Иммунитет судна флага это
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 августа 2018;
проверки требуют 2 правки.
Международное морское право (международное морское публичное право) — совокупность принципов и правовых норм, устанавливающих режим морских пространств и регламентирующих отношения между государствами по вопросам использования Мирового океана. В настоящее время большинство норм международного морского права объединены в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Все остальные международные договоры (в том числе двусторонние и региональные соглашения), содержащие предписания, касающиеся этой отрасли, в основном дополняют или детализируют нормы Конвенции.
Субъекты[править | править код]
Субъектами международного морского права являются субъекты международного права, то есть государства и международные межправительственные организации.
Источники[править | править код]
Длительное время единственным источником международного морского права являлись обычаи.
В настоящее время основным источником международного морского права является Конвенция ООН по морскому праву 1982 года[1].
Международные отношения в сфере международного морского права регулируются также следующими конвенциями:
- Женевские конвенции 1958 года;
- Международная конвенция по охране человеческой жизни на море, 1974 года (СОЛАС-74);
- Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78);
- Международная конвенция по Поиску и спасению на море (САР-79);
- Международная конвенция по Грузовой марке (КГМ);
- Конвенция по Облегчению формальностей в Международном Морском Судоходстве (ФАЛ-65);
- Конвенция о борьбе с незаконными актами против безопасности морского судоходства (SUA-88);
- Международная Конвенция по Спасению Имущества (SALVAGE-89);
- Международная Конвенция о Гражданской ответственности за Ущерб от Загрязнения Нефтью (CLC-69);
- Международная Конвенция по (КОС-69) обмеру судов (TONNAGE-69);
- Конвенции Международной Организации Труда (МОТ КОНВЕНЦИИ);
- Международный Кодекс по Управлению Безопасностью (МКУБ);
- Международный Кодекс Морской Перевозки Опасных Грузов (МКМПОГ);
- Международный Кодекс по Конструкции и Оборудованию Судов, перевозящих опасные Химические грузы наливом (МКХ);
- Международный Кодекс по Конструкции и Оборудованию Судов, перевозящих сжиженные Газы грузы наливом (МКГ);
- Международный Кодекс Безопасности Высокоскоростных судов (HSCCode);
- Наставление по поиску и спасению для торговых судов, 1995 г. (МЕРСАР-95);
- Международная Авиационное и Морское Наставление по Поиску и Спасению (ИАМСАР);
- Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года;
- Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несению вахты 1978 года;
- Конвенция о международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 года;
- Договор по Антарктике 1959 года
и многими другими.
Помимо многосторонних договоров государства заключают также локальные двусторонние и многосторонние договоры по различным вопросам морской деятельности:
- Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах 1973 года;
- Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря 1974 года;
- Конвенция о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана 1980 года;
- Конвенция о защите Чёрного моря от загрязнения 1992 года;
- Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики 1980 года;
- Конвенция по защите морской среды Каспийского моря 2003 года.
Принципы международного морского права[править | править код]
Принцип свободы открытого моря[править | править код]
Этот принцип — один из старейших в международном морском праве. Описание ему дал ещё Г. Гроций в своей работе «Mare liberum» 1609 года. Сегодня, согласно Конвенции ООН по морскому праву, он гласит: «Никакое государство не может претендовать на подчинение открытого моря или его части своему суверенитету» (ст. 89); оно открыто для всех государств — как имеющих выход к морю, так и не имеющих его. Свобода открытого моря включает в себя:
- свободу судоходства;
- свободу полётов;
- свободу прокладки трубопроводов и кабелей;
- свободу возводить искусственные острова и другие установки;
- свободу рыболовства;
- свободу научных исследований;
Кроме этого, устанавливается, что открытое море должно использоваться в мирных целях.
Принцип исключительной юрисдикции государства над судами своего флага в открытом море[править | править код]
Статья 92 Конвенции по морскому праву гласит: торговое судно в открытом море подчиняется исключительной юрисдикции государства своего флага и в его законную деятельность не вправе вмешиваться никто, кроме случаев, когда:
- судно занимается пиратством;
- судно занимается работорговлей;
- судно занимается несанкционированным вещанием, то есть передаёт в нарушение международных правил радио- и телепрограммы, предназначенные для принятия населением (за исключением сигналов бедствия). В этом случае арестовать судно и конфисковать аппаратуру может:
- государство флага судна;
- государство регистрации вещательной установки;
- государство, чьим гражданином является лицо, осуществляющее вещание;
- любое государство, где могут приниматься передачи;
- любое государство, санкционированной связи которого такое вещание производит помехи.
- судно не имеет национальности (плывёт без флага);
- судно плывёт без флага или под флагом иностранного государства, но в действительности имеет ту же национальную принадлежность, что и задерживающий военный корабль.
Принцип мирного использования мирового океана[править | править код]
Другой важный принцип международного морского права — принцип мирного использования Мирового океана. Он следует из принципов мирного разрешения споров и неприменения силы или угрозы силой. В соответствии с ним морские пространства должны использоваться исключительно в мирных целях.
Принцип суверенитета государств над внутренними морскими водами и территориальным морем[править | править код]
Принцип защиты морской среды[править | править код]
По-иному: принцип предотвращения загрязнения морской среды. Впервые закреплён в Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. в виде установления запретных для слива нефти с судов зон.
Принцип иммунитета военных кораблей[править | править код]
Принцип гласит: военные и иные государственные суда, используемые в некоммерческих целях, обладают иммунитетом. Ограничение этому: случаи, когда такие суда нарушают правила мирного прохода через территориальные воды иностранного государства. Власти этого государства могут потребовать немедленно покинуть их территориальные воды. А за любой ущерб, нанесённый военным судном в результате нарушения правил мирного прохода, несёт международную ответственность государство флага.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года[править | править код]
В 1970 году Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций приняла резолюцию, объявив ресурсы дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции «общим наследием человечества», которые не вправе присваивать себе ни одно государство или лицо.
В 1973 году Ассамблея созвала третью Конференцию Организации Объединённых Наций по морскому праву, результатом работы которой стало принятие в 1982 году Конвенции Организации Объединённых Наций по морскому праву. В 1994 году было принято дополнительное Соглашение об осуществлении части XI Конвенции. Конвенция и Соглашение вступили в силу соответственно 16 ноября 1994 года и 28 июля 1998 года.
В настоящее время Конвенция подписана 168 и ратифицирована 150 государствами[2][3].
Конвенция ООН по морскому праву предусматривает нормативное регулирование следующих международно-правовых институтов:
- территориальное море и прилежащая зона;
- проливы, используемые для международного судоходства;
- архипелажные воды;
- исключительная экономическая зона
- континентальный шельф;
- открытое море;
- международный район морского дна.
Права государств, не имеющих выхода к морю[править | править код]
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года устанавливает определённые права для государств, не имеющих выхода к морю, то есть государств, которые не имеют морского побережья:
- Такие имеют право на доступ к морю и от него в целях осуществления прав, предусмотренных в настоящей Конвенции, в том числе прав, относящихся к свободе открытого моря и общему наследию человечества. С этой целью они пользуются свободой транзита через территории государств транзита всеми транспортными средствами[4]. При этом транзитное движение не подлежит обложению никакими таможенными пошлинами и налогами или другими сборами, за исключением сборов, взимаемых за конкретные услуги, оказываемые в связи с таким движением[5].
- Государства транзита должны принимать все надлежащие меры с целью избежать задержек или других трудностей технического характера в транзитном движении[6].
- Суда, плавающие под флагом государств, не имеющих выхода к морю, пользуются в морских портах тем же режимом, что и режим, который предоставляется другим иностранным судам[7].
Интересные факты[править | править код]
- Морские споры, наряду с территориальными, составляют значительную часть споров, представляемых государствами в Международный суд ООН, что в самом Суде объясняют общим для всех государств стремлением к экспансии[8].
Примечания[править | править код]
- ↑ Конвенция вступила в силу 16 ноября 1994 года
- ↑ Список государств, ратифицировавших Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года, в хронологическом порядке
- ↑ 24 государства, подписавших Конвенцию, не ратифицировали её: Афганистан, Бурунди, Бутан, Доминиканская республика, Иран, Камбоджа, Колумбия, Либерия, Ливия, Лихтенштейн, Малави, Нигер, ОАЭ, Республика Конго, Руанда, Сальвадор, Свазиленд, Северная Корея, США, Таиланд, Центральноафриканская Республика, Чад, Швейцария, Эфиопия
- ↑ См. статью 125 Конвенции по морскому праву 1982 года
- ↑ См. статью 127 Конвенции по морскому праву 1982 года
- ↑ См. статью 130 Конвенции по морскому праву 1982 года
- ↑ См. статью 131 Конвенции по морскому праву 1982 года
- ↑ https://www.un.org/russian/icj/ch6.htm
Литература[править | править код]
- Ф. С. Бойцов, Г. Г. Иванов, А. Л. Маковский. «Морское право» (1985)
- Международное морское право. Учебное пособие. Под ред. С. А. Гуреева. М, «Юридическая литература», 2003 г.
Ссылки[править | править код]
- Морское право // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Текст Конвенции ООН по морскому праву 1982 года
- База данных документов по морскому праву Rise::Морское право
Основные принципы ММП:
1) Принцип свободы открытого моря (открытое море открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю;
Свобода открытого моря осуществляется в соответствии с условиями Конвенции 1982 и другими нормами МП (включает свободу судоходства; полетов; прокладки подводных кабелей и трубопроводов; возведения искусственных островов и других установок, допускаемых в соответствии с МП; рыболовства; научных исследований).
Все государства осуществляют эти свободы, учитывая заинтересованность других государств в пользовании свободой открытого моря.
2) Принцип использования открытого моря в мирных целях (исключение применения силы или угрозы силой в морской деятельности государств, в запрещении военной деятельности государств на морях и в океанах, обеспечении мирного использования пространств Мирового океана).
Конвенция 1982 (открытое море резервируется для мирных целей – ст.88; правовой режим Конвенции должен содействовать использованию морей и океанов в мирных целях – Преамбула).
3) Принцип рационального использования морских ресурсов (совокупность мер по обеспечению оптимально устойчивой добычи этих ресурсов, необходимых для достижения максимального снабжения продуктами питания и другими морскими продуктами – Женевская конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря 1958).
Все государства принимают меры или сотрудничают с другими государствами в принятии в отношении своих граждан мер, которые окажутся необходимыми для сохранения живых ресурсов открытого моря (ст.117 Конвенции 1982).
4) Принцип предотвращения загрязнения морской среды (Женевская конвенция об открытом море 1958 (государства обязаны издавать правила для предупреждения загрязнения морской воды нефтью); Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972; Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973; Протокол о вмешательстве в открытом море в случае аварий, приводящих к загрязнению веществами иными, чем нефть 1973; Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969).
Государства обязаны защищать и охранять морскую среду (ст.192 Конвенции 1982) (определяются меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнений морской среды; государства обязываются не переносить ущерб или опасность загрязнения и не превращать один вид загрязнений в другой; содержится перечень требований по предотвращению загрязнения (из находящихся на суше источников; вызываемого деятельностью на морском дне; вызываемого захоронением; с судов; из атмосферы или через нее).
5) Принцип свободы морских научных исследований (один из элементов свободы открытого моря).
Все государства, независимо от их географического положения, и компетентные международные организации имеют право проводить морские научные исследования при условии соблюдения прав и обязанностей других государств, предусмотренных Конвенцией (ст.238 Конвенции 1982) (определяются общие принципы проведения морских научных исследований; устанавливается порядок проведения исследований в территориальном море, в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе, на морском дне (прибрежному государству предоставляется информация о характере и целях проекта, методе и средствах ведения исследований, точных географических районах).
Понятие исключительной юрисдикции государства флага.
Каждое государство осуществляет в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом (в открытом море любое судно подпадает под действие исключительной юрисдикции государства флага):
1) ведет регистр судов;
2) принимает на себя в соответствии с внутренним правом юрисдикцию над каждым судном, плавающим под его флагом, над его капитаном, офицерами и экипажем;
3) принимает необходимые меры для обеспечения безопасности в море;
4) организует расследование морских аварий или навигационных инцидентов.
Уголовная юрисдикция в случае столкновения или другого навигационного инцидента:
1) в случае столкновения или другого навигационного инцидента никакое уголовное или дисциплинарное преследование против капитана или другого лица, служащего на судне, не может быть возбуждено иначе как судебными и административными властями государства флага или государства, гражданином которого это лицо является;
2) отобрать диплом судоводителя или квалификационное свидетельство имеет право только власти государства, выдавшего эти документы;
3) ни арест, ни задержание судна не могут быть произведены даже в качестве меры расследования по распоряжению каких-либо властей, кроме властей государства флага.
Право на осмотр (за исключением случаев, когда акты вмешательства основаны на правах, устанавливаемых международными договорами, военный корабль, встретивший в открытом море иностранное судно, иное чем судно, пользующееся полным иммунитетом, не вправе подвергать его осмотру, если нет оснований подозревать, что:
1) это судно занимается пиратством;
2) это судно занимается работорговлей;
3) это судно занимается несанкционированным вещанием;
4) это судно не имеет национальности;
5) хотя на нем поднят иностранный флаг или оно отказывается поднять флаг, это судно в действительности имеет ту же национальность, что и данный военный корабль.
Настоящие положения применяются к военным летательным аппаратам, к любым другим должным образом уполномоченным судам или летательным аппаратам, имеющие четкие опознавательные знаки, свидетельствующие о том, что они состоят на государственной службе.
То есть, одно из проявлений юрисдикции государства над судами своего флага в открытом море – осмотру торговые и другие невоенные суда в открытом море могут подвергнуть только военные или специально на то уполномоченные суда государства флага (за исключением вышеуказанных случаев).
Полным иммунитетом в открытом море от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага, пользуются:
1) военные корабли;
2) суда, принадлежащие государству или эксплуатируемые им и состоящие только на некоммерческой государственной службе.
Иммунитет военных кораблей (нераспространение на них юрисдикции иностранных государств в открытом море и в случае разрешенного захода в иностранные территориальные воды):
1) военные корабли пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага;
2) при заходе в территориальные воды какого-либо государства военные корабли продолжают пользоваться иммунитетом военных кораблей (но должны соблюдать законы и правила прибрежного государства, а также нормы МП, регулирующие мирный проход через территориальные воды);
3) военные корабли пользуются иммунитетом только в условиях мирного времени;
4) иммунитет военных кораблей, находящихся в территориальных водах иностранного государства, не должен использоваться в целях, нарушающих суверенитет и территориальную неприкосновенность государства пребывания;
5) льготы и привилегии, предоставляемые прибрежным государством военному кораблю, находящемуся в его территориальных водах, выражают уважение суверенитета государства флага (объем льгот и привилегий зависит от характера посещения (официальное, неофициальное, оперативное, вынужденное), обычно включает освобождение от таможенного досмотра, от всех видов таможенных, санитарных, портовых и иных сборов).
Правовое содержание иммунитета заключается в том, что в силу норм международного права судно освобождается от принудительных действий по отношению к нему как к собственности иностранного суверенного государства. Иными словами, государственное судно на некоммерческой службе не может быть предметом имущественного спора, возбужденного в иностранном суде, и подвергаться вытекающим из этого спора мерам судебного принуждения — задержанию, аресту, конфискации.
В случае причинения этими судами ущерба прибрежному государству ответственность за их деятельность несет государство флага, что находит свое закрепление в международных конвенциях, соглашениях и внутреннем законодательстве государств.
Кроме того, государственные суда, используемые на некоммерческой службе, как правило, исключаются из сферы действия не только публично-правовых, но и некоторых частноправовых, например, природоохранительных конвенций, а также соглашений о торговом мореплавании.
Иммунитет морского судна как собирательное понятие, характеризующее его статус, в качестве обычной нормы права складывался с конца XVHI в. Формированию договорных норм относительно иммунитета морских судов положили начало положения принятой на Дипломатической конференции по морскому праву в Брюсселе 10 апреля 1926 г. Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся иммунитета государственных морских судов, впоследствии развитые в нормах Женевских конвенций 1958 г. о территориальном море и прилежащей зоне (см. ст. 22) и об открытом море (см. ст. 9) и нашедшие закрепление в КМП-82 (см. ст. 32, 96, 236).
Международная конвенция об унификации некоторых правил, касающихся иммунитета государственных морских судов, 1926 г. (и Протокол к ней 1934 г.) связывала предоставление иммунитета государственным некоммерческим судам, ограничивая возможные действия в отношении таких судов со стороны иностранного государства, не ставя в зависимость правовой режим района мореплавания. В ст. 3 данной Конвенции говорится, что суда, принадлежащие какому-либо государству или эксплуатируемые таковым и используемые в момент возникновения основания для иска исключительно на правительственной и некоммерческой службе, не могут быть объектом конфискации, ареста или задержания в рамках любой правовой процедуры, а также не могут быть объектом никакого судебного разбирательства in rem (лат. — в отношении вещи).
В указанных Женевских конвенциях 1958 г. и в КМП-82 одновременно с признанием иммунитета в открытом море допускается применение прибрежным государством мер контроля и защиты своих интересов в территориальном море. В частности, хотя ст. 30 КМП-82 озаглавлена «Несоблюдение военными кораблями законов и правил прибрежного государства», она применима и к государственным судам, эксплуатируемым в некоммерческих целях, не только по смыслу упомянутой статьи, но и в силу размещения последней в подразделе С Конвенции, распространяющем свои положения не только на военные корабли, но и на упомянутые выше суда.
В силу положений ст. 96 КМП-82 «суда, принадлежащие государству или эксплуатируемые им и состоящие только на некоммерческой государственной службе, пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага». Это право выступает как одно из проявлений принципа исключительной юрисдикции государства флага судна, составляющего основу правового режима открытого моря. Вместе с тем следует констатировать, что КМП-82 не детерминирует отличие «полного иммунитета» от иного.
Государственные суда (или летательные аппараты), имеющие четкие внешние знаки, позволяющие опознать их как состоящие на правительственной службе, и если они уполномочены для этих целей, вправе:
- — осуществлять захват за пиратство (ст. 107);
- — выполнять функции по пресечению незаконной торговли наркотиками и психотропными веществами, а также по пресечению несанкционированного вещания из открытого моря, осуществляемые в нарушение международных конвенций (ст. 108,109 КМП-82);
- — подвергать в открытом море суда, не обладающие иммунитетом, осмотру, если есть разумные основания подозревать, что это судно занимается пиратством, работорговлей, несанкционированным вещанием, не имеет национальности или, хотя на нем поднят иностранный флаг или оно отказывается поднять флаг, это судно в действительности имеет ту же национальность, что и государственное судно (ст. 110 КМП-82);
- — преследовать по горячим следам иностранное судно, если компетентные власти прибрежного государства имеют достаточные основания считать, что это судно нарушило законы и правила этого государства и находилось во внутренних водах, в архипелажных водах, в территориальном море или в прилежащей зоне преследующего государства или экономической зоне, на континентальном шельфе, включая зоны безопасности вокруг установок на континентальном шельфе, законов и правил прибрежного государства, применимых в соответствии с КМП-82 в отношении указанных пространств, включая зоны безопасности (ст. 111 КМП-82).