Изучите материал учебника и запишите определения иммунитет антитела
Фагоцитоз и выработка антител лейкоцитами — единый защитный механизм, названный иммунитетом.
Под иммунитетом понимают устойчивость организма к инфекционным агентам и чужеродным веществам.
Механизмы иммунитета защищают организм от инфекционных агентов (бактерий и вирусов), освобождают его от погибших, а также переродившихся клеток.
Реакции иммунитета являются причиной отторжения пересаженных органов и тканей.
Осложнения при переливании несовместимой группы крови также связаны с иммунными реакциями.
Очень важную роль в формировании иммунитета играет вилочковая железа, или тимус. Она расположена за грудиной и хорошо развита только в детстве.
Люди уже с рождения невосприимчивы ко многим болезням, так как в их крови содержатся готовые антитела. Такой иммунитет называют врождённым. Врождённый иммунитет наследуется от родителей.
Пример:
у человека с рождения имеется иммунитет к возбудителю чумы собак. Человек не заболевает этой болезнью.
В результате перенесённой инфекционной болезни в организме человека тоже образуются антитела — вырабатывается иммунитет. Такой иммунитет получил название приобретённого. Если возбудители болезни снова попадут в организм обладателя приобретённого иммунитета, то вырабатываемые антитела очень быстро этих возбудителей уничтожат, и человек не заболеет.
Пример:
переболев корью, коклюшем, ветряной оспой, люди, как правило, не заболевают этими болезнями повторно.
Врождённый и приобретённый иммунитет называют естественным.
Чтобы уберечь человека от заражения той или иной инфекционной болезнью (оспой, краснухой, паротитом (свинкой), полиомиелитом, дифтерией и др.), человеку делают прививки — вводят вакцину (убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни) и таким образом создают искусственный иммунитет.
Прививка вызывает заболевание в лёгкой форме, при этом образуются защитные антитела. Это — активный иммунитет. Прививки спасли жизни многим людям.
Пример:
в (1769) г. английский врач Эдуард Дженнер заметил, что крестьянки, ухаживающие за коровами, довольно часто заражаются от животных заболеванием «коровьей оспой», которая протекает у людей легко. А в периоды эпидемий те, кто переболел «коровьей оспой», никогда не болели человеческой оспой (очень опасным, часто смертельным заболеванием человека). Дженнер сначала привил восьмилетнему мальчику «коровью оспу», а через (1,5) месяца заразил его человеческой оспой. Ребёнок не заболел. Таким образом были разработаны прививки.
Если заболевшему человеку нужно быстро оказать помощь, ему обычно вводят готовые антитела в виде лечебной сыворотки, которую получают из плазмы крови животных или людей, перенёсших инфекционное заболевание. Это пассивный иммунитет.
Пример:
лечебные сыворотки часто являются единственным средством при лечении смертельно опасных болезней, например столбняка. Возбудитель столбняка находится в почве и при загрязнении раны землёй может попасть в организм и вызвать эту тяжёлую болезнь. В случае подозрения на столбняк следует срочно ввести противостолбнячную сыворотку в лечебном учреждении.
Однако введённые в организм с сывороткой антитела недолговечны, и человек через некоторое время снова становится восприимчив к данной болезни.
Лечебная сыворотка — это препарат плазмы крови без фибриногена, содержащий готовые антитела, которые образовались в крови животного (или человека), ранее заражённого данным возбудителем (перенёсшего данное заболевание).
Различают два типа иммунитета: специфический и неспецифический.
Неспецифический иммунитет носит видоспецифический характер, то есть практически одинаков у всех представителей одного вида. Он направлен против любых чужеродных веществ и обеспечивает борьбу с инфекцией на ранних этапах её развития, когда специфический иммунитет ещё не сформировался.
Неспецифический иммунитет врождённый. Он формируется уже у плода и обеспечивается кожей и клетками слизистых оболочек.
Состояние неспецифического иммунитета определяет предрасположенность человека к различным банальным инфекциям, возбудителями которых являются условно патогенные микробы.
Специфический иммунитет носит индивидуальный характер и формируется на протяжении всей жизни человека в результате контакта его иммунной системы с различными микробами и антигенами. Специфический иммунитет обеспечивается антителами, выделяемыми лимфоцитами, и направлен на определённый антиген.
Специфический иммунитет сохраняет память о перенесённой инфекции и препятствует её повторному возникновению.
Источники:
Любимова З. В., Маринова К. В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. — М.: Владос.
https://festival.1september.ru/articles/588083/
https://www.tiensmed.ru/news/eritrociti1.html
https://www.rlsnet.ru/books_book_id_2_page_38.htm
Тема: Иммунитет – 8 класс
Выберите один вариант ответа в тестовых заданиях.
1.Антитела выделяют:
А) эритроциты, б) эпителиальные клетки, в) лимфоциты, г) тромбоциты
2. Укажите виды иммунитета:
А) естественный и врожденный, б) естественный и искусственный,
в) искусственный и приобретенный, г) искусственный и врожденный
3. Иммунитет, передающийся детям от родителей по наследству:
А) естественный, б) искусственный, в) активный, г) пассивный
4. Искусственный иммунитет делится на:
А) врожденный и пассивный, б) врожденный и активный,
в) активный и пассивный, г) активный и поствакцинальный
5. Первую прививку от оспы сделал:
А) Э. Дженнер, б) И. И. Мечников, в) Л. Пастер, г) И. П. Павлов
6. Антитела представляют собой белки:
А) агглютиногены, б) иммуноглобулины, в) гемоглобины, г) фибриногены
7. Естественный иммунитет может быть:
А) врожденный и приобретенный, б) активный и пассивный,
в) врожденный и активный, г) приобретенный и пассивный
8. Ряд, в котором представлены основные причины снижения иммунитета:
А) неправильное питание, закаливание,
Б) плохая экология, недосыпания, занятия спортом,
В) избыточный солнечный свет, ежедневные прогулки, стресс,
Г) интоксикация алкоголем, стресс, недосыпание интоксикация алкоголем
9. Ряд, который содержит пример формирования искусственного иммунитета:
А) сыворотка, вакцинация, прививка
Б) сыворотка, генная инженерия, вакцинация
В) вакцинация, анабиоз, сыворотка
Г) анабиоз, симбиоз, вакцинация
10. Ряд, который содержит пример формирования естественного иммунитета:
А) сыворотка, генная инженерия, вакцинация
Б) сыворотка, вакцинация, прививка
В) перенесение заболевания оспы, наследственность, вскармливание молоком
Г) вакцинация, наследственность, вскармливание молоком
11. Ряд, в котором представлена схема естественного иммунитета:
А) иммунитет: врожденный и приобретенный
Б) иммунитет: естественный и приобретенный
В) иммунитет: врожденный и наследственный
Г) иммунитет: врожденный и генетический
12. Ряд, в котором представлена схема искусственного иммунитета:
А) иммунитет: вакцинация и приобретенный
Б) иммунитет: врожденный и приобретенный
В) иммунитет: вакцинация и сыворотка
Г) иммунитет: врожденный и наследственный
13. Ряд, в котором представлена схема иммунитета:
А) иммунитет: естественный (врожденный и приобретенный) искусственный (сыворотка и вакцинация)
Б) иммунитет: врожденный (вакцина и сыворотка) и приобретенный
В) иммунитет: вакцинация (искусственная и приобретенная) и сыворотка (искусственная и натуральная)
Г) иммунитет: врожденный и наследственный (сыворотка и вакцинация)
14. Ряд, в котором перечислен факторы повышающие иммунитет:
А) медицинское обследование, вакцинация, спорт
Б) закаливание, введение сыворотки, диета
В) диета, закаливание, медицинские процедуры
Г) рациональное питание, закаливание, занятие спортом
15. Сыворотка представляет собой:
А) готовые антитела, б) ослабленные антигены, в) ослабленные микробы, г) убитые микробы
16. Вакцина это:
А) культура ослабленных микробов, б) готовые антитела,
в) неослабленные микробы, г) кровь переболевшего человека или животного
17. Установите соответствие между видом иммунитета и его характеристикой.
1. Естественный
2. Искусственный
Б) Появляется после вакцинации
В) Приобретается после перенесенного заболевания
Г) Передается от родителей своим детям
Д) Возникает под действием лечебной сыворотки
Е) Возникает при введении культур ослабленных микробов
18. Выберите правильные высказывания.
1. Т-система осуществляет клеточный иммунитет.
2. В-система осуществляет гуморальный иммунитет.
3. Уничтожение вредных факторов с помощью фагоцитов осуществляется гуморальным механизмом иммунитета.
4. Иммунологическая память обеспечивается клетками памяти – В-лимфоцитами.
5. В формировании иммунитета активное участие принимают эритроциты.
6. В защитной реакции организма при воспалении главная роль отводится специфическим факторам.
7. Специфическая форма иммунитета обуславливает защиту однородными антителами от одного вида инфекции.
8. Вещество, вызывающее аллергию, называют комплексом антиген-антитело.
9. Все вакцины и сыворотки специфичны, то есть обладают строгой направленностью действия.
10. При введении сыворотки организм самостоятельно вырабатывает антитела.
Ответы на задания по теме «Иммунитет» – 8 класс
1. В, 2. Б, 3. А, 4. В, 5. А, 6. Б, 7. А, 8. Г, 9. А, 10. В, 11. А, 12. В, 13. А, 14. Г, 15. А, 16. А,
17.. 1 – А, В, Г; 2 – Б. Д, Е.
18. Правильные высказывания: 1, 2, 4, 7, 9.
69. Сформулируйте несколько вопросов, ответы на которые вы хотите получить при изучении этой темы.
Ответ: Из чего состоит кровь? Какую функцию выполняют форменные тела крови? Функция жидкостей внутренней среды?
70. Назовите три жидкости, составляющие внутреннюю среду организма.
Ответ: Кровь, лимфа, тканевая жидкость.
71. Ответьте, работа каких регулирующих систем поддерживает относительное постоянство внутренней среды организма.
Ответ: Нервная и эндокринная система.
72. Укажите, где располагаются структуры, сигнализирующие регулирующим системам об отклонении концентрации определённого вещества в жидкостях внутренней среды организма от нормального диапазона.
Ответ: В стенках кровеносных сосудов.
74. Зарисуйте и опишите строение и функции форменных элементов крови, используя следующую таблицу.
Ответ:
Клетки крови
Характеристика
Эритроциты
Лейкоциты
Тромбоциты
Рисунок и описание строения
Красные кровяные тельца двояковогнутой формы. Ядра нет.
Округлые прозрачные кровяные тельца с выраженным ядром.
Мелкие клетки.
Функция
Транспорт веществ.
Защитная (фагоцитоз).
Свертывание крови.
Количество (в 1 )
4-5 млн.
4-8 тыс.
200-400 тыс.
74. Прочитайте статью «Состав крови» (§17). Ответьте на вопросы.
1) Почему артериальная кровь ярко — алая, а венозная – тёмно — вишнёвая? (Опишите процессы, происходящие с гемоглобином при превращении венозной крови в артериальную и артериальной крови в венозную.)
Ответ: Гемоглобин в артериальной несёт кислород от сердца к органам, а потому кровь имеет светлый цвет. В венозной крови гемоглобин несет углекислый газ от органов к сердцу, а потому кровь имеет темный цвет.
2) Следователь, изучая подозрительные капли крови, обнаружил, что её эритроциты имеют ядро. Могли ли такая кровь принадлежать человеку?
Ответ: Нет, у млекопитающих зрелые эритроциты ядер не имеют.
А курице?
Ответ: Да, курица – это птица.
3) Фагоциты уничтожают чужеродные клетки – антигены путём их захвата. А как действуют лимфоциты?
Ответ: Они выделяют антитела, которые нейтрализуют антигены.
75.Прочитайте материал о тромбоцитах(§17). Дополните схему, отражающую порядок событий, происходящих при свёртывании крови.
Ответ:
76. Прочитайте дополнительный материал и ответьте на вопросы.
Гемофилия – наследственное заболевание, связанное с нарушением процесса свертывания крови. Врождённое изменение структуры ДНК (определённого гена) приводит к тому, что у человека не образуются необходимые белки – факторы свёртывания. В результате резко взрастает опасность гибели человека, даже при незначительной травме. Обычно болезнью страдают мужчины, женщины же являются носительницами гена гемофилии и могут родить больных сыновей или дочерей – носительниц. Самой известной в истории носительницей гена гемофилии была английская королева Виктория, которая передала этот патологический ген своим потомкам – представителям царских семей Европы. Царевич Алексей – сын последнего российского императора Николая II – страдал гемофилией. Ген гемофилии он получил от матери — императрицы Александры, которая была внучатой племянницей королевы Виктории. Наиболее распространённое заблуждение о гемофилии – это то, что больной гемофилией может истечь кровью от малейшей царапины. На самом деле, кровотечение из мелких ссадин и порезов у гемофиликов прекращается почти так же быстро, как и у здоровых людей. Опасны крупные ранения, хирургические операции, удаление зубов. А также внутренние кровоизлияния в мышцы и суставы.
Как вы считает, в каком направлении должна развиваться помощь людям, живущим с диагнозом «гемофилия»? какие лекарственные препараты необходимы для компенсации этого заболевания?
Ответ: Необходимо искусственно стимулировать синтез фактора свертывания крови таких больных, либо вводить в качестве инъекции.
77. Прочитайте дополнительный материал и сформулируйте к нему вопрос.
При повреждении сосуда вся кровь не сворачивается благодаря наличию системы противосвёртывания. Специальные белки плазмы препятствуют распространению реакции далеко от места повреждения сосуда. Они присоединяются к факторам свёртывания и блокируют их. Если этих белков недостаточно, то сгусток крови вырастает очень большой и возникает опасность тромбоза (закупорки) сосудов. Это заболевание получило название тромбофилия. В 70% случаев тромбофилия имеет наследственную природу.
Ответ: Как передается тромбофилия? Опасна ли для жизни тромбофилия?
78. Прочитайте статью «Защитные барьеры организма» (§18). Заполните таблицу.
Ответ:
Защитные барьеры организма
Тип защиты
Барьер: кожа и слизистые оболочки
Физическая
Химическая
Экологическая
Преграда на пути к внутренней среде.
Выделения потовых и сальных желез губительны для многих бактерий и вирусов.
На коже человека находятся организмы, которые уничтожают других микробов.
Барьер: кровь, тканевая жидкость, лимфа (т.е. внутренняя среда организма)
Неспецифический иммунитет
Специфический иммунитет
Осуществляется лейкоцитами путем фагоцитоза.
Антигены уничтожаются антителами.
79. Дайте определение понятия иммунитет.
Ответ: Это способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и сохранять постоянство внутренней системы.
80. Дополните схему иммунной системы организма человека.
Ответ:
81. Заполните таблицу.
Ответ:
Функция T-лимфоцитов
Функция B — лимфоцитов
Распознают антигены и расшифровывают их химическую структуру. Информацию о химической структуре антигены передают в B — лимфоциты
Получит информацию от T – лимфоцитов, начинают выделять антитела.
82. Прочитав статью «Воспаление» (§18), напишите в правом столбце таблицы процессы, происходящие в поражённых тканях.
Ответ:
Внешние признаки
Процессы, происходящие в поражённых тканях
Воспалённое место краснее, на этом участке повышается температура.
Расширяются капилляры, усиливается приток крови.
Возникает боль и опухоль. Ограничивается участок воспаления.
Раздражаются рецепторы, вызывающие боль к воспаленному участку прибывают лейкоциты и макрофаги. Начинается фагоцитоз. Вокруг микробов образуется защитный вал, внутри которого происходит уничтожение возбудителей.
Появляется гной.
Смесь погибших микробов и фагоцитов, вышедшая на поверхность.
83. Допишите приведённые утверждения.
Ответ: Заразные болезни, вызываемые вирусами, микробами, грибками, называют инфекционными. Заразные болезни, вызываемые простейшими, червями, паразитами, клещами, называются паразитами. Инфекционные заболевания протекают поэтапно. Время от момента заражения до появления первых симптомов называется скрытым периодом. Далее следует острый период, после которого наступает выздоровление.
84. Напишите, какие процессы в организме имеют место в скрытый, острый периоды болезни и при выздоровлении.
Ответ:
Период болезни
Процессы, происходящие в организме
Скрытый
Размножение возбудителя и иммунная реакция.
Острый
Интенсивное накопление возбудителя и токсинов антител.
Период выздоровления
Антитела нейтрализуют яды сдерживают размножение.
85. Прочитайте статью «Инфекционные болезни» (§18). Ответьте на вопросы.
1) Можно ли заразиться, выпив из стакана, которым пользовался больной гриппом? Почему?
Ответ: Да. На горлышке стакана могут оставаться вредоносные организмы.
2) Можно ли избавиться от микробов с помощью кипячения воды?
Ответ: Можно избавиться от большинства микробов, но не от всех.
3) Вчём состоит опасность бацилло- и вирусоносительства?
Ответ: После перенесенного заболевания бациллы и вирусы могут долгое время без симптомов находится в организме человека, заражая других людей.
86. Прочитайте статьи «История изобретения вакцин» и «Лечебные сыворотки» (§19) и запишите в табличной форме разницу между вакцинами и лечебными сыворотками.
Ответ:
Критерии сравнения
Вакцины
Лечебные сыворотки
Состав препарата.
Ослабленные микробы или их токсины.
Готовые антитела.
Механизм действия
Организм сам вырабатывает антитела. Иммунитет развивается в течение месяца
Организм получает готовые антитела, ему не нужно вырабатывать их самостоятельно.
Продолжительность действия
Длительное
Короткое
87. Изучите рисунок 60 на с. 122 учебника. Заполните пропуски в тексте об изготовлении и применении антидифтерийной сыворотки, приведённое ниже.
Ответ: Для приготовления антидифтерийного антитоксина лошади вводят возбудителя инфекции или токсин. Процедуру повторяют несколько раз, увеличивая дозу препарата. В организме лошади вырабатывается антитела. Из взятой у лошади крови берут антитела путём выделения сыворотки. Ампулы антидифтерийного антитоксина применяют в лечении больных и профилактике здоровых. Сыворотка специфична, т.е. обладает строгой направленностью действия.
88. Прочитайте статью «Аллергию» (§19). Впишите в текст о развитии аллергического процесса необходимые термины.
Ответ: I стадия аллергии протекает безболезненно и без внешних проявлений. Аллерген вызывает иммунную реакцию. Образующиеся антитела выходят из стенок сосудов и адсорбируются на слизистых оболочках. II стадия аллергии вызывает конъюнктивит, насморк, кашель, крапивницу, расстройство желудка и пр. Попавший в организм аллерген улавливается антителами, осевшими на слизистых. Образуется комплекс антиген – антитела. При этом выделяются вещества, которые поражают клетки слизистых. Происходит аллергическая реакция.
89. Прочитайте статью «Переливание крови» (§19). Укажите стрелками теоретические пути переливания крови.
Ответ:
90. Повторите информацию о факторах, по которым различаются группы крови у человека.
По содержанию антигенов в эритроцитах и антител плазмы людей можно разделить на четыре группы. Антигены эритроцитов обозначаются буквами А и В, антитела плазмы – греческими буквами α и β. Иммунный конфликт происходит тогда, когда антиген А встречается с антителом α, а антиген В – с антителом β. В крови любого человека эти антигены и антитела никогда не встречаются вместе.
I группа крови
II группа крови
III группа крови
VI группа крови
Антигены эритроцитов
Отсутствуют
A
B
AB
Антитела плазмы
αβ
β
α
Отсутствуют
Переливание совместимой крови, но другой группы крови проводится капельным способом и в небольших объёмах, поэтому несовместимые антитела донорской крови разбавляются плазмой реципиента и не могут склеить эритроциты, содержащие несовместимые антигены.
При переливании несовместимой крови антигены донорских эритроцитов попадают сразу в плазму реципиента с высокой концентрацией антител, и донорские эритроциты склеиваются.
Однако в настоящее время пациенту стараются переливать кровь столько своей группы.
Знаете ли вы свою группу крови? Если нет, спросите у родителей и запишите её в тетрадь.
Ответ: Да, знаю. Первая положительная.
91. Прочитайте статью «Резус — фактор» (§19). Ответьте на вопросы.
1) Что происходит в организме резус – отрицательной женщины, если она вынашивает резус – положительного ребёнка в первую беременность?
Ответ: Возникает резус – конфликт. В организме начинают вырабатываться антитела, которые уничтожают этот белок. Но их так много.
2) Что происходит при повторной беременности, если плод снова резус – положительный?
Ответ: Тогда антител накапливается достаточно, и они разрушают эритроциты ребенка, что приводит к гемолитической болезни.
3) С наследственным или приобретённым иммунитетом связаны: а) несовместимость групп крови по системе АВ0;
Ответ: Наследственным
б) резус-конфликт?
Ответ: приобретённым.
92. Оцените, что нового вы узнали при изучении этой темы. Предположите, как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни.
Ответ: Знание своего резус-фактора и группы крови может спасти жить. Также знания о совместимости групп крови пригодятся в будущем, если мы решим стать донором крови для кого-то из близких или для всех. Зная, что у меня первая группа, то я являюсь универсальным донором.
93. Решите кроссворд № 5.
Ответ:
По горизонтали:
2. Культура ослабленных микробов или их ядов, применяемые для предохранительных прививок.
5. Клетка крови, участвующая в образовании антител.
7. Человек, дающий кровь для переливания.
9. Способность организма уничтожать чужеродные клетки и вещества.
10. Вещество, присоединяющее кислород и находящееся в эритроцитах.
11. Химические вещества, поступающие в кровь и уничтожающие определённый вид антигенов.По вертикали:
1. Клетка крови, транспортирующая кислород и углекислый газ.
3. Чужеродное вещество.
4. Сгусток крови, возникающий в процессе свёртывания.
6. Кровяные пластинки, участвующие в свёртывании крови.
8. Человек, получающий кровь при переливании.