÿòüñÿ íà îñíîâå êîíöåïöèè ôóíêöèîíàëüíîãî èììóíèòåòà, èììóíèòåò îò èñïîëíèòåëüíûõ äåéñòâèé — íà îñíîâå êîíöåïöèè àáñîëþòíîãî èììóíèòåòà èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà.  ñîîòâåòñòâèè ñ ÃÏÊ ÐÔ öåíòðàëüíîìó áàíêó èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà ïðè îñóùåñòâëåíèè èì ïóáëè÷íî-ïðàâîâûõ ôóíêöèé âñåãäà áóäåò ïðåäîñòàâëÿòüñÿ þðèñäèêöèîííûé èììóíèòåò íà îñíîâå êîíöåïöèè àáñîëþòíîãî èììóíèòåòà èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà.
Âòîðûå ïðåäëîæåíèÿ íîâûõ ÷àñòåé ñò. 251 ÀÏÊ ÐÔ è ñò. 401 ÃÏÊ ÐÔ íàïðàâëåíû íà òî, ÷òîáû îáåñïå÷èòü ñîáñòâåííîñòè Öåíòðàëüíîãî áàíêà ÐÔ þðèñäèêöèîííûé èììóíèòåò â òåõ ñëó÷àÿõ, êîãäà â çàðóáåæíûõ ñòðàíàõ þðèñäèêöèîííûé èììóíèòåò ñîáñòâåííîñòè èíîñòðàííûõ áàíêîâ ïðåäîñòàâëÿåòñÿ íà îñíîâå âçàèìíîñòè. Ýòî ïðåäëîæåíèå çàñëóæèâàåò ïîääåðæêè.
Îöåíèâàÿ ðîññèéñêîå çàêîíîäàòåëüñòâî, ïîñâÿùåííîå þðèñäèêöèîííîìó èììóíèòåòó, ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî íîðìû ÀÏÊ è ÃÏÊ ÐÔ îá èììóíèòåòå èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà ïðîòèâîðå÷àò äðóã äðóãó. Ýòî âåäåò ê íåðàâåíñòâó ó÷àñòíèêîâ ãðàæäàíñêî-ïðàâîâûõ îòíîøåíèé, ÷òî íå ñîîòâåòñòâóåò ï. 1 ñò. 1 ÃÊ ÐÔ. Ó÷èòûâàÿ, ÷òî äëÿ âñòóïëåíèÿ â ñèëó Êîíâåíöèè íåîáõîäèìî íàáðàòü 30 ðàòèôèêàöèé, îïðåäåëåííûì âûõîäîì èç ñëîæèâøåéñÿ ñèòóàöèè áûëî áû ïðèíÿòèå ôåäåðàëüíîãî çàêîíà î þðèñäèêöèîííîì èììóíèòåòå èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà, êîòîðûé áàçèðîâàëñÿ áû íà ïîëîæåíèÿõ Êîíâåíöèè.