Иммунитет в действии нормативных актов по кругу лиц
Действие закона – это свойство нормативных актов, а также всей системы законодательства той или другой страны, которое выражается в состоянии реального действия предписаний закона в определенный период времени, на определенной территории, в отношении конкретного круга лиц.
Действие закона в соответствии с общим правилом реализуется в отношении:
всех граждан;
организаций;
государственных органов;
объединений.
Закон действует во времени и пространстве, а также по кругу лиц. Отношение правовой нормы с пространством и временем проявляется, например, в том, что даже формирование правовой нормы является актом, который совершается во времени и пространстве. Форма правовой нормы устанавливает, в каком конкретно месте и в какой момент предписанное поведение должно быть реализовано. Таким образом, ее действие имеет как пространственный, так и временной характер. Явления, к которым применяют норму, происходят всегда в конкретном месте и в определенное время, поэтому и в тех случаях, когда время и место действия нормы не ограничены, это не означает, что она независима от пространства и времени.
Действие закона во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Законы становятся обязательными, а именно вступают в законную силу с конкретного момента, установленного соответствующим нормативным актом. Это происходит:
по истечении общего ранее предусмотренного срока в том случае, если он установлен в тексте закона;
немедленно вслед за официальным принятием и опубликованием текста закона;
по истечении специально предусмотренного срока для определенного закона (нормативно-правового акта) после его опубликования.
Прекращение действия нормативных актов связано с истечением срока их действия, на который принимается тот или другой акт; в связи с прямой отменой:
нормативного акта имеющим на то полномочия органом государственной власти;
по причине фактической замены нормативного акта другим актом, регулирующим ту же группу общественных отношений.
Действие нормативных актов в пространстве реализуется на основании территориального и экстерриториального принципов:
территориальный принцип предполагает действие нормативно-правового акта в пределах государственных или административных территориальных границ функционирования правотворческого органа, полномочия которого распространяются на данной территории;
экстерриториальный принцип действия нормативных актов предполагает распространение правовых актов какого-либо субъекта правотворчества за границы территории его юрисдикции.
Действие нормативных актов по кругу лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов.
На основании общего правила нормативные акты должны распространяться на всех лиц, которые находятся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан этого государства, так и на лиц без гражданства, иностранцев).
В некоторых случаях действие законодательства может распространяться и на ее граждан, находящихся за границей государства.
Иностранцы и лица без гражданства лишены возможности действовать как граждане Российской Федерации, притом что представители иностранных государств обладают правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности).
Особой разновидностью неприкосновенности личности выступает правовая неприкосновенность, или, что то же самое, правовой иммунитет.
Иммунитет является самостоятельным правовым средством государства, через которое оно предоставляет исключительное право лицам, занимающим особое положение в межгосударственных, государственных и общественных отношениях, не подчиняться некоторым общим законам.
Такое отступление от принципа равноправия позволяет включить иммунитет в систему правового неравенства. Вместе с иммунитетом систему неравенства в российском обществе составляют правовые льготы и привилегии.
Иммунитет — особый вид привилегии. Он наделяет своих обладателей единственным, зато весьма значительным преимуществом — правовой неприкосновенностью.
Анализируя сущность правовой неприкосновенности, можно выделить ряд признаков, характерных как для льгот и привилегий, так и для иммунитетов.
1. Они создают особый юридический режим, позволяют облегчать положение соответствующих субъектов, расширяют возможности по удовлетворению тех или иных интересов.
2. Иммунитеты призваны быть правостимулирующими средствами, побуждающими к определенному поведению и обозначающими положительную правовую мотивацию. Иммунитет, как верно отмечает С.В. Мирошник, в качестве правового стимула «представляет собой совокупность особых правовых преимуществ». Мирошник С.В. Правовые стимулы в российском законодательстве: Автореф. дисс. …канд. юрид. наук. Ростов — на — Дону, 1997. С. 15.
3. Иммунитеты являются гарантиями социально полезной деятельности, способствуют осуществлению тех или иных обязанностей.
4. Названные средства выступают своеобразными изъятиями, правомерными исключениями, установленными в специальных юридических нормах.
5. Они представляют собой формы проявления дифференциации юридического упорядочения социальных связей.
Вместе с тем иммунитеты имеют специфические признаки, свидетельствующие об их самостоятельной юридической природе и позволяющие выделить их в качестве отдельной правовой категории. Руднев В.И. Иммунитеты от уголовного преследования // Журнал российского права. 1998. N 7. С. 37.
По
общему правилу, нормативно-правовые
акты издаются с целью распространения
их предписаний на граждан данного
государства. Наделяя своих граждан
конституционными правами и свободами,
равно как и возлагая на них определенные
конституционные обязанности, государство
должно не только принимать меры к тому,
чтобы гарантировать соблюдение данных
конституционных требований н положений
в отношении граждан внутри страны,
но и оказывать им защиту и покровительство
за пределами государства. Закон Российской
Федерации от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве
Российской Федерации», например,
прямо предписывает всем государственным
органам России, дипломатическим
представительствам и консульским
учреждениям всячески содействовать
тому, чтобы гражданам Российской
Федерации была обеспечена возможность
в полном объеме пользоваться всеми
правами, установленными законодательством
государства их пребывания, международными
договорами Российской Федерации,
международными обычаями. Им вменяется
в обязанность защищать права и законные
интересы граждан, а «при необходимости
принимать меры для восстановления
нарушенных прав граждан Российской
Федерации»‘.
Когда
гражданин Российской Федерации является
одновременно гражданином другого
государства, т.е. имеет двойное гражданство,
он пользуется не только покровительством
России, но и покровительством «своего’*
нового государства. Двойное гражданство,
а следовательно, двойное покровительство
допускается, согласно Конституции
Российской Федерации (ч. 1 ст. 62, лишь в
одном из двух случаев, а именно: если
такая возможность предусматривается
федеральным законом или же если это
предусмотрено соответствующим
международным договором России.
Конституция Российской Федерации особо
акцентирует внимание на том, что наличие
у гражданина России иностранного
гражданства не умаляет его прав и свобод
и не освобождает от обязанностей,
вытекающих из российского гражданства,
если иное не предусмотрено в федеральном
законе или международном договоре
(ч. 2 ст. 62)
Законодательство
России, впрочем, как и законодательство
других стран, приравнивает иностранных
граждан и лиц без гражданства в отношении
прав и обязанностей к российским
гражданам. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции
Российской Федерации, иностранные
граждане и лица без гражданства
пользуются в России правами и несут
обязанности «наравне с гражданами
Российской Федерации, кроме случаев,
установленных федеральным законом или
международным договором Российской
Федерации».
В
соответствии с Конституцией Италии
правовое положение иностранцев и
лиц без гражданства «регулируется
законом в соответствии с международными
нормами и договорами» (ст. 10).
Конституция
и текущее законодательство Швеции
безоговорочно «уравнивают в правах»
иностранцев и лиц без гражданства со
шведскими гражданами лишь в определенных
вопросах. Именно — в вопросах защиты от
принуждения участвовать в собраниях
«с целью формирования мнений, или
в демонстрациях…»; защиты от смертной
казни, телесного наказания и пыток, а
также от медицинского воздействия в
целях принуждения или вопреки его
желанию; права на судебную проверку,
лишения свободы в связи с преступлением
или подозрением и совершении преступления;
защиты от обратной силы наказания и «от
обратной силы иного правового воздействия
за преступления»; защиты от привлечения
к суду «в определенных случаях»;
защиты «от неблагожелательного
отношения по признаку расы, цвета кожи
или этнического происхождения или по
признаку пола»; права на профессиональные
меры борьбы и права «на возмещение
при экспроприации или на основе
аналогичных распоряжений».
Что
же касается других вопросов, то иностранцы
и лица без гражданства уравниваются со
шведскими гражданами с определенными
изъятиями и оговорками. Последние в
обязательном порядке должны «вытекать
из особых предписаний закона».
Аналогичная
практика существует и в других странах.
В России, например, по Закону о правовом
положении иностранных граждан последние
не пользуются рядом прав и свобод,
которые, по существу, неотделимы от
гражданства. Они не могут избирать и
быть избранными в государственные
органы, участвовать в референдуме. Они
не могут быть назначены на определенные
государственные должности, например
прокурора, судьи, нотариуса, и занимать
их. На них не возлагаются определенные
конституционные обязанности, такие,
например, как обязанность нести военную
службу, которая является долгом и
обязанностью лишь гражданина Российской
Федерации (ст. 59, ч. 1, Конституции).
Наконец, в отношении трудовой деятельности,
социального обеспечения, пребывания
иностранцев и лиц без гражданства на
территории России, а также их
административной и уголовной
ответственности в законодательстве
установлен и осуществляется ряд
специальных правил.
Особое
положение в России, равно как и в других
странах, занимают дипломаты, консульские
работники и другие сотрудники зарубежных
госучреждений, пользующиеся
дипломатическим иммунитетом. В строгом
соответствии с международным и
национальным (внутренним) правом они
не подлежат аресту и задержанию. На них
не распространяется уголовная,
административная и в значительной части
гражданская юрисдикция государства
пребывания. Судебные, следственные и
иные (например, фискальные) органы,
к которым поступают требования о
начале производства следственных
действий в отношении лиц, пользующихся
дипломатическим иммунитетом, должны
заведомо признавать подобного рода
дела им не подведомственными. На
официальные власти страны пребывания
возлагается обязанность не только самим
не допускать по отношению к этим лицам
каких бы то ни было оскорбительных
выпадов и насилия, но и всячески ограждать
их от подобных действий со стороны
других лиц.
Исключение
из общего правила составляют следующие
случаи:
· нормативные акты, которые
распространяют свое действие на отдельные
категории лиц (например, законы о
военнослужащих, о беженцах и вынужденных
переселенцах и т.д.);
· из-под действия
нормативных актов данного государства
выведены лица, обладающие дипломатическим
иммунитетом.
Последнее означает, что
лица, обладающие дипломатическим
иммунитетом, не могут привлекаться к
уголовной и административной
ответственности за совершенное
преступление или проступок на территории
иностранного государства. Вопрос об
ответственности этих лиц решается
дипломатическим путем.
К лицам,
находящемся на территории действия
нормативно-правового акта,
относятся:
-граждане государства,
-иностранные
граждане (подданные),
— лица без
гражданства (апатриды).
Действие
нормативно-правовых актов по кругу лиц
обусловлено следующим обстоятельством:
все граждане, лица без гражданства,
иностранцы и юридические лица, находящиеся
на территории государства, подпадают
под сферу действия законодательства
государства, в котором они пребывают.
Юридическая наука и практика знает
принцип экстерриториальности. Это
юридическая фикция, согласно которой
определенные части территории государства
(здания иностранных посольств, миссий
или их средства транспорта), а также
дипломатические представители иностранных
государств признаются не находящимися
на территории государства, где они
реально пребывают, а юридически считаются
находящимися на территории того
государства, чье посольство помещается
в данном здании или чьими представителями
они являются. На началах взаимности
территории посольств в иностранных
государствах считаются территориями
соответствующих государств. Какие бы
то ни было посягательства на здание
посольства приравниваются к посягательствам
на территорию государства и рассматриваются
как факт нарушения международного
права.
Действие
нормативных актов по кругу лиц подчинено
общему правилу – нормативный акт
действует на всех лиц, находящихся на
территории данного государства независимо
от их гражданства. Из этого правила
имеется ряд исключений:
Некоторые
лица обладают дипломатическим имуннитетом,
и находясь за рубежом, не подпадают по
юрисдикцию соответствующего государства
пребывания (главы государств и
правительств, послы и т.д.)
Иностранные
граждане не подпадают под действие
некоторых нормативных актов (например,
о государственной службе, о выбора и
т.п.)
Лицо,
совершившее преступления против
государства, будет подлежать ответственности
независимо от места нахождения.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
НПА – это официальный документ, созданный компетентными органами гос-ва и содержащий обязательные юридические нормы (правила поведения).
Действие НПа – динамическая характеристика процесса реализации предписаний НПа, складывающиеся из совокупности внешних факторов, оказ-х влияние на результативное воздействие НПа на урегулированные им общ. отношения.
Действие НПа в пространстве означает установление пространственных масштабов (территории), в рамках кот-х НПа могут быть реализованы.
Под гос. территорией понимается часть земного шара, включающая сушу, недра, воздух, воду, кот. находится под суверенитетом данного гос-ва и на кот. гос-во распространят свою власть. (+ территория российских дипломатич. представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами РФ).
Действие НПа в простр-ве зависит, как правило, от 2х факторов: 1 – компетенции органа, принявшего данный акт; 2 – от юр. силы акта.
По действию НПа в пространстве НПа бывают (территориальный критерий):
1)Общегосударственными (действуют на всей территории гос-ва) Н: Конституция
2)региональными (акты органов субъектов гос-ва)
3)местными (действуют только на территории МО)
4)локальными (действуют только на территории конкретного учреждения, предприятия или организации).
В отдельных случаях НПА могут действовать на строго определенной в них, ограниченной террит. Н: район Крайнего Севера, территории, пострадавших от стихийных бедствий или техногенных катастроф.
Действие некоторых НПа может выходить за пределы территории отдельного гос-ва и наоборот, на территорию данного гос-ва могут распр. свое действие в соотв. с заключенными соглашениями НА другого гос-ва.
Наряду с внутрегос-венными НПа на террит. РФ также действ. и нормы международно-правовых актов.
Ч.4 ст 15 КРФ: Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Действие НПа по кругу лиц означает определение круга субъектов, в отношении кот. данный ПА обладает юр. силой. В соотв. с правовым статусом действие НПа распр. На субъектов в зависимости от таких факторов, как:
1)характер полит-правовой связи субъекта с гос-вом (граждане, иностранцы и л. без гражданства).
2)профессиональное положение.
3)соц. положение
4)домициль (место нахождения, место постоянного жит-ва лица).
Иностранные гр-не и лица без гра-ва пользуются в РФ правами и несут обяз-сти «наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных ФЗ или междунар. договором».
Юр. иммунитет
Иммунитет — термин, означающий освобождение определенного круга субъектов права из-под действия общих норм. удов. В конституционном праве привилегия должностных лиц некоторых категорий, заключающаяся в их неприкосновенности. Различаются, в частности, иммунитет парламентский (депутатский), иммунитет президентский и иммунитет судейский.
Юридический иммунитет – это специфическая привилегия, реализуемая в форме полного либо частичного изъятия отдельных субъектов права из сферы юридической ответственности с одновременным предоставлением им широкого круга дополнительных субъективных прав. Обладание юридическим иммунитетом является специфической юридической гарантией обеспечения надлежащего выполнения этими лицами возложенных на них особых международных, государственных или общественных обязанностей.
В отличие от других привилегий, юридический иммунитет характеризуется следующими формальными признаками: исключительный характер норм, составляющих его содержание; ограниченный круг субъектов — носителей права на иммунитет; строго регламентированный объем и характер, предоставляемых привилегий; целевое назначение иммунитета и его относительный характер. Функциями юридического иммунитета являются его гарантирующее, стимулирующее и компенсационное воздействие на субъектов права. Основной является гарантирующая функция иммунитета, реализуемая в трех направлениях: гарантирование надлежащего исполнения субъектом особых международных, государственных и общественных обязанностей; гарантирование отдельных принципов права; гарантирование безопасности субъектов иммунитета, а также их близких.