Иммунитетом называют способность организма избавляться от
Статья профессионального репетитора по биологии Т. М. Кулаковой
Иммунитет — способность организма распознавать вторжение чужеродного материала и мобилизовать клетки и образуемые ими вещества на более быстрое и эффективное удаление этого материала.
Фрэнк Бёрнет, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине.
Словарь основных терминов
• Иммунитет – способность организма защищать себя от бактерий, вирусов, чужеродных тел, избавляться от них и благодаря этому сохранять постоянство внутренней среды организма.
• Фагоцитоз – процесс «заглатывания» лейкоцитами микроорганизмов, а также остатков мёртвых клеток и других частиц, например, пыли в лёгких.
• Фагоциты – некоторые лейкоциты, осуществляющие процесс фагоцитоза. Фагоциты способны к амёбоидному движению, благодаря образованию ложноножек.
• Антитела – белки, вырабатывающиеся В-лимфоцитами в ответ на присутствие чужеродного вещества – антигена. Антитела строго специфичны. Человеческий организм способен образовать примерно 100 миллионов различных антител, распознающих практически любые чужеродные вещества.
• Антиген – чужеродная молекула, вызывающая образование антител. Антигенами могут быть микробы, вирусы, любые клетки, состав которых отличается от состава собственных клеток организма.
• Антитоксин – специальное защитное вещество. Антитоксины нейтрализуют циркулирующие в крови яды микробов.
• Вакцина – препарат, содержащий убитых или ослабленных возбудителей заболевания, т.е. препарат, содержащий небольшое количество антигенов.
• Лечебная сыворотка – препарат, содержащий готовые антитела. Сыворотка готовится из крови животных, которые раньше специально заражались возбудителем заболевания. Иногда сыворотка готовится из крови человека, переболевшего заболеванием, например гриппом.
• Макрофаги – крупные клетки способные к фагоцитозу, находящиеся в тканях. Выполняют санитарную и защитную функции.
Органы иммунной системы
1. Тимус (вилочковая железа) расположена позади грудины. Функционирует только у детей. Играет важную роль в развитии иммунной системы. В тимусе образуются и созревают Т–лимфоциты.
2. Костный мозг содержится в трубчатых костях. В нем образуются клетки крови — эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, макрофаги. Рождающиеся здесь лимфоциты мигрируют в тимус. Дозревая там, они образуют Т-лимфоциты.
3. Лимфоузлы – узлы, расположенные по ходу лимфатических сосудов. Они содержат лимфоциты. Фильтруют лимфу, очищая её от вирусов, бактерий, раковых клеток.
4. Селезёнка – орган, в котором формируются лимфоциты. Является биологическим фильтром — удаляет состарившиеся, повреждённые клетки крови, растворяет и поглощает бактерии и другие чужеродные вещества. Выполняет роль депо крови.
Неспецифическая сопротивляемость обеспечивается:
1. Непроницаемостью здоровой кожи и слизистых оболочек для микроорганизмов;
2. Наличием защитных органов: печени, лимфоузлов, селезёнки;
3. Наличием бактерицидных веществ в жидкостях: в слюне, слезах, крови, лимфе, тканевой жидкости.
4. Выделения потовых и сальных желёз, а также соляная кислота выполняют защиту от микроорганизмов.
Наш организм имеет несколько форм защиты от чужеродных тел и соединений.
Неспецифический иммунитет – самая древняя форма иммунитета, осуществляется лейкоцитами путём фагоцитоза. Специфический иммунитет – это способность организма распознавать вещества, отличные от его клеток и тканей, и уничтожать только эти антигены.
Давайте вспомним, кто такие лимфоциты. Эти клетки составляют 20 – 40 % белых кровяных телец. Лимфоциты, в отличие от всех других лейкоцитов, способны не только проникать в ткани, но и возвращаться обратно в кровь. Лимфоциты представляют центральное звено иммунной системы организма.
В организме имеются два типа лимфоцитов – Т-клетки и В-клетки.
Т-лимфоциты возникают в костном мозге, проходят этап созревания в тимусе и затем расселяются в лимфатических узлах, селезёнке или в крови, где на их долю приходится 40 – 70 % всех лимфоцитов. Т-лимфоциты способны распознавать антигены.
В-лимфоциты образуются в костном мозге, дозревают в лимфоидной ткани червеобразного отростка, миндалинах. В-лимфоциты, получив информацию об антигене от Т-лимфоцита, начинают стремительно размножаться и синтезируют антитела.
Клеточный и гуморальный механизмы иммунитета
Клеточный иммунитет: Т-лимфоциты распознают микроорганизмы, вирусы, трансплантированные органы и ткани, злокачественные клетки. В реакции участвует вся иммунная клетка, свободные антитела при этом не выделяются.
Гуморальный иммунитет: В-лимфоциты выделяют антитела в плазму крови, тканевую жидкость и лимфу. Одни антитела склеивают микроорганизмы, другие осаждают склеенные частицы, а третьи разрушают, растворяют их.
Типы иммунитета:
Естественный | Искусственный | |
Пассивный | Материнские антитела проникают через плаценту в кровь плода и обеспечивают защиту младенца. В первые дни жизни младенец через молоко получает антитела , которые всасываются в кишечнике без расщепления. | Введение антител обеспечивает немедленную защиту от инфекции.однако такая защита действует недолго, поскольку количество антител постепенно снижается. |
Активный | Организм сам производит антитела в результате инфекции. Корь, ветрянная оспа, коклюш, свинка обычно оставляют стойкий иммунитет. | Введение вакцин вызывают появление антител в плазме привитого человека. В настоящее время разработаны приёмы создания антител при помощи современных методов биотехнологии. |
Воспалительный процесс.
При ранении участка тела возникает местная реакция, проявляющаяся в отёке и болезненности. Такое состояние называют воспалением. Воспаление сопровождается следующими признаками:
1. Происходит местное расширение капилляров, в результате чего усиливается приток крови к данному участку. Происходит покраснение и повышение температуры.
2. Вследствие усиления проницаемости капилляров, плазма и лейкоциты выходят в окружающие ткани. Возникает отёк.
3. Лейкоциты направляются к бактериям, происходит фагоцитоз. Если фагоцит поглощает больше микробов, чем он может переварить, то он гибнет. Смесь погибших и живых фагоцитов и бактерий называется гноем.
4. Возникающие признаки приводят к раздражению рецепторов, вызывающее ощущение боли.
Подготовка к ЕГЭ по биологии и поступлению в медицинский вуз.
Мы используем файлы cookie, чтобы персонализировать контент, адаптировать и оценивать результативность рекламы, а также обеспечить безопасность. Перейдя на сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Иммунитет – это способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и благодаря этому сохранять химическое и биологическое постоянство внутренней среды и собственных тканей.
Боевая задача, которую природа поставила перед нашей внутренней охраной — гарантия полной безопасности организма, т.е. обеспечение иммунитета.
Человек, как и все другие живые существа, подвергается постоянным атакам со стороны микробов, вирусов, паразитов. Микробы проникают с вдыхаемым воздухом, пищей, через мочеполовой тракт, повреждения на коже, а так же изнутри нашего собственного организма (наши клетки стареют или изменяют свои свойства, и тогда их нужно удалить из организма, чтобы не начал развиваться рак).
Когда иммунная система распознаёт «захватчиков», она запускает в действие последовательность реакций, происходящих с участием десятков специальных белков. Каждый из этих белков активирует последующий, усиливая контратаку. В любое время иммунная система стремится наперерез всему инородному и активизирует целый ряд средств, которые все это инородное разрушают.
Роль иммунитета сводится к поддержанию постоянства внутренней среды организма (гомеостаз), осуществлению надзора за генетическим единообразием клеток тела, ревностно оберегая наше «я» и уничтожая всё генетически чуждое — и проникшее в организм извне: (инфекционные возбудители, чужеродные вещества и пересаженные ткани), и возникшие, развившиеся внутри (аномальные, переродившиеся клетки).
Мы зависим от количества ресурсов, вовлекаемых в работу наших внутренних защитных механизмов, который работает непрерывно, как часы, чтобы защитить нас от враждебного нам мира. Без здоровой физиологической защитной функции, способного уничтожить всех наших врагов, мы приговорены к быстрой смерти, подобно ребенку, живущему под стеклянным колпаком. В свете сказанного нетрудно понять, что если вы хотите обладать прекрасным здоровьем, одной из самых главных ваших целей должно являться укрепление физиологической защиты.
СТРУКТУРА ИММУНИТЕТА
Иммунная система — это удивительный комплекс структур и механизмов, призванных защищать нас от всевозможных повреждающих агентов, в том числе бактерий и вирусов. Эти механизмы можно подразделить на две взаимодополняющие системы.
Первая, за считанные часы устраивает атаку на внедрившихся микробов. А вторая реагирует через несколько дней, зато поражает болезнетворные организмы точно в цель. Эта вторая система обладает хорошей памятью, поэтому, даже если конкретный «захватчик» вернётся через годы, он быстро будет уничтожен.
Вся система работает настолько эффективно, что мы часто не замечаем, как инфекция проникла к нам в организм и была успешно ликвидирована. Поражает то, каким образом иммунная система отличает сотни видов клеток нашего организма от всего инородного.
Микробы проникают с вдыхаемым воздухом, пищей, а также через мочеполовой тракт и повреждения на коже. Когда иммунная система распознаёт «захватчиков», она запускает в действие последовательность реакций, происходящих с участием десятков специальных белков. Каждый из этих белков активирует последующий, усиливая контратаку.
Первым барьером на пути нападающих оказываются кожа и слизистые оболочки. Они являются не только физической преградой, выделения потовых и сальных желез кожи губительны для многих микробов. Слёзы, слюна, соляная кислота и ряд других веществ, выделяемых слизистыми оболочками, также вредны для микробов. Наряду с этим действует и «экологическая защита»: на коже и слизистых находятся микроорганизмы, уничтожающие вредных для человека микробов.
Вторым барьером на пути болезнетворных микробов становятся элементы внутренней среды организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа.
Таким образом, иммунитет — это многоуровневая защита организма. Известно, что таковая физиологическая функция может быть снижена вследствие воздействия ряда неблагоприятных факторов. При ожоге, переохлаждении, кровопотере, голодании, травмах (кожных покровов и психических). В этом случае организм становится более чувствительным к инфекциям, механизмы регенерации (заживления) и выздоровления затягиваются.
Общий вес всех органов и клеток иммунной системы взрослого человека составляет менее 1 килограмма, но, как известно, важно не количество, а качество.
Длительное подавление механизмов природной защиты организма резко повышает шанс развития раковых заболеваний, поскольку раковые клетки являются мутантными по отношению к организму, и в здоровом теле они быстро распознаются Т-лимфоцитами и уничтожаются ими. Недостаток внутренних ресурсов для защиты организма в десятки раз повышает риск того, что лимфоциты пропустят раковую клетку и та задаст прогрессирующий и неотвратимый рост дочерних раковых клеток.
ВИДЫ ИММУНИТЕТА
Иммунитет делится на: врождённый и приобретенный.
Врождённый, закреплен наследственно. Как правило, не имеет строгой специфичности к антигенам, и не обладает памятью о первичном контакте с чужеродным агентом. Например:
- Все люди невосприимчивы к чуме собак.
- Некоторые люди невосприимчивы к туберкулёзу.
- Показано, что некоторые люди невосприимчивы к ВИЧ.
Приобретённый иммунитет делится на: активный и пассивный.
Приобретенный активный иммунитет возникает после перенесенного заболевания или после введения вакцины.
Приобретенный пассивный иммунитет развивается при введении в организм готовых антител в виде сыворотки или передаче их новорожденному с молозивом матери или внутриутробным способом. А также пассивный, при передаче антител ребёнку от матери.
Также иммунитет делится на: естественный и искусственный.
Естественный иммунитет включает врожденный иммунитет и приобретенный активный (после перенесенного заболевания).
Искусственный иммунитет включает приобретенный активный после прививки (введение вакцины) и приобретенный пассивный (введение сыворотки)
ОРГАНЫ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ
Выделяют центральные и периферические органы иммунной системы.
К центральным органам относят: красный костный мозг и тимус;
к периферическим — селезенку, лимфатические узлы и лимфоидную ткань: бронхо-лимфоидную ткань (БЛТ), кожно-лимфоидную ткань (КЛТ), кишечно-лимфоидную ткань (КиЛТ, пейеровы бляшки).
Что такое иммунитет?
Иммунитетом называют способность организма находить чужеродные тела и вещества (антигены) и избавляться от них. Слово «иммунитет» происходит от латинского immunitas, что значит «избавление от чего-либо».
Виды иммунитета
Различают клеточный иммунитет, при котором уничтожение чужеродных тел осуществляют клетки, например фагоциты, и гуморальный иммунитет, при котором посторонние тела удаляются с помощью антител, доставляемых кровью. Клеточный иммунитет был открыт И.И. Мечниковым, а гуморальный — П. Эрлихом. Нобелевская премия была присуждена им обоим.
Иммунитет может быть видовым (человек не болеет чумкой собак). К некоторым чужеродным телам иммунитет бывает наследственным (врождённым), к другим он появляется после того, как антиген будет выявлен и опознан, а затем обезврежен (приобретённый иммунитет).
Как работает иммунитет нашего организма?
Врождённая иммунная система обладает широким арсеналом для встречи и борьбы с вредными вирусами. Постараемся объяснить это «на пальцах»:
- Фагоциты – например, макрофаги, которые «съедают» бактерии.
- Система комплемента – сложный комплекс из белковых молекул, которые умеют разрушать бактерии.
- Натуральные киллеры (NK-cell) – те самые лимфоциты, которые могу ввести в бактерию разрушающие ее вещества.
- Цитокины – сигнальные белковые модекулы, которые передают информацию о воспалении или инфекции в организме.
- Антигенпрезентующие клетки (APC) – эти клетки умеют «выставлять наружу» пептиды, которые являются частью вируса или бактерии. Иными словами, это дружинники, которые показывают полиции нарушителя! APC – это связующее звено между двумя иммунными подсистемами, о второй из которых ниже.
Адаптивная иммунная система
работает медленнее и сложнее. Но так же слаженно и хорошо!
В самом начале те самые антигенпрезентующие клетки (АРС) отправляются с кусочком патогена в лимфоузлы, где им навстречу идут Т-лимфоциты. При встрече выясняется, что принесенный АРС образец не является здоровой и родной частью организма, а потому Т-лимфоциты переходят в состояние боевой готовности, превращаясь:
1. В Т-киллера, который способен уничтожить нездоровые клетки организма.
2. В Т-хелпера, который активирует B-лимфоциты. Вообще эти лифмоциты умеют производить более 100 миллионов видов антител, потому наш организм и может справиться с огромным количеством патогенов. Но вот если вирус мутировал, к примеру, и появился новый вид ОРВИ, то иммунная система уже не сможет быстро ничего с этим поделать. Почему? Потому что организм начнет всю работу заново, когда встретится с новым подвидом агрессора. Зато сказать спасибо за то, что мы не болеем одним гриппом дважды за сезон, надо именно В-лимфоцитам.
Активация В-лимфоцитов: часть клеток превращается в в плазматические клетки, способные к продукции антител, другие становятся клетками памяти. Скачать инфографику можно в конце статьи.
Что происходит, если организм сталкивается со знакомым патогеном?
За это тоже отвечают чудесные B-лимфоциты. Оказываются, они умеют вырабатывать не только антитела, но и превращаться в клетки памяти. Эти клетки несут на своего поверхности рецепторы, распознающие конкретный антиген, и живут они довольно долго, так что переживать не стоит.
Итак, представим, что в организм попал патоген, который уже атаковал организм. При прошлой встрече с вирусом необходимые антитела появились в достаточном количестве через две недели. Теперь же АРС показывает уже знакомый ей патоген клетке памяти, та волнуется, активируется и начинает производить антитела в ускоренном режиме – в 100 раз быстрее! В итоге уже через пару дней ваш организм готов к борьбе с захватчиком.
Зачем нужны прививки?
Причиной очень многих заболеваний являются болезнетворные микробы. Болезни, ими вызванные, могут захватить целые страны и области — подобные случаи, которых в истории человечества множество, называются эпидемиями.
Кто же доказал, что в корне заболевай лежат вредные микробы, а не проклятие, насланное врагами или колдунами (мы не шутим, подобное объяснение было самым популярным в Средние века)? Причастность микробов к заразным заболеваниям доказал француз Луи Пастер.
Именно этот ученый доказал, что специально зараженный ослабленными микробами человек в будущем уже серьезно не заболеет. Его антитела и лейкоциты справятся с бактериями с помощью выработанного иммунитета.
Пастер предложил не только эту бесконечно важную для медицины идею, но и разработал вакцины от различных болезней. Самым ярким примером будет вакцина против бешенства. Вирус бешенства, которым болеют многие животные, опасен и для человека, потому уколы от бешенства после укуса даже приятной на вид уличной собаки обязательны. Вирус бешенства поражает нервную систему и приводит к судорогам глотки и параличу дыхательных мышц или к прекращению сердечной деятельности.
Что происходит, когда человеку делают прививку?
Если человек здоров, ему вводят вакцину (ослабленному организму делать прививку нельзя, так как даже малое количество болезнетворных бактерий может спровоцировать болезнь). Вакцина содержит ослабленные микробы или их яды, которые, попадая в организм, вызывают иммунную реакцию. В итоге человек получает иммунитет от болезни, которую ему привили.
Прививки и виды иммунитета
- Иммунитет, имеющийся или самовозникающий у человека, называют естественным.
- Иммунитет, полученный путём использования медицинских средств, называют искусственным.
Создание искусственного иммунитета нашло широкое распространение во всём мире и только. Отказ от прививок в нашей стране, к сожалению, законен, но подобное поведение — нерационально, абсолютно ненаучно и опасно!
Темы для докладов и проектной деятельности по биологии. Раздел «Иммунитет»
Хотите узнать больше о проектной деятельности в школе? Тогда воспользуйтесь нашей рубрикой «Проектная деятельность в школе»: ищите ее наших социальных сетях!
- виды проектов;
- этапы проектной деятельности в школе;
- как формулировать гипотезу?
- результаты проектной деятельности в школе;
- и т.д.
1. Зачем человеку нужен иммунитет?
2. Открытие Луи Пастера: в мастерской исследователя
3. Работы английского врача Э.Дженнера: кто вдохновил Пастера?
4. Самые опасные эпидемии в истории: что могло помочь их избежать?
5. Прививки в раннем детстве: к чему может привести их отсутствие?
6. Как укреплять свою иммунную систему?
7. Заболевания иммунной системы: причины и последствия.
8. Приключения Т-лимфоцитов (творческое задание: написать рассказ от имени защитников организма)
ЭФУ «Биология, 9 класс» уже сейчас можно бесплатно добавить себе в личный кабинет на платформе LECTA (промокод — 5books).