Иммунитет виды роль прививок

Иммунитет виды роль прививок thumbnail

Всевозможные вирусы и инфекции неизменно занимают первые места среди причин болезни. Последствия вирусных и инфекционных заболеваний могут быть довольно тяжелыми. Именно поэтому в развитых странах мира уделяется большое внимание профилактике инфекционных болезней. К сожалению, в арсенале современной медицины немного методов, способных эффективно защитить организм от инфекций. Главным оружием в арсенале современной медицины являются профилактические прививки, или вакцинация.

Что входит в состав вакцин и как они защищают человека от болезней?

В споре родилась истина

Слово «вакцина» происходит от латинского слова vacca – «корова». В 1798 году английский врач Эдвард Дженнер впервые провел медицинскую прививку: ввел в надрез на коже восьмилетнего мальчика содержимое оспины коровы. Благодаря этому ребенок не заболел натуральной оспой.

В начале ХХ века русский ученый Илья Мечников описал свой научный эксперимент: он воткнул в морскую звезду шип розы, и через некоторое время шип исчез. Так были открыты фагоциты – специальные клетки, которые уничтожают чужеродные организму биологические частицы.

Немецкий ученый Пауль Эрлих спорил с Мечниковым. Он утверждал, что главная роль в защите организма принадлежит не клеткам, а антителам – специфическим молекулам, которые образуются в крови в ответ на внедрение агрессора.

Этот научный спор имеет прямое отношение к исследованию механизма иммунитета (от лат. immunitas – освобождение, избавление от чего-либо). Коротко говоря, иммунитет – это невосприимчивость организма к инфекционным агентам и чужеродным веществам. Непримиримые научные соперники Мечников и Эрлих в 1908 году разделили Нобелевскую премию по физиологии и медицине. Оба оказались правы: фагоциты являются компонентом врожденного иммунитета, а антитела – приобретенного, который возникает в результате перенесенного заболевания или введения в организм вакцины.

Прививка иммунитета

Эффект прививки основан на том, что организм человека при проникновении антигенных «чужаков» вырабатывает к ним антитела – то есть формирует приобретенный иммунитет, благодаря которому организм не допускает размножения «вражеских» клеток в организме. Основным действующим компонентом вакцины – вещества, используемого для прививки, – является иммуноген, то есть структуры, аналогичные компонентам возбудителя заболевания, ответственным за выработку иммунитета.

Открытие метода вакцинации позволило человечеству достичь невероятных результатов в борьбе с инфекциями. В мире практически исчезли полиомиелит, оспа, скарлатина, корь; в тысячи раз снижена заболеваемость дифтерией, краснухой, коклюшем и другими опасными инфекционными заболеваниями. Прививки от некоторых заболеваний дают пожизненный иммунитет, именно поэтому их делают в первые годы жизни ребенка.

Выбирая вакцину – например, для прививки против вируса гриппа, – не стоит ориентироваться исключительно на импортный товар как более качественный и «экологически чистый». В состав всех вакцин, независимо от страны их производства, входят консерванты. Указание о необходимости их наличия содержится в рекомендациях ВОЗ. Назначение консервантов – обеспечить стерильность препарата в случае возникновения микротрещин на упаковке при транспортировке и хранения вскрытой первичной многодозной упаковки.

Специалисты считают, что прививки полезны для иммунной системы ребенка в качестве своеобразной «дополнительной информации». С четвертого дня жизни и до четырех-пяти лет детский организм находится в физиологическом состоянии «иммунологического обучения», то есть собирает максимум информации об окружающем его микробном и антигенном (то есть генетически чуждом) мире. Вся иммунная система настроена на этот процесс обучения, и прививки как вариант «подачи информации» переносятся гораздо легче и оказываются более эффективными, чем в более позднее время. Некоторые прививки (например, от коклюша) можно делать только в возрасте до 3 лет, поскольку потом организм будет реагировать на вакцину слишком бурно.

Многолетние наблюдения показали, что вакцинация не всегда бывает эффективной. Вакцины теряют свои качества при неправильном хранении. Но даже если условия хранения соблюдались, всегда существует вероятность, что стимуляции иммунитета не произойдет. «Отклика» на прививку не возникает в 5-15% случаев.

Будьте осторожны! Противникам прививок следует помнить, что последствия вирусных инфекций могут быть куда более серьезными, чем просто «детские» болезни.Например, после кори достаточно высока вероятность развития сахарного диабета первого типа (инсулинозависимого), а осложнением краснухи может быть тяжелые формы энцефалита (воспаления головного мозга).

Чем прививаемся?

Эффективность вакцинопрофилактики зависит от двух слагаемых: качества вакцины и здоровья прививаемого. Вопрос о необходимости и полезности прививок сегодня считается спорным. В статье 11 закона РФ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» утверждается полная добровольность вакцинирования, основанная на информированности о качестве и происхождении вакцины, обо всех плюсах и о возможных рисках прививки. Детям до 15 лет можно делать прививки только с разрешения родителей. Врач не имеет права приказывать, врач может только рекомендовать.

Сегодня существуют вакцины разнообразных видов, типов и назначений.

  • Живая вакцина – препарат, основу которого составляет ослабленный живой микроорганизм, потерявший способность вызывать заболевание, но способный размножаться в организме и стимулирующий иммунный ответ. К этой группе относятся вакцины против кори, краснухи, полиомиелита, гриппа и т.д. Положительные свойства живой вакцины: по механизму воздействия на организм напоминает «дикий» штамм, может приживляться в организме и длительно сохранять иммунитет, исправно вытесняя «дикий» штамм. Для вакцинации достаточно я небольшой дозы (обычно однократная прививка). Отрицательные свойства: живые вакцины трудно поддаются биоконтролю, чувствительны к действию высоких температур и требуют специальных условий хранения.
  • Убитая (инактивированная) вакцина – препарат, который содержит убитый патогенный микроорганизм – целиком или же его части. Убивают возбудителя инфекции физическими методами (температура, радиация, ультрафиолетовый свет) или химическими (спирт, формальдегид). К группе инактивированных относятся вакцины против клещевого энцефалита, чумы, брюшного тифа, вирусного гепатита А, менингококковой инфекции. Такие вакцины реактогенны, применяются мало (коклюшная, против гепатита А).
  • Химическая вакцина – препарат, который создается из антигенных компонентов, извлеченных из микробной клетки. К группе химических относятся вакцины против дифтерии, гепатита В, краснухи, коклюша.
  • Рекомбинантная (векторная, биосинтетическая) вакцина – препарат, полученный методами генной инженерии, с помощью рекомбинантной технологии. Гены вирулентного микроорганизма, отвечающий за синтез защитных антигенов, встраивают в геном какого-либо безвредного микроорганизма (например, дрожжевую клетку), который при культивировании продуцирует и накапливает соответствующий антиген. К группе рекомбинантных относятся вакцины против вирусного гепатита B, ротавирусной инфекции, вируса простого герпеса.
  • Ассоциированная (поливалентная) вакцина – препарат, содержащий компоненты нескольких вакцин. К группе поливалентных относятся адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина (АКДС-вакцина), тетравакцина (вакцины против брюшного тифа, паратифов А и В, а также столбнячный анатоксин) и АДС-вакцина (дифтерийно-столбнячный анатоксин).
Читайте также:  Витамины меллер для иммунитета

Источник

Вакцины (виды ,  живые, инактивированные, субъединичные, синтетические).  Цель - формирование  иммунитета после вакцины

ВАКЦИНЫ (лат. Vacca — корова) – иммунобиологические вакцинные препараты из бактерий, вирусов или продуктов их жизнедеятельности, которые применяются для активной иммунизации людей и животных с целью специфической профилактики и лечения заболеваний инфекционной этиологии. Термин «вакцина» объединяет различные препараты (живые, инактивированные, субъединичные, рекомбинантные, синтетические виды вакцин) и анатоксины (см. Анатоксин).

Живые вакцины

Основным принципом получения живых видов вакцин является атенуация, то есть снижение вирулентности микроорганизмов при сохранении исходной антигенности и иммуногенности.
В основу метода разработки живых вакцин заложено направлено культивирования микроорганизмов на питательных средах и пассажи на лабораторных животных или в культуре тканей. При культивировании атенуацию возбудителя можно достичь: добавлением в питательную среду веществ, которые имеют ингибирующие свойства (желчь, антибиотики и антисептики в суббактериостатичних концентрациях) применением «голодных» сред, не соответствуют по качественному составу потребностям микроорганизма; изменением оптимального температурного режима.

Так, известен туберкулезный вид вакцин БЦЖ была получена Кальметтом и Гереном в результате 236 последовательных пассажей вирулентного штамма Valle на картофельно-глицериновом среде в присутствии 10% желчи, к которой чувствителен возбудитель туберкулеза.

Вакцинные штаммы микроорганизмов должны быть апатогенными, то есть способными вызвать инфекционное заболевание людей и животных, иммунизированных ними. Для получения вакцинових штаммов вирусов применяют метод многократных пассажей в организме одного и того же вида животных или в культурах клеток. Классическим примером является живой иммуноген против бешенства, полученная Луи Пастером путем пассажей вируса уличного бешенства через мозг кролика.
Живые виды вакцин, моделируя иммунный ответ, адекватный перенесенном заболеванию, имеют существенные преимущества перед другими биопрепаратами по этому показателю.
Однако живые вакцины в зависимости от вида вид иммунитета имеют и некоторые недостатки: возможность реверсии вакцинового штамма в патогенную форму; гетерогенность микробной популяции, среди которых могут оставаться вирулентные микроорганизмы; трудности при стандартизации. Разработан живые вакцины на основе рекомбинантных штаммов микроорганизмов.
Принцип получения живых рекомбинантных вакцинных препаратов заключается в использовании непатогенных бактерий и вирусов, в геном которых встраивают гены протективных антигенов патогенных микроорганизмов. Рекомбинантные штаммы выполняют роль вектора (проводника), который экспрессирует специфические антигены патогенного микроорганизма. Поэтому рекомбинантные биопрепараты называют векторными видами вакцин.
Как векторы применяют, например, вирус осповакцины, непатогенные штаммы кишечной палочки, сальмонеллы. На практике используют живые рекомбинантные вакцины. против гепатита В, клещевого энцефалита.

Инактивированные вакцины

Для профилактики инфекционных заболеваний бактериальной и вирусной этиологии широко применяют инактивированные вакцины.

Важным условием эффективности этих видов вакцин является выбор инактиватора и оптимальных условий инактивации. Понятие «инактивированный» касается жизнеспособности микроорганизмов, входящих в состав вакцинного препарата.

Среди первых инактивированных вакцин формирующих стойкий вид иммунитета были вакцинные иммуногены против бешенства, оспы, ящура. Наиболее распространенными физическими методами инактивации микроорганизмов является гамма и ультрафиолетовые лучи, термоинактивации, фотодинамическая и ультразвуковая инактивация.

Из химических соединений для инактивации микроорганизмов чаще всего применяют формальдегид, бета-пропиолактон, глутаровый альдегид. Обязательное условие контроля инактивированных вакцинных препаратов — проверка стерильности. В отличие от живых, инактивированные виды вакцин подвергаются стандартизации по количеству микробных тел в определенном объеме, по антигенностью и иммуногенностью.

Субъединичные вакцины

Субъединичные (компонентные) вакцины — это иммуногенные препараты, представляющие собой химические компоненты, которые изымают из структуры микробной клетки или вируса. В состав субъединичных вакцин могут входить изолированные из структуры микробной клетки нуклеиновые кислоты (ДНК или РНК), рибосомы, белки, липополисахариды, глюцидолипопротеидни комплексы, содержащие протективного антигена.
Субъединичные виды вакцин имеют несомненные преимущества перед живыми и инактивированными: они менее реактогенна, характеризуются иммуногенной направленности, относятся к очищенных бактериальных и вирусных препаратов и, как правило, не вызывают при иммунизации побочных иммунологических эффектов. Рекомбинантные субъединичные вакцинные препараты готовят из очищенных белков, которые продуцируют рекомбинантные микроорганизмы. Клонированные ДНК, кодирующие протективный антиген, можно вводить в бактерии, дрожжи, клеточные культуры с целью получения антигена в количестве, достаточном для изготовления рекомбинантной субъединичной вакцины.

Типичным примером рекомбинантной субъединичной вакцины является антивирусный бактерин против гепатита В. Перспективным направлением развития и совершенствования современной вакцинологии признана разработка синтетических антигенов и биовакцин.

Синтетические вакцины

Синтетические вакцины — это ЛП, содержащие искусственно синтезированные пептиды, имитирующие небольшие участки протективных антигенов микроорганизма, которые способны и индуцировать иммунный ответ организма и защитить его от конкретного заболевания.

Примером таких вакцин являются синтетические биопрепараты против сальмонеллеза и гриппа. Для профилактики токсикоинфекций примесову анатоксины. Одним из основных критериев качества вакцинного препарата независимо от способа их получения является регламентирована реактогенность (до выпуска допускаются только нереактогенный и малореактогенныйм препарат). Для повышения иммуногенности антигенов, входящих в состав инактивированных, субъединичных, синтетических вакцин и анатоксинов, применяют адъюванты.

Адъюванты (лат. Adjuvare — помогать) — это разнообразные по происхождению и физико-химическими свойствами вещества: гель гидроокиси алюминия, алюмокалиевые квасцы, липиды, эмульгаторы, полимерные соединения (мурамилдипептид, поливинилпирролидон, полисахариды бактерий).

Механизм действия адъювантов заключается в создании «депо» антигена в месте введения В. и неспецифической стимуляции функциональной активности иммунокомпетентных клеток (макрофагов, Т- и В-лимфоцитов). Вакцина для определенного вида иммунитета, предназначены для иммунизации против одного заболевания, называют моновакцинами (напр. холерная или брюшнотифозная). Ассоциированные виды вакцин — препараты, предназначенные для одновременной вакцинации против нескольких инфекционных заболеваний (например., Вакцина АКДС, в состав которой входит антиген возбудителя коклюша, столбнячный и дифтерийный анатоксины). При обоснованном сочетании компонентов ассоциированных вакцин они способны вырабатывать вид иммунитета к каждой инфекции, практически не уступает иммунитета, который формируется в результате применения моновакцин.

В иммунологической практике применяют также термин «поливалентные вакцины». Это препараты, предназначенные для профилактики одной инфекции, которые содержат несколько серотипов возбудителя. Например, поливалентные вакцны против гриппа, лептоспироза.

Читайте также:  Пять лучших продуктов для иммунитета

Некоторые вакцинные препараты применяют также с целью терапии хронических инфекционных заболеваний. Особое место между профилактическими и лечебными вакцинами. занимает антирабический тип вакцинного препарата, применяемый с целью предупреждения заболевания инфицированных лиц, находящихся в инкубационном периоде. С лечебной целью применяют также аутовакцины, которые изготавливают путем инактивации культур микроорганизмов, изъятых у больного.
К вакцинам обязательного применения относятся: живая вакцина для профилактики туберкулеза БЦЖ; вакцинный препарат против полиомиелита; коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина, формирующая стойкий иммунитет после введения (АКДС), живая противокоревая вакцина; живая паротитная; против гепатита B.

В ветеринарной практике проводят прививки животных против вирусных заболеваний (бешенство, болезнь Ауески, чума плотоядных, оспа птиц, коз, вирусный гепатит утят, инфекционный ринотрахеит крупного рогатого скота, ящур и др.) и бактериальных заболеваний (эшерихиозы и сальмонеллез молодняка, лептоспироз, сибирская язва, колиентеротоксемия свиней, пастереллез и др.).

Противопоказания для вакцинации: острые инфекционные заболевания, обострение хронической инфекции, в т. ч. туберкулезная интоксикация, аллергические болезни; заболевания ЦНС: энцефалиты, энцефалопатии, судорожный синдром хронические заболевания паренхиматозных органов — почек, печени тяжелые заболевания сердечно-сосудистой системы, в т. ч. гипертоническая болезнь II, III степени; иммунодефицитное состояние; злокачественные опухоли и СПИД. Для формирования стойкого иммунитета после вакцины, нельзя ее применять ранее чем через 30 дней после выздоровления от гриппа, ангины, ОРВИ. Вакцины следует хранить в темном месте при температуре 2-10 ° С (в холодильнике).

Нарушение правил хранения вакцинного препарата приводит к повышению их реактогенности и снижение имуногенности.

Литература

  1. Сергеев В.А. Вирусные вакцины. — М., 1993;
  2. Медуницын Н.В. Вакцинологии. — М., 2004.

^Наверх

Полезно знать

  • Виноград культурный — Vitis vinifera
  • Винолечение
  • Выборка
  • Выборочное действие
  • Производство препаратов для животных

Источник

План урока

Раздел долгосрочного плана: 8.2А

Транспорт веществ

Школа:

Дата:

ФИО учителя:

Класс:

Участвовали:

Отсутствовали:

Тема урока:

Иммунитет. Виды иммунитета: врожденный и приобретенный. Виды вакцин и их роль в формировании приобретенного иммунитета. Профилактика инфекционных заболеваний.

Учебные цели для достижения на этом уроке (ссылка на учебную программу)

8.1.3.6 оценивать роль вакцинации в профилактике заболеваний

Уровни мыслительных навыков

Навыки высокого порядка

Цель урока

Все учащиеся могут: — различать виды иммунитета по происхождению, анализировать на конкретных примерах, где и как происходит вакцинация

Большинство учащихся могут:

объяснить сущность (механизм) вакцинации, соотносить особенности разных видов вакцин в зависимости от заболеваний.

Некоторые учащиеся могут: -оценивать, в чем смысл процесса всеобщей вакщинации для населения

Критерий оценки

  1. объясняют понятия: прививка, вакцина, вакцинация, сыворотка;

2. оценивают роль вакцинации в профилактике заболеваний.

Языковые цели

Учащиеся могут:

  1. Письменно объяснить понятия: прививка, вакцина, вакцинация, сыворотка;

  2. оценить роль вакцинации в профилактике заболеваний.

Лексика и терминология, специфичная для предмета:

Иммунитет активный и пассивный, иммунитет естественный и искусственный, иммунитет врожденный и приобретенный, вакцина, вакцинация, ревакцинация, прививка, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки.

Привитие ценностей

Умение работать в группах, помогать друг другу в получении знаний по теме, устанавливать контакт с учителем, усидчивость и необходимость доведения работы до конца

Межпредметная связь

Связь с географией, каких странах и континентах появляются те или иные заболевания.

Связь с экономикой при обсуждении эпидемий и пандемий, а также их значения для экономики страны.

Связь с историей: примеры эпидемий и пандемий на Земле.

Связь с химией при изучении крови, как изменяется её состав после введения вакцины.

Предшествующие знания

Ранее учащиеся изучили строение крови, виды клеток крови, виды и функции лейкоцитов, понятие иммунитета, механизм фагоцитоза, гуморальный иммунитет. (в 8 классе)

Ход урока

Запланированные этапы урока

Виды запланированных упражнений на уроке

Ресурсы

Начало урока 0-2 мин.

2- 5 мин

5-10 мин

10-12мин

Приветствие и психологический настрой на урок.

Применение метода «Электрическая цепь». В электрической цепи есть ключ, начало цепи, один или несколько тумблеров и конец.

Дети выстраиваются вдоль своих парт змейкой, берутся за руки и начиная с учителя, который, желая всем хорошего настроения и удачной работе, пристраивается к началу цепи и крепким рукопожатием с первым учеником, по волне должен передать следующему, и так до последнего.

  1. (И) Повторение материала с целью актуализации знаний.

а) Мозговой штурм (учитель спрашивает каким было домашнее задание)

б) с помощью дифференцированного письменного задания по вариантам («Быстро, смело, умно»): Индивидуально каждому ученику выдаются задания на листах разного цвета бумаги.

1 вариант (базовый- зеленый) – задание на соответствие;

2 вариант (средний уровень- желтый) – заполнение пропущенной информации в схеме;

3 вариант (повышенный уровень — красный) – Заполнить таблицу.

(Смотреть в приложениях.)

Критерии оценивания задания:

1. Определены отличительные особенности клеток крови и их функций.

2. Определены виды иммунитета по классификациям. 3 . Заполняется таблица правильных ответов.

По завершению учащиеся проверяют правильность ответов по вывешенному дескриптору (таблицы правильных ответов). Самооценивание работ. Ученики сами себе присваивают похвальные смайлики.

ФО. Обсуждение результатов формативного оценивания. Получают одобрение от учителя в виде похвалы.

3. Вызов. Анализ визуальной информации. Учащимся демонстрируется видеоролик «Как мы победили оспу». После просмотра учитель сообщает задание для групп.

(Г) Учащиеся делятся на пять групп методом выбора цвета лепестков ромашки (25 лепестков, по 5 каждого цвета):

  • Биологи- Какое влияние оказывает болезнь на организм человека?

  • Врачи — В чем трудность лечения болезни?

  • Географы — Как оспа завоёвывала государства и города?

  • Историки — В чем состояла сущность первых прививок?

  • Экономисты — Почему оспу считали национальным бедствием?

Учащимся после минутного обсуждения в группе необходимо объяснить, описанную в видеоролике, с точки зрения своей позиции проблему.

Обсуждение задания. Группы составляют постеры. Выступления и защита постеров.

ФО. Обсуждение результатов защиты постеров, и выбор самого лучшего методом хлопков

4. Целеполагание. Совместно с учащимися формулируются главная тема и цели урока: записывает на доске и рекомендует детям сделать то же самое. Молчаливое одобрение

Середина урока

12-16мин

16-20 мин

Читайте также:  Что такое наследственный иммунитет и приобретенный иммунитет

20-24мин

24-28мин

28-32мин

1. (И) Изучение базовых понятий урока. Для развития навыка знания и понимания, учащиеся соотносят термины и их определение, после чего записывают ключевые слова в тетрадь и дают им определения. В качестве поддержки, учащиеся используют учебник.

• Вакцина — препарат для предохранительных лечебных прививок против заразных болезней.

• Вакцинация — введение антигенного материала с целью вызвать иммунитет к болезни.

• Иммунитет – способность организма сопротивляться инфекциям и возбудителям болезней.

• Иммунный ответ — ответная реакция, включающая

образование антител на антигены возбудителей инфекции.

• Сыворотка – часть крови, содержащая совокупность антигенов, применяемая для лечения каких – либо вирусных заболеваний.

Дескриптор:

— отыскивают термины, подчеркивают карандашом и приводят термины и их определение

— вписывают термины в тетрадь

ФО. Методом «Сигналы руки» после обращения учителя о готовности работы, дети поднимают руку. Сигналы предварительно озвучиваются

— большой палец руки направлен вверх: я все понимаю и могу объяснить;

− большой палец руки направлен вниз: я все еще не понимаю;

− помахать рукой: я не уверен;

Учитель разъясняет не понятое, подсказывает, где это найти в учебнике

2. Объяснение учителем механизма вакцинации. Внимательный просмотр 46 секундного видеоролика

Просмотр анимации «Как действует вакцина».

Учитель даёт устное задание «Всем всё понятно?»

Дескриптор

Осознают и понимают действие вакцины

ФО учащиеся взаимооцениваются хлопками и похвалой учителя

3. (Г) Исследование видов вакцин и их применение.

Из интернет – ресурсов дети должны найти от каких инфекционных заболеваний, в каком возрасте и в каком состоянии делают прививки. Группы получают задания и вносят в единую таблицу. оформить в виде таблицы в тетрадь.

  • БЦЖ-1гр

  • АКДС- 2гр

  • КПК- 3гр

  • ОПВ- 4гр

Какие инфекционные заболевания, можно избежать если сделать прививку?

Тип

От каких болезней делают

возраст

1

БЦЖ

2

АКДС

3

КПК

4

ОПВ

Дескриптор: Заполняют графы таблицы

Для дополнительной информации для не справившихся с заданием БЦЖ – туберкулез. 4 – 6 сутки жизни.

АКДС – коклюш – столбняк – дифтерия. 3, 5, 6 мес

КПК– корь – паротит- краснуха. 12 мес.

ОПВ — полиомиелит 1-2, 2-3, 7-8, 15-16 лет

ФО Одобрением оценивает работу каждой группы, выявляет лидера (лидеров) при выполнении этого задания. Раздаёт похвальные «звёзды»

4(Г). Возможность иммунизации населения Казахстана для профилактики данных заболеваний. Метод «Нашёл сам и поделись с другим»

Ученикам необходимо с помощью ресурсов интернета/медицинской энциклопедии определить возможность иммунизации населения Казахстана для профилактики данных заболеваний. Группы, после анализа информации, выступают со свои сообщением перед одноклассниками.

Дескриптор:

1. объясняют сущность (механизм) вакцинации;

2. Оценивают вакцинацию как метод борьбы с инфекциями.

ФО. По окончание работы проводится взаимная оценка учащихся, методом разноцветных флажков.

Учитель предлагает изменить классное пространство и провести игру, изменив рабочие места.

5. Проведение игры-спора «За и против прививок»

По желанию учеников выбираются две команды по 4 человека, остальные зрители. Одна выступает с доказательствами пользы вакцинации, а команда-оппонент о ее вреде.

Дескриптор:

Приводят доказательства пользы и вреда вакцинации.

ФО. Зрители оценивают работу и свое отношение к процессу вакцинации поднимая красную – «против» и зеленую – «за». Самый внимательный и активный высказывает компромиссное отношение и пожелание.

Ученики ищут в учебнике эти понятия, стр. 91

https://www.youtube.com/watch?v=pYJKkhEZZkw

Интернет ресурсы, учебник, энциклопедия

Конец урока: 32-36мин

36-38мин

38-40мин

Закрепление пройденного материала. Вернуться в свои группы и подвести итоги урока

1(Г) Составить синквейн на темы

  1. Иммунитет

  2. Вакцина

  3. Инфекция

  4. Антитела

  5. Эпидемия

Дескриптор

Составляют синквейн

ФО. По желанию учеников, зачитываются синквейны. Учитель вместе с остальной аудиторией, если есть, какие- то недочеты, их исправляет.

2. Рефлексия

Учитель возвращается к целям урока, обсуждая уровень их достижения. Просит учеников на стокерах оценить уровень достижений:

— что узнал, чему научился;

— что осталось непонятным;

— над чем необходимо работать.

Ученики приклеивают их к «ДЕРЕВУ БЛОБА»

3. Домашнее задание.

— Учитель просит учеников подготовить эссе на тему: «Инфекционные заболевания и их профилактика».

— Ознакомиться с содержанием §19, 20.

Учебник «Биология» 8 кл. «Атамура»

Стр.93

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень освоения материала учащимися?

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности

Учащимся, которые менее способны предоставлены задания более простого уровня, на уроке им дается большее количество времени на поисковую работу. На уроке предоставляется визуальная информация. Игра-спор позволят развить творческие и интеллектуальные способности всех учащихся.

Ученикам с высоким уровнем знаний предлагается выполнить оценку работы других учеников

На 1этапе метод похвалы

На 2 этапе — метод хлопков

На 3 этапе — метод «звезды»

На 4 этапе метод «светофор»

Обратная связь – методом «Дерево»

Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время выполнения групповых заданий.

Рефлексия по уроку

Была ли реальной и доступной цель урока или учебные цели? Все ли учащиеся достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему? Правильно проводилась дифференциация на уроке? Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока? Были ли отклонения от плана урока, и почему?

Тема урока очень насыщенная, она вмещает в себя вопросы и истории вакцинации и методов осуществления прививок, их названий и от каких они заболеваний. В домашних условиях изучить ее очень трудно, поэтому основные момены нужно будет разобрат на уроке, но и к домашнему заданию нужно отнестись серьёзно.

Общая оценка

Две вещи, лучше всего прошедшие на уроке (касающиес преподавания и обучения)?

1:

2:

Что могло бы посодействовать тому, чтобы урок прошел еще лучше? (касающиеся преподавания и обучения)?

1:

2:

Что я выяснил на этом уроке о классе или о достижениях/затруднениях отдельных учеников на что обратить внимание на следующем уроке?

Источник