Иммунитеты должностных лиц государства
Во время пребывания с официальной миссией за рубежом высшие должностные лица государства, включая членов парламента, пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Особыми иммунитетами и привилегиями обладает глава государства. В таком случае говорят о государственном иммунитете. Главе государства предоставляется право на сопровождение представителями собственной службы безопасности, которые должны сотрудничать с местными правоохранительными органами. В последние годы не раз возникал вопрос о том, насколько иммунитеты защищают бывшего главу государства от ответственности за действия, совершенные во время нахождения в должности. Если речь идет о преступлениях против мира и безопасности человечества, то иммунитет не защищает главу государства даже во время нахождения в должности. Это положение подтверждено Уставом Международного уголовного суда. Однако утверждается оно не без труда.[34]
Зарубежные органы внешних сношений[35] подразделяются на постоянные (дипломатические представительства, консульские учреждения, торговые представительства) и временные (делегации государств на .сессиях международных организаций, специальные миссии).
Дипломатическое представительство — это орган аккредитующего государства, учрежденный на территории государства пребывания для поддержания дипломатических отношений между ними. Установление дипломатических отношений и учреждение представительств осуществляется по соглашению государств. Установление дипломатических отношений не всегда влечет за собой учреждение представительства.
Процедура назначения и принятия дипломатического представителя называется аккредитацией или аккредитованием. До официального назначения главы представительства государство должно получить агреман, т.е. согласие страны пребывания на назначение именно данного лица в соответствующем качестве. Страна пребывания может отказать в агремане без объяснения мотивов отказа. После получения агремана глава представительства становится persona grata (буквально — желательным лицом). После получения агремана и официального назначения глава представительства получает подписанные главой его государства верительные грамоты. Аккредитация завершается вручением грамот главе государства назначения.
Миссия дипломатического представителя прекращается по инициативе его государства (отставка, новое назначение, болезнь) либо по инициативе страны пребывания в случае признания данного лица persona non grata (нежелательным лицом). Причинами для прекращения деятельности всего представительства являются прекращение дипломатических отношений, состояние войны, прекращение существования одной из сторон в таких отношениях.
Венская конвенция закрепила три класса глав представительств: послы и посланники, аккредитуемые при главах государств, поверенные в делах, аккредитуемые при министрах иностранных дел. Посольство возглавляется чрезвычайным и полномочным послом, миссия — посланником или поверенным в делах. Последнего следует отличать от временного поверенного в делах, который в отсутствие посла может временно возглавлять и посольство.
Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств. В соответствии со ст. 22 Венской конвенции о дипломатических сношениях помещения представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства.[36] Как сами помещения, так и находящееся в них имущество, а также средства передвижения не могут подвергаться обыску, реквизиции, аресту и исполнительным действиям. Неприкосновенны архивы, документы, официальная корреспонденция представительства. В отношении помещений представительства — как собственных, так и наемных — предусмотрено освобождение от налогов, сборов и пошлин, кроме тех, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания. Представительству и его главе принадлежит право пользоваться флагом и эмблемой своего государства на принадлежащих им помещениях и средствах передвижения.
Конвенция возлагает на государство пребывания специальную, как сказано в ч. 2 ст. 22, обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Власти страны должны оказывать содействие представительству в подыскании соответствующих помещений, но не обязаны их оплачивать. Этот момент порой приобретает существенное значение.[37]
Зафиксирована неприкосновенность личности, исключающая арест или задержание в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу и достоинство.
Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной и административной юрисдикции. Иммунитет от гражданской юрисдикции не распространяется на случаи: вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу; исков, касающихся наследования; исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатом в государстве пребывания за пределами официальных функций. В связи с последним пунктом следует иметь в виду, что согласно ст. 42 Венской конвенции дипломатический агент не должен заниматься в государстве пребывания профессиональной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.
Дипломатический агент не обязан давать показания в качестве свидетеля.
Предусмотрено освобождение дипломатов от всех налогов, сборов и пошлин, за исключением косвенных налогов, включаемых в цену товара или обслуживания, сборов за конкретные виды обслуживания, налогов на наследство и частное недвижимое имущество, регистрационных, судебных пошлин и т. п.
Ввозимые в страну предметы, предназначенные для личного пользования дипломата или членов его семьи, освобождаются от таможенных пошлин. Личный багаж дипломата освобождается от таможенного досмотра, если нет оснований предполагать, что в нем содержатся предметы, ввоз или вывоз которых запрещен.
Дипломатические курьеры при исполнении своих обязанностей пользуются личной неприкосновенностью и не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.
В определенной степени привилегии и иммунитеты распространяются на членов административно-технического и обслуживающего персонала и живущих вместе с ними членов семей (при этом ко всем относится оговорка: «если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно»).
Как сказано в преамбуле Венской конвенции о дипломатических сношениях, привилегии и иммунитеты «предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства». Из этого следует норма, что в иммунитете от юрисдикции дипломатических агентов может отказать только само аккредитующее государство.
Совершение дипломатическим агентом серьезного правонарушения может стать основанием для объявления его нежелательным лицом (persona non grata). В таком случае аккредитующее государство должно отозвать такое лицо. Иммунитет дипломата от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства. Существенное значение в регламентировании их деятельности играют акты ведомства иностранных дел направившей их страны, которые порой явно ограничивают общепринятые права человека.[38]
Консульское учреждениефункционируют не в масштабах всего государства пребывания, а в пределах консульского округа, определяемого по взаимному соглашению. Согласие государства пребывания необходимо для открытия консульского учреждения.
Предусмотрены четыре вида консульских учреждений: генеральные консульства, консульства, вице-консульства, консульские агентства.
Консулы, как правило, назначаются ведомством иностранных дел с уведомлением страны пребывания. При этом назначаемому консулу выдается специальное удостоверение о его полномочиях — консульский патент. Страна, принимающая консула, выдает ему специальное разрешение на исполнение обязанностей консула — консульскую экзекватуру. С момента ее получения начинается деятельность консула.
Функции консульства можно разделить на 2 категории: приближенные к дипломатическим[39] и консульские вопросы (выдачу паспортов, оказание помощи и содействия гражданам и организациям представляемого государства, оказание помощи судам и самолетам, зарегистрированным в представляемом государстве, и их экипажам, выполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и некоторых функций административного характера).
Нормы, касающиеся консульских привилегий и иммунитетов, содержатся в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., в двусторонних консульских конвенциях.
Помещения, занимаемые консульскими учреждениями, включая резиденцию их главы, пользуются неприкосновенностью. Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 31 Венской конвенции о консульских сношениях власти государства пребывания могут вступать в помещения представительства «в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер зашиты». Архивы, документы и официальная переписка консульского учреждения неприкосновенны.Консульское учреждение освобождается на основе взаимности от всех общегосударственных и местных налогов и сборов. Консульскому учреждению разрешается ввоз с освобождением от таможенных пошлин предметов, предназначенных для служебного пользования, включая транспортные средства. На помещении консульского учреждения вывешивается флаг и, устанавливается эмблема представляемого государства.
Вопрос о характере иммунитетов главы консульства и других консульских должностных лиц решается не единообразно. Лица не подлежат юрисдикции в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций, т. е. в том, что касается служебной деятельности. В ст. 41 Венской конвенции о консульских сношениях сформулирована норма, которая гласит: «1. Консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению, иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений». Консульские должностные лица, включая главу консульского представительства, могут быть приглашены для дачи свидетельских показаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выполнением ими служебных функций. Однако в случае отказа к ним не могут применяться меры принуждения или наказания.
Торговые представительства —это зарубежные органы государства, осуществляющие внешнеторговую деятельность на государственном уровне. Юридическое положение торговых представительств определяется как национальным законодательством, так и международными договорами. На торгпредство распространяется действие норм Венской конвенции о дипломатических сношениях, ибо оно рассматривается как составная часть дипломатического представительства, и его персонал входит в состав дипломатического персонала.
Функции торговых представительств: представляют интересы государства в области внешней торговли и содействуют развитию торговых отношений с зарубежными странами; производят различные операции по внешней торговле; выдают разрешения на совершение в стране пребывания действий по внешней торговле государственными предприятиями, а также утверждают сделки по внешней торговле; изучают общие экономические условия и торговую конъюнктуру страны пребывания и т. д.[40]
Постоянные представительства при международных организациях.[41]Функции постоянного представительства состоят: в обеспечении представительства посылающего государства при организации и участии в ее деятельности, в ведении переговоров с организацией и защите интересов посылающего государства по отношению к организации, а также в выяснении осуществляемой в организации деятельности и сообщении о ней своему правительству.
Личность главы представительства и членов дипломатического персонала представительства, а также их частные резиденции неприкосновенны. Эти лица не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Глава представительства и члены дипломатического персонала представительства пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания и, кроме ряда случаев, от гражданской и административной юрисдикции. Они не обязаны давать показания в качестве свидетелей. Они пользуются привилегиями, аналогичными привилегиям сотрудников дипломатических представительств.
Специальные миссиивключают представителей, направляемых одним государством в другое для выполнения конкретных задач, определяемых по соглашению между данными государствами. Специальные миссии отличаются многообразием их форм и видов.
Полномочия главе специальной миссии даются за подписью главы государства, главы правительства или министра иностранных дел. В состав делегации входят члены, советники и эксперты. Представители посылающего государства в специальной миссии и члены ее дипломатического персонала в принципе должны быть гражданами посылающего государства. На территории иностранных государств им предоставляются дипломатические привилегии и иммунитеты.
Международные конференции[42] —временные коллективные органы государств-участников, созываемые для обсуждения и решения согласованных задач, имеющие определенную организационную структуру и компетенцию, закрепленные в правилах процедуры.
Наиболее распространенными являются конференции ad hoc, созываемые либо государствами-инициаторами, либо в рамках и под эгидой межправительственных организаций. Такие конференции проводятся для решения следующих проблем: заключение мирного договора[43], создание международной организации[44], принятие совместного заявления[45], разработка и принятие договоров и конвенций по различным специальным вопросам[46].
Согласование порядка проведения конференции происходит на предварительных встречах. Здесь же вырабатываются правила процедуры конференции. Правила процедуры вырабатываются каждый раз, ибо каких-либо единых требований в практике международных отношений по проведению международных конференций нет. Эти правила принимаются от имени делегаций, участвующих в конференции, и представляют собой юридический документ, регламентирующий: порядок утверждения повестки дня; выборы руководящих органов конференции; порядок образования вспомогательных органов — комитетов, рабочих групп, избрание их председателей и докладчиков и т.д. Порядок голосования оговаривается правилами процедуры применительно для каждой конференции. Согласно некоторым правилам процедуры для принятия решения необходимо 2/3 от числа присутствующих и принимающих участие в голосовании. Правилами процедуры определяются языки, используемые на конференции.
Делегаты конференции как представители государств должны обладать всеми необходимыми возможностями для выполнения своих задач. Поэтому сложилось правило предоставления главам и членам делегаций иммунитетов и привилегий, которые установлены для глав и сотрудников дипломатических представительств.
Руководящих должностных лиц избирают из состава делегаций. Работа конференции проходит в виде пленарных заседаний и заседаний комитетов и рабочих групп. Организационно-технические вопросы решаются секретариатом.
Конференция завершается либо принятием согласованного текста международного договора, если таковой была ее цель (нередко принятый договор в тот же день открывается для подписания государствами — участниками конференции), либо одобрением итогового документа в виде заключительного акта (Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе), протокола (Протокол Берлинской (Потсдамской) конференции трех великих держав), декларации и резолюции (например, Тегеранская конференция 1968 г. по правам человека приняла 29 резолюций, содержавших различного рода просьбы, предложения, призывы и рекомендации, обращенные к государствам и межправительственным организациям), которые подписываются главами делегаций, в зависимости от значимости принимаемого документа. Эти акты, как правило, имеют рекомендательный характер, однако известны и такие документы конференции, которые содержат и нормативные положения, обязательные для государств.
45. Государственный суверенитет: содержание понятия. Проблема суверенитета и его трансформации в современной мировой политике.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Как
говорилось
в предыдущей
главе,
лица,
занимающие
то
или
иное
положение
в органах
государственной
власти,
получают
статус
должностного
лица
в силу
именно
нахождения
в должности
и лишь
на тот
период,
когда
они
находятся
на этой
должности.
И в
национальном
и в
международном
праве
они
при
определенных
условиях
приобретают
иммунитет,
который
относится
не к
каждому
из них
лично,
но
фактически
к этой
должности.
Такой
иммунитет
часто
называют
иммунитетом
rationepersonae.Кроме
того,
положениями
различных
международных
договоров
примерно
одинаковый
режим иммунитета
предоставляется
дипломатам,
представителям
государств
при международных
организациях,
а также
иным
должностным
лицам,
находящимся
на территории
иностранного
государства.
Такое
распространение
иммунитета
оправдывается,
прежде всего,
их важной ролью в
межгосударственных отношениях:
они
Совместное
особое
мнение
Хиггинс,
Куйиманса
и
Бюргенталя,
para.
74.
обеспечивают
благополучное
развитие
международных
связей
и представляют
государство.
Без такого
представительства
и без
обеспечения
надежных
связей
между
государствами
международное
сотрудничество
было
бы невозможно.
Значение
неприкосновенности
представителей
одного
государства
на
территории
другого
подчеркнул
Международный
Суд
в своем
решении
по
делу
ОдипломатическомиконсульскомперсоналеСША,которое
рассматривалось
вскоре
после
того,
как
в Тегеране
исламскими
экстремистами
было
разгромлено
посольство
США:
«Нет
более
важного
условия
для развития
отношений
между
государствами,
чем
неприкосновенность посольств и
представителей
государств»92.
В объединенном отклоняющемся мнении, приложенном к решению
Международного
Суда
по другому
делу
(Обордеренаарест)
судьи
Р.Хиггинс,
А.
Куйиманс
и Т.
Бюргенталь
заявили:
«Иммунитеты
предоставляются
высшим
должностным
лицам
государств
с целью
обеспечить
надлежащее
функционирование
системы
взаимных
межгосударственных
связей,
что
имеет
неоценимое
значение
для упорядоченной
и гармоничной
международной
системы»93.
В ситуации
растущей
глобализации
данный
иммунитет
представляет
особую
важность.
Б.
Сфера
действия
иммунитета
rationepersonaeв случае
судебного
преследования
за преступления
по
международному
праву
Ясно,
что
возможный
арест
или задержание
в иностранном
государстве
должностного
лица,
имеющего
право
на
иммунитет,
поставит
серьезные
препятствия для исполнения им
своих
международных обязанностей.
Поэтому
United
States
Diplomatic
and
Consular
Staff
in
Tehran
case
(United
States
of
America
v.
Iran)
[1980]
ICJ
Rep
3,
at
para.
91.Arrest
Warrant
of
11
April
2000
(Democratic
Republic
of
Congo
v.
Belgium)
[2002]
ICJ
Rep
3,
Joint
Separate
Opinion
of
Judges
Higgins,
Kooijmans,
and
Buergenthal,
ibid.,
at
para.
75
этот
тип
иммунитета
рассматривается
как
налагающий
абсолютный
запрет
на
осуществление
над
такими лицами
уголовной
юрисдикции
другим
государством.
Как
заявил
Международный
Суд
в решении
по
делу
«Об
ордере
на
арест»,
абсолютный
характер
иммунитета
rationepersonaeозначает,
что
запрещается
осуществление
уголовной
юрисдикции
не тольков случаях,
затрагивающих
деяния таких
индивидов
в их
официальном
качестве,
но также
в случае
совершения
ими тех
или
иных
деяний
в личном
качестве94.
Суть этого иммунитета делает также неизбежным освобождение от
уголовнойответственности
лицаза
действия,
совершенные
не только
в период
нахождения
в должности,
но
и до
вступления
в должность.
Здесь
важна
не природа
подозреваемых
действий
или
время
их совершения,
но
скорее
факт
того,
что
юридические
действия
со
стороны
иностранного
государства
направлены
на
подчинение
данного
лица
уголовной
юрисдикции
этого
иностранного
государства
в период
обладания
им
иммунитетом.
Поэтому
попытки
арестовать
или
подвергнуть
расследованию
действия
такого
лица будут
нарушением
его
иммунитета,
а приглашение
его
иностранным
государством
к добровольной
даче
информации
не
будет
таким
нарушением95.
Однако,
поскольку
данный
тип
иммунитета
присваивается,
по крайней
мере,
частично,
с цельюпредоставить
должностному
лицу
возможности
для свободного
исполнения
своих
функций,
данный
тип
иммунитета
действует
только
тогда,
когда
лицо
находится
в
должности.
В решении
по
делу
«Обордеренаарест»Международный
Суд
заявил,
что
министры
иностранных дел
имеют
право
на
присвоение
им
иммунитета
rationepersonaeи что
абсолютный
характер
освобождения
от
уголовного
преследования,
предоставленное
министру
иностранных
дел,
находящемуся
в должности,
действует
и в
том
случае,
когда
утверждается,
что
им
совершено
международное
Arrest
Warrant
case,
at
para.
54Ibid.,
at
paras
55,
70–71
преступление,
и если
он при
этом
находится
за
границей
с частным
визитом.
Суд
заявил:
«Нам
не удалось
найти
в международном
обычном
праве
изъятия
ни
в
какой
форме
из нормы
об иммунитете
от
уголовной
юрисдикции
и о
неприкосновенности
министров
иностранных
дел,
если
они подозреваются
в
совершении
военных
преступлений
или
преступлений
против
человечности»96.
Принцип
распространения
иммунитета
rationepersonaeдаже
на
случаи
совершения
международных
преступлений
должен
восприниматься
как
применимый
ко
всем
должностным
лицам
государства
во
время
пребывания
в
должности,
а также
к дипломатам,
обладающим
иммунитетом
этого
типа97.
Данный
принцип
в общем
не вызывает
возражений
и широко
применяется
национальными
судами
в соответствующих
случаях.
В пример
можно
привести решение
Французского
Кассационного
суда
по
делу Каддафи98;
Решение
Верховного
суда
Испании
поделу
Кастро99;
Решение
Кассационного
суда
Бельгии
по
делу
Шарона
и Ярона100;
широко
известное дело
Пиночета
в Палате
лордов
Великобритании101;
Нью-Йоркского
суда
по
делу
Мугабе102.
В 2004
г.
Окружной
судья
в Англии
отказался
выдать
ордер
на арест
Роберта
Мугабе,
Президента
Зимбабве,
обвиняемого
в совершении
пыток,
на основании
принципа
иммунитета;
в 2008
г.
Испанский
суд
Audiencia
Nacional
пришел
к
выводу
о том,
что
судыИспании
неимеют
юрисдикциина
рассмотрение
дела
Президента
Руанды
Кагаме,
которому
вменялисьпреступления
геноцида,
преступления
против
человечности
и террористическая
деятельность;
в 2004
г.
Ibid.,
at
para.
58.Cassese
A.
International
Criminal
Law,
2008,
р.309–310.
Ghaddafi
case,
Arrêt
no.
1414
(2001),
125
ILR
456
(France:
Cour
de
Cassation)Castro
case.
Spain:
Audiencia
Nacional,
1999.Re
Sharon
and
Yaron,
42
ILM
(2003)
596
(Belgium:
Cour
de
Cassation)R.
v.
Bow
Street
Stipendiary
Magistrate
and
others,
Ex
parte
Pinochet
(No.3)
[1999]
2
All
ER
97,
at
126–127,
149,
179,
189
(HL,
per
Lords
Goff,
Hope,
Millett,
and
Phillips
).Tachiona
v.
Mugabe,
169
F
Supp
2d
259
(SDNY
2001).
окружной
судья
Нью-Йоркского
района
Боу
стрит отказался
выдать
ордер
на арест
генерала
Мофаза,
тогдашнего
министра
обороны
Израиля
в связи
с обвинениями
в
нарушении
законов
войны;
в 2009
г.
другой
министр обороны
Израиля,
Эхуд
Барак,
также
мог
предстать
перед
судом
по обвинению
в совершении
военных
преступлений
в Секторе
Газа
в декабре
2008
г.
Запрос на
выдачу
ордера
на арест
не имел
успеха103.
Практика
государств
также
показывает
соблюдение
ими
этого
принципа
и в
других
случаях,
не только
при судебном
разбирательстве.
Так,
правительство
США выдвинуло
принцип
иммунитета
в деле,
возбужденном
против
тогдашнего
Председателя
КНР
Цзян
Цземиня по
обвинению
в совершении
пыток,
геноцида
и
других
тяжелых
нарушений
прав человека104.
В 2003
г.
Сайед
Багбан,
иранский
дипломат,
обвиненный
в соучастии
в
террористическом
акте
против
Еврейского
центра в
Аргентине,
был
на некоторое
время задержан
в Бельгии,
но вскоре
освобожден
на основании
дипломатического
иммунитета105.
Подобно
этому
же,
несмотря на
обвинения
в адрес
посла
Израиля
в Дании
об
участии
его
в пытках
в то
время,
когда
он был
главой
Шин Бет
–
Израильской
разведывательной
службы,
Дания решила,
что
дипломатический
иммунитет
защищает
его
от
правосудия
этой
страны106.
Власти
Великобритании
также
заняли
позицию
о том,
что
действующий
министр
обороны
Израиля
имеет право
на иммунитет
от
ареста,
несмотря на
утверждения
о том,
что
несет
ответственность
за военные
преступления
на
Западном
берегу
Иордана107.
Единственный случай, который нам удалось обнаружить, в котором
Описание
перечисленных
случаев
см.:
The
Guardian,
29
Sept.
2009.Contemporary
Practice
of
the
United
States
Relating
to
International
Law’,
97
AJIL
(2003)
962,
at
974–977Beeston,
‘Iran
threatens
to
hit
back
over
diplomat’s
arrest’,
The
Times,
28
Aug.
2003,
at
17Osborn,
‘Danish
protests
greet
Israeli
envoy’,
TheGuardian,
16
Aug.
2001,
at
13McGreal,
‘Sharon’s
Ally
Safe
from
Arrest
in
Britain’,
The
Guardian,
11
Feb.
2004,
at
19.
иммунитет
главы
государства
был отвергнут,
—
это
действия
властей
США против
Президента
Панамы
Норьеги108.
Правда,
нужно
отметить,
что
основанием
для
отрицания
его
иммунитета
стала ссылка
на то,
что
США
никогда
не признавали
генерала
Норьегу
в качестве
главы
государства.
В.
Иммунитет
rationemateriae
По
общему
правилу
иммунитет
должностных
лиц государства
имеет
функциональный
характер,
то
есть
они имеют
право
на
освобождение от
уголовной
ответственности
при
исполнении
служебных
обязанностей.
Поскольку
этот
вид
иммунитета
связан
не
со статусом
лица,
а с
категорией
совершаемых
им
действий,
он доступен
всем
людям,
действующим
от
имени
государства109.
Поэтому
его
защита
может
распространяться
на
должностных
лиц,
ушедших
от
должности,
в отношении
актов,
совершенных
в период
пребывания
в
должности,
а также
и на
действующих
должностных
лиц.
Правда,
следует
привести
мнение
некоторых
авторов
о том,
что
иммунитет
дипломатов
в отставке
имеет
иную природу,
нежели
общий
иммунитет,
действующий
в отношении
других
должностных
лиц в
должности,
и более
широк
по объему110.
Предоставление
должностным
лицам
иммунитета
rationemateriaeчаще
совершается
в гражданских,
чем
в уголовных
делах.
Уголовная
юрисдикция
государств
имеет по
преимуществу
территориальный
характер,
а должностные
лица
государства
обычно
не
осуществляют
свои
официальные
функции
на
территории
другого
государства.
Важное
исключение
здесь
–
это
вооруженный
конфликт,
в котором
комбатанты
нередко
осуществляют
свои
служебные
функции
(служащие вооруженных сил принимают участие в
сражениях на территории
108 117
F
3d
1206
(11th
Cir.
1997).
Wickremasinghe
Ch.
Immunities
Enjoyed
by
Officials
of
States
and
International
Organizations//Evans
M.
(ed.),
International
Law
(3rd
edn,
2010),
p.
380.
См.
Dinstein
A.
Diplomatic
Immunity
from
Jurisdiction
Ratione
Materiae//15
ICLQ.1966.p.
86–89
вражеского
государства).
Правда,
согласно
международному
гуманитарному
праву
этим лицам
не должно
предъявляться
уголовное
обвинение
в случае
плена
только
за участие
в вооруженном
конфликте,
если
ими не
нарушаются
законы
и обычаи
войны111.
Поэтому
довольно
редко
можно
представить
себе
обстоятельства,
в
которых
иностранное
должностное
лицо окажется
перед
уголовным
обвинением
за действия,
совершенные
им в
официальном
качестве.
Один
из немногих
приводимых
в литературе
примеров
–
очень
давнее
дело
Маклеода–
американского
дипломата
в Великобритании,
против
которого
было
выдвинуто
уголовное
обвинение.
Хотя
и американские,
и британские
власти
были
согласны
в наличии
иммунитета
и от
уголовной,
и от
гражданской
юрисдикции,
Маклеод
был
предан
суду
в силу
невозможности
для американских
властей
вмешаться
в дело112.
Еще
один
пример
—
судебное
преследование
бывшего
министра
обороны
Д.Рамсфельда
во
Франции.
В 2007
г.
Окружной
прокурор
Парижа
отверг
жалобу,
поданную
против
Д.Рамсфельда,
в которой
он
обвинялся
в допущении
пыток
в центре
содержания
подозреваемых
в терроризме
на военной
базе США
в Гуантанамо
и в
военной
тюрьме
Абу-грейб.
Основанием
для
непринятия
жалобы
прокурор
считал
наличие
продолжающегося
иммунитета
«в
отношении
действий,
совершенных
в период
пребывания
его
в должности
министра
обороны»113.
В деле
Воиноврадуги,которые
были
французские
граждане,
захваченные
властями
Новой
Зеландии,
Франция,
взяв
на себя
международную
ответственность
за их
действия,
утверждала,
что
те из
них,
кто
был
военнослужащими,
не должны
подвергаться
судебному
преследованию
в Новой
Зеландии.
Новая
Зеландия
с ней
не
согласилась114.
Fleck
D.
(ed.)
The
Handbook
of
Humanitarian
Law
of
Armed
Conflict,
2008,
p.
79,
82.
Cм.Jennings
R.Y.
The
Caroline
and
McLeod
Cases//32
AJIL,
1938,
p.
82,
92.[Электронный
ресурс]
URL
www.fidh.org/france-in-violation-of-law-grants-donald-
rumsfeld,4932Rainbow
Warrior
Case,
74
ILR
(1986)
241
Относительно
иммунитета
rationemateriaeследует
высказать
два
соображения.
Этот
тип иммунитета
указывает
на
то,
что
индивид
не
должен
нести
ответственность
за деяния,
фактически
совершенные
государством.
Эти
деяния
должны
вменяться
только
государству,
и иммунитет
rationemateriae–это
фактически
средство
переложить
ответственность
на
государство.
В деле
Эйхмана
Верховный
суд
Израиля
заявил,
что
«доктрина
«акта
государства»
означает,
что
действия,
совершенные
каким-либо
лицом
в качестве
органа
государства
–
будь
то
глава
государства
или ответственное
должностное
лицо,
действующие
по поручению
правительства
–
должны
рассматриваться
как
акт
одного
только
государства.
Отсюда
следует,
что
только
это
последнее
несет
за
них
ответственность,
а также
то,
что
другое
государство не
имеет
права
наказывать
лицо,
совершившее
эти
действия,
если
только
на это
не будет
согласия
того
государства,
чье
поручение
выполнялось.
Если
этого
нет,
первое
государство
фактически
вмешивается
во
внутренние
дела второго,
что
противоречит
принципу
равенства
государств,
основанному
на их
суверенитете»
Однако
Суд
оказался
не
готов
применять
свою
теорию
в каждом
случае115.
Подобной
же
позиции
придерживался
Международный
уголовный
трибунал
по бывшей
Югославии
в деле
ПрокурорпротивБласкича:«Государственные
должностные
лица –
это
простоинструменты
государства,
и ихдействия,
совершенные
в официальномкачестве,
могут
быть
аттрибутированы
только
государству.
Они
не
могут
быть
объектом
санкций
или
наказания
за
поведение,
которое
не является
частным,
а осуществляется
от
имени
государства.
Другими
словами,
должностные
лица не
должны
страдать
от
последствий
неправомерных
действий,
которые
не могут
быть вменены
им персонально,
а должны
быть
предъявлены государству,
отимени которого
они
действуют:
они
обладают так
Attorney-General
of
the
Government
of
Israel
v.
Adolf
Eichmann,
para.
28
и
Attorney-General
of
the
Government
of
Israel
v.
Adolf
Eichmann,
Supreme
Court
(sitting
as
a
Court
of
Criminal
Appeal),
para.
14.
называемым
функциональным
иммунитетом.
Это
признанная
норма
обычного
международного
права,
восходящая
к восемнадцатому
столетию
и неоднократно
применявшаяся
с тех
пор»116.
Одна
из
особенностей
функционального
иммунитета
rationemateriae–иммунитет
должностного
лица не
совпадает
по
объему
с иммунитетом
государства,
но шире
его.
Должностное
лицо
неприкосновенно
не только
в
отношении
суверенных
актов,
в отношении
которых
неприкосновенно
государство,
но
это
лицо
неприкосновенно
и в
отношении
актов,
не являющихся
суверенными,
но совершаются
лицом
по должности.
Кроме
того,
иммунитет
должностного
лица
от
иностранного
судебного
разбирательства
предотвращает
отклонение
иммунитета государства
путем
возбуждения
разбирательства
против
лица,
которое
действовало
от
имени государства117.
Апелляционный
суд
Англии
заявил
в решении
по делу
ЦернишпротивУолдока:
иностранное
суверенное
правительство,
помимо
самих суверенов,
может
действовать
только
через
своих
агентов,
и потому
иммунитет,
принадлежащий
правительству,
будет
иллюзорным,
если
он не
будет
распространен
также
на его
агентов
в том,
что
касается действий,
совершенных
ими от
лица
правительства.
Возбудить
дело
против
агента
в отношении
актов,
совершенных
им в
официальном
качестве,
—
это
фактически
возбудить
дело против
правительства,
вне
зависимости
от
того,
продолжает
ли он
находиться
на
своем посту118.
В этом смысле иммунитет действует как юрисдикционное, или
процессуальное,
препятствие
и предотвращает
косвенный
контроль
суда
над
актами
иностранного
государства
путем возбуждения
дел
против
тех
должностных
лиц,
которые
совершили
вменяемые
им
акты.
Prosecutor
v.
Blaškić
(Objection
to
the
Issue
of
Subpoena
duces
Tecum)
IT-95-14-AR108
(1997),
110
ILR
(1997)
607,
at
707,
para.
38.См.
Wickremasinghe
Ch.
op.cit,
p.
396Zoernsch
v.
Waldock
[1964]
1
WLR
675,
at
692
(England:
CA,
per
Diplock
LJ).
В деле
ДжонспротивСаудовскойАравиилорд
Хоффман
заявил,
что
утверждение
о том,
что
действия
должностного
лица не
вменяются
ему лично
–
этоискусственная
конструкция;
она ведет
к путанице,
особенно
в тех
случаях,
когда
некоторые
аспекты
иммунитета
индивида
ограничены
договором,
как
мы
это
видим
в Конвенции
против
пыток.
Однако
он не
возражал
против
того,
что
такое
толкование
функционального
иммунитета
разделяется
многими119.