Иммунитеты и привилегии это
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРИВИЛЕГИИ И ИММУНИТЕТЫ — совокупность прав и преимуществ, предоставляемых иностранным государством дипломатическому корпусу.
Этот институт один из самых древних в международных отношениях. Власти страны пребывания обязаны обеспечить нормальные условия для деятельности представительства (в том числе принять надлежащие меры для предоставления помещений дипломатическому представительству, обеспечить их защиту). Основным актом, кодифицировавшим нормы о дипломатич. привилегиях, является Венская конвенция о дипломатич. сношениях (1961).
Неприкосновенность распространяется не только на помещение представительства, но также и на его транспортные средства — автомобили, корабли, самолёты; архивы и документы, независимо от их места нахождения (это правило действует даже в случае разрыва дипломатических отношений) и другого. Представительство освобождается от таможенных пошлин на предметы для официального пользования (таможенный иммунитет), от всех налогов (фискальный иммунитет), но не освобождается от эксплуатационных расходов (плата за электроэнергию, водоснабжение и другое); ему принадлежит право пользования своими государственным флагом и эмблемой. Оно свободно в своих сношениях в официальных целях, включая внеочередную телеграфную и телефонную связь, а также пользование шифром (смотреть Дипломатическая почта).
Предоставление иммунитета персоналу представительства зависит от того, к какой категории сотрудников данное лицо относится. Круг лиц, в отношении которых возникает вопрос о признании дипломатических привилегий и иммунитетов, включает три категории: дипломатический персонал (советники, первые и вторые секретари, атташе), канцелярия (переводчики, машинистки и прочие) и обслуживающий персонал.
Полным иммунитетом пользуется дипломатический персонал, обладающий дипломатическим рангом. Лица, его составляющие, не могут быть подвергнуты аресту и задержанию. Страна пребывания обеспечивает их безопасность. Неприкосновенностью пользуются жилые помещения дипломата. Дипломат пользуется иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции. Вместе с тем он обязан соблюдать законы страны пребывания. Дипломат не обязан давать свидетельские показания в судах страны, но это не исключает его согласия дать такие показания по просьбе властей страны пребывания. Дипломат пользуется фискальным иммунитетом — освобождается от прямых налогов; он не может заниматься коммерческой деятельностью в стране пребывания в целях личной выгоды. Иммунитетом пользуются и члены семьи дипломата, совместно с ним проживающие, если они не являются гражданами страны пребывания. В состав дипломатического представительства могут включаться не только профессиональные дипломаты, но и представители иных ведомств. При наличии дипломатич. паспорта они пользуются соответствующими привилегиями. Если дипломат проезжает через территорию третьего государства, то это государство предоставляет ему неприкосновенность. В случае вооружённого конфликта страна пребывания обязана оказать необходимое содействие для скорого выезда дипломата и его семьи. Аналогичное положение действует и в случае прекращения дипломатич. отношений.
Ко второй категории лиц иммунитет применяется не во всех странах и иногда не в полном объёме.
На третью категорию иммунитет, как правило, не распространяется, а если распространяется (например, в Великобритании, США), то ограничен сроком службы (по окончании которого эти лица могут быть привлечены к ответственности за действия, совершённые во время службы).
Во многих государствах приняты специальные законы об обеспечении безопасности иностранных дипломатов (в РФ нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой, влечёт уголовную ответственность по статье 360 УК РФ).
Дипломатическими привилегиями и иммунитетами пользуются также члены специальных миссий (то есть временных миссий, представляющих государство в другом государстве для решения определённых вопросов), а также представители государств при международных организациях.
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
ДИПЛОМАТИ́ЧЕСКИЕ ПРИВИЛЕ́ГИИ И ИММУНИТЕ́ТЫ, совокупность прав и преимуществ, предоставляемых иностр. государством дипломатическому корпусу. Этот институт один из самых древних в междунар. отношениях. Власти страны пребывания обязаны обеспечить нормальные условия для деятельности представительства (в т. ч. принять надлежащие меры для предоставления помещений дипломатич. представительству, обеспечить их защиту). Осн. актом, кодифицировавшим нормы о дипломатич. привилегиях, является Венская конвенция о дипломатич. сношениях (1961).
Неприкосновенность распространяется не только на помещение представительства, но также и на его транспортные средства – автомобили, корабли, самолёты; архивы и документы, независимо от их места нахождения (это правило действует даже в случае разрыва дипломатич. отношений) и др. Представительство освобождается от таможенных пошлин на предметы для офиц. пользования (таможенный иммунитет), от всех налогов (фискальный иммунитет), но не освобождается от эксплуатац. расходов (плата за электроэнергию, водоснабжение и др.); ему принадлежит право пользования своими гос. флагом и эмблемой. Оно свободно в своих сношениях в офиц. целях, включая внеочередную телеграфную и телефонную связь, а также пользование шифром (см. Дипломатическая почта).
Предоставление иммунитета персоналу представительства зависит от того, к какой категории сотрудников данное лицо относится. Круг лиц, в отношении которых возникает вопрос о признании Д. п. и и., включает три категории: дипломатич. персонал (советники, первые и вторые секретари, атташе), канцелярия (переводчики, машинистки и пр.) и обслуживающий персонал.
Полным иммунитетом пользуется дипломатич. персонал, обладающий дипломатич. рангом. Лица, его составляющие, не могут быть подвергнуты аресту и задержанию. Страна пребывания обеспечивает их безопасность. Неприкосновенностью пользуются жилые помещения дипломата. Дипломат пользуется иммунитетом от уголовной, гражд. и адм. юрисдикции. Вместе с тем он обязан соблюдать законы страны пребывания. Дипломат не обязан давать свидетельские показания в судах страны, но это не исключает его согласия дать такие показания по просьбе властей страны пребывания. Дипломат пользуется фискальным иммунитетом – освобождается от прямых налогов; он не может заниматься коммерч. деятельностью в стране пребывания в целях личной выгоды. Иммунитетом пользуются и члены семьи дипломата, совместно с ним проживающие, если они не являются гражданами страны пребывания. В состав дипломатич. представительства могут включаться не только проф. дипломаты, но и представители иных ведомств. При наличии дипломатич. паспорта они пользуются соответствующими привилегиями. Если дипломат проезжает через территорию третьего государства, то это государство предоставляет ему неприкосновенность. В случае вооруж. конфликта страна пребывания обязана оказать необходимое содействие для скорого выезда дипломата и его семьи. Аналогичное положение действует и в случае прекращения дипломатич. отношений.
Ко второй категории лиц иммунитет применяется не во всех странах и иногда не в полном объёме.
На третью категорию иммунитет, как правило, не распространяется, а если распространяется (напр., в Великобритании, США), то ограничен сроком службы (по окончании которого эти лица могут быть привлечены к ответственности за действия, совершённые во время службы).
Во многих государствах приняты спец. законы об обеспечении безопасности иностр. дипломатов (в РФ нападение на лиц или учреждения, которые пользуются междунар. защитой, влечёт уголовную ответственность по ст. 360 УК РФ).
Д. п. и и. пользуются также члены спец. миссий (т. е. временных миссий, представляющих государство в др. государстве для решения определённых вопросов), а также представители государств при междунар. организациях.
Библиографическое описание:
Жалилов, Муминжон. Консульские иммунитеты и привилегии / Муминжон Жалилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 7 (54). — С. 282-284. — URL: https://moluch.ru/archive/54/7324/ (дата обращения: 10.06.2020).
Консульские иммунитеты и привилегии предоставляются, как это зафиксировано в Преамбуле Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., «не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления консульскими учреждени ями функций от имени их государства».
История развития консульского института во многом объясняет сушествующие различия в консульских иммунитетах и привилегиях по еравнению с дипломатическими. Дипломатические представительства действуют и на функциональной и на представительной основе. За консульскими учреждениями нередко отрицается представительный характер и считается, что они действуют только на функциональной основе. В то же время наблюдается и тенденция к должному учету представительных аспектов деят ельности консульских учреждений. Тем не менее, определяющим в отношении консульских иммунитетов и привилегий является функциональный подход. Это накладывает отпечаток на особенности консульских иммунитетов и привилегий и на их отличие от дипломатических.
Институт консульского иммунитета базируется в основном на нормах универсального характера Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года; [1] многочисленных двусторонних консульских отношениях, заключенных Республикой Узбекистан с зарубежными странами за период с 1991 г. по настоящее время, которые нередко предусматривают существенное расширение указанных привилегий и иммунитетов; а также нормах законодательства Республики Узбекистан (Положение о дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств в Республике Узбекистан от 8 мая 2001 г).
По аналогии с дипломатическими, консульские иммунитеты и привилегии, развивающиеся в направлении максимального сближения с первыми, принято делить на две группы: привилегии иммунитеты консульских учреждений и привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц и других работников консульских учреждений.
К первой группе относится неприкосновенность консульских помещений. Согласно п. 4.5. Положения «помещения консульского учрежден ия являются неприкосновенными. Доступ к этим помещениям может иметь место только при согласии главы консульского учреждения или главы диппредставительства соответствующего иностранного государства в Республике Узбекистан».
Тем не менее, допуск в рассматр иваемые помещения разрешается без согласия главы консульского представительства «в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты» (п.2 ст.31 Венской Конвенцией о дипломатических сношениях, п. 4.5. Положение о дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств в Республике Узбекистан).
Однако неприкосновенность этих помещений не дает права использовать их для целей, не совместимых с функциями консульского представительства. В связи с этим, в литературе была высказана точка зрения, в соответствии с которой, данное положение подразумевает право органов уголовного судопроизводства произвести осмотр места происшествия, если таковым и являются указанные помещения, обыск в нем, выемку и налож ение ареста на имущество, при наличии достаточных доказательств, дающих основание полагать, что в помещениях консульского представительства совершено или совершается преступление, укрывается уголовный преступник или находится предметы, вещи, ценности и денежные средства, добытые преступным путем.1 Подобное утверждение вряд ли верно, так как в соответствии с п. 4.7. Положения помещения консульского учреждения пользуются такой же неприкосновенностью как и помещения диппредставительств (п. 3.1. Положения), а значит обыск и другие принудительные действия в них возможны только по просьбе или с согласия главы консульского учреждения (ст. 165 УПК). Таким образом, совпадая во многом с содержанием неприкосновенности помещений дипломатических представительств, неприкосновенность консульских помещении имеет ограниченный характер. Ограничения проявляются в том, что:
а) привилегии и иммунитеты консульских помещении предоставляются лишь «на основе взаимности», лишь в рамках достигнутых сторонами договоренности;
б) согласно п. 2. 31. Венской конвенции о консульских сношениях допуск в рассматриваемые помещения разрешается без согласия главы консульского представительства «в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты».
Свобода сношений с правительством, дипломатическими и консульскими представительствами своего государства, предусмотренная для консульских учреждений, не допускает ограничений тайны связи, телефонных и иных переговоров. (п. 4.9. Положения).
Неприкосновенность архивов, документов и официальная переписка консульского учреждения в настоящее время в Республике Узбекистан по общему правилу имеет абсолютный характер.
Ко второй группе привилегий и иммунитетов относятся прежде всего самые широкие по сравнению с другим и должностными лицами личные привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц.
Пункт «л» ст.1 Венской конвенции 1963 г. гласит: «Консульское должностное лицо означает любое лицо, включая главу консульского хчреждения, которому поручено в этом качестве в ыполнение консульских функций». К этой категории лиц относятся: генеральный консул, консул, вице -консул, консульский агент, проконсул и консульский стажер.
Для нормального выполнения своих функций консульские должностные лица наделяются иммунитетами и при вилегиями, которые отражены в Венской конвенции 1963 г. (ст.40–57), Положении и в двусторонних консульских конвенциях. Эти документы определяют права и обязанности консульских должностных лиц и страны пребывания по отношению к ним.
Венская конвенция 1963 г., предоставляя консульским должностным лицам иммунитет от юрисдикции, определяет: «Консульские должностные лица не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций» (п.1 ст.43). Это значит, что консульские должностные лица наделены иммунитетами, которые носят функциональный, служебный характер.
В современной международной практике служебный (функциональный) иммунитет предоставляется довольно широкому кругу лиц (консулам, военным морякам, служащим международных организаций и др.).
Предоставление служебного иммунитета означает, что лицо, пользующееся им, освобождается от уголовной, граж данской и административной юрисдикции государства пребывания в отношении действий, совершаемых при исполнении служебных обязанностей. Если же правонарушение совершено не при исполнении служебных обязанностей, данное лицо может быть привлечено к ответственности в стране пребывания, но только «на основании постановлений судебных властей, в случае совершения тяжких преступлений» (п.1 ст. 41).
И здесь возникает проблема, существо которой заключается в неопределенности понятия «действия, совершаемые при выполнении консульских функций». В связи с этим на практике нередко возникают трудности в выяснении того, находилось ли данное лицо в момент преступления при исполнении своих служебных обязанностей или нет, следовательно, вправе ли государство пребывания привле кать его к ответственности. Не меньшие трудности возникают и в вопросе о том, кто правомочен решать эту проблему: государство пребывания или направляющее государство.
Анализ доктрины международного права, договорных и законодательных норм, практики государств показывает отсутствие универсального решения проблемы служебного иммунитета. [2]
Представляется, что универсального решения данной проблемы вообще не может быть. Это объясняется, прежде всего многообразием допускаемых правонарушений, и невозможностью в принципе составить исчерпывающий перечень служебных обязанностей каждого лица, пользующегося служебным иммунитетом, что исключает возможность выработки конкретных и универсальных критериев, позволяющих однозначно определить, было или не было данное лицо в момент совершения правонарушения при исполнении своих служебных обязанностей. Отсутствие таких критериев усугубляется возникновением в каждом случае правонарушения противоречия между интересами, с одной стороны, направляющего государства, которое заинтересовано в защите своих граждан, и, с другой, — государства пребывания, которое несет ущерб от совершенного правонарушения. Отсутствие четких критериев, противоречия между интересами сторон препятствуют разработке универсальной процедуры рассмотрения вопроса, а его единоличное решение той или иной стороной может быть необъективным.
В результате рассмотрения указанных проблем можно сделать некоторые выводы:
1. Личные иммунитеты и привилегии консульских должностных лиц невозможно рассматривать лишь на основе Венской конвенции 1963 года, а следует учитывать двухсторонние конвенции, которые отличаются широким разнообразием в трактовке данного вопроса.
2. Консульские должностные лица и другие работники консульских учреждений, как правило, наделяются служебным (функциональным) иммунитетом, а универсального подхода к этой проблеме вообще не существует. Поэтому на практике решени е указанных вопросов нередко вызывает сложности.
3. Представляется, что в целях избежания разногласий и конфликтных ситуаций в сфере уголовного судопроизводства нормы, регулирующие особенности производства по делам лиц, обладающих дипломатическими и консульскими привилегиями и иммунитетами от уголовного преследования целесообразно объединить и поместить в отдельную главу в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Узбекистан.
Литература:
1. Курс международного права. Т. 4. — М.: Наука, 1990. — С. 140–142.
2. Демин Ю. Г. О проблеме служебного иммунитета в международном праве. Сов. ежегодник междунар. права. — М, 1989. — С. 203–215.
Основные термины (генерируются автоматически): Венская конвенция, лицо, иммунитет, консульское учреждение, привилегия, согласие главы, Узбекистан, консульское представительство, государство пребывания, служебный иммунитет.