Иммунитет собственности рф за рубежом
В Указе Президента Российской Федерации от 8 февраля 1993 г. «О государственной собственности бывшего Союза ССР за рубежом» было сказано, что «Российская Федерация, как государство – продолжатель Союза ССР, принимает на себя все права на недвижимую и движимую собственность бывшего СССР, находящуюся за рубежом, а также выполнение всех обязательств, связанных с использованием этой собственности».
Со временем, в процессе развития экономических отношений между странами, количество имущества увеличилось.
Правовое положение федеральной собственности за рубежом определяется российским законодательством, законодательством страны места нахождения, а также международными договорами.
Однако собственность Российской Федерации за рубежом пользуется иммунитетом. Иммунитет собственности государства заключается в особом режиме, поскольку субъектом права собственности является суверенное государство.
Иммунитет собственности государства включает в себя: неприкосновенность собственности, следовательно, без согласия собственника, а в нашем случае это государство, она не может быть подвергнута принудительному отчуждению, аресту, а также иному принудительному отчуждению; невозможность предъявления исков; невозможность принудительного исполнения судебного решения.
Однако в настоящее время наибольшее распространение получил иммунитет функциональный, т. е. ограниченный, но это все же не означает, что взыскания могут быть направлены на любую собственность государства, находящуюся за рубежом. В данном случае иммунитет государства распространяется на имущество иностранного государства, которое служит осуществлению суверенных функции, а также функций публично-правового характера, и не распространяется на имущество, предназначенное для коммерческих и торговых целей.
Что касается права собственности юридических лиц за рубежом, то здесь имеет место разделение данных субъектов права на две категории. В первую включаются юридические лица, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится государственная собственность. Здесь государственная собственность не пользуется иммунитетом в тех случаях, когда она является предметом взыскания по иску. Во вторую группу включаются государственные юридические лица, финансируемые из государственного бюджета. В том случае, если они осуществляют государственные или публично-правовые функции, они пользуются иммунитетом государства.
В соответствии с Указом Президента РФ от 23 октября 2000 г. № 1771 «О мерах по улучшению использования расположенного за пределами Российской Федерации федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральными органами исполнительной власти и их представительствами, другими государственными органами Российской Федерации и государственными организациями» в целях упорядочения управления расположенным за пределами Российской Федерации федеральным недвижимым имуществом, закрепленным за федеральными органами исполнительной власти, их представительствами, другими государственными органами Российской Федерации и государственными организациями, а также для дальнейшего повышения эффективности его использования было решено: организовать инвентаризацию расположенного за пределами Российской Федерации федерального недвижимого имущества, в том числе находящегося на балансе государственных организаций; утвердить порядок отчуждения федерального недвижимого имущества, расположенного за пределами Российской Федерации; разместить представительства федеральных органов исполнительной власти в иностранных государствах, другие государственные органы Российской Федерации и их сотрудников за рубежом.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
В Указе Президента Российской Федерации от 8 февраля 1993 г. «О государственной собственности бывшего Союза ССР за рубежом» было сказано, что «Российская Федерация, как государство – продолжатель Союза ССР, принимает на себя все права на недвижимую и движимую собственность бывшего СССР, находящуюся за рубежом, а также выполнение всех обязательств, связанных с использованием этой собственности».
Со временем, в процессе развития экономических отношений между странами, количество имущества увеличилось.
Правовое положение федеральной собственности за рубежом определяется российским законодательством, законодательством страны места нахождения, а также международными договорами.
Однако собственность Российской Федерации за рубежом пользуется иммунитетом. Иммунитет собственности государства заключается в особом режиме, поскольку субъектом права собственности является суверенное государство.
Иммунитет собственности государства включает в себя: неприкосновенность собственности, следовательно, без согласия собственника, а в нашем случае это государство, она не может быть подвергнута принудительному отчуждению, аресту, а также иному принудительному отчуждению; невозможность предъявления исков; невозможность принудительного исполнения судебного решения.
Однако в настоящее время наибольшее распространение получил иммунитет функциональный, т. е. ограниченный, но это все же не означает, что взыскания могут быть направлены на любую собственность государства, находящуюся за рубежом. В данном случае иммунитет государства распространяется на имущество иностранного государства, которое служит осуществлению суверенных функции, а также функций публично-правового характера, и не распространяется на имущество, предназначенное для коммерческих и торговых целей.
Что касается права собственности юридических лиц за рубежом, то здесь имеет место разделение данных субъектов права на две категории. В первую включаются юридические лица, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится государственная собственность. Здесь государственная собственность не пользуется иммунитетом в тех случаях, когда она является предметом взыскания по иску. Во вторую группу включаются государственные юридические лица, финансируемые из государственного бюджета. В том случае, если они осуществляют государственные или публично-правовые функции, они пользуются иммунитетом государства.
В соответствии с Указом Президента РФ от 23 октября 2000 г. № 1771 «О мерах по улучшению использования расположенного за пределами Российской Федерации федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральными органами исполнительной власти и их представительствами, другими государственными органами Российской Федерации и государственными организациями» в целях упорядочения управления расположенным за пределами Российской Федерации федеральным недвижимым имуществом, закрепленным за федеральными органами исполнительной власти, их представительствами, другими государственными органами Российской Федерации и государственными организациями, а также для дальнейшего повышения эффективности его использования было решено: организовать инвентаризацию расположенного за пределами Российской Федерации федерального недвижимого имущества, в том числе находящегося на балансе государственных организаций; утвердить порядок отчуждения федерального недвижимого имущества, расположенного за пределами Российской Федерации; разместить представительства федеральных органов исполнительной власти в иностранных государствах, другие государственные органы Российской Федерации и их сотрудников за рубежом.
Большинство иммунитетов государства имеет процессуальный характер и относится к сфере международного гражданского процесса. К МЧП в узком смысле относятся коллизионный иммунитет и иммунитет собственности государства. Иммунитет собственности государства — категория более общего характера, чем процессуальные иммунитеты, так как не всегда вопрос об иммунитете собственности возникает в связи с рассмотрением иска в суде.
Иммунитет собственности государства предполагает, что в отношении собственности одного государства не могут быть применены меры административного и иного насильственного характера со стороны другого государства. Заявление государства о принадлежности ему имущества не подлежит рассмотрению в любых органах другого государства и не может быть оспорено. Даже если собственность иностранного государства находится в руках третьего лица, которое не пользуется иммунитетом, эта собственность обладает неприкосновенностью в полном объеме, если доказано, что она принадлежит суверенному государству.
Если собственность государства используется в коммерческих целях, то на нее не распространяются положения об иммунитете (Конвенция ООН 2004 г.).
Существует имущество иностранного государства, которое обладает полным иммунитетом от предварительных мер и исполнительных действий (собственность государства, используемая для ведения дипломатической и консульской деятельности). Иммунитет такого имущества закреплен в Венской конвенции о дипломатических сношениях (1961), Венской конвенции о консульских сношениях (1963), Конвенции о специальных миссиях (1969).
В Конвенции ООН 2004 г. выделены еще две категории имущества, к которым не могут применяться принудительные меры: собственность, «представляющая часть культурного достояния иностранного государства или часть его архивов»; собственность, «составляющая часть выставки объектов научного, культурного или исторического значения».
Режим неприкосновенности государственной собственности связан с доктриной акта государства (суды одного государства не должны выносить решения относительно актов правительства другой страны). Если государство приобрело имущество на основе акта, принятого на своей территории, ни один иностранный суд не вправе обсуждать правомерность принадлежности данной собственности. Доктрина «акта государства» проявляется так: если имущество находится во владении государства, которое заявило, что оно ему принадлежит, то никакие органы иностранного государства не могут проверять правомерность этого факта.
Общеизвестным является заявление английского суда по делу «Лютер против Сегора» (1921), связанному с национализацией частной собственности в Советской России: «Если г-н Красин привез товары в Англию и от имени своего правительства заявляет, что они принадлежат русскому правительству, то ни один английский суд не может проверять, соответствует ли такое заявление действительности. Подобное расследование противоречило бы международной вежливости в отношениях между независимыми суверенными государствами».
В судебной практике довольно давно сложилось правило: сделки, заключаемые государством с иностранными физическими или юридическими лицами, должны регулироваться правом этого государства, если только сами стороны не договорятся об ином. Сделки с участием государства подчиняются праву данного государства в силу международного обычая. Постоянная палата международного правосудия в решениях 1929 г. по делам о сербских и бразильских займах, размещенных среди французских граждан, признала: «К особенностям суверенного государства относится то, что оно не предполагается подчинившим существо и действительность своих обязательств иному закону, нежели своему собственному».
В настоящее время на международном уровне закреплена теория функционального иммунитета, однако коллизионный иммунитет государства предусматривается в международных договорах.
Вашингтонская конвенция 1965 г. — инвестиционный спор с участием государства рассматривается на основе права, избранного сторонами; при отсутствии такого выбора применяется право государства, выступающего в качестве стороны в споре.
В Кодексе МЧП Болгарии определяется право, применимое к культурной собственности государства: «Когда вещь, включенная в наследство культуры одного государства, вывезена неправомерным путем из его территории, требование этого государства о возвращении вещи регламентируется его правом, за исключением тех случаев, когда оно выбрало применение права государства, на чьей территории находится вещь к моменту предъявления требования о возвращении» (ст. 70).
Основной коллизионной привязкой договорных обязательств в случае отсутствия автономии воли сторон является право, наиболее тесно связанное с договором. Обычно таково право государства — участника сделки, поскольку в данной ситуации имеются особые связи именно с территорией данного государства. Такая позиция закреплена в некоторых современных кодификациях МЧП: «Право соответствующего государства применяется к государству и его учреждениям, муниципальному публичному образованию и его учреждениям как субъектам гражданских отношений» (ст. 1.23 ГК Литвы).
Высказывается и иная позиция: к отношениям государства с частным иностранным контрагентом не может применяться право государства — участника сделки, если характерное исполнение осуществляет иностранный контрагент. В этом случае к отношениям должно применяться право страны частного субъекта сделки. Только в том случае, когда невозможно либо затруднительно определить, какая из сторон осуществляла или должна была осуществлять характерное исполнение, суд должен применять право страны государства — участника сделки2. Однако приобретение государством собственности на территории другого государства возможно только в силу разрешительной нормы внутреннего права этого другого государства и на условиях, определенных его национальным законодательством.
Подтверждением данной позиции являются нормы ГК РФ (п. 1 ст. 1213): «При отсутствии соглашения сторон о праве, подлежащем применению к договору в отношении недвижимого имущества, применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан. Правом страны, с которой такой договор наиболее тесно связан, считается… право страны, где находится недвижимое имущество». Положения ст. 1211 ГК РФ также предопределяют справедливость этой точки зрения: договор наиболее тесно связан с правом контрагента, осуществляющего характерное исполнение.
Государство выступает в договорных отношениях на равных началах с частными лицами; сделки с его участием подлежат общему коллизионному регулированию — на основе принципа наиболее тесной связи. Критерии такой связи устанавливаются законодательством и определяют выбор применимого права. Априорно применение права государства — субъекта сделки не может иметь места.
Правительство внесло в Государственную Думу законопроект о юрисдикционном иммунитете иностранного государства и имущества иностранного государства в РФ.
Этот документ призван сделать более свободным обращение с иностранной собственностью, находящейся на территории РФ. «В законопроекте под юрисдикционным иммунитетом понимается судебный иммунитет, применяемый в отношении мер обеспечения иска и в отношении исполнения судебного решения», — говорит Антон Толмачев, генеральный директор юридической компании «ЮрПартнерЪ». Такой иммунитет защищает собственность государства за ее пределами. «Юрисдикционный иммунитет заключается в неподсудности одного государства судам другого государства», — поясняет адвокат Святослав Пац.
Сегодня страны используют один из двух вариантов юрисдикционного иммунитета. «В теории международного права выделяются две основные доктрины иммунитета: теория абсолютного и теория ограниченного (функционального) иммунитета», — говорит Святослав Пац. До сих пор в России действует принцип абсолютного иммунитета иностранных государств. «Это означает, что РФ придерживается принципа, что обращаться в суд, накладывать арест на имущество, реализовывать имущество одного государства на территории другого можно только с согласия первого», — поясняет Антон Толмачев. Принцип абсолютного иммунитета применялся в советском процессуальном законодательстве, на нем же основано действующее законодательство РФ. «Сейчас в России нет закона, позволяющего российскому суду возбудить исковое производство или наложить арест на имущество иностранного государства без надлежащего соглашения этого государства», — отмечает Антон Толмачев. Фактически иностранная собственность на территории РФ живет по своим законам.
В то же время принцип ограниченного иммунитета действует в целом ряде стран. В США, Канаде, Великобритании, Австралии, ЮАР и Сингапуре приняты соответствующие законы. Во Франции, Дании, Норвегии, Греции, Италии, ФРГ, других иностранных государствах концепция ограниченного иммунитета иностранного государства в законодательстве не закреплена, но реализуется в судебной практике.
Если говорить о защите интересов, то России часто приходится отказываться от своего иммунитета. «В ряде международных договоров по внешнеэкономическим вопросам Россия отказалась от иммунитета в отношении определенных категорий сделок и имущества, в частности, по сделкам, заключенным или гарантированным торговыми представительствами», говорится в пояснительной записке к документу. В связи с расширением внешнеэкономической деятельности и привлечением иностранных инвестиций РФ заключила ряд международных договоров о взаимной защите инвестиций, которые предусматривают, что споры, связанные с инвестициями, рассматриваются в международном коммерческом арбитраже. Сейчас заключены десятки таких договоров. В то же время в действующем законодательстве ряда зарубежных стран это означает отказ от иммунитета. «Количество исков, предъявляемых к РФ и ее органам в иностранных судах, неуклонно увеличивается, при этом согласия РФ на ее участие в деле не испрашивается», говорится в пояснительной записке. Иностранные государства активно применяют по отношению к России концепцию ограниченного иммунитета.
Законопроект предлагает использовать принцип ограниченного иммунитета и в России. Документ устанавливает пределы юрисдикционного иммунитета иностранных государств и их имущества, определяет случаи, когда иностранное государство и его имущество в России не пользуются юрисдикционным иммунитетом, также документом предусматривается возможность отказа иностранного государства от иммунитета.
«Положения законопроекта во многом воспроизводят сложившуюся судебную практику по спорам с лицами, обладающими иммунитетом, и положения не вступившей в силу Конвенции Организации Объединенных Наций о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности от 16.12.2004, подписанной Россией 1 декабря 2006 года, — говорит Святослав Пац. — При этом, безусловно, революционным в законопроекте является закрепление возможности ограничения судом РФ иммунитета иностранного государства на основе принципа взаимности». Ограничение иммунитета вводится, если в иностранном государстве, в отношении которого возник вопрос о юрисдикционном иммунитете, РФ предоставляется юрисдикционный иммунитет в более ограниченном объеме, чем тот, который предоставляется иностранному государству со стороны РФ. То есть принцип взаимности может применяться только в отношении стран, ущемляющих российские интересы. «Применение юрисдикционного иммунитета имеет принцип двусторонности», — считает Никита Исаев, директор Института актуальной экономики. То есть государство придерживается абсолютного иммунитета при наличии аналогичного подхода со стороны второго участника. В случае одностороннего подхода государство может отказаться либо ограничить юрисдикционный иммунитет другого государства. «Хотя это не самая распространенная практика», — признается Никита Исаев.
Во многом появление инициативы сейчас обусловлено сложными экономическими отношениями между государствами. «Цель внесения правительством РФ в Госдуму проекта закона об ответном ограничении юрисдикционного иммунитета — защитить интересы России и ее имущества за рубежом», — говорит Александр Базыкин, управляющий партнер консалтинговой компании Heads.
Реализация законопроекта потребует внесения изменений в целый ряд документов: Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».