Иммунитеты и привилегии дипломатических представительств это
Согласно международному и национальному праву дипломатические представительства и их сотрудники пользуются соответствующими иммунитетами и привилегиями.
Под дипломатическими иммунитетами понимаются изъятия из-под гражданскрй, административной и уголовной юрисдикции государства пребывания. Дипломатические привилегии — это различные льготы и преимущества. Которые рядовым иностранцам не предоставляются.
Дипломатические иммунитеты и привилегии подразделяются на:
1) привилегии и иммунитеты диппредставительства и 2) личные иммунитеты и привилегии дипломатов.
К иммунитетам и привилегиям дипломатического представительства относятся:
1. Неприкосновенность помещений дипломатического представительства. Под помещениями понимаются здания или их части, используемые для целей представительства, включая резиденцию его главы, а также обслуживающий это здание или его части земельный участок, в том числе сад и автостоянку. Их неприкосновенность означает, что власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства.
Государство пребывания обязано предпринимать надлежащие меры для защиты помещений представительства от любого вторжения или нанесения ущерба, а также для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Нередко возникает вопрос: что делать в случае форс-мажорных обстоятельств — пожара, наводнения, захвата помещения террористами?
Международное право не разрешает использовать институт неприкосновенности помещения дипломатических представительств в качестве убежища лиц, преследуемых властями государства пребывания.
2. Помещения дипломатических представительств, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения сотрудников представительств пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и других исполнительных действий как в мирное время, так и во время вооруженных конфликтов.
3. Помещения представительств, как собственные, так и арендованные, обладают фискальным иммунитетом, т.е. освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин, кроме платы за конкретные виды обслуживания.
4. Закреплена неприкосновенность архивов и документов дипломатических представительств в любое время и в любом месте.Это касается и периода разрыва дипломатических отношений между государствами, в том числе и в связи с вооруженным конфликтом между ними. Официальная корреспонденция дипломатических представительств также неприкосновенна. Поэтому пользуются иммунитетом дипкурьеры во время доставления ими диппочты по назначению.
Привилегии дипломатических представительств:
1. Право пользования флагом и эмблемой своего государства на помещениях диппредставительства, включая резиденцию его главы, а также на средствах передвижения главы представительства (ст. 29 Венской конвенции 1961 г.).
2. Таможенные привилегии, т. е. право ввозить на территорию государства пребывания и вывозить с этой территории предназначенные для официального пользования представительств товары с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера (п. «а» ст. 36 Венской конвенции 1961 г.; ст. 299 Таможенного кодекса РФ 2003 г.).
3. Свобода сношений со своим государством, его диппредставительствами и консульскими учреждениями в других странах. Для этого государство может пользоваться всеми подходящими средствами, в том числе услугами дипкурьеров или шифрованных депеш.
К личным иммунитетам и привилегиям относятся:
1. Неприкосновенность дипломатов. Они не могут быть задержаны или тем более арестованы. Государство пребывания должно принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность, свободу и достоинство.
2. Неприкосновенность резиденций дипломатов, их средств передвижения, имущества, бумаг и корреспонденции.
3. Если дипломат находится за рулем автомобиля и нарушает правила дорожного движения…
4. Иммунитет от юрисдикции государства пребывания — уголовной и гражданской. Следственные органы этого государства не должны возбуждать уголовные дела в отношении дипломатов, а его суды не могут такие дела рассматривать. Вместе с тем власти страны пребывания могут обратиться к высшим органам государства дипломата о снятии с пего иммунитета от уголовной юрисдикции в случаях совершения тяжких преступлений. Чаще всего речь идет о совершении дорожно-транспортных происшествий, в результате которых гибнут люди.
В редких случаях власти страны дипломата идут на то, чтобы снять с него иммунитет от уголовной юрисдикции.
5. Дипломаты не обладают иммунитетом в случаях предъявления исков:
1) по частному недвижимому имуществу дипломата, которое находится на территории государства пребывания;
2) по наследованию, когда дипломат выступает как частное лицо;
3) относящихся к любой деятельности, осуществляемой дипломатом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций.
6.Дипломаты не обязаны давать свидетельские показания. Однако ничто не препятствует им это делать, если они сами того пожелают. Естественно, дипломаты пользуются иммунитетом от административной юрисдикции.
7. Личный багаж дипломата не подлежит досмотру таможенными властями государства. Исключение составляют случаи, когда есть серьезные основания полагать, что в багаже дипломата содержатся предметы, запрещенные законом для ввоза или вывоза.
Привилегии дипломата:
1) освобождение от всех налогов, сборов и пошлин в государстве пребывания, кроме косвенных налогов, налогов на наследство и ряда сборов;
2) освобождение от всех трудовых, государственных и военных повинностей;
3) освобождение от таможенных пошлин, налогов и сборов (ст. 36 Венской конвенции 1961 г. Следует отметить, что дипломатическими иммунитетами и привилегиями пользуются все члены семьи дипломата, если они не являются гражданами страны пребывания. Статус административно-технического персонала приравнен к дипломатическому, за исключением гражданской и административной юрисдикции, которая на последних не распространяется. Обслуживающий персонал пользуется иммунитетом в отношении действий, совершаемых при исполнении служебных обязанностей. Он освобожден от налогов, сборов и пошлин на заработок, полученный им по службе.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 марта 2014;
проверки требуют 11 правок.
Дипломати́ческий иммуните́т (от лат. immunitas «независимость; неподверженность») — это изъятие его бенефициара (носителя) из-под юрисдикции государства пребывания. В первую очередь носителями такого иммунитета являются глава дипломатического представительства и другие сотрудники из числа дипломатического персонала. Вместе с тем есть случаи, когда таким иммунитетом обладают лица, не входящие в дипломатический состав посольств.
Дипломатический иммунитет следует отличать от дипломати́ческих привиле́гий, которые представляют собой преференции (льготы), которыми наделяется соответствующее лицо при вступлении в некоторые правоотношения с государством пребывания: прежде всего, в налоговой, таможенной, миграционной сферах.
Источником дипломатического иммунитета является международный обычай, кодифицированный Венской конвенцией о дипломатических сношениях[1]. В развитие её положений национальное (главным образом, процессуальное) законодательство государств также регулирует вопросы дипломатического иммунитета. Так, в России положения о дипломатическом иммунитете содержатся в ст.401 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ в редакции от 6 февраля 2012 г.[2], ст.11 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ в редакции от 7 декабря 2011 г.[3] В СССР вопросы дипломатического иммунитета регулировались Положением о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР[4].
История института дипломатического иммунитета[править | править код]
В зачаточном состоянии данный институт существовал еще в древности. В Древнем Китае, древнегреческих полисах и древнеиндийских государствах личность послов считалась неприкосновенной. В Древней Индии пользовались неприкосновенностью также и посольские помещения. В тот период это было обусловлено, прежде всего, религиозными верованиями.[5] Кроме того, в указанных государствах царила стойкая убеждённость в том, что обеспечить мирные международные отношения и взаимодействие друг с другом по различным вопросам невозможно без предоставления иностранным послам и посредникам права безопасно передвигаться по территориям государств пребывания. Вместе с тем принцип личной неприкосновенности послов утратил былое значение в период расцвета Римской Империи, а позднее Византии — оба эти государства больше полагались на захватническую политику, нежели мирное сосуществование.
В современном смысле слова дипломатия возродилась лишь в конце средневековья, на заре Ренессанса. С появлением в XV веке постоянных посольских учреждений укрепился принцип неприкосновенности их помещений. С учетом особой роли церкви в рассматриваемый исторический период послы, продолжая пользоваться неприкосновенностью, стали считаться находящимися под её особым покровительством. В XVI веке — период ожесточённой религиозной розни — в практику государств вошли особая защита и иммунитет от уголовной юрисдикции послов, включая даже тех, которые подозревались в заговоре против аккредитовавших их суверенов. В данном контексте уместно сослаться на такой дипломатический казус. Испанский посол Мендоса в 1584 году был обвинён английским правительством в заговоре, имевшем целью свергнуть английскую королеву Елизавету. При этом возник вопрос, можно ли судить испанского посла в английском суде. Совет Королевы обратился за консультацией к известному итальянскому дипломату, правоведу, знатоку дипломатического права Альберико Джентили (автор трактата «Три книги о посольствах» 1585 г.)[6]. Тот дал заключение, что Мендоса должен быть подвергнут наказанию испанским сувереном, а следовательно, должен быть выслан из Англии. В результате провинившийся посол получил от английских властей приказ покинуть пределы Королевства.
В вестфальский период (1648—1815 гг.) развития международного права окончательное закрепление в форме международного обычая получили правила об иммунитете послов, сопровождающих их членов семей и персонала от гражданской и уголовной юрисдикции государств пребывания, равно как и правила о неприкосновенности посольских помещений. В рассматриваемый период повышенное внимание тематике дипломатического иммунитета уделяется в научных международно-правовых разработках (Г. Гроций, 1625 г., К. Бинкершок, 1721 г., Э. Ваттель, 1758 г.).
Версальский (1919—1945 гг.) период международного права ознаменовался попытками кодификации сложившихся к тому времени норм о дипломатическом иммунитете. Впервые такая кодификация была предпринята на региональном уровне — Гаванская конвенция о дипломатических служащих от 1928 г., участниками которой были государства Панамериканского союза. Вместе с тем эта Конвенция всё же не вполне адекватно отражала существующую на тот момент практику в области дипломатического права[7]. Более продуманным в этом отношении является Гарвардский проект конвенции о дипломатических привилегиях и иммунитетах 1932 года.
Первая универсальная кодификация обычных норм дипломатического права была предпринята уже в период современного международного права вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН — Комиссией международного права, результатом работы которой стала Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года. В ней зафиксированы не только сложившиеся к тому времени в дипломатической практике государств единообразные правила, но и новые правила, насчет которых у государств прежде не было единого понимания (речь, прежде всего, идет о привилегиях и иммунитетах младшего персонала посольств, исключений из иммунитета, а также статуса дипломатов, являющихся гражданами государства пребывания). Именно Венская конвенция стала тем универсальным инструментом, регулирующим отношения в области дипломатического права, в том числе и вопросы дипломатического иммунитета.
Содержание дипломатического иммунитета[править | править код]
Теоретической основой такого иммунитета является комбинированная функционально-представительская теория, нашедшая своё отражение в преамбуле Венской конвенции 1961 года. Согласно ей, в частности, «привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства»[8]. В равной мере сказанное относится и к дипломатическим представителям, а также иным лицам, которые в силу договора или обычая также являются носителями дипломатического иммунитета.
Венская конвенция регулирует также вопросы иммунитета применительно к дипломатическим представительствам (посольствам) и дипломатическим представителям (агентам)
Дипломатические представительства[править | править код]
Одной из составляющих их иммунитета является неприкосновенность. В соответствии со статьёй 22 Венской конвенции помещения дипломатического представительства неприкосновенны. При этом к помещениям представительства, согласно статье 1 Венской конвенции, относятся здания или части зданий, используемые для целей представительства, включая резиденцию главы представительства, кому бы ни принадлежало право собственности на них, включая обслуживающий данное здание или часть здания земельный участок. Таким образом, помещения представительства неприкосновенны независимо от того, находятся ли они в собственности аккредитующего государства или на праве аренды (либо ином вещном/обязательственном праве), а также от того, представляют ли эти помещения обособленное здание, комплекс зданий или только часть здания (в последнем случае в целях обеспечения неприкосновенности эта часть должна быть оборудована отдельным входом). Соответственно власти государства пребывания, во-первых, не могут вступать в помещения представительства иначе, как с согласия его главы. Во-вторых, на государстве пребывания лежит специальная обязанность предпринимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Иногда для обеспечения охраны посольств выделяются силы местных правоохранительных органов.
Неприкосновенность помещений дипломатического представительства предполагает невозможность вручения судебных повесток и передачи судебных приказов как внутри самих помещений, так и, что называется, на пороге. Передача таких документов должна осуществляться иным способом (посредством почтовой связи, через местное министерство иностранных дел). Кроме того, неприкосновенность помещений подразумевает иммунитет от обыска, ареста, реквизиции и исполнительных мер. Данный иммунитет распространяется и на предметы обстановки и мебель внутри помещений.
В случае с помещениями иммунитет и неприкосновенность совпадают.[9]
Иные бенефициары дипломатического иммунитета[править | править код]
- Главы государств
- Главы правительств
- Министры иностранных дел
- Должностные лица международных организаций
См. также[править | править код]
- Иммунитет государства
- Дипломатическое право
Примечания[править | править код]
- ↑ Иммунитет дипломатический // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.
- ↑ Собрание законодательства Российской Федерации, 2002 г., № 46, ст. 4532.
- ↑ Собрание законодательства Российской Федерации, 1996 г ., № 25, ст. 2954.
- ↑ Утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1966 г. № 4961-VI.
- ↑ Международное право: учебник/под ред. А. Н. Вылегжанина.-М.: Юрайт, 2011. -С.50-54.
- ↑ Зонова Т. В. Настольная книга дипломатов//Дипломатический вестник. — 2001. #8. -С.24-25
- ↑ Е.Denza, Introduction to the Vienna Convention on Diplomatic Relatins, 18 April 1961
- ↑ Венская конвенция о дипломатических сношениях (неопр.). www.un.org (Принята 18 апреля 1961 года). Дата обращения 21 декабря 2016.
- ↑ Report of the Commission to the General Assembly. Yearbook of the International Law Commission, 1958, vol.II.-P.95.
Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года уделяет значительное внимание дипломатическим привилегиям и иммунитетам.
Дипломатические привилегиями являются особые преимущества и льготы, предоставляемые представительствам и их сотрудникам, по сравнению с гражданами государства пребывания.
Дипломатические иммунитеты- это изъятия представительства и его сотрудников из юрисдикции и принудительных действий со стороны государства пребывания
Для успешно выполнения своих функций дипломатическим представительством и его персоналом в МП существует институт дипломатических привилегий и иммунитетов. Их появление относится к глубокой древности, когда они действовали преимущественно как обычные нормы. В настоящее время нормы этого института в основном фиксируются в многосторонних и двусторонних соглашениях.
Данные привилегии и иммунитеты делятся на два вида: 1) привилегии и иммунитеты дипломатического представительства как органа внешних сношений аккредитующего государства; 2) личные привилегии и иммунитеты, которые распространяются на персонал представительства.
К первому виду относятся следующие привилегии и иммунитеты: неприкосновенность помещений представительства; фискальный иммунитет; неприкосновенность архивов и документов представительства; свобода сношений представительства; право пользования флагом и эмблемой аккредитующего государства.
Неприкосновенность помещений означает, что без разрешения главы дипломатического представительства власти принимающего государства не имеют права вступать в данные помещения. Более того, на государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. На помещения дипломатического представительства, предметы их обстановки и имущество, находящееся в нем, а также транспортные средства представительства распространяется иммунитет от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий. При этом термин «помещения» толкуется расширительно и охватывает здания или часть зданий, используемых для представительства, включая резиденцию главы представительства, кому бы ни принадлежало право собственности на них, включая обслуживающий данное здание или часть здания земельный участок. Однако это не означает, что помещения дипломатического представительства являются суверенной частью территории аккредитующего государства, о чем иногда можно прочесть в печати. На самом деле территория дипломатического представительства находится под суверенитетом государства пребывания, но ей предоставлен особый режим в целях успешного выполнения возложенных на представительство функций.
По положениям Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961г. помещения дипломатического представительства не должны использоваться в целях, не совместимых с функциями представительства (п.3 ст.41). В частности, в данных помещениях не должно предоставляться убежище.
Фискальный (от лат. Fiscalis — казенный) иммунитет означает освобождение дипломатического представительства от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме таких налогов, сборов и пошлин, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания.
Что касается архивов и документов представительства, то они неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения.
Государство пребывания должно разрешать и охранять свободные сношения дипломатического представительства для всех официальных целей (со своим правительством, другими представительствами, консульствами аккредитующего государства). При этом представительство может пользоваться всеми подходящими средствами, включая дипломатических курьеров, закодированными или шифрованными депешами. Устанавливать же и эксплуатировать радиопередатчик представительство имеет право лишь с разрешения государства пребывания. Дипломатическая почта (вализа) не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.
Дипломатическому представительству и его главе принадлежит право пользоваться флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на его средствах передвижения.
К личным привилегиям и иммунитетам относятся: неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища, иммунитет от юрисдикции, фискальный иммунитет, таможенные привилегии. Личности главы дипломатического представительства и членов дипломатического персонала неприкосновенны. Они не подлежат аресту и задержанию в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к ним с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность, свободу и достоинство.
Частная резиденция дипломата пользуется той же неприкосновенностью или защитой, что и помещения представительства. Под частной резиденцией понимается любое помещение, в котором может проживать дипломат: гостиничный номер, квартира, дом. Имущество, бумаги, корреспонденция дипломата также пользуются неприкосновенностью. Это положение распространяется и на средство передвижения дипломата, которые не подлежат обыску или задержанию.
Дипломаты пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. По общему правиле дипломат не должен нарушать законов государства пребывания, однако в случае совершения уголовно наказуемого деяния уголовное дело против дипломата не возбуждается в силу данного иммунитета. Такой дипломат объявляется persona non grata и ему предлагается покинуть государство пребывания. Принимающая сторона также может ходатайствовать перед правительством аккредитующей державы об отказе в иммунитете дипломату, совершившему преступление. Такой отказ должен быть ясно и определенно выражен. Данный иммунитет является абсолютным, поэтому дипломат, совершивший преступление в государстве пребывания, и впоследствии, приехав в эту страну как частное лицо, не может привлекаться к уголовной ответственности за преступление, совершенное им в статусе дипломата.
На дипломатов также распространяется иммунитет от гражданской юрисдикции, кроме следующих случаев: а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания; б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломат выступает как частное лицо; в) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций. Дипломат не обязан давать показаний в качестве свидетеля. Однако, если дипломат сам возбуждает иск в суде, то он как бы снимает с себя иммунитет по данному делу и выступает как частное лицо со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями. Дипломаты также пользуются иммунитетом от административной юрисдикции, т.е. на них не могут налагаться штрафы или иные административные взыскания. Если дипломат совершил ДТП, то какие-либо принудительные меры к нему не применяются. В этом случае сотрудники полиции (милиции) могут обратиться в МИД своего государства с претензией о возмещении причиненного ущерба. МИД обычно направляет просьбу о компенсации причиненного ущерба в соответствующее посольство.
Иммунитет дипломата от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства.
Фискальный иммунитет означает освобождение дипломата от всех личных, имущественных, государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, за исключением косвенных налогов, налогов на наследство, сборов и налогов на частный доход, сборов, взимаемых за конкретные виды обслуживания.
Государство пребывания обязано освобождать дипломатов от всех трудовых и государственных повинностей, независимо от их характера, а также от военных повинностей.
Дипломат в государстве пребывания не должен заниматься профессиональной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.
Таможенные привилегии дипломатов выражаются в том, что государство пребывания разрешает им ввозить предметы, предназначенные для официального пользования представительства и предметы личного пользования дипломатов и членов их семей, освобождая при этом от таможенных пошлин, сборов и налогов, за исключением складских сборов, сборов за перевозку и подобного рода услуги. Личный багаж дипломата освобождается от досмотра, если нет серьезных оснований предполагать, что он содержит предметы, ввоз или вывоз которых запрещен законом. Такой досмотр должен производиться в присутствии дипломата или его представителя.
Перечисленные привилегии и иммунитеты распространяются на дипломатический персонал представительств и членов их семей, если последние не являются гражданами государства пребывания.
В соответствии с положениями Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961г. члены административно-технического персонала представительства и члены их семей, живущие вместе с ними, пользуются, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, личной неприкосновенностью, неприкосновенностью жилища, иммунитетом от уголовной юрисдикции, фискальным иммунитетом, некоторыми таможенными привилегиями. Иммунитет от гражданской и административной юрисдикции распространяется на них лишь при исполнении ими своих обязанностей.
Члены обслуживающего персонала представительства. Которые не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных ими при исполнении своих обязанностей, и освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими по своей службе.
Домашние работники персонала представительства, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими по службе.
В связи с тем, что вышеперечисленные нормы носят диспозитивный характер, заинтересованные государства могут заключать между собой соглашение о предоставлении дипломатических привилегий и иммунитетов в полном объеме административно-техническому и обслуживающему персоналу представительств, если они не являются гражданами государства пребывания.
Дипломатические привилегии и иммунитеты начинают распространяться на лиц, определенных в МП, с момента пересечения ими границы принимающего государства и действуют до момента выезда указанных лиц из государства пребывания.
Дипломат и члены его семьи пользуются установленными в МП привилегиями и иммунитетами также при проезде через третье государство.
Третьи государства не должны препятствовать проезду через их территорию членов административно-технического и обслуживающего персонала представительства и членов их семей.
Таким образом, дипломатические привилегии и иммунитеты предоставляются не для того чтобы игнорировать законы, правила и обычаи государства пребывания, а с целью эффективного исполнения представительством и его персоналом своих функций в полном соответствии с нормами МП и внутригосударственного права принимающей стороны.
Со временем будет еще более возрастать интерес иностранных государств к Украине, ее богатствам и возможностям вложения инвестиций. Развитие экономического сотрудничества и международных связей регионов страны приведет к дальнейшему расширению консульских и дипломатических отношений Украины с зарубежными государствами, к появлению новых консульских и дипломатических учреждений на территории Украины.