Иммунитеты и привилегии это

Иммунитеты и привилегии это thumbnail

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРИВИЛЕГИИ И ИММУНИТЕТЫ — совокупность прав и преимуществ, предоставляемых иностранным государством дипломатическому корпусу.

Этот ин­сти­тут один из са­мых древ­них в ме­ж­ду­народных от­но­ше­ни­ях. Вла­сти стра­ны пре­бы­ва­ния обя­за­ны обес­пе­чить нор­маль­ные ус­ло­вия для дея­тель­но­сти пред­ста­ви­тель­ст­ва (в том числе при­нять над­ле­жа­щие ме­ры для пре­дос­тав­ле­ния по­ме­ще­ний ди­пло­ма­тическому пред­ста­ви­тель­ст­ву, обес­пе­чить их за­щи­ту). Основным ак­том, ко­ди­фи­ци­ро­вав­шим нор­мы о ди­пло­ма­тич. при­ви­ле­ги­ях, яв­ля­ет­ся Вен­ская кон­вен­ция о ди­пло­ма­тич. сно­ше­ни­ях (1961).

Не­при­кос­но­вен­но­сть рас­про­стра­ня­ет­ся не толь­ко на по­ме­ще­ние пред­ста­ви­тель­ст­ва, но так­же и на его транс­порт­ные сред­ст­ва — ав­то­мо­би­ли, ко­раб­ли, са­мо­лё­ты; ар­хи­вы и до­ку­мен­ты, не­за­ви­си­мо от их мес­та на­хо­ж­де­ния (это пра­ви­ло дей­ст­ву­ет да­же в слу­чае раз­ры­ва ди­пло­ма­тических от­но­ше­ний) и другого. Пред­ста­ви­тель­ст­во ос­во­бо­ж­да­ет­ся от та­мо­жен­ных по­шлин на пред­ме­ты для официального поль­зо­ва­ния (та­мо­жен­ный им­му­ни­тет), от всех на­ло­гов (фис­каль­ный им­му­ни­тет), но не ос­во­бо­ж­да­ет­ся от экс­плуа­тационных рас­хо­дов (пла­та за элек­тро­энер­гию, во­до­снаб­же­ние и другое); ему при­над­ле­жит пра­во поль­зо­ва­ния свои­ми государственным фла­гом и эмб­ле­мой. Оно сво­бод­но в сво­их сно­ше­ни­ях в официальных це­лях, вклю­чая вне­оче­ред­ную те­ле­граф­ную и те­ле­фон­ную связь, а так­же поль­зо­ва­ние шиф­ром (смотреть Ди­пло­ма­ти­че­ская поч­та).

Пре­дос­тав­ле­ние им­му­ни­те­та пер­со­на­лу пред­ста­ви­тель­ст­ва за­ви­сит от то­го, к ка­кой ка­те­го­рии со­труд­ни­ков дан­ное ли­цо от­но­сит­ся. Круг лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых воз­ни­ка­ет во­прос о при­зна­нии дипломатических привилегий и иммунитетов, вклю­ча­ет три ка­те­го­рии: ди­пло­ма­тический пер­со­нал (со­вет­ни­ки, пер­вые и вто­рые сек­ре­та­ри, ат­та­ше), кан­це­ля­рия (пе­ре­во­дчи­ки, ма­ши­ни­ст­ки и прочие) и об­слу­жи­ваю­щий пер­со­нал.

Пол­ным им­му­ни­те­том поль­зу­ет­ся ди­пло­ма­тический пер­со­нал, об­ла­даю­щий ди­пло­ма­тическим ран­гом. Ли­ца, его со­став­ляю­щие, не мо­гут быть под­верг­ну­ты аре­сту и за­дер­жа­нию. Стра­на пре­бы­ва­ния обес­пе­чи­ва­ет их безо­пас­ность. Не­при­кос­но­вен­но­стью поль­зу­ют­ся жи­лые по­ме­ще­ния ди­пло­ма­та. Ди­пло­мат поль­зу­ет­ся им­му­ни­те­том от уго­лов­ной, гражданской и административной юрис­дик­ции. Вме­сте с тем он обя­зан со­блю­дать за­ко­ны стра­ны пре­бы­ва­ния. Ди­пло­мат не обя­зан да­вать сви­де­тель­ские по­ка­за­ния в су­дах стра­ны, но это не ис­клю­ча­ет его со­гла­сия дать та­кие по­ка­за­ния по прось­бе вла­стей стра­ны пре­бы­ва­ния. Ди­пло­мат поль­зу­ет­ся фис­каль­ным им­му­ни­те­том — ос­во­бо­ж­да­ет­ся от пря­мых на­ло­гов; он не мо­жет за­ни­мать­ся ком­мерческой дея­тель­но­стью в стра­не пре­бы­ва­ния в це­лях лич­ной вы­го­ды. Им­му­ни­те­том поль­зу­ют­ся и чле­ны се­мьи ди­пло­ма­та, со­вме­ст­но с ним про­жи­ваю­щие, ес­ли они не яв­ля­ют­ся гра­ж­да­на­ми стра­ны пре­бы­ва­ния. В со­став ди­пло­ма­тического пред­ста­ви­тель­ст­ва мо­гут вклю­чать­ся не толь­ко профессиональные ди­пло­ма­ты, но и пред­ста­ви­те­ли иных ве­домств. При на­ли­чии ди­пло­ма­тич. пас­пор­та они поль­зу­ют­ся со­от­вет­ст­вую­щи­ми при­ви­ле­гия­ми. Ес­ли ди­пло­мат про­ез­жа­ет че­рез тер­ри­то­рию третье­го го­су­дар­ст­ва, то это го­су­дар­ст­во пре­дос­тав­ля­ет ему не­при­кос­но­вен­ность. В слу­чае воо­ружённого кон­флик­та стра­на пре­бы­ва­ния обя­за­на ока­зать не­об­хо­ди­мое со­дей­ст­вие для ско­ро­го вы­ез­да ди­пло­ма­та и его се­мьи. Ана­ло­гич­ное по­ло­же­ние дей­ст­ву­ет и в слу­чае пре­кра­ще­ния ди­пло­ма­тич. от­но­ше­ний.

Ко вто­рой ка­те­го­рии лиц им­му­ни­тет при­ме­ня­ет­ся не во всех стра­нах и ино­гда не в пол­ном объ­ё­ме.

На тре­тью ка­те­го­рию им­му­ни­тет, как пра­ви­ло, не рас­про­стра­ня­ет­ся, а ес­ли рас­про­стра­ня­ет­ся (например, в Ве­ли­ко­бри­та­нии, США), то ог­ра­ни­чен сро­ком служ­бы (по окон­ча­нии ко­то­ро­го эти ли­ца мо­гут быть при­вле­че­ны к от­вет­ст­вен­но­сти за дей­ст­вия, со­вер­шён­ные во вре­мя служ­бы).

Во мно­гих го­су­дар­ст­вах при­ня­ты специальные за­ко­ны об обес­пе­че­нии безо­пас­но­сти иностранных ди­пло­ма­тов (в РФ на­па­де­ние на лиц или уч­ре­ж­де­ния, ко­то­рые поль­зу­ют­ся ме­ж­ду­народной за­щи­той, вле­чёт уго­лов­ную от­вет­ст­вен­ность по статье 360 УК РФ).

Дипломатическими привилегиями и иммунитетами поль­зу­ют­ся так­же чле­ны специальных мис­сий (то есть вре­мен­ных мис­сий, пред­став­ляю­щих го­су­дар­ст­во в другом го­су­дар­ст­ве для ре­ше­ния оп­ре­де­лён­ных во­про­сов), а так­же пред­ста­ви­те­ли го­су­дарств при ме­ж­ду­народных ор­га­ни­за­ци­ях.

 © Большая Российская Энциклопедия (БРЭ) 

Источник

ДИПЛОМАТИ́ЧЕСКИЕ ПРИВИЛЕ́ГИИ И ИММУНИТЕ́ТЫ, со­во­куп­ность прав и преи­му­ще­ств, пре­дос­тав­ляе­мых иностр. го­су­дар­ст­вом ди­пло­ма­ти­че­ско­му кор­пу­су. Этот ин­сти­тут один из са­мых древ­них в ме­ж­ду­нар. от­но­ше­ни­ях. Вла­сти стра­ны пре­бы­ва­ния обя­за­ны обес­пе­чить нор­маль­ные ус­ло­вия для дея­тель­но­сти пред­ста­ви­тель­ст­ва (в т. ч. при­нять над­ле­жа­щие ме­ры для пре­дос­тав­ле­ния по­ме­ще­ний ди­пло­ма­тич. пред­ста­ви­тель­ст­ву, обес­пе­чить их за­щи­ту). Осн. ак­том, ко­ди­фи­ци­ро­вав­шим нор­мы о ди­пло­ма­тич. при­ви­ле­ги­ях, яв­ля­ет­ся Вен­ская кон­вен­ция о ди­пло­ма­тич. сно­ше­ни­ях (1961).

Читайте также:  Восстановить иммунитет после алкоголя

Не­при­кос­но­вен­но­сть рас­про­стра­ня­ет­ся не толь­ко на по­ме­ще­ние пред­ста­ви­тель­ст­ва, но так­же и на его транс­порт­ные сред­ст­ва – ав­то­мо­би­ли, ко­раб­ли, са­мо­лё­ты; ар­хи­вы и до­ку­мен­ты, не­за­ви­си­мо от их мес­та на­хо­ж­де­ния (это пра­ви­ло дей­ст­ву­ет да­же в слу­чае раз­ры­ва ди­пло­ма­тич. от­но­ше­ний) и др. Пред­ста­ви­тель­ст­во ос­во­бо­ж­да­ет­ся от та­мо­жен­ных по­шлин на пред­ме­ты для офиц. поль­зо­ва­ния (та­мо­жен­ный им­му­ни­тет), от всех на­ло­гов (фис­каль­ный им­му­ни­тет), но не ос­во­бо­ж­да­ет­ся от экс­плуа­тац. рас­хо­дов (пла­та за элек­тро­энер­гию, во­до­снаб­же­ние и др.); ему при­над­ле­жит пра­во поль­зо­ва­ния свои­ми гос. фла­гом и эмб­ле­мой. Оно сво­бод­но в сво­их сно­ше­ни­ях в офиц. це­лях, вклю­чая вне­оче­ред­ную те­ле­граф­ную и те­ле­фон­ную связь, а так­же поль­зо­ва­ние шиф­ром (см. Ди­пло­ма­ти­че­ская поч­та).

Пре­дос­тав­ле­ние им­му­ни­те­та пер­со­на­лу пред­ста­ви­тель­ст­ва за­ви­сит от то­го, к ка­кой ка­те­го­рии со­труд­ни­ков дан­ное ли­цо от­но­сит­ся. Круг лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых воз­ни­ка­ет во­прос о при­зна­нии Д. п. и и., вклю­ча­ет три ка­те­го­рии: ди­пло­ма­тич. пер­со­нал (со­вет­ни­ки, пер­вые и вто­рые сек­ре­та­ри, ат­та­ше), кан­це­ля­рия (пе­ре­во­дчи­ки, ма­ши­ни­ст­ки и пр.) и об­слу­жи­ваю­щий пер­со­нал.

Пол­ным им­му­ни­те­том поль­зу­ет­ся ди­пло­ма­тич. пер­со­нал, об­ла­даю­щий ди­пло­ма­тич. ран­гом. Ли­ца, его со­став­ляю­щие, не мо­гут быть под­верг­ну­ты аре­сту и за­дер­жа­нию. Стра­на пре­бы­ва­ния обес­пе­чи­ва­ет их безо­пас­ность. Не­при­кос­но­вен­но­стью поль­зу­ют­ся жи­лые по­ме­ще­ния ди­пло­ма­та. Ди­пло­мат поль­зу­ет­ся им­му­ни­те­том от уго­лов­ной, гражд. и адм. юрис­дик­ции. Вме­сте с тем он обя­зан со­блю­дать за­ко­ны стра­ны пре­бы­ва­ния. Ди­пло­мат не обя­зан да­вать сви­де­тель­ские по­ка­за­ния в су­дах стра­ны, но это не ис­клю­ча­ет его со­гла­сия дать та­кие по­ка­за­ния по прось­бе вла­стей стра­ны пре­бы­ва­ния. Ди­пло­мат поль­зу­ет­ся фис­каль­ным им­му­ни­те­том – ос­во­бо­ж­да­ет­ся от пря­мых на­ло­гов; он не мо­жет за­ни­мать­ся ком­мерч. дея­тель­но­стью в стра­не пре­бы­ва­ния в це­лях лич­ной вы­го­ды. Им­му­ни­те­том поль­зу­ют­ся и чле­ны се­мьи ди­пло­ма­та, со­вме­ст­но с ним про­жи­ваю­щие, ес­ли они не яв­ля­ют­ся гра­ж­да­на­ми стра­ны пре­бы­ва­ния. В со­став ди­пло­ма­тич. пред­ста­ви­тель­ст­ва мо­гут вклю­чать­ся не толь­ко проф. ди­пло­ма­ты, но и пред­ста­ви­те­ли иных ве­домств. При на­ли­чии ди­пло­ма­тич. пас­пор­та они поль­зу­ют­ся со­от­вет­ст­вую­щи­ми при­ви­ле­гия­ми. Ес­ли ди­пло­мат про­ез­жа­ет че­рез тер­ри­то­рию третье­го го­су­дар­ст­ва, то это го­су­дар­ст­во пре­дос­тав­ля­ет ему не­при­кос­но­вен­ность. В слу­чае воо­руж. кон­флик­та стра­на пре­бы­ва­ния обя­за­на ока­зать не­об­хо­ди­мое со­дей­ст­вие для ско­ро­го вы­ез­да ди­пло­ма­та и его се­мьи. Ана­ло­гич­ное по­ло­же­ние дей­ст­ву­ет и в слу­чае пре­кра­ще­ния ди­пло­ма­тич. от­но­ше­ний.

Ко вто­рой ка­те­го­рии лиц им­му­ни­тет при­ме­ня­ет­ся не во всех стра­нах и ино­гда не в пол­ном объ­ё­ме.

На тре­тью ка­те­го­рию им­му­ни­тет, как пра­ви­ло, не рас­про­стра­ня­ет­ся, а ес­ли рас­про­стра­ня­ет­ся (напр., в Ве­ли­ко­бри­та­нии, США), то ог­ра­ни­чен сро­ком служ­бы (по окон­ча­нии ко­то­ро­го эти ли­ца мо­гут быть при­вле­че­ны к от­вет­ст­вен­но­сти за дей­ст­вия, со­вер­шён­ные во вре­мя служ­бы).

Во мно­гих го­су­дар­ст­вах при­ня­ты спец. за­ко­ны об обес­пе­че­нии безо­пас­но­сти иностр. ди­пло­ма­тов (в РФ на­па­де­ние на лиц или уч­ре­ж­де­ния, ко­то­рые поль­зу­ют­ся ме­ж­ду­нар. за­щи­той, вле­чёт уго­лов­ную от­вет­ст­вен­ность по ст. 360 УК РФ).

Д. п. и и. поль­зу­ют­ся так­же чле­ны спец. мис­сий (т. е. вре­мен­ных мис­сий, пред­став­ляю­щих го­су­дар­ст­во в др. го­су­дар­ст­ве для ре­ше­ния оп­ре­де­лён­ных во­про­сов), а так­же пред­ста­ви­те­ли го­су­дарств при ме­ж­ду­нар. ор­га­ни­за­ци­ях.

Источник

Библиографическое описание:


Жалилов, Муминжон. Консульские иммунитеты и привилегии / Муминжон Жалилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 7 (54). — С. 282-284. — URL: https://moluch.ru/archive/54/7324/ (дата обращения: 10.06.2020).

Консульские иммунитеты и привилегии предоставляются, как это зафиксировано в Преамбуле Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., «не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления консульскими учреждени ями функций от имени их государства».

Читайте также:  Иммунитет государства и его

История развития консульского института во многом объясняет сушествующие различия в консульских иммунитетах и привилегиях по еравнению с дипломатическими. Дипломатические представительства действуют и на функциональной и на представительной основе. За консульскими учреждениями нередко отрицается представительный характер и считается, что они действуют только на функциональной основе. В то же время наблюдается и тенденция к должному учету представительных аспектов деят ельности консульских учреждений. Тем не менее, определяющим в отношении консульских иммунитетов и привилегий является функциональный подход. Это накладывает отпечаток на особенности консульских иммунитетов и привилегий и на их отличие от дипломатических.

Институт консульского иммунитета базируется в основном на нормах универсального характера Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года; [1] многочисленных двусторонних консульских отношениях, заключенных Республикой Узбекистан с зарубежными странами за период с 1991 г. по настоящее время, которые нередко предусматривают существенное расширение указанных привилегий и иммунитетов; а также нормах законодательства Республики Узбекистан (Положение о дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств в Республике Узбекистан от 8 мая 2001 г).

По аналогии с дипломатическими, консульские иммунитеты и привилегии, развивающиеся в направлении максимального сближения с первыми, принято делить на две группы: привилегии иммунитеты консульских учреждений и привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц и других работников консульских учреждений.

К первой группе относится неприкосновенность консульских помещений. Согласно п. 4.5. Положения «помещения консульского учрежден ия являются неприкосновенными. Доступ к этим помещениям может иметь место только при согласии главы консульского учреждения или главы диппредставительства соответствующего иностранного государства в Республике Узбекистан».

Тем не менее, допуск в рассматр иваемые помещения разрешается без согласия главы консульского представительства «в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты» (п.2 ст.31 Венской Конвенцией о дипломатических сношениях, п. 4.5. Положение о дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств в Республике Узбекистан).

Однако неприкосновенность этих помещений не дает права использовать их для целей, не совместимых с функциями консульского представительства. В связи с этим, в литературе была высказана точка зрения, в соответствии с которой, данное положение подразумевает право органов уголовного судопроизводства произвести осмотр места происшествия, если таковым и являются указанные помещения, обыск в нем, выемку и налож ение ареста на имущество, при наличии достаточных доказательств, дающих основание полагать, что в помещениях консульского представительства совершено или совершается преступление, укрывается уголовный преступник или находится предметы, вещи, ценности и денежные средства, добытые преступным путем.1 Подобное утверждение вряд ли верно, так как в соответствии с п. 4.7. Положения помещения консульского учреждения пользуются такой же неприкосновенностью как и помещения диппредставительств (п. 3.1. Положения), а значит обыск и другие принудительные действия в них возможны только по просьбе или с согласия главы консульского учреждения (ст. 165 УПК). Таким образом, совпадая во многом с содержанием неприкосновенности помещений дипломатических представительств, неприкосновенность консульских помещении имеет ограниченный характер. Ограничения проявляются в том, что:

а)         привилегии и иммунитеты консульских помещении предоставляются лишь «на основе взаимности», лишь в рамках достигнутых сторонами договоренности;

б)         согласно п. 2. 31. Венской конвенции о консульских сношениях допуск в рассматриваемые помещения разрешается без согласия главы консульского представительства «в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты».

Свобода сношений с правительством, дипломатическими и консульскими представительствами своего государства, предусмотренная для консульских учреждений, не допускает ограничений тайны связи, телефонных и иных переговоров. (п. 4.9. Положения).

Неприкосновенность архивов, документов и официальная переписка консульского учреждения в настоящее время в Республике Узбекистан по общему правилу имеет абсолютный характер.

Ко второй группе привилегий и иммунитетов относятся прежде всего самые широкие по сравнению с другим и должностными лицами личные привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц.

Пункт «л» ст.1 Венской конвенции 1963 г. гласит: «Консульское должностное лицо означает любое лицо, включая главу консульского хчреждения, которому поручено в этом качестве в ыполнение консульских функций». К этой категории лиц относятся: генеральный консул, консул, вице -консул, консульский агент, проконсул и консульский стажер.

Читайте также:  Кто разработал теорию иммунитета

Для нормального выполнения своих функций консульские должностные лица наделяются иммунитетами и при вилегиями, которые отражены в Венской конвенции 1963 г. (ст.40–57), Положении и в двусторонних консульских конвенциях. Эти документы определяют права и обязанности консульских должностных лиц и страны пребывания по отношению к ним.

Венская конвенция 1963 г., предоставляя консульским должностным лицам иммунитет от юрисдикции, определяет: «Консульские должностные лица не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций» (п.1 ст.43). Это значит, что консульские должностные лица наделены иммунитетами, которые носят функциональный, служебный характер.

В современной международной практике служебный (функциональный) иммунитет предоставляется довольно широкому кругу лиц (консулам, военным морякам, служащим международных организаций и др.).

Предоставление служебного иммунитета означает, что лицо, пользующееся им, освобождается от уголовной, граж данской и административной юрисдикции государства пребывания в отношении действий, совершаемых при исполнении служебных обязанностей. Если же правонарушение совершено не при исполнении служебных обязанностей, данное лицо может быть привлечено к ответственности в стране пребывания, но только «на основании постановлений судебных властей, в случае совершения тяжких преступлений» (п.1 ст. 41).

И здесь возникает проблема, существо которой заключается в неопределенности понятия «действия, совершаемые при выполнении консульских функций». В связи с этим на практике нередко возникают трудности в выяснении того, находилось ли данное лицо в момент преступления при исполнении своих служебных обязанностей или нет, следовательно, вправе ли государство пребывания привле кать его к ответственности. Не меньшие трудности возникают и в вопросе о том, кто правомочен решать эту проблему: государство пребывания или направляющее государство.

Анализ доктрины международного права, договорных и законодательных норм, практики государств показывает отсутствие универсального решения проблемы служебного иммунитета. [2]

Представляется, что универсального решения данной проблемы вообще не может быть. Это объясняется, прежде всего многообразием допускаемых правонарушений, и невозможностью в принципе составить исчерпывающий перечень служебных обязанностей каждого лица, пользующегося служебным иммунитетом, что исключает возможность выработки конкретных и универсальных критериев, позволяющих однозначно определить, было или не было данное лицо в момент совершения правонарушения при исполнении своих служебных обязанностей. Отсутствие таких критериев усугубляется возникновением в каждом случае правонарушения противоречия между интересами, с одной стороны, направляющего государства, которое заинтересовано в защите своих граждан, и, с другой, — государства пребывания, которое несет ущерб от совершенного правонарушения. Отсутствие четких критериев, противоречия между интересами сторон препятствуют разработке универсальной процедуры рассмотрения вопроса, а его единоличное решение той или иной стороной может быть необъективным.

В результате рассмотрения указанных проблем можно сделать некоторые выводы:

1.         Личные иммунитеты и привилегии консульских должностных лиц невозможно рассматривать лишь на основе Венской конвенции 1963 года, а следует учитывать двухсторонние конвенции, которые отличаются широким разнообразием в трактовке данного вопроса.

2.         Консульские должностные лица и другие работники консульских учреждений, как правило, наделяются служебным (функциональным) иммунитетом, а универсального подхода к этой проблеме вообще не существует. Поэтому на практике решени е указанных вопросов нередко вызывает сложности.

3.         Представляется, что в целях избежания разногласий и конфликтных ситуаций в сфере уголовного судопроизводства нормы, регулирующие особенности производства по делам лиц, обладающих дипломатическими и консульскими привилегиями и иммунитетами от уголовного преследования целесообразно объединить и поместить в отдельную главу в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Узбекистан.

Литература:

1.      Курс международного права. Т. 4. — М.: Наука, 1990. — С. 140–142.

2.      Демин Ю. Г. О проблеме служебного иммунитета в международном праве. Сов. ежегодник междунар. права. — М, 1989. — С. 203–215.

Основные термины (генерируются автоматически): Венская конвенция, лицо, иммунитет, консульское учреждение, привилегия, согласие главы, Узбекистан, консульское представительство, государство пребывания, служебный иммунитет.

Источник