Иммунитеты и привилегии консулов

Для выполнения консульскими учреждениями их функций требуется, чтобы консульствам были созданы условия, при которых они были бы свободны от контроля со стороны государства пребывания. Венская конвенция 1963 г. устанавливает комплекс консульских привилегий и иммунитетов. Их классификация совпадает с классификацией дипломатических привилегий и иммунитетов – иммунитеты и привилегии консульского представительства в целом, личные иммунитеты и привилегии сотрудников консульского представительства.

Иммунитеты и привилегии консульского представительства в целом:

  • – неприкосновенность помещений (ст. 31 Венской конвенции 1963 г.). Власти государства пребывания не вправе вступать на территорию консульства иначе, чем с разрешения его главы. Исключение – пожар на территории консульства или стихийное бедствие («пожарная оговорка»; именно из-за наличия этой нормы СССР в 1963 г. не подписал Венскую конвенцию о консульских сношениях);
  • – неприкосновенность служебных архивов, документов, официальной переписки, имущества, средств передвижения;
  • – освобождение от обысков, реквизиций, других исполнительных действий;
  • – освобождение от всех налогов и пошлин – государственных и местных – на основе взаимности. Таможенные привилегии – предметы, предназначенные для нужд консульства (включая транспортные средства), освобождены от уплаты таможенных пошлин;
  • – свобода сношений с правительством, дипломатическим представительством и другими консульствами своего государства – консульство может использовать дипломатических и консульских курьеров, шифрованные депеши. Связь консульства со своим правительством и дипломатическим представительством на территории государства пребывания осуществляется на тех же условиях и теми же средствами, что и связь дипломатического представительства;
  • – почетная привилегия консульства – право вывешивать флаг и герб своего государства на помещении консульства, резиденции его главы, на средствах передвижения при выполнении служебных функций.

Относительно объема и характера личные привилегий и иммунитетов консульских должностных лиц нет единообразной практики. Наиболее распространенное положение: ограниченное (функциональное) освобождение консульских должностных лиц от юрисдикции государства пребывания. Консульские представители не подлежат местной юрисдикции при осуществлении консульских функций, т.е. только в том, что касается служебной деятельности. Отдельные двусторонние консульские конвенции значительно расширяют круг привилегий и иммунитетов – консульские должностные лица приравниваются к дипломатическим (Консульская конвенция между Великобританией и Российской Федерации – объем консульских привилегий и иммунитетов определяется по нормам Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.).

Личные привилегии и иммунитеты:

  • 1. Личная неприкосновенность – консульские должностные лица не могут быть арестованы или заключены под стражу до вступления в законную силу судебного решения. Исключение – совершение особо тяжких преступлений. Ограничение личной свободы в какой-либо форме возможно только во исполнение судебного решения, вступившего в законную силу (ст. 11 Венской конвенции 1963 г.; это положение продублировано в большинстве двусторонних консульских конвенций). Некоторые двусторонние консульские конвенции предусматривают особый статус главы консульского представительства – ему предоставляются иммунитеты, аналогичные иммунитетам дипломатических агентов.
  • 2. Консульские должностные лица, включая главу консульского представительства, могут быть приглашены для дачи свидетельских показаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выполнением служебных функций. В случае отказа к таким лицам могут быть применены меры принуждения и наказания.
  • 3. Освобождение от судебной и административной юрисдикции в отношении действий, совершенных при выполнении служебных функций, предоставляется всем представителям консульского персонала. В отношении частных действий консульские должностные лица подлежат юрисдикции государства пребывания.
  • 4. Освобождение от налогов и сборов, кроме косвенных налогов и налогов за конкретные виды обслуживания (за исключением обслуживающего персонала, который освобождается только от налогов на заработную плату).
  • 5. Таможенные привилегии – личное имущество консульских должностных лиц и членов их семей освобождено от таможенных пошлин.

Источник

Различают привилегии и иммунитеты консульских представи­тельств и их сотрудников.

Привилегии и иммунитеты консульских представительств сле­дующие:

1) Неприкосновенность помещений представительства: никто не может войти на территорию представительства иначе, как с согласия главы консульского или дипломатического представительств.

Венская Конвенция о консульских сношениях 1963 г. устанавли­вает ограничение неприкосновенности консульских представи­тельств. Речь идет о так называемой «пожарной оговорке», когда на территорию представительства возможен доступ без разрешения в случае пожара. Эта норма долгое время являлась основанием для отказа СССР ратифицировать данную конвенцию. В заключенных нашим государством двусторонних консульских конвенциях «пожар­ная оговорка» отсутствует.

Государство пребывания обязано принимать все меры для защи­ты помещений представительства от вторжения извне и нанесения им ущерба.

Привилегии и иммунитеты сотрудников консульских представи­тельств следующие:

2) Консульское представительство может беспрепятственно сно­ситься со своим правительством, дипломатическим представительст­вом и другими консульскими представительствами.

3) Помещения консульского представительства и находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполни­тельных действий.

4) Представительство освобождается от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания. Сборы, взимаемые представи­тельством при выполнении своих обязанностей (например, за выдачу виз), освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин страны пре­бывания.

5) Архивы и документы консульского представительства непри­косновенны в любое время и независимо от их местонахождения.

6) Официальная корреспонденция представительства неприкос­новенна. Почта представительства не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

В отличие от сотрудников дипломатических представительств, сотрудники консульских представительств пользуются несколько меньшими привилегиями и иммунитетами.

1) По общему правилу, консульские должностные лица пользуют­ся личной неприкосновенностью и не могут быть подвергнуты задер­жанию или аресту, иначе как в случае преследования за совершение ими тяжкого преступления или исполнения вступившего в законную силу приговора суда. При этом понятие «тяжкое преступление» оп­ределяется по законодательству страны пребывания (Венская кон­венция 1963 г. и некоторые двусторонние конвенции). Однако в от­дельных соглашениях в качестве тяжких преступлений определены такие, за которые может быть назначено наказание свыше пяти лет лишения свободы.

2) Консульские агенты не могут отказываться от дачи свидетель­ских показаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выпол­нением ими служебных обязанностей. В случае отказа консульских должностных лиц от дачи показаний к ним не могут применяться меры принуждения.

3) Частная резиденция консульского агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещение представитель­ства.

4) Консульский агент пользуется иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, кроме слу­чаев:

исков о возмещении вреда, причиненного дорожно-транспортным происшествием;

вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имущество для целей представительства,

исков, касающихся наследования, в отношении которых он высту­пает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или отказополучателя наследства,

Читайте также:  Уколы повышения иммунитета цены

исков, относящихся к любой профессиональной или коммерчес­кой деятельности консульского агента за пределами его официаль­ных функций.

Следует учитывать также, что некоторые двусторонние соглаше­ния, заключенных нашим государством, приравнивают консульские представительства по привилегиям и иммунитетам к дипломатичес­ким

31. Контрмеры — это односторонние принудительные действия горизонтального характера потерпевшего государства в отношении государства-правонарушителя с целью обеспечить надлежащее исполнение обязательств, вытекающих из правоотношения ответственности. Возникновение

Институт контрмер в международном праве развился после распадения института репрессалий на два вида — санкций и собственно контрмер. Если первый носит вертикальный характер, т.е. применяется исключительно международной организаций с разрешения на такие действия Советом Безопасности ООН, то контрмеры носят горизонтальный характер и применяются государством в ответ на противоправные действия другого государства.

Содержание — Контрмеры, как и санкции, не являются институтом международной ответственности поскольку являются вторичными по отношению к нему и применяются исключительно для того чтобы обеспечить исполнения правоотношения ответственности. Т.е. они не носят характера наказания и должны быть прекращены сразу после выполнения государством делинквентом всех обязательств вытекающих из правоотношения ответственности.

Условия — Для правомерного применение контрмер необходимо наличие трех условий: а) наличие реального международно-противоправного деяния; б) предварительное требование потерпевшего государства о прекращении такого деяние и/или возмещения вреда; в) соразмерность контрмеры с международно-противоправным деянием и его последствиями.

Принятие контрмер до исчерпания всех возможных процедур мирного урегулирования спора или отказ государства делинквента от таких процедур является незаконным.

Источник

консул международный право

Привилегиями и иммунитетами консулов в международном праве являются «льготы и преимущества, предоставляемые государством пребывания консульским службам, консульским должностным лицам и сотрудникам консульских учреждений в целях обеспечения беспрепятственного осуществления ими своих обязанностей». Привилегии консульских учреждений и его сотрудников закрепляются в двусторонних или многосторонних консульских конвенциях, также могут быть определены местными обычаями и законами.

Привилегии и иммунитеты консульского учреждения определены Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. В документе предусмотрена обязанность властей государства пребывания предоставить все возможности для выполнения консульским учреждением своих функций (ст. 28), а также оказывать ему содействие в приобретении необходимых помещений или в подыскании помещений иным путем (ст.30).

Одной из главных привилегий является право помещать на здании консульского учреждения флаг и герб своей страны и название консульства на двух языках (представляемого государства и государства пребывания).

Существует неприкосновенность консульских помещений, где власти страны пребывания не имеют права вступать в консульские помещения без согласия консула. Также страна пребывания обязана принимать все необходимые меры для защиты консульских помещений и предотвращать любые нарушения спокойствия консульского учреждения.

Ещё одной привилегией консульского учреждения является право сношения со своим правительством, дипломатическим представительством и консульствами своей страны, где бы они ни находились, что означает свободу от всякого вмешательства и цензуры со стороны страны пребывания.

Консульская корреспонденция может содержать информацию, относящуюся к деятельности правительства представляемой страны и её органов, поэтому принцип её неприкосновенности поддерживается внутригосударственными актами и закреплена в ст.35 Венской конвенции о консульских сношениях 1963г., но с некоторой оговоркой: «Консульская вализа не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Однако в случаях, когда власти страны пребывания имеют серьезные доказательства, что в вализе содержится что-либо другое помимо корреспонденции или документов, дозволенных к провозу, они могут потребовать, чтобы данная вализа была вскрыта в их присутствии уполномоченным представителем представляемого государства. В случае, если уполномоченный представляемого государства откажется выполнить это требование, то вализа возвращается в место отправления».

Правом неприкосновенности пользуются архивы консульского учреждения в любое время и независимо от их местонахождения. Данное положение является общепризнанным в международном праве и закреплено как в международных консульских соглашениях, так и во внутригосударственных актах многих стран мира.

Консульским службам предоставлены налоговые и таможенные льготы. Все консульские помещения, если они находятся в собственности или арендуются от имени представляемой страны, освобождаются от всех налогов и сборов любого вида, за исключением уплаты за конкретные виды обслуживания. Это положение распространяется и на движимое имущество, являющееся собственностью представляемого государства или находящееся в его владении или пользовании для консульских целей.

Привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц определены Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. Основным из них является личная неприкосновенность. Конвенция налагает на страну пребывания обязанность относиться к консульским должностным лицам с должным уважением и не допускать каких-либо посягательств на их личность, свободу и достоинство (ст.40). В случае ареста, предварительного заключения какого-либо работника консульского персонала или возбуждения против него уголовного дела страна пребывания должна немедленно уведомить об этом главу консульского учреждения. Если обвинение предъявлено главе консульского учреждения, государство пребывания должно незамедлительно сообщить об этом представляемому государству через дипломатические каналы.

Иммунитет от юрисдикции. В соответствии с положениями Венской конвенции консульские должностные лица и служащие не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении служебных функций (ст.43).

Сотрудники консульской службы могут вызываться в суд для дачи свидетельских показаний, но если они отказываются давать показания, к ним не могут применяться никакие меры принуждения. Консульские должностные лица и сотрудники консульства не обязаны давать свидетельские показания по вопросам, связанным с выполнением ими своих функций, или предъявлять относящуюся к их функциям официальную корреспонденцию и документы. Свидетельские показания берутся таким образом, чтобы не мешать работе консульства.

Налоговые и таможенные льготы. Венская конвенция освобождает консульских должностных лиц и консульских служащих, а также членов их семей, проживающих вместе с ними, от всех государственных и местных налогов и сборов, включая налоги на заработную плату и на принадлежащее им движимое имущество. Из этого правила делаются исключения в отношении косвенных налогов, сборов и налогов на частное недвижимое имущество, находящееся на территории государства пребывания, налогов и сборов на частный доход, источник которого находится в государстве пребывания, и некоторых других налогов и сборов.

Консульские должностные лица и консульские сотрудники освобождаются от таможенных пошлин, налогов и сборов на предметы, предназначенные для личного пользования (личный багаж, предметы обстановки и мебель). Кроме того, личный багаж консульского должностного лица, который следует вместе с ним, освобождается от таможенного досмотра.

Иммунитеты и привилегии консулов прекращают свое действие, когда прекращаются функции работника консульского учреждения. До этого момента они продолжают действовать, даже в случае вооруженного конфликта.

Читайте также:  Какая норма иммунитета у здорового человека

В Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. уточняется, что если консульское должностное лицо или консульский служащий совершил действия при выполнении своих функций, иммунитет от юрисдикции продолжает действовать без ограничения (ст.53, п.4). Иммунитеты членов семей сотрудников консульств такие же.

Источник

Привилегии и иммунитеты консулов

§ 243. С момента признания официального статуса консулов государством пребывания последнее должно обеспечить им необходимые иммунитеты для того, чтобы гарантировать успешное выполнение ими своих функций. В то время как дипломаты пользуются практически одинаковыми иммунитетами во всех государствах, прерогативы и иммунитеты консулов определяются консульскими соглашениями на двусторонней основе.

В последние годы во многих странах появилась явная тенденция к слиянию дипломатической и консульской служб. В результате иммунитеты штатных консулов расширились и стали похожими на иммунитеты дипломатов, и эта тенденция все более усиливается. Режим, установленный Венской конвенцией 1963 года, укрепил и по некоторым вопросам расширил привилегии, предоставляемые штатным консулам, установив различия между штатными и почетными консулами.

В то же самое время Венская конвенция установила принцип, не допускающий дискриминации в отношениях между государствами; на все консульские учреждения одной категории распространяется одинаковый режим. Она допускает возможность заключения двусторонних соглашений и в дальнейшем.

§ 244. Свобода передвижений. Венская конвенция гарантирует главам консульских учреждений свободу сношения с гражданами представляемого государства и контакта с ними. Со своей стороны последние должны иметь право свободно сноситься со своим консульством. Статья 36, в частности, подчеркивает, что в случае, если гражданин иностранного государства задержан на территории государства пребывания, компетентные органы последнего должны, если задержанный потребует этого, без промедления известить об этом консульское учреждение. Более того, сообщения, адресуемые задержанным своему консульству, также передаются этими органами без промедления. Власти должны поставить заключенного в известность о его правах. Конвенция признает также право консулов посещать граждан представляемого государства, находящихся под стражей, беседовать с ними, переписываться и принимать меры к их защите в суде. Консулы могут также посещать граждан представляемого государства, находящихся в тюрьме. В конвенции подчеркивается, что законы и правила государства пребывания должны, если это возможно, применяться таким образом, чтобы обеспечить точное их выполнение.

Свобода передвижения работников консульства на территории государства пребывания гарантируется постольку, поскольку это не противоречит законам и правилам о зонах, въезд в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности (ст. 34). Подобным же образом гарантируется свобода сношений. Конвенция подробно рассматривает вопрос о консульской вализе, что является нововведением (ст. 35).

§ 245. Конвенция обязывает местные власти уведомлять консулов о смерти их граждан, о случаях, когда требуется назначение опекуна или попечителя, и сообщать им о всех случаях кораблекрушений или происшествий с торговыми судами представляемых государств в территориальных водах государства пребывания.

§ 246. С другой стороны, отвечая взаимностью на особый режим, предоставляемый консулам, и иммунитеты, о чем будет подробно сказано ниже, они должны уважать законы и правила страны пребывания; не вмешиваться во внутренние дела этого государства и не использовать помещения консульства для целей, несовместимых с выполнением ими своих функций. Они должны, в частности, уважать законы и правила в вопросах страхования от несчастных случаев, происшедших в результате неправильного пользования своим автотранспортом, моторными лодками и самолетами (ст. 56).

Привилегии и иммунитеты консульских учреждений и персонала консульств

§ 247. Венская конвенция проводит разграничения между иммунитетами, предоставляемыми консульствам, которые возглавляются штатными консулами, и иммунитетами, признанными за консульствами, возглавляемыми почетными консулами. Власти государства пребывания должны, согласно статей 28 и 30, предоставить все возможности для выполнения консульскими учреждениями своих функций и оказывать содействие в приобретении необходимых для консульства помещений или оказывать последнему содействие в подыскании помещений иным путем. Кроме того, консульскому персоналу и консульским помещениям предоставляются различные иммунитеты.

§ 248. Неприкосновенность. Этот иммунитет имеет важное значение для консула, чтобы он мог выполнять свои обязанности беспрепятственно и без помех со стороны местных властей. Все консульские конвенции гарантируют личную неприкосновенность консулов, хотя в некоторых из них разрешается подвергать их аресту в случае совершения преступления или flagrant delit*.

* ()

Статья 40 конвенции налагает на государство пребывания обязанность относиться к консульским должностным лицам с полным уважением и не допускать каких-либо посягательств на их личность, свободу и достоинство. Статья 41 предусматривает, что консульские должностные лица не должны подвергаться аресту или задержанию до суда, кроме случая совершения ими тяжких преступлений и только на основании постановления компетентных судебных властей. Во всех остальных случаях они не могут быть заключены в тюрьму иначе, как во исполнение окончательных судебных решений (ст. 41). Консул обязан лично посетить представителей власти. Тем не менее при производстве дела ему должны оказываться знаки внимания, приличествующие ему в силу его официального положения, и должно ставиться как можно меньше препятствий к выполнению консульских функций. В случае ареста какого-либо работника консульского персонала или возбуждения против него уголовного дела государство пребывания должно незамедлительно известить об этом главу консульского учреждения. Если обвинение предъявлено главе консульского учреждения, государство пребывания должно незамедлительно сообщить об этом представляемому государству по дипломатическим каналам.

Иммунитет от юрисдикции в отношении действий, совершаемых при выполнении консульских функций, распространяется на всех работников консульства.

Следует отметить, что в США консульские работники подлежат юрисдикции только федеральных судов.

§ 249. Неприкосновенность консульских помещений. Издавна принятая всеми неприкосновенность консульских помещений была подтверждена Венской конвенцией 1963 года. Она распространяется как на резиденцию главы консульского учреждения, так и на служебные помещения консульства. Консулы имеют право помещать над дверью консульства и своей резиденции герб представляемого государства и вывешивать национальный флаг (ст. 29). Во время официальных поездок они могут также устанавливать флаг на своей автомашине. Власти должны обеспечить уважение к флагу и гербу со стороны местного населения. Невыполнение этого положения приводит к необходимости приносить извинения или даже к возмещению причиненного ущерба. О неприкосновенности консульских помещений говорится в статье 31 указанной Конвенции. В ней подчеркивается, что государство пребывания должно принимать все надлежащие меры для ограждения консульских помещений от всякого рода вторжений или ущерба и для предотвращения нарушения спокойствия консульства или оскорбления его достоинства. Это знамение времени. Очень часто во время внутриполитических осложнений безответственные элементы подстрекают толпу к организации демонстраций перед консульствами тех государств, политика которых подвергается критике, в то время как полиция проявляет равнодушие и не принимает никаких мер к охране помещений официальных представительств*.

Читайте также:  Иммунитет и витамины презентация

* ()

Неприкосновенность предусматривает освобождение от налогов консульских помещений и резиденций консулов. Она распространяется на архивы консульства (официальные архивы и Документы), а также и на почтовую переписку. Взимаемые консульские сборы не подлежат обложению налогом.

§ 250. Свидетельские показания в суде. Венская конвенция допускает, что консулы могут быть вызваны в суд в качестве свидетелей (ст. 44). Конвенция оговаривает, что они не обязаны давать свидетельские показания по вопросам, связанным с выполнением ими своих функций, или представлять официальную корреспонденцию и документы. Они также могут отказаться выступать в роли экспертов по законодательству представляемого государства. Свидетельские показания берутся таким образом, чтобы избегать причинения помех работе консульства; они могут даваться на службе или на дому или даже, если это возможно, представляться в письменном виде.

§ 251. Освобождение от налогов и таможенных пошлин. Венская конвенция (ст. 32) подтвердила существовавшее и до ее принятия освобождение от налогов на консульские помещения (резиденция и канцелярия консула). Статья 49 освобождает также штатных консульских агентов и служащих от уплаты налогов на заработную плату и, с некоторыми исключениями, от прямых и косвенных налогов.

Конвенция устанавливает и расширяет применение режима о таможенных льготах. Например, к различным материалам и предметам, предназначенным для официального пользования и ранее освобождавшимся от обложения пошлиной, а также личному багажу, предметам обстановки и оборудования консульского агента по приезде добавлено положение о свободном ввозе в разумных количествах предметов для личного пользования консульских должностных лиц и членов их семей, живущих вместе с ними.

В случае смерти сотрудника консульства государство пребывания не должно препятствовать вывозу мебели и имущества покойного, за исключением имущества, вывоз которого был запрещен в момент его смерти.

§ 252. Прочие привилегии. Консульские работники и члены их семей освобождаются от формальностей, принятых в государстве пребывания, касающихся регистрации иностранцев и выдачи разрешений на жительство и работу. Принадлежность работников консульского персонала и их обслуживающего персонала к различным системам специального страхования регулируется детально разработанными правилами. Работники консульских учреждений освобождаются от всех видов воинской повинности, таких, как реквизиция, контрибуция и военный постой.

§ 253. Вышеуказанные иммунитеты вступают в силу с момента вступления консульского работника на территорию государства его пребывания. Они прекращают свое действие с отъездом агента. Иммунитеты членов их семей такие же, как и иммунитеты работников консульства. Они не распространяются на лиц, имеющих частные доходные занятия в государстве пребывания. Только иммунитет от юрисдикции в отношении действий, совершенных консульским агентом при исполнении своих функций, действует неограниченное время*.

* ()

Необходимые иммунитеты могут быть предоставлены третьими государствами должностным лицам, следующим транзитом через территорию их государства. Направляющее государство может отказаться от иммунитетов и привилегий, указанных в статьях 41 (личная неприкосновенность), 43 (иммунитет от юрисдикции) и статье 44 (обязанность давать показания), предоставляемых работнику консульского учреждения. Такой отказ должен быть ясно выражен и направлен в письменном виде государству пребывания. Общепринятым является, что, если лицо, пользующееся иммунитетом от юрисдикции, возбуждает иск, в котором оно могло бы воспользоваться этим иммунитетом, оно ле может, однако, ссылаться на этот иммунитет в отношении какого-либо встречного иска, непосредственно связанного с основным иском. Но этот отказ не ведет в силу самого факта к отказу от иммунитетов, касающихся мер, предпринимаемых во исполнение судебного решения, для чего необходим особый отказ.

Таким образом, можно убедиться, что статус консулов и консульских учреждений строго гарантируется и принятые положения иногда выходят за рамки ранее существовавших порядков.

§ 254. Персонал консульства — граждане государства пребывания. По-видимому, необходимо рассмотреть, в частности, статус, привилегии и иммунитеты граждан страны пребывания, работающих в консульствах. Иммунитет от юрисдикции и личная неприкосновенность признается за теми из них, кто принадлежит к категории консульских должностных лиц, только при совершении ими официальных действий при выполнении своих функций. Об их аресте или задержании должно сообщаться главе консульского учреждения, а при возбуждении против них судебного дела расследование должно осуществляться таким образом, чтобы как можно меньше затруднять или нарушать работу консульства (ст. 71).

Прочие консульские служащие и члены их семей не пользуются личной неприкосновенностью. Освобождение от налога распространяется только на их заработную плату, получаемую за свою работу в консульских учреждениях.

Привилегии и иммунитеты почетных консулов и их консульских учреждений

§ 255. В различных странах принято относиться к почетным консулам так же, как и к штатным. В ряде статей Венская конвенция точно определяет правила, касающиеся почетных консулов, увеличение числа которых, так же как и штатных консулов, вызывало необходимость урегулирования возникающих в связи с этим проблем.

Статья 58 Конвенции перечисляет положения, касающиеся штатных консульских учреждений, которые также применимы к консульствам, возглавляемым почетными консулами, и к главам других консульских учреждений.

Государство пребывания должно обеспечить защиту консульств, возглавляемых почетными консулами, а также и самих консулов. Но привилегии и иммунитеты, которыми они пользуются, различны. Почетные консулы, не занимающиеся коммерческой деятельностью, освобождаются от обязанностей, установленных для иностранцев, регистрировать свои автомашины и получать разрешения на жительство; они освобождаются также от обложений личными налогами, но привилегии и иммунитеты, которые распространяются на членов семей штатных работников консульства, на членов семей почетных консулов не распространяются. Почетные консульские должностные лица освобождаются от всех пошлин и налогов на вознаграждение и жалованье и от налогов на занимаемое помещение, являющееся собственностью направляющего государства или арендованное им. Неприкосновенность архивов ограничивается только теми, которые хранятся отдельно от других документов и от личной переписки почетного консула. От таможенной пошлины освобождаются предметы обстановки, мебель и оборудование для помещений и канцелярии консульства, полученные консулом от направляющего государства.

Консульские агентства

§ 256. В отношении функций консульских агентств и привилегий и иммунитетов работников консульских агентств в Венской конвенции говорится, что они должны быть определены непосредственно двумя государствами, оставляя таким образом в силе существующие консульские соглашения (ст. 69).

Источник