Иммунитет специальных миссий это
Ñïåöèàëüíûå ìèññèè
Ñïåöèàëüíàÿ ìèññèÿ ýòî âðåìåííàÿ ìèññèÿ, ïî ñâîåìó õàðàêòåðó ïðåäñòàâëÿþùàÿ ãîñóäàðñòâî, íàïðàâëÿåìàÿ îäíèì ãîñóäàðñòâîì â äðóãîå ñ ñîãëàñèÿ ïîñëåäíåãî äëÿ ñîâìåñòíîãî ðàññìîòðåíèÿ îïðåäåëåííûõ âîïðîñîâ èëè äëÿ âûïîëíåíèÿ â îòíîøåíèè åãî îïðåäåëåííîé çàäà÷è. Ïðàâîâîé îñíîâîé äåÿòåëüíîñòè ñïåöèàëüíûõ ìèññèé ÿâëÿåòñÿ Êîíâåíöèÿ î ñïåöèàëüíûõ ìèññèÿõ (Íüþ-Éîðê, 16 äåêàáðÿ 1969 ã.).
Ãîñóäàðñòâî ìîæåò íàïðàâèòü ñïåöèàëüíóþ ìèññèþ â äðóãîå ãîñóäàðñòâî ñ ñîãëàñèÿ ïîñëåäíåãî, ïðåäâàðèòåëüíî ïîëó÷åííîãî ÷åðåç äèïëîìàòè÷åñêèå èëè äðóãèå ñîãëàñîâàííûå èëè âçàèìîïðèåìëåìûå êàíàëû. Ôóíêöèè ñïåöèàëüíîé ìèññèè îïðåäåëÿþòñÿ ïî âçàèìíîìó ñîãëàñèþ ìåæäó ïîñûëàþùèì ãîñóäàðñòâîì è ïðèíèìàþùèì ãîñóäàðñòâîì.
Ñïåöèàëüíàÿ ìèññèÿ ñîñòîèò èç îäíîãî èëè íåñêîëüêèõ ïðåäñòàâèòåëåé ïîñûëàþùåãî ãîñóäàðñòâà, èç ÷èñëà êîòîðûõ ýòî ãîñóäàðñòâî ìîæåò íàçíà÷èòü ãëàâó ìèññèè.  ñïåöèàëüíóþ ìèññèþ ìîæåò òàêæå âõîäèòü äèïëîìàòè÷åñêèé, àäìèíèñòðàòèâíî-òåõíè÷åñêèé è îáñëóæèâàþùèé ïåðñîíàë.
Ìèíèñòåðñòâî èíîñòðàííûõ äåë èëè äðóãîé îðãàí ïðèíèìàþùåãî ãîñóäàðñòâà, â îòíîøåíèè êîòîðîãî èìååòñÿ äîãîâîðåííîñòü, óâåäîìëÿåòñÿ:
- î ñîñòàâå ñïåöèàëüíîé ìèññèè è î ëþáûõ ïîñëåäóþùèõ åãî èçìåíåíèÿõ;
- î ïðèáûòèè è îêîí÷àòåëüíîì îòáûòèè ÷ëåíîâ ìèññèè è î ïðåêðàùåíèè èõ ôóíêöèé â ìèññèè;
- ïðèáûòèè è îêîí÷àòåëüíîì îòáûòèè ëþáîãî ëèöà, ñîïðîâîæäàþùåãî ÷ëåíà ìèññèè;
- î íàéìå è óâîëüíåíèè ëèö, ïðîæèâàþùèõ â ïðèíèìàþùåì ãîñóäàðñòâå â êà÷åñòâå ÷ëåíîâ ìèññèè èëè â êà÷åñòâå ÷àñòíîãî îáñëóæèâàþùåãî ïåðñîíàëà;
- î íàçíà÷åíèè ãëàâû ñïåöèàëüíîé ìèññèè èëè, åñëè òàêîâîé íå íàçíà÷åí, ïðåäñòàâèòåëÿ è èõ çàìåñòèòåëåé;
- î ìåñòîíàõîæäåíèè ïîìåùåíèé, çàíèìàåìûõ ñïåöèàëüíîé ìèññèåé, è ëè÷íûõ ïîìåùåíèé, ïîëüçóþùèõñÿ íåïðèêîñíîâåííîñòüþ, à òàêæå î âñåõ äàííûõ, íåîáõîäèìûõ äëÿ èäåíòèôèêàöèè òàêèõ ïîìåùåíèé.
Ôóíêöèè ñïåöèàëüíîé ìèññèè íà÷èíàþòñÿ ñ ìîìåíòà óñòàíîâëåíèÿ ìèññèåé îôèöèàëüíîãî êîíòàêòà ñ ìèíèñòåðñòâîì èíîñòðàííûõ äåë èëè ñ äðóãèì îðãàíîì ïðèíèìàþùåãî ãîñóäàðñòâà, â îòíîøåíèè êîòîðîãî èìååòñÿ äîãîâîðåííîñòü. Âñå îôèöèàëüíûå äåëà ñ ïðèíèìàþùèì ãîñóäàðñòâîì, ïîðó÷åííûå ñïåöèàëüíîé ìèññèè ïîñûëàþùèì ãîñóäàðñòâîì, âåäóòñÿ ñ ìèíèñòåðñòâîì èíîñòðàííûõ äåë èëè ÷åðåç ýòî ìèíèñòåðñòâî ëèáî ñ äðóãèì îðãàíîì ïðèíèìàþùåãî ïðàâèòåëüñòâà, â îòíîøåíèè êîòîðîãî èìååòñÿ äîãîâîðåííîñòü.
Ïðåäñòàâèòåëè ïîñûëàþùåãî ãîñóäàðñòâà â ñïåöèàëüíîé ìèññèè è ÷ëåíû åå äèïëîìàòè÷åñêîãî ïåðñîíàëà ïîëüçóþòñÿ èììóíèòåòîì îò óãîëîâíîé þðèñäèêöèè ïðèíèìàþùåãî ãîñóäàðñòâà.  ñîîòâåòñòâèè ñ Êîíâåíöèåé ïðåäñòàâèòåëè ïîñûëàþùåãî ãîñóäàðñòâà â ñïåöèàëüíîé ìèññèè è ÷ëåíû åå äèïëîìàòè÷åñêîãî ïåðñîíàëà ïîëüçóþòñÿ òàêæå ïðåèìóùåñòâàìè è ïðèâèëåãèÿìè.
Ãëàâà ïîñûëàþùåãî ãîñóäàðñòâà, âîçãëàâëÿþùèé ñïåöèàëüíóþ ìèññèþ, ïîëüçóåòñÿ â ïðèíèìàþùåì ãîñóäàðñòâå èëè â òðåòüåì ãîñóäàðñòâå ïðåèìóùåñòâàìè, ïðèâèëåãèÿìè è èììóíèòåòàìè, êîòîðûå ïðèçíàþòñÿ ìåæäóíàðîäíûì ïðàâîì çà ãëàâàìè ãîñóäàðñòâ, ïîñåùàþùèìè äðóãîå ãîñóäàðñòâî ñ îôèöèàëüíûì âèçèòîì.
Ôóíêöèè ñïåöèàëüíîé ìèññèè ïðåêðàùàþòñÿ, â ÷àñòíîñòè:
- ïî ñîãëàøåíèþ çàèíòåðåñîâàííûõ ãîñóäàðñòâ;
- ïî âûïîëíåíèè çàäà÷è ñïåöèàëüíîé ìèññèè;
- ïî èñòå÷åíèè ñðîêà, óñòàíîâëåííîãî äëÿ ñïåöèàëüíîé ìèññèè, åñëè îí ñïåöèàëüíî íå ïðîäëåí;
- ïî óâåäîìëåíèè ïîñûëàþùèì ãîñóäàðñòâîì î òîì, ÷òî îíî ïðåêðàùàåò èëè îòçûâàåò ñïåöèàëüíóþ ìèññèþ;
- ïî óâåäîìëåíèè ïðèíèìàþùåãî ãîñóäàðñòâà î òîì, ÷òî îíî ñ÷èòàåò äåÿòåëüíîñòü ñïåöèàëüíîé ìèññèè ïðåêðàùåííîé.
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРИВИЛЕГИИ И ИММУНИТЕТЫ — совокупность прав и преимуществ, предоставляемых иностранным государством дипломатическому корпусу.
Этот институт один из самых древних в международных отношениях. Власти страны пребывания обязаны обеспечить нормальные условия для деятельности представительства (в том числе принять надлежащие меры для предоставления помещений дипломатическому представительству, обеспечить их защиту). Основным актом, кодифицировавшим нормы о дипломатич. привилегиях, является Венская конвенция о дипломатич. сношениях (1961).
Неприкосновенность распространяется не только на помещение представительства, но также и на его транспортные средства — автомобили, корабли, самолёты; архивы и документы, независимо от их места нахождения (это правило действует даже в случае разрыва дипломатических отношений) и другого. Представительство освобождается от таможенных пошлин на предметы для официального пользования (таможенный иммунитет), от всех налогов (фискальный иммунитет), но не освобождается от эксплуатационных расходов (плата за электроэнергию, водоснабжение и другое); ему принадлежит право пользования своими государственным флагом и эмблемой. Оно свободно в своих сношениях в официальных целях, включая внеочередную телеграфную и телефонную связь, а также пользование шифром (смотреть Дипломатическая почта).
Предоставление иммунитета персоналу представительства зависит от того, к какой категории сотрудников данное лицо относится. Круг лиц, в отношении которых возникает вопрос о признании дипломатических привилегий и иммунитетов, включает три категории: дипломатический персонал (советники, первые и вторые секретари, атташе), канцелярия (переводчики, машинистки и прочие) и обслуживающий персонал.
Полным иммунитетом пользуется дипломатический персонал, обладающий дипломатическим рангом. Лица, его составляющие, не могут быть подвергнуты аресту и задержанию. Страна пребывания обеспечивает их безопасность. Неприкосновенностью пользуются жилые помещения дипломата. Дипломат пользуется иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции. Вместе с тем он обязан соблюдать законы страны пребывания. Дипломат не обязан давать свидетельские показания в судах страны, но это не исключает его согласия дать такие показания по просьбе властей страны пребывания. Дипломат пользуется фискальным иммунитетом — освобождается от прямых налогов; он не может заниматься коммерческой деятельностью в стране пребывания в целях личной выгоды. Иммунитетом пользуются и члены семьи дипломата, совместно с ним проживающие, если они не являются гражданами страны пребывания. В состав дипломатического представительства могут включаться не только профессиональные дипломаты, но и представители иных ведомств. При наличии дипломатич. паспорта они пользуются соответствующими привилегиями. Если дипломат проезжает через территорию третьего государства, то это государство предоставляет ему неприкосновенность. В случае вооружённого конфликта страна пребывания обязана оказать необходимое содействие для скорого выезда дипломата и его семьи. Аналогичное положение действует и в случае прекращения дипломатич. отношений.
Ко второй категории лиц иммунитет применяется не во всех странах и иногда не в полном объёме.
На третью категорию иммунитет, как правило, не распространяется, а если распространяется (например, в Великобритании, США), то ограничен сроком службы (по окончании которого эти лица могут быть привлечены к ответственности за действия, совершённые во время службы).
Во многих государствах приняты специальные законы об обеспечении безопасности иностранных дипломатов (в РФ нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой, влечёт уголовную ответственность по статье 360 УК РФ).
Дипломатическими привилегиями и иммунитетами пользуются также члены специальных миссий (то есть временных миссий, представляющих государство в другом государстве для решения определённых вопросов), а также представители государств при международных организациях.
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
Постоянные представительства государств при международных организациях – этот институт международного права появился после Второй мировой войны. Функции постоянных представительств: обеспечение представительства направляющего государства при организации; участие в деятельности организации; проведение переговоров с организацией; защита в организации интересов направляющего государства; выяснение деятельности организации и сообщение о ней своему правительству.
Привилегии и иммунитеты представительств государств при ООН в принципе аналогичны дипломатическим привилегиям и иммунитетам, поскольку представительства являются органами внешних сношений направляющего государства не в меньшей степени, чем дипломатические учреждения.
Привилегии и иммунитеты сотрудников представительств государств при ООН: при выполнении своих служебных обязанностей пользуются иммунитетом от личного ареста и задержания, судебным иммунитетом в отношении официальных действий, неприкосновенностью бумаг и документов, правом пользоваться курьерами и шифрами, налоговым иммунитетом и таможенными привилегиями. Члены персонала постоянного представительства пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции, в некоторых случаях – от административной и гражданской юрисдикции. Они не обязаны давать показания в качестве свидетелей в судах (Соглашение между ООН и Правительством США – представители государств при ООН в ранге послов и посланников пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами в полном объеме).
Привилегии и иммунитеты представительств государств при специализированных учреждениях ООН – неприкосновенность помещений (обычно предусматривается на основании внутреннего права государства пребывания), переписки, архивов, документов, право пользования шифром и курьерами, налоговый иммунитет.
Привилегии и иммунитеты сотрудников представительств государств при специализированных учреждениях ООН – постоянные представители, их заместители, советники, секретари пользуются иммунитетом от личного ареста при исполнении служебных обязанностей, иммунитетом от юрисдикции в отношении служебных действий, неприкосновенностью бумаг и документов, правом пользования шифром и курьерами, налоговым иммунитетом. Главы постоянных представительств (за исключением ИКАО) на основании специальных соглашений с государствами пребывания пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.
Основной универсальный международный правовой акт, регулирующий статус постоянных представительств государств при международных организациях, – Венская конвенция о представительствах государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. Особенности Конвенции – идет значительно дальше существующей практики в отношении предоставления привилегий и иммунитетов представительствам государств. Постоянным представительствам государств и их сотрудникам предоставлен единый международно-правовой статус, аналогичный статусу дипломатических представительств и их персонала. Венская конвенция 1975 г. распространяет привилегии и иммунитеты постоянных представительств на постоянные миссии наблюдателей при международных организациях.
Специальные миссии – это временные зарубежные органы внешних сношений, которые направляются в другие государства с их согласия для ведения переговоров, участия в церемониальных мероприятиях, решения каких-либо конкретных задач. Это делегации государств, выполняющие определенные функции в двусторонних отношениях. Правовое положение специальных миссий регулируется нормами международных обычаев и Конвенцией о специальных миссиях 1969 г. Иммунитеты и привилегии специальных миссий (в особенности, когда они возглавляются главой государства, главой правительства, министром иностранных дел, другими должностными лицами высокого ранга) аналогичны дипломатическим привилегиям и иммунитетам.
Правовой статус делегаций государств на международных конференциях – это временные зарубежные органы внешних сношений. Как официальные представительные органы государства пользуются дипломатическими иммунитетами и привилегиями (на основе международного обычного права).
Каждое государство обязано принимать все необходимые меры для предотвращения нарушений дипломатических привилегий и иммунитетов. Конвенция ООН 1973 г. о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, направлена на регулирование сотрудничества государств по борьбе с подобными преступлениями. К сожалению, Конвенция 1973 г. является мало эффективной, поскольку большинство государств не участвуют в ней и не связаны ее положениями.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 октября 2014;
проверки требуют 7 правок.
Иммунитет государства (суверенный иммунитет) — в международном праве принцип, в соответствии с которым суверенное государство не подчиняется органам власти других государств.
Принцип иммунитета государства основан на понятии о суверенном равенстве, закреплённом в Уставе ООН (1945) [1] и раскрытом в Декларации о принципах международного права (1970).[2] При этом само понятие суверенного равенства возникло гораздо раньше.
Данный принцип распространяется как на законодательную и исполнительную, так и на судебную юрисдикции иностранного государства.
В настоящее время не существует единой общемировой практики урегулирования вопросов, связанных с применением концепции иммунитета государства. Отчасти это бремя ложится на национальные законодательства.
В 2004 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.[3]Россия подписала её в 2006 году.[4] Однако эта конвенция вступит в силу только после того, как её ратифицируют 30 государств.
Элементы иммунитетов государства[править | править код]
Иммунитет государства от юрисдикции иностранного государства состоит из нескольких элементов:[5]
- Судебный иммунитет — неподсудность государства суду иностранного государства.
- Иммунитет от предварительного обеспечения иска.
- Иммунитет от принудительного исполнения иностранного судебного решения.
- Иммунитет собственности государства — правовой режим неприкосновенности государственной собственности, находящейся на территории иностранного государства.
- Иммунитет от применения иностранного права по отношению к сделкам с участием государства.
Эти иммунитеты действуют независимо. Например, если государство дает согласие на рассмотрение своего дела в суде (то есть отказывается от судебного иммунитета), иммунитеты от предварительного обеспечения и принудительного исполнения продолжают действовать.
Иммунитет государства и гражданско-правовые отношения[править | править код]
Концепция иммунитета относится к действиям государства как субъекта международно-правовых отношений. В современном мире государство часто ведет себя как юридическое лицо (субъект гражданского права). Существуют различные точки зрения на то, распространяется ли иммунитет государства на такие отношения.
Теория абсолютного иммунитета[править | править код]
Эта теория получила развитие в XIX в. и в первой половине XX в. В соответствии с ней иммунитет государства распространяется и на коммерческие сделки. Советский Союз и КНР придерживались теории абсолютного иммунитета.
Указанная концепция оставляет за государством суверенное право отказаться от иммунитета (в том числе, заявить об отказе от использования иммунитета в договоре).
Теория функционального (ограниченного) иммунитета[править | править код]
Теория функционального иммунитета принята в США и большинстве европейских стран во второй половине XX в. Россия в последнее время также начинает отказываться от концепции абсолютного иммунитета в пользу этой позиции.[6]
При этом считается, что государство не может пользоваться иммунитетом для защиты от исков, обусловленных невыполнением государством своих обязательств по коммерческим контрактам.[7] Таким образом, необходимы формальные критерии разграничения случаев, когда государство действует «как носитель публичной власти» (лат. jure imperii) и случаев, когда государство ведет себя «как частное лицо» (лат. jure gestionis).
Такие критерии являются предметом регулирования национального законодательства об иммунитете иностранных государств. Существуют также и международные договоры, затрагивающие эти вопросы. Например, Европейская конвенция об иммунитете государств [8], принятая в 1972 г. (Россия не является её участником), оговаривает случаи, в которых государство не может ссылаться на иммунитет.
Однако, такое регулирование отчасти ущемляет суверенитет иностранных государств, возлагая на национальные органы власти решение о применимости иммунитета в конкретном случае.
Уже упоминавшаяся Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (пока не вступившая в силу) содержит статью, запрещающую применение иммунитета государства в коммерческих сделках с иностранным физическим или юридическим лицом. Исключением являются случаи, когда стороны явным образом договорились об ином. Также эта статья не распространяется на сделки между государствами.
Иммунитет государства в национальном законодательстве[править | править код]
В России[править | править код]
Иммунитет иностранных государств в России регулируется ст. 401 гражданского процессуального кодекса (ГПК)[9] и ст. 251 Арбитражного процессуального кодекса (АПК)[10].
Ст. 401 ГПК утверждает иммунитет иностранного государства от исков в судах Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом (пока такого закона нет) или международным договором РФ. В то же время, ст. 251 АПК гарантирует иммунитет только в тех случаях, когда иностранное государство выступает «в качестве носителя власти». Отсюда следует, что на случаи, когда оно выступает в другом качестве, иммунитет не распространяется.
11 марта 2005 г. Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект «О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его собственности».[11] Однако дальнейших действий по принятию данного законопроекта пока не производилось.
8 апреля 2011 г. Государственная Дума РФ приняла постановление отклонить законопроект и снять с дальнейшего рассмотрения.
[12]
Подготовлен законопроект об отказе от абсолютного юрисдикционного иммунитета иностранных государств в России.
Законопроект, внесенный Правительством РФ, направлен на защиту российских интересов путём отказа от концепции абсолютного юрисдикционного иммунитета иностранных государств в России, что позволит принять ответные меры при обращении взысканий на российскую собственность за её территорией. В законопроекте определяются основные понятия, в том числе «иностранное государство», «имущество иностранного государства», «юрисдикционный иммунитет иностранного государства», «судебный иммунитет», «иммунитет в отношении исполнения судебного решения». Также определяются привилегии и иммунитеты, не затрагиваемые законопроектом.
Устанавливается принцип взаимности в вопросах применения юрисдикционного иммунитета (суд РФ на основе принципа взаимности вправе исходить из того же объема юрисдикционного иммунитета, каким Российская Федерация пользуется в соответствующем иностранном государстве). Предусматриваются случаи неприменения судебного иммунитета, в том числе по спорам:
- связанным с участием иностранного государства в гражданско-правовых сделках, по спорам, связанным с предпринимательской деятельностью, по трудовым спорам;
- касающимся прав на имущество;
- о возмещении вреда;
- касающимся интеллектуальной собственности;
- связанным с эксплуатацией судна.
Вступление федерального закона в силу запланировано на 1 января 2016 года.[обновить данные]
В США[править | править код]
В законе США 1976 г. указано, что государство не имеет права пользоваться иммунитетом от судебных исков в следующих случаях:[13]
- если основанием для иска служит коммерческая деятельность, которую иностранное государство осуществляет в США,
- если основанием для иска служит коммерческая деятельность, осуществляемая за пределами США, но порождающая «прямые последствия» для США.
Иммунитет государства в практике международных отношений[править | править код]
- В 1948 г. по иску неких граждан в Нью-Йорке был наложен арест на пароход «Россия», принадлежащий Советскому Союзу. Правительство СССР заявило протест, и по решению федеральных судов Нью-Йорка арест был снят.[14]
- В 1991 г. правительство РСФСР заключило договор о займе средств на закупку продовольствия и сельхозудобрений со швейцарской фирмой Noga. В дальнейшем российская сторона расторгла этот невыгодный контракт. Однако западные суды встали на сторону Noga, в результате чего последовала серия арестов счетов Центробанка России и дипломатических миссий, а также парусника «Седов» (в дальнейшем эти аресты были сняты). Такая ситуация стала возможной благодаря тому, что в контракте с Noga Россия добровольно отказалась от иммунитета.[15]
Примечания[править | править код]
- ↑ [1] Устав ООН.
- ↑ [2] Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, утверждённая резолюцией 2625 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 24 октября 1970 года.
- ↑ [3] Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.
- ↑ [4] Центр новостей ООН. Россия подписала Конвенцию ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.
- ↑ Международное частное право. Учебник/Под ред. Г. К. Дмитриевой. — ПБОЮЛ Гриженко Е. М., 2002. — 656 с.
- ↑ [5] Вопросы кодификации норм международного гражданского процесса в России (Н. И. Марышева, «Журнал российского права», N 6, июнь 2004 г.)
- ↑ Н. А. Ушаков. Государство в системе международно-правового регулирования. Учебное пособие. Москва, 1997 г.
- ↑ [6] Европейская конвенция об иммунитете государств. Базель, 16 мая 1972 года.
- ↑ [7] Гражданский процессуальный кодекс РФ, глава 43, статья 401.
- ↑ [8] Арбитражный процессуальный кодекс РФ, глава 32, статья 251.
- ↑ Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 29 апреля 2007. Архивировано 27 сентября 2007 года. Агентство Бизнес Новостей. Госдума РФ устанавливает режим юрисдикционного иммунитета иностранного государства.
- ↑ Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности
- ↑ М. М. Богуславский. Международное частное право. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Международные отношения, 1994, стр. 156.
- ↑ М. М. Богуславский. Международное частное право. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Международные отношения, 1994, стр. 152.
- ↑ [9] Би-би-си. Фирма Noga против России.