История возникновения и развития иммунитета государства
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 октября 2014;
проверки требуют 7 правок.
Иммунитет государства (суверенный иммунитет) — в международном праве принцип, в соответствии с которым суверенное государство не подчиняется органам власти других государств.
Принцип иммунитета государства основан на понятии о суверенном равенстве, закреплённом в Уставе ООН (1945) [1] и раскрытом в Декларации о принципах международного права (1970).[2] При этом само понятие суверенного равенства возникло гораздо раньше.
Данный принцип распространяется как на законодательную и исполнительную, так и на судебную юрисдикции иностранного государства.
В настоящее время не существует единой общемировой практики урегулирования вопросов, связанных с применением концепции иммунитета государства. Отчасти это бремя ложится на национальные законодательства.
В 2004 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.[3]Россия подписала её в 2006 году.[4] Однако эта конвенция вступит в силу только после того, как её ратифицируют 30 государств.
Элементы иммунитетов государства[править | править код]
Иммунитет государства от юрисдикции иностранного государства состоит из нескольких элементов:[5]
- Судебный иммунитет — неподсудность государства суду иностранного государства.
- Иммунитет от предварительного обеспечения иска.
- Иммунитет от принудительного исполнения иностранного судебного решения.
- Иммунитет собственности государства — правовой режим неприкосновенности государственной собственности, находящейся на территории иностранного государства.
- Иммунитет от применения иностранного права по отношению к сделкам с участием государства.
Эти иммунитеты действуют независимо. Например, если государство дает согласие на рассмотрение своего дела в суде (то есть отказывается от судебного иммунитета), иммунитеты от предварительного обеспечения и принудительного исполнения продолжают действовать.
Иммунитет государства и гражданско-правовые отношения[править | править код]
Концепция иммунитета относится к действиям государства как субъекта международно-правовых отношений. В современном мире государство часто ведет себя как юридическое лицо (субъект гражданского права). Существуют различные точки зрения на то, распространяется ли иммунитет государства на такие отношения.
Теория абсолютного иммунитета[править | править код]
Эта теория получила развитие в XIX в. и в первой половине XX в. В соответствии с ней иммунитет государства распространяется и на коммерческие сделки. Советский Союз и КНР придерживались теории абсолютного иммунитета.
Указанная концепция оставляет за государством суверенное право отказаться от иммунитета (в том числе, заявить об отказе от использования иммунитета в договоре).
Теория функционального (ограниченного) иммунитета[править | править код]
Теория функционального иммунитета принята в США и большинстве европейских стран во второй половине XX в. Россия в последнее время также начинает отказываться от концепции абсолютного иммунитета в пользу этой позиции.[6]
При этом считается, что государство не может пользоваться иммунитетом для защиты от исков, обусловленных невыполнением государством своих обязательств по коммерческим контрактам.[7] Таким образом, необходимы формальные критерии разграничения случаев, когда государство действует «как носитель публичной власти» (лат. jure imperii) и случаев, когда государство ведет себя «как частное лицо» (лат. jure gestionis).
Такие критерии являются предметом регулирования национального законодательства об иммунитете иностранных государств. Существуют также и международные договоры, затрагивающие эти вопросы. Например, Европейская конвенция об иммунитете государств [8], принятая в 1972 г. (Россия не является её участником), оговаривает случаи, в которых государство не может ссылаться на иммунитет.
Однако, такое регулирование отчасти ущемляет суверенитет иностранных государств, возлагая на национальные органы власти решение о применимости иммунитета в конкретном случае.
Уже упоминавшаяся Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (пока не вступившая в силу) содержит статью, запрещающую применение иммунитета государства в коммерческих сделках с иностранным физическим или юридическим лицом. Исключением являются случаи, когда стороны явным образом договорились об ином. Также эта статья не распространяется на сделки между государствами.
Иммунитет государства в национальном законодательстве[править | править код]
В России[править | править код]
Иммунитет иностранных государств в России регулируется ст. 401 гражданского процессуального кодекса (ГПК)[9] и ст. 251 Арбитражного процессуального кодекса (АПК)[10].
Ст. 401 ГПК утверждает иммунитет иностранного государства от исков в судах Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом (пока такого закона нет) или международным договором РФ. В то же время, ст. 251 АПК гарантирует иммунитет только в тех случаях, когда иностранное государство выступает «в качестве носителя власти». Отсюда следует, что на случаи, когда оно выступает в другом качестве, иммунитет не распространяется.
11 марта 2005 г. Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект «О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его собственности».[11] Однако дальнейших действий по принятию данного законопроекта пока не производилось.
8 апреля 2011 г. Государственная Дума РФ приняла постановление отклонить законопроект и снять с дальнейшего рассмотрения.
[12]
Подготовлен законопроект об отказе от абсолютного юрисдикционного иммунитета иностранных государств в России.
Законопроект, внесенный Правительством РФ, направлен на защиту российских интересов путём отказа от концепции абсолютного юрисдикционного иммунитета иностранных государств в России, что позволит принять ответные меры при обращении взысканий на российскую собственность за её территорией. В законопроекте определяются основные понятия, в том числе «иностранное государство», «имущество иностранного государства», «юрисдикционный иммунитет иностранного государства», «судебный иммунитет», «иммунитет в отношении исполнения судебного решения». Также определяются привилегии и иммунитеты, не затрагиваемые законопроектом.
Устанавливается принцип взаимности в вопросах применения юрисдикционного иммунитета (суд РФ на основе принципа взаимности вправе исходить из того же объема юрисдикционного иммунитета, каким Российская Федерация пользуется в соответствующем иностранном государстве). Предусматриваются случаи неприменения судебного иммунитета, в том числе по спорам:
- связанным с участием иностранного государства в гражданско-правовых сделках, по спорам, связанным с предпринимательской деятельностью, по трудовым спорам;
- касающимся прав на имущество;
- о возмещении вреда;
- касающимся интеллектуальной собственности;
- связанным с эксплуатацией судна.
Вступление федерального закона в силу запланировано на 1 января 2016 года.[обновить данные]
В США[править | править код]
В законе США 1976 г. указано, что государство не имеет права пользоваться иммунитетом от судебных исков в следующих случаях:[13]
- если основанием для иска служит коммерческая деятельность, которую иностранное государство осуществляет в США,
- если основанием для иска служит коммерческая деятельность, осуществляемая за пределами США, но порождающая «прямые последствия» для США.
Иммунитет государства в практике международных отношений[править | править код]
- В 1948 г. по иску неких граждан в Нью-Йорке был наложен арест на пароход «Россия», принадлежащий Советскому Союзу. Правительство СССР заявило протест, и по решению федеральных судов Нью-Йорка арест был снят.[14]
- В 1991 г. правительство РСФСР заключило договор о займе средств на закупку продовольствия и сельхозудобрений со швейцарской фирмой Noga. В дальнейшем российская сторона расторгла этот невыгодный контракт. Однако западные суды встали на сторону Noga, в результате чего последовала серия арестов счетов Центробанка России и дипломатических миссий, а также парусника «Седов» (в дальнейшем эти аресты были сняты). Такая ситуация стала возможной благодаря тому, что в контракте с Noga Россия добровольно отказалась от иммунитета.[15]
Примечания[править | править код]
- ↑ [1] Устав ООН.
- ↑ [2] Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, утверждённая резолюцией 2625 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 24 октября 1970 года.
- ↑ [3] Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.
- ↑ [4] Центр новостей ООН. Россия подписала Конвенцию ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.
- ↑ Международное частное право. Учебник/Под ред. Г. К. Дмитриевой. — ПБОЮЛ Гриженко Е. М., 2002. — 656 с.
- ↑ [5] Вопросы кодификации норм международного гражданского процесса в России (Н. И. Марышева, «Журнал российского права», N 6, июнь 2004 г.)
- ↑ Н. А. Ушаков. Государство в системе международно-правового регулирования. Учебное пособие. Москва, 1997 г.
- ↑ [6] Европейская конвенция об иммунитете государств. Базель, 16 мая 1972 года.
- ↑ [7] Гражданский процессуальный кодекс РФ, глава 43, статья 401.
- ↑ [8] Арбитражный процессуальный кодекс РФ, глава 32, статья 251.
- ↑ Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 29 апреля 2007. Архивировано 27 сентября 2007 года. Агентство Бизнес Новостей. Госдума РФ устанавливает режим юрисдикционного иммунитета иностранного государства.
- ↑ Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности
- ↑ М. М. Богуславский. Международное частное право. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Международные отношения, 1994, стр. 156.
- ↑ М. М. Богуславский. Международное частное право. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Международные отношения, 1994, стр. 152.
- ↑ [9] Би-би-си. Фирма Noga против России.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………….……… | |
ГЛАВА IПРАВОВОЙ ИММУНИТЕТ: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ……………………………………….. | |
1.1 Возникновение и развитие иммунитета ………………………………….. | |
1.2 Понятие и сущность иммунитета …………………………………………… | |
ГЛАВА II АНАЛИЗ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИММУНИТЕТОВ ВЫСШИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ГОСУДАРСТВ………………………………………………………………………………….. | |
2.1 Правовое регулирование действия иммунитетов высших должностных лиц государств …………………………………………………………………. | |
2.2 Основные принципы защиты иммунитетов высших должностных лиц государств ……………………………………………………………………… | |
ГЛАВА III ХАРАКТЕРИСТИКА ИММУНИТЕТОВ ВЫСШИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………. | |
3.1 Иммунитет Президента Республики Беларусь…………………………… | |
3.2 Иммунитет судей Конституционного Суда Республики Беларусь, судей Верховного Суда Республики Беларусь………………………………………. | |
Заключение ….…………………………………………………….……… | |
Список использованных источников ……………………… |
Введение
Современное международное право устанавливает определенные иммунитеты в отношении лиц, представляющих интересы государства. Однако, стремление международного сообщества закрепить принцип неотвратимости наказания за грубые массовые нарушения прав человека приводит к тому, что ряд международных органов, как напрямую, так и косвенно подтверждая существование общего правила национальных правовых систем и доктрины общего международного права о том, что должностные лица защищены юрисдикционными иммунитетами, формулируют право игнорирования этих иммунитетов в исключительных случаях совершения особо тяжких нарушений.
Вопрос об иммунитете должностных лиц государства от иностранной юрисдикции стал привлекать к себе повышенное внимание в последние годы, что связано во многом с развитием института защиты прав человека, уменьшением толерантности к грубым и массовым нарушениям прав человека, борьбой с терроризмом, транснациональной преступностью, коррупцией, отмыванием средств. Общество больше не хочет мириться с безнаказанностью совершающих эти преступления лиц, каково бы ни было их официальное положение в государстве.
Вопрос об иммунитете должностных лиц государства от иностранной уголовной юрисдикции чаще всего приобретает громкое общественное звучание, когда речь идет об обвинении таких лиц в совершении массовых и грубых нарушений прав человека (например, пыток или геноцида) и международного гуманитарного права. Вместе с тем данный вопрос возникает не только в связи с осуществлением универсальной юрисдикции в отношении международных преступлений (или преступлений по международному праву), но и в процессе реализации иных видов юрисдикции.
В настоящее время вопрос об иммунитете должностных лиц государства от иностранной уголовной юрисдикции стал привлекать к себе повышенное внимание и приобрел особую актуальность в современных условиях международного сообщества.
Суверенитет государства ввиду данных обстоятельств потерял свою абсолютность и первенство в системе международных норм. На первый план теперь выходят нормы международного права прав человека. Многочисленные случаи показали, что первые лица государства использовали предоставленные им иммунитеты с целью достижения своих личных целей через грубые нарушения прав населения государства.
Исследование иммунитетов высших должностных лиц государства напрямую связано с действием института иммунитета самого государства. Необходимость понимания природы и сущности иммунитета государства как основного субъекта международно-правовых отношений обуславливается тем, что такое понимание дает представление о первоначальном источнике иммунитета должностных лиц государства.
Вышеизложенные доводы обуславливают актуальность курсовой работы.
Цельюданной курсовой работы является комплексное изучение иммунитетов высших должностных лиц государства.
Исходя из цели курсовой работы, поставлены следующиезадачи:
1.Рассмотреть историю возникновения и развития иммунитета.
2.Изучить понятие и сущность иммунитета.
3.Изучить правовое регулирование действия иммунитетов высших должностных лиц государств.
4.Рассмотреть основные принципы защиты иммунитетов высших должностных лиц государств.
5.Изучить иммунитет Президента Республики Беларусь.
6.Изучить иммунитет судей Конституционного Суда Республики Беларусь, судей Верховного Суда Республики Беларусь.
Объектомкурсовой работыявляетсяиммунитет высших должностных лиц государства.
Предметом исследованиякурсовой работы являются нормативные правовые акты, научные исследования по теме исследования.
Методологическая основа исследованиякурсовой работы состояла в применении метода диалектики как общенаучного метода познания, а также таких методов научного исследования как изучение нормативно-правовой базы, анализ научных трудов в области темы исследования, методы описания, обобщения и прогнозирования.
В курсовой работе использованы действующие нормативно-правовые акты Республики Беларусь, научные и исследовательские работы, статьи выдающихся ученых-правоведов Республики Беларусь и зарубежья.
ГЛАВА I
ПРАВОВОЙ ИММУНИТЕТ: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
Date: 2016-05-23; view: 923; Нарушение авторских прав
Îöåíêà þðèäè÷åñêîãî ïîëîæåíèÿ ãîñóäàðñòâà êàê ó÷àñòíèêà ÷àñòíîïðàâîâûõ îòíîøåíèé. Äîãîâîð çàéìà è êîìïåíñàöèîííûå ñîãëàøåíèÿ êàê ðàçíîâèäíîñòè ãðàæäàíñêî-ïðàâîâûõ ñäåëîê ñ ó÷àñòèåì îðãàíîâ âëàñòè. Èñòîðèÿ ðàçâèòèÿ è äîêòðèíû èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà.
Íàæàâ íà êíîïêó «Ñêà÷àòü àðõèâ», âû ñêà÷àåòå íóæíûé âàì ôàéë ñîâåðøåííî áåñïëàòíî.
Ïåðåä ñêà÷èâàíèåì äàííîãî ôàéëà âñïîìíèòå î òåõ õîðîøèõ ðåôåðàòàõ, êîíòðîëüíûõ, êóðñîâûõ, äèïëîìíûõ ðàáîòàõ, ñòàòüÿõ è äðóãèõ äîêóìåíòàõ, êîòîðûå ëåæàò íåâîñòðåáîâàííûìè â âàøåì êîìïüþòåðå. Ýòî âàø òðóä, îí äîëæåí ó÷àñòâîâàòü â ðàçâèòèè îáùåñòâà è ïðèíîñèòü ïîëüçó ëþäÿì. Íàéäèòå ýòè ðàáîòû è îòïðàâüòå â áàçó çíàíèé.
Ìû è âñå ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäåì âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
×òîáû ñêà÷àòü àðõèâ ñ äîêóìåíòîì, â ïîëå, ðàñïîëîæåííîå íèæå, âïèøèòå ïÿòèçíà÷íîå ÷èñëî è íàæìèòå êíîïêó «Ñêà÷àòü àðõèâ»
Ïðàâîâîå ïîëîæåíèå ãîñóäàðñòâà â ìåæäóíàðîäíîì ãðàæäàíñêîì îáîðîòå. Îñíîâíûå âèäû ãðàæäàíñêèõ ïðàâîîòíîøåíèé ñ ó÷àñòèåì ãîñóäàðñòâà. Ïîíÿòèå èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà, èñòîðèÿ åãî âîçíèêíîâåíèÿ è ðàçâèòèÿ. Àíàëèç îñíîâíûõ òåîðèé èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [34,7 K], äîáàâëåí 30.11.2014
Îñîáåííîñòè ïðàâîâîãî ïîëîæåíèÿ ãîñóäàðñòâà â ìåæäóíàðîäíûõ ÷àñòíî-ïðàâîâûõ îòíîøåíèÿõ. Óñëîâèÿ îòêàçà îò ïðàâîâîãî èììóíèòåòà. Âèäû è îñíîâíûå äîêòðèíû èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà. Îñîáåííîñòè ó÷àñòèÿ Ðîññèè â ìåæäóíàðîäíûõ ÷àñòíî-ïðàâîâûõ îòíîøåíèÿõ.
ïðåçåíòàöèÿ [295,5 K], äîáàâëåí 02.08.2015
Ðàñêðûòèå ñîäåðæàíèÿ è èññëåäîâàíèå ïðîáëåìû èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà â ãðàæäàíñêî-ïðàâîâûõ îòíîøåíèÿõ. Ïðàâîâàÿ îöåíêà äîêòðèíû ãîñóäàðñòâåííîãî àêòà êàê îñíîâàíèÿ èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà. Ïðèçíàíèå èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà îò þðèñäèêöèè èíîñòðàííûõ ñóäîâ.
ðåôåðàò [18,0 K], äîáàâëåí 09.08.2012
Îáîáùåíèå òåîðèè è ïðàêòèêè â îáëàñòè èçó÷åíèÿ: ïðàâîâîãî ïîëîæåíèÿ ãîñóäàðñòâà êàê ó÷àñòíèêà ãðàæäàíñêî-ïðàâîâûõ îòíîøåíèé, ïðàâ íà îñíîâå ìåæäóíàðîäíûõ ñîãëàøåíèé â îáëàñòè àâòîðñêîãî ïðàâà. Çàêîíîäàòåëüñòâî ÐÔ â îáëàñòè ìåæäóíàðîäíîãî ÷àñòíîãî ïðàâà.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [31,4 K], äîáàâëåí 20.07.2011
Ñóâåðåíèòåò ãîñóäàðñòâà êàê îñíîâàíèå ôîðìèðîâàíèÿ îñîáîãî ñòàòóñà ãîñóäàðñòâà — ó÷àñòíèêà îòíîøåíèé â ìåæäóíàðîäíîì ÷àñòíîì ïðàâå. Êîíöåïöèè î âèäàõ èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà. Ïîíÿòèå èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà â çàêîíîäàòåëüñòâå Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [29,0 K], äîáàâëåí 23.01.2007
Íîðìû áåëîðóññêîãî çàêîíîäàòåëüñòâà ïî âîïðîñó èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà â ñîïîñòàâëåíèè èõ ñ íîðìàìè, ñîäåðæàùèìèñÿ â ìåæäóíàðîäíûõ êîíâåíöèÿõ è çàêîíîäàòåëüñòâå îòäåëüíûõ èíîñòðàííûõ ãîñóäàðñòâ. Òåîðèÿ àáñîëþòíîãî èììóíèòåòà â ñîâðåìåííûõ óñëîâèÿõ.
ðåôåðàò [23,0 K], äîáàâëåí 09.08.2012
Ðåãëàìåíòàöèè òîâàðíî-äåíåæíûõ è èíûõ îòíîøåíèé. Ïîíÿòèå è ïðèçíàêè ñäåëêè. Ïðàâîìåðíîñòü êàê ïðèçíàê ñäåëêè. Âîëåâîé õàðàêòåð, êëàññèôèêàöèÿ ãðàæäàíñêî-ïðàâîâûõ ñäåëîê. Îñíîâàíèÿ êëàññèôèêàöèè ãðàæäàíñêî-ïðàâîâûõ ñäåëîê. Ãîñóäàðñòâåííàÿ ðåãèñòðàöèÿ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [64,9 K], äîáàâëåí 22.12.2008
Ïðàâîâîå ïîëîæåíèå ãîñóäàðñòâà â ìåæäóíàðîäíîì ÷àñòíîì ïðàâå. Ïîíÿòèå è âèäû èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà. Èììóíèòåò ãîñóäàðñòâà â çàðóáåæíîì çàêîíîäàòåëüñòâå è ìåæäóíàðîäíî-ïðàâîâûõ àêòàõ. Òåíäåíöèè ðàçâèòèÿ ïðàâîâîãî ðåãóëèðîâàíèÿ èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [35,8 K], äîáàâëåí 15.01.2016
Ïîíÿòèå ñäåëêè, åå ìåñòî â ñèñòåìå þðèäè÷åñêèõ ôàêòîâ. Çíà÷åíèå ãðàæäàíñêî-ïðàâîâûõ ñäåëîê â ãðàæäàíñêîì îáîðîòå ÐÔ, èõ öåëè è ôóíêöèè â ïðàâîâîì ðåãóëèðîâàíèè èìóùåñòâåííûõ îòíîøåíèé. Ïîíÿòèå íåäåéñòâèòåëüíîñòè ñäåëîê. Îñïîðèìûå è íè÷òîæíûå ñäåëêè.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [48,1 K], äîáàâëåí 14.11.2014
Ïðàâîâîå ïîëîæåíèå ãîñóäàðñòâà â ìåæäóíàðîäíîì ÷àñòíîì ïðàâå. Òåîðèÿ àáñîëþòíîãî è ôóíêöèîíàëüíîãî èììóíèòåòà. Ïðàâà è îáÿçàííîñòè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè â ÷àñòíîïðàâîâûõ ìåæäóíàðîäíûõ îòíîøåíèÿõ. Òåíäåíöèè ðàçâèòèÿ ïðàâîâîãî ðåãóëèðîâàíèÿ èììóíèòåòà.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [25,9 K], äîáàâëåí 12.10.2014