Иммунитеты и привилегии в уголовном праве
Сущность и содержание привилегии и иммунитета в уголовно-процессуальном праве
Конституции РК гласит: «Все равны перед законом и судом»( П.1 ст.14). [34]В УПК РК данный принцип изложен в ст.21 «Осуществление правосудия на началах равенства перед законом и судом» [35,228с.], что означает, что защита прав и свобод граждан защищается независимо от пола, расы, национальности, языка, отношения к религий, убеждений, места жительства и т.д.
Одновременно к данному принципу есть дополнение, которое раскрывается частью 3 «Условия уголовного судопроизводства в отношении лиц, обладающих иммунитетом от уголовного преследования, определяются Конституцией РК, настоящим Кодексом, законами и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан», которая является изъятием из данного принципа. Согласно части 3 данной статьи для особенной категории лиц, занимающих особое положение в государстве, для беспрепятственного и независимого осуществления ими своих полномочий предоставляется процессуальный иммунитет, т.е. дополнительные (исключительные) гарантии законности, которые регулируют особенности уголовного судопроизводства. Слово «привилегия» происходит от латинского «priviIege», означающего исключительное право, преимущество, предоставленное кому-либо [36,с.631], а слово «иммунитет» происходит также от латинского «imunitas», означающего освобождение от чего-либо [37, с.264].В национальном уголовном процессе формально существует различие между привилегией и иммунитетом, но не раскрыта сущность, содержание привилегии и иммунитета. Так, в ст.7 УПК РК нет положения, в котором закрепилось бы понятие «привилегия» и отдельно понятие «иммунитет». Лица, которые обладают иммунитетом и привилегиями закреплены в отдельной главе уголовно-процессуального кодекса. В главе 53 УПК РК «Особенности производства по делам лиц, обладающих привилегиями и иммунитетом от уголовного преследования» также нет статьи с перечнем лиц, кто пользуется привилегией, а кто иммунитетом. Из смысла ст. ст. 496-500 УПК вытекает, что лица, указанные в данных нормах, подпадают под привилегии [38], а ст. ст. 501-504 УПК РК — под иммунитет от уголовного преследования, а точнее, под дипломатический иммунитет. По сути, в ст. ст. 496-500 УПК РК речь идет об иммунитете от уголовного преследования, а в ст. ст. 501-504 УПК РК не только говорится о лицах, пользующихся дипломатическим иммунитетом от уголовного преследования, но и том, что дипломаты и иные лица, связанные с дипломатической миссией, наделены привилегиями [39]. Из содержания главы 53 УПК РК следует, что иммунитетом от уголовного преследования обладают две группы лиц: 1) иммунитет лиц, занимающих особое положение в государстве (ст. ст. 496-500 УПК); 2)дипломатический иммунитет (ст. ст. 501-504 УПК).
Иммунитетом лиц, занимающих особое положение в государстве, обладают согласно Конституции РК: 1)Президент РК (п. 2 ст.47); 2) депутат Парламента (п. 4 ст.52); 3) Председатель и члены Конституционного Совета (п. 5 ст. 71); 4) судья (п.2 ст.79); 5) Генеральный Прокурор (п. 3 ст.83).Иммунитет Президента РК очень схож с должностным иммунитетом, так как он действует во время исполнения им своих полномочий (п. 1 ст.41 Конституции), и Президент РК несет уголовную ответственность только за государственную измену (ст. 165 УК РК).
Уголовное судопроизводство в отношении его может начинается лишь тогда, когда он будет отстранен от должности совместным решением Палат Парламента РК на основании выдвинутого Мажилисом обвинения в государственной измене (п. 2 ст.47 Конституции). Это должно быть подтверждено заключением Верховного Суда РК об обоснованности обвинения и заключением Конституционного Совета РК о соблюдении установленного конституционного порядка выдвижения обвинения. Если это произошло, то Президент РК лишается иммунитета и привлекается к уголовной ответственности на общих основаниях. Положения главы 53 УПК РК к Президенту не применяется. К остальным лицам, перечисленным в Конституции РК, применяется глава 53 УПК РК. Иммунитет от уголовного преследования избавляет некоторую категорию лиц от ответственности, только в случаях совершения преступлений небольшой и средней тяжести, а в случае совершения тяжких и особо тяжких преступлений лицо привлекается к ответственности на основаниях общего основания.
Дипломатическим иммунитетом от уголовного преследования обладают лица, перечисленные в ч. 1 ст.501 УПК РК. Данная категория лиц, защищена от уголовного преследования согласно международным договорам, ратифицированных Республикой Казахстан. Характерной особенностью вышеуказанного иммунитета является, то, что независимо от степени тяжести совершенного преступления, дипломатическое лицо обладает иммунитетом от уголовной юрисдикции, в отличие от иммунитета лица, занимающего особое положение в стране.
Кроме того, дипломатический иммунитет распространяется на резиденцию глав дипломатических представительств, помещений, занимаемые дипломатическими представительствами, жилье и иные помещения, занимаемые членами персонала дипломата, в том числе членов их семей, имущество, которое принадлежит или находится у них, архивные материалы официальная переписка и другие документы дипломатических представительств. Доступ в эти помещения, а также производство таких следственных действий как обыск, выемка, наложение ареста на имущество и документы могут производиться только с согласия главы дипломатического представительства. Согласие на указанные следственные действия запрашиваются прокурором через Министерство иностранных дел РК. Наибольший интерес для нас также представляет принцип п/п. 7 п. 3 ст.77 Конституции РК: «Никто не обязан давать показания против самого себя, супруга (супруги) и близких родственников, круг которых определяется законом. Священнослужители не обязаны свидетельствовать против доверившихся им на исповеди».
В Уголовно-процессуальном кодексе РК данный принцип отражен в ст. 27 «Освобождение от обязанности давать свидетельские показания», дополненной ч. 3: «В случаях, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, указанные лица вправе отказаться от дачи показаний и не могут быть подвергнуты за это какой бы то ни было ответственности».
Но указанная норма в УПК РК не включена в главу 53 УПК РК, а отражена в ст. ст. 82, 214, 220, 229 УПК РК, а также общей части в главе 2 УПК РК «Задачи и принципы уголовного процесса» в ст. 27 УПК.В теории данный конституционный принцип именуется «свидетельским иммунитетом», но в Англии и США данный институт именуется «привилегией от самообвинения».
Свидетельский иммунитет есть освобождение лица от дачи показаний. Согласие на дачу показаний, зависит от воли самого свидетеля (потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого), то есть это его исключительное право, которое предоставляется законом и не может быть кем-нибудь поколеблено. А исключительное право это есть привилегия от дачи показаний. К тому же того, в связи с тем, что право отказа от дачи показаний именуют «свидетельским иммунитетом» к «привилегии от дачи показаний» относят смежные категории, как запрет на допрос (императив свидетеля) (ч.2 ст.82 УПК) и конфиденциальность (государственная, служебная, медицинская и др. виды тайн) (ст.53 УПК).Дипломатические лица также имеют привилегию от дачи показаний, но в УПК РК закреплено как «дипломатический иммунитет от дачи показаний» (ст. 503 УПК).
Таким образом, стоит отметить, что привилегии и иммунитеты имеют свои сходства и различия и являются отличными друг от друга институтами. Схожестью является то, что они оба есть исключения из общих норм права и предоставляют дополнительные гарантии законности. Отличием же является, что иммунитет-это освобождение от обязанности, а привилегия — исключительное право. Также отличия можно заметить в целях, которые преследуют иммунитеты и привилегии, целью иммунитета является обеспечение беспрепятственного и независимого осуществления ими своих полномочий, а цель привилегии — обеспечить нравственные начала в уголовно-процессуальном праве, а также предоставляет гражданам свободу выбора.
Также главным отличием иммунитета от привилегии является то, что круг лиц, обладающих иммунитетом от уголовного преследования, четко определен в Конституции, законах и международных договорах. А привилегией от дачи показаний, с одной стороны, обладают все лица, а с другой — пользование привилегией начинается при определенных обстоятельствах (вызов в качестве свидетеля и т.д.) и в отношении лиц, указанных законом, например близкие родственники.
Важнейшими стимулирующими средствами в информационно–психологическом механизме правового воздействия выступают льготы, привилегии, иммунитеты, которые в условиях реформирования правовой системы играют все более заметную роль в современной российской правовой жизни.
Под правовой льготой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.
Правовым льготам присущи cледующие признаки.
Во-первых, они сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов. При установлении льгот законодатель ставит цель – социально защитить, улучшить положение отдельных лиц, перевести процесс удовлетворения их интересов в более благоприятный режим.
Цели здесь имеют первостепенное значение, ибо не всякое расширение прав и освобождение от обязанностей выступает в качестве льготы. Например, увеличение властных полномочий администрации в условиях чрезвычайного положения или освобождение иностранцев от воинской службы не являются правовыми льготами. Расширение прав временной администрации в условиях чрезвычайного положения связано не с улучшением ее статуса, а с необходимостью получения большей маневренности и простора для оперативного и оптимального выхода из создавшейся ситуации, для нормализации жизнедеятельности в конкретном регионе. Освобождение же от некоторых обязанностей иностранцев продиктовано соображениями политического характера (безопасности государства и т. д.), связано с отсутствием у них российского гражданства.
Во-вторых, правовые льготы представляют собой исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступают способом юридической дифференциации. Чем совершеннее право, тем дифференцированнее оно регламентирует конкретные вопросы общественной жизни. Так, для различных категорий граждан установлены правила, регулирующие прием в вузы, призыв на военную службу, назначение пенсий. При отсутствии правовой регламентации в той или иной сфере органы управления вынуждены, учитывая конкретные обстоятельства, делать по своему усмотрению исключения для отдельных лиц, что ведет к разнобою в практической деятельности и открывает лазейку для субъективизма и даже злоупотреблений (Д.Н. Бахрах).
Льготы – это элемент прежде всего специального правового статуса лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта специфическими возможностями юридического характера.
В-третьих, правовые льготы выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах в соответствии с демократическими процедурами правотворчества. Льготы, как правило, фиксируются с помощью нормативных, а не правоприменительных актов. Запрещение законом предоставлять льготы в индивидуальном порядке преследует цель – свести к минимуму корыстное усмотрение, которое может проявиться в этом процессе.
Категорию «льгота» нужно отличать от категории «гарантия», которая является более широкой по своему объему, ибо включает в себя кроме льгот и другие юридические средства: поощрения, наказания, обязанности, запреты и т. п. Поэтому вполне закономерно, что в нормативных актах льготы нередко фиксируются в разделах, главах и статьях, посвященных гарантиям. Так, в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации», именно в ст. 15, которая называется «Гарантии для государственного служащего», закрепляются различные льготы для данной категории лиц, что, бесспорно, призвано способствовать эффективному осуществлению ими своих функциональных обязанностей.
Основная цель правовых льгот заключается в согласовании интересов личности, социальных групп, государства. Льготы связывают и гармонизируют эти различные интересы, позволяя их удовлетворять, распределяя социальные блага и содействуя тем самым нормальному развитию как отдельного гражданина, так и общества в целом.
С одной стороны, льготы устанавливаются для тех субъектов, конкретные интересы которых в рамках общих правил не могут получить должного обеспечения и защиты, поскольку они характеризуются какими-то особенностями (состояние здоровья, возраст, пол и т.п.) или находятся в специфических условиях (жизнь на Крайнем Севере; профессия, требующая сокращенного рабочего дня, более продолжительного против обычного ежегодного отпуска, и т. д.).
С другой стороны, льготы предоставляются тем субъектам, в социально полезной деятельности которых заинтересовано государство, общество в целом.
От характера и объема льгот зависит качество права. Льготы, призванные воплощать в жизнь идеи справедливости и равенства, в условиях правового государства выступают специфическим критерием сущностных начал права, его принципиальных основ.
Специфической разновидностью правовых льгот выступают привилегии,под которыми понимают специальные (во многом исключительные, монопольные) льготы для конкретных субъектов и прежде всего для властных органов и должностных лиц, необходимые им в целях наиболее полного и качественного осуществления своих определенных обязанностей.
Особенности привилегий заключаются в следующем.
Во–первых, если льготы призваны облегчать положение различного рода субъектов, то привилегии в основном сориентированы на политическую элиту, на властные органы и должностные лица. Вместе с тем привилегии устанавливаются не только в отношении властвующих лиц. Как монопольные, исключительные права они могут принадлежать в определенных случаях и гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям и иным субъектам. Об этом говорится в ряде нормативных актов: в ст. 7 Закона РФ «О государственной тайне»; в ст. 1 Постановления Правительства РФ «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу отдельным категориям граждан» и других.
Во–вторых, льготы распространяются на больший круг лиц и имеют более широкую сферу применения. Привилегии же есть специфические льготы, это исключения из исключений. Их не может быть много, иначе привилегии «торпедируют» основные принципы права — справедливость, равноправие и т.п.
В–третьих, если льготы в доминанте своей характеризуют специальный правовой статус субъектов, ибо предусматриваются главным образом для соответствующих групп и слоев населения (инвалидов, пенсионеров, студентов, матерей–одиночек и др.), то привилегии могут устанавливаться как в специальном (дипломаты, депутаты, министры и т.п.), так и в индивидуальном статусах (Президент РФ), ибо они в большей мере подтверждают исключительность юридических возможностей особо ответственных и иных лиц.
В–четвертых, привилегии ввиду того, что они являются исключительными правами, выступают более детальными и персонифицированными юридическими средствами, следующим по сравнению со льготами уровнем дифференциации правового регулирования. Привилегии — это изъятия как из общих, так и из особенных норм права. Поэтому в принципиальном плане они могут соотноситься между собой как категории «особенное» (льготы) и «отдельное» (привилегия).
В–пятых, в силу различных социальных ролей, которые выполняют разные субъекты в жизнедеятельности общества, право, с одной стороны, с помощью льгот пытается «выравнить» их фактическое неравенство, с другой же — посредством привилегий юридически «выделяет» тех, кому это необходимо для полноценного осуществления специфических обязанностей.
В любом обществе, где присутствует власть, то есть выполняются особые публично–политические функции, появляется и необходимость в юридическом «выделении» лиц, осуществляющих данные в общем–то непростые функциональные обязанности, нацеленные в той или иной степени на упорядочение процессов удовлетворения интересов различных субъектов.
В целях наиболее полной и качественной реализации соответствующих служебных обязанностей, независимого выполнения официальных функций, возмещения властвующим лицам затрат, возникающих в процессе управления, и необходимы юридические преимущества, называемые привилегиями. И хотя данное средство в целом олицетворяют известное неравенство — без привилегий не обойтись.
Вместе с тем в общественном сознании привилегии зачастую ассоциируется с чрезмерным получением благ «начальниками» (номенклатурой) в обход закона. Такие привилегии, как правило, устанавливаются тайно: либо по неписаному решению, либо на основе всевозможных закрытых подзаконных актов.
Под правовыми иммунитетами понимают особые льготы и привилегии, преимущественно связанные с освобождением конкретно установленных в нормах международного права, Конституции и законах лиц от определенных обязанностей и ответственности, призванные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций.
Иммунитеты, выступая специфическими разновидностями льгот и привилегий, естественно, имеют с ними следующие общие черты.
Во–первых, все они создают особый юридический режим, позволяют облегчать положение соответствующих субъектов, расширяют возможности по удовлетворению тех или иных интересов. Действительно, на это направлены не только льготы и привилегии, но и иммунитеты. В частности, дипломатический и депутатский иммунитеты также выполняют данную роль.
Во–вторых, призваны быть правостимулирующими средствами, побуждающими к определенному поведению и обозначающими собой положительную правовую мотивацию.
В–третьих, являются гарантиями социально полезной деятельности, способствуют осуществлению тех или иных обязанностей.
В–четвертых, названные средства выступают своеобразными изъятиями, правомерными исключениями для конкретных лиц, установленными в специальных юридических нормах.
В–пятых, представляют собой формы проявления дифференциации юридического упорядочения социальных связей.
Вместе с тем иммунитеты имеют свои сугубо специфические признаки, позволяющие выделить их в системе льгот и привилегий, говорить об их самостоятельной юридической природе.
Во–первых, если привилегии в большей мере воплощаются в преимуществах, в так называемых положительных льготах, то иммунитеты, наоборот, в большей мере проявляются в виде отрицательных льгот (освобождений от выполнения отдельных обязанностей — уплаты налогов, пошлин, свидетельский иммунитет и т.п., освобождений от ответственности).
Одним из доказательств названного может выступать и понимание термина «иммунитет» в собственном (медицинском) смысле. В словарях этот аспект понимания является приоритетным, определяющим. В них отмечается, что иммунитет есть невосприимчивость организма по отношению к возбудителям болезней или определенным ядам, невосприимчивость к какому–нибудь инфекционному заболеванию. «Отрицательность» иммунитета — его специфическая черта, позволяющая ему определенным образом достигать поставленных целей.
Во–вторых, целью иммунитетов является обеспечение выполнения международных, государственных и общественных функций, служебных официальных обязанностей. Так, в ст. 5 Протокола к Генеральному Соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы, принятого 6 ноября 1952 года, прямо установлено, что «привилегии и иммунитеты предоставляются представителям Членов не в личных интересах соответствующих лиц, а для обеспечения независимого выполнения ими обязанностей, связанных с Советом Европы». Согласно ст. 40 Устава Совета Европы, принятого 5 мая 1949 года, «Совет Европы, представители Членов и Секретариат пользуются на территории Членов такими привилегиями и иммунитетами, которые разумно необходимы для выполнения ими своих обязанностей». В соответствии со ст. 6 Четвертого Протокола к Генеральному Соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы, принятого 16 декабря 1961 года, «привилегии и иммунитеты предоставляются судьям не для их личной выгоды, а с целью обеспечить независимое осуществление их функций».
Правовой иммунитет не должен иметь абсолютного характера. Он может быть в ряде случаев отменен, ограничен либо от него могут отказаться сами обладатели иммунитета. Это связано в основном с тем, что иммунитет из законного и эффективного юридического средства превращается в препятствующий фактор.
В–третьих, круг лиц, на который распространен иммунитет, должен быть четко определен в нормах международного права, Конституциях и законах. К числу подобных лиц законодательство относит дипломатический и консульский корпус, Президента РФ, депутатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты, Уполномоченного по правам человека в РФ, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, членов комиссий по проведению референдума с правом решающего голоса, Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя, аудиторов и инспекторов Счетной палаты РФ, судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей, прокуроров, следователей прокуратуры и других.
Носители же иных льгот и привилегий далеко не всегда так конкретно определены и обозначены в соответствующем законодательстве.
Предложенные признаки правовых иммунитетов весьма условны, им нельзя придавать самодовлеющего значения, ибо привилегии и иммунитеты во многом весьма тесно связанные явления и понятия.
Таким образом, исходя из изложенного, сделаем следующие выводы:
1) иммунитеты являются общеправовой категорией, ибо они установлены в нормах международного, конституционного, уголовного, административного, уголовно–процессуального и гражданско–процессуального права;
2) полноценное общетеоретическое исследование данного межотраслевого института позволит решить как отдельные научные (создаст условия для получения новой научной информации, внесет порядок в имеющиеся знания, откроет новые «горизонты» для отраслевых наук и т.п.), так и практические проблемы (выработка системы предложений и рекомендаций для правотворческих и правоприменительных органов, повышение эффективности правового регулирования данной весьма непростой сферы общественных отношений и т.д.).
Контрольные вопросы:
1.В чем заключается сущность механизма правового регулирования?
2.Перечислите общие черты механизма правового регулирования.
3.Каковы стадии механизма правового регулирования?
4.Назовите пути повышения эффективности механизма правового регулирования.
5.Что такое правовое регулирование и правовое воздействие?