Иммунитеты и привилегии представительства при международных организациях

Иммунитеты и привилегии представительства при международных организациях thumbnail

Международные межправительственные (и некоторые неправительственные) организации на территории государства пребывания пользуются привилегиями и иммунитетами с целью нормального и беспрепятственного выполнения своих функций. Приобретая собственность на имущество, находящееся в разных странах, заключая сделки имущественного характера с гражданами различных государств, международные организации не подчиняют свои отношения ни национальному праву, ни национальной юрисдикции какого-либо государства. Международная организация не может быть привлечена к разбирательству в национальном суде в качестве ответчика; в отношении ее собственности не применяются меры принуждения по предварительному обеспечению иска и принудительные меры по исполнению судебного решения. Имущество международной организации, даже находящееся в руках третьих лиц, не может быть предметом виндикации, на него не может быть обращено взыскание.

Объем привилегий и иммунитетов различных международных организаций различен, они имеют неодинаковые привилегии и иммунитеты. Наибольшим объемом пользуются ООН и ее специализированные учреждения.

Привилегии и иммунитеты ООН практически совпадают с привилегиями и иммунитетами дипломатических представительств.

Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН (1946) — привилегии и иммунитеты ООН имеют функциональный характер (предоставляются для достижения целей, поставленных перед ООН). ООН обладает рядом дополнительных привилегий: пользуется неприкосновенностью помещений, переписки, архивов, документов, собственности, имеет право пользоваться шифром и курьерами, флагом и эмблемой, освобождена от налогов и таможенных пошлин.

Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН (1946) предусматривает функциональный иммунитет для сотрудников ООН. Они освобождены от юрисдикции государства пребывания в отношении действий, совершенных при исполнении служебных обязанностей; пользуются налоговым иммунитетом, таможенными и другими льготами. Эксперты ООН обладают привилегиями и иммунитетами при выполнении своих служебных функций. Привилегии и иммунитеты предоставляются сотрудникам ООН для выполнения их функций, а не для личных выгод (разд. 20 Конвенции 1946 г.).

Привилегии и иммунитеты специализированных учреждений ООН и их сотрудников установлены в Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г. Практически это те же привилегии и иммунитеты, которыми пользуется ООН, — неприкосновенность помещений, архивов, переписки и т.п. В полном объеме дипломатическими привилегиями и иммунитетами пользуются высшие исполнительные лица каждого специализированного учреждения и члены их семей. Другие сотрудники, как и сотрудники ООН, обладают функциональным иммунитетом.

В 1994 г. была принята Конвенция о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала. Конвенция закрепила нормы об уголовной ответственности лиц, посягающих на персонал ООН (как на лиц, пользующихся международной защитой).

Государственные иммунитеты базируются на принципе суверенитета. Иммунитеты международной организации возникают на договорной основе в силу функциональной необходимости Международные организации наделяются иммунитетами с целью создания такого статуса, при котором организация сможет беспрепятственно осуществлять свои полномочия, оставаясь независимой от действия национального права и судопроизводства отдельных государств.

Основа функциональной природы иммунитетов международных институтов:

  • 1. Иммунитет способен защитить организацию от контроля со стороны отдельных государств.
  • 2. Иммунитет позволяет международной организации иметь собственные материальные ресурсы, не подпадающие под действие контрольных механизмов государства, на территории которого находится штаб-квартира организации.
  • 3. Иммунитет позволит уберечь организацию от бремени налогов в пользу казны отдельного государства.

Функциональная природа иммунитетов отражена в положениях Устава ООН, посвященных статусу международной организации как юридического лица: ООН пользуется на территории государств-членов такими правоспособностью, привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для выполнения ее функций и достижения ее целей (ст. 104,105).

Соглашение между ООН и Правительством США относительно места пребывания Центральных учреждений ООН 1947 г. предусматривает иммунитет Центральных учреждений ООН от юрисдикции США (изъятие из сферы действия национального законодательства и неподсудность гражданско-правовых споров с участием ООН национальным судам США). Обращение к американскому закону возможно лишь в случае отсутствия особых внутренних правил ООН. Американское законодательство может применяться к сделкам ООН, только если оно не противоречит внутренним правилам ООН (разд. 7 Соглашения). Законодательству США отводится вспомогательная роль, оно действует в качестве дополнения к правилам международной организации и постольку, поскольку какие-либо вопросы не урегулированы этими правилами.

Иммунитет от судопроизводства предопределяет, что американские суды имеют власть над актами, совершенными в районе ООН, только с согласия или по требованию самой ООН (разд. 8 Соглашения). Аналогичный статус на территории Швейцарии (Женева) имеет Европейское бюро ООН.

Международные учреждения последовательно отстаивают свое право на иммунитет в гражданско-правовых отношениях. Международная организация вправе сама отказаться от иммунитетов. Этот вопрос решается каждой организацией применительно к конкретной ситуации. Предложение об отказе от иммунитетов может поступить в адрес международной организации со стороны третьих лиц. Например, такое предложение может сделать национальный суд, усматривающий, что применение иммунитетов может противоречить нормам общечеловеческой морали, например к межправительственной организации предъявляется иск явно пострадавшей стороной и иммунитет не позволяет возместить ей ущерб.

В связи с законодательным закреплением концепции функционального иммунитета в судах некоторых государств был поднят вопрос о применении доктрины ограниченного иммунитета и к международным организациям. В 1980 г. Апелляционный суд США (округ Колумбия) принял к рассмотрению иск Броудбейта к Организации американских государств (ОАГ). Она выступила с утверждением абсолютного иммунитета межправительственной организации. Апелляционный суд США поддержал эту позицию, заметив, что «международные организации утверждаются на основании международного договора и в силу этого находятся по сравнению с суверенными государствами в ином положении в том, что касается вопроса об иммунитете. Суд убежден, что международные организации обладают иммунитетом от любой формы судебного вмешательства за исключением случаев, когда этот иммунитет положительно отвергается в договоре или ясно ограничивается в акте об учреждении международной организации».

Читайте также:  Йога комплекс упражнений для укрепления иммунитета

Российское законодательство устанавливает: «Судебный иммунитет международных организаций определяется международным договором Российской Федерации и федеральным законом» (ч. 2 ст. 251 АПК РФ). Юрисдикция российских арбитражных судов возможна, если отказ от судебного иммунитета произведен в порядке, предусмотренном правилами международной организации (ч. 3 ст. 251 АПК РФ). Гражданско-процессуальное законодательство решает этот вопрос несколько иначе: об отказе от иммунитета не говорится ничего, а международные организации подлежат юрисдикции российских судов по гражданским делам в пределах, определенных международными договорами РФ и федеральными законами (ч. 2 ст. 401 ГПК РФ).

В доктрине признается необходимость соблюдения принципа абсолютного иммунитета в отношении международных организаций.

  • 1. Иммунитет организации закрепляется в международном договоре, обязательном для соблюдения государствами-участниками независимо от сферы деятельности организации.
  • 2. Иммунитет организации имеет функциональный характер, при его нарушении международное учреждение может утратить способность к реализации своих функций.

Секретариат ООН неоднократно подчеркивал, что иммунитеты международных организаций могут пониматься и применяться только как абсолютные, поскольку они имеют договорное происхождение и функциональный характер. Ограничение иммунитета международной организации означает нарушение международного договора.

В настоящее время международные организации накапливают значительные средства в коммерческих банках, которые стремятся избежать соблюдения иммунитетов по отношению к этим вкладам и распространить на них принципы обслуживания, которые применяются в отношении вкладов иных юридических лиц. Некоторые национальные суды высказываются за применение ограничения иммунитетов международных организаций, если они участвуют в международной коммерческой деятельности.

Практически невозможно выявить общие критерии разграничения публично-правовой и частноправовой компетенции международной организации, определить сферы ее деятельности, к которым неприменимы международные иммунитеты. Абсолютный иммунитет международной организации, занимающейся коммерческой деятельностью, нарушает общие принципы права и ставит частных контрагентов в неблагоприятное положение. Оптимальное решение проблемы — установление обязательной юрисдикции международных правоприменительных органов в отношении деятельности международных организаций, не связанной с выполнением их международных публичных функций. Споры из такой деятельности должны рассматриваться в Европейском суде, Страсбургском суде по правам человека, Арбитражном суде при Международной торговой палате.

Источник

Для успешного выполнения своих функций, закрепленных в учредительных документах, международные (межправительственные) организации нуждаются в определенной независимости от властей государства пребывания, т.е. в привилегиях и иммунитетах. Современное международное право предоставляет привилегии и иммунитеты как универсальным, так и региональным международным организациям. Обычно привилегии и иммунитеты международных организаций определяются в их уставных документах, многосторонних конвенциях и двусторонних соглашениях между организацией и государством пребывания.

Согласно международному праву определенными привилегиями и иммунитетами обладает ООН и ее специализированные учреждения.

Согласно Уставу ООН (ст. 105) ООН пользуется на территории каждого из своих государств-членов особыми правами и преимуществами, которые необходимы для выполнения ее функций и достижения ее целей. Их объем определен Конвенцией ООН о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г. Конвенция устанавливает, что объем привилегий как самой Организации, так и ее должностных лиц и представителей определяется необходимостью достижения целей ООН в целом и эффективного выполнения своих функций ее представителями.

Согласно указанной Конвенции, помещения ООН неприкосновенны, не подлежат обыску, реквизиции, конфискации, экспроприации и какой- либо другой форме вмешательства путем ли исполнительных, административных, судебных, законодательных или иных действий. Имущество и активы ООН, пользуются иммунитетом от любой формы судебного вмешательства, кроме случаев, когда Организация сама определенно отказывается от иммунитета в каком-либо отдельном случае.

Архивы ООН и документы, принадлежащие Организации или находящиеся в ее распоряжении, неприкосновенны, где бы они ни находились.

Представителям государствчленов ООН в главных и вспомогательных ее органах и на конференциях, созываемых ООН, при исполнении ими своих служебных обязанностей и во время поездки к месту заседания и обратно, предоставляются:

  • – иммунитет от личного ареста или задержания и от наложения ареста на личный багаж;
  • – неприкосновенность всех бумаг и документов;
  • – право пользоваться шифром и получать бумаги или корреспонденцию посредством курьеров или вализ;
  • – изъятие от ограничений но иммиграции, регистрации иностранцев или государственной служебной повинности в стране, в которой они временно пребывают или через которую они проезжают во исполнение своих служебных обязанностей;
  • – иммунитеты и льготы в отношении ограничений обмена денег или валюты, личного багажа и прочие привилегии.
Читайте также:  Лавровый лист поднимает иммунитет

Конвенция устанавливает, что привилегии и иммунитеты предоставляются представителям государств – членов ООН не для личной выгоды отдельных лиц, а для того, чтобы обеспечить независимое выполнение ими своих функций, связанных с работой в ООН. Поэтому член ООН только имеет право, но и обязан отказаться от иммунитета своего представителя в каждом случае, когда, по мнению государства – члена ООН, иммунитет препятствует отправлению правосудия, причем этот отказ может быть произведен без ущерба для цели, с которой иммунитет был предоставлен.

Большое внимание в вышеназванной Конвенции уделено привилегиям и иммунитетам, которыми пользуются должностные лица и эксперты ООН. Они так же, как и представители государств – членов ООН:

  • – не подлежат судебной ответственности за «сказанное или написанное ими и за все действия, совершенные ими в качестве должностных лиц»;
  • – освобождаются от обложения налогами окладов и вознаграждений, уплачиваемых им ООН;
  • – освобождаются от государственных служебных повинностей;
  • – освобождаются от ограничений по иммиграции и от регистрации иностранцев;
  • – пользуются теми же привилегиями в отношении обмена валюты, которые предоставляются должностным лицам соответствующего ранга, входящим в состав дипломатических миссий, аккредитованным при соответствующем правительстве.

Генеральный секретарь ООН, все его помощники пользуются в отношении себя, своих жен и несовершеннолетних детей привилегиями и иммунитетами, изъятиями и льготами, предоставляемыми, согласно международному праву, дипломатическим представителям.

В отношении привилегий и иммунитетов как должностных лиц, так и экспертов действует общее правило относительно того, что они предоставляются в интересах ООН, а не для их личной выгоды.

Конвенция ООН о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г. применяется к МОТ, ФАО, ЮНЕСКО, МВФ, МБРР, ВОЗ, Международной организации гражданской авиации, Всемирному почтовому союзу, Международному союзу электросвязи и другим учреждениям.

Каждое специализированное учреждение определяет категории должностных лиц, по отношению к которым должны применяться положения указанной Конвенции. Их привилегии и иммунитеты сходны с теми, которые предоставляются должностным лицам ООН.

Устав СЕ предусматривает, что представители государств-членов и Секретариат СЕ пользуются на территории своих членов такими привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для выполнения их функций. Во имя исполнения данного положения государства-члены организации заключили 2 сентября 1949 г. Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы, которое закрепило как иммунитеты и привилегии самой организации, так и представителей государств-членов в Комитете министров СЕ, представителей в ПАСЕ, должностных лиц СЕ.

Каждое государство, присоединившееся к данной Конвенции, касающейся той или иной международной организации, указывает в своем акте о присоединении то специализированное учреждение или учреждения, в отношении которых оно обязуется применять положения Конвенции ООН 1947 г.

Источник

Государства
поддерживают дипломатические отношения
не только между собой, но и с международными
организациями. Для этого они учреждают
постоянные представительства при
международных организациях, а также
направляют свои делегации для участия
в работе сессий этих организаций или
их органов.

Правовой
основой постоянных представительств
государств при международных организациях,
миссий постоянных наблюдателей при
них, делегаций государств и наблюдателей
в органах международных организаций и
на международных конференциях являются
положения Венской конвенции о
представительстве государств в их
отношениях с международными организациями
универсального характера 1975 г.

Основные
положения правового статуса указанных
учреждений и делегаций можно рассмотреть
на примере ООН. Каждое государство —
член ООН имеет свое представительство
при ней. Это представительство

выполняет
следующие функции:

1)
представляет свое государство;

2)
поддерживает связь с ООН;

3)
информирует свое государство о
деятельности ООН;

4)
обеспечивает его участие в деятельности
ООН;

5)
ведет с ООН переговоры от имени своего
государства;

6)
защищает в ООН его интересы.

В
целях успешного выполнения указанных
функций представительства государств
при ООН наделены дипломатическими
иммунитетами и привилегиями, в числе
которых неприкосновенность помещений
представительства, освобождение их от
налогов и сборов, свобода сношений со
своим государством и другие. Члены
дипкорпуса представительства обладают
всеми теми личными иммунитетами и
привилегиями,

о
которых говорилось выше.

Государства
— нечлены ООН, международные организации,
национально-освободительные движения
с международным статусом имеют в ООН
своих наблюдателей. Они могут быть как
постоянными, так и временными. Среди
государств — нечленов ООН имела статус
наблюдателя Швейцария с 1946 по 2002 г. (до
ее вступления в ООН). В 1974 г. статус
наблюдателя получила Организация
освобождения Палестины, в 1994 г. —
Содружество Независимых Государств.
Наблюдатели во всем, что касается их
статуса, приравниваются к дипломатам.

Читайте также:  Прививка для иммунитета для кошек

*Согласно
международному и национальному праву
дипломатические представительства и
их сотрудники пользуются соответствующими
иммунитетами
и привилегиями.

Под
дипломатическими иммунитетами понимаются
изъятия из-под административной,
уголовной и гражданской юрисдикции
государства пребывания.

Дипломатические
привилегии

— это льготы, преимущества, предоставляемые
дипломатическим представительствам и
их сотрудникам.

Дипломатические
иммунитеты и привилегии подразделяются
на:

1)
иммунитеты и привилегии дипломатического
представительства и 2) личные иммунитеты
и привилегии.

К
иммунитетам и привилегиям дипломатического
представительства относятся:

1.
Неприкосновенность помещений
дипломатического представительства.
Под помещениями понимаются здания или
их части, используемые для целей
представительства, включая резиденцию
его главы, а также обслуживающий это
здание или его части земельный участок,
в том числе сад и автостоянку. Их
неприкосновенность означает, что власти
государства пребывания не могут вступать
в эти помещения без согласия главы
представительства.

2.
Помещения дипломатических представительств,
предметы их обстановки и другое
находящееся в них имущество, а также
средства передвижения сотрудников
представительств пользуются иммунитетом
от обыска, реквизиции, ареста и других
исполнительных действий как в мирное
время, так и во время вооруженных
конфликтов.

3.
Помещения представительств, как
собственные, так и арендованные, обладают
фискальным иммунитетом, т. е. освобождаются
от всех налогов, сборов и пошлин, кроме
платы за конкретные виды обслуживания.

4.
В ст. 24 Венской конвенции о дипломатических
сношениях 1961 г. закреплена неприкосновенность
архивов и документов дипломатических
представительств в любое время и в любом
месте. Это касается и периода разрыва
дипломатических отношений между
государствами, в том числе и в связи с
вооруженным конфликтом между ними.
Официальная корреспонденция дипломатических
представительств также неприкосновенна.

Привилегии
дипломатических представительств:

1.
Право пользования флагом и эмблемой
своего государства на помещениях
диппредставительства, включая резиденцию
его главы, а также на средствах передвижения
главы представительства (ст. 29 Венской

конвенции
1961 г.).

2.
Таможенные привилегии, т. е. право ввозить
на территорию государства пребывания
и вывозить с этой территории предназначенные
для официального пользования
представительств товары с освобождением
от уплаты таможенных пошлин, налогов и
без применения к товарам запретов и
ограничений экономического характера
(п. «а» ст. 36 Венской конвенции 1961 г.; ст.
299 Таможенного кодекса РФ 2003 г.).

3.
Свобода сношений со своим государством,
его диппредставительствами и консульскими
учреждениями в других странах. Для этого
государство может пользоваться всеми
подходящими средствами, в том числе
услугами дипкурьеров или шифрованных
депеш.

К
личным иммунитетам и привилегиям
относятся:

1.
Неприкосновенность дипломатов. Они не
могут быть задержаны или тем более
арестованы. Государство пребывания
должно принимать все надлежащие меры
для предупреждения каких-либо посягательств
на их личность, свободу и достоинство.

2.
Неприкосновенность резиденций дипломатов,
их средств передвижения, имущества,
бумаг и корреспонденции. Если дипломат
находится за рулем автомобиля и нарушает
правила дорожного движения, он может
быть остановлен работниками службы
дорожного движения, и они ему могут
указывать на нарушение конкретного
правила. Однако ни штрафовать, ни
подвергать дипломата каким-либо иным
санкциям представители власти государства
пребывания не вправе.

3.
Иммунитет от юрисдикции государства
пребывания — уголовной и гражданской.
Следственные органы этого государства
не должны возбуждать уголовные дела в
отношении дипломатов, а его суды не
могут такие дела рассматривать. Вместе
с тем власти страны пребывания могут
обратиться к высшим органам государства
дипломата о снятии с него иммунитета
от уголовной юрисдикции в случаях
совершения тяжких преступлений.

Дипломаты
не обладают иммунитетом в случаях
предъявления исков: 1) по частному
недвижимому имуществу дипломата, которое
находится на территории государства
пребывания; 2) по наследованию, когда
дипломат выступает как частное лицо;
3) относящихся к любой деятельности,
осуществляемой дипломатом в государстве
пребывания за пределами своих официальных
функций.

4.
Личный багаж дипломата не подлежит
досмотру таможенными властями государства.
Исключение составляют случаи, когда
есть серьезные основания полагать, что
в багаже дипломата содержатся предметы,
запрещенные законом для ввоза или вывоза
(ст. 36 Венской конвенции 1961 г.; ст. 300
Таможенного кодекса РФ 2003 г.).

Привилегии
дипломата:

1)
освобождение от всех налогов, сборов и
пошлин в государстве пребывания, кроме
косвенных налогов, налогов на наследство
и ряда сборов;

2)
освобождение от всех трудовых,
государственных и военных повинностей;

3)
освобождение от таможенных пошлин,
налогов и сборов (ст. 36 Венской конвенции
1961 г.; п. 2 ст. 300 Таможенного кодекса РФ
2003 г.).

Следует
отметить, что дипломатическими
иммунитетами и привилегиями пользуются
все члены семьи дипломата, если они не
являются гражданами страны пребывания.

Обслуживающий
персонал пользуется иммунитетом в
отношении действий, совершаемых при
исполнении служебных обязанностей. Он
освобожден от налогов, сборов и пошлин
на заработок, полученный им по службе.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник