Иммунитеты и привилегии представителей государств при международных организациях

Иммунитеты и привилегии представителей государств при международных организациях thumbnail

Международные межправительственные (и некоторые неправительственные) организации на территории государства пребывания пользуются привилегиями и иммунитетами с целью нормального и беспрепятственного выполнения своих функций. Приобретая собственность на имущество, находящееся в разных странах, заключая сделки имущественного характера с гражданами различных государств, международные организации не подчиняют свои отношения ни национальному праву, ни национальной юрисдикции какого-либо государства. Международная организация не может быть привлечена к разбирательству в национальном суде в качестве ответчика; в отношении ее собственности не применяются меры принуждения по предварительному обеспечению иска и принудительные меры по исполнению судебного решения. Имущество международной организации, даже находящееся в руках третьих лиц, не может быть предметом виндикации, на него не может быть обращено взыскание.

Объем привилегий и иммунитетов различных международных организаций различен, они имеют неодинаковые привилегии и иммунитеты. Наибольшим объемом пользуются ООН и ее специализированные учреждения.

Привилегии и иммунитеты ООН практически совпадают с привилегиями и иммунитетами дипломатических представительств.

Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН (1946) — привилегии и иммунитеты ООН имеют функциональный характер (предоставляются для достижения целей, поставленных перед ООН). ООН обладает рядом дополнительных привилегий: пользуется неприкосновенностью помещений, переписки, архивов, документов, собственности, имеет право пользоваться шифром и курьерами, флагом и эмблемой, освобождена от налогов и таможенных пошлин.

Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН (1946) предусматривает функциональный иммунитет для сотрудников ООН. Они освобождены от юрисдикции государства пребывания в отношении действий, совершенных при исполнении служебных обязанностей; пользуются налоговым иммунитетом, таможенными и другими льготами. Эксперты ООН обладают привилегиями и иммунитетами при выполнении своих служебных функций. Привилегии и иммунитеты предоставляются сотрудникам ООН для выполнения их функций, а не для личных выгод (разд. 20 Конвенции 1946 г.).

Привилегии и иммунитеты специализированных учреждений ООН и их сотрудников установлены в Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г. Практически это те же привилегии и иммунитеты, которыми пользуется ООН, — неприкосновенность помещений, архивов, переписки и т.п. В полном объеме дипломатическими привилегиями и иммунитетами пользуются высшие исполнительные лица каждого специализированного учреждения и члены их семей. Другие сотрудники, как и сотрудники ООН, обладают функциональным иммунитетом.

В 1994 г. была принята Конвенция о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала. Конвенция закрепила нормы об уголовной ответственности лиц, посягающих на персонал ООН (как на лиц, пользующихся международной защитой).

Государственные иммунитеты базируются на принципе суверенитета. Иммунитеты международной организации возникают на договорной основе в силу функциональной необходимости Международные организации наделяются иммунитетами с целью создания такого статуса, при котором организация сможет беспрепятственно осуществлять свои полномочия, оставаясь независимой от действия национального права и судопроизводства отдельных государств.

Основа функциональной природы иммунитетов международных институтов:

  • 1. Иммунитет способен защитить организацию от контроля со стороны отдельных государств.
  • 2. Иммунитет позволяет международной организации иметь собственные материальные ресурсы, не подпадающие под действие контрольных механизмов государства, на территории которого находится штаб-квартира организации.
  • 3. Иммунитет позволит уберечь организацию от бремени налогов в пользу казны отдельного государства.

Функциональная природа иммунитетов отражена в положениях Устава ООН, посвященных статусу международной организации как юридического лица: ООН пользуется на территории государств-членов такими правоспособностью, привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для выполнения ее функций и достижения ее целей (ст. 104,105).

Соглашение между ООН и Правительством США относительно места пребывания Центральных учреждений ООН 1947 г. предусматривает иммунитет Центральных учреждений ООН от юрисдикции США (изъятие из сферы действия национального законодательства и неподсудность гражданско-правовых споров с участием ООН национальным судам США). Обращение к американскому закону возможно лишь в случае отсутствия особых внутренних правил ООН. Американское законодательство может применяться к сделкам ООН, только если оно не противоречит внутренним правилам ООН (разд. 7 Соглашения). Законодательству США отводится вспомогательная роль, оно действует в качестве дополнения к правилам международной организации и постольку, поскольку какие-либо вопросы не урегулированы этими правилами.

Иммунитет от судопроизводства предопределяет, что американские суды имеют власть над актами, совершенными в районе ООН, только с согласия или по требованию самой ООН (разд. 8 Соглашения). Аналогичный статус на территории Швейцарии (Женева) имеет Европейское бюро ООН.

Международные учреждения последовательно отстаивают свое право на иммунитет в гражданско-правовых отношениях. Международная организация вправе сама отказаться от иммунитетов. Этот вопрос решается каждой организацией применительно к конкретной ситуации. Предложение об отказе от иммунитетов может поступить в адрес международной организации со стороны третьих лиц. Например, такое предложение может сделать национальный суд, усматривающий, что применение иммунитетов может противоречить нормам общечеловеческой морали, например к межправительственной организации предъявляется иск явно пострадавшей стороной и иммунитет не позволяет возместить ей ущерб.

В связи с законодательным закреплением концепции функционального иммунитета в судах некоторых государств был поднят вопрос о применении доктрины ограниченного иммунитета и к международным организациям. В 1980 г. Апелляционный суд США (округ Колумбия) принял к рассмотрению иск Броудбейта к Организации американских государств (ОАГ). Она выступила с утверждением абсолютного иммунитета межправительственной организации. Апелляционный суд США поддержал эту позицию, заметив, что «международные организации утверждаются на основании международного договора и в силу этого находятся по сравнению с суверенными государствами в ином положении в том, что касается вопроса об иммунитете. Суд убежден, что международные организации обладают иммунитетом от любой формы судебного вмешательства за исключением случаев, когда этот иммунитет положительно отвергается в договоре или ясно ограничивается в акте об учреждении международной организации».

Российское законодательство устанавливает: «Судебный иммунитет международных организаций определяется международным договором Российской Федерации и федеральным законом» (ч. 2 ст. 251 АПК РФ). Юрисдикция российских арбитражных судов возможна, если отказ от судебного иммунитета произведен в порядке, предусмотренном правилами международной организации (ч. 3 ст. 251 АПК РФ). Гражданско-процессуальное законодательство решает этот вопрос несколько иначе: об отказе от иммунитета не говорится ничего, а международные организации подлежат юрисдикции российских судов по гражданским делам в пределах, определенных международными договорами РФ и федеральными законами (ч. 2 ст. 401 ГПК РФ).

Читайте также:  Как поднять иммунитет в домашних условиях если вич

В доктрине признается необходимость соблюдения принципа абсолютного иммунитета в отношении международных организаций.

  • 1. Иммунитет организации закрепляется в международном договоре, обязательном для соблюдения государствами-участниками независимо от сферы деятельности организации.
  • 2. Иммунитет организации имеет функциональный характер, при его нарушении международное учреждение может утратить способность к реализации своих функций.

Секретариат ООН неоднократно подчеркивал, что иммунитеты международных организаций могут пониматься и применяться только как абсолютные, поскольку они имеют договорное происхождение и функциональный характер. Ограничение иммунитета международной организации означает нарушение международного договора.

В настоящее время международные организации накапливают значительные средства в коммерческих банках, которые стремятся избежать соблюдения иммунитетов по отношению к этим вкладам и распространить на них принципы обслуживания, которые применяются в отношении вкладов иных юридических лиц. Некоторые национальные суды высказываются за применение ограничения иммунитетов международных организаций, если они участвуют в международной коммерческой деятельности.

Практически невозможно выявить общие критерии разграничения публично-правовой и частноправовой компетенции международной организации, определить сферы ее деятельности, к которым неприменимы международные иммунитеты. Абсолютный иммунитет международной организации, занимающейся коммерческой деятельностью, нарушает общие принципы права и ставит частных контрагентов в неблагоприятное положение. Оптимальное решение проблемы — установление обязательной юрисдикции международных правоприменительных органов в отношении деятельности международных организаций, не связанной с выполнением их международных публичных функций. Споры из такой деятельности должны рассматриваться в Европейском суде, Страсбургском суде по правам человека, Арбитражном суде при Международной торговой палате.

Источник

Для успешного выполнения своих функций, закрепленных в учредительных документах, международные (межправительственные) организации нуждаются в определенной независимости от властей государства пребывания, т.е. в привилегиях и иммунитетах. Современное международное право предоставляет привилегии и иммунитеты как универсальным, так и региональным международным организациям. Обычно привилегии и иммунитеты международных организаций определяются в их уставных документах, многосторонних конвенциях и двусторонних соглашениях между организацией и государством пребывания.

Согласно международному праву определенными привилегиями и иммунитетами обладает ООН и ее специализированные учреждения.

Согласно Уставу ООН (ст. 105) ООН пользуется на территории каждого из своих государств-членов особыми правами и преимуществами, которые необходимы для выполнения ее функций и достижения ее целей. Их объем определен Конвенцией ООН о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г. Конвенция устанавливает, что объем привилегий как самой Организации, так и ее должностных лиц и представителей определяется необходимостью достижения целей ООН в целом и эффективного выполнения своих функций ее представителями.

Согласно указанной Конвенции, помещения ООН неприкосновенны, не подлежат обыску, реквизиции, конфискации, экспроприации и какой- либо другой форме вмешательства путем ли исполнительных, административных, судебных, законодательных или иных действий. Имущество и активы ООН, пользуются иммунитетом от любой формы судебного вмешательства, кроме случаев, когда Организация сама определенно отказывается от иммунитета в каком-либо отдельном случае.

Архивы ООН и документы, принадлежащие Организации или находящиеся в ее распоряжении, неприкосновенны, где бы они ни находились.

Представителям государствчленов ООН в главных и вспомогательных ее органах и на конференциях, созываемых ООН, при исполнении ими своих служебных обязанностей и во время поездки к месту заседания и обратно, предоставляются:

  • – иммунитет от личного ареста или задержания и от наложения ареста на личный багаж;
  • – неприкосновенность всех бумаг и документов;
  • – право пользоваться шифром и получать бумаги или корреспонденцию посредством курьеров или вализ;
  • – изъятие от ограничений но иммиграции, регистрации иностранцев или государственной служебной повинности в стране, в которой они временно пребывают или через которую они проезжают во исполнение своих служебных обязанностей;
  • – иммунитеты и льготы в отношении ограничений обмена денег или валюты, личного багажа и прочие привилегии.

Конвенция устанавливает, что привилегии и иммунитеты предоставляются представителям государств – членов ООН не для личной выгоды отдельных лиц, а для того, чтобы обеспечить независимое выполнение ими своих функций, связанных с работой в ООН. Поэтому член ООН только имеет право, но и обязан отказаться от иммунитета своего представителя в каждом случае, когда, по мнению государства – члена ООН, иммунитет препятствует отправлению правосудия, причем этот отказ может быть произведен без ущерба для цели, с которой иммунитет был предоставлен.

Большое внимание в вышеназванной Конвенции уделено привилегиям и иммунитетам, которыми пользуются должностные лица и эксперты ООН. Они так же, как и представители государств – членов ООН:

  • – не подлежат судебной ответственности за «сказанное или написанное ими и за все действия, совершенные ими в качестве должностных лиц»;
  • – освобождаются от обложения налогами окладов и вознаграждений, уплачиваемых им ООН;
  • – освобождаются от государственных служебных повинностей;
  • – освобождаются от ограничений по иммиграции и от регистрации иностранцев;
  • – пользуются теми же привилегиями в отношении обмена валюты, которые предоставляются должностным лицам соответствующего ранга, входящим в состав дипломатических миссий, аккредитованным при соответствующем правительстве.

Генеральный секретарь ООН, все его помощники пользуются в отношении себя, своих жен и несовершеннолетних детей привилегиями и иммунитетами, изъятиями и льготами, предоставляемыми, согласно международному праву, дипломатическим представителям.

В отношении привилегий и иммунитетов как должностных лиц, так и экспертов действует общее правило относительно того, что они предоставляются в интересах ООН, а не для их личной выгоды.

Конвенция ООН о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г. применяется к МОТ, ФАО, ЮНЕСКО, МВФ, МБРР, ВОЗ, Международной организации гражданской авиации, Всемирному почтовому союзу, Международному союзу электросвязи и другим учреждениям.

Каждое специализированное учреждение определяет категории должностных лиц, по отношению к которым должны применяться положения указанной Конвенции. Их привилегии и иммунитеты сходны с теми, которые предоставляются должностным лицам ООН.

Устав СЕ предусматривает, что представители государств-членов и Секретариат СЕ пользуются на территории своих членов такими привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для выполнения их функций. Во имя исполнения данного положения государства-члены организации заключили 2 сентября 1949 г. Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы, которое закрепило как иммунитеты и привилегии самой организации, так и представителей государств-членов в Комитете министров СЕ, представителей в ПАСЕ, должностных лиц СЕ.

Читайте также:  Препараты для повышения иммунитета от кандидоза

Каждое государство, присоединившееся к данной Конвенции, касающейся той или иной международной организации, указывает в своем акте о присоединении то специализированное учреждение или учреждения, в отношении которых оно обязуется применять положения Конвенции ООН 1947 г.

Источник

В связи с появлением различных форм внешних сношений и других, нетрадиционных субъектов, осуществляющих функции внешних сношений в доктрине международного права появилась некоторая путаница с терминологией.

С развитием посольских (дипломатических), консульских отношений, активизацией деятельности специальных миссий, осуществлением внешних сношении в ходе деятельности по представительству государств в их отношениях с международными организациями, стали говорить о дипломатическом праве как о понятии, охватывающем все эти направления, т.е. о совокупности международно-правовых норм, регулирующих не только собственно дипломатическую деятельность государств, но и деятельность всех органов внешних сношений государств. В это понятие вносят и деятельность международных организаций по внешним вопросам[30]. Чтобы охватить все эти формы внешних сношений, некоторые предлагают термин «право внешних сношений субъектов международного права»[31].

Принятие Венской конвенции 1975 г. о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера потребовало более четких определений и разграничения новой формы межгосударственного сотрудничества.

Для решения проблемы было решено исключить термин «дипломатический», а говорить только о «представительствах государств» без прилагательного «дипломатический». Однако это не отражает действительность. Дело в том, что под «постоянными зарубежными представительствами подразумеваются три основные вида представительств на уровне государств, а именно: дипломатические представительства, консульские учреждения и постоянные представительства государств при международных организациях.

Дипломатическое представительство, учрежденное одним государством на территории другого государства, является постоянным органом, выполняющим многочисленные функции. Термин «постоянное дипломатическое представительство», используемый в Конвенции о дипломатических сношениях, относится к посольствам, дипломатическим миссиям, папским нунциям и другим миссиям Святого престола, а также высоким комиссарам, которыми обмениваются страны Британского содружества наций»[32].

Иммунитеты и привилегии, предоставляемые этой категории, как правило, очень похожи на те, которые предоставляются дипломатическим агентам, но с довольно большим акцентом на функциональную основу привилегий и иммунитетов.

Статья 4 Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций и раздел 15 Соглашения ООН ‒ США о штаб-квартире, несколько расходятся, также как последние аккорды дипломатических привилегий и иммунитетов. Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций определяет иммунитет от судебного преследования только в отношении сказанного или написанного и всего совершенного и сделанного представителем в качестве представителя, что носит более узкий характер, нежели общий дипломатический иммунитет.

Существует также иммунитет от ареста, наложения ареста на личный багаж, от иммиграционных ограничений или государственных повинностей, неприкосновенность бумаг и документов, право на сообщение и освобождение от таможенных пошлин (но только в отношении личного багажа, в отличие от всего ввозимого для личного пользования)[33]. Представители не аккредитованы в государстве пребывания, а аккредитованы при организации. Тем не менее, согласно Соглашению ООН ‒ США о штаб-квартире, помимо основных постоянных представителей или постоянных представителей в звании посла или полномочного министра, сотрудники той или иной миссии должны быть согласованы между принимающим государством, Генеральным секретарем и отправляющей стороной[34].

Последствием неаккредитации для принимающих государств является неприменимость признания персоной нон-грата. Представляется также, что принимающее государство не может применять принцип взаимности для построения взаимоотношений с таким представителем, как это может распространяться на лиц, аккредитованных при государстве пребывания[35].

Конвенция о специализированных учреждениях, в отличие от Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, позволяет принимать меры вплоть до высылки за действия не входящих в функций представителей[36]. Кроме того, представители могут быть отправлены от правительств, не признанных принимающим государством. В Соглашения о штаб-квартире с США, привилегии и иммунитеты предоставляются таким лицам только в районе штаб-квартиры, или в пути между месторасположением резиденций или офисов, или во время нахождения в таком здании и офисе, в то время как другие соглашения, как правило, указывают, что иммунитеты и привилегий предоставляются независимо от отношений между представляемым государством и принимающей стороной.

Особые проблемы возникают в организациях, в которых состав делегация не ограничивается представителями правительства. В МОТ делегаты от работодателей и работников имеют те же иммунитеты и привилегии, что и представители правительств, т.е. сохранять за собой право использовать коды, курьеров или вализы; отказ от иммунитетов является делом Административного совета.

В межпарламентских ассамблеях Совета Европы и Европейского Союза тщательно определена неприкосновенность, и их функциональная основа подчеркнута тем, что они были смоделированными не на основе дипломатической неприкосновенности, а больше на депутатских неприкосновенностях по образу внутригосударственного права[37].

В случае с финансовыми институтами Председатели ЦБ или эквивалентные им являются представителями государств в финансовых организациях или на их встречах. Тем не менее, их иммунитеты и привилегии в целом включены в одинаковые с теми, которыми обладают сотрудники организаций[38].

Есть некоторые решения муниципальных судов о неприкосновенности от юрисдикции представителей государств при международных организациях, но они не касаются применения или интерпретации Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, или Соглашения о специализированных учреждениях, или уставов организаций, такие как финансовые институтов. Они основаны на применении соглашений о штаб квартире или национального законодательства[39].

Первая группа решений была принята в судах США[40].

В деле Фридберг против Санта-Крус по обвинению жены посла Чили, аккредитованных в ООН, в небрежном вождении, решение суда низшей инстанции об отказе в применении неприкосновенности было отменено на том основании, что ответчик является женой посла и дело находится в исключительной юрисдикции Верховного суда США.

В деле город Нью-Рошель против Пейдж-Шарп, в котором третий секретарь австралийской миссии в ООН заявил о своем иммунитете в ответ на штраф за превышение скорости, суд Нью-Йорка фактически признал иммунитет.

Читайте также:  Елена малышева об иммунитете

В деле Народ против фон Оттер тот же суд оставил в силе заявление об иммунитета в ответ на обвинения в незаконной парковке жены советника делегации Швеции в ООН.

В деле Агостини против де Антуэно о разбирательстве между арендодателем и арендатором о взыскании права владения помещением суд Нью-Йорка постановил, что ответчик, коим являлся третий секретарь Постоянного представительства Аргентины в ООН, не имеет права ссылаться на иммунитет. Подобное решение было основано в частности, на том основании, что судебное разбирательство было основано на вещном праве in rem, а не на праве конкретного лица in personam. Но это также дает возможность предположить, что иммунитеты, будучи предоставленными федеральными органами, неприменимы к вопросам, не подпадающие в сферу федеральной юрисдикции.

В деле Цианг против Цианг на подсудимого, который был аккредитован в ООН в качестве Полномочного Посла и Постоянного представителя Китайской Республики, был подан иск на признание недействительным, согласно китайским законам и законам штата Нью-Йорк, раздел имущества и развод с женой, который он оформил в Мексике; производство по делу было отменено Верховным судом штата Нью-Йорк на основе наличия иммунитета, представленного федеральным правительством.

В деле Паппас против Франчини претензии к отсутствию полной дипломатической неприкосновенности были предъявлены сотрудником итальянского наблюдательной миссии (до получения членства в ООН), аккредитованного при ООН, иммунитет которого отрицался Государственным департаментом, и не поддерживался начальником протокола ООН, были отклонены судом в Нью-Йорке.

В деле Аркайя против Паес Апелляционный суд Нью-Йорка предоставил иммунитет альтернативному представителю Венесуэлы в ООН в деле о клевете. Суд Нью-Йорка в деле Нокли Корпорейшн признал иммунитет представителя Афганистана в ООН в случае с налоговыми выплатами по праву собственности на имущество. В этих случаях в США иммунитет был признан без труда, или в крайнем случае, основывался на технических аспектах законодательства США. Основной принцип иммунитета был признан.

Существуют подобные решения и по европейским судам[41].

В деле Али Али Реза о выселении в связи с неуплатой арендной платы французский апелляционный суд отказал в иммунитете делегату ООН от Саудовской Аравии. Отказ основывался на интерпретации французского указа от 26 апреля 1947 г. Кассационный суд Италии в деле Пизани Балестра ди Моттола применил Соглашение ФАО — Италия о штаб-квартире в признании иммунитета сына представителя Коста-Рики в ФАО по делу о краже. Потребовалось уточнить, что уместно признание иммунитета для детей, таким же как для дипломатов.

Вышеперечисленные решения Судов отражают зависимость от национального законодательства результатов по делам о признании иммунитета от юрисдикции представителей или лиц, имеющих право на них, если соответствующие международные соглашения являются частью национального законодательства или автоматически или путем включения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение можно сделать следующие выводы:

В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств в многосторонней дипломатии. При этом они как одна из важнейших правовых форм международного сотрудничества обладают уникальным качеством: наличием внутриорганизационного механизма, с помощью которого обслуживается все многогранное и углубленное сотрудничество суверенных государств.

Одним из важнейших элементов структуры международных организаций является институт службы в международных организациях. Статус служащих секретариата международных организаций отличается прежде всего сложностью своего правового регулирования.

Правовой статус служащих международных организаций характеризуется сложностью своего состава. Служащие международных организаций, обладающих международной правосубъектностью, подчиняются прежде всего нормам международного права. В то же время они остаются гражданами своих государств и соответственно подчиняются нормам национального законодательства.

Концепция международной гражданской службы построена на четырех основных принципах:

— служащие международных организаций должны в определенной мере отказаться от своей национальной лояльности и учитывать при выполнении возложенных на них обязанностей только интересы международной организации, которой они служат;

— международные служащие должны быть исполнителями, а не политиками, т.е. быть беспристрастными;

— международные служащие должны быть независимыми. Для обеспечения независимости любого международного секретариата служба в нем должна быть карьерной со значительным уровнем гарантий занятости;

— служащие должны приниматься на работу на основании их достижений и личных качеств. Идеальная международная гражданская служба должна состоять из постоянных карьерных чиновников, нанятых на основании их личных качеств и достижений, которые будут ставить интересы организации выше любых других интересов.

На сегодняшний день назрела необходимость усовершенствования международной гражданской службы, что обусловлено фундаментальными изменениями, которые происходят в системе ООН. Вступление в ООН значительного количества новых членов, большинство из которых являются развивающимися странами, обусловило акцентирование деятельности организации на вопросах развития. На ООН были возложены новые функции, мандаты и ответственность. Расширение круга полномочий и функций обусловило необходимость создания новых институтов и агентств, как в рамках секретариата, так и в рамках всей системы ООН.

Современный правовой иммунитет служащих и должностных лиц международных организаций может быть закреплен исключительно в нормах международного права и нормативных правовых актах, издаваемых высшими законодательными органами власти государства.

Современная международная гражданская служба как продукт поступательного развития международного общения государств и его важного звена — международных организаций, сформировалось в особый институт международных отношений и международного права.

Важнейшей характерной чертой этого института является комплексный метод его правового регулирования. Статус персонала международных организаций представляет собой абсолютно особое явление. Здесь следует отказаться от крайностей: имеющих место попыток установить статус сотрудников международных организаций как наднациональный, не подчиняющийся никаким нормам национального права, или наоборот, выводить их статус исключительно из национального законодательства28 какого-либо государства. Это объективно обусловленное разграничение суверенной компетенции государств и функциональной компетенции международных организаций делает возможным гибкое формирование статуса служащих, а, следовательно, повышает в целом эффективность деятельности международных организаций.

Дата добавления: 2016-12-04; просмотров: 787 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник