Иммунитеты и привилегии в уголовном судопроизводстве
Сущность и содержание привилегии и иммунитета в уголовно-процессуальном праве
Конституции РК гласит: «Все равны перед законом и судом»( П.1 ст.14). [34]В УПК РК данный принцип изложен в ст.21 «Осуществление правосудия на началах равенства перед законом и судом» [35,228с.], что означает, что защита прав и свобод граждан защищается независимо от пола, расы, национальности, языка, отношения к религий, убеждений, места жительства и т.д.
Одновременно к данному принципу есть дополнение, которое раскрывается частью 3 «Условия уголовного судопроизводства в отношении лиц, обладающих иммунитетом от уголовного преследования, определяются Конституцией РК, настоящим Кодексом, законами и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан», которая является изъятием из данного принципа. Согласно части 3 данной статьи для особенной категории лиц, занимающих особое положение в государстве, для беспрепятственного и независимого осуществления ими своих полномочий предоставляется процессуальный иммунитет, т.е. дополнительные (исключительные) гарантии законности, которые регулируют особенности уголовного судопроизводства. Слово «привилегия» происходит от латинского «priviIege», означающего исключительное право, преимущество, предоставленное кому-либо [36,с.631], а слово «иммунитет» происходит также от латинского «imunitas», означающего освобождение от чего-либо [37, с.264].В национальном уголовном процессе формально существует различие между привилегией и иммунитетом, но не раскрыта сущность, содержание привилегии и иммунитета. Так, в ст.7 УПК РК нет положения, в котором закрепилось бы понятие «привилегия» и отдельно понятие «иммунитет». Лица, которые обладают иммунитетом и привилегиями закреплены в отдельной главе уголовно-процессуального кодекса. В главе 53 УПК РК «Особенности производства по делам лиц, обладающих привилегиями и иммунитетом от уголовного преследования» также нет статьи с перечнем лиц, кто пользуется привилегией, а кто иммунитетом. Из смысла ст. ст. 496-500 УПК вытекает, что лица, указанные в данных нормах, подпадают под привилегии [38], а ст. ст. 501-504 УПК РК — под иммунитет от уголовного преследования, а точнее, под дипломатический иммунитет. По сути, в ст. ст. 496-500 УПК РК речь идет об иммунитете от уголовного преследования, а в ст. ст. 501-504 УПК РК не только говорится о лицах, пользующихся дипломатическим иммунитетом от уголовного преследования, но и том, что дипломаты и иные лица, связанные с дипломатической миссией, наделены привилегиями [39]. Из содержания главы 53 УПК РК следует, что иммунитетом от уголовного преследования обладают две группы лиц: 1) иммунитет лиц, занимающих особое положение в государстве (ст. ст. 496-500 УПК); 2)дипломатический иммунитет (ст. ст. 501-504 УПК).
Иммунитетом лиц, занимающих особое положение в государстве, обладают согласно Конституции РК: 1)Президент РК (п. 2 ст.47); 2) депутат Парламента (п. 4 ст.52); 3) Председатель и члены Конституционного Совета (п. 5 ст. 71); 4) судья (п.2 ст.79); 5) Генеральный Прокурор (п. 3 ст.83).Иммунитет Президента РК очень схож с должностным иммунитетом, так как он действует во время исполнения им своих полномочий (п. 1 ст.41 Конституции), и Президент РК несет уголовную ответственность только за государственную измену (ст. 165 УК РК).
Уголовное судопроизводство в отношении его может начинается лишь тогда, когда он будет отстранен от должности совместным решением Палат Парламента РК на основании выдвинутого Мажилисом обвинения в государственной измене (п. 2 ст.47 Конституции). Это должно быть подтверждено заключением Верховного Суда РК об обоснованности обвинения и заключением Конституционного Совета РК о соблюдении установленного конституционного порядка выдвижения обвинения. Если это произошло, то Президент РК лишается иммунитета и привлекается к уголовной ответственности на общих основаниях. Положения главы 53 УПК РК к Президенту не применяется. К остальным лицам, перечисленным в Конституции РК, применяется глава 53 УПК РК. Иммунитет от уголовного преследования избавляет некоторую категорию лиц от ответственности, только в случаях совершения преступлений небольшой и средней тяжести, а в случае совершения тяжких и особо тяжких преступлений лицо привлекается к ответственности на основаниях общего основания.
Дипломатическим иммунитетом от уголовного преследования обладают лица, перечисленные в ч. 1 ст.501 УПК РК. Данная категория лиц, защищена от уголовного преследования согласно международным договорам, ратифицированных Республикой Казахстан. Характерной особенностью вышеуказанного иммунитета является, то, что независимо от степени тяжести совершенного преступления, дипломатическое лицо обладает иммунитетом от уголовной юрисдикции, в отличие от иммунитета лица, занимающего особое положение в стране.
Кроме того, дипломатический иммунитет распространяется на резиденцию глав дипломатических представительств, помещений, занимаемые дипломатическими представительствами, жилье и иные помещения, занимаемые членами персонала дипломата, в том числе членов их семей, имущество, которое принадлежит или находится у них, архивные материалы официальная переписка и другие документы дипломатических представительств. Доступ в эти помещения, а также производство таких следственных действий как обыск, выемка, наложение ареста на имущество и документы могут производиться только с согласия главы дипломатического представительства. Согласие на указанные следственные действия запрашиваются прокурором через Министерство иностранных дел РК. Наибольший интерес для нас также представляет принцип п/п. 7 п. 3 ст.77 Конституции РК: «Никто не обязан давать показания против самого себя, супруга (супруги) и близких родственников, круг которых определяется законом. Священнослужители не обязаны свидетельствовать против доверившихся им на исповеди».
В Уголовно-процессуальном кодексе РК данный принцип отражен в ст. 27 «Освобождение от обязанности давать свидетельские показания», дополненной ч. 3: «В случаях, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, указанные лица вправе отказаться от дачи показаний и не могут быть подвергнуты за это какой бы то ни было ответственности».
Но указанная норма в УПК РК не включена в главу 53 УПК РК, а отражена в ст. ст. 82, 214, 220, 229 УПК РК, а также общей части в главе 2 УПК РК «Задачи и принципы уголовного процесса» в ст. 27 УПК.В теории данный конституционный принцип именуется «свидетельским иммунитетом», но в Англии и США данный институт именуется «привилегией от самообвинения».
Свидетельский иммунитет есть освобождение лица от дачи показаний. Согласие на дачу показаний, зависит от воли самого свидетеля (потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого), то есть это его исключительное право, которое предоставляется законом и не может быть кем-нибудь поколеблено. А исключительное право это есть привилегия от дачи показаний. К тому же того, в связи с тем, что право отказа от дачи показаний именуют «свидетельским иммунитетом» к «привилегии от дачи показаний» относят смежные категории, как запрет на допрос (императив свидетеля) (ч.2 ст.82 УПК) и конфиденциальность (государственная, служебная, медицинская и др. виды тайн) (ст.53 УПК).Дипломатические лица также имеют привилегию от дачи показаний, но в УПК РК закреплено как «дипломатический иммунитет от дачи показаний» (ст. 503 УПК).
Таким образом, стоит отметить, что привилегии и иммунитеты имеют свои сходства и различия и являются отличными друг от друга институтами. Схожестью является то, что они оба есть исключения из общих норм права и предоставляют дополнительные гарантии законности. Отличием же является, что иммунитет-это освобождение от обязанности, а привилегия — исключительное право. Также отличия можно заметить в целях, которые преследуют иммунитеты и привилегии, целью иммунитета является обеспечение беспрепятственного и независимого осуществления ими своих полномочий, а цель привилегии — обеспечить нравственные начала в уголовно-процессуальном праве, а также предоставляет гражданам свободу выбора.
Также главным отличием иммунитета от привилегии является то, что круг лиц, обладающих иммунитетом от уголовного преследования, четко определен в Конституции, законах и международных договорах. А привилегией от дачи показаний, с одной стороны, обладают все лица, а с другой — пользование привилегией начинается при определенных обстоятельствах (вызов в качестве свидетеля и т.д.) и в отношении лиц, указанных законом, например близкие родственники.
КУРСОВАЯ
РАБОТА
По
дисциплине: Уголовно-процессуальное
право России
На
тему: Иммунитеты
в уголовном судопроизводстве
Содержание
В
целях создания эффективной системы
гарантий деятельности некоторых категорий
выборных и должностных лиц органов законодательной,
исполнительной и судебной власти в уголовно-процессуальном
законодательстве Российской Федерации
в их отношении предусмотрены специальные
правила уголовного судопроизводства,
т.е. иммунитеты.
Степень
научной разработанности
темы. Особенности производства в отношении
отдельных категорий лиц являются одним
из наименее исследованных направлений
в российской юридической науке. Этот
вопрос обычно рассматривается в контексте
изучения видов иммунитета, действия
принципа равенства всех перед законом
и судом. Процедура привлечения к уголовной
ответственности лиц обладающих процессуальным
иммунитетом в юридической литературе
изучаются лишь частично. Некоторые
положения, относящиеся к представленной
теме, исследовались в работах Ф.А. Агаева,
И. Алешиной, С.И. Афанасьевой, Б.Т.
Безлепкина, В.П. Божьева, А.Д. Бойкова,
В.Н. Галузо, К.Ф. Гуценко, В.Г. Даева,
А.Г. Кибальника, Н.А. Колоколова, В.М.
Лебедева, А.В. Малько, П.Г. Марфицина,
В.А. Михайлова, Т.Н. Москальковой, К.
Муравьева, А.В. Наумова, А.Д. Прошлякова,
И.Л. Петрухина, Р.Д. Рахунова, В.И. Руднева,
В.М. Савицкого, Р.Р. Салимзяновой,
И.В. Смольковой, М.С. Строговича, С.Ю.
Суменкова, И.Л. Трунова, Л.К. Труновой
и др. Однако рассмотрение отдельных
аспектов процедуры привлечения к уголовной
ответственности лиц, обладающих процессуальным
иммунитетом, явно недостаточно.
Поэтому необходимо комплексное исследование
проблем производства в отношении отдельных
категорий лиц.
Целью
исследования является анализ особенностей
производства в отношении отдельных категорий
лиц; исследование нормативной базы
составляющей основу применения иммунитетов;
выявление основных проблем, возникающих
при применении иммунитетов в отношении
отдельных категорий лиц.
В
соответствии с поставленной целью
решается ряд задач:
—
изучение истории возникновения
и развития законодательства,
регулирующего особенности производства
в отношении отдельных категорий лиц;
—
анализ особенностей возбуждения уголовного
дела в отношении отдельных категорий
лиц, установленных гл. 52 УПК РФ;
—
выявление проблем возникающих при
привлечении к ответственности отдельных
категорий лиц.
Объектом
исследования являются уголовно-процессуальные
отношения, возникающие в связи с возбуждением
и предварительным расследованием уголовных
дел в отношении отдельных категорий лиц.
Предмет
исследования составляют нормы российского
уголовно-процессуального законодательства,
регламентирующие наличие процессуального
иммунитета у рассматриваемых категорий
лиц и особенности уголовного судопроизводства
в их отношении либо с их участием.
При
решении поставленных задач использовались
общенаучные и частнонаучные
методы: формально-логический, системно-структурный,
сравнительно-правовой, статистический,
теоретический анализ, научное обобщение
и другие.
Теоретической
базой исследования стали научные
труды в области общей теории права,
государства и права, конституционного
права, уголовного и уголовно-процессуального
права. Работа выполнена на базе анализа
международно-правовых актов, Конституции
РФ, действующего уголовно-процессуального
законодательства Российской Федерации,
регулирующих вопросы о процессуальном
иммунитете отдельных категорий лиц, порядке
привлечения их к уголовной ответственности,
монографии, учебные пособия, научные
статьи и другие опубликованные материалы,
отражающие те или иные стороны объекта
и предмета исследования.
Нормативную
базу исследования составили Конституция
Российской Федерации, Уголовно-процессуальный
кодекс Российской Федерации, Федеральный
конституционный закон «О судебной системе
Российской Федерации», Федеральный конституционный
закон «О Конституционном Суде Российской
Федерации» и иные законодательные акты.
1.1. История
развития законодательства,
регулирующего производство
в отношении отдельных
категорий лиц
Институт
правового иммунитета возник в эпоху
феодализма и является его специфическим
признаком. Королевские чиновники
даже не имели права и ногой ступить на
землю феодала ил и его вассала. Не имели
они и права вершить какой бы то ни было
суд или чинить расправу и устраивать
экзекуции на их земле, т. е. исполнять
свои прямые обязанности по долгу и службе
на этих землях. Земли феодалов и их вассалов
не подлежали официальному обложению
налогами».1
В
феодальной России правовой иммунитет
составляли привилегии крупных земельных
собственников, заключавшиеся в обладании
правом политической власти над населением
вотчины; чем крупнее была вотчина, тем
большей политической властью обладал
ее собственник. Иммунитеты, освобождающие
боярские вотчины от княжеского управления
и суда, во всех русских землях получили
большое развитие в XII-XIII вв. Собственнику
земли принадлежало право самостоятельно
управлять населением своих владений,
судить его и получать с него дань. Он нес
ответственность перед государством за
выполнение крестьянами государственных
податей. Постепенно крупный земельный
собственник сам становился «государем»
в своих владениях, зачастую опасным даже
для самой княжеской власти.2
Вместе
с усилением центральной государственной
власти роль иммунитетов все больше ограничивалась.
Первая попытка отменить иммунитетные
грамоты была осуществлена при царе Иване
IV. Затем такие же шаги были предприняты
и в ряде норм Соборного Уложения 1649 г..
Однако фактически иммунитет сохранял
свою роль в политической и правовой жизни
России вплоть до конца XVII в.
С
изменением общественной жизни институт
правового иммунитета перерос в инструмент,
освобождающий от определенных обязанностей
и юридической ответственности отдельных
субъектов (дипломатов, консулов, депутатов
и др.) в целях выполнения ими соответствующих
функций.
Что
же такое иммунитет как правовая
категория? «Иммунитет» переводят
с латинского как «освобождение»3,
«избавление» или «независимость», «неподверженность»;
в юридическом смысле его трактуют как
исключительное право не подчиняться
некоторым общим законам, предоставленное
лицам, занимающим особое положение в
государстве.4 По мнению многих
ученых, правовые иммунитеты есть особые
льготы и привилегии, преимущественно
связанные с освобождением конкретно
установленных в нормах международного
права, Конституции и законах лиц от определенных
обязанностей и ответственности, призванные
обеспечивать выполнение ими соответствующих
функций.
Развитие
общественных отношений, их многообразие
и усложнение с течением времени
повлекло за собой осознание необходимости
придания некоторым лицам, выполняющим
особенные государственно-значимые функции,
гарантий от незаконного вмешательства
в их деятельность. Впервые в истории российского
уголовно-процессуального законодательства
такие гарантии были закреплены в Учреждениях
судебных установлений и Уставах уголовного
судопроизводства 1864 г. Так, согласно ст.1080
Устава уголовного судопроизводства за
преступления секретари, помощники секретарей
и прочие чиновники, состоящие при судебных
местах, а так же судебные приставы, губернские
и уездные нотариусы могли быть преданы
суду только по постановлению прокурора
судебной палаты. В отношении обер-секретарей
и их помощников, мировых судей, председателей
и членов окружных судов и судебных палат,
судебных следователей, а так же прокуроров,
обер-прокуроров и их товарищей переедание
суду было возможно лишь по постановлению
кассационного департамента Сената. Этот
порядок привлечения указанных лиц к уголовной
ответственности действовал с незначительными
изменениями до 1917 г.
В
советский период особые правила привлечения
к уголовной ответственности распространялись
на народных судей, следователей и прокуроров
(например: Декрет ВЦИК от 25 августа 1921
г. «Об усилении деятельности местных
органов юстиции»; УПК РСФСР 1922 г.; Положение
о верховном суде СССР и Прокуратуре Верховного
Суда СССР, утвержденное постановлением
ЦИК и СНК СССР от 24 июля 1929 г., и др).
Принятие
Концепции судебной реформы 1991 г. повлекло
за собой развитие законодательства
в сфере предоставления лицам, выполняющим
особые государственно-значимые функции,
гарантий от незаконного вмешательства
в их деятельность. В настоящее время специальный
правовой статус и особые гарантии закреплены
в отношении свыше 20 категорий лиц в различных
нормативных правовых актах. Среди этих
актов особое значение имеет Конституция
РФ; ФКЗ «О судебной системе РФ» (ст.16,18),
ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» (ст.15),
ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека»
(ст.12); ФЗ «О статусе члена Совета Федерации
и статусе депутата Государственной Думы
Федерального Собрания РФ» (ст.19), ФЗ «О
статусе судей в РФ» (ст.16), ФЗ «О присяжных
заседателях федеральных судов общей
юрисдикции в РФ» (ст.12), ФЗ «О выборах Президента
РФ» (ст.42), «Об адвокатской деятельности
и адвокатуре в РФ» (ст.18), ФЗ «Об общих
принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов РФ»
(ст.13).
Некоторые
ученые связывают иммунитет исключительно
с лицами, занимающими определенные
должности. Например, С. В. Мирошник пишет,
что иммунитет «представляет собой совокупность
особых правовых преимуществ, предоставляемых
в соответствии с нормами международного
права и Конституцией страны определенному
кругу лиц в силу занимаемой ими должности».5
В
соответствии с этим, можно сделать
вывод, что институт иммунитета для Российской
Федерации не новый, но на данный момент
законодательством он четко не отрегулирован.
1.2
Понятие иммунитета
в уголовном судопроизводстве
Положение
названных нормативных правовых
актов определяют понятие статуса
этих лиц, объем и пределы предоставляемых
этим лицам специальных гарантий. В свою
очередь УПК впервые выделил раздел, в
котором системно содержатся особенности
порядка применения норм указанных выше
правовых актов в уголовном судопроизводстве
в связи с возбуждением уголовного дела,
привлечением отдельных категорий лиц
к уголовной ответственности, применением
мер процессуального принуждения, производства
отдельных следственных действий и направления
дела в суд (ст.52).
Часть
1 ст. 447 УПК перечисляет категории
лиц, в отношении которых применяется
особый порядок производства по уголовным
делам. Этих лиц условно можно классифицировать
на четыре группы:
1)
представители органов исполнительной
власти: Председатель Счетной палаты
РФ, его заместители и аудиторы
Счетной палаты РФ; руководители Следственных
органов МВД, ФСБ, ФСКН; Председатель Следственного
комитета РФ; следователи всех следственных
органов;
2)
представители органов законодательной
власти: члены Совета Федерации
и депутаты Государственной Думы
Федерального Собрания РФ, депутаты законодательного
(представительного) органа государственной
власти субъекта РФ;
3)
представители органов судебной
власти: судьи Конституционного
Суда РФ, судьи федерального суда
общей юрисдикции и федерального
арбитражного суда, мировые судьи и
судьи конституционного (уставного) суда
субъекта РФ, присяжные и арбитражные
заседатели в период осуществления ими
правосудия;
4)
иные лица, не являющиеся представителями
указанных выше органов государственной
власти или отнесение которых
к представителям одной из ветвей власти
затруднительно: Уполномоченный по правам
человека в РФ; Президент РФ прекративший
исполнение своих полномочий, а также
кандидат в Президенты РФ; прокуроры; адвокаты;
депутаты, члены выборного органа местного
самоуправления; члены избирательной
комиссии, комиссии референдума с правом
решающего голоса; зарегистрированные
кандидаты в депутаты Государственной
Думы Федерального Собрания РФ и зарегистрированные
кандидаты в депутаты законодательного
(представительного) органа государственной
власти субъекта РФ.