Иммунитеты делегаций на международных конференциях
Делегация на международной конференции — это временный зарубежный орган внешних сношений государства, выполняющий функции представления его интересов.
Представительский характер делегации обусловливает объективную необходимость обеспечения для нее условий для выполнения функций, включая отстаивание интересов посылающего государства. Это и составляет правовую природу иммунитетов,
предоставляемых делегациям на международных конференциях. Делегация персонифицирует на конференции само государство, а принцип суверенного равенства предполагает невмешательство одного государства в дела другого.
Давая согласие на проведение на своей территории международной конференции, государство отдает себе отчет в том, что оно обязано признать за делегациями особый статус — статус органа посылающего государства.
Но специфика состоит в том, что делегация аккредитуется не в государстве пребывания, а при конференции.
В 1975 г. в Вене была принята Конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера. Разумеется, Конвенция распространяется на делегации, участвующие в конференциях, созываемых международными организациями или под их руководством. Однако по аналогии и в силу международного обычая ее положения применимы к делегациям на всех межправительственных конференциях.
Статусу делегаций в органах и на конференциях посвящена часть III Конвенции. В принципе привилегии и иммунитеты, признаваемые за делегациями на конференциях, приравниваются к дипломатическим и включают: неприкосновенность архивов и документов, свободу передвижения, свободу сношений с посылающим государством (включая курьеров и шифропереписку), неприкосновенность личности членов дипломатического персонала делегации, иммунитет дипломатического персонала от всех видов местной юрисдикции в отношении всех действий, совершаемых при выполнении официальных функций (функциональные иммунитеты), освобождение от налогов и сборов, освобождение от таможенных пошлин и досмотра и др.
Еще по теме 14.5. Правовой статус делегаций
на международных конференциях:
- § 2. Международно-правовой статус участников международных вооруженных конфликтов
- § 2. Международно-правовой статус СНГ
- § 2. Международно-правовой статус и режим морских пространств
- § 8. Международно-правовой статус и режим Арктики
- § 9. Международно-правовой статус и режим использования пространств и ресурсов Антарктики
- 2.4. Международно-правовой статус
субъектов Российской Федерации - Международно-правовой статус Арктики и Антарктики
- Международно-правовой статус и защита военнопленных.
- ГЛАВА 10
Международно-
правовой статус Каспия - 17.8. Правовой статус представительств государств при международных организациях универсального характера
- ДОКЛАД НА ОТКРЫТИИ КОНФЕРЕНЦИИ ПО СТАТУСУ РУССКОГО ЯЗЫКА ЗА РУБЕЖОМ
- § 7. Роль международных конференций в международном праве окружающей среды
Международные конференции завершаются принятием итоговых документов.
Чаще всего принимается заключительный акт, в котором указываются цели конференции, место и время проведения, достигнутые успехи в форме согласованных документов, перечисляются участники и наблюдатели, образованные конференцией органы и др. Если цели не достигнуты, заключительный акт остается единственным официальным итогом, что произошло, например, на дипломатической конференции в Риме в 1973 г., когда не удалось принять конвенцию о санкциях в отношении государств, которые попустительствуют актам незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.
Дипломатическая конференция предполагает принятие международного договора (конвенции, соглашения и т.п.), который часто открывается для подписания в последний день конференции в месте ее проведения. Однако в ряде случаев место и время открытия договора для подписания откладываются и обозначаются в заключительных положениях договора.
Конференции принимают такие виды документов, как резолюции, декларации, программы и планы действий. Научно-технические конференции принимают доклады.
По итогам конференций часто издаются официальные протоколы заседаний в форме стенографических отчетов.
Делегация на международной конференции – это временный зарубежный орган внешних сношений государства, выполняющий функции представления его интересов.
Представительский характер делегации обусловливает объективную необходимость обеспечения для нее условий для выполнения функций, включая отстаивание интересов посылающего государства. Это и составляет правовую природу иммунитетов, предоставляемых делегациям на международных конференциях. Делегация персонифицирует на конференции само государство, а принцип суверенного равенства предполагает невмешательство одного государства в дела другого.
Давая согласие на проведение на своей территории международной конференции, государство отдает себе отчет в том, что оно обязано признать за делегациями особый статус – статус органа посылающего государства. Но специфика состоит в том, что делегация аккредитуется не в государстве пребывания, а при конференции.
В 1975 г. в Вене была принята Конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера. Разумеется, Конвенция распространяется на делегации, участвующие в конференциях, созываемых международными организациями или под их руководством. Однако по аналогии и в силу международного обычая ее положения применимы к делегациям на всех межправительственных конференциях.
Статусу делегаций в органах и на конференциях посвящена часть III Конвенции. В принципе привилегии и иммунитеты, признаваемые за делегациями на конференциях, приравниваются к дипломатическим и включают: неприкосновенность архивов и документов, свободу передвижения, свободу сношений с посылающим государством (включая курьеров и шифропереписку), неприкосновенность личности членов дипломатического персонала делегации, иммунитет дипломатического персонала от всех видов местной юрисдикции в отношении всех действий, совершаемых при выполнении официальных функций (функциональные иммунитеты), освобождение от налогов и сборов, освобождение от таможенных пошлин и досмотра и др.
Участниками международных межправительственных конференций являются государства и другие субъекты международного права в лице своих уполномоченных представителей. Вместе с тем, статус делегаций, принимающих участие в работе международной конференции, может быть различным.
Основными действующими лицами конференции являются делегации государств, уполномоченные принимать участие в голосовании при принятии итоговых документов конференции. Они обладают всей полнотой прав, предоставляемых в соответствии с обычным международным правом и регламентом конференции ее участникам. Только такие делегации имеют право подписывать итоговые документы конференции и создавать тем самым определенные юридические и морально-политические обязательства для своих государств. Согласно доктрине и практике международного права, делегация государства на международной конференции — это один из его временных зарубежных органов внешних сношений (см. главу 14).
Кроме делегаций с правом голоса, в работе конференции могут принимать участие делегации, имеющие статус наблюдателей, то есть не уполномоченные своими государствами на подписание итоговых решений. В зависимости от процедурных правил конференции объем прав наблюдателей может быть различным. В частности, им может быть предоставлено право участвовать в работе вспомогательных органов конференции, выступать с докладами, распространять различные заявления и документы, присутствовать на пленарных заседаниях, знакомиться со всеми материалами конференции и т.д. В качестве наблюдателей могут выступать делегации государств, не отвечающих обязательным критериям участников конференции (например, относящихся к другому географическому региону при проведении региональной конференции), но заинтересованные в международном сотрудничестве в области обсуждаемых проблем. Статус наблюдателя на международной конференции государство может получить как по инициативе организаторов конференции (тогда в приглашении сразу указывается, в каком качестве данное государство приглашается участвовать), так и по собственной инициативе. В последнем случае государство, приглашенное как полноправный участник конференции, может выбрать статус наблюдателя как более отвечающий его национальным интересам. Наконец, с просьбой о статусе наблюдателей на конференции могут обратиться государства, которые первоначально вообще не приглашались к участию в ней. Данный вопрос решается организаторами конференции по согласованию со всеми участниками.
В работе международных конференций также могут принимать участие делегации международных организаций. В большинстве случаев их статус близок статусу наблюдателей, так как они не имеют права голоса при принятии итоговых решений конференции. Как правило, в качестве наблюдателей на конференции участвуют представители тех международных организаций, цели и деятельность которых связаны с решаемыми на конференции проблемами. В то же время авторитетные региональные организации общей компетенции (ОБСЕ, ОАЕ, ЛАГ) приглашаются практически на все представительные конференции, проводимые в соответствующих регионах.
Как уже отмечалось, фактически от имени государств (других субъектов международного права) в работе конференций принимают участие делегации, состоящие из уполномоченных лиц. В тех случаях, когда государство представлено на конференции одним лицом, оно все равно именуется делегацией. Это же лицо считается главой данной делегации. В остальных случаях главу делегации назначает из числа ее членов представляемое государство.
В основе правового статуса участвующих в международных конференциях делегаций лежит их представительский характер. Каждый член делегации принимает участие в работе конференции не в личном качестве, а как представитель своего государства. Это означает, что при обсуждении различных вопросов и при голосовании делегация обязана придерживаться официальной позиции своего государства: полученных накануне или в ходе конференции инструкций, директив, распоряжений и т.п. Другими словами, в основе любых действий делегации лежат национальные интересы ее государства. Действия делегации вопреки официальной позиции представляемой страны могут рассматриваться как превышение полномочий и не влечь для государства правовых последствий. Каждое государство-участник конференции вправе в любое время заменить свою делегацию или ее членов на новых уполномоченных лиц, лишить свою делегацию ранее предоставленных полномочий или отозвать ее с конференции. Все эти права вытекают из государственного суверенитета, в соответствии с которым каждое государство самостоятельно определяет формы и направления своего участия в международном сотрудничестве.
Из представительского характера государственных делегаций на международных конференциях вытекает другая существенная черта их правового статуса — наличие у них иммунитетов (изъятий из-под юрисдикции государства пребывания). Каждая делегация при выполнении своих функций на конференции так же неприкосновенна, как представляемое государство, и посягательство на членов делегации приравнивается к посягательству на их государство в целом.
Международное право на уровне договорных норм закрепляет функциональные иммунитеты делегаций государств на международных конференциях: в 1975 году была принята Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера. Согласно данной Конвенции, иммунитетами обладают постоянные представительства государств при международных организациях, а также делегации государств на конференциях, проводимых под эгидой таких организаций. Однако в силу международного обычая соответствующие иммунитеты предоставляются делегациям государств на любых международных межправительственных конференциях.
Анализ иммунитетов и привилегий членов государственных делегаций на международных конференциях показывает, что их объем и характер практически тождественны дипломатическим иммунитетам и привилегиям (подробнее о них — в главе 14). Следует лишь отметить, что данные привилегии предоставляются членам делегаций не для личных выгод, а для эффективного осуществления своих функций. Лишить члена делегации иммунитета от юрисдикции государства пребывания вправе лишь государство его гражданства
В Уголовно-процессуальном Кодексе Республики Казахстан предусмотрено, что члены иностранных официальных делегаций обладают иммунитетом от уголовного преследования и могут быть привлечены к уголовной ответственности, задержаны или подвергнуты приводу только с явно выраженного согласия соответствующего государства.
Контрольные вопросы.
1.Что такое международная конференция?
2.Чем международная конференция отличается от международной организации?
3.Каково содержание процедурных правил международных конференций?
4.Какими способами принимаются итоговые решения международных конференций?
5.Расскажите о правовой природе итоговых документов международных конференций.
6.Какие категории участников международных конференций вы знаете?
7.Каков правовой статус делегаций государств на международных конференциях?
Литература.
Ашавский Б. М. Межправительственные конференции. — М., 1980.
Кулжабаева Ж. О. Международное публичное право. — Алматы, 2002
Действующее международное право. В трех томах. — Т. 1. — М., 1996.
Международное право: Учебник / Под ред. Ю. М. Колосова, Э. С. Кривчикова — М., 2000.
Международное публичное право: Учебник / Под ред. К. А. Бекяшева. — М., 2004.
Robbie S. Prosedure at International Conference: A Study of the Rules of Prosedure of Conferences and Assemblies of International Inter-Governmental Organizations. — Cambridge, 1996.
Делегация на международной конференции — это временный зарубежный орган внешних сношений государства, выполняющий функции представления его интересов.
Представительский характер делегации обусловливает объективную необходимость обеспечения для нее условий для выполнения функций, включая отстаивание интересов посылающего государства. Это и составляет правовую природу иммунитетов,
предоставляемых делегациям на международных конференциях. Делегация персонифицирует на конференции само государство, а принцип суверенного равенства предполагает невмешательство одного государства в дела другого.
Давая согласие на проведение на своей территории международной конференции, государство отдает себе отчет в том, что оно обязано признать за делегациями особый статус — статус органа посылающего государства. Но специфика состоит в том, что делегация аккредитуется не в государстве пребывания, а при конференции.
В 1975 г. в Вене была принята Конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера. Разумеется, Конвенция распространяется на делегации, участвующие в конференциях, созываемых международными организациями или под их руководством. Однако по аналогии и в силу международного обычая ее положения применимы к делегациям на всех межправительственных конференциях.
Статусу делегаций в органах и на конференциях посвящена часть III Конвенции. В принципе привилегии и иммунитеты, признаваемые за делегациями на конференциях, приравниваются к дипломатическим и включают: неприкосновенность архивов и документов, свободу передвижения, свободу сношений с посылающим государством (включая курьеров и шифропереписку), неприкосновенность личности членов дипломатического персонала делегации, иммунитет дипломатического персонала от всех видов местной юрисдикции в отношении всех действий, совершаемых при выполнении официальных функций (функциональные иммунитеты), освобождение от налогов и сборов, освобождение от таможенных пошлин и досмотра и др.
- 19.5. Виды актов международных конференций и их правовое значение
- ГЛАВА 14. Международные конференции (международно- правовые вопросы)
- Международные конференции
- Международные конференции
- 16.2. Роль международных организаций и конференций в становлении и развитии международного права охраны окружающей среды
- 32. Правовой статус международных организаций в аспекте международного част- ного права
- § 7. Роль международных конференций в международном праве окружающей среды
- Тема XI. Международные конференции
- § 9. Международные конференции
- § 13. Международно-правовой статус индивидов
- 8.МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ
- § 13. Международно-правовой статус индивидов
- § 9. Международные конференции
- 10. Международные конференции
- § 9. Международные конференции
- 1. Международные конференции
- 19.3. Работа международных конференций
- Международные конференции (понятие, сущность, классификация)
Постоянные представительства государств при международных организациях – этот институт международного права появился после Второй мировой войны. Функции постоянных представительств: обеспечение представительства направляющего государства при организации; участие в деятельности организации; проведение переговоров с организацией; защита в организации интересов направляющего государства; выяснение деятельности организации и сообщение о ней своему правительству.
Привилегии и иммунитеты представительств государств при ООН в принципе аналогичны дипломатическим привилегиям и иммунитетам, поскольку представительства являются органами внешних сношений направляющего государства не в меньшей степени, чем дипломатические учреждения.
Привилегии и иммунитеты сотрудников представительств государств при ООН: при выполнении своих служебных обязанностей пользуются иммунитетом от личного ареста и задержания, судебным иммунитетом в отношении официальных действий, неприкосновенностью бумаг и документов, правом пользоваться курьерами и шифрами, налоговым иммунитетом и таможенными привилегиями. Члены персонала постоянного представительства пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции, в некоторых случаях – от административной и гражданской юрисдикции. Они не обязаны давать показания в качестве свидетелей в судах (Соглашение между ООН и Правительством США – представители государств при ООН в ранге послов и посланников пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами в полном объеме).
Привилегии и иммунитеты представительств государств при специализированных учреждениях ООН – неприкосновенность помещений (обычно предусматривается на основании внутреннего права государства пребывания), переписки, архивов, документов, право пользования шифром и курьерами, налоговый иммунитет.
Привилегии и иммунитеты сотрудников представительств государств при специализированных учреждениях ООН – постоянные представители, их заместители, советники, секретари пользуются иммунитетом от личного ареста при исполнении служебных обязанностей, иммунитетом от юрисдикции в отношении служебных действий, неприкосновенностью бумаг и документов, правом пользования шифром и курьерами, налоговым иммунитетом. Главы постоянных представительств (за исключением ИКАО) на основании специальных соглашений с государствами пребывания пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.
Основной универсальный международный правовой акт, регулирующий статус постоянных представительств государств при международных организациях, – Венская конвенция о представительствах государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. Особенности Конвенции – идет значительно дальше существующей практики в отношении предоставления привилегий и иммунитетов представительствам государств. Постоянным представительствам государств и их сотрудникам предоставлен единый международно-правовой статус, аналогичный статусу дипломатических представительств и их персонала. Венская конвенция 1975 г. распространяет привилегии и иммунитеты постоянных представительств на постоянные миссии наблюдателей при международных организациях.
Специальные миссии – это временные зарубежные органы внешних сношений, которые направляются в другие государства с их согласия для ведения переговоров, участия в церемониальных мероприятиях, решения каких-либо конкретных задач. Это делегации государств, выполняющие определенные функции в двусторонних отношениях. Правовое положение специальных миссий регулируется нормами международных обычаев и Конвенцией о специальных миссиях 1969 г. Иммунитеты и привилегии специальных миссий (в особенности, когда они возглавляются главой государства, главой правительства, министром иностранных дел, другими должностными лицами высокого ранга) аналогичны дипломатическим привилегиям и иммунитетам.
Правовой статус делегаций государств на международных конференциях – это временные зарубежные органы внешних сношений. Как официальные представительные органы государства пользуются дипломатическими иммунитетами и привилегиями (на основе международного обычного права).
Каждое государство обязано принимать все необходимые меры для предотвращения нарушений дипломатических привилегий и иммунитетов. Конвенция ООН 1973 г. о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, направлена на регулирование сотрудничества государств по борьбе с подобными преступлениями. К сожалению, Конвенция 1973 г. является мало эффективной, поскольку большинство государств не участвуют в ней и не связаны ее положениями.