Иммунитет сообщение 4 класс
1
Что такое иммунитет и как быть здоровым Прокопьев Евгений 4Б класс Печенцев Кирилл 4Б класс Низовкин Дмитрий 3А класс
2
ЦЕЛЬ: выяснить, как часто и как долго болеют наши одноклассники и, что они делают, чтобы не болеть, как тренируют свой иммунитет ЗАДАЧИ: раскрыть основные понятия иммунитета; изучить состояние здоровья детей; разработать способы повышения иммунитета.
3
Что же такое иммунитет? Иммунитет (от лат. Immunitas – освобождение) — это способность организма защищать себя. Защищать от всего, что для организма естественным не является: от вирусов и бактерий, от ядов, от некоторых лекарств, от образующихся в самом организме ненормальностей (раковых клеток, например). Иммунитет — наш телохранитель, храбрый защитник от многих напастей и неприятностей. День и ночь он неустанно борется с бактериями и вирусами, выводит токсины и уничтожает чужеродные клетки.
4
Как работает система иммунитета? Каждой человеческой клетке присуща своя генетическая информация. А система иммунитета способна анализировать – отличать своих от чужих. Что-то попало в организм: генетическая информация совпадает – значит свой, не совпадает – чужой. Любое вещество, имеющее чужеродную генетическую информацию называется антигеном.
5
Как работает система иммунитета? Система иммунитета сначала обнаруживает антиген, а затем делает все, чтобы этот антиген уничтожить. Антигены уничтожаются с помощью: барьеров нашего тела (кожи, пота, слез, слюны) специальных клеток – макрофагов специальных белков – антител, которые подходят к антигену как ключ к замку.
6
Среди учеников 4-х классов нашей школы было проведено исследование, посвященное вопросам иммунитета. Был проанкетирован 61 ребенок. И вот какие результаты мы получили.
7
Частота простудных заболеваний
8
Продолжительность заболевания Если иммунитет постоянно тренируется, то на проникновение антигена он может быстро и сильно ответить, выработать антитела и болезнь закончится за 2-3 дня. А если антител не хватило – придется ждать новой выработки антител, а на это уже потребуется неделя.
9
Дисбактериоз – помеха для иммунитета Для формирования и укрепления иммунитета необходимо правильное питание. Последнее время повысился процент детей, страдающих дисбактериозом. А ведь дисбактериоз очень сильно подрывает иммунную систему и вызывает появление различных видов аллергии. Повышается риск заболевания простудными и инфекционными заболеваниями. Часто причина дисбактериоза заключается в неправильном питании.
10
Поливитамины – помощники иммунитета в зимне-весенний период.
11
Бифидо-содержащие молочные продукты полезны для иммунитета.
12
ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ
13
1-каши,макаронные изделия, каждое утро. 2-фрукты(2-4)раза в день, 3-Овощи(3-5)блюд в день. 4-мясные и молочные(2- блюда ежедневно. 5-сладости,сахар,мас- ло, десерты — употреблять умеренно. Правильное питание Чипсы Пепси-кола Пицца Кириешки Вредные продукты
14
Закаливание очень полезно!!!
15
Занятия физкультурой и плавание – отличный способ поднять иммунитет!!!
16
Свежий воздух очень полезен детям! Ежедневно!
17
Достаточный крепкий сон – залог хорошего здоровья! Ребенок в возрасте 8-9 лет должен спать не менее 8 часов в сутки.
18
Какой вид спорта лучше?
19
Что я хотел узнать? О некоторых видах спорта. Какой вид спорта предпочитают мои одноклассники. Как влияют занятия спортом на организм человека.
20
Для этого я провёл следующую работу: Подобрал соответствующую литературу и узнал о разных видах спорта и о влиянии занятий спортом на организм человека; Провёл анкетирование среди учащихся моего класса; Побеседовал с учителем физкультуры и тренером по плаванью.
21
Проанализировав анкеты, я выяснил: Ребята моего класса знают некоторые виды спорта : Футбол – 68%; плавание – 56%; баскетбол – 48%; фигурное катание – 40%; лыжи и лёгкая атлетика – по 16%. 64% одноклассников занимаются плаваньем; 16% — лёгкой атлетикой; 8% -футболом и 12% — спортом не занимаются. 16% учащихся хотели бы заниматься конным спортом; 12% — фигурным катанием; по 4% -боксом, каратэ, хоккеем, а 12% — не желают заниматься спортом. 76% — считают, что необходимо заниматься спортом, потому что это укрепляет здоровье; 28% — считают, что это просто интересно. А вопрос о влиянии спорта на организм человека, привёл к замешательству моих одноклассников.
22
Как влияют занятия спортом на организм человека? Спорт дает жизненные силы и доставляет удовольствие. Это лекарство от заболеваний. Регулярные занятия спортом повышают тонус мышц, активизируют работу всех систем организма, положительно влияют на иммунитет, повышая сопротивляемость инфекциям и другим заболеваниям. Заниматься спортом можно только под наблюдением тренера и после медицинского осмотра.
23
Но каким же спортом лучше заняться?
24
Фигурное катание помогает человеку в повседневной жизни быть собранным, спокойным, уравновешенным.
25
Акробатические упражнения – мосты и шпагаты помогают сохранять равновесия, – стойки упражнения, связанные с сохранением вертикального положения тела «вверх ногами»
26
Баскетбол Популярная спортивная игра. Помогает укреплять мышцы и кости, совершенствует движения.
27
Футбол В Британии игра в мяч началась как развлечение на ежегодных народных гуляниях в масленую неделю. Занимаясь футболом становишься быстрым, ловким.
28
Лыжный спорт Один из самых массовых видов спорта в Российской Федерации. Бегая на лыжах станешь красивым, сильным, здоровым.
29
Выводы Все виды спорта полезны для человека. Хочешь иметь красивую осанку -плавай. Хочешь быть высоким- занимайся баскетболом. Хочешь быть сильным займись боксом.
30
Как проявляется снижение иммунитета. Первые признаки снижения иммунной активности — быстрая утомляемость, хроническая усталость, сонливость или, наоборот, бессонница, головная боль, ломота в мышцах и суставах. Следующий этап — бесконечные «болячки», мимо не проходит ни одна инфекция, ни один вирус. Герпес на губах означает, что в организме есть сбой и нужно принимать срочные меры. Причем лечить нужно не только очередной насморк или ранку на губе, а принимать целый комплекс мер.
31
Что поднимает иммунитет? Положительные эмоции: общение с друзьями и искусством, прогулки, братья наши меньшие, хорошая книга и песня, маленькие приятные пустячки и другие радости.
32
Помните – иммунитета много не бывает! Спасибо за внимание!
Как устроен иммунитет: Объясняем по пунктам
Наш организм непрерывно меняется, но при этом очень «любит» постоянство и может нормально работать только при определенных параметрах своей внутренней среды. Например, нормальная температура тела колеблется между 36 и 37 градусами по Цельсию. Вспомните последнюю простуду и то, как плохо вы себя чувствовали, стоило температуре подняться всего на полградуса. Такая же ситуация и с другими показателями: артериальным давлением, рН крови, уровнем кислорода и глюкозы в крови и другими. Постоянство значений этих параметров называется гомеостазом, а поддержкой его стабильного уровня занимаются практически все органы и системы организма: сердце и сосуды поддерживают постоянное артериальное давление, легкие — уровень кислорода в крови, печень — уровень глюкозы и так далее.
Иммунная же система отвечает за генетический гомеостаз. Она помогает поддерживать постоянство генетического состава организма. То есть ее задача — уничтожать не только все чужеродные организмы и продукты их жизнедеятельности, проникающие извне (бактерии, вирусы, грибки, токсины и прочее), но также и клетки собственного организма, если «что-то пошло не так» и, например, они превратились в злокачественную опухоль, то есть стали генетически чужеродными.
Как клетки иммунной системы уничтожают «врагов»?
Чтобы разобраться с этим, сначала нужно понять, как иммунная система устроена и какие бывают виды иммунитета.
Иммунитет бывает врожденным (он же неспецифический) и приобретенным (он же адаптивный, или специфический). Врожденный иммунитет одинаков у всех людей и идентичным образом реагирует на любых «врагов». Реакция начинается немедленно после проникновения микроба в организм и не формирует иммунологическую память. То есть, если такой же микроб проникнет в организм снова, система неспецифического иммунитета его «не узнает» и будет реагировать «как обычно». Неспецифический иммунитет очень важен — он первым сигнализирует об опасности и немедленно начинает давать отпор проникшим микробам.
Однако эти реакции не могут защитить организм от серьезных инфекций, поэтому после неспецифического иммунитета в дело вступает приобретенный иммунитет. Здесь уже реакция организма индивидуальна для каждого «врага», поэтому «арсенал» специфического иммунитета у разных людей различается и зависит от того, с какими инфекциями человек сталкивался в жизни и какие прививки делал.
Специфическому иммунитету нужно время, чтобы изучить проникшую в организм инфекцию, поэтому реакции при первом контакте с инфекцией развиваются медленнее, зато работают гораздо эффективнее. Но самое главное, что, один раз уничтожив микроба, иммунная система «запоминает» его и в следующий раз при столкновении с таким же реагирует гораздо быстрее, часто уничтожая его еще до появления первых симптомов заболевания. Именно так работают прививки: когда в организм вводят ослабленных или убитых микробов, которые уже не могут вызвать заболевание, у иммунной системы есть время изучить их и запомнить, сформировать иммунологическую память. Поэтому, когда человек после вакцинации сталкивается с реальной инфекцией, иммунная система уже полностью готова дать отпор, и заболевание не начинается вообще или протекает гораздо легче.
Кто отвечает за работу различных видов иммунитета?
- Костный мозг. Это центральный орган иммуногенеза. В костном мозге образуются все клетки, участвующие в иммунных реакциях.
- Тимус (вилочковая железа). В тимусе происходит дозревание некоторых иммунных клеток (Т-лимфоцитов) после того, как они образовались в костном мозге.
- Селезенка. В селезенке также дозревают иммунные клетки (B-лимфоциты), кроме того, в ней активно происходит процесс фагоцитоза — когда специальные клетки иммунной системы ловят и переваривают проникших в организм микробов, фрагменты собственных погибших клеток и так далее.
- Лимфатические узлы. По своему строению они напоминают губку, через которую постоянно фильтруется лимфа. В порах этой губки есть очень много иммунных клеток, которые также ловят и переваривают микробов, проникших в организм. Кроме того, в лимфатических узлах находятся клетки памяти — это специальные клетки иммунной системы, которые хранят информацию о микробах, уже проникавших в организм ранее.
Таким образом, органы иммунной системы обеспечивают образование, созревание и место для жизни иммунных клеток. В нашем организме есть много их видов, вот основные из них.
- Т-лимфоциты. Названы так, потому что после образования в костном мозге дозревают в вилочковой железе — тимусе. Разные подвиды Т-лимфоцитов отвечают за разные функции. Например, Т-киллеры могут убивать зараженные вирусами клетки, чтобы остановить развитие инфекции, Т-хелперы помогают иммунной системе распознавать конкретные виды микробов, а Т-супрессоры регулируют силу и продолжительность иммунной реакции.
- B-лимфоциты. Название их происходит от Bursa fabricii (сумка Фабрициуса) — особого органа у птиц, в котором впервые обнаружили эти клетки. В-лимфоциты умеют синтезировать антитела (иммуноглобулины). Это специальные белки, которые «прилипают» к микробам и вызывают их гибель. Также антитела могут нейтрализовывать некоторые токсины.
- Натуральные киллеры. Эти клетки находят и убивают раковые клетки и клетки, пораженные вирусами.
- Нейтрофилы и макрофаги умеют ловить и переваривать микробов — осуществлять фагоцитоз. Кроме того, макрофаги выполняют важнейшую роль в процессе презентации антигена, когда макрофаг знакомит другие клетки иммунной системы с кусочками переваренного микроба, что позволяет организму лучше бороться с инфекцией.
- Эозинофилы защищают наш организм от паразитов — обеспечивают антигельминтный иммунитет.
- Базофилы — выполняют главным образом сигнальную функцию, выделяя большое количество сигнальных веществ (цитокинов) и привлекая этим другие иммунные клетки в очаг воспаления.
Как клетки иммунной системы отличают «своих» от «чужих» и понимают, с кем нужно бороться?
В этом им помогает главный комплекс гистосовместимости первого типа (MHC-I). Это группа белков, которая располагается на поверхности каждой клетки нашего организма и уникальна для каждого человека. Это своего рода «паспорт» клетки, который позволяет иммунной системе понимать, что перед ней «свои». Если с клеткой организма происходит что-то нехорошее, например, она поражается вирусом или перерождается в опухолевую клетку, то конфигурация MHC-I меняется или же он исчезает вовсе. Натуральные киллеры и Т-киллеры умеют распознавать MHC-I рецептор, и как только они находят клетку с измененным или отсутствующим MHC-I, они ее убивают. Так работает клеточный иммунитет.
Но у нас есть еще один вид иммунитета — гуморальный. Основными защитниками в этом случае являются антитела — специальные белки, синтезируемые B-лимфоцитами, которые связываются с чужеродными объектами (антигенами), будь то бактерия, вирусная частица или токсин, и нейтрализуют их. Для каждого вида антигена наш организм умеет синтезировать специальные, подходящие именно для этого антигена антитела. Молекулу каждого антитела, также их называют иммуноглобулинами, можно условно разделить на две части: Fc-участок, который одинаков у всех иммуноглобулинов, и Fab-участок, который уникален для каждого вида антител. Именно с помощью Fab-участка антитело «прилипает» к антигену, поэтому строение этого участка молекулы зависит от строения антигена.
Как наша иммунная система понимает устройство антигена и подбирает подходящее для него антитело?
Рассмотрим этот процесс на примере развития бактериальной инфекции. Например, вы поцарапали палец. При повреждении кожи в рану чаще всего попадают бактерии. При повреждении любой ткани организма сразу же запускается воспалительная реакция. Поврежденные клетки выделяют большое количество разных веществ — цитокинов, к которым очень чувствительны нейтрофилы и макрофаги. Реагируя на цитокины, они проникают через стенки капилляров, «приплывают» к месту повреждения и начинают поглощать и переваривать попавших в рану бактерий — так запускается неспецифический иммунитет, но до синтеза антител дело пока еще не дошло.
Расправляясь с бактериями, макрофаги выводят на свою поверхность разные их кусочки, чтобы познакомить Т-хелперов и B-лимфоцитов со строением этих бактерий. Этот процесс называется презентацией антигена. Т-хелпер и B-лимфоцит изучают кусочки переваренной бактерии и подбирают соответствующую структуру антитела так, чтобы потом оно хорошо «прилипало» к таким же бактериям. Так запускается специфический гуморальный иммунитет. Это довольно длительный процесс, поэтому при первом контакте с инфекцией организму может понадобиться до двух недель, чтобы подобрать структуру и начать синтезировать нужные антитела.
После этого успешно справившийся с задачей B-лимфоцит превращается в плазматическую клетку и начинает в большом количестве синтезировать антитела. Они поступают в кровь, разносятся по всему организму и связываются со всеми проникшими бактериями, вызывая их гибель. Кроме того, бактерии с прилипшими антителами гораздо быстрее поглощаются макрофагами, что также способствует уничтожению инфекции.
Есть ли еще какие-то механизмы?
Специфический иммунитет не был бы столь эффективен, если бы каждый раз при встрече с инфекцией организм в течение двух недель синтезировал необходимое антитело. Но здесь нас выручает другой механизм: часть активированных Т-хелпером В-лимфоцитов превращается в так называемые клетки памяти. Эти клетки не синтезируют антитела, но несут в себе информацию о структуре проникшей в организм бактерии. Клетки памяти мигрируют в лимфатические узлы и могут сохраняться там десятилетиями. При повторной встрече с этим же видом бактерий благодаря клеткам памяти организм намного быстрее начинает синтезировать нужные антитела и иммунный ответ запускается раньше.
Таким образом, наша иммунная система имеет целый арсенал различных клеток, органов и механизмов, чтобы отличать клетки собственного организма от генетически чужеродных объектов, уничтожая последние и выполняя свою главную функцию — поддержание генетического гомеостаза.