Иммунитет специальных миссий это

Иммунитет специальных миссий это thumbnail

Ñïåöèàëüíûå ìèññèè

Ñïåöèàëüíàÿ ìèññèÿ — ýòî âðåìåííàÿ ìèññèÿ, ïî ñâîåìó õàðàêòåðó ïðåäñòàâëÿþùàÿ ãîñóäàðñòâî, íàïðàâëÿåìàÿ îäíèì ãîñóäàðñòâîì â äðóãîå ñ ñîãëàñèÿ ïîñëåäíåãî äëÿ ñîâìåñòíîãî ðàññìîòðåíèÿ îïðåäåëåííûõ âîïðîñîâ èëè äëÿ âûïîëíåíèÿ â îòíîøåíèè åãî îïðåäåëåííîé çàäà÷è. Ïðàâîâîé îñíîâîé äåÿòåëüíîñòè ñïåöèàëüíûõ ìèññèé ÿâëÿåòñÿ Êîíâåíöèÿ î ñïåöèàëüíûõ ìèññèÿõ (Íüþ-Éîðê, 16 äåêàáðÿ 1969 ã.).

Ãîñóäàðñòâî ìîæåò íàïðàâèòü ñïåöèàëüíóþ ìèññèþ â äðóãîå ãîñóäàðñòâî ñ ñîãëàñèÿ ïîñëåäíåãî, ïðåäâàðèòåëüíî ïîëó÷åííîãî ÷åðåç äèïëîìàòè÷åñêèå èëè äðóãèå ñîãëàñîâàííûå èëè âçàèìîïðèåìëåìûå êàíàëû. Ôóíêöèè ñïåöèàëüíîé ìèññèè îïðåäåëÿþòñÿ ïî âçàèìíîìó ñîãëàñèþ ìåæäó ïîñûëàþùèì ãîñóäàðñòâîì è ïðèíèìàþùèì ãîñóäàðñòâîì.

Ñïåöèàëüíàÿ ìèññèÿ ñîñòîèò èç îäíîãî èëè íåñêîëüêèõ ïðåäñòàâèòåëåé ïîñûëàþùåãî ãîñóäàðñòâà, èç ÷èñëà êîòîðûõ ýòî ãîñóäàðñòâî ìîæåò íàçíà÷èòü ãëàâó ìèññèè.  ñïåöèàëüíóþ ìèññèþ ìîæåò òàêæå âõîäèòü äèïëîìàòè÷åñêèé, àäìèíèñòðàòèâíî-òåõíè÷åñêèé è îáñëóæèâàþùèé ïåðñîíàë.

Ìèíèñòåðñòâî èíîñòðàííûõ äåë èëè äðóãîé îðãàí ïðèíèìàþùåãî ãîñóäàðñòâà, â îòíîøåíèè êîòîðîãî èìååòñÿ äîãîâîðåííîñòü, óâåäîìëÿåòñÿ:

  • î ñîñòàâå ñïåöèàëüíîé ìèññèè è î ëþáûõ ïîñëåäóþùèõ åãî èçìåíåíèÿõ;
  • î ïðèáûòèè è îêîí÷àòåëüíîì îòáûòèè ÷ëåíîâ ìèññèè è î ïðåêðàùåíèè èõ ôóíêöèé â ìèññèè;
  • ïðèáûòèè è îêîí÷àòåëüíîì îòáûòèè ëþáîãî ëèöà, ñîïðîâîæäàþùåãî ÷ëåíà ìèññèè;
  • î íàéìå è óâîëüíåíèè ëèö, ïðîæèâàþùèõ â ïðèíèìàþùåì ãîñóäàðñòâå â êà÷åñòâå ÷ëåíîâ ìèññèè èëè â êà÷åñòâå ÷àñòíîãî îáñëóæèâàþùåãî ïåðñîíàëà;
  • î íàçíà÷åíèè ãëàâû ñïåöèàëüíîé ìèññèè èëè, åñëè òàêîâîé íå íàçíà÷åí, ïðåäñòàâèòåëÿ è èõ çàìåñòèòåëåé;
  • î ìåñòîíàõîæäåíèè ïîìåùåíèé, çàíèìàåìûõ ñïåöèàëüíîé ìèññèåé, è ëè÷íûõ ïîìåùåíèé, ïîëüçóþùèõñÿ íåïðèêîñíîâåííîñòüþ, à òàêæå î âñåõ äàííûõ, íåîáõîäèìûõ äëÿ èäåíòèôèêàöèè òàêèõ ïîìåùåíèé.

Ôóíêöèè ñïåöèàëüíîé ìèññèè íà÷èíàþòñÿ ñ ìîìåíòà óñòàíîâëåíèÿ ìèññèåé îôèöèàëüíîãî êîíòàêòà ñ ìèíèñòåðñòâîì èíîñòðàííûõ äåë èëè ñ äðóãèì îðãàíîì ïðèíèìàþùåãî ãîñóäàðñòâà, â îòíîøåíèè êîòîðîãî èìååòñÿ äîãîâîðåííîñòü. Âñå îôèöèàëüíûå äåëà ñ ïðèíèìàþùèì ãîñóäàðñòâîì, ïîðó÷åííûå ñïåöèàëüíîé ìèññèè ïîñûëàþùèì ãîñóäàðñòâîì, âåäóòñÿ ñ ìèíèñòåðñòâîì èíîñòðàííûõ äåë èëè ÷åðåç ýòî ìèíèñòåðñòâî ëèáî ñ äðóãèì îðãàíîì ïðèíèìàþùåãî ïðàâèòåëüñòâà, â îòíîøåíèè êîòîðîãî èìååòñÿ äîãîâîðåííîñòü.

Ïðåäñòàâèòåëè ïîñûëàþùåãî ãîñóäàðñòâà â ñïåöèàëüíîé ìèññèè è ÷ëåíû åå äèïëîìàòè÷åñêîãî ïåðñîíàëà ïîëüçóþòñÿ èììóíèòåòîì îò óãîëîâíîé þðèñäèêöèè ïðèíèìàþùåãî ãîñóäàðñòâà.  ñîîòâåòñòâèè ñ Êîíâåíöèåé ïðåäñòàâèòåëè ïîñûëàþùåãî ãîñóäàðñòâà â ñïåöèàëüíîé ìèññèè è ÷ëåíû åå äèïëîìàòè÷åñêîãî ïåðñîíàëà ïîëüçóþòñÿ òàêæå ïðåèìóùåñòâàìè è ïðèâèëåãèÿìè.

Ãëàâà ïîñûëàþùåãî ãîñóäàðñòâà, âîçãëàâëÿþùèé ñïåöèàëüíóþ ìèññèþ, ïîëüçóåòñÿ â ïðèíèìàþùåì ãîñóäàðñòâå èëè â òðåòüåì ãîñóäàðñòâå ïðåèìóùåñòâàìè, ïðèâèëåãèÿìè è èììóíèòåòàìè, êîòîðûå ïðèçíàþòñÿ ìåæäóíàðîäíûì ïðàâîì çà ãëàâàìè ãîñóäàðñòâ, ïîñåùàþùèìè äðóãîå ãîñóäàðñòâî ñ îôèöèàëüíûì âèçèòîì.

Ôóíêöèè ñïåöèàëüíîé ìèññèè ïðåêðàùàþòñÿ, â ÷àñòíîñòè:

  1. ïî ñîãëàøåíèþ çàèíòåðåñîâàííûõ ãîñóäàðñòâ;
  2. ïî âûïîëíåíèè çàäà÷è ñïåöèàëüíîé ìèññèè;
  3. ïî èñòå÷åíèè ñðîêà, óñòàíîâëåííîãî äëÿ ñïåöèàëüíîé ìèññèè, åñëè îí ñïåöèàëüíî íå ïðîäëåí;
  4. ïî óâåäîìëåíèè ïîñûëàþùèì ãîñóäàðñòâîì î òîì, ÷òî îíî ïðåêðàùàåò èëè îòçûâàåò ñïåöèàëüíóþ ìèññèþ;
  5. ïî óâåäîìëåíèè ïðèíèìàþùåãî ãîñóäàðñòâà î òîì, ÷òî îíî ñ÷èòàåò äåÿòåëüíîñòü ñïåöèàëüíîé ìèññèè ïðåêðàùåííîé.

Источник

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРИВИЛЕГИИ И ИММУНИТЕТЫ — совокупность прав и преимуществ, предоставляемых иностранным государством дипломатическому корпусу.

Этот ин­сти­тут один из са­мых древ­них в ме­ж­ду­народных от­но­ше­ни­ях. Вла­сти стра­ны пре­бы­ва­ния обя­за­ны обес­пе­чить нор­маль­ные ус­ло­вия для дея­тель­но­сти пред­ста­ви­тель­ст­ва (в том числе при­нять над­ле­жа­щие ме­ры для пре­дос­тав­ле­ния по­ме­ще­ний ди­пло­ма­тическому пред­ста­ви­тель­ст­ву, обес­пе­чить их за­щи­ту). Основным ак­том, ко­ди­фи­ци­ро­вав­шим нор­мы о ди­пло­ма­тич. при­ви­ле­ги­ях, яв­ля­ет­ся Вен­ская кон­вен­ция о ди­пло­ма­тич. сно­ше­ни­ях (1961).

Не­при­кос­но­вен­но­сть рас­про­стра­ня­ет­ся не толь­ко на по­ме­ще­ние пред­ста­ви­тель­ст­ва, но так­же и на его транс­порт­ные сред­ст­ва — ав­то­мо­би­ли, ко­раб­ли, са­мо­лё­ты; ар­хи­вы и до­ку­мен­ты, не­за­ви­си­мо от их мес­та на­хо­ж­де­ния (это пра­ви­ло дей­ст­ву­ет да­же в слу­чае раз­ры­ва ди­пло­ма­тических от­но­ше­ний) и другого. Пред­ста­ви­тель­ст­во ос­во­бо­ж­да­ет­ся от та­мо­жен­ных по­шлин на пред­ме­ты для официального поль­зо­ва­ния (та­мо­жен­ный им­му­ни­тет), от всех на­ло­гов (фис­каль­ный им­му­ни­тет), но не ос­во­бо­ж­да­ет­ся от экс­плуа­тационных рас­хо­дов (пла­та за элек­тро­энер­гию, во­до­снаб­же­ние и другое); ему при­над­ле­жит пра­во поль­зо­ва­ния свои­ми государственным фла­гом и эмб­ле­мой. Оно сво­бод­но в сво­их сно­ше­ни­ях в официальных це­лях, вклю­чая вне­оче­ред­ную те­ле­граф­ную и те­ле­фон­ную связь, а так­же поль­зо­ва­ние шиф­ром (смотреть Ди­пло­ма­ти­че­ская поч­та).

Пре­дос­тав­ле­ние им­му­ни­те­та пер­со­на­лу пред­ста­ви­тель­ст­ва за­ви­сит от то­го, к ка­кой ка­те­го­рии со­труд­ни­ков дан­ное ли­цо от­но­сит­ся. Круг лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых воз­ни­ка­ет во­прос о при­зна­нии дипломатических привилегий и иммунитетов, вклю­ча­ет три ка­те­го­рии: ди­пло­ма­тический пер­со­нал (со­вет­ни­ки, пер­вые и вто­рые сек­ре­та­ри, ат­та­ше), кан­це­ля­рия (пе­ре­во­дчи­ки, ма­ши­ни­ст­ки и прочие) и об­слу­жи­ваю­щий пер­со­нал.

Пол­ным им­му­ни­те­том поль­зу­ет­ся ди­пло­ма­тический пер­со­нал, об­ла­даю­щий ди­пло­ма­тическим ран­гом. Ли­ца, его со­став­ляю­щие, не мо­гут быть под­верг­ну­ты аре­сту и за­дер­жа­нию. Стра­на пре­бы­ва­ния обес­пе­чи­ва­ет их безо­пас­ность. Не­при­кос­но­вен­но­стью поль­зу­ют­ся жи­лые по­ме­ще­ния ди­пло­ма­та. Ди­пло­мат поль­зу­ет­ся им­му­ни­те­том от уго­лов­ной, гражданской и административной юрис­дик­ции. Вме­сте с тем он обя­зан со­блю­дать за­ко­ны стра­ны пре­бы­ва­ния. Ди­пло­мат не обя­зан да­вать сви­де­тель­ские по­ка­за­ния в су­дах стра­ны, но это не ис­клю­ча­ет его со­гла­сия дать та­кие по­ка­за­ния по прось­бе вла­стей стра­ны пре­бы­ва­ния. Ди­пло­мат поль­зу­ет­ся фис­каль­ным им­му­ни­те­том — ос­во­бо­ж­да­ет­ся от пря­мых на­ло­гов; он не мо­жет за­ни­мать­ся ком­мерческой дея­тель­но­стью в стра­не пре­бы­ва­ния в це­лях лич­ной вы­го­ды. Им­му­ни­те­том поль­зу­ют­ся и чле­ны се­мьи ди­пло­ма­та, со­вме­ст­но с ним про­жи­ваю­щие, ес­ли они не яв­ля­ют­ся гра­ж­да­на­ми стра­ны пре­бы­ва­ния. В со­став ди­пло­ма­тического пред­ста­ви­тель­ст­ва мо­гут вклю­чать­ся не толь­ко профессиональные ди­пло­ма­ты, но и пред­ста­ви­те­ли иных ве­домств. При на­ли­чии ди­пло­ма­тич. пас­пор­та они поль­зу­ют­ся со­от­вет­ст­вую­щи­ми при­ви­ле­гия­ми. Ес­ли ди­пло­мат про­ез­жа­ет че­рез тер­ри­то­рию третье­го го­су­дар­ст­ва, то это го­су­дар­ст­во пре­дос­тав­ля­ет ему не­при­кос­но­вен­ность. В слу­чае воо­ружённого кон­флик­та стра­на пре­бы­ва­ния обя­за­на ока­зать не­об­хо­ди­мое со­дей­ст­вие для ско­ро­го вы­ез­да ди­пло­ма­та и его се­мьи. Ана­ло­гич­ное по­ло­же­ние дей­ст­ву­ет и в слу­чае пре­кра­ще­ния ди­пло­ма­тич. от­но­ше­ний.

Читайте также:  Сильный иммунитет для этого

Ко вто­рой ка­те­го­рии лиц им­му­ни­тет при­ме­ня­ет­ся не во всех стра­нах и ино­гда не в пол­ном объ­ё­ме.

На тре­тью ка­те­го­рию им­му­ни­тет, как пра­ви­ло, не рас­про­стра­ня­ет­ся, а ес­ли рас­про­стра­ня­ет­ся (например, в Ве­ли­ко­бри­та­нии, США), то ог­ра­ни­чен сро­ком служ­бы (по окон­ча­нии ко­то­ро­го эти ли­ца мо­гут быть при­вле­че­ны к от­вет­ст­вен­но­сти за дей­ст­вия, со­вер­шён­ные во вре­мя служ­бы).

Во мно­гих го­су­дар­ст­вах при­ня­ты специальные за­ко­ны об обес­пе­че­нии безо­пас­но­сти иностранных ди­пло­ма­тов (в РФ на­па­де­ние на лиц или уч­ре­ж­де­ния, ко­то­рые поль­зу­ют­ся ме­ж­ду­народной за­щи­той, вле­чёт уго­лов­ную от­вет­ст­вен­ность по статье 360 УК РФ).

Дипломатическими привилегиями и иммунитетами поль­зу­ют­ся так­же чле­ны специальных мис­сий (то есть вре­мен­ных мис­сий, пред­став­ляю­щих го­су­дар­ст­во в другом го­су­дар­ст­ве для ре­ше­ния оп­ре­де­лён­ных во­про­сов), а так­же пред­ста­ви­те­ли го­су­дарств при ме­ж­ду­народных ор­га­ни­за­ци­ях.

 © Большая Российская Энциклопедия (БРЭ) 

Источник

Постоянные представительства государств при международных организациях – этот институт международного права появился после Второй мировой войны. Функции постоянных представительств: обеспечение представительства направляющего государства при организации; участие в деятельности организации; проведение переговоров с организацией; защита в организации интересов направляющего государства; выяснение деятельности организации и сообщение о ней своему правительству.

Привилегии и иммунитеты представительств государств при ООН в принципе аналогичны дипломатическим привилегиям и иммунитетам, поскольку представительства являются органами внешних сношений направляющего государства не в меньшей степени, чем дипломатические учреждения.

Привилегии и иммунитеты сотрудников представительств государств при ООН: при выполнении своих служебных обязанностей пользуются иммунитетом от личного ареста и задержания, судебным иммунитетом в отношении официальных действий, неприкосновенностью бумаг и документов, правом пользоваться курьерами и шифрами, налоговым иммунитетом и таможенными привилегиями. Члены персонала постоянного представительства пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции, в некоторых случаях – от административной и гражданской юрисдикции. Они не обязаны давать показания в качестве свидетелей в судах (Соглашение между ООН и Правительством США – представители государств при ООН в ранге послов и посланников пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами в полном объеме).

Привилегии и иммунитеты представительств государств при специализированных учреждениях ООН – неприкосновенность помещений (обычно предусматривается на основании внутреннего права государства пребывания), переписки, архивов, документов, право пользования шифром и курьерами, налоговый иммунитет.

Привилегии и иммунитеты сотрудников представительств государств при специализированных учреждениях ООН – постоянные представители, их заместители, советники, секретари пользуются иммунитетом от личного ареста при исполнении служебных обязанностей, иммунитетом от юрисдикции в отношении служебных действий, неприкосновенностью бумаг и документов, правом пользования шифром и курьерами, налоговым иммунитетом. Главы постоянных представительств (за исключением ИКАО) на основании специальных соглашений с государствами пребывания пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Основной универсальный международный правовой акт, регулирующий статус постоянных представительств государств при международных организациях, – Венская конвенция о представительствах государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. Особенности Конвенции – идет значительно дальше существующей практики в отношении предоставления привилегий и иммунитетов представительствам государств. Постоянным представительствам государств и их сотрудникам предоставлен единый международно-правовой статус, аналогичный статусу дипломатических представительств и их персонала. Венская конвенция 1975 г. распространяет привилегии и иммунитеты постоянных представительств на постоянные миссии наблюдателей при международных организациях.

Специальные миссии – это временные зарубежные органы внешних сношений, которые направляются в другие государства с их согласия для ведения переговоров, участия в церемониальных мероприятиях, решения каких-либо конкретных задач. Это делегации государств, выполняющие определенные функции в двусторонних отношениях. Правовое положение специальных миссий регулируется нормами международных обычаев и Конвенцией о специальных миссиях 1969 г. Иммунитеты и привилегии специальных миссий (в особенности, когда они возглавляются главой государства, главой правительства, министром иностранных дел, другими должностными лицами высокого ранга) аналогичны дипломатическим привилегиям и иммунитетам.

Читайте также:  Два рецепта смесей для укрепления иммунитета у взрослых и детей

Правовой статус делегаций государств на международных конференциях – это временные зарубежные органы внешних сношений. Как официальные представительные органы государства пользуются дипломатическими иммунитетами и привилегиями (на основе международного обычного права).

Каждое государство обязано принимать все необходимые меры для предотвращения нарушений дипломатических привилегий и иммунитетов. Конвенция ООН 1973 г. о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, направлена на регулирование сотрудничества государств по борьбе с подобными преступлениями. К сожалению, Конвенция 1973 г. является мало эффективной, поскольку большинство государств не участвуют в ней и не связаны ее положениями.

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 октября 2014;
проверки требуют 7 правок.

Иммунитет государства (суверенный иммунитет) — в международном праве принцип, в соответствии с которым суверенное государство не подчиняется органам власти других государств.

Принцип иммунитета государства основан на понятии о суверенном равенстве, закреплённом в Уставе ООН (1945) [1] и раскрытом в Декларации о принципах международного права (1970).[2] При этом само понятие суверенного равенства возникло гораздо раньше.

Данный принцип распространяется как на законодательную и исполнительную, так и на судебную юрисдикции иностранного государства.

В настоящее время не существует единой общемировой практики урегулирования вопросов, связанных с применением концепции иммунитета государства. Отчасти это бремя ложится на национальные законодательства.

В 2004 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.[3]Россия подписала её в 2006 году.[4] Однако эта конвенция вступит в силу только после того, как её ратифицируют 30 государств.

Элементы иммунитетов государства[править | править код]

Иммунитет государства от юрисдикции иностранного государства состоит из нескольких элементов:[5]

  1. Судебный иммунитет — неподсудность государства суду иностранного государства.
  2. Иммунитет от предварительного обеспечения иска.
  3. Иммунитет от принудительного исполнения иностранного судебного решения.
  4. Иммунитет собственности государства — правовой режим неприкосновенности государственной собственности, находящейся на территории иностранного государства.
  5. Иммунитет от применения иностранного права по отношению к сделкам с участием государства.

Эти иммунитеты действуют независимо. Например, если государство дает согласие на рассмотрение своего дела в суде (то есть отказывается от судебного иммунитета), иммунитеты от предварительного обеспечения и принудительного исполнения продолжают действовать.

Иммунитет государства и гражданско-правовые отношения[править | править код]

Концепция иммунитета относится к действиям государства как субъекта международно-правовых отношений. В современном мире государство часто ведет себя как юридическое лицо (субъект гражданского права). Существуют различные точки зрения на то, распространяется ли иммунитет государства на такие отношения.

Теория абсолютного иммунитета[править | править код]

Эта теория получила развитие в XIX в. и в первой половине XX в. В соответствии с ней иммунитет государства распространяется и на коммерческие сделки. Советский Союз и КНР придерживались теории абсолютного иммунитета.

Указанная концепция оставляет за государством суверенное право отказаться от иммунитета (в том числе, заявить об отказе от использования иммунитета в договоре).

Теория функционального (ограниченного) иммунитета[править | править код]

Теория функционального иммунитета принята в США и большинстве европейских стран во второй половине XX в. Россия в последнее время также начинает отказываться от концепции абсолютного иммунитета в пользу этой позиции.[6]

При этом считается, что государство не может пользоваться иммунитетом для защиты от исков, обусловленных невыполнением государством своих обязательств по коммерческим контрактам.[7] Таким образом, необходимы формальные критерии разграничения случаев, когда государство действует «как носитель публичной власти» (лат. jure imperii) и случаев, когда государство ведет себя «как частное лицо» (лат. jure gestionis).

Такие критерии являются предметом регулирования национального законодательства об иммунитете иностранных государств. Существуют также и международные договоры, затрагивающие эти вопросы. Например, Европейская конвенция об иммунитете государств [8], принятая в 1972 г. (Россия не является её участником), оговаривает случаи, в которых государство не может ссылаться на иммунитет.

Однако, такое регулирование отчасти ущемляет суверенитет иностранных государств, возлагая на национальные органы власти решение о применимости иммунитета в конкретном случае.

Уже упоминавшаяся Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (пока не вступившая в силу) содержит статью, запрещающую применение иммунитета государства в коммерческих сделках с иностранным физическим или юридическим лицом. Исключением являются случаи, когда стороны явным образом договорились об ином. Также эта статья не распространяется на сделки между государствами.

Иммунитет государства в национальном законодательстве[править | править код]

В России[править | править код]

Иммунитет иностранных государств в России регулируется ст. 401 гражданского процессуального кодекса (ГПК)[9] и ст. 251 Арбитражного процессуального кодекса (АПК)[10].

Читайте также:  Молекулярные и клеточные механизмы противовирусные иммунитета

Ст. 401 ГПК утверждает иммунитет иностранного государства от исков в судах Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом (пока такого закона нет) или международным договором РФ. В то же время, ст. 251 АПК гарантирует иммунитет только в тех случаях, когда иностранное государство выступает «в качестве носителя власти». Отсюда следует, что на случаи, когда оно выступает в другом качестве, иммунитет не распространяется.

11 марта 2005 г. Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект «О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его собственности».[11] Однако дальнейших действий по принятию данного законопроекта пока не производилось.
8 апреля 2011 г. Государственная Дума РФ приняла постановление отклонить законопроект и снять с дальнейшего рассмотрения.
[12]

Подготовлен законопроект об отказе от абсолютного юрисдикционного иммунитета иностранных государств в России.
Законопроект, внесенный Правительством РФ, направлен на защиту российских интересов путём отказа от концепции абсолютного юрисдикционного иммунитета иностранных государств в России, что позволит принять ответные меры при обращении взысканий на российскую собственность за её территорией. В законопроекте определяются основные понятия, в том числе «иностранное государство», «имущество иностранного государства», «юрисдикционный иммунитет иностранного государства», «судебный иммунитет», «иммунитет в отношении исполнения судебного решения». Также определяются привилегии и иммунитеты, не затрагиваемые законопроектом.
Устанавливается принцип взаимности в вопросах применения юрисдикционного иммунитета (суд РФ на основе принципа взаимности вправе исходить из того же объема юрисдикционного иммунитета, каким Российская Федерация пользуется в соответствующем иностранном государстве). Предусматриваются случаи неприменения судебного иммунитета, в том числе по спорам:

  • связанным с участием иностранного государства в гражданско-правовых сделках, по спорам, связанным с предпринимательской деятельностью, по трудовым спорам;
  • касающимся прав на имущество;
  • о возмещении вреда;
  • касающимся интеллектуальной собственности;
  • связанным с эксплуатацией судна.

Вступление федерального закона в силу запланировано на 1 января 2016 года.[обновить данные]

В США[править | править код]

В законе США 1976 г. указано, что государство не имеет права пользоваться иммунитетом от судебных исков в следующих случаях:[13]

  • если основанием для иска служит коммерческая деятельность, которую иностранное государство осуществляет в США,
  • если основанием для иска служит коммерческая деятельность, осуществляемая за пределами США, но порождающая «прямые последствия» для США.

Иммунитет государства в практике международных отношений[править | править код]

  • В 1948 г. по иску неких граждан в Нью-Йорке был наложен арест на пароход «Россия», принадлежащий Советскому Союзу. Правительство СССР заявило протест, и по решению федеральных судов Нью-Йорка арест был снят.[14]
  • В 1991 г. правительство РСФСР заключило договор о займе средств на закупку продовольствия и сельхозудобрений со швейцарской фирмой Noga. В дальнейшем российская сторона расторгла этот невыгодный контракт. Однако западные суды встали на сторону Noga, в результате чего последовала серия арестов счетов Центробанка России и дипломатических миссий, а также парусника «Седов» (в дальнейшем эти аресты были сняты). Такая ситуация стала возможной благодаря тому, что в контракте с Noga Россия добровольно отказалась от иммунитета.[15]

Примечания[править | править код]

  1. ↑ [1] Устав ООН.
  2. ↑ [2] Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, утверждённая резолюцией 2625 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 24 октября 1970 года.
  3. ↑ [3] Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.
  4. ↑ [4] Центр новостей ООН. Россия подписала Конвенцию ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.
  5. ↑ Международное частное право. Учебник/Под ред. Г. К. Дмитриевой. — ПБОЮЛ Гриженко Е. М., 2002. — 656 с.
  6. ↑ [5] Вопросы кодификации норм международного гражданского процесса в России (Н. И. Марышева, «Журнал российского права», N 6, июнь 2004 г.)
  7. ↑ Н. А. Ушаков. Государство в системе международно-правового регулирования. Учебное пособие. Москва, 1997 г.
  8. ↑ [6] Европейская конвенция об иммунитете государств. Базель, 16 мая 1972 года.
  9. ↑ [7] Гражданский процессуальный кодекс РФ, глава 43, статья 401.
  10. ↑ [8] Арбитражный процессуальный кодекс РФ, глава 32, статья 251.
  11. ↑ Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 29 апреля 2007. Архивировано 27 сентября 2007 года. Агентство Бизнес Новостей. Госдума РФ устанавливает режим юрисдикционного иммунитета иностранного государства.
  12. ↑ Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности
  13. ↑ М. М. Богуславский. Международное частное право. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Международные отношения, 1994, стр. 156.
  14. ↑ М. М. Богуславский. Международное частное право. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Международные отношения, 1994, стр. 152.
  15. ↑ [9] Би-би-си. Фирма Noga против России.

Источник