Иммунитеты и привилегии персонала оон
Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций
Принята резолюцией 22 A Генеральной Ассамблеи от 13 февраля 1946 года
Статья I
Юридическое лицо
Раздел 1.
Объединенные Нации являются юридическим лицом и правомочны:
а) заключать договоры;
b) приобретать недвижимое и движимое имущество и распоряжаться им;
c) возбуждать дела в суде.
Статья II
Имущество, фонды и актив
Раздел 2.
Объединенные Нации, их имущество и актив, где бы и в чьем бы распоряжении они ни находились, пользуются иммунитетом от любой формы судебного вмешательства, кроме случаев, когда организация сама определенно отказывается от иммунитета в каком-либо отдельном случае. Однако предполагается, что никакой отказ от иммунитета не распространяется на судебно-исполнительные меры.
Раздел 3.
Помещения Объединенных Наций неприкосновенны. Имущество и актив Объединенных Наций, где бы и в чьем бы распоряжении они ни находились, не подлежат обыску, реквизиции, конфискации, экспроприации и какой-либо другой форме вмешательства путем ли исполнительных, административных, судебных, законодательных или иных действий.
Раздел 4.
Архивы Объединенных Наций и вообще все документы, принадлежащие Организации или находящиеся в ее распоряжении, неприкосновенны, где бы они ни находились.
Раздел 5.
Не будучи ограничены финансовым контролем, правилами или мораторием какого бы то ни было рода,
а) Объединенные Нации могут располагать фондами, золотом или валютой любого рода и производить операции в любой валюте;
b) Объединенные Нации могут переводить свои фонды, золото или валюту из одной страны в другую, или в пределах любой страны, и обращать любую валюту, находящуюся в их распоряжении, в любую другую валюту.
Раздел 6.
При пользовании своими правами согласно предшествующему разделу 5, Объединенные Нации должны считаться с любыми представлениями со стороны правительства каждого Члена Организации, поскольку Организация признает, что такие представления могут быть приняты во внимание без ущерба для интересов Объединенных Наций.
Раздел 7.
Объединенные Нации, их актив, доходы и другая собственность:
а) освобождаются от всех прямых налогов; однако предполагается, что Объединенные Нации не будут требовать освобождения от обложения такими налогами, которые в действительности
b) освобождаются от таможенных сборов, импортных и экспортных запрещений и ограничений при ввозе и вывозе Организацией предметов для служебного пользования. Однако предполагается, что предметы, ввозимые в изъятие из общих правил, не будут продаваться в стране, в которую они ввезены иначе, как на условиях, согласованных с Правительством этой страны;
с) освобождаются от таможенных сборов, импортных и экспортных запрещений и ограничений при ввозе и вывозе собственных изданий.
Раздел 8.
Хотя Объединенные Нации не требуют, как правило, освобождения от акцизных сборов и налогов, включаемых в покупную цену при продажах движимого и недвижимого имущества, тем не менее, в тех случаях, когда Объединенные Нации покупают для официальных целей значительное имущество, обложенное или подлежащее обложению пошлиной или налогом, Члены Организации всякий раз, когда это возможно, принимают соответствующие административные меры к освобождению от уплаты пошлины или налога или к возвращению уже уплаченной суммы.
Статья III
Средства связи
Раздел 9.
Для своих официальных средств связи Объединенные Нации пользуются на территории каждого Члена Организации не менее благоприятными условиями, чем те, которые Правительство этого Члена Организации предоставляет любому другому правительству, включая его дипломатические представительства, в отношении приоритета, тарифов и ставок на почтовые отправления, каблограммы, телеграммы, радиограммы, телефото, телефон и другие средства связи, а также в отношении тарифов, установленных для прессы, при передаче информации для печати и радио. Официальная корреспонденция и другие официальные сообщения Объединенных Наций не подлежат цензуре.
Раздел 10.
Объединенные Нации имеют право пользоваться шифром и получать и отправлять корреспонденцию посредством курьеров или вализ, которые пользуются теми же иммунитетами и привилегиями, что и дипломатические курьеры и вализы.
Статья IV
Представители Членов Организации
Раздел 11.
Представителям Членов Организации в главных и вспомогательных органах Объединенных Наций и на конференциях, созываемых Объединенными Нациями, при исполнении ими своих служебных обязанностей и во время поездки к месту заседания и обратно, предоставляются следующие привилегии и иммунитеты:
а) иммунитет от личного ареста или задержания и от наложения ареста на личный багаж, а также всякого рода судебно-процессуальный иммунитет в отношении всего сказанного, написанного или совершенного ими в качестве представителей;
b) неприкосновенность всех бумаг и документов;
с) право пользоваться шифром и получать бумаги или корреспонденцию посредством курьеров или вализ;
d) изъятие их самих и их жен из ограничений по иммиграции, регистрации иностранцев или государственной служебной повинности в стране, в которой они временно пребывают или через которую они проезжают во исполнение своих служебных обязанностей;
е) те же льготы в отношении ограничений обмена денег или валюты, какие предоставляются представителям иностранных правительств, находящимся во временных служебных командировках;
f) те же иммунитеты и льготы в отношении их личного багажа, какие предоставляются дипломатическим представителям;
g) прочие привилегии, иммунитеты и льготы, не противоречащие вышеизложенному, какими пользуются дипломатические представители, за исключением права требовать освобождения от таможенных сборов на ввозимые товары (не составляющие часть их личного багажа) или от акцизных сборов или сборов с продаж.
Раздел 12.
Для обеспечения полной свободы слова и независимости при исполнении ими служебных обязанностей представителям Членов Организации в главных и вспомогательных органах Объединенных Наций и на конференциях, созываемых Объединенными Нациями, продолжает предоставляться судебно-процессуальный иммунитет в отношении сказанного или написанного ими, а также в отношении всех действий, совершенных ими при исполнении служебных обязанностей; этот иммунитет продолжает предоставляться даже после того, как лица, которых это касается, уже не являются представителями Членов Организации.
Раздел 13.
Когда обложение какой-либо формой налогов зависит от местожительства, период времени, в течение которого представители Членов Организации в главных и вспомогательных органах Объединенных Наций и на конференциях, созываемых Объединенными Нациями, находятся в стране для исполнения своих обязанностей, не зачитывается в срок пребывания.
Раздел 14.
Привилегии и иммунитеты предоставляются представителям Членов Организации не для личной выгоды отдельных лиц, а для того, чтобы обеспечить независимое выполнение ими своих функций, связанных с работой в Объединенных Нациях. Поэтому Член Организации не только имеет право, но и обязан отказаться от иммунитета своего представителя в каждом случае, когда по мнению Члена Организации иммунитет препятствует отправлению правосудия, причем этот отказ может быть произведен без ущерба для цели, с которой иммунитет был предоставлен.
Раздел 15.
Положения разделов 11, 12 и 13 не применяются к взаимоотношениям между представителем и властью страны, гражданином которой он состоит или представителем которой он является или являлся.
Раздел 16.
Понятие «представители» в настоящей статье включает всех делегатов, их заместителей, советников, технических экспертов и секретарей делегаций.
Статья V
Должностные Лица
Раздел 17.
Генеральный Секретарь определяет категории должностных лиц, по отношению к которым применяются положения настоящей статьи и статьи VII. Он представляет это распределение по категориям Генеральной Ассамблее, после чего оно сообщается Правительствам всех Членов Организации. Фамилии должностных лиц, включенных в эти категории, будут периодически доводиться до сведения Правительств Членов Организации.
Раздел 18.
Должностные лица Объединенных Наций:
а) не подлежат судебной ответственности за сказанное или написанное ими и за все действия, совершенные ими в качестве должностных лиц;
b) освобождаются от обложения налогами окладов и вознаграждений, уплачиваемых им Объединенными Нациями;
с) освобождаются от государственных служебных повинностей;
d) освобождаются вместе с женами и родственниками, находящимися на их иждивении, от ограничений по иммиграции и от регистрации иностранцев;
е) пользуются теми же привилегиями в отношении обмена валюты, которые предоставляются должностным лицам соответствующего ранга, входящим в состав дипломатических миссий, аккредитованным при соответствующем правительстве;
f) пользуются вместе со своими женами и родственниками, состоящими на их иждивении, теми же льготами по репатриации, какими пользуются дипломатические представители во время международных кризисов;
g) имеют право ввезти беспошлинно свою мебель и имущество при первоначальном занятии должности в соответствующей стране.
Раздел 19.
Кроме иммунитетов и привилегий, указанных в разделе 18, Генеральный Секретарь и все Помощники Генерального Секретаря пользуются в отношении себя, своих жен и несовершеннолетних детей привилегиями и иммунитетами, изъятиями и льготами, предоставляемыми, согласно международному праву, дипломатическим представителям.
Раздел 20.
Привилегии и иммунитеты предоставляются должностным лицам в интересах Объединенных Наций, а не для их личной выгоды. Генеральный Секретарь имеет право и обязанность отказаться от иммунитета, предоставленного любому должностному лицу, в тех случаях, когда, по его мнению, иммунитет препятствует отправлению правосудия и от него можно отказаться без ущерба для интересов Объединенных Наций. В отношении Генерального Секретаря, право отказа от иммунитета принадлежит Совету Безопасности.
Раздел 21.
Объединенные Нации постоянно сотрудничают с соответствующими властями Членов Организации в целях облегчения надлежащего отправления правосудия, обеспечения выполнения предписаний полиции и предупреждения каких-либо злоупотреблений в связи с привилегиями, иммунитетами и льготами, упомянутыми в настоящей статье.
Статья VI
Эксперты в командировках по делам Объединенных Наций
Раздел 22.
Эксперты (иные, чем должностные лица, к которым относится статья V), выполняющие поручения Объединенных Наций, пользуются такими привилегиями и иммунитетами, какие необходимы для независимого выполнения их функций в продолжение командировок, включая время, потраченное на поездки в связи с командировками. В частности им предоставляется:
а) иммунитет от личного ареста или задержания и от наложения ареста на их личный багаж;
b) всякого рода судебно-процессуальный иммунитет в отношении всего сказанного или написанного ими и совершенного ими при исполнении служебных обязанностей. Этот судебно-процессуальный иммунитет продолжает предоставляться даже после того, как лица, которых это касается, уже не состоят в командировке по делам Объединенных Наций;
с) неприкосновенность всех бумаг и документов;
d) право пользоваться шифром и получать бумаги или корреспонденцию посредством курьеров или вализ для сношений с Объединенными Нациями;
е) те же льготы в отношении ограничений обмена денег или валюты, какие предоставляются представителям иностранных правительств, находящихся во временных служебных командировках;
f) те же иммунитеты и льготы в отношении их личного багажа, какие предоставляются дипломатическим представителям.
Раздел 23.
Привилегии и иммунитеты предоставляются экспертам в интересах Объединенных Наций, а не для личной выгоды экспертов. Генеральный Секретарь имеет право и обязанность отказаться от иммунитета, предоставленного эксперту, в тех случаях, когда, по его мнению, иммунитет препятствует отправлению правосудия, и от него можно отказаться без ущерба для интересов Объединенных Наций.
Статья VII
Пропуска Объединенных Наций
Раздел 24.
Объединенные Нации могут выдавать своим должностным лицам пропуска Объединенных Наций. Эти пропуска Объединенных Наций признаются и принимаются властями Членов Организации, как законные документы для совершения поездок, причем принимаются во внимание положения раздела 25.
Раздел 25.
Просьбы о выдаче виз (где они требуются) от лиц, имеющих пропуска Объединенных Наций, когда эти просьбы сопровождаются удостоверением, что эти лица едут по делам Объединенных Наций, рассматриваются в кратчайший срок. Кроме того, таким лицам предоставляются льготы для быстрого передвижения.
Раздел 26.
Льготы, подобные указанным в разделе 25, предоставляются экспертам и другим лицам, которые, хотя и не имеют пропусков Объединенных Наций, но снабжены свидетельствами о том, что они следуют по делам Объединенных Наций.
Раздел 27.
Генеральный Секретарь, помощники Генерального Секретаря и Директоры, едущие с пропусками Объединенных Наций по делам Объединенных Наций, пользуются теми же льготами, какие предоставляются дипломатическим представителям.
Раздел 28.
Положения настоящей статьи могут применяться к соответствующим должностным лицам специализированных учреждений, если это предусмотрено в соглашении об установлении связи, согласно статьи 63 Устава.
Статья VIII
Разрешение Споров
Раздел 29.
Объединенные Нации устанавливают положения для соответствующих способов разрешения:
а) споров, возникающих в связи с контрактами, или других споров по вопросам частного права, в которых Объединенные Нации являются стороной;
b) споров, затрагивающих какое-либо должностное лицо Объединенных Наций, которое, в силу своего официального положения пользуется иммунитетом, если Генеральный Секретарь не отказался от этого иммунитета.
Раздел 30.
Все разногласия, возникающие из толкования или применения настоящей конвенции, передаются на рассмотрение Международного Суда, за исключением случаев, когда стороны соглашаются разрешить их иным путем. В случае возникновения разногласия между Объединенными Нациями, с одной стороны, и Членами Организации, с другой, запрашивается, согласно статье 96 Устава и Статута Суда, консультативное заключение по любому затронутому юридическому вопросу. Заключение Суда признается сторонами решающим.
Заключительная статья
Раздел 31.
Настоящая конвенция представляется каждому члену Объединенных Наций для присоединения.
Раздел 32.
Присоединение производится посредством сдачи на хранение Генеральному Секретарю Объединенных Наций акта о присоединении, причем конвенция вступает в силу в отношении каждого отдельного Члена Организации в день сдачи на хранение каждого отдельного акта о присоединении.
Раздел 33.
Генеральный Секретарь извещает всех Членов Объединенных Наций о получении каждого акта о присоединении.
Раздел 34.
Предполагается, что когда акт о присоединении будет передан от имени какого-либо Члена Организации, последний будет в состоянии, согласно его собственным законам, выполнять условия настоящей конвенции.
Раздел 35.
Настоящая конвенция остается в силе в отношении Объединенных Наций и каждого Члена Организации, передавшего акт о присоединении, до тех пор, пока этот Член Организации будет оставаться Членом Объединенных Наций, или до тех пор, пока Генеральной Ассамблеей не будет утверждена пересмотренная общая конвенция, и данный Член Организации не присоединится к такой пересмотренной конвенции.
Раздел 36.
Генеральный Секретарь может заключать с любым Членом или любыми Членами Организации дополнительные соглашения, регулирующие положения настоящей Конвенции, поскольку это касается данного Члена или данных Членов Организации. Эти дополнительные соглашения, в каждом случае, подлежат утверждению Генеральной Ассамблеей.
Источник: А/64, стр. 26–29.
КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Совет по опеке.
Под международной опекой понималась система управления несамоуправляющихся территорий, которая была создана в соответствии с Уставом ООН. Под опеку ООН были переданы территории, ранее являвшиеся колониальными владениями Германии, Японии и Италии. В настоящее время Совет по опеке не функционирует, поскольку все подопечные территории стали независимыми государствами.
Основополагающей в этом вопросе является Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 года. В ней установлены привилегии и иммунитеты как самой организации, так и ее сотрудников.
В соответствии с этой конвенцией ООН, признающаяся как имеющая права юрлица, обладает следующими иммунитетами:
1) ООН и ее имущество пользуются иммунитетом от любой формы судебного вмешательства, кроме тех случаев, когда организация сама отказывается от этого иммунитета.
2) помещения, занимаемые ООН, не подлежат обыску, а ее имущество не подлежит ни реквизиции, ни конфискации.
3) все документы и все архивы ООН неприкосновенны, где бы они ни находились.
4) ООН освобождается от всех прямых налогов государства пребывания, а также от всех финансовых ограничений, связанных с переводом денежных средств из одного государства в другое.
5) ООН освобождается от таможенных сборов, импортных и экспортных ограничений при ввозе и вывозе предметов, предназначенных для официального использования.
6) ООН пользуется такими же условиями связи, как и дипломатические представительства, то есть имеет право пользоваться шифром и курьерами, имеющими такой же статус, как и дипломатические курьеры.
Цель их состоит в том, чтобы организация была максимально свободна в осуществлении своей деятельности в государства. Это элемент суверенности МО. Эти гарантии даются не столько для самой организации, сколько для других государств-участников. Например, в США нужно иметь гарантии, что само США не воспользуется своими правами, чтобы оказывать давление на сотрудников и представителей государств-участников.
По объему имеющихся привилегий и иммунитетов у сотрудников ООН, сотрудников ООН можно разделить на три группы:
1) Secretary-General и его помощники, а также члены их семей. Они пользуются всеми иммунитетами и привилегиями дипломатических представителей.
2) Должностные лица ООН. Они, во-первых, не подлежат судебной ответственности за действия, совершенными ими в качестве должностных лиц, а во-вторых, освобождаются от налогообложения своих доходов, полученных от ООН. В-третьих, они имеют право при первоначальном занятии должности в данном государстве беспошлинно ввозить имущество. А в-четвертых, они освобождаются от всех государственных служебных повинностей и от ограничений, накладываемых на иностранных граждан в вопросах и иммиграции, и регистрации. Есть два вида иммунитетов: дипломатический (освобождаются от ответственности за действия как при исполнении полномочий, так и за другие действия) и функциональный (освобождаются от ответственности только за действия при исполнении полномочий). В этом и есть главное отличие первой группы от второй. Вторая группа самая многочисленная, а первая группа – немногочисленная. Освобождены от государственных служебных повинностей означает, что должностные лица освобождаются от, например, обязательной службы в армии как на территории государства, где он работает, так и на территории государства-гражданства. Дипломаты же, например, несут все повинности своего государства-гражданства, т.е. он несет ответственность в своем государстве. Должностное лицо ООН же освобожден от почти всех обязанностей даже по отношению к своему государству. Категории должностных лиц, пользующихся этими иммунитетами, определяет Генеральный Секретарь и представляет такой список на утверждение Генеральной Ассамблеи.
3) К третьей группе сотрудников ООН, пользующимися международными привилегиями и иммунитетами, относятся эксперты в командировках по делам ООН. Они пользуются, во-первых, иммунитетом от личного ареста или наложения ареста на их багаж. Во-вторых, они пользуются судебно-процессуальным иммунитетом в отношении всех действий, совершенных ими при исполнении своих обязанностей. В-третьих, они пользуются неприкосновенностью всех своих документов. В-четвертых, они имеют право пользоваться шифром и использовать курьеров для связи с ООН. В-пятых, они пользуются теми же иммунитетами и льготами в отношении личного багажа, которыми пользуются дипломатические представители.
Эксперты в командировках выполняют разовое поручение ООН, а должностные лица имеют постоянное трудоустройство в ООН. Эксперты пользуются иммунитетами только когда выполняют поручение ООН. Если они его выполнили, то их иммунитеты пропадают. Например, до вторжения США в Ирак, последний находился под контролем ООН по поводу химического оружия. Этот контроль осуществлялся путем посылки экспертов, которые не были сотрудниками ООН. Так вот эти эксперты являются представителями третьей группы.
Снять иммунитет с Генсека ООН может только Совбез ООН. Генсек ООН может снять иммунитет с любого из других сотрудников ООН. Ни разу в истории вопрос о снятии иммунитета с Генсека ООН не поднимался. Что касается сотрудников ООН, то иммунитет снимался. Например, в отношении одного из переводчиков ООН было установлено, что он оформлял въездные визы в США якобы для участия в работе ООН. Миграционная служба США обнаружила человека, который заплатил деньги сотруднику ООН за визу. После Генсек снял иммунитет с этого переводчика и власти США его осудили.
Специализированные учреждения ООН.
Специализированные учреждения ООН – это универсальные международные организации специальной компетенции, созданные для регулирования сотрудничества в определенных сферах международных отношений, заключившие с ООН специальное соглашение.
По целям и сферам их деятельности специализированные учреждения можно разделить на следующие группы:
1) специализированные учреждения в социально-культурной цели: Международная Организация Труда (МОТ), Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ), Организация Объединенных Наций по вопросам Образования, Науки, Культуры (ЮНЕСКО), Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности (ВОИС), Всемирная Туристская Организация (ВТТО).
2) специализированные учреждения в сфере транспорта и связи: Всемирный Почтовый Союз (ВПС), Международный Союз Электросвязи (МСЭ), Международный Морская Организация (IMO – International Maritime Organization), Международная Организация Гражданской Авиации (ICAO – International Civil Aviation Organization).
3) специализированные учреждения, развивающие сотрудничество в области финансово-экономических отношений: Организация Объединенных Наций по Промышленному Развитию (UNIDO – United Nations Industrial Development Organization), МБРР, МВФ, Международная Финансовая Корпорация (МФК), Международная Ассоциация Развития (МАР), Всемирная Торговая Организация (ВТО), Многосторонне Агентство по гарантиям инвестиций (Multilateral Investment Guarantee Agency – MIGA).
Все специализированные учреждения ООН имеют в целом одинаковую правовую структуру. Они создаются путем заключения государствами-участниками специального международного договора. Присоединение к организации или выход из нее производится путем присоединения или выхода из соответствующего МД.
Руководящие органы специализированных учреждений состоят из трех звеньев:
1) из органа, объединяющего всех государств участников.
2) из избираемого ими директорат, ведущего всю текущую работу.
3) из президента или генерального секретаря, возглавляющего административный аппарат организации.
В большинстве специализированных учреждений каждое государство имеет один голос. Однако в финансово-экономических учреждениях (МБРР, МВФ) применяется система взвешенного голосования, то есть каждое государство-участник имеет такое количество голосов, которое пропорционально вкладу данного государства в капитал данной организации.
Международное Агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) стоит особняком среди других учреждений ООН в силу выполняемых им задач. В отличие от других специализированных учреждений, которые поддерживают связь с организацией через Экономический и Социальный Совет, МАГАТЭ при выполнении своих функций подчиняется непосредственно Совбезу ООН.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3731; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также: