Иммунитет военных кораблей определение военного корабля
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 августа 2018;
проверки требуют 2 правки.
Международное морское право (международное морское публичное право) — совокупность принципов и правовых норм, устанавливающих режим морских пространств и регламентирующих отношения между государствами по вопросам использования Мирового океана. В настоящее время большинство норм международного морского права объединены в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Все остальные международные договоры (в том числе двусторонние и региональные соглашения), содержащие предписания, касающиеся этой отрасли, в основном дополняют или детализируют нормы Конвенции.
Субъекты[править | править код]
Субъектами международного морского права являются субъекты международного права, то есть государства и международные межправительственные организации.
Источники[править | править код]
Длительное время единственным источником международного морского права являлись обычаи.
В настоящее время основным источником международного морского права является Конвенция ООН по морскому праву 1982 года[1].
Международные отношения в сфере международного морского права регулируются также следующими конвенциями:
- Женевские конвенции 1958 года;
- Международная конвенция по охране человеческой жизни на море, 1974 года (СОЛАС-74);
- Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78);
- Международная конвенция по Поиску и спасению на море (САР-79);
- Международная конвенция по Грузовой марке (КГМ);
- Конвенция по Облегчению формальностей в Международном Морском Судоходстве (ФАЛ-65);
- Конвенция о борьбе с незаконными актами против безопасности морского судоходства (SUA-88);
- Международная Конвенция по Спасению Имущества (SALVAGE-89);
- Международная Конвенция о Гражданской ответственности за Ущерб от Загрязнения Нефтью (CLC-69);
- Международная Конвенция по (КОС-69) обмеру судов (TONNAGE-69);
- Конвенции Международной Организации Труда (МОТ КОНВЕНЦИИ);
- Международный Кодекс по Управлению Безопасностью (МКУБ);
- Международный Кодекс Морской Перевозки Опасных Грузов (МКМПОГ);
- Международный Кодекс по Конструкции и Оборудованию Судов, перевозящих опасные Химические грузы наливом (МКХ);
- Международный Кодекс по Конструкции и Оборудованию Судов, перевозящих сжиженные Газы грузы наливом (МКГ);
- Международный Кодекс Безопасности Высокоскоростных судов (HSCCode);
- Наставление по поиску и спасению для торговых судов, 1995 г. (МЕРСАР-95);
- Международная Авиационное и Морское Наставление по Поиску и Спасению (ИАМСАР);
- Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года;
- Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несению вахты 1978 года;
- Конвенция о международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 года;
- Договор по Антарктике 1959 года
и многими другими.
Помимо многосторонних договоров государства заключают также локальные двусторонние и многосторонние договоры по различным вопросам морской деятельности:
- Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах 1973 года;
- Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря 1974 года;
- Конвенция о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана 1980 года;
- Конвенция о защите Чёрного моря от загрязнения 1992 года;
- Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики 1980 года;
- Конвенция по защите морской среды Каспийского моря 2003 года.
Принципы международного морского права[править | править код]
Принцип свободы открытого моря[править | править код]
Этот принцип — один из старейших в международном морском праве. Описание ему дал ещё Г. Гроций в своей работе «Mare liberum» 1609 года. Сегодня, согласно Конвенции ООН по морскому праву, он гласит: «Никакое государство не может претендовать на подчинение открытого моря или его части своему суверенитету» (ст. 89); оно открыто для всех государств — как имеющих выход к морю, так и не имеющих его. Свобода открытого моря включает в себя:
- свободу судоходства;
- свободу полётов;
- свободу прокладки трубопроводов и кабелей;
- свободу возводить искусственные острова и другие установки;
- свободу рыболовства;
- свободу научных исследований;
Кроме этого, устанавливается, что открытое море должно использоваться в мирных целях.
Принцип исключительной юрисдикции государства над судами своего флага в открытом море[править | править код]
Статья 92 Конвенции по морскому праву гласит: торговое судно в открытом море подчиняется исключительной юрисдикции государства своего флага и в его законную деятельность не вправе вмешиваться никто, кроме случаев, когда:
- судно занимается пиратством;
- судно занимается работорговлей;
- судно занимается несанкционированным вещанием, то есть передаёт в нарушение международных правил радио- и телепрограммы, предназначенные для принятия населением (за исключением сигналов бедствия). В этом случае арестовать судно и конфисковать аппаратуру может:
- государство флага судна;
- государство регистрации вещательной установки;
- государство, чьим гражданином является лицо, осуществляющее вещание;
- любое государство, где могут приниматься передачи;
- любое государство, санкционированной связи которого такое вещание производит помехи.
- судно не имеет национальности (плывёт без флага);
- судно плывёт без флага или под флагом иностранного государства, но в действительности имеет ту же национальную принадлежность, что и задерживающий военный корабль.
Принцип мирного использования мирового океана[править | править код]
Другой важный принцип международного морского права — принцип мирного использования Мирового океана. Он следует из принципов мирного разрешения споров и неприменения силы или угрозы силой. В соответствии с ним морские пространства должны использоваться исключительно в мирных целях.
Принцип суверенитета государств над внутренними морскими водами и территориальным морем[править | править код]
Принцип защиты морской среды[править | править код]
По-иному: принцип предотвращения загрязнения морской среды. Впервые закреплён в Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. в виде установления запретных для слива нефти с судов зон.
Принцип иммунитета военных кораблей[править | править код]
Принцип гласит: военные и иные государственные суда, используемые в некоммерческих целях, обладают иммунитетом. Ограничение этому: случаи, когда такие суда нарушают правила мирного прохода через территориальные воды иностранного государства. Власти этого государства могут потребовать немедленно покинуть их территориальные воды. А за любой ущерб, нанесённый военным судном в результате нарушения правил мирного прохода, несёт международную ответственность государство флага.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года[править | править код]
В 1970 году Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций приняла резолюцию, объявив ресурсы дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции «общим наследием человечества», которые не вправе присваивать себе ни одно государство или лицо.
В 1973 году Ассамблея созвала третью Конференцию Организации Объединённых Наций по морскому праву, результатом работы которой стало принятие в 1982 году Конвенции Организации Объединённых Наций по морскому праву. В 1994 году было принято дополнительное Соглашение об осуществлении части XI Конвенции. Конвенция и Соглашение вступили в силу соответственно 16 ноября 1994 года и 28 июля 1998 года.
В настоящее время Конвенция подписана 168 и ратифицирована 150 государствами[2][3].
Конвенция ООН по морскому праву предусматривает нормативное регулирование следующих международно-правовых институтов:
- территориальное море и прилежащая зона;
- проливы, используемые для международного судоходства;
- архипелажные воды;
- исключительная экономическая зона
- континентальный шельф;
- открытое море;
- международный район морского дна.
Права государств, не имеющих выхода к морю[править | править код]
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года устанавливает определённые права для государств, не имеющих выхода к морю, то есть государств, которые не имеют морского побережья:
- Такие имеют право на доступ к морю и от него в целях осуществления прав, предусмотренных в настоящей Конвенции, в том числе прав, относящихся к свободе открытого моря и общему наследию человечества. С этой целью они пользуются свободой транзита через территории государств транзита всеми транспортными средствами[4]. При этом транзитное движение не подлежит обложению никакими таможенными пошлинами и налогами или другими сборами, за исключением сборов, взимаемых за конкретные услуги, оказываемые в связи с таким движением[5].
- Государства транзита должны принимать все надлежащие меры с целью избежать задержек или других трудностей технического характера в транзитном движении[6].
- Суда, плавающие под флагом государств, не имеющих выхода к морю, пользуются в морских портах тем же режимом, что и режим, который предоставляется другим иностранным судам[7].
Интересные факты[править | править код]
- Морские споры, наряду с территориальными, составляют значительную часть споров, представляемых государствами в Международный суд ООН, что в самом Суде объясняют общим для всех государств стремлением к экспансии[8].
Примечания[править | править код]
- ↑ Конвенция вступила в силу 16 ноября 1994 года
- ↑ Список государств, ратифицировавших Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года, в хронологическом порядке
- ↑ 24 государства, подписавших Конвенцию, не ратифицировали её: Афганистан, Бурунди, Бутан, Доминиканская республика, Иран, Камбоджа, Колумбия, Либерия, Ливия, Лихтенштейн, Малави, Нигер, ОАЭ, Республика Конго, Руанда, Сальвадор, Свазиленд, Северная Корея, США, Таиланд, Центральноафриканская Республика, Чад, Швейцария, Эфиопия
- ↑ См. статью 125 Конвенции по морскому праву 1982 года
- ↑ См. статью 127 Конвенции по морскому праву 1982 года
- ↑ См. статью 130 Конвенции по морскому праву 1982 года
- ↑ См. статью 131 Конвенции по морскому праву 1982 года
- ↑ https://www.un.org/russian/icj/ch6.htm
Литература[править | править код]
- Ф. С. Бойцов, Г. Г. Иванов, А. Л. Маковский. «Морское право» (1985)
- Международное морское право. Учебное пособие. Под ред. С. А. Гуреева. М, «Юридическая литература», 2003 г.
Ссылки[править | править код]
- Морское право // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Текст Конвенции ООН по морскому праву 1982 года
- База данных документов по морскому праву Rise::Морское право
Статья 94
Обязанности государства флага
1. Каждое государство эффективно осуществляет в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом.
2. Каждое государство, в частности:
a) ведет регистр судов с указанием названий судов, плавающих под его флагом, и их данных, кроме тех судов, которые исключены из общепринятых международных правил вследствие их небольших размеров; и
b) принимает на себя в соответствии со своим внутренним правом юрисдикцию над каждым судном, плавающим под его флагом, и над его капитаном, офицерами и экипажем в отношении административных, технических и социальных вопросов, касающихся данного судна.
3. Каждое государство в отношении судов, плавающих под его флагом, принимает необходимые меры для обеспечения безопасности в море, в частности в том, что касается:
a) конструкции, оборудования и годности к плаванию судов;
b) комплектования, условий труда и обучения экипажей судов с учетом применимых международных актов;
c) пользования сигналами, поддержания связи и предупреждения столкновения.
4. В число таких мер входят меры, необходимые для обеспечения того, чтобы:
a) каждое судно перед регистрацией, а в дальнейшем через соответствующие промежутки времени, инспектировалось квалифицированным судовым инспектором и имело на борту такие карты, мореходные издания и навигационное оборудование и приборы, какие необходимы для безопасного плавания судна;
b) каждое судно возглавлялось капитаном и офицерами соответствующей квалификации, в частности, в области судовождения, навигации, связи и судовых машин и оборудования, а экипаж по квалификации и численности соответствовал типу, размерам, механизмам и оборудованию судна;
c) капитан, офицеры и, в необходимой степени, экипаж были полностью ознакомлены с применимыми международными правилами по вопросам охраны человеческой жизни на море, предупреждения столкновения, предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды и поддержания связи по радио и были обязаны соблюдать такие правила.
5. Принимая меры, предусмотренные в пунктах 3 и 4, каждое государство обязано придерживаться общепринятых международных правил, процедур и практики и предпринимать все необходимые шаги для обеспечения их соблюдения.
6. Государство, которое имеет явные основания полагать, что надлежащая юрисдикция и контроль в отношении какого-либо судна не осуществляются, может сообщить о таких фактах государству флага. По получении такого сообщения государство флага обязано расследовать этот вопрос и, когда это уместно, принять любые меры, требуемые для исправления положения.
7. Каждое государство организует расследование достаточно квалифицированным лицом или лицами или под их руководством каждой морской аварии или навигационного инцидента в открытом море, с участием плавающего под его флагом судна, приведшего к гибели граждан другого государства или к нанесению им серьезных увечий, или серьезному ущербу судам или установкам другого государства, или морской среде. Государство флага и другое государство сотрудничают в проводимом этим другим государством любом расследовании любой такой морской аварии или навигационного инцидента.
Принцип гласит — военные и иные государственные суда, используемые в некоммерческих целях обладают иммунитетом. Ограничение этому — случаи, когда такие суда нарушают правила мирного прохода через территориальные воды иностранного государства. Власти этого государства могут потребовать немедленно покинуть их территориальные воды. А за любой ущерб, нанесённый военным судном в результате нарушения правил мирного прохода, несёт международную ответственность государство флага.
47. Внутренние морские воды. Территориальное море. Открытое море
Вну́тренние во́ды — часть водной территории государства.
Внутренние воды состоят из морских и неморских вод.
Внутренними неморскими водами являются воды рек, озёр, каналов и иных водоёмов, в том числе пограничные воды, расположенные в пределах государственных границ.
К числу внутренних морских вод относятся морские воды, в том числе воды государств-архипелагов, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчёта ширины территориального моря; воды портов; воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, и если их ширина не превышает 24 морских миль; а также исторические моря и заливы
Территориальные воды (территориальное море) — полоса моря (океана), прилегающая к берегу, находящемуся под суверенитетом прибрежного государства, или к его внутренним водам, и составляющая часть государственной территории.
На территориальные воды, а также их поверхность и недра, воздушное пространство над ними распространяется суверенитет прибрежного государства. Режим территориальных вод регулируется Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.[1], а также внутренним законодательством отдельных государств.
Отсчёт территориальных вод происходит от линии наибольшего отлива (если берег имеет спокойные очертания) либо от границ внутренних вод, либо от так называемых базисных линий (воображаемых прямых линий, соединяющих выступы берега в море, если побережье глубоко изрезано, извилисто или если вблизи берега есть цепь островов).
Международное право не допускает расширения территориальных вод за пределы 12 морских миль (22,2 км), однако некоторые государства в одностороннем порядке установили более широкие территориальные воды (например, Бразилия, Перу, Сьерра-Леоне, Уругвай, Эквадор и др.).
Суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальные воды при условии соблюдения положений Конвенции (проход не должен нарушать безопасность прибрежного государства, подводные лодки могут проходить только в надводном положении и т. д.). Согласно внутреннему законодательству некоторых государств, иностранные военные корабли могут проходить через их территориальные воды и заходить во внутренние морские воды только по предварительному разрешению правительства соответствующего государства.
Осуществление иностранными судами морского промысла, гидрографических работ и исследований в территориальных водах большинства государств (при отсутствии специального соглашения) запрещается.
Открытое море — морское пространство, находящееся за внешними пределами территориального моря, на которое не распространяется суверенитет какого-либо государства или государств, и находящееся в общем и равноправном пользовании всех народов. Для определения открытого моря важны оба его признака: 1) оно не подчинено суверенитету какого-либо государства; 2) оно находится за пределами территориального моря. Таким образом, прилежащая зона, исключительная экономическая зона представляют собой районы открытого моря со специфическим правовым режимом[1].
Пользование водами открытого моря
Пользование водами открытого моря осуществляется на основе общепризнанного в международном праве императивного принципа свободы открытого моря, устанавливающего, что никакое государство не вправе распространять свой суверенитет на какую-либо часть открытого моря и воздушного пространства над ним или препятствовать другим государствам пользоваться свободами открытого моря. Этот принцип закреплен и конкретизирован Конвенцией об открытом море 1958 г. и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.
Свободы открытого моря
Свободы открытого моря не являются абсолютными и осуществляются в соответствии с условиями, закрепленными в Конвенции ООН по морскому праву (Ст. 87 и 89).
Свободы открытого моря включают в себя:
- свободу судоходства;
- свободу полётов;
- свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы;
- свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые в соответствии с международным правом;
- свободу рыболовства и морского промысла;
- свободу научных исследований и др.
Свобода судоходства
Свобода судоходства означает, что суда под флагами как прибрежных государств, так и государств, не имеющих выхода к морю, имеют право плавания в открытом море.
Военные корабли пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого-либо государства, кроме государства флага. Иммунитет военного корабля не означает предоставление ему неограниченных прав. Так, в исключительной экономической зоне запрещено проводить боевые стрельбы, глубинные бомбометания и т.п.