Иммунитет справился без антибиотиков

Иммунитет справился без антибиотиков thumbnail

В феврале мы попросили читателей задать нам вопросы об антибиотиках и всем, что с ними связано. Медицинский редактор Дарья Саркисян прочитала все три тысячи вопросов, выбрала самые популярные и интересные и ответила на них.

Антибиотики и противовирусные препараты — это разные вещи?

Коротко. Да.

Антибиотики — это препараты, которые борются с бактериями, то есть микроорганизмами, иногда вызывающими различные инфекции, например стрептококковую ангину, цистит, сифилис и многие другие. Антибиотики никак не могут повлиять на вирусы — инфекционные агенты, про которые до сих пор нет единого мнения, можно ли их назвать живыми. Вирусы становятся причиной острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ), ВИЧ-инфекции, кори и прочих. Для борьбы с некоторыми вирусами есть противовирусные препараты. Тех, что доказали свою эффективность, очень немного. Это, например, средства для борьбы с гепатитом C, вирусом простого герпеса и ВИЧ.

Однако может быть так, что на фоне вирусной инфекции развивается . Тогда действительно могут понадобиться антибиотики, но в качестве профилактики их назначают редко. Например, при ОРВИ такой подход не доказал свою эффективность. Однако врачи продолжают назначать антибиотики без показаний, даже при вирусных инфекциях, и на это есть несколько причин. Одна из главных — пациенты или их родственники ждут, что будет назначено какое-то лечение, хотя в действительности может не требоваться никаких препаратов. Так делают не только в России, но и в других странах. Например, в США и Великобритании.

От антибиотиков портится иммунитет?

Коротко. От обычных — нет.

Но бывают специальные препараты, которые подавляют развитие клеток. «Есть антибиотики, которые даже сначала , а уже потом так называемые , — пишет в ответ на вопрос „Медузы“ аллерголог-иммунолог клиники „Рассвет“ (Москва) и основатель Центра доказательной медицины „Умка+“ (Ростов-на-Дону) Умар Хасанов. — Один из наиболее известных — это дактиномицин. <…> По поводу иммуносупрессивного эффекта „стандартных“ антибиотиков нет данных, и это не более чем миф. Более того, есть ряд , которые требуют ежедневного приема антибактериальных препаратов в течение многих лет».

Что будет если не закончить курс?

Коротко. Неизвестно.

Это сложный вопрос. До недавнего времени основные медицинские организации единодушно высказывались за то, что незаконченный курс антибиотиков ведет к появлению и распространению устойчивых к лекарствам бактерий. Потому что, если курс прервать раньше времени, только самые стойкие бактерии останутся в организме. Но в последние годы активно стали обсуждать, что, возможно, назначаемые курсы слишком длительные. С появлением новых данных рекомендации меняются, но вопрос «Можно ли не заканчивать курс антибиотиков?» все еще дискуссионный. Пока единого мнения нет, лучше следовать назначению грамотного врача.

Но проблема с нарастающей устойчивостью бактерий к антибиотикам остается. Уже есть такие микроорганизмы, которые устойчивы ко всем лекарствам. И это связывают с избыточным использованием антибиотиков и у людей, и в сельском хозяйстве. Один из способов предотвратить применение этих препаратов — вакцинация.

Какие антибиотики эффективнее — в таблетках или уколах?

Коротко. Без разницы.

Если человек может глотать и у него нет рвоты, то лучше обойтись без внутривенного или внутримышечного введения. Это справедливо и для многих других препаратов — не только антибиотиков. Дело в том, что зачастую эффект от лекарства одинаковый, а прием через рот не связан с различными неприятными последствиями вроде абсцессов, гематом и повреждения нервов. Не говоря уже о том, что внутримышечные инъекции и капельницы — это обычно больно.

Антибиотики «сажают» печень?

Коротко. Иногда.

Некоторые антибиотики действительно могут привести к повреждению печени — острому или хроническому. По разным оценкам, лекарства (все вместе, не только антибиотики) приводят к такому результату в 10–15 случаях на 10–100 тысяч человек, принимающих рецептурные препараты. Но обычно все в таких случаях заканчивается хорошо, особенно если вовремя обратить внимание на симптомы, которые могут быть неспецифичными (тошнота, сыпь, головная боль) или более характерными (темная моча, желтуха). Впрочем, их часто не бывает, поэтому врач может назначать некоторые анализы с определенной периодичностью, чтобы вовремя выявить изменения. Чаще остальных антибиотиков к такому эффекту приводит сочетание амоксициллина и клавулановой кислоты, которое используется, в частности, при среднем отите, пневмонии и риносинусите.

Нужно ли принимать пробиотики или есть йогурт, чтобы не было диареи от антибиотиков?

Коротко. Их эффективность не доказана.

Антибиотики убивают не только бактерии, вызвавшие инфекцию, но и те, что живут в организме и помогают ему функционировать. Это может привести к достаточно неприятным и даже опасным последствиям. Бывает, что все заканчивается несколькими случаями диареи во время курса антибиотиков. Но иногда у человека развивается инфекция, вызванная бактерией Clostridioides difficile, что в крайних случаях рекомендуют лечить даже трансплантацией кала от здорового донора. Существуют и отдаленные последствия приема антибиотиков (в частности, повышается риск развития заболеваний иммунной системы). Поэтому желание врачей и пациентов как-то восстановить нормальную микрофлору понятно. Но надежных способов для этого нет.

Главный кандидат — пробиотики, то есть микроорганизмы, которые, как предполагается, могут принести пользу здоровью. Они могут продаваться как БАДы или же в составе некоторых продуктов (например, йогуртов). Пока недостаточно данных для того, чтобы врачи могли рекомендовать их в качестве профилактики одного из самых серьезных последствий приема антибиотиков — инфекции, вызванной бактерией Clostridioides difficile. Хотя есть некоторые данные, что такой подход может сработать у определенных групп пациентов. Но результаты исследований, которые есть для одних штаммов, нельзя применять к другим. Кроме того, тяжелобольным людям пробиотики могут навредить. Эффективность пробиотиков против диареи, вызванной антибиотиками, не доказана.

Бактериофаги могут заменить антибиотики?

Коротко. Пока неизвестно.

Бактериофаги — это вирусы, которые борются с бактериями. Их активно использовали в Советском Союзе; в Европе и Америке они стали популярны относительно недавно, но преимущественно среди основателей стартапов. Врачи используют бактериофаги в крайнем случае, когда бактерии устойчивы к известным антибиотикам. И результат не всегда успешный, даже несмотря на то, что бактериофаги подбираются для каждого пациента отдельно. Часть предварительных исследований с переменным успехом показывает эффективность бактериофагов, однако в рекомендации врачебных организаций их пока нет. На Западе эта терапия считается экспериментальной.

Почему нельзя самому подобрать антибиотик?

Коротко. Нужно учесть очень много факторов.

Подбор антибиотика зависит не только от диагноза (который еще нужно правильно поставить) — влияет и то, чем человек лечился раньше, есть ли у него противопоказания, и, , каковы лабораторные результаты чувствительности бактерий к антибиотикам. Иногда даже при подтвержденной бактериальной инфекции врач может : от наблюдения будет потенциально больше пользы, чем от лекарственных средств с возможными нежелательными реакциями. Такие моменты прописаны в руководствах национальных и международных врачебных сообществ. Из-за всех этих факторов антибиотики иногда рекомендуют принимать не так, как указано в инструкции в упаковке (хотя такое решение достаточно спорно с юридической точки зрения).

Кроме того, в России в продаже есть антибиотики, которые не продемонстрировали свою эффективность и безопасность в соответсвии со стандартами доказательной медицины как минимум в той области, в которой по инструкции рекомендуются к применению. Например, грамицидин С (входит в состав «Граммидина» и «Софрадекса»). Также до 2016 года можно было купить «Биопарокс» (фузафунгин), затем его продажу запретили из-за нежелательных реакций. Некоторые антибиотики рекомендуется использовать в виде спреев при насморке, хотя в современных руководствах по лечению этого состояния ничего подобного нет.

Читайте также:  Чем повышать иммунитет при золотистом стафилококке

Как правильно утилизировать просроченные антибиотики?

Коротко. Их нельзя просто выбрасывать.

В России для пациентов нет способа правильно избавиться от лекарств, не навредив окружающей среде. Например, в США их централизованно принимают в специальных пунктах. В издании Recycle считают, что «на данный момент единственный способ правильно утилизировать лекарственные средства из домашней аптечки — это „пристроить“ их знакомым из частной клиники, которые могут оформить вашу просрочку вместе со своими отходами». В остальных случаях нужно просто сделать так, чтобы лекарства случайно не оказались доступны животным или детям. Для этого таблетки или капсулы нужно вынуть из блистера, смешать с чем-нибудь, что никого не заинтересует (например, с землей), и закрыть в пакете или банке. И уже после этого выбросить в мусорный бак.

Дарья Саркисян

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала Тэю Розину, гепатолога Клиники нефрологии, внутренних и профессиональных болезней им. Е. М. Тареева и клиники «Рассвет».

Источник

Àëåêñàíäð Ñîêîëîâ: À ñåé÷àñ ìû ïåðåéä¸ì ê èíêâèçèöèè ñîâðåìåííîé. ß ïðèãëàøàþ íà ñöåíó íàøåãî, ìîæåò áûòü, ñàìîãî ïîñòîÿííîãî äîêëàä÷èêà. Çäðàâñòâóé, Àëåêñåé.

Àëåêñåé Âîäîâîçîâ: Ïðèâåòñòâóþ.

Àëåêñàíäð Ñîêîëîâ: Çíàåøü, ÿ òåáå äîëæåí ïðèçíàòüñÿ, ÷òî ÿ îäíàæäû áûë íà ïðè¸ìå ó îñòåîïàòà.

Àëåêñåé Âîäîâîçîâ: Êàê òû ìîã?!

Àëåêñàíäð Ñîêîëîâ: Îí ñêàçàë, ÷òî ó ìåíÿ ñìåù¸í òàç.

Àëåêñåé Âîäîâîçîâ: Òàê, íè ñëîâà áîëüøå, ñòîé íà ìåñòå.

Àëåêñàíäð Ñîêîëîâ: Ìîæåò, ÿ ê òåáå ïîäîéäó?

Àëåêñåé Âîäîâîçîâ: Íó, äàâàé.

Àëåêñàíäð Ñîêîëîâ: Ýòî íå áîëüíî âåäü?

Àëåêñåé Âîäîâîçîâ: Ñåé÷àñ, ñåé÷àñ.

Àëåêñàíäð Ñîêîëîâ: ß ïîñëóøàë ïðî èíêâèçèöèþ…

Àëåêñåé Âîäîâîçîâ: Òàê, ïîäîæäè, ïîäîæäè, ïîäîæäè. Ó êàæäîãî ñâîè ìåòîäû, òû æå ïîíèìàåøü. [Âîäèò ðóêàìè â âîçäóõå âäîëü òåëà Àëåêñàíäðà Ñîêîëîâà îò ãîëîâû âíèç, îñòàíàâëèâàåòñÿ â îáëàñòè òàçà. Äåëàåò åù¸ íåñêîëüêî äâèæåíèé ðóêàìè â âîçäóõå â ýòîé îáëàñòè ïîä àïëîäèñìåíòû çàëà.] Íó äà, çäåñü åñòü íåìíîæêî. ×óòü-÷óòü ïîãíóòû ÷àêðû. Îí íåìíîæå÷êî îøèáñÿ: âñ¸-òàêè íå òàç, à èñêëþ÷èòåëüíî ÷àêðû. Ñåé÷àñ, ìèíóòî÷êó. [Äåëàåò ïàññû ðóêàìè, íàïðàâëåííûå íà Àëåêñàíäðà Ñîêîëîâà.] Gaudeamus igitur, Juvenes dum sumus! [«Äàâàéòå âåñåëèòüñÿ, ïîêà ìû ìîëîäû!» (íà÷àëî ñòàðèííîãî ñòóäåí÷åñêîãî ãèìíà) — ïðèì. ðåä.] Âñòàíü è èäè! [Àëåêñàíäð Ñîêîëîâ óõîäèò ñî ñöåíû ïîä àïëîäèñìåíòû çàëà.] Õîðîøî ïîø¸ë!

Âïðàâëÿåì æåëóäîê, âîññòàíàâëèâàåì çðåíèå è ìèêðîïîäâèæíîñòü ãîëîâíîãî ìîçãà: ÷åì æå íàóêå íå óãîäèëà îñòåîïàòèÿ? ×àñòü 1 Àíòðîïîãåíåç ðó, Ó÷åíûå ïðîòèâ ìèôîâ, Íàóêà, Íàó÷ïîï, Îñòåîïàòèÿ, Ìåäèöèíà, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Äåéñòâèòåëüíî î÷åíü èíòåðåñíîå íàïðàâëåíèå. È íà÷íó ÿ ñ î÷åíü èíòåðåñíîãî îïðîñà, êîòîðûé, ïî èäåå, äîëæåí áûë çà ìåíÿ îçâó÷èòü Ñàøà [Ñîêîëîâ]. Ñàøà, ìû áóäåì îçâó÷èâàòü îïðîñ?

Âïðàâëÿåì æåëóäîê, âîññòàíàâëèâàåì çðåíèå è ìèêðîïîäâèæíîñòü ãîëîâíîãî ìîçãà: ÷åì æå íàóêå íå óãîäèëà îñòåîïàòèÿ? ×àñòü 1 Àíòðîïîãåíåç ðó, Ó÷åíûå ïðîòèâ ìèôîâ, Íàóêà, Íàó÷ïîï, Îñòåîïàòèÿ, Ìåäèöèíà, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Àëåêñàíäð Ñîêîëîâ: Äà, òî÷íî. Òû òàê ìåíÿ çàçîìáèðîâàë, ÷òî ÿ çàáûë ïðî îïðîñ. Êîëëåãè, ïîäíèìèòå, ïîæàëóéñòà, ðóêè, êòî ïîñåùàë îñòåîïàòà íåîäíîêðàòíî. [Íåñêîëüêî ïîäíÿòûõ ðóê.] ×òî-òî ìàëî êàê-òî. Íå ñòåñíÿéòåñü.

Àëåêñåé Âîäîâîçîâ: Íåïðàâèëüíàÿ ó âàñ âûáîðêà.

Àëåêñàíäð Ñîêîëîâ: Âàñ çà ýòî íå îñóäÿò. [Åù¸ íåñêîëüêî ïîäíÿòûõ ðóê.] À êòî õîòÿ áû îäèí ðàç áûë?

Àëåêñåé Âîäîâîçîâ: Óæå áîëüøå.

Àëåêñàíäð Ñîêîëîâ: Âîò, äðóãîå äåëî. À êòî âîäèë äåòåé íà ðàñòåðçàíèå? Ïîòîìó ÷òî «íàäî æå ðåá¸íêó ðîäîâóþ òðàâìó ïîïðàâèòü». [Íåñêîëüêî ïîäíÿòûõ ðóê.] À êîìó ðåêîìåíäîâàëè, ÷òî «ðåá¸íêó íàäî»? [Ìíîãî ïîäíÿòûõ ðóê.] Ñïàñèáî. À åñòü òàêèå, êòî íèêîãäà íå ñòàëêèâàëèñü? [Ïîäàâëÿþùåå áîëüøèíñòâî çðèòåëåé ïîäíèìàþò ðóêè.]

Âïðàâëÿåì æåëóäîê, âîññòàíàâëèâàåì çðåíèå è ìèêðîïîäâèæíîñòü ãîëîâíîãî ìîçãà: ÷åì æå íàóêå íå óãîäèëà îñòåîïàòèÿ? ×àñòü 1 Àíòðîïîãåíåç ðó, Ó÷åíûå ïðîòèâ ìèôîâ, Íàóêà, Íàó÷ïîï, Îñòåîïàòèÿ, Ìåäèöèíà, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Äà íåóæåëè? Íè÷åãî ñåáå! Ïðîøó òåõ, êòî ñìîòðèò íàñ îíëàéí, ïåðåéòè ïî ññûëî÷êå â ÷àòå è òîæå ïðîãîëîñîâàòü. Âñ¸, òåïåðü ÿ óõîæó.

Àëåêñåé Âîäîâîçîâ: Äà. Èòàê, íà÷í¸ì ñ íåî÷åâèäíûõ âåùåé. Êóäà ñòàâèòü óäàðåíèå, êàê ïðàâèëüíî: îñòåîïáòèÿ èëè îñòåîïàòѝÿ?

Âïðàâëÿåì æåëóäîê, âîññòàíàâëèâàåì çðåíèå è ìèêðîïîäâèæíîñòü ãîëîâíîãî ìîçãà: ÷åì æå íàóêå íå óãîäèëà îñòåîïàòèÿ? ×àñòü 1 Àíòðîïîãåíåç ðó, Ó÷åíûå ïðîòèâ ìèôîâ, Íàóêà, Íàó÷ïîï, Îñòåîïàòèÿ, Ìåäèöèíà, Âèäåî, Äëèííîïîñò

 ìåäèöèíå, ïîñêîëüêó ó íå¸ ãðå÷åñêèå è ëàòèíñêèå êîðíè, îäèí è òîò æå ãðå÷åñêèé êîðåíü — πάθος — îáîçíà÷àåò «áîëåçíü». È ïîëó÷àåòñÿ òàê, ÷òî è çàáîëåâàíèÿ îäèíàêîâûå, è òå íàïðàâëåíèÿ, êîòîðûå îïðåäåë¸ííûìè çàáîëåâàíèÿìè çàíèìàþòñÿ, — îíè íàçûâàþòñÿ òàê æå. Ïðîñòî òàê óñòàíîâèëîñü, òàêàÿ òðàäèöèÿ, òàê ñëîæèëîñü. Ïîýòîìó, åñëè çàáîëåâàíèå, ìû ñòàâèì óäàðåíèå íà ïðåäïîñëåäíèé ñëîã: ïîëó÷àåòñÿ «ïñèõîïàòѝÿ», «íåéðîïàòѝÿ» èëè ïðèäóìàííàÿ ìíîé «ãèïîýíöåôàëîêðàíѝÿ» — ýòî ïîíèæåííîå ñîäåðæàíèå ãîëîâíîãî ìîçãà â ÷åðåïå, åñëè ÷òî. [ñìåõ è àïëîäèñìåíòû]

À åñëè ýòî êàêîå-òî íàïðàâëåíèå, êîòîðîå çàíèìàåòñÿ ëå÷åíèåì (ñâîèìè êàêèìè-òî îïðåäåë¸ííûìè ìåòîäàìè), òî ìû [óäàðåíèå] ñòàâèì íà «à», òî åñòü «ãîìåîïáòèÿ», «íàòóðîïáòèÿ», «îñòåîïáòèÿ».

Âïðàâëÿåì æåëóäîê, âîññòàíàâëèâàåì çðåíèå è ìèêðîïîäâèæíîñòü ãîëîâíîãî ìîçãà: ÷åì æå íàóêå íå óãîäèëà îñòåîïàòèÿ? ×àñòü 1 Àíòðîïîãåíåç ðó, Ó÷åíûå ïðîòèâ ìèôîâ, Íàóêà, Íàó÷ïîï, Îñòåîïàòèÿ, Ìåäèöèíà, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Ñëóøàéòå, à íè÷åãî òàê êîìïàíèÿ ïîäîáðàëàñü, äà? Åñëè áû ÿ áûë êàêèì-íèáóäü íåïðàâèëüíûì ôèëîëîãîì, ÿ áû òóò æå êàêóþ-òî àëüòåðíàòèâíóþ ôèëîëîãèþ íà÷àë áû ðàçâèâàòü â ýòîì íàïðàâëåíèè, ïîòîìó ÷òî î÷åíü óæ êó÷íî ïîëó÷èëîñü.

Âïðàâëÿåì æåëóäîê, âîññòàíàâëèâàåì çðåíèå è ìèêðîïîäâèæíîñòü ãîëîâíîãî ìîçãà: ÷åì æå íàóêå íå óãîäèëà îñòåîïàòèÿ? ×àñòü 1 Àíòðîïîãåíåç ðó, Ó÷åíûå ïðîòèâ ìèôîâ, Íàóêà, Íàó÷ïîï, Îñòåîïàòèÿ, Ìåäèöèíà, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Ñðàçó ñêàæó, ÷òî ïåðâàÿ ïðåòåíçèÿ, êîòîðóþ âûñêàçûâàþò îáû÷íî, — ÷òî «âû ïîëüçóåòåñü íåïðàâèëüíûìè èñòî÷íèêàìè, âû ÷èòàåòå íå òå êíèãè, âû íå òåõ àâòîðîâ ñëóøàåòå», è ïðî÷åå, è ïðî÷åå. Çäåñü ñêàæó, ÷òî ÿ îïèðàëñÿ íà ñàìûå îôèöèàëüíûå èç äîñòóïíûõ íà ðóññêîì ÿçûêå èñòî÷íèêîâ. Ó íàñ åñòü Îñòåîïàòè÷åñêàÿ àññîöèàöèÿ, è îñíîâíàÿ èíôîðìàöèÿ, êîòîðóþ ÿ áóäó ðàçáèðàòü, ÿ ÷åðïàë îòòóäà — òî åñòü êóäà óæ îôèöèàëüíåå, êóäà óæ òî÷íåå.

È ÿ âûíóæäåí ñ ñîæàëåíèåì êîíñòàòèðîâàòü, ÷òî ñåé÷àñ îñòåîïàòèÿ — äîñòàòî÷íî ëåãàëüíàÿ ìåäèöèíñêàÿ ñïåöèàëüíîñòü.

Âïðàâëÿåì æåëóäîê, âîññòàíàâëèâàåì çðåíèå è ìèêðîïîäâèæíîñòü ãîëîâíîãî ìîçãà: ÷åì æå íàóêå íå óãîäèëà îñòåîïàòèÿ? ×àñòü 1 Àíòðîïîãåíåç ðó, Ó÷åíûå ïðîòèâ ìèôîâ, Íàóêà, Íàó÷ïîï, Îñòåîïàòèÿ, Ìåäèöèíà, Âèäåî, Äëèííîïîñò

×òî èíòåðåñíî, äèàáåòîëîãèþ, íàïðèìåð, óáðàëè èç ýòîãî ïðèêàçà, à âîò îñòåîïàòèþ — íåò. Íàñêîëüêî ÿ çíàþ, ó ëþäåé, êîòîðûå ðàáîòàëè â êîìèññèÿõ ïî óòî÷íåíèþ ýòîãî ñïèñêà, êàê ðàç îñòåîïàòû áûëè íà ïåðâîì ìåñòå íà âûëåò. Íî èì ñêàçàëè: «Àé-àé-àé! Íåëüçÿ! Èõ ïîääåðæèâàþò â âåðõàõ. Ïîýòîìó èçâèíèòå, âûáèðàéòå êîãî-íèáóäü äðóãîãî». È òàê äèàáåòîëîãè âûëåòåëè èç ïåðå÷íÿ ìåäèöèíñêèõ ñïåöèàëüíîñòåé, à îñòåîïàòû îáðàäîâàëèñü. Íî íàäî ñêàçàòü, ÷òî âñ¸ ýòî íà÷àëîñü, êîíå÷íî, íå ñåãîäíÿ.

Âïðàâëÿåì æåëóäîê, âîññòàíàâëèâàåì çðåíèå è ìèêðîïîäâèæíîñòü ãîëîâíîãî ìîçãà: ÷åì æå íàóêå íå óãîäèëà îñòåîïàòèÿ? ×àñòü 1 Àíòðîïîãåíåç ðó, Ó÷åíûå ïðîòèâ ìèôîâ, Íàóêà, Íàó÷ïîï, Îñòåîïàòèÿ, Ìåäèöèíà, Âèäåî, Äëèííîïîñò

ß ÷èòàë àâòîáèîãðàôèþ Ýíäðþ Òåéëîðà Ñòèëëà. ×òî ñåé÷àñ õîðîøî — ó íàñ åñòü Èíòåðíåò, ó íàñ åñòü îöèôðîâàííûå ñòàðûå èñòî÷íèêè. Îäíî èç èçäàíèé XIX âåêà ìîæíî íàéòè, êòî õî÷åò — âîçüìèòå, ïî÷èòàéòå è óáåäèòåñü ñàìè. Èíôîðìàöèþ ÿ ÷åðïàë â òîì ÷èñëå è èç ýòîãî, áîëåå ÷åì îôèöèàëüíîãî èñòî÷íèêà, ïîòîìó ÷òî âîò ýòîò çàìå÷àòåëüíûé ÷åëîâåê — îí îñòåîïàòèþ ïðèäóìàë. Êàê òàê ïîëó÷èëîñü? Âîò ïðîñòî âçÿë è ïðèäóìàë. Ïîòîìó ÷òî â XIX âåêå îáû÷íàÿ ìåäèöèíà ñêîðåå íàïîìèíàëà èíêâèçèöèþ ñî âñåìè å¸ íåãàòèâíûìè ïîñëåäñòâèÿìè, è ïûòêà (ñâîåîáðàçíàÿ, êîíå÷íî) òîæå âõîäèëà â ñîñòàâ òîãäàøíåé ìåäèöèíû. Íàïðèìåð, ñóùåñòâîâàëè î÷åíü èíòåðåñíûå âåùè. Ëå÷åíèå ðòóòüþ — ýòî ìû ïîíèìàåì: ïðîñòî ëå÷àò ðòóòüþ. À êàê? Ñîçäàâàëèñü ñïåöèàëüíûå âåéïîðàòîðû, ðòóòü òàì íàãðåâàëè è ÷åðåç ðàñòðóá ïîäàâàëè áîëüíîìó ÷åëîâåêó. Òî åñòü îí äûøàë ñàìûì òîêñè÷íûì, ÷òî âîîáùå ìîæíî ïðèäóìàòü â ðòóòè, — å¸ ïàðàìè. Âñ¸ çàìå÷àòåëüíî. Êðîâîïóñêàíèÿ, ìûøüÿê, è ïðî÷åå, è ïðî÷åå. Ìåäèöèíà XIX âåêà — ýòî áûë ïåðåõîä èç ìðàêîáåñèÿ, ïî áîëüøîìó ñ÷¸òó, â íîðìàëüíóþ ìåäèöèíó. Óæå âîò-âîò Ïàñòåð ðàññêàæåò î òîì, ÷òî çàáîëåâàíèÿ âûçûâàþòñÿ ìèêðîîðãàíèçìàìè, Ëèñòåð ýòî ïîäòâåðäèò, è âìåñòå ñ Çåììåëüâåéñîì ñîçäàäóò àíòèñåïòèêó — íî ýòî âñ¸ áóäåò ÷óòü ïîçæå, óæå ÷óòü-÷óòü áëèæå ê íàøåìó âðåìåíè. À òîãäà ìåäèöèíà, â îáùåì, íå áëèñòàëà. Ïîýòîìó Ýíäðþ Òåéëîð Ñòèëë (ïî åãî ñîáñòâåííîìó óòâåðæäåíèþ, îí áûë õèðóðãîì, îäíàêî â èñòî÷íèêàõ ýòîãî íàéòè íå óäà¸òñÿ, íî âðîäå êàê îí áûë âðà÷-îðãàíèçàòîð: ïîìîãàë ñâîåìó îòöó âî âðåìÿ Ãðàæäàíñêîé âîéíû â Ñîåäèí¸ííûõ Øòàòàõ, áûë îäíèì èç îñíîâàòåëåé Óíèâåðñèòåòà Áåéêåðà — äîñòàòî÷íî èçâåñòíîå ñåé÷àñ ó÷ðåæäåíèå â ÑØÀ, àôôèëèðîâàííîå ñ Îáúåäèí¸ííîé öåðêîâüþ ìåòîäèñòîâ) — îí ñìîòðåë íà âåñü ýòîò óæàñ, ïëþñ ó íåãî áûëà ëè÷íàÿ òðàãåäèÿ: ó íåãî è ñóïðóãà, è òðè äî÷åðè ïîãèáëè îò ìåíèíãèòà (îò ìåíèíãèòà ìû è ñåãîäíÿ ìîæåì óïóñòèòü ïàöèåíòà, à òîãäà, êàê âû ïîíèìàåòå, ýòî áûëî âïîëíå ñåáå ïîäñò¸ãèâàþùåé ìîòèâàöèåé), è îí ïîäóìàë: íóæíî ñîçäàòü äðóãóþ ìåäèöèíó, ïðèíöèïèàëüíî èíóþ — òó, êîòîðàÿ áóäåò ëå÷èòü íå áîëåçíü, à áîëüíîãî, êîòîðàÿ áóäåò âîññòàíàâëèâàòü âîçìîæíîñòè îðãàíèçìà, è òàê äàëåå. Îïÿòü æå, íà òîò ìîìåíò ýòî áûëî íîðìàëüíî, òîãäà èìåííî â ýòîì íàïðàâëåíèè âåëèñü ïîèñêè. Òîìñîíèàíöû, ãèäðîïàòû, ãîìåîïàòû — ýòî âñ¸ ïðèìåðíî â îäíîì è òîì æå íàïðàâëåíèè. Ìàëî òîãî, ïðèìåðíî â ýòè æå ãîäû è òîæå â Ñîåäèí¸ííûõ Øòàòàõ äðóãîé ôàíòàç¸ð è âûäóìùèê Äýíèýë Äýâèä Ïàëìåð ïðèäóìàë õèðîïðàêòèêó. Êñòàòè, íå ïóòàéòå îñòåîïàòèþ ñ õèðîïðàêòèêîé. Ñòîðîííèêè òîãî è äðóãîãî äîñòàòî÷íî íàñòîðîæåííî äðóã ê äðóãó îòíîñÿòñÿ è ãîâîðÿò, ÷òî «òå ïëîõèå, à ìû õîðîøèå» — è íàîáîðîò.

Читайте также:  Белок отвечающий за иммунитет

Ïî÷åìó âäðóã îñòåîïàòèÿ òàê õîðîøî ïîøëà? Ïîòîìó ÷òî íà íå¸ íà÷àëèñü ãîíåíèÿ. À, êàê âû ïîíèìàåòå, åñëè íà êîãî-òî îôèöèàëüíûå âëàñòè, îôèöèàëüíûå ìåäèêè íà÷èíàþò íàåçæàòü, òî ñðåäè ëþäñêîé ìàññû íåìåäëåííî ó ýòîãî íàïðàâëåíèÿ âûðàñòàåò ðåéòèíã. Òàê îí âûðîñ è ó îñòåîïàòèè, òåì áîëåå ÷òî ñîâåðøåííî ñëó÷àéíî ó ýòîãî òå÷åíèÿ îêàçàëñÿ ïðåêðàñíûé ïèàðùèê.

Âïðàâëÿåì æåëóäîê, âîññòàíàâëèâàåì çðåíèå è ìèêðîïîäâèæíîñòü ãîëîâíîãî ìîçãà: ÷åì æå íàóêå íå óãîäèëà îñòåîïàòèÿ? ×àñòü 1 Àíòðîïîãåíåç ðó, Ó÷åíûå ïðîòèâ ìèôîâ, Íàóêà, Íàó÷ïîï, Îñòåîïàòèÿ, Ìåäèöèíà, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Ìàðê Òâåí — ìû åãî çíàåì êàê çàìå÷àòåëüíîãî ïèñàòåëÿ, à îí áûë [òàêæå] çàìå÷àòåëüíûì îðàòîðîì è îñòðûì íà ÿçûê ÷åëîâåêîì. Íàïðèìåð (îäíî èç åãî èçâåñòíûõ èçðå÷åíèé) íà àññàìáëåå øòàòà Íüþ-Éîðê îí ñêàçàë: «Ïðîñèòü ìíåíèå âðà÷à îá îñòåîïàòèè — âñ¸ ðàâíî ÷òî ñïðàøèâàòü Ñàòàíó î õðèñòèàíñòâå». Ïëþñ îí äîáàâëÿë, ÷òî îñòåîïàòû íà ñàìîì äåëå èñöåëÿþò ëþäåé â îòëè÷èå îò ýòèõ ñòðàøíûõ âðà÷èøåê, è èìåííî ïîýòîìó áèçíåñ îðòîäîêñàëüíîé ìåäèöèíû ïðîñåäàåò è íà îñòåîïàòîâ íà÷èíàþòñÿ ãîíåíèÿ. Çíàêîìûå ìîòèâû! ×òî-òî òàêîå ïðèõîäèëîñü ñëûøàòü, êîãäà âûøåë ìåìîðàíäóì ïî ãîìåîïàòèè. Íè÷åãî íîâîãî, âñ¸ ýòî èä¸ò îòòóäà.

Âïðàâëÿåì æåëóäîê, âîññòàíàâëèâàåì çðåíèå è ìèêðîïîäâèæíîñòü ãîëîâíîãî ìîçãà: ÷åì æå íàóêå íå óãîäèëà îñòåîïàòèÿ? ×àñòü 1 Àíòðîïîãåíåç ðó, Ó÷åíûå ïðîòèâ ìèôîâ, Íàóêà, Íàó÷ïîï, Îñòåîïàòèÿ, Ìåäèöèíà, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Âî âðåìåíà ÑÑÑÐ îñòåîïàòèÿ ïîÿâèëàñü è ó íàñ. Ïðè÷¸ì ÿ äàæå æèâü¸ì ýòî âèäåë. Ïîòîìó ÷òî ÿ ó÷èëñÿ â Âîåííî-ìåäèöèíñêîé àêàäåìèè, è îäèí èç íàøèõ ïðåïîäàâàòåëåé î÷åíü èíòåðåñîâàëñÿ âñÿêèìè ïîïîëçíîâåíèÿìè â ñòîðîíû, ïðèìåðíî êàê Ýíäðþ Ñòèëë. È îí ñêàçàë, ÷òî ïðèåçæàåò ñîâåðøåííî èçóìèòåëüíûé âðà÷ — Âèîëà Ôðàéìàí èç Ñîåäèí¸ííûõ Øòàòî⠗ è áóäåò ÷èòàòü â èíñòèòóòå Òóðíåðà (ýòî Èíñòèòóò òðàâìàòîëîãèè è îðòîïåäèè â Ëåíèíãðàäå) ëåêöèþ î íîâîì íàïðàâëåíèè ìåäèöèíû, êîòîðîå â Øòàòàõ ðàçâèâàåòñÿ, è îíî òàêîå ïðåêðàñíîå è çàìå÷àòåëüíîå, êòî õî÷åò — ñõîäèòå. ß ñõîäèë, ÿ íà ýòîé ëåêöèè áûë. Îíà äåéñòâèòåëüíî ðàññêàçûâàëà èçóìèòåëüíûå âåùè î òîì, ÷òî «âû æå ïîíèìàåòå, ÷òî îðãàíèçì — åäèíîå öåëîå?» È âñå, êîíå÷íî: «Äà, ïîíèìàåì». À êàê æå, ïðàâäà. «Âû æå çíàåòå, ÷òî àíàòîìèÿ è ôèçèîëîãèÿ ñâÿçàíû?» — «Êîíå÷íî, çíàåì». Âñ¸ ïðåêðàñíî. «Çíà÷èò, âîçäåéñòâèåì íà àíàòîìèþ ìîæíî èçìåíÿòü ôèçèîëîãèþ!» — íó, â ïðèíöèïå ìîæíî, ïî÷åìó áû íåò, çàâèñèò îò… À äàëüøå óæå áûëà ñìåñü ýçîòåðèêè ñ ÷åì-òî íå î÷åíü ïîíÿòíûì (ïî êðàéíåé ìåðå, äëÿ ìåíÿ), íî íåêîòîðûå ëþäè çàãîðåëèñü. Ñîáðàëàñü êîìàíäà, êîòîðàÿ ïîåõàëà â Ñîåäèí¸ííûå Øòàòû ïåðåíèìàòü îïûò, è â 1994 ãîäó â Ñàíêò-Ïåòåðáóðãå (óæå ïåðåèìåíîâàííîì) ïîÿâèëàñü ïåðâàÿ Ðîññèéñêàÿ îñòåîïàòè÷åñêàÿ àññîöèàöèÿ, à òåïåðü, êàê âèäèòå, ýòî âïîëíå ëåãàëüíàÿ ìåäèöèíñêàÿ ñïåöèàëüíîñòü. È, â îáùåì, íèêîãî íå ñìóùàëî, ÷òî åù¸ â 1992 ãîäó Ôðàéìàí ïðèâëåêëè ê äèñöèïëèíàðíîé îòâåòñòâåííîñòè çà íåíàäëåæàùåå îêàçàíèå ìåäèöèíñêîé ïîìîùè íåäåëüíîìó ðåá¸íêó — ÷òî-òî îíà òàì î÷åíü ñèëüíî íàêîñÿ÷èëà; ñíà÷àëà ó íå¸ îòîáðàëè ëèöåíçèþ, íî ïîòîì âåðíóëè — íà óñëîâíûé ñðîê, ÷òî íàçûâàåòñÿ, å¸ ïîñòàâèëè ïîä íàáëþäåíèå è òàê äàëåå. Ýòî íèêîãî íå èíòåðåñîâàëî, ïîòîìó ÷òî ç¸ðíà, êàê âû ïîíèìàåòå, óïàëè íà áëàãîäàòíóþ ïî÷âó.

Âïðàâëÿåì æåëóäîê, âîññòàíàâëèâàåì çðåíèå è ìèêðîïîäâèæíîñòü ãîëîâíîãî ìîçãà: ÷åì æå íàóêå íå óãîäèëà îñòåîïàòèÿ? ×àñòü 1 Àíòðîïîãåíåç ðó, Ó÷åíûå ïðîòèâ ìèôîâ, Íàóêà, Íàó÷ïîï, Îñòåîïàòèÿ, Ìåäèöèíà, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Èòàê, ÷òî òàêîå ñîâðåìåííàÿ îñòåîïàòèÿ? Îïÿòü æå, ÿ áðàë îôèöèàëüíîå îïðåäåëåíèå, íå ïðèäóìûâàë. Ýòî õîëèñòè÷åñêàÿ (òî åñòü öåëîñòíàÿ: ìû ðàáîòàåì ñ öåëûì îðãàíèçìîì, â îòëè÷èå îò îñòàëüíûõ âðà÷åé, êîòîðûå ðàáîòàþò, âèäèìî, ñ ðàñ÷ëåí¸íêîé) ìàíóàëüíàÿ ìåäèöèíñêàÿ ñèñòåìà ïðîôèëàêòèêè, äèàãíîñòèêè, ëå÷åíèÿ è ðåàáèëèòàöèè (òî åñòü ýòî ïîëó÷àåòñÿ íîâîå íàïðàâëåíèå â ìåäèöèíå, öåëèêîì), êîòîðàÿ óñòðàíÿåò ïîñëåäñòâèÿ ñîìàòè÷åñêèõ äèñôóíêöèé (òî åñòü åñòü êàêèå-òî íàðóøåíèÿ — ìû èõ ìîæåì èñïðàâèòü), è âñ¸ âîçäåéñòâèå èä¸ò èçâíå: ìû êàê áû çàäà¸ì âîïðîñû ïðè ïîìîùè ìûøö, ñâÿçîê, ôàñöèé — îðãàíèçì íàì îòâå÷àåò, ìû èíòåðïðåòèðóåì, è ïðè ïîìîùè âîçäåéñòâèÿ íà âñå ýòè ìûøöû, ôàñöèè è âñ¸ îñòàëüíîå ìû èñïðàâëÿåì òå íåäîñòàòêè, êîòîðûå ñëó÷èëèñü â îðãàíèçìå. Ëàäíî, ýòî çâó÷èò åù¸ áîëåå-ìåíåå.

Âïðàâëÿåì æåëóäîê, âîññòàíàâëèâàåì çðåíèå è ìèêðîïîäâèæíîñòü ãîëîâíîãî ìîçãà: ÷åì æå íàóêå íå óãîäèëà îñòåîïàòèÿ? ×àñòü 1 Àíòðîïîãåíåç ðó, Ó÷åíûå ïðîòèâ ìèôîâ, Íàóêà, Íàó÷ïîï, Îñòåîïàòèÿ, Ìåäèöèíà, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Ñëåäóþùèé âàðèàíò. Äåëî â òîì, ÷òî ýòèõ ðàçäåëîâ íåñêîëüêî. Îäèí èç íèõ, íàïðèìåð, êðàíèîñàêðàëüíûé («ñàêðàëüíûé» çäåñü â àíàòîìè÷åñêîì ñìûñëå: “sacrum” ïî-ìåäèöèíñêè [ïî-ëàòûíè — ïðèì.ðåä.] çíà÷èò «êðåñòåö», è ïîëó÷àåòñÿ ÷åðåïíî-êðåñòöîâàÿ îñòåîïàòèÿ) — âîññòàíàâëèâàåò ìèêðîïîäâèæíîñòü ãîëîâíîãî ìîçãà è ñïèííîãî ìîçãà. Òóò íà÷èíàþòñÿ âîïðîñû. Âî-ïåðâûõ, ÷òî òàêîå ìèêðîïîäâèæíîñòü? Ïîòîìó ÷òî ñîòðÿñåíèå ìîçãà — ýòî òîæå ìèêðîïîäâèæíîñòü. Ïðàâäà. Äåëî â òîì, ÷òî ó íàñ â ãîëîâå î÷åíü ìàëî ìåñòà. Íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî Ñòàíèñëàâ Äðîáûøåâñêèé ñêàçàë, ÷òî ó íàñ óìåíüøàåòñÿ ìîçã, ìåñòà åìó âñ¸ åù¸ ìàëî. Äà, òàì åñòü ñèñòåìà àìîðòèçàöèè, íî ëþáîé óäàð, ëþáàÿ êîíòóçèÿ, ëþáîå ñîòðÿñåíèå — ýòî âñåãäà ïëîõî äëÿ ãîëîâíîãî ìîçãà. È êàê ïîíÿòü, â ÷¸ì âûðàæàåòñÿ ýòà ìèêðîïîäâèæíîñòü, êàê å¸ îïðåäåëèòü — ÿ íå íàø¸ë îòâåòà.  ìèëëèìåòðàõ, â îìàõ, â àìïåðàõ èëè åù¸ â ÷¸ì-íèáóäü — â ÷¸ì ýòî èçìåðÿåòñÿ? Ýòî ïåðâûé âîïðîñ. Âòîðîé âîïðîñ: êàê ýòî ñâÿçàíî ñ çàáîëåâàíèÿìè? Òî åñòü ãäå ìàñøòàáíûå èññëåäîâàíèÿ, â êîòîðûõ íàïèñàíî, ÷òî èç-çà íàðóøåíèÿ ìèêðîïîäâèæíîñòè ðàçâèâàþòñÿ êàêèå-òî çàáîëåâàíèÿ? È ïîñëåäíèé [âîïðîñ]: ÷òî ìû ìîæåì ñäåëàòü, êàê ìû ìîæåì ýòó ìèêðîïîäâèæíîñòü âîññòàíîâèòü? Ñàì Ýíäðþ Ñòèëë îá ýòîì ãîâîðèë, ÷òî îí ïðè ïîìîùè âñòðÿõèâàíèé ìîã èçáàâèòü ðåá¸íêà îò êðóïà (ýòî îò¸ê ãîðòàíè), îò ñêàðëàòèíû, îò äèôòåðèè, è åù¸ îí ìîã, íàïðèìåð, óäåðæèâàÿ ðåá¸íêà çà øåþ, çà òðè äíÿ èçáàâèòü åãî îò êîêëþøà. ß ïîíèìàþ, ÷òî â ìèðîâîì èñêóññòâå ó íàñ åñòü òàêèå ïðèìåðû…

Читайте также:  Общий и местный иммунитет это

Âïðàâëÿåì æåëóäîê, âîññòàíàâëèâàåì çðåíèå è ìèêðîïîäâèæíîñòü ãîëîâíîãî ìîçãà: ÷åì æå íàóêå íå óãîäèëà îñòåîïàòèÿ? ×àñòü 1 Àíòðîïîãåíåç ðó, Ó÷åíûå ïðîòèâ ìèôîâ, Íàóêà, Íàó÷ïîï, Îñòåîïàòèÿ, Ìåäèöèíà, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Íî, ñ äðóãîé ñòîðîíû, â ìåäèöèíå åñòü ñèíäðîì âñòðÿõíóòîãî ðåá¸íêà, íàïðèìåð. Ýòî êîãäà ðåá¸íêà âîò òàê íà÷èíàþò òðÿñòè — ýòî íåõîðîøî, ñðàçó ãîâîðþ. Èìåííî èç-çà òîãî, ÷òî òàì âîò ýòà ìèêðîïîäâèæíîñòü, âèäèìî, ñòàíîâèòñÿ «ìàêðî-». Ãäå ãðàíèöà, ÿ òàê è íå íàø¸ë.

Âïðàâëÿåì æåëóäîê, âîññòàíàâëèâàåì çðåíèå è ìèêðîïîäâèæíîñòü ãîëîâíîãî ìîçãà: ÷åì æå íàóêå íå óãîäèëà îñòåîïàòèÿ? ×àñòü 1 Àíòðîïîãåíåç ðó, Ó÷åíûå ïðîòèâ ìèôîâ, Íàóêà, Íàó÷ïîï, Îñòåîïàòèÿ, Ìåäèöèíà, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Ñëåäóùåå — âèñöåðàëüíûé ðàçäåë. Ýòî ñàìîå èíòåðåñíîå. Äåëî â òîì, ÷òî îí îòíîñèòñÿ ê âíóòðåííèì îðãàíàì (“viscerum” — ýòî âíóòðåííîñòè âñå íàøè). È çäåñü ïðåäëàãàåòñÿ ïðè ïîìîùè âíåøíèõ âîçäåéñòâèé èñïðàâëÿòü, îïÿòü æå, íàðóøåíèå ïîäâèæíîñòè âíóòðåííèõ îðãàíîâ. Ëàäíî, õîðîøî, êèøå÷íèê ïîäâèæåí — äà, òàì ïðÿìî ñïåöèàëüíàÿ ìóñêóëàòóðà åñòü è âñ¸ îñòàëüíîå. Íî ïå÷åíü… Êàê ìîæíî â ïðèíöèïå ýòó ïå÷åíü ïîäâèãàòü? Õîòÿ íåò, îïÿòü æå, ìèðîâîå èñêóññòâî çíàåò ïðèìåðû.

Âïðàâëÿåì æåëóäîê, âîññòàíàâëèâàåì çðåíèå è ìèêðîïîäâèæíîñòü ãîëîâíîãî ìîçãà: ÷åì æå íàóêå íå óãîäèëà îñòåîïàòèÿ? ×àñòü 1 Àíòðîïîãåíåç ðó, Ó÷åíûå ïðîòèâ ìèôîâ, Íàóêà, Íàó÷ïîï, Îñòåîïàòèÿ, Ìåäèöèíà, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Ýòî âîò ïðÿìî, íàâåðíîå, òî, ÷òî íóæíî. Ïå÷åíü âñòàíåò ïðÿìî íà ìåñòî. Îïÿòü æå, âîïðîñû â ñëåäóþùåì: êàê èçìåðÿåòñÿ ýòî, êàê ìû äîêàçûâàåì, ÷òî ìåæäó ñîáîé ñâÿçàíû ïîäâèæíîñòü è ïàòîëîãèÿ, è êàê ìû äîêàçûâàåì, ÷òî, èçìåíÿÿ ýòó ïîäâèæíîñòü, ìû ìîæåì âåðíóòü îðãàíû â íîðìó. Çäåñü, êñòàòè, åñòü ìåäèöèíñêèé àñïåêò, òî åñòü ÷èñòî íàó÷íûé ìåäèöèíñêèé. Íàïðèìåð, åñòü òàêàÿ âåùü, êàê áëóæäàþùàÿ ïî÷êà — îíà ìîæåò îïóñêàòüñÿ, ìíîãèå îðãàíû ìîãóò îïóñêàòüñÿ. Íî ðå÷ü-òî îïÿòü î ìèêðîïîäâèæíîñòè, î íåáîëüøèõ êîëåáàíèÿõ. Ïîòîìó ÷òî åñëè ïî÷êà îïóùåíà — èçâèíèòå, òóò óæå íàäî êàêèå-òî ñïåöèàëüíûå äèåòû ïîäáèðàòü, ÷òîáû âîññòàíàâëèâàòü æèðîâóþ ïîäóøêó, åñëè ýòî êàêàÿ-òî ñóáòèëüíàÿ ëè÷íîñòü, ïðåäïîëîæèì. Èíîãäà áûâàåò òàê, ÷òî õóäåþò, õóäåþò, ïîòîì îïà! — ïî÷êè óïàëè, è âðà÷è ãîâîðÿò: «Ðàñõóäèâàéòåñü îáðàòíî».

Âïðàâëÿåì æåëóäîê, âîññòàíàâëèâàåì çðåíèå è ìèêðîïîäâèæíîñòü ãîëîâíîãî ìîçãà: ÷åì æå íàóêå íå óãîäèëà îñòåîïàòèÿ? ×àñòü 1 Àíòðîïîãåíåç ðó, Ó÷åíûå ïðîòèâ ìèôîâ, Íàóêà, Íàó÷ïîï, Îñòåîïàòèÿ, Ìåäèöèíà, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Èòàê, êàê îòëè÷èòü, îñòåîïàò èëè íåò? Åñëè âàñ íå òðîãàþò — ýòî íå îñòåîïàòèÿ, ñðàçó ñêàæó. Ïîòîìó ÷òî îñòåîïàòû òðîãàþò çà âñÿêîå. Åñòü ðàçíûå âàðèàíòû, ïðàâäà. Òî åñòü ýòî ìîãóò áûòü è âîçäåéñòâèÿ íà ñóñòàâû, âîçäåéñòâèÿ, ïðåäïîëîæèì, íà êàêèå-òî îòäåëüíûå êîñòè, âîçäåéñòâèÿ íà îáëàñòü øåè.

Âïðàâëÿåì æåëóäîê, âîññòàíàâëèâàåì çðåíèå è ìèêðîïîäâèæíîñòü ãîëîâíîãî ìîçãà: ÷åì æå íàóêå íå óãîäèëà îñòåîïàòèÿ? ×àñòü 1 Àíòðîïîãåíåç ðó, Ó÷åíûå ïðîòèâ ìèôîâ, Íàóêà, Íàó÷ïîï, Îñòåîïàòèÿ, Ìåäèöèíà, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Ýòî ìîæåò áûòü âîçäåéñòâèå òàêæå íà íîãè, íà ðóêè, íà âñ¸ îñòàëüíîå.

Âïðàâëÿåì æåëóäîê, âîññòàíàâëèâàåì çðåíèå è ìèêðîïîäâèæíîñòü ãîëîâíîãî ìîçãà: ÷åì æå íàóêå íå óãîäèëà îñòåîïàòèÿ? ×àñòü 1 Àíòðîïîãåíåç ðó, Ó÷åíûå ïðîòèâ ìèôîâ, Íàóêà, Íàó÷ïîï, Îñòåîïàòèÿ, Ìåäèöèíà, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Ñàì ïðèíöèï — ýòî ìàíóàëüíàÿ ñèñòåìà, òî åñòü âàñ áóäóò òðîãàòü. Ïîýòîìó, åñëè âû íå ëþáèòå, êîãäà âàñ òðîãàþò, — íå õîäèòå.

Çäåñü êàê ðàç íà÷èíàþòñÿ âîïðîñû: «À êàê îòëè÷èòü?» ×òî òàêîå ìàíóàëüíàÿ òåðàïèÿ, ÷òî òàêîå îñòåîïàòèÿ, ÷òî òàêîå õèðîïðàêòèêà? Ñðàçó ñêàæó, ÷òî ïðèìåðíî ýòî ãäå-òî âñ¸ â îäíîì ðàéîíå, îíî îòëè÷àåòñÿ ìåòîäèêàìè, ïîäõîäàìè è âñåì îñòàëüíûì. Ñêàæåì, õèðîïðàêòèêà — ÷àñòè÷íî ýòî íàøà ìàíóàëüíàÿ òåðàïèÿ, [íî] õèðîïðàêòèêà — ýòî áîëåå èíâàçèâíîå âìåøàòåëüñòâî, áîëåå ìîùíîå. Òàì âïðàâëÿþò ïîçâîíêè. Êîãäà âàì âïðàâëÿþò æåëóäîê, ýòî åù¸ íå ñàìûé ïëîõîé âàðèàíò, ñðàçó ãîâîðþ, ïîòîìó ÷òî âïðàâëåíèå àòëàíòà, íàïðèìåð (ýòî ïåðâûé ïîçâîíîê, åãî «íóæíî èñïðàâèòü», îí «ïîäâûâèõíóò») — âîò êîãäà åãî âïðàâëÿþò îáðàòíî, èíîãäà, ê ñîæàëåíèþ, ðàçðûâàþòñÿ ñîñóäû, êîòîðûå òàì ïðîõîäÿò ðÿäûøêîì, à èõ òàì ìíîãî, òàì è ïîçâîíî÷íàÿ àðòåðèÿ, è ïðî÷åå-ïðî÷åå, òàì ïîëíî âñåãî. Ïðîèñõîäèò ðàçðûâ, ó ÷åëîâåêà èíñóëüò èëè ëåòàëüíûé èñõîä. Ê ñ÷àñòüþ, çà îñòåîïàòèåé ïîêà ÷òî òàêîãî íå íàáëþäàëîñü. Âîò ïðèìåðíî òàêîå ðàçëè÷èå. Òî åñòü âñ¸ ýòî ðÿäûøêîì. Íó è ñàìûå ðàäèêàëüíûå ðàçëè÷èÿ ÿ ñêàæó â êîíöå ëåêöèè.

Èòàê.  òîì ÷èñëå ýòè âåùè ïðàêòèêóþò íà äåòÿõ.

Âïðàâëÿåì æåëóäîê, âîññòàíàâëèâàåì çðåíèå è ìèêðîïîäâèæíîñòü ãîëîâíîãî ìîçãà: ÷åì æå íàóêå íå óãîäèëà îñòåîïàòèÿ? ×àñòü 1 Àíòðîïîãåíåç ðó, Ó÷åíûå ïðîòèâ ìèôîâ, Íàóêà, Íàó÷ïîï, Îñòåîïàòèÿ, Ìåäèöèíà, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Ó ìåíÿ âîò åñòü çíàêîìûå, ñèäÿùèå â çàëå, êîòîðûì, ïîñìîòðåâ íà ðåá¸íêà, ñêàçàëè: «Ñðî÷íî ê îñòåîïàòó!» — «À ÷òî òàêîå-òî?» -— «À ó âàñ ãëàçà ðàçíûå ó ðåá¸íêà: îäèí áîëüøå, îäèí ìåíüøå». È âîò òóò ó ìåíÿ âîçíèê ñíîâà âîïðîñ: «À ÷òî îí áóäåò äåëàòü — ðàñòÿãèâàòü ìàëåíüêèé ãëàç èëè ñæèìàòü áîëüøîé?» Òî åñòü ÿ íå ïîíèìàþ âîò èìåííî ýòîò óðîâåíü, êàêîå âîçäåéñòâèå ìîæåò áûòü îêàçàíî, åñëè ýòî âåùè âðîæä¸ííûå, àíàòîìè÷åñêè íåèñïðàâëÿåìûå â ïðèíöèïå.

Âïðàâëÿåì æåëóäîê, âîññòàíàâëèâàåì çðåíèå è ìèêðîïîäâèæíîñòü ãîëîâíîãî ìîçãà: ÷åì æå íàóêå íå óãîäèëà îñòåîïàòèÿ? ×àñòü 1 Àíòðîïîãåíåç ðó, Ó÷åíûå ïðîòèâ ìèôîâ, Íàóêà, Íàó÷ïîï, Îñòåîïàòèÿ, Ìåäèöèíà, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Âïðî÷åì, îïÿòü æå, ìû òî÷íî çíàåì, ÷òî ÷åðåï ìîæíî èçìåíÿòü. È äëÿ ýòîãî åñòü èñòîðè÷åñêèå ïðèìåðû, åñòü èëëþñòðàöèè, åñòü ðåêîíñòðóêöèè, êàê âûãëÿäåëè ýòè óñòðîéñòâà, êàê èçìåíÿëñÿ ÷åðåï.

Âïðàâëÿåì æåëóäîê, âîññòàíàâëèâàåì çðåíèå è ìèêðîïîäâèæíîñòü ãîëîâíîãî ìîçãà: ÷åì æå íàóêå íå óãîäèëà îñòåîïàòèÿ? ×àñòü 1 Àíòðîïîãåíåç ðó, Ó÷åíûå ïðîòèâ ìèôîâ, Íàóêà, Íàó÷ïîï, Îñòåîïàòèÿ, Ìåäèöèíà, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Âîò ýòî — íàñòîÿùåå âïðàâëåíèå ÷åðåïà, ìû òî÷íî âèäèì ðåçóëüòàò, âîò îí.

À êàê èñïðàâèòü ÷åðåï, íàïðèìåð, ó âçðîñëîãî ÷åëîâåêà? Âîò ó ìåíÿ îí òî÷íî íåñèììåòðè÷íûé, îá ýòîì ìíå ãîâîðèë òîò ñàìûé ïðåïîäàâàòåëü, êîòîðûé ìåíÿ îòïðàâèë íà ëåêöèþ ïî îñòåîïàòèè. Îí ïîêàçûâàë, îí ñòàâèë îäèí ïàëåö ñ îäíîé ñòîðîíû, äðóãîé ñ äðóãîé ñòîðîíû íà õàðàêòåðíûå âûñòóïû: «Ñìîòðèòå, òóò íåñèììåòðè÷íî». Ñðàçó ñêàæó, â ãðóïïå ó âñåõ áûëè íåñèììåòðè÷íûå ÷åðåïà. À ÷òî ñ ýòèì áûëî äåëàòü? Íåïîíÿòíî, ïîòîìó ÷òî ÷åðåï — ýòî âåùü, êîòîðàÿ ó íàñ çàùèùàåò ãîëîâíîé ìîçã, ýòî ìîíîëèò. Åñëè ìû íà÷í¸ì åãî äâèãàòü, ÿ íå äóìàþ, ÷òî ýòî áóäåò õîðîøî. Ýòî âî-ïåðâûõ.

Âïðàâëÿåì æåëóäîê, âîññòàíàâëèâàåì çðåíèå è ìèêðîïîäâèæíîñòü ãîëîâíîãî ìîçãà: ÷åì æå íàóêå íå óãîäèëà îñòåîïàòèÿ? ×àñòü 1 Àíòðîïîãåíåç ðó, Ó÷åíûå ïðîòèâ ìèôîâ, Íàóêà, Íàó÷ïîï, Îñòåîïàòèÿ, Ìåäèöèíà, Âèäåî, Äëèííîïîñò

À âî-âòîðûõ, îñòåîïàòèÿ íà÷èíàåò ìàñêèðîâàòüñÿ ïîä äîêàçàòåëüíóþ ìåäèöèíó. Âîò ýòî óæå äðóãîé âîïðîñ, ñîâåðøåííî. Òàê æå êàê è ãîìåîïàòèÿ (âîò Àëåêñàíäð Ïàí÷èí ïîêàçûâàë, ÷òî íàó÷íî, â æóðíàëàõ, âñ¸ êàê ïîëîæåíî, òàì êîíòðîëüíûå ãðóïïû). Íî äàëüøå íà÷èíàþòñÿ âîïðîñû. È âîïðîñû, â òîì ÷èñëå, âîçíèêëè ó ìåíÿ. Ïîòîìó ÷òî, íàïðèìåð, âîò ýòà ñòàòüÿ… Íàïèñàíî, ÷òî îíà îïóáëèêîâàíà âîò â ýòîì æóðíàëå «Ðîññèéñêèé îñòåîïàòè÷åñêèé æóðíàë».

Иммунитет справился без антибиотиков