Институт консульских привилегий и иммунитетов
Библиографическое описание:
Наумова, М. А. Развитие института консульских привилегий и иммунитетов в современном мире / М. А. Наумова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 336-338. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70433/ (дата обращения: 06.07.2020).
Статья посвящена рассмотрению тенденций развития института консульских привилегий и иммунитетов в современном праве различных государств. В статье анализируются ключевые нормативно-правовые акты, регулирующие данный институт. Особое внимание автор уделяет значительному расширению сферы и границ консульской защиты.
Ключевые слова. конвенция, представительство, объединение, государство, иммунитет, привилегия.
The article is devoted to the development trends of the institution of consular privileges and immunities in the modern law of various states. The article analyzes the key regulatory acts governing this institution. The author pays special attention to a significant expansion of the scope and boundaries of consular protection.
Keywords. convention, representation, association, state, immunity, privilege.
Защита закрепленных законодательством прав и интересов граждан и юридических лиц в настоящее время является одной из важнейших, приоритетных задач государства, независимо от того, где эти права нарушаются — внутри или вне ее пределов. В международном праве регулирование отношений по предоставлению защиты дипломатическими и консульскими представительствами государства за рубежом регулируется Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. Данная конвенция является одной из основных международных договоров в области дипломатического и консульского права. Она была принята на международной конференции в г. Вена 24 апреля 1963 г. Принятие Конвенции вызвало цепную реакцию во многих сферах. Она стала катализатором для заключения двусторонних соглашений между государствами, что позволяет более детально регулировать отношения в сфере защиты как физических, так и юридических лиц государств, а также способствовать экономическим, коммерческим, культурным и научным сношению. [1]
С момента принятия Конвенции изменился стандарт консульской защиты. Современные тенденции свидетельствуют о том, что сейчас все большее распространение приобретает стандарт прав человека, путем сочетания минимального международного стандарта и национального режима. Поскольку права человека являются по определению «принадлежащими каждому человеку, независимо от его гражданства» [2], логическим следствием принятия стандарта прав человека в консульской защите является то, что консулы начинают заниматься делами не только своих граждан, но и других лиц.
Здесь на законодательном уровне предполагается, что консульская защита может предоставляться лицам, которые пользовались правом убежища, беженцам и лицам без гражданства, ответственность за которых ФРГ взяла на себя; иностранным морякам на судах, плавающих под немецким флагом в соответствии с Положением о экипаж; иностранцам-членам семьи граждан Германии в случае катастрофы, если они проживают вместе с немецким гражданином или жили долгое время; а также другим лицам, которые имеют право на защиту. К ним относятся потомки граждан ФРГ и иностранцы-работники немецких учреждений. [3] Определенным ноу-хау в сфере консульской защиты стало распространение концепции «руководящего государства». Это является новой формой консульского сотрудничества, которая заключается в том, что одно или более государств-членов назначаются как «руководящее государство» в третьей стране для обеспечения защиты граждан определенного государства, которая не имеет своего консульского представительства в третьем государстве. Это концепция получила свое распространение в рамках Европейского Союза.
Среди новых измерений новейшей практики консульского защиты можно также отличительную роль консулов в защите групповых прав, обмена заключенными и в случаях похищения детей. Что касается групповых прав, то нередки случаи, когда в защите нуждаются организованные группы лиц, находящихся в пределах одного региона. Примером может служить массовое изгнание нелегальных работников из страны пребывания или ситуации, связанные с членами религиозных культов, которые расположены за рубежом. [4] Необходимость обмена заключенными вызвана значительными трудностями по отбытию наказания за рубежом как для гражданина, так и для государства его гражданства. Наказания в тюрьме за рубежом создает более сложное положение для гражданина, чем отбытие наказания на родине. Чем больше культурные, социальные или экономические различия между страной гражданства и страной пребывания, тем больше потребность в консульских визитах и помощи. Необходимость осуществления таких визитов на регулярной основе создает для консульских должностных лиц значительные проблемы в связи с размерами консульского округа, ограниченности кадрового обеспечения и средств для обеспечения визитов вызвала идею о необходимости обмена осужденными лицами. На многостороннем уровне положение о возможности обмена осужденными лицами содержится в двух конвенциях: Европейской конвенции о международной действительности криминальных приговоров, заключена в Гааге 1970 г., и Конвенция о передаче осужденных лиц, заключенной в рамках Совета Европы 1983 г. [5] Сторонами последней. Конвенции являются не только государства-члены Совета Европы, но и другие государства мира, в частности США.Наличие таких международных договоров предоставляет возможность гражданам, осужденным в иностранном государстве к лишению свободы, быть переданными в страну своего гражданства для продолжения отбывания назначенного наказания.
Увеличение количества путешествий за границу и браков с гражданами других государств увеличило количество дел, связанных с транснациональными спорами относительно опеки над детьми в случае расторжения такого брака. Похищение ребенка часто совершается одним из родителей, который не удовлетворен судебным решением об опеке над ребенком, правом на обеспечение и посещение ребенка. С целью урегулирования этой проблемы, была заключена Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей 1980 г, [6] устанавливающая международно-правовой механизм мирного и упорядоченного возвращения детей, которых незаконно вывозят или удерживают. Эта Конвенция закрепляет, что консульские должностные лица не имеют полномочий использовать физическую опеку над детьми, а также возвращать их родителям-заявителям. Единственное, что может сделать консул, это оказывать помощь заявителю в поисках ребенка за рубежом, осуществлять мониторинг за ребенком на требование заявителя, контактировать или направлять того из родителей, который обращается за помощью к местным правительственным или частным социальным агентствам, оказывающим помощь, предоставлять общую информацию относительно положений законодательства страны пребывания по вопросам опеки, при условии, что они могут быть использованы для возвращения ребенка заявителю, а также составить перечень адвокатов, если родители не могут самостоятельно решить свои разногласия или нуждаются в правовой помощи или консультации.
Таким образом, современные тенденции консульской защиты свидетельствуют о значительном расширении сферы и границ консульской защиты. В первую очередь, сейчас на консулов возлагаются задачи по защите прав лиц, которые не являются гражданами его государства. Во-вторых, увеличивается круг ситуаций, в которых участие консула является необходимой. В этой связи, однако, существующая международно-правовая база, которой регулируются консульские сношения, становится недостаточной и нуждается в дополнительной унификации.
Литература:
- Gómez Juan Manuel Robledo. THE VIENNA CONVENTION ON CONSULAR RELA- TIONS — Электронной документ.
- Waldock H. Human Rights in Contemporary International Law and the Significance of the European Convention. // International and Comparative Law Quaterly. — 1965. — Р. 11.
- Gottfried H. Handbuch der konsularischen Praxis. Stand. — Verlag Beck, 2000. — Р. 1318.
- Your Europe: Consular and diplomatic protection URL: https://ec.europa.eu/youreurope/nav/en/citizens/citizenship/outside-eu- protection/index.html (дата обращения: 16.05.2020).
- Конвенция о передаче осужденных лиц, заключенной в рамках Совета Европы // Ратифицирована Федеральным законом РФ от 24 июля 2007 года N 206-ФЗ URL: https://docs.cntd.ru/document/901909687.
- Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей // Гаага, 25 октября 1980 года. URL: https://docs.cntd.ru/document/1902309 N 1, январь 2013 года.
Основные термины (генерируются автоматически): консульская защита, государство, лицо, гражданин, Конвенция, страна пребывания, отбытие наказания, необходимость обмена, значительное расширение сферы, защита.
Консульское право – совокупность норм и принципов, которые регламентируют деятельность консульства и их персонала. Источник- международный договор, обычай, прецедент, законодательство стран.
Становление. Родина – античная Греция и Древний Рим. В Греции – Проксен (знатный гражданин города-государства, который добровольно принимает на себя обязанность заботиться об иностранцах), Проксения (покровительство знатными горожанами иностранцев). Они освобождались от ряда пошлин, налогов, получали внеочередное рассмотрение дел в судах… В Риме – принцип патронажа. Патроны – граждане, занимающиеся иностранцами, обладающие теми же преимуществами. Претор (претория) – чиновник, решающий споры по поводу иностранцев на новых завоеванных территориях. По принципу jus’gentium (перегримское право) – право народов – законы, заимствованы от иностранных народов.
Эпоха Нового времени, феодализма. С 11 века появились консульства – советы в портовых городах Неаполь, Флоренция, Генуя, Венеция). Появились суды, которые занимались спорами между всеми купцами (коммерческие). Консулы там – судьи, а иногда управляющие городом. Потом судна с определенным флагом стали называться консульскими. Потом основывались фактории, колонии по миру (купцы шли вслед за крестоносцами). Земли возглавлялись консулами, но не присоединялись к государству полностью, обладали экстерриториальностью. Таким образом, из торговых представителей консулы превратились в представителей государства с административной властью. Отсюда и начались привилегии и иммунитеты. К 16 веку отношения стало нужно регулировать договорами. Появились Капитуляции (договоры), обладающие гражданской и уголовной юрисдикцией над своими соотечественниками. В конце 18 века (Морские ардонанцы Кольбера) закрепили права, обязанности, привилегии консулов. В Европе список иммунитетов был меньше чем на востоке. 1446 – первое представительство из Милана во Флоренцию. Увеличивалось количество многосторонних договоров. Консулы- штатные и нештатные. Конец 19 века – институт международного права. 1896 попытка унифицировать консульские иммунитеты в Венецианском регламенте. 1911 – Каракасская конвенция, 1928 – Гаванская конвенция – на них базировался настоящий документ. 24.04.1963 – Венская конвенция о консульских отношениях, в силу вступилас 1967. СССР подписал в 1989 (был недостаточный иммунитет консульских учреждений и консульской вализы (почты)). Консульское учреждение = посольство. СССР выступал за: в случае чрезвычайной ситуации без согласия главы представительства нельзя проникать внутрь, а вализу нельзя вскрывать. Существует конвенция О предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов.
5. Маккиавели – теоретик дипломатии Средневековья.
Никколо М* (1469-1527), бедный дипломат Средневековья. Стал сначала секретарём совета «Десяти», орган, к-рый ведал внешними делами. Оставил наиболее заметный след в итальянской д-тии, считается первым великим п-тическим мыслителем. В начале 16 века он пишет инструкцию для посла в Испании, эта инструкция говорит, что надо завоевать добрую репутацию. Послу надо быть человеком порядочным, цельным, щедрым. И главное, создать впечатление, что он говорит то, что думает. Хотя, как говорит М*, нельзя быть искренним, открытым, когда надо скрыть истинное положение дел. А если вдруг обнаружится, что вы были не искренни, стоит иметь в запасе веские аргументы в свою защиту. Сочинение М* «Государь» написано так, что является настольной книгой многих п-тических деятелей. Он говорит, что безопасность и интересы государства стоят выше всех этических соображений. М* говорит, что люди простодушны. Надо сделать так, чтобы они были поглощены ближайшими нуждами, тогда их можно будет одурачить. Надо сказать, что очень трудно найти другого дипломата, к-рый бы было объектом столь ценным, как М* в 16-18 веках. Большинство считает его олицетворением зла и воплощением дьявола. С тех пор искусство д-тии, как воплощение зла именуют «Флорентийским стилем».
Трактат «Государь» написан Н. Макиавелли в 1513 г. в дар Лоренцо де Медичи. В своем произведении автор создал и развил теорию практической д-тии и гос. управления. Основными положениями этого учения являются следующие понятия: (1) знай и соблюдай обычаи страны местопребывания; (2) не имей пороков вызывающих ненависть; (3) не наживай врагов и не теряй дружбы важных для тебя людей. Старайся привлечь их на свою сторону всеми имеющимися средствами; (4) входи в союз со слабым против сильного. Цель должна быть одна как можно сильнее ослабить своего могущественного противника; (5) цель оправдывает средства; (6) сила оправдывает все; (7) если надо обманывать, то обманывай; (8) действуй путем интриг, лести, подкупа, шантажа, превращай все во благо достижения цели.
6. Кальер «О ведении переговоров с государями». Требования к дипломатам, послам ведущим переговоры.
Французская дипломатия 17-18 вв. выработала отличные для своего времени методы, которые стали образцом для современной дипломатии. Основываясь на этих методах, Кольер создал труд «О ведении переговоров с государями» (1716 г. Париж). Кольер был сыном одного из генералов Людовика XIV. Он служил сначала в качестве секретного агента, потом в качестве аккредитованного представителя в Германии, Польше, Нидерландах. Затем стал секретарем кабинета министров. Приобрел за свою карьеру огромный практический опыт.
В своем произведении Кольер полностью отвергал теорию о том, что целью дипломатии является обман. Он утверждал, что дипломатия основывается на доверии, на доброй воле. Дипломат, по Кольеру должен помнить, что доверие строится на открытой политике в дипломатии. Ошибочным мнением является то, что настоящий дипломат должен быть искусным в обмане. Он считал, что такой дипломат не обладает достаточной гибкостью ума, чтобы добиваться успеха справедливыми и разумными средствами. Такое выражение как дипломатическая победа, отмечает Кольер, никогда не должно применяться, только успех, основанный на взаимной выгоде, открывает путь еще большим успехам в будущем. Если посол одерживает верх хитростью и высокомерием, он обманывает самого себя. В своем труде Франсуа Кольер привел специфические качества хорошего дипломата. Эти качества: внимательный и прилежный ум, здравый смысл, отчетливо воспринимающий вещи такими, какие они есть, идущий к цели, самыми короткими и естественными путями, не вдаваясь в ухищрения, проницательность, ум, скорый на выдумки, способный сгладить встречающиеся затруднения и примирить интересы, составляющие предмет переговоров, умение внимательно слушать, умение быть вежливым и обходительным, быть терпеливым, быть свободным от предвзятых представлений.
Также Кольер говорил, что дипломат должен быть всесторонне развитым, владеть языками, особенно латинским, знать историю, мемуарную литературу и т.д. Исчез из его перечня дар красноречия, поскольку полностью исчезло представление о после как об ораторе. Дар красноречия появился лишь с возрождением демократических методов в дипломатии в 20 веке. Кольер не доверял дилетантам, важнейшим качеством дипломата считал профессионализм. Кольер выделяет 4 категории дипломатов: (1) послы (2) посланники (3) министры-резиденты (4) депутаты-комиссары Посол представляет свой суверен; посланники представляют не государя, а правительство; министры-посланники -низшая ступень; депутаты-комиссары представляли свободные города. По его мнению они не могли претендовать на дипломатические привилегии.
7. Никольсон «Дипломатическое искусство».
Никольсон – англ. дипломат и историк (1886 г.р.). Работал в английском министерстве иностранных дел, в дип. представительствах Велокобритании в Мадриде, Константинополе, Тегеране и Берлине, а также в Лиге Наций. В 1929 закончил дипкарьеру в должности советника англ.посольства в Берлине. В кабинете Черчилля был помощником министра по делам информации.
«Дипломатия — это ведение м/отношений путем переговоров, метод, при помощи к-рого эти отношения регулируются и ведутся послами и посланниками; работа или искусство дипломата. Дипломатия – это искусство ведения переговоров.
В своей работе «Д-тия» Николсон рассматривает типы д-тии: английский и немецкий. Английская п-тика — п-тика «открытых дверей», рассматривает себя как «естественного врага любого г-ва, угрожающего независимости малых стран». Принцип равновесия является принципом внешней п-тики. Таким образом, английская д-тия является степенной, благоразумной и способствует сохранению мирных отношений на Земле.
Немецкая д-тия является воинственной, героической, отличной от торговой или лавочной д-тии. Хар-рной чертой явл «дипл-я неожиданность». Она демонстрирует силу, увеличивает давление. Немецкие дипломаты часто обращаются к подобному методу переговоров. В сущности, это военный метод. Искусство переговоров играет небольшую роль в г-ве, находящемся под военными идеями. Вера немцев в принципе единоначалия и тенденция концентрации власти в одних руках отличаются от корпоративной и независимой английской д-тии.
Никольсон придерживается концепции д-тии торговой, коммерческой, где переговоры являются попыткой взаимных уступок достичь длительного соглашения. Вопросы престижа не должны мешать заключению разумного делового соглашения. Необходимо искать точку примирения противоречивых интересов обеих сторон. Для этого требуется откровенное обсуждение вопроса, открытость, доверие и честность.
Его работа — это 4 лекции, которым он дал название «Эволюция дип. метода». Разбиты на периоды:
— Дипломатия Греции и Рима;
— Итальянская система;
— Французская система;
— Переход от старой дипломатии к новой.
8. «Признание» как институт международного права. Прекращение дипломатических отношений.
Признание в международном праве представляет собой международно-правовое действие субъекта международного права, которым он констатирует наличие юридически значимого события, факта или поведения субъекта международного права.
Посредством акта признания государство соглашается с соответствующими изменениями в международном правопорядке и/или международной правосубъектности. Признание, в частности, констатирует выход на международную арену нового государства или правительства и направлено на установление между признающим и признаваемым государствами правоотношений, характер и объем которых зависит от вида и формы признания. Признание означает, что государство признает новое государство как юридическое лицо со всеми правами и обязанностями, вытекающими из международного права.
В настоящее время существуют две теории признания (конститутивная и декларативная) и соответственно две формы поведения государств на международной арене.
По мнению сторонников конститутивной теории, признание обладает правообразующим значением: оно (и только оно) конституирует (создает) новых субъектов международного права. Без признания со стороны группы ведущих государств новое государство не может считаться субъектом международного права. Такой позиции придерживаются некоторые западные державы.
С точки зрения представителей декларативной теории, признание лишь подтверждает правомерность каких-то определенных международно-правовых действий или событий. Иными словами, признание носит декларативный характер и направлено на установление стабильных, постоянных международных правоотношений между субъектами международного права.
Институт признания не кодифицирован: его образует группа международно-правовых норм (главным образом обычных), которые регулируют все стадии признания новых государств и правительств, включая юридические последствия признания. В международных договорах содержатся лишь отдельные нормы о признании.
Институт признания носит комплексный характер. Основной массив его норм содержится в праве международной правосубъектности, однако отдельные нормы зафиксированы в праве международных договоров, праве международных организаций и др.
Разрыв дипломатических отношений — в международном праве предпринимаемое по инициативе какого-либо государства и официально объявляемое им прекращение дипломатических отношений с др. государством, сопровождающееся отзывом дипломатических представителей. Р.д.о. может быть результатом состояния войны, враждебной политики одного государства в отношении другого, совершения каких-либо действий, исключающих нормальную работу дипломатических представительств, и т.п. причин. Сам по себе факт отзыва дипломатических представительств не означает Р.д.о., если об этом прямо не указано в заявлении отзывающего государства.
Согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях (1961 г.) государство пребывания должно в случае Р.д.о. оказать содействие выезду пользующихся привилегиями и иммунитетами сотрудников дипломатического представительства, а также членов их семей и, в частности, предоставить при необходимости в их распоряжение перевозочные средства, которые требуются для них и их имущества.
Отзывающее государство может вверить третьему государству, приемлемому для государства пребывания, защиту своих интересов и интересов своих граждан, а также охрану помещений своего представительства вместе с его имуществом и архивами. С др. стороны, государство пребывания обязано даже в случае вооруженного конфликта уважать и охранять помещения, имущество и архивы отозванного представительства.
В Венской конвенции о консульских сношениях (1963 г.) установлено, что Р.д.о. не влечет за собой в силу только этого факта разрыва консульских отношений. Р.д.о. также не затрагивает сам по себе действия договоров между заинтересованными государствами.
Р.д.о. может использоваться в качестве одной из принудительных мер по Уставу ООН.
Дата добавления: 2016-11-24; просмотров: 777 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление