Иммунитеты и привилегии постоянных представительств государств при международных организациях

Иммунитеты и привилегии постоянных представительств государств при международных организациях thumbnail

Вопрос. Специальные миссии и торговые представительства.

Государство в международной организации может быть представлено постоянным представительством и миссией наблюдателей. Их правовое положение определяется, прежде всего, положениями устава этой организации, нормами Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., соглашениями о привилегиях и иммунитетах организаций и другими документами.

Представительство государства в международной организации включает в себя главу представительства, членов дипломатического персонала, административно-технического и обслуживающего персонала. Полномочия главы представительства выдаются от имени государства, главы правительства, министра иностранных дел или иного компетентного органа.

Функции постоянных представительств состоят, в частности, в: — обеспечении представительства посылающего государства при организации, поддержании связи между посылающим государством и организацией; ведении переговоров с организацией и в ее рамках; выяснение осуществляемой в организации деятельности и сообщении о ней правительству посылающего государства, обеспечении участия посылающего государства в деятельности организации; защите интересов посылающего государства по отношению к организации; содействии осуществлению целей и принципов организации путем сотрудничества с организацией в ее рамках.

Функции постоянной миссии наблюдателей несколько уже, чем у представительства. В их числе:

— обеспечение представительства посылающего государства и в охране его интересов по отношению к организации, в поддержании связи с ней, — выяснение осуществляемой в организации деятельности и сообщения о ней представительству посылающего государства;

— содействие сотрудничеству с организацией и ведение с ней переговоров.

Привилегии и иммунитеты постоянных, представительств и миссий постоянных наблюдателей при международных организациях в принципе такие же, как и дипломатических представительств:

— неприкосновенность помещений;

— неприкосновенность архивов и документов,

— освобождение от налогов и сборов и т .д.

Представители государств-членов ООН при исполнении ими своих служебных обязанностей и во время посадки к месту заседания и обратно пользуются следующими привилегиями и иммунитетами: от личного ареста или задержания, освобождение от ареста на личный багаж, судебно-процессуальный иммунитет в отношении сказанного, написанного или совершенного ими в качестве представителей, неприкосновенность всех бумаг и документов, право пользоваться шифром и получение бумаг или корреспонденции посредством курьеров в отношении личного багажа, которыми пользуются дипломатические представители.

К постоянным представителям при ООН соглашение относит (ст. v) главных постоянных представителей членов ООН в ранге посла или посланника («полномочного министра»), представителей в этом же ранге одного из государств-членов специализированного учреждения, при нахождении этого учреждения в США; постоянных сотрудников делегаций при ООН, в которых имеется соглашение между Генеральным секретарем, правительством США и правительством заинтересованного члена ООН; назначенных по соглашению между главным должностным лицом специализированного учреждения, правительством США и правительством заинтересованного члена главных постоянных представителей членов специализированного учреждения и их сотрудников.

Все эти четыре категории лиц обладают теми же привилегиями и иммунитетами, как и дипломатические представители иностранных правительств, аккредитованные при правительстве США.

Постоянные представительства государств при специализированных учреждениях обычно пользуются основными привилегиями и иммунитетами, включая неприкосновенность помещений, переписки, архивов и документов, право пользования шифром и курьерами, освобождение от налогов и др.

Торговые представительства, как органы внешних сношений были введены в международную практику Советского государства. Они были созданы для осуществления им монополии внешней торговли.

Правовое положение торговых представительств РФ определяется до издания новых законов законодательством бывшего СССР, прежде всего Положением о торговых представительствах СССР за границей 1989 г, и международными соглашениями Союза с государствами, в которых создаются торговые представительства.

В соответствии с Положением 1989 г. основными задачами торговых представительств РФ являются:

1) представление государственных интересов РФ в странах пребывания по всем вопросам внешнеэкономической деятельности и обеспечение их защиты;

2) содействие развитию экономических связей между РФ и странами пребывания;

3) осуществление контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности государственных интересов РФ;

4) защита интересов участников внешнеэкономической деятельности РФ;

5) осуществление наблюдения за исполнением действующих между РФ и странами пребывания договоров по вопросам внешнеэкономических связей.

В странах, где нет торговых представителей РФ, их функции и задачи выполняют торговые советники посольства РФ.

Торговые представительства являются составными частями посольства РФ. Торговый представитель РФ и его заместители составляют часть дипломатического персонала посольства РФ и пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Остальные сотрудники торговых представительств пользуются привилегиями и иммунитетами, предоставляемыми по международному праву административно-техническому и обслуживающему персоналу посольств. Торговые представительства создаются на основе соглашений с соответствующими иностранными государствами, которые предусматривают неприкосновенность помещений торговых представительств РФ, право пользования шифром, привилегии и иммунитета торгпреда, его заместителей, в них указывается, что торговое представительство является частью посольства РФ.

Читайте также:  Как укрепить женский иммунитет

Специальной миссией называется временная миссия, которая направляется в другое государство с согласия последнего для переговоров по определенным вопросам или для выполнения иной конкретной задачи.

Правовое положение специальных миссий определяется обычными нормами международного права и Конвенцией о специальных миссиях 1969 г, Конвенция исходит из того, что привилегии и иммунитеты дипломатических представительств и их персонала, зафиксированные в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., должны распространяться на специальные миссии и их персонал.

Источник

Лекции.Орг

государство в международной организации может быть пред­ставлено постоянным представительством и миссией наблюдателей. Их правовое положение определяется прежде всего положениями устава этой организации, нормами Венской конвенции о представи­тельстве государств в их отношениях с международными организа­циями универсального характера 1975 г., соглашениями о привилеги­ях и иммунитетах организации и другими документами.

Представительство государства в международной организации включает в себя главу представительства, членов дипломатического, административно-технического и обслуживающего персоналов. Пол­номочия главы представительства выдаются от имени главы государ­ства, главы правительства, министра иностранных дел или иного компетентного органа. Аккредитующее государство уведомляет ор­ганизацию о назначении, должности, звании сотрудников представи­тельства, о прибытии и убытии персонала и членов их семей; о место­нахождении помещений представительства и частных резиденций сотрудников и т.д.

Функции постоянных представительств состоят, в частности, в:

обеспечении представительства посылающего государства при организации;

поддержании связи между посылающим государством и органи­зацией;

ведении переговоров с организацией и в ее рамках;

выяснении осуществляемой в организации деятельности и сооб­щении о ней правительству посылающего государства;

обеспечении участия посылающего государства в деятельности организации;

защите интересов посылающего государства по отношению к организации;

содействии осуществлению целей и принципов организации путем сотрудничества с организацией.

Функции постоянной миссии наблюдателей несколько уже, чем у представительств. В их числе:

обеспечение представительства посылающего государства и ох­рана его интересов по отношению к организации, поддержание связи с ней;

выяснение осуществляемой в организации деятельности и сооб­щения о ней правительству посылающего государства;

содействие сотрудничеству с организацией и ведение с ней пере­говоров.

Привилегии и иммунитета постоянных представительств и мис­сий постоянных наблюдателей при международных организациях в принципе такие же, как и у дипломатических представительств: не­прикосновенность помещений, неприкосновенность архивов и доку­ментов, освобождение от налогов и сборов и т.д.

особые права и преимущества, предоставляемые межправительственным международным организациям на территории государств, как правило, их членов в целях обеспечения самостоятельного выполнения ими своих уставных функций. Объем привилегий и иммунитетов, предоставляемых межправительственным организациям, обычно регулируется их уставами и уточняется в специальных соглашениях, заключаемых каждой организацией с государствами — ее членами и государством пребывания ее учреждений, а тж. в специальных международных конвенциях (например, в Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г.. Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. и др.). Международным организациям обычно предоставляются права на неприкосновенность помещений, собственности, архивов, документов и корреспонденции, свободу сношений, включая право пользования шифрами, кодом, курьерами и вализой, иммунитет от юрисдикции, фискальный иммунитет, таможенные привилегии, права на эмблему и флаг и т.д. Кроме того, государства пребывания учреждений организаций обязуются обеспечивать беспрепятственный доступ в такие учреждения представителей и членов делегаций всех государств — членов организации, сотрудников организаций и других официальных лиц. Сотрудникам межправительственных организаций предоставляются функциональные привилегии и иммунитета, объем которых зависит от практики конкретных организаций и стран. Все они, однако, освобождаются от судебной ответственности за все сказанное, написанное и содеянное в качестве должностного лица международной организации.

Правовое содержание принципа мирного разрешения международных споров.

современном международном праве в качестве общепризнанного императивного сложился принцип мирного разрешения споров, согласно которому международные споры должны разрешаться исключительно мирными средствами.

На Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 годов была разработана и принята Конвенция о мирном решении международных столкновений, которая в определенной мере обобщила и унифицировала правила применения добрых услуг и посредничества, образования и функционирования международных третейских судов и следственных комиссий. Однако в условиях признания допустимости и правомерности вооруженного насилия в международных отношениях обращение к добрым услугам и посредничеству, а также к другим предусмотренным в конвенции мирным средствам разрешения споров не носило для ее участников юридически обязательного характера. Например, согласно ст. 2 упомянутой конвенции, в случае важного разногласия или столкновения договаривающиеся державы соглашались, «прежде чем прибегнуть к оружию, обращаться, насколько позволят обстоятельства, к добрым услугам или посредничеству одной или нескольких дружественных Держав». Оговорка «насколько позволят обстоятельства» делала такое обращение полностью зависящим от усмотрения каждой из спорящих сторон, и, следовательно, оно ни в коей мере не являлось обязательной стадией разрешения споров. Аналогичной оговоркой обусловливалось обращение к третейским судам и следственным комиссиям.

Читайте также:  Иммунитеты в праве теория государства и права

Принятый в 1919 году Статут Лиги Наций, хотя и предусматривал обязательное применение в определенных случаях отдельных средств мирного разрешения международных споров (третейское и судебное разбирательство, обращение к Совету или Собранию Лиги), не содержал четко сформулированного принципа мирного разрешения международных споров и допускал войну в качестве законного средства разрешения споров.

В соответствии со ст. 12 Статута члены Лиги Наций должны были передавать спор, «могущий вызвать разрыв», на третейское или судебное разбирательство или на рассмотрение Совета Лиги. При этом они обязывались не прибегать к войне в течение трехмесячного срока после третейского или судебного решения или доклада Совета. Согласно ст. 13, спорящие государства соглашались передавать споры правового характера, не разрешенные дипломатическим путем, на третейское или судебное разбирательство. При этом другие члены Лиги обязывались не прибегать к войне против той спорящей стороны, которая будет сообразовываться с третейским или судебным решением. Следовательно, война против другой спорящей стороны допускалась. По ст. 15 спор между членами Лиги, «могущий повлечь за собой разрыв» и не переданный на третейское или судебное разбирательство, должен был передаваться спорящими сторонами в Совет Лиги, и в случае единогласно принятого доклада Совета другие члены Лиги обязывались не прибегать к войне против стороны, сообразующейся с выводами доклада. Иначе говоря, и в этом случае война против другой стороны допускалась. При отсутствии же единогласия члены Лиги оставляли за собой право «действовать так, как они считают необходимым для поддержания права и справедливости», то есть были свободны в выборе между мирными и военными средствами. Согласно ст. 17, в случае отказа членов Лиги выполнять предписанные Статутом обязательства по урегулированию спора Совет мог «принять всякие меры и сделать всякие предложения, способные предупредить враждебные действия и привести к разрешению конфликта».

Следующим шагом на пути к признанию принципа мирного разрешения международных споров явилось принятие в 1928 году Парижского договора об отказе от войны (пакта Бриана — Келлога). В ст. 1 пакта прямо указывается: «Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что урегулирование или разрешение всех могущих возникнуть между ними споров или конфликтов, какого бы характера или какого бы происхождения они ни были, должно всегда изыскиваться только в мирных средствах».

В Уставе ООН принцип мирного разрешения международных споров был поднят на более высокую ступень в качестве одного из основополагающих императивных принципов современного международного права. Согласно п. 3 ст. 2 Устава, «все Члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость». Впоследствии содержание этого принципа было развито в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 года и в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года.

Существенное значение для утверждения в практике международных отношений принципа мирного разрешения международных споров имело принятие Генеральной Ассамблеей ООН в 1982 году Манильской декларации о мирном разрешении международных споров и в 1988 году — Декларации о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли ООН в этой области. Оба документа, признавая ответственность государств за предотвращение и урегулирование споров и ситуаций, вместе с тем подчеркивают важную роль, которую могут сыграть в этой связи ООН и ее органы. Отмечается, что укрепление такой роли ООН повысит ее эффективность в решении вопросов поддержания международного мира и безопасности. Важной особенностью Декларации 1988 года является то, что в ней содержатся положения, касающиеся не только урегулирования, но и предотвращения споров, продолжение которых может угрожать поддержанию международного мира и безопасности.

Юридическое содержание принципа мирного разрешения международных споров составляет совокупность прав и обязанностей государств — участников спора.

Читайте также:  Как повышать иммунитет народными средствами ребенку

Государства обязаны разрешать свои международные споры исключительно мирными средствами. Декларация о принципах международного права 1970 года гласит: «Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения… в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ».

Государства не вправе оставлять свои международные споры неразрешенными. Это означает, во-первых, требование о скорейшем разрешении международного спора и, во-вторых, необходимость продолжения поиска путей урегулирования, если взаимно согласованный спорящими сторонами способ урегулирования не принес позитивных результатов. Под скорейшим разрешением международного спора следует понимать строгое соблюдение взаимосогласованных сроков урегулирования. Предусматриваемые некоторыми многосторонними и двусторонними соглашениями сроки передачи споров на урегулирование налагают на спорящие стороны обязанность не ограничиваться каким-либо одним средством или процедурой мирного разрешения спора, а использовать и другие средства, если спор не удалось уладить первоначально избранным методом.

Государства должны воздерживаться от действий, способных обострить возникший между ними спор. Речь идет прежде всего о действиях, которые могут затруднить урегулирование спора, создать угрозу для поддержания международного мира и безопасности, а также о действиях, которые могут изменить сложившееся положение в пользу одной из сторон и нанести тем самым ущерб интересам другой стороны.

Государства обязаны урегулировать свои споры на основе международного права и справедливости. Данное требование предполагает применение в процессе разрешения споров основных принципов международного права, соответствующих норм договорного и обычного права. Согласно ст. 38 Статута Международного Суда ООН, урегулирование споров на основе международного права означает применение: а) международных конвенций, как общих, так и специальных, устанавливающих правила, определенно признанные спорящими государствами; b) международных обычаев как доказательства всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы; с) общих принципов права, признанных цивилизованными нациями; d) судебных решений и доктрин наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм. Статья 38 также устанавливает, что обязанность Суда принимать решения по спорам на основе международного права не ограничивает его права разрешать дела ex aequo et bono (по справедливости и доброй совести), если стороны с этим согласны.

Государства обладают правом свободного выбора по обоюдному согласию конкретных средств мирного урегулирования возникающих между ними споров и конфликтов. Такое право вытекает из принципов суверенного равенства государств и невмешательства в их внутренние и внешние дела. Это не исключает для государств возможности заблаговременно выражать свое согласие на обязательное применение тех или иных процедур урегулирования возникающих между ними разногласий. Например, в соответствии со ст. 36 Статута Международного Суда государства — участники Статута могут в любое время заявить о признании обязательной юрисдикции Международного Суда. Это означает, что спор будет рассматриваться Международным Судом по требованию одной из сторон в споре, а другая сторона обязана признать эту компетенцию Суда. Это правило действует только в отношениях между государствами, сделавшими такое заявление.

конвенция ООН по морскому праву 1982 года предусматривает четыре обязательные процедуры урегулирования споров, каждую из которых государство-участник может выбрать путем письменного заявления при подписании или ратификации Конвенции: Международный трибунал по морскому праву, Международный Суд ООН, арбитраж, образуемый в соответствии с Приложением VII к Конвенции, специальный арбитраж, формируемый в соответствии с Приложением VIII к Конвенции.

Статья IX Договора о принципах деятельности государств по исследованию и. использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 года предусматривает проведение консультаций в случае, если какое-либо государство — участник договора имеет основания полагать, что деятельность или эксперимент одного государства могут создать потенциально вредные помехи космической деятельности других государств.

В Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 года предусматривается процедура регулирования споров по вопросу о компенсации ущерба: если переговоры сторон в споре не приводят к разрешению спора в течение одного года, по просьбе любой из сторон спор передается в Комиссию по рассмотрению претензий с чертами согласительного, следственного и арбитражного органа.

Содержание принципа мирного разрешения международных споров нуждается в дальнейшем развитии через выработку и принятие как на универсальном, так и региональном уровне юридических норм, конкретизирующих соответствующий комплекс прав и обязанностей государств.

Дата добавления: 2016-10-06; просмотров: 1140 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник