Инструктивные и селективные теории иммунитета

Инструктивные и селективные теории иммунитета thumbnail

В самой сжатой форме все появившиеся со времен П. Эрлиха гипотетические построения, касающиеся феномена иммунологической специфичности, можно разбить на две группы: инструктивные и селективные.

Инструктивные теории рассматривали антиген в качестве пассивного материала — матрицы, на которой формируется антигенсвязующий участок антител. По этой теории все антитела имеют одну и ту же последовательность аминокислотных остатков. Различия касаются третичной структуры и возникают в процессе окончательного формирования молекулы антитела вокруг антигена. С иммунологических позиций они не объясняли, во-первых, почему количество антител в молярном отношении значительно больше количества проникшего в организм антигена, и, во-вторых, не отвечали на вопрос, за счет чего формируется иммунологическая память. Теории противоречат современным фактам иммунологии и молекулярной биологии и представляют лишь исторический интерес.

Более плодотворными оказались селективные теории вариабельности антител. В основе всех селективных теорий лежит представление о том, что специфичность антител предопределена, и антиген выступает лишь в качестве фактора отбора соответствующих по специфичности иммуноглобулинов. В 1955 г. вариант селективной теории выдвинул Н. Ерне. По его представлениям, в организме постоянно присутствуют антитела самой разнообразной специфичности. Антитело после взаимодействия с соответствующим антигеном поглощается фагоцитирующими мононуклеарами, что приводит к активной продукции этими клетками антител исходной специфичности.

Особое место в иммунологии занимает клонально-селекционная теория иммунитета М.Ф. Бернета (1959). Она гласит, что при дифференцировке лимфоцитов от стволовой кроветворной клетки и при параллельно идущем процессе мутационных изменений в генах, ответственных за синтез антител, возникают клоны, которые способны взаимодействовать с антигеном одной конкретной специфичности. В результате подобного взаимодействия формируется отобранный по специфичности клон, который либо секретирует антитела заданной специфичности, либо обеспечивает строго специфическую клеточную реакцию. Клонально-селекционный принцип организации иммунной системы, выдвинутый Бернетом, полностью подтвердился в настоящее время. Недостатком теории являются представления о том, что многообразие антител возникает только за счет мутационного процесса. Основной принцип селекции специфических клонов сохранен в теории зародышевой линии Л. Худа и соавт. (1971). Однако первопричину многообразия клонов авторы видят не в повышенной мутабельности иммуноглобулиновых генов, а в исходном зародышевом их предсуществовании. Весь набор V — генов, контролирующих вариабельную область иммуноглобулинов, представлен изначально в геноме и передается из поколения к поколению без изменений. В процессе развития В-клеток происходит рекомбинация иммуноглобулиновых генов, так что отдельно взятая созревающая В-клетка способна синтезировать иммуноглобулин одной специфичности. Такая моноспецифическая клетка становится источником клона В-клеток, продуцирующих определенный по специфичности иммуноглобулин.

Объединяющим моментом всех этих теоретических построений является убежденность в том, что антиген — лишь фактор селекции, но не участник формирования специфичности.

1. Терминологическое разнообразие антигенов. Свойства антигенов.

Антигены представляют собой чужеродные вещества или структуры, которые способны вызывать иммунный ответ.

Серьезное изучение антигена как индуктора иммунного ответа началось после работ Ландштейнера в 20-30-х годах. Теоретически любая молекула может быть антигенной, попав в организм, который воспринимает ее как чужеродную и дает на нее иммунный ответ. В этом определении скрыты две основные характеристики антигена: иммуногенность и антигенная специфичность. Иммуногенность — это свойство антигена вызывать иммунный ответ. Степень иммуногенности зависит от ряда факторов: чужеродность, молекулярный вес, химический состав, вид животного и его генетическая конституция, способ введения антигена, чувствительность к катаболическому разрушению, действие адъювантов.

Специфичность антигена — это способность антигена избирательно реагировать с антителами или сенсибилизированными лимфоцитами, которые появились в результате иммунизации. За специфичность антигена ответственны определенные участки его молекулы, называемые детерминантами (или эпитопами). Специфичность антигена определяется набором детерминант. Детерминанта — область молекулы антигена, к которой выработаны специфические антидетерминанты (активные центры антител). Специфичность выражается в том, насколько точно антигенная детерминанта «пригнана» к антиген — связующему центру (антидетерминанте). Специфичность взаимодействия антигена с антителом зависит от пространственной конфигурации детерминант.

Различают:

секвенциальную (англ. seguence — последовательность), представленную определенной аминокислотной последовательностью в произвольно свернутой молекуле белка;

конформационную, представленную определенными областями белков, расположенными на поверхности молекул.

2. Антигены HLA.

Главный комплекс гистосовместимости был открыт в связи с разработкой вопросов внутривидовой пересадки тканей. Комплекс расположен у человека на 6-й, а у мышей — на 17-й хромосоме и занимает значительный участок ДНК, включающий до 4х106 пар оснований, или около 50 генов. Основными особенностями комплекса являются его значительная полигенность — наличие нескольких неаллельных генов, белковые продукты которых сходны в структурном отношении и выполняют идентичные функции, а также полиморфизм — присутствие многих аллельных форм одного и того же гена. Все гены комплекса наследуются по кодоминантному типу.

Главный комплекс гистосовместимости как у мышей, так и у человека включает три группы генов:

  • 1. гены, контролирующие молекулы II класса (Н-2К, Н-2D и Н-2L — у мышей и HLA — А, -В, -С — у человека);
  • 2. гены, контролирующие молекулы II класса (б и в — цепи молекул А и Е — у мышей и DP, DQ, DR — учеловека); к этой же группе генов относятся LMP и ТАР, контролирующие соответствующие белки, которые участвуют в образовании комплекса антигенного пептида с молекулами МНС;
  • 3. гены III класса отвественны за синтез одного из компонентов системы комплемента, фактора некроза опухолей — б и в, ферментов, участвующих в синтезе гормонов.

Наиболее важными в иммунологическом смысле гликопротеинами, контролируемыми комплексом, являются антигены I и II классов.

Методами рентгеноструктурного анализа выяснена структура молекул I и II классов главного комплекса гистосовместимости. Молекула I класса состоит из тяжелой цепи, включающей три домена: б1, б2, и б3, и одной легкой цепи — в2 — микроглобулина. Связывание антигенного пептида молекулой I класса происходит в антигенсвязывающей щели, образованной б — спиральными участками б1- и б2 — доменов. Молекула II класса представляет собой гетеродимер, состоящий из двух нековалентно связанных цепей: б и в, каждая из которых включает два домена: б1, б2, и в1, в2, соответственно. Антигенсвязывающая область, как и у молекул I класса, образована б — спиральными участками. В построении этой области принимают участие б1 и в1 — цепи. Между молекулами I и II классов видно структурное сходство: однотипная пространственная организация, общее количество доменов, принцип построения антигенсвязывающей области.

HLA- антигены принимают участие в распознавании и устранении аномальных клеток цитотоксическими лимфоцитами.

3. Иммуноглобулины: структура, функции.

Читайте также:  Если низкий иммунитет при вич

Антитела представляют собой глобулины, специфически реагирующие с антигеном, который определил их образование. С 1964 г. антитела принято называть иммуноглобулинами.

При анализе структуры и функции иммуноглобулинов следует различать два понятия: гетерогенность и вариабельность. Гетерогенность определяет свойства иммуноглобулинов, обусловленные постоянной частью молекулы, т.е. теми структурными особенностями, которые позволяют делить всю группу этих белков на классы, подклассы, аллотипы, и типы легких цепей. Гетерогенность подразумевает также различия в функциональной активности разных классов иммуноглобулинов за исключением их свойства специфического взаимодействия с антигеном. Вариабельность — это индивидуальная характеристика иммуноглобулинов, относящаяся к одному и тому же классу или подклассу. Она проявляется в специфической антигенсвязующей активности и обусловлена меняющейся от белка к белку последовательностью аминокислотных остатков в N — концевой части молекулы.

У млекопитающих известно пять классов иммуноглобулинов: IgM, IgG, IgA, IgD, IgE, которые имеют общий план строения, но отличаются структурными особенностями тяжелых (Н) цепей, физическими, химическими и биологическими свойствами.

IgG — это антитела, содержащиеся в сыворотке в самой высокой концентрации (12, 0 г/л). Концентрация IgG в сыворотке достигает нормы к 7- летнему возрасту. Повышенная концентрация IgG наблюдается при инфекциях, болезнях печени, аутоиммунных заболеваниях. Пониженная концентрация IgG наблюдается у новорожденных, при замедленном созревании иммунной системы и недостаточности гуморального иммунитета. IgG — единственный иммуноглобулин, обладающий способностью проходить через плаценту, благодаря этому плод получает материнские антитела. Молекулы IgG свободно диффундируют из плазмы крови в тканевую жидкость.

IgM — средняя концентрация IgM в сыворотке составляет у женщин до 1, 1 г/л, у мужчин от 0, 9 г/л. Повышение IgM наблюдается при инфекциях у новорожденных, остром гепатите, снижается — при отдельных формах иммунологической недостаточности. Наибольшую активность проявляет в антибактериальном иммунитете и при некоторых аутоиммунных заболеваниях. IgM находится преимущественно в плазме крови и в лимфе. IgM не проходит через плаценту. Обнаружение у плода антител класса IgM указывает на внутриматочную инфекцию.

IgA — различают секреторный и сывороточный. Концентрация достигает в сыворотке в среднем 2 г/л. Содержание IgA в сыворотке достигает нормальных значений к 10 годам. Повышенное содержание IgA в сыворотке наблюдается при инфекциях у новорожденных, при респираторных и кишечных заболеваниях; пониженная концентрация — при иммунологической недостаточности и лимфоидных опухолях. IgA, содержащийся в секретах характеризуется наличием добавочного структурного компонента, который обозначается как секреторный компонент — SC.

Биологическая функция IgA заключается в местной защите слизистых оболочек от инфекций. Секреторный IgA может препятствовать адгезии бактерий к эпителиальным клеткам, затрудняя этим колонизацию слизистых оболочек бактериями. В отличие от сывороточного IgA концентрация секреторного IgA в слюне достигает значений, характерных для взрослого, уже через 6 — 8 недель после рождения.

IgD — был открыт как необычный миелоидный белок. Затем его обнаружили в сыворотке крови, в очень небольшой концентрации 30 мг/л. Биологическая функция IgD не ясна, предполагают, что он служит рецептором для В-лимфоцитов.

IgE — концентрация в сыворотке составляет 0, 25 мг/л. IgE идентичен антителам, ранее названными реагинами. Функциональная активность IgE проявляется в развитии аллергических реакций. Данный иммуноглобулин способен взаимодействовать с тучными клетками и базофилами посредством Fc- области и соответствующего рецептора на этих клетках. После связи IgE с антигеном (аллергеном) тучные клетки получают сигнал к секреции вазоактивных аминов и других фармакологически значимых соединений, что и приводит к развитию аллергической реакции.

4. Цитокины.

Для развития эффективного иммунного ответа необходимо участие целого ряда эффекторных и регуляторных клеток иммунной системы, клеток, участвующих в реакциях воспаления, гемопоэтических и других типов клеток. Взаимодействие между этими клетками осуществляется с помощью цитокинов. Цитокины — эндогенные низкомолекулярные белковые регуляторы, принимающие участие в наиболее эффективном проявлении иммунного ответа. Цитокины в основном играют регулирующую роль в межклеточных взаимодействиях, активируя или, ингибируя активность определенных клеток. Некоторым цитокинам свойственна прямая эффекторная функция. Цитокины секретируются разными типами клеток, в основном разными популяциями лейкоцитов, и действуют локально от клетки к клетки, соединяясь со специфическими высокоаффинными рецепторами. Термином «цитокины» объединяют разнообразные факторы роста, интерфероны, хемокины и интерлейкины. В настоящее время идентифицировано около 80 цитокинов. Однако предполагают, что их количество приближается к 1000.

Источник

Ôàãîöèòàðíàÿ òåîðèÿ èììóíèòåòà È. Ìå÷íèêîâà. Ìåõàíèçìû îáðàçîâàíèÿ ñïåöèôè÷åñêèõ àíòèòåë èíñòðóêòèâíûì äåéñòâèåì àíòèãåíîâ. Âîçìîæíîñòü îáðàçîâàíèÿ ñïåöèôè÷åñêèõ èììóíîãëîáóëèíîâ. Ôîðìèðîâàíèå èììóíîëîãè÷åñêîé ïàìÿòè è âîçíèêíîâåíèå àóòîèììóííûõ ðåàêöèé.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ïëàí

Ââåäåíèå

1. Òåîðèè èììóíèòåòà

2. Ðåãóëÿöèÿ èììóíèòåòà

3. Èììóííàÿ ðåãóëÿòîðíàÿ ñèñòåìà

Âûâîäû

Ëèòåðàòóðà

Ââåäåíèå

Ïðèìåðíî çà 80 ëåò, ïðîøåäøèõ ñî âðåìåíè ñîçäàíèÿ Ýðëèõîì ïåðâîé òåîðèè èììóíèòåòà, áûëî ïðåäëîæåíî ìíîãî íîâûõ, ïûòàþùèõñÿ îáúÿñíèòü íåâîñïðèèì÷èâîñòü îðãàíèçìà ê èíôåêöèîííûì çàáîëåâàíèÿì. Âñå ñóùåñòâóþùèå â íàñòîÿùåå âðåìÿ òåîðèè èììóíèòåòà ìîæíî ðàçäåëèòü íà äâå ãðóïïû: ñåëåêòèâíûå è èíäóêòèâíûå. Îäíàêî íè îäíà èç ýòèõ òåîðèé íå ìîæåò ïîêà ïîëíîñòüþ îáúÿñíèòü âñå ôàêòîðû è ÿâëåíèÿ íåâîñïðèèì÷èâîñòè îðãàíèçìà, êàê ê èíôåêöèîííûì àãåíòàì, òàê è ê àíòèãåíàì íåèíôåêöèîííîé ïðèðîäû. Îñíîâíîå îòëè÷èå ñåëåêòèâíûõ è èíäóêòèâíûõ (èíñòðóêòèâíûõ) òåîðèé ñîñòîèò â òîì, ÷òî èíäóêòèâíûå òåîðèè îòâîäÿò àíòèãåíó âåäóùóþ ðîëü â ìåõàíèçìå îáðàçîâàíèÿ àíòèòåë. Ñîçäàòåëè èíñòðóêòèâíûõ òåîðèé ïðåäïîëàãàþò, ÷òî äî êîíòàêòà ñ àíòèãåíîì â êëåòêàõ îðãàíèçìà íå ñóùåñòâóåò ñòðóêòóð è ìåõàíèçìîâ, ñïîñîáíûõ ñèíòåçèðîâàòü ñïåöèôè÷åñêèå èììóíîãëîáóëèíû. Àíòèãåí êàê áû èíñòðóêòèðóåò êëåòêó, ÷òî åé íåîáõîäèìî ïðîèçâîäèòü. Ñîãëàñíî ñåëåêòèâíûì òåîðèÿì, â îðãàíèçìå óæå èìåþòñÿ ñòðóêòóðû è ìåõàíèçìû, ñïîñîáíûå äàâàòü èììóííûé îòâåò. Àíòèãåí òîëüêî îòáèðàåò, ñåëåêöèîíèðóåò íåîáõîäèìûå â äàííûé ìîìåíò ñòðóêòóðû è âêëþ÷àåò èììóííûé ìåõàíèçì â ðàáîòó.

1. Òåîðèè èììóíèòåòà

Äëÿ îáúÿñíåíèÿ ñëîæíûõ è çà÷àñòóþ çàãàäî÷íûõ ìåõàíèçìîâ è ïðîÿâëåíèé èììóíèòåòà ó÷åíûìè áûëî âûñêàçàíî ìíîæåñòâî ãèïîòåç è òåîðèé. Îäíàêî òîëüêî íåìíîãèå èç íèõ ïîëó÷èëè ïðèíöèïèàëüíîå ïîäòâåðæäåíèå èëè áûëè îáîñíîâàíû òåîðåòè÷åñêè, áîëüøèíñòâî æå èìåþò òîëüêî èñòîðè÷åñêîå çíà÷åíèå.

Ïåðâîé ïðèíöèïèàëüíî âàæíîé òåîðèåé áûëà òåîðèÿ áîêîâûõ öåïåé, âûäâèíóòàÿ Ï. Ýðëèõîì (1898). Ñîãëàñíî ýòîé òåîðèè êëåòêè îðãàíîâ è òêàíåé èìåþò íà ñâîåé ïîâåðõíîñòè ðåöåïòîðû, ñïîñîáíûå â ñèëó õèìè÷åñêîãî ñðîäñòâà ñ àíòèãåíîì ñâÿçûâàòü ïîñëåäíèé. Âçàìåí ñâÿçàííûõ àíòèãåíîì ðåöåïòîðîâ êëåòêà âûðàáàòûâàåò íîâûå ðåöåïòîðû. Èçáûòîê èõ ïîñòóïàåò â êðîâü è îáåñïå÷èâàåò èììóíèòåò ê àíòèãåíó. Ýòà òåîðèÿ õîòÿ è íàèâíà â ñâîåé îñíîâå, íî ïðèâíåñëà â èììóíîëîãèþ ïðèíöèï îáðàçîâàíèÿ àíòèòåë, ñïîñîáíûõ ñâÿçûâàòü àíòèãåí, ò.å. çàëîæèëà îñíîâû ïðåäñòàâëåíèÿ î ãóìîðàëüíîì èììóíèòåòå.

Читайте также:  Самый лучший рецепт поднятия иммунитета

Âòîðîé îñíîâîïîëàãàþùåé òåîðèåé, áëåñòÿùå ïîäòâåðæäåííîé ïðàêòèêîé, áûëà ôàãîöèòàðíàÿ òåîðèÿ èììóíèòåòà È.È. Ìå÷íèêîâà, ðàçðàáîòàííàÿ â 1890ã. Ó÷åíèå î ôàãîöèòîçå è ôàãîöèòàõ ÿâèëîñü ôóíäàìåíòîì äëÿ èçó÷åíèÿ êëåòî÷íîãî èììóíèòåòà è ïî ñóùåñòâó ñîçäàëî ïðåäïîñûëêè äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ ïðåäñòàâëåíèÿ î êëåòî÷íî-ãóìîðàëüíûõ ìåõàíèçìàõ èììóíèòåòà.

Äîñòîéíû óïîìèíàíèÿ, òàêæå òàê íàçûâàåìûå èíñòðóêòèâíûå òåîðèè, îáúÿñíÿâøèå ìåõàíèçìû îáðàçîâàíèÿ ñïåöèôè÷åñêèõ àíòèòåë èíñòðóêòèâíûì äåéñòâèåì àíòèãåíîâ. Ñîãëàñíî ýòèì òåîðèÿì [Áðåéíëü Ô., Ãàóðîâèòö Ô., 1930; Ïîëèíã Ë., 1940] àíòèòåëà ôîðìèðóþòñÿ â ïðèñóòñòâèè àíòèãåíà, ò.å. àíòèãåí ÿâëÿåòñÿ êàê áû ìàòðèöåé, íà êîòîðîé øòàìïóåòñÿ ìîëåêóëà àíòèòåëà.

Ðÿä òåîðèé [Åðíå Í., 1955; Áåðíåò Ô., 1959] èñõîäèëè èç ïðåäïîëîæåíèÿ î ïðåäñóùåñòâîâàíèè àíòèòåë â îðãàíèçìå ïðàêòè÷åñêè êî âñåì âîçìîæíûì àíòèãåíàì. Îñîáåííî ãëóáîêî è âñåñòîðîííå ýòó òåîðèþ îáîñíîâàë Ô. Áåðíåò â 60-70-å ãîäû íàøåãî ñòîëåòèÿ. Ýòà òåîðèÿ ïîëó÷èëà íàçâàíèå êëîíàëüíî-ñå-ëåêöèîííîé è ÿâëÿåòñÿ îäíîé èç íàèáîëåå îáîñíîâàííûõ òåîðèé â èììóíîëîãèè.

Ñîãëàñíî òåîðèè Ô. Áåðíåòà ëèìôîèäíàÿ òêàíü ñîñòîèò èç îãðîìíîãî ÷èñëà êëîíîâ êëåòîê, ñïåöèàëèçèðîâàâøèõñÿ íà âûðàáîòêå àíòèòåë ê ðàçíîîáðàçíûì àíòèãåíàì. Êëîíû âîçíèêëè â ðåçóëüòàòå ìóòàöèé êëîíèðîâàíèÿ ïîä âëèÿíèåì àíòèãåíîâ. Ñëåäîâàòåëüíî, ñîãëàñíî òåîðèè, â îðãàíèçìå ïðåäñóùåñòâóþò êëîíû êëåòîê, êîòîðûå ñïîñîáíû âûðàáàòûâàòü àíòèòåëà íà ëþáûå àíòèãåíû. Ïîïàâøèé â îðãàíèçì àíòèãåí âûçûâàåò àêòèâàöèþ «ñâîåãî» êëîíà ëèìôîöèòîâ, êîòîðûé èçáèðàòåëüíî ðàçìíîæàåòñÿ è íà÷èíàåò âûðàáàòûâàòü ñïåöèôè÷åñêèå àíòèòåëà. Åñëè æå äîçà àíòèãåíà, âîçäåéñòâóþùåãî íà îðãàíèçì, âåëèêà, òî êëîí «ñâîèõ» ëèìôîèäíûõ êëåòîê ýëèìèíèðóåòñÿ, óñòðàíÿåòñÿ èç îáùåé ïîïóëÿöèè, è òîãäà îðãàíèçì òåðÿåò ñïîñîáíîñòü ðåàãèðîâàòü íà ñâîé àíòèãåí, ò.å. îí ñòàíîâèòñÿ ê íåìó òîëåðàíòíûì. Òàê, ïî Ô. Áåðíåòó, ôîðìèðóåòñÿ â ýìáðèîíàëüíîì ïåðèîäå òîëåðàíòíîñòü ê ñîáñòâåííûì àíòèãåíàì. Íàïðèìåð, åñëè ýìáðèîíó èëè íîâîðîæäåííîìó æèâîòíîìó ââåñòè ÷óæåðîäíûå àíòèãåíû, òî âî âçðîñëîì ñîñòîÿíèè îí íå áóäåò íà íèõ ðåàãèðîâàòü êàê íà ÷óæèå.

 çàâèñèìîñòè îò õàðàêòåðà àíòèãåíà è óñëîâèé âíóòðåííåé ñðåäû ëèìôîöèòû äèôôåðåíöèðóþòñÿ íà Â- èëè Ò-ëèìôîöèòû. Â-ëèìôîöèòû ïðîäóöèðóþò àíòèòåëà è îáåñïå÷èâàþò ãóìîðàëüíûé èììóíèòåò, à Ò-ëèìôîöèòû îñóùåñòâëÿþò íåïîñðåäñòâåííûé êîíòàêò ñ àíòèãåíîì è îáóñëîâëèâàþò êëåòî÷íûé èììóíèòåò.

Òåîðèÿ Ô. Áåðíåòà îáúÿñíÿåò ìíîãèå èììóíîëîãè÷åñêèå ðåàêöèè (àíòèòåëîîáðàçîâàíèå, ãåòåðîãåííîñòü àíòèòåë, òîëåðàíòíîñòü, èììóíîëîãè÷åñêóþ ïàìÿòü), îäíàêî íå îáúÿñíÿåò ïðåäñóùåñòâîâàíèÿ êëîíîâ ëèìôîöèòîâ, ñïîñîáíûõ îòâå÷àòü íà ðàçíîîáðàçíûå àíòèãåíû. Ïî Ô. Áåðíåòó, ñóùåñòâóåò îêîëî 10 000 òàêèõ êëîíîâ. Îäíàêî ìèð àíòèãåíîâ íàìíîãî áîëüøå è îðãàíèçì ñïîñîáåí îòâå÷àòü íà ëþáîé èç íèõ. Íà ýòè âîïðîñû òåîðèÿ íå îòâå÷àåò.

Ñöèëëàðä â 1960 ã. ïðåäëîæèë òåîðèþ îáðàçîâàíèÿ àíòèòåë ñ ïîçèöèé èììóíîãåíåòèêè. Îí ïîëàãàåò, ÷òî â ãåíîìå êàæäîé êëåòêè, âõîäÿùåé â èììóííóþ ñèñòåìó, èìååòñÿ íàáîð çàêîäèðîâàííîé èíôîðìàöèè î ó-ãëîáóëèíàõ ðàçëè÷íîé ñïåöèôè÷íîñòè. Ýòè ãåíû îáû÷íî íàõîäÿòñÿ â êëåòêàõ â çàòîðìîæåííîì (ðåïðåññèâíîì) ñîñòîÿíèè. Àíòèãåíû, ïðîíèêøèå â êëåòêó, ñîåäèíÿþòñÿ ñ ôåðìåíòîì, êîòîðûé îáóñëîâëèâàåò ñèíòåç âåùåñòâà-ðåïðåññîðà, ïîäàâëÿþùåãî ðàáîòó ãåíîâ. Ïîñêîëüêó ôåðìåíò áëîêèðîâàí, òî ðåïðåññîð íå âûðàáàòûâàåòñÿ è åãî äåéñòâèå íà ãåíû ñíèìàåòñÿ. Ãåíû íà÷èíàþò ðàáîòàòü, è êëåòêà ïðîäóöèðóåò àíòèòåëà, ñîîòâåòñòâóþùèå ââåäåííîìó àíòèãåíó. Îäíîâðåìåííî êëåòêà íà÷èíàåò äåëèòüñÿ è äèôôåðåíöèðîâàòüñÿ.

Íåêîòîðóþ ÿñíîñòü â ýòî ïðåäñòàâëåíèå âíåñ àìåðèêàíñêèé ó÷åíûé Ñ. Òîíåãàâà, êîòîðûé â 1988 ã. îáîñíîâàë ñ ãåíåòè÷åñêîé òî÷êè çðåíèÿ âîçìîæíîñòü îáðàçîâàíèÿ ñïåöèôè÷åñêèõ èììóíîãëîáóëèíîâ ïðàêòè÷åñêè êî âñåì ìûñëèìûì àíòèãåíàì. Ýòà òåîðèÿ èñõîäèò èç òîãî, ÷òî â îðãàíèçìå ÷åëîâåêà è æèâîòíûõ ïðîèñõîäèò ïåðåòàñîâêà ãåíîâ, â ðåçóëüòàòå ÷åãî îáðàçóþòñÿ ìèëëèîíû íîâûõ ãåíîâ. Ýòîò ïðîöåññ ñîïðîâîæäàåòñÿ èíòåíñèâíûì ìóòàöèîííûì ïðîöåññîì. Îòñþäà èç V- è Ñ-ãåíîâ, ãåíîâ Í- è L-öåïåé ìîæåò âîçíèêíóòü îãðîìíîå ÷èñëî ãåíîâ, êîäèðóþùèõ ðàçíîîáðàçíûå ïî ñïåöèôè÷íîñòè èììóíîãëîáóëèíû, ò.å. ïðàêòè÷åñêè ñïåöèôè÷íûå ê ëþáîìó àíòèãåíó.

Ñëåäóåò óïîìÿíóòü òàêæå òåîðèþ ñåòåé ðåãóëÿöèè (èììóííîé ñåòè), îñíîâíîé ñòåðæíåâîé èäååé, êîòîðîé ÿâëÿåòñÿ âûäâèíóòàÿ àìåðèêàíñêèì ó÷åíûì Í. Åðíå â 1974 ã. èäèîòèï-àíòèèäèîòèïè÷åñêàÿ ðåãóëÿöèÿ. Ñîãëàñíî ýòîé òåîðèè èììóííàÿ ñèñòåìà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé öåïü âçàèìîäåéñòâóþùèõ èäèîòèïîâ è àíòè-èäèîòèïîâ, ò. å. ñïåöèôè÷åñêèõ ñòðóêòóð àêòèâíîãî öåíòðà àíòèòåë, ñôîðìèðîâàííûõ ïîä âëèÿíèåì àíòèãåíà. Ââåäåíèå àíòèãåíà âûçûâàåò êàñêàäíóþ öåïíóþ ðåàêöèþ îáðàçîâàíèÿ àíòèòåë 1-ãî, 2-ãî, 3-ãî è ò.ä. ïîðÿäêîâ.  ýòîì êàñêàäå àíòèòåëî 1-ãî ïîðÿäêà âûçûâàåò îáðàçîâàíèå ê ñåáå àíòèòåëà 2-ãî ïîðÿäêà, ïîñëåäíåå âûçûâàåò îáðàçîâàíèå àíòèòåëà 3-ãî ïîðÿäêà è ò.ä. Ïðè ýòîì àíòèòåëî êàæäîãî ïîðÿäêà íåñåò «âíóòðåííèé» îáðàç àíòèãåíà, êîòîðûé ïåðåäàåòñÿ ýñòàôåòíî â öåïè îáðàçîâàíèÿ àíòè-èäèîòèïè÷åñêèõ àíòèòåë.

Äîêàçàòåëüñòâàìè ýòîé òåîðèè ÿâëÿþòñÿ ñóùåñòâîâàíèå àíòè-èäèîòèïè÷åñêèõ àíòèòåë, íåñóùèõ «îáðàç» àíòèãåíà è ñïîñîáíûõ âûçâàòü èììóíèòåò ê ýòîìó àíòèãåíó, à òàêæå ñóùåñòâîâàíèå ñåíñèáèëèçèðîâàííûõ ê àíòèèäèîòèïè÷åñêèì àíòèòåëàì Ò-ëèìôîöèòîâ, íåñóùèõ íà ñâîåé ïîâåðõíîñòè ðåöåïòîðû ýòèõ àíòèòåë.

Ñ ïîìîùüþ òåîðèè Í. Åðíå ìîæíî îáúÿñíèòü ôîðìèðîâàíèå èììóíîëîãè÷åñêîé ïàìÿòè è âîçíèêíîâåíèå àóòîèììóííûõ ðåàêöèé. Îäíàêî ýòà òåîðèÿ íå îáúÿñíÿåò ìíîãèõ ÿâëåíèé èììóíèòåòà, íàïðèìåð, êàê îòëè÷àåò îðãàíèçì «ñâîå» îò «÷óæîãî», ïî÷åìó ïàññèâíûé èììóíèòåò íå ïåðåõîäèò â àêòèâíûé, êîãäà è ïî÷åìó çàòèõàåò êàñêàä àíòèèäèîòèïè÷åñêèõ ðåàêöèé è ò.ä. èììóíèòåò àíòèãåí ôàãîöèòàðíûé

 60-å ãîäû âûäàþùèéñÿ ñîâåòñêèé èììóíîëîã Ï.Ô. Çäðîäîâñêèé ñôîðìóëèðîâàë ôèçèîëîãè÷åñêóþ êîíöåïöèþ èììóíîãåíåçà — ãèïîòàëàìî-ãèïîôèçàäðåíàëîâóþ òåîðèþ ðåãóëÿöèè èììóíèòåòà. Îñíîâíàÿ èäåÿ òåîðèè ñâîäèëàñü ê òîìó, ÷òî ðåãóëèðóþùóþ ðîëü â îáðàçîâàíèè àíòèòåë èãðàþò ãîðìîíû è íåðâíàÿ ñèñòåìà, à ïðîäóêöèÿ àíòèòåë ïîä÷èíÿåòñÿ îáùèì ôèçèîëîãè÷åñêèì çàêîíîìåðíîñòÿì. Îäíàêî òåîðèÿ íå êàñàåòñÿ êëåòî÷íûõ è ìîëåêóëÿðíûõ ìåõàíèçìîâ èììóíîãåíåçà

2. Ðåãóëÿöèÿ èììóíèòåòà

Ðåãóëÿöèÿ èììóíèòåòà — âîçäåéñòâèÿ íà àêòèâíîñòü èììóííûõ îðãàíîâ, èçìåíÿþùèå èììóííûå îòâåòû.

Èçìåíåíèå èììóííûõ îòâåòîâ ïîä âëèÿíèåì ïñèõîýìîöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ, ïèòàíèÿ, ñòåïåíè ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòè, áèîëîãè÷åñêèõ ðèòìîâ, ïðèâû÷åê, êëèìàòà è ò.ä. íàçûâàþò ðåãóëÿöèåé èììóíèòåòà. Èñïîëíèòåëüíûìè ìåõàíèçìàìè ðåãóëÿöèè èììóíèòåòà ó ÷åëîâåêà ÿâëÿþòñÿ àâòîíîìíàÿ íåðâíàÿ ñèñòåìà è ýíäîêðèííûå îðãàíû. Âûÿâëåí îòíîñèòåëüíûé àíòàãîíèçì âëèÿíèé ñèìïàòè÷åñêîé è ïàðàñèìïàòè÷åñêîé íåðâíîé ñèñòåì, à òàêæå êàòåõîëàìèíîâûõ è èíñóëèíîïîäîáíûõ ãîðìîíîâ íà èììóíèòåò.

Ñïîñîáíîñòü îðãàíèçìà ñîõðàíÿòü ïîñòîÿíñòâî êëåòîê è òêàíåé ìåíÿåòñÿ â çàâèñèìîñòè îò ïñèõè÷åñêîãî, ýìîöèîíàëüíîãî, áèîëîãè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ, âîçðàñòà, íàñëåäñòâåííîñòè, áèîëîãè÷åñêèõ ðèòìîâ, ïèòàíèÿ, êëèìàòà, ïîâåäåíèÿ. Èíà÷å ãîâîðÿ, èììóíèòåò ðåãóëèðóåòñÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ èíäèâèäóàëüíûìè îñîáåííîñòÿìè ÷åëîâåêà.

Îáùèå ïîëîæåíèÿ ðåãóëÿöèè ôóíêöèé, òàêèå êàê âåäóùàÿ ðîëü ïñèõèêè, âûñøåé íåðâíîé äåÿòåëüíîñòè, íåðâíûõ ðåãóëÿöèé (íåðâèçì) ïî îòíîøåíèþ ê äðóãèì (ñóáîðäèíàöèîííûå îòíîøåíèÿ), îáùèõ ïî ñðàâíåíèþ ñ ëîêàëüíûìè è äð., ïîëíîñòüþ ïðèëîæèìû ê ðåãóëÿöèè èììóíèòåòà.

Ó çäîðîâîãî ÷åëîâåêà àêòèâíîñòü èììóííîé ñèñòåìû èçìåíÿåòñÿ òàê, ÷òîáû îáåñïå÷èòü âûæèâàíèå. Òàêèå èçìåíåíèÿ èììóíèòåòà îïîñðåäóþòñÿ ÖÍÑ, ÀÍÑ, ãóìîðàëüíûìè è ãîðìîíàëüíûìè âëèÿíèÿìè. Ôàêòîðû, ïîäòâåðæäàþùèå ðîëü ïñèõèêè è ÂÍÄ, ðåàëèçóþùèåñÿ ÷åðåç àêòèâíîñòü ÖÍÑ, ÀÍÑ è ïåðèôåðè÷åñêèõ íåðâîâ, â ðåãóëÿöèè ñîñòîÿíèÿ èììóíèòåòà ÷åëîâåêà øèðîêî èçâåñòíû. Òàê, óñòàíîâëåíà ñâÿçü ìåæäó òèïîì ÂÍÄ ÷åëîâåêà è îñîáåííîñòÿìè èììóííîãî îòâåòà, à òàêæå îáðàòíûå çàâèñèìîñòè — èçìåíåíèÿ óñëîâíî ðåôëåêòîðíîé äåÿòåëüíîñòè âñëåäñòâèå èììóíèçàöèè (â îñîáåííîñòè ïðè ïåðâè÷íîì îòâåòå). Ýìîöèîíàëüíûé ñòðåññ ñîïðîâîæäàåòñÿ ïîâûøåíèåì ïðîëèôåðàöèè åñòåñòâåííûõ êëåòîê-êèëëåðîâ (ÅÊÊ), ïîâûøåíèåì àêòèâíîñòè òèìóñ-çàâèñèìûõ ëèìôîöèòîâ-õåëïåðîâ, à íåâðîç — ñíèæåíèåì àêòèâíîñòè ýòîé ãðóïïû ëèìôîöèòîâ.

Читайте также:  Препараты для иммунитета взрослым при простуде

Äåïðåññèÿ ñîïðîâîæäàåòñÿ îáùèì ñíèæåíèåì ëåéêîöèòîâ, Ò- õåëïåðîâ è Ò- ñóïðåññîðîâ, à òàêæå ÅÊÊ. Â ãèïîòàëàìóñå âûÿâëåíû âîëîêíà, ñîäåðæàùèå èíòåðëåéêèí 1-1b, îïîñðåäóþùèé ðåàêöèþ ñòðóêòóðû ìîçãà íà íåáëàãîïðèÿòíûå âîçäåéñòâèÿ (îõëàæäåíèå, ïåðåãðåâàíèå, ïåðåíàïðÿæåíèå è ò.ä.).

Óñòàíîâëåíî, ÷òî ó ëåâøåé ÷àùå âñòðå÷àþòñÿ àëëåðãè÷åñêèå è àóòîèììóííûå çàáîëåâàíèÿ.

Çà ïîñëåäíèå ãîäû óñòàíîâëåíî, ÷òî ãèïîôèç è ýïèôèç ñ ïîìîùüþ îñîáûõ ïåïòèäíûõ áèîðåãóëÿòîðîâ, ïîëó÷èâøèõ íàèìåíîâàíèå «öèòîìåäèíû», êîíòðîëèðóþò äåÿòåëüíîñòü òèìóñà. Ïåðåäíÿÿ äîëÿ ãèïîôèçà ÿâëÿåòñÿ ðåãóëÿòîðîì ïðåèìóùåñòâåííî êëåòî÷íîãî, à çàäíÿÿ — ãóìîðàëüíîãî èììóíèòåòà.

Ìåäèàòîðàìè èììóííîãî îòâåòà ÿâëÿþòñÿ ãîðìîíû (ãëþêîêîðòèêîèäû, íåéðîïåïòèäû, äð.), à òàêæå ïîëèïåïòèäû êëåòîê èììóííîé ñèñòåìû.  ÷àñòíîñòè, èììóííûå ðåàêöèè ìîäóëèðóþòñÿ ÀÊÒÃ, è äð. ãîðìîíàìè àäåíîãèïîôèçà). Ýòè ãîðìîíû âîçäåéñòâóþò íà ðåöåïòîðû êëåòîê èììóííîé ñèñòåìû. Íàïðèìåð, ìåòýíêåôàëèí ñòèìóëèðóåò ôîðìèðîâàíèå àíòèòåëîïðîäóöèðóþùèõ êëåòîê, ðîñò êëåòî÷íûõ êîëîíèé â òèìóñå è ñåëåçåíêå. Îäíàêî êîíöåíòðàöèÿ áåòà — ýíäîðôèíîâ â ïëàçìå ÿâëÿåòñÿ ðåøàþùèì ôàêòîðîì â ïîÿâëåíèè êîíå÷íîãî ýôôåêòà: íèçêèå êîíöåíòðàöèè (1/10-14 ìîëü) ñòèìóëèðóþò, à áîëåå âûñîêèå ïîäàâëÿþò ïðîäóêöèþ ñïåöèôè÷åñêèõ àíòèãåðïåòè÷åñêèõ ñèñòåì.

Âàæíûì ôàêòîðîì ðåãóëÿöèè èììóíèòåòà ÿâëÿåòñÿ õàðàêòåð è òèï ïèòàòåëüíûõ âåùåñòâ. Ïîëèíåíàñûùåííûå æèðíûå êèñëîòû ïèùè ïîäàâëÿþò àêòèâíîñòü ÅÊÊ, óñèëèâàþò ñèíòåç ïðîñòàãëàíäèíà ÈÃÅ. Íàîáîðîò, àðàõèäîíîâàÿ êèñëîòà ïèùè, ïîäàâëÿÿ ñèíòåç ÏÃÅ, ñòèìóëèðóåò èììóíèòåò. Îãðàíè÷åíèå áåëêîâîé ïèùè âûçûâàåò ñíèæåíèå àêòèâíîñòè Ò-õåëïåðîâ, ìèãðàöèþ ìàêðîôàãîâ è èõ ñïîñîáíîñòü îáðàçîâûâàòü àíòèòåëà. Ñîñòàâ ôëîðû êèøå÷íèêà â çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè îïðåäåëÿåò ñîñòîÿíèå èììóíèòåòà ÷åëîâåêà. Íàïðèìåð, êîðèíåáàêòåðèè JÊ ïðÿìîé êèøêè âûÿâëÿþòñÿ ó ëþäåé ñ âûðàæåííûì èììóíîäåôèöèòîì (ëåéêîç, ÑÏÈÄ, äð.). Èììóíîðåãóëÿöèÿ ëèïîïðîòåèäàìè íèçêîé ïëîòíîñòè, ïîÿâëÿþùèìèñÿ â ïëàçìå êðîâè ïîñëå ïðèåìà ïèùè, îïîñðåäóåòñÿ ÷åðåç ðåöåïòîðû èììóíîêîìïåòåíòíûõ êëåòîê.

 çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè ðåãóëÿöèÿ èììóíèòåòà îïðåäåëÿåòñÿ ñîäåðæàíèåì ñåðîòîíèíà â êëåòêàõ êèøå÷íèêà (äî 90% îò îáùåãî êîëè÷åñòâà).

Îïèñàíû áèîðèòìîëîãè÷åñêèå è âîçðàñòíûå èçìåíåíèÿ èììóíèòåòà çäîðîâîãî ÷åëîâåêà. Òàê, â óòðåííèå ÷àñû íàáëþäàåòñÿ ìàêñèìóì Ò- ëèìôîöèòîâ è ìèíèìóì Â-ëèìôîöèòîâ, à ôàãîöèòîç è óðîâåíü ïðîïåðäèíà íàèáîëåå âûñîêè â äíåâíîå è âå÷åðíåå âðåìÿ, ñíèæàÿñü íî÷üþ è óòðîì. Èììóíîðåàêòèâíîñòü èìååò ñåçîííûå êîëåáàíèÿ — ñíèæàåòñÿ âåñíîé è îñåíüþ. Ñ âîçðàñòîì íàðàñòàåò ÷èñëî àíîìàëüíûõ êëåòîê. Íàïðèìåð, ñïîíòàííûå ïåðåñòðîéêè õðîìîñîì â êëåòêàõ êðîâè ñîñòàâëÿþò ïî÷òè 3% ó ëèö ñòàðøåé âîçðàñòíîé ãðóïïû (50-80 ëåò). Ñ äðóãîé ñòîðîíû, â ýòîì âîçðàñòå íàáëþäàåòñÿ ñíèæåíèå èììóííûõ ðåàêöèé íà èíîðîäíûå êëåòêè-ìóòàíòû. Ïðè÷èíîé ýòîãî ÿâëÿåòñÿ óõóäøåíèå èììóííîãî îïîçíàíèÿ ñîáñòâåííûõ Àà âñëåäñòâèå äåôåêòîâ êëåòî÷íûõ ðåöåïòîðîâ, àêòèâíîñòè ìàêðîôàãîâ, ò.ä. Êðîìå òîãî, â óêàçàííîì âîçðàñòå îòìå÷àåòñÿ ñíèæåíèå ñîäåðæàíèÿ ëèìôîöèòîâ(1,5õ 109/ë â 50 ëåò ñðàâíèòåëüíî ñ 2,0õ 109/ë â 20 ëåò). Ó ëèö ñòàðøåé âîçðàñòíîé ãðóïïû óñèëèâàþòñÿ àóòîèììóííûå ðåàêöèè âñëåäñòâèå íàêîïëåíèÿ òêàíåâûõ êîìïëåêñîâ ÀÃ-ÀÒ(íàïðèìåð, ê ãåìîãëîáèíó), íàðóøåíèÿ ñîîòíîøåíèÿ èììóíî-ãëîáóëèíîâ (ïðåîáëàäàíèå ïðîäóêöèè IgÌ è ñíèæåíèå ïðîäóêöèè IgG è IgÀ).

Áåðåìåííîñòü ñîïðîâîæäàåòñÿ ïîâûøåíèåì ñîäåðæàíèÿ êîìïëåìåíòà Ñç, óñèëåíèåì ôàãîöèòàðíîé è áàêòåðèöèäíîé àêòèâíîñòè ëåéêîöèòîâ. Íà ðàííèõ ñðîêàõ áåðåìåííîñòè èììóíèòåò ñïåöèôè÷åñêè ïîäàâëÿåòñÿ, ÷òî ïðåäîòâðàùàåò îòòîðæåíèå çàðîäûøåâûõ êëåòîê, íåñóùèõ ïðèçíàêè ÷óæåðîäíîñòè.

Òàêèì îáðàçîì, àêòèâíîñòü èììóííûõ îðãàíîâ, ñâÿçàííûõ ñî âñåìè ñèñòåìàìè îðãàíèçìà — êðîâîîáðàùåíèåì, êðîâüþ, äûõàíèåì, ìåòàáîëèçìîì, ò.ä. — ìåíÿåòñÿ íå òîëüêî ïîä âëèÿíèåì ôàêòîðîâ, èñõîäÿùèõ èç èììóííûõ îðãàíîâ, íî è ìíîãèõ äðóãèõ. Ïîñëåäíèå ìîãóò íå òîëüêî ñïîñîáñòâîâàòü, íî è ïðåïÿòñòâîâàòü îñóùåñòâëåíèþ íîðìàëüíûõ ñàìîðåãóëÿòîðíûõ âëèÿíèé èììóííîé ñèñòåìû, êàê ñòàáèëèçèðîâàòü, òàê è óõóäøàòü èììóííûå îòâåòû.

3. Èììóííàÿ ðåãóëÿòîðíàÿ ñèñòåìà

 ïîñëåäíåå âðåìÿ âûñêàçàíî ïðåäïîëîæåíèå, ÷òî ñóùåñòâóåò íå äâå ñèñòåìû ðåãóëÿöèè (íåðâíàÿ è ãóìîðàëüíàÿ), à òðè (íåðâíàÿ, ãóìîðàëüíàÿ è èììóííàÿ). Èììóíîêîìïåòåíòíûå êëåòêè ñïîñîáíû âìåøèâàòüñÿ â ìîðôîãåíåç, à òàêæå ðåãóëèðîâàòü òå÷åíèå ôèçèîëîãè÷åñêèõ ôóíêöèé. Íå ïîäëåæèò ñîìíåíèþ, ÷òî Ò-ëèìôîöèòû èãðàþò ÷ðåçâû÷àéíî âàæíóþ ðîëü â ðåãåíåðàöèè òêàíåé. Ìíîãî÷èñëåííûå èññëåäîâàíèÿ ïîêàçûâàþò, ÷òî Ò-ëèìôîöèòû è ìàêðîôàãè îñóùåñòâëÿþò «õåëïåðíóþ» è «ñóïðåññîðíóþ» ôóíêöèè â îòíîøåíèè ýðèòðîïîýçà è ëåéêîïîýçà. Ëèìôîêèíû è ìîíîêèíû, âûäåëÿåìûå ëèìôîöèòàìè, ìîíîöèòàìè è ìàêðîôàãàìè, ñïîñîáíû èçìåíÿòü äåÿòåëüíîñòü öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû, ñåðäå÷íîñîñóäèñòîé ñèñòåìû, îðãàíîâ äûõàíèÿ è ïèùåâàðåíèÿ, ðåãóëèðîâàòü ñîêðàòèòåëüíûå ôóíêöèè ãëàäêîé è ïîïåðå÷íî-ïîëîñàòîé ìóñêóëàòóðû.

Îñîáåííî âàæíàÿ ðîëü â ðåãóëÿöèè ôèçèîëîãè÷åñêèõ ôóíêöèé ïðèíàäëåæèò èíòåðëåéêèíàì, êîòîðûå ÿâëÿþòñÿ «ñåìüåé ìîëåêóë íà âñå ñëó÷àè æèçíè», òàê êàê âìåøèâàþòñÿ âî âñå ôèçèîëîãè÷åñêèå ïðîöåññû, ïðîòåêàþùèå â îðãàíèçìå.

Èììóííàÿ ñèñòåìà ÿâëÿåòñÿ ðåãóëÿòîðîì ãîìåîñòàçà. Ýòà ôóíêöèÿ îñóùåñòâëÿåòñÿ çà ñ÷åò âûðàáîòêè àóòîàíòèòåë, ñâÿçûâàþùèõ àêòèâíûå ôåðìåíòû, ôàêòîðû ñâåðòûâàíèÿ êðîâè è èçáûòîê ãîðìîíîâ.

Èììóíîëîãè÷åñêàÿ ðåàêöèÿ, ñ îäíîé ñòîðîíû, ÿâëÿåòñÿ íåîòúåìëåìîé ÷àñòüþ ãóìîðàëüíîé, òàê êàê áîëüøèíñòâî ôèçèîëîãè÷åñêèõ è áèîõèìè÷åñêèõ ïðîöåññîâ îñóùåñòâëÿåòñÿ ïðè íåïîñðåäñòâåííîì ó÷àñòèè ãóìîðàëüíûõ ïîñðåäíèêîâ. Îäíàêî íåðåäêî èììóíîëîãè÷åñêàÿ ðåàêöèÿ íîñèò ïðèöåëüíûé õàðàêòåð è òåì ñàìûì íàïîìèíàåò íåðâíóþ. Ëèìôîöèòû è ìîíîöèòû, à òàêæå äðóãèå êëåòêè, ïðèíèìàþùèå ó÷àñòèå â èììóííîì îòâåòå, îòäàþò ãóìîðàëüíûé ïîñðåäíèê íåïîñðåäñòâåííî îðãàíó-ìèøåíè. Îòñþäà ïðåäëîæåíèå íàçâàòü èììóíîëîãè÷åñêóþ ðåãóëÿöèþ êëåòî÷íî-ãóìîðàëüíîé. Îñíîâíóþ ðîëü â íåé ñëåäóåò îòâåñòè ðàçëè÷íûì ïîïóëÿöèÿì Ò-ëèìôîöèòîâ, îñóùåñòâëÿþùèõ «õåëïåðíûå» è «ñóïðåññîðíûå» ôóíêöèè ïî îòíîøåíèþ ê ðàçëè÷íûì ôèçèîëîãè÷åñêèì ïðîöåññàì.

Ó÷åò ðåãóëÿòîðíûõ ôóíêöèé èììóííîé ñèñòåìû ïîçâîëÿåò âðà÷àì ðàçëè÷íûõ ñïåöèàëüíîñòåé ïî-íîâîìó ïîäîéòè ê ðåøåíèþ ìíîãèõ ïðîáëåì êëèíè÷åñêîé ìåäèöèíû.

Âûâîäû

Çà ïîñëåäíèå 10 ëåò áûëî ñäåëàíî ÷åòûðå íîâûõ îòêðûòèÿ, êîòîðûå ïîçâîëèëè ïîäîéòè ê èçó÷åíèþ êëåòî÷íûõ îñíîâ èììóíîëîãè÷åñêîãî ðàñïîçíàâàíèÿ:

îòêðûòû àíòèãåíñâÿçûâàþùèå ðåöåïòîðû Â-ëèìôîöèòîâ,

âûÿâëåíà êîîïåðàöèÿ Â- è Ò-ëèìôîöèòîâ â ïðîöåññå äèôôåðåíöèàöèè Â-êëåòîê â àíòèòåëîîáðàçóþùèå êëåòêè;

äîêàçàíî ðàçíîîáðàçèå ïîïóëÿöèè Ò- è Â-ëèìôîöèòîâ, ñîñòîÿùåé èç ñóáïîïóëÿöèé;

ïîêàçàíî çíà÷åíèå äëÿ ïåðâè÷íîãî èììóíîëîãè÷åñêîãî ðàñïîçíàâàíèÿ ÷óæåðîäíîãî àãåíòà Ò-ëèìôîöèòîâ.

Çíà÷èòåëüíûå óñïåõè äîñòèãíóòû èììóíîãåíåòèêîé.  ëèìôîèäíûõ êëåòêàõ íàéäåíû ñòðóêòóðíûå ãåíû, êîòîðûå êîíòðîëèðóþò âûðàáîòêó èììóíîãëîáóëèíîâ.

Ñòðåññ, à òàêæå äåïðåññèè óãíåòàþò èììóíèòåò, ÷òî ñîïðîâîæäàåòñÿ íå òîëüêî ïîâûøåííîé âîñïðèèì÷èâîñòüþ ê ðàçëè÷íûì çàáîëåâàíèÿì, íî è ñîçäàåò áëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ äëÿ ðàçâèòèÿ çëîêà÷åñòâåííûõ íîâîîáðàçîâàíèé.

Ëèòåðàòóðà

1. Âåðøèãîðà À.Þ. ²ìóíîëîã³ÿ. — Ê.: Âèùà øêîëà, 2005.

2. Âîðîáüåâ À.À. Ìèêðîáèîëîãèÿ è èììóíîëîãèÿ. Ì., 1999.

3. Ãåðõàðäò Ô. Ìåòîäû îáùåé áàêòåðèîëîãèè. Ò. 1,2,3. Ì., 1983.

4. Çåíãáóø Ï. Ìîëåêóëÿðíàÿ è êëåòî÷íàÿ áèîëîãèÿ. Ò. 1, 2, 3. Ì., 1982.

5. Êî÷åìàñîâà Ç. Í. Ìèêðîáèîëîãèÿ. Ì., 1984.

6. ËàáèíñêàÿÀ. Ñ. Ìèêðîáèîëîãèÿ ñ òåõíèêîé ìèêðîáèîëîãè÷åñêîãî èññëåäîâàíèé. Ì., 1992.

7. ËóðèÿÑ. Îáùàÿ âèðóñîëîãèÿ. Ì., 1970.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник