Юридические свойства государства суверенитет юрисдикция иммунитет
Каждое государство
обладает суверенитетом.
Суверенитет
это полнота и независимость законодательной,
исполнительной и судебной власти
государства, исключительная
компетенция государства
на своей территории. Суверенитет придает
государствам качество некоей «международной
личности», «международного юридического
лица»
публичного лица; является главным и
неотъемлемым элементом правосубъектности
государства.
Из суверенитета
проистекают суверенные права государства,
в том числе право распространять свою
власть на объекты и частных лиц в пределах
государственной территории и за ее
пределами.
Это означает, что
МП возлагает на государство обязательства,
а порядок реализации этих обязательств
внутри страны определяет само государство
своим внутренним правом (если иное не
следует из международно-правовой нормы).
Таким образом, именно внутреннее право
обеспечивает пути и средства применения
МП внутри страны.
Различают
суверенитет внутренний
и внешний.
Внутренний
суверенитет
это верховенство государственной власти
внутри страны, на ее территории; внешний
независимость государства во внешних
делах, в осуществлении международных
отношений.
Следует также
помнить, что суверенитет государственный
является в некотором смысле производным
от суверенитета народного.
Народный суверенитет
(суверенитет народа)
это полновластие народа, обладание
народом политическими и экономическими
средствами для участия в управлении
делами государства и общества.
Примером спора
за суверенитет над той или иной территорией
может служить спор между Испанией и
Великобританией по поводу Гибралтара.
Гибралтар находится
к югу от Испании, занимая важное
стратегическое место. На протяжении
300 лет он управлялся Великобританией,
там находится британская военная база.
Между Испанией и Великобританией более
20 лет шли и продолжаются переговоры о
статусе Гибралтара.
В октябре 2002 года
парламент Гибралтара, несмотря на
протесты Великобритании и Испании,
принял решение о проведении в том же
году референдума по вопросу, под чей
суверенитет
Великобритании или Испании
должна отойти данная территория. При
этом предлагались планы расширения
полномочий территории как автономии и
совместного испано-британского
управления.
В ходе референдума
жители Гибралтара подавляющим большинством
высказались против совместного управления
и за британский суверенитет. Обе страны
официально заявили о непризнании
результатов референдума.
В отличие от
государств, международные
организации
суверенитетом не обладают; их правовой
статус основан не на суверенитете, а на
соглашении государств.
Проявлением
суверенитета
являются:
а) юрисдикция
государства
в отношении тех или иных дел в стране и
за рубежом;
б) иммунитет,
принадлежащий государству, его органам,
официальным лицам, имуществу, от власти
иностранного государства.
Юрисдикция
право государства, его органов и
должностных
лиц
на рассмотрение и решение всех и любых
дел, которые находятся в компетенции
государственного аппарата.
Юрисдикция
проявляется в том, что государство
устанавливает нормы
права,
применяет их, дает правовую оценку
фактам, разрешает юридические споры,
применяет меры ответственности и т. п.
Под термином
«юрисдикция» понимаются различные
стороны правовых отношений: компетенция,
подведомственность, подсудность,
контроль, охрана, круг дел, сфера, на
которую распространяются полномочия,
и т. д.
Различают три
вида юрисдикции: личную, территориальную
и экстратерриториальную. Термин «личная»
означает, что юрисдикция распространяется
на частных лиц независимо от того,
находятся и/или действуют они на
территории государства или за ее
пределами.
Термин
«территориальная» означает, что
юрисдикция распространяется на территорию
государства (и, соответственно, на все
«вещи» и «лица», которые находятся в
пределах этой территории).
Термин
«экстратерриториальная» означает, что
юрисдикция распространяется на
определенные «вещи» и «лица» за пределами
государственной территории (например,
в отношении своих морских, воздушных
судов, космических объектов).
Существуют, в
частности, и другие классификации
юрисдикции:
полная и
ограниченная;
законодательная,
административная, судебная;
обязывающая,
управомочивающая, запрещающая,
принуждающая.
К наиболее важным
нормам МП, касающимся вопросов юрисдикции,
можно отнести следующие:
государство не
вправе требовать от своих частных лиц,
чтобы они, будучи за рубежом, совершали
действия, запрещенные правом государства
их пребывания;
на государственной
территории иностранное право может
действовать лишь в тех рамках, которые
определены национальным правом (с учетом
международных обязательств);
на государственной
территории иностранное право не подлежит
применению, если оно противоречит
основам национального права, публичному
порядку.
Проблема
экстратерриториальной
юрисдикции
является одной из самых острых в
современном МП и нуждается в более
обстоятельном исследовании.
Иммунитет
это право не подчиняться власти
(юрисдикции) иностранного государства,
его органов и должностных лиц.
Соответственно другой стороной иммунитета
является отсутствие компетенции у
государственных органов на осуществление
дел в сфере юрисдикции других государств.
Иммунитет
проявляется в том, что государству,
его органам не может быть предъявлен
иск в суде иностранного государства;
имущество государства не может быть
подвергнуто аресту или принудительному
взысканию со стороны иностранного
государства; дипломатические представители
государства обладают неприкосновенностью
личности, жилища, собственности,
освобождаются от налогов
и таможенного досмотра и т. п.
Изъятие «вещи»
или «лица» из-под действия внутреннего
права государства, на территории которого
они находятся, принято называть
экстерриториальностью.
В
экстерриториальном режиме находятся,
в частности, дипломатические
представительства, военные корабли,
прибывшие в иностранное государство с
его согласия. На такие объекты
распространяется экстратерриториальная
юрисдикция
их государств.
В 1978 году Комиссия
международного права ООН
включила в свою повестку тему
«Юрисдикционные иммунитеты государств
и их собственности». Соответствующий
«Проект статей» был в основном подготовлен
в 1994 году, однако работа по нему еще
продолжается.
Проект касается
международных частноправовых отношений,
оформленных договором, в котором одной
стороной выступает государство, а другой
иностранное частное
лицо.
Цель Проекта
отрегулировать вопросы иммунитета
государства и его собственности от
юрисдикции судов другого государства,
в том числе от мер по обеспечению иска
и исполнению судебного решения. Действие
норм Проекта не распространяется на
международную территорию.
Согласно Проекту,
суд государства вправе разбирать
гражданско-правовое дело, сторонами
которого являются:
а) с одной стороны,
частное лицо, а с другой
государство, если оно не обладает
иммунитетом;
б) с одной стороны,
иностранное государство, не имеющее
иммунитета, а с другой
иностранные частные лица. Эта ситуация
относится лишь к отдельным случаям.
По вопросам,
касающимся государственного иммунитета,
существует несколько многосторонних
международных договоров, например:
Брюссельская
конвенция для унификации некоторых
правил, касающихся иммунитета
государственных торговых судов, 1926
года;
Европейская
конвенция об иммунитете государства
1972 года.
В Брюссельской
конвенции участвует немногим более 20
государств. Европейская конвенция
заключена странами
членами Совета Европы. Ее особенность
состоит в том, что она регулирует вопросы
не только юрисдикционного иммунитета,
но и признания и исполнения судебных
решений против иностранного государства.
Европейская
конвенция не распространяется на дела
(споры), связанные с вопросами социального
обеспечения, возмещения ядерного ущерба,
таможенных, налоговых, уголовных
правоотношений,
управлением государственными морскими
судами.
Право государства, его органов и должностных лиц на рассмотрение и решение всех и любых дел, которые находятся в компетенции государственного аппарата, называется юрисдикцией государства. Существуют различные классификации юрисдикции-, полная и ограниченная; законодательная, административная, судебная; обязывающая, управомочивающая, запрещающая, принуждающая.
Наиболее известно разделение юрисдикции на: личную, территориальную, экстратерриториальную, экстерриториальную. Термин «личная» означает, что юрисдикция распространяется на частные лица независимо от того, находятся и (или) действуют они на территории государства или за ее пределами. Термин «территориальная» означает, что юрисдикция распространяется на территорию государства (и, соответственно, на все «вещи» и «лица», которые находятся в пределах этой территории). Термин «экстра- территориальная» означает, что юрисдикция распространяется на определенные «вещи» и «лица» за пределами государственной территории (например, в отношении своих морских, воздушных судов, космических объектов). Экстерриториальная юрисдикция означает изъятие из-под национальной юрисдикции, из-под действия внутреннего права. В экстерриториальном режиме находятся, в частности, дипломатические представительства, военные корабли, прибывшие в иностранное государство с его согласия, иностранные военные базы.
К важнейшим нормам МП, касающимся вопросов юрисдикции, можно отнести следующие:
- • государство не вправе требовать от своих частных лиц, чтобы они, будучи за рубежом, совершали действия, запрещенные правом государства их пребывания;
- • на государственной территории иностранное право может действовать лишь в тех рамках, которые определены национальным правом (с учетом международных обязательств);
- • на государственной территории иностранное право не подлежит применению, если оно противоречит основам национального права, публичному порядку.
Проблема экстратерриториальной юрисдикции является одной из самых острых в современном МП. Дело в том, что внутреннее право, национальные законы сплошь и рядом обладают экстратерриториальным действием. Такое экстратерриториальные действие внутреннего права:
- а) может быть «разрешенным» или допускаемым международным правом, согласованным между государствами;
- б) может осуществляться в одностороннем порядке в нарушение сложившихся в международной системе международно-правовых, в том числе обычно-правовых, норм.
Так, гражданин соответствующего государства, будучи за границей, остается под личной юрисдикцией своего государства, т.е. находится в сфере экстратерриториальной юрисдикции своего государства (это ограниченная юрисдикция). Если он, оставаясь за рубежом, занимается подделкой национальных денежных знаков, он попадает в сферу действия уголовного закона своей страны.
Примером согласованного экстратерриториального действия российского законодательства может служить случай с арендой Россией космического комплекса «Байконур» в Казахстане но межправительственному Договору аренды комплекса «Байконур» 1994 г. В соответствии с Договором (ст. 6, 12) на территории комплекса в отношении граждан России применяется российское законодательство и действуют компетентные органы России.
Вместе с тем существуют факты экстратерриториального действия (или эффекта) внутреннего права, противоречащие международному праву, — когда это не согласовано с другими государствами и, более того, идет вразрез с их интересами, нарушает их нрава. Наиболее характерным примером являются многочисленные законы США. К подобным законам относится, например, Закон 1996 г. «О свободе Кубы и демократической солидарности» (известен как «закон Хэлмса-Бэртона»), По этому закону к ответственности в США могут быть привлечены предприятия третьих стран, осуществляющие предпринимательскую деятельность на Кубе.
В 2002 г. в США был создан прецедент, который узаконивает действия американского государства в виртуальном пространстве других государств по американским законам, хотя информационное пространство каждой страны находится под юрисдикцией соответствующего государства. Прецедент фактически разрешает государственным органам США, спецслужбам заниматься международным хакерством, не ущемляя себя ничьими законами и никакими договорами.
Суть дела заключалась в следующем. В 2000 г. российские программисты из Челябинска после неоднократных взломов сетей американских компаний попали в поле зрения ФБР США. Подставная фирма ФБР пригласила российских граждан в США, где они были арестованы. Агент ФБР при помощи специальных устройств вошел по Интернету в компьютеры российских граждан, находившиеся в Челябинске, и получил всю содержавшуюся в них информацию. Эта информация стала дополнительным материалом для обвинения. Судом США российским гражданам было вынесено наказание в виде нескольких лет лишения свободы и больших штрафов.
Методы, использованные ФБР, фактически нарушили суверенитет России, поскольку вторжение представителем государства в российские сети было произведено несанкционированно. Они являются материальной собственностью; носители информации физически находились на российской территории. По Гражданскому кодексу, вся эта информация охраняется законом и принадлежит гражданам России. Против агента ФБР Управлением ФСБ по Челябинской области было возбуждено уголовное дело но ст. 272 (неправомерный доступ к компьютерной информации), которая предполагает наказание до 5 лет лишения свободы. Обвинение было поддержано Генеральной прокуратурой РФ, которая дважды направляла запрос в Министерство юстиции США (оставшиеся без ответа).
Иммунитет — это право не подчиняться власти (юрисдикции) иностранного государства, его органов и должностных лиц. Иммунитет проявляется в том, что государству, его органам не может быть предъявлен иск в суде иностранного государства; имущество государства не может быть подвергнуто аресту или принудительному взысканию со стороны иностранного государства; дипломатические представители государства обладают неприкосновенностью личности, жилища, собственности, освобождаются от налогов и таможенного досмотра и т.н.
По вопросам, касающимся государственного иммунитета, существует несколько многосторонних международных договоров, например:
- • Брюссельская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся иммунитета государственных торговых судов, 1926 г.;
- • Европейская конвенция об иммунитете государства 1972 г.
В Брюссельской конвенции участвуют немногим более 20 государств (Россия не участвует). Ее смысл состоит в том, что торговые суда, принадлежащие государствам, и их грузы не пользуются иммунитетом. Европейская конвенция заключена странами-членами Совета Европы. Ее особенность состоит в том, что она регулирует не только вопрос юрисдикционного иммунитета, по и вопросы признания и исполнения судебных решений против иностранного государства.
Основной смысл Конвенции состоит в правиле: если государство выступает в качестве истца в другом государстве, то тем самым оно признает юрисдикцию этого другого государства. Европейская конвенция не распространяется на дела (споры), связанные с вопросами социального обеспечения, возмещения ядерного ущерба, таможенных, налоговых, уголовных правоотношений, управлением государственными морскими судами. Россия в Конвенции не участвует.
В 1994 г. Комиссия международного права ООН завершила работу над проектом статей, касающимся иммунитетов государств и их собственности. В 2004 г. на основе проекта была подписана Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности. В основу Конвенции положена концепция функционального иммунитета.
Суть ее в том, что государство, вступающее в гражданско-правовой договор с иностранным физическим/юридическим лицом для осуществления функций суверенитета, т.е. в качестве суверена — jure imperii (строительство здания посольства, например), обладает иммунитетом. Иммунитет презюмируется, если стороны не договорятся об ином. В то же время, если государство вступает в такой договор с частным лицом с коммерческими целями, т.е. само как бы уподобляется частному лицу — jure gestiones, то оно и должно приравниваться к частному лицу и, соответственно, не должно пользоваться иммунитетами. В этих случаях презюмируется отсутствие иммунитета, если стороны не договорятся об ином.
Согласно Конвенции ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности государство не может заявлять об иммунитете от юрисдикции иностранного суда, если оно:
- • явно согласилось па такую юрисдикцию в силу международного соглашения, письменного контракта или соответствующего заявления суду;
- • само возбудило разбирательство или приняло участие в разбирательстве существа дела либо предприняло иное действие по существу дела;
- • предъявило встречный иск на тех же нравооснованиях или фактах, что и основной иск против него.
Если государство заключает «коммерческую сделку» с иностранным частным лицом и споры по ней подлежат (в силу норм международного частного права) юрисдикции иностранного суда, то считается, что государство дало
согласие на юрисдикцию иностранного суда но делу из данной сделки, т.е. не вправе ссылаться на иммунитет.
Из данной нормы есть три исключения; она не применяется, если:
- а) сделка заключена между государствами;
- б) стороны сделки ясно договорились об ином;
- в) сделка (коммерческий контракт) совершена государственным предприятием/учреждением, являющимся юридическим лицом.
Во всех этих случаях-исключениях государство сохраняет иммунитет.
Êàþìîâà À.Ð., äîöåíò êàôåäðû ìåæäóíàðîäíîãî è åâðîïåéñêîãî ïðàâà Êàçàíñêîãî ãîñóäàðñòâåííîãî óíèâåðñèòåòà, êàíäèäàò þðèäè÷åñêèõ íàóê.
 äîêòðèíå ìåæäóíàðîäíîãî ïðàâà ñëîâà «þðèñäèêöèÿ», «òåððèòîðèàëüíîå âåðõîâåíñòâî» è «ñóâåðåíèòåò» î÷åíü ÷àñòî èñïîëüçóþòñÿ åñëè íå êàê ñèíîíèìû, òî êàê áëèçêèå ïî ñâîåìó ñìûñëîâîìó çíà÷åíèþ òåðìèíû. Âîò ÷òî ïî ýòîìó ïîâîäó çàìå÷àåò ïðîôåññîð ßí Áðîóíëè: «Êîìïåòåíöèÿ ãîñóäàðñòâà â îòíîøåíèè åãî òåððèòîðèè îáû÷íî îïèñûâàåòñÿ â òåðìèíàõ «ñóâåðåíèòåò» è «þðèñäèêöèÿ», è ñòóäåíò ñòàëêèâàåòñÿ ñ òåðìèíîëîãèåé, êîòîðàÿ íåïîñëåäîâàòåëüíî èñïîëüçóåòñÿ â þðèäè÷åñêèõ èñòî÷íèêàõ, äîëæíîñòíûìè ëèöàìè, ãîñóäàðñòâåííûìè äåÿòåëÿìè, êîòîðûå ñòàâÿò åå ïîëèòè÷åñêîå çíà÷åíèå íà ïåðåäíèé ïëàí. Ëèáåðàëüíîå èñïîëüçîâàíèå òåðìèíîâ «ñóâåðåíèòåò» è «þðèñäèêöèÿ» þðèñòàìè âëå÷åò íåòî÷íîå îïðåäåëåíèå êîìïëåêñà ïðàâ, îáÿçàííîñòåé, ïîëíîìî÷èé, ïðèâèëåãèé è èììóíèòåòîâ ãîñóäàðñòâ». Ïî ìíåíèþ ïðîôåññîðà, îòîæäåñòâëåíèå òåðìèíîâ äîñòàòî÷íî îáúÿñíèìî, è ïðè ýòîì îí ñîîòíîñèò ñóâåðåíèòåò è þðèñäèêöèþ êàê îáùåå è ÷àñòíîå. Íîðìàëüíûé îáúåì ïðàâ ãîñóäàðñòâà, òèïè÷íûå ïðîÿâëåíèÿ ïðàâîâîé êîìïåòåíöèè îïèñûâàþòñÿ îáû÷íî êàê ñóâåðåíèòåò, à ñïåöèôè÷íûå ïðàâà èëè óìåíüøåííûé îáúåì ïðàâ ãîñóäàðñòâà óïîìèíàþòñÿ êàê þðèñäèêöèÿ (ïåð. àâòîðà) <1>.
<1> Ñì.: Brownlie lan. Principles of public international law. Fifth edition // New York. Oxford University Press Inc., 1998. P. 106.
Ñëîâî «ñóâåðåíèòåò» (àíãë. sovereignty; íåì. souverenitat; ôðàíö. souverainete), êàê áîëüøèíñòâî óïîòðåáëÿåìûõ ïîëèòîëîãè÷åñêèõ è þðèäè÷åñêèõ òåðìèíîâ, èìååò ëàòèíñêèå êîðíè.  ïåðåâîäå ñî ñòàðîëàòèíñêîãî superanus (supremus) îçíà÷àåò «íàèâûñøèé».  ïðàâîâîé, ôèëîñîôñêîé è ïîëèòè÷åñêîé äîêòðèíå ïîíÿòèå «ñóâåðåíèòåò» âîçíèêëî â ïåðèîä ñòàíîâëåíèÿ íàöèé â Åâðîïå, â ýïîõó áóðæóàçíûõ ðåâîëþöèé è áûëî ðàçâèòî â ðàáîòàõ Æ. Áîäåíà, Ò. Ãîááñà, È. Àëüòóçèóñà, Ä. Ëîêêà, Âàòòåëÿ, Æ.Æ. Ðóññî è äðóãèõ ôèëîñîôîâ è ó÷åíûõ.
Ïåðâûå ïîïûòêè îïðåäåëåíèÿ ãîñóäàðñòâåííîãî ñóâåðåíèòåòà, à òàêæå êîìïëåêñà ñóâåðåííûõ ïðàâ, ïðèñóùèõ ãîñóäàðñòâó, áûëè ñäåëàíû åùå â Ñðåäíåâåêîâüå Æàíîì Áîäåíîì (1530 — 1596). Ñóâåðåíèòåò, ïî Áîäåíó, — ïîñòîÿííàÿ è àáñîëþòíàÿ âëàñòü ãîñóäàðñòâà, âûñøàÿ è ñâîáîäíàÿ îò çàêîíîâ âëàñòü íàä ïîääàííûìè, âëàñòü íåîò÷óæäàåìàÿ, íåèçìåííàÿ è íå ïîäëåæàùàÿ äàâíîñòè <2>. Íà÷èíàÿ ñ ýòîãî ïåðèîäà, ñóâåðåíèòåò ñòàë ðàññìàòðèâàòüñÿ â êà÷åñòâå íåîáõîäèìîãî è îòëè÷èòåëüíîãî ïðèçíàêà ãîñóäàðñòâà.
<2> Ïîíÿòèå ãîñóäàðñòâåííîãî ñóâåðåíèòåòà. Êóðñ ìåæäóíàðîäíîãî ïðàâà â 6 òîìàõ. Ò. II. 1967. Ñ. 38.
Ñóâåðåíèòåò — ïîëèòèêî-ïðàâîâîå ñâîéñòâî ãîñóäàðñòâà, èìåþùåå âíóòðèãîñóäàðñòâåííûé è ìåæäóíàðîäíûé àñïåêòû <3>. Âíóòðåííèì ïðîÿâëåíèåì è îðãàíè÷åñêîé ÷àñòüþ ñóâåðåíèòåòà âûñòóïàåò òåððèòîðèàëüíîå âåðõîâåíñòâî (òåððèòîðèàëüíûé ñóâåðåíèòåò). Òàêîå âåðõîâåíñòâî îçíà÷àåò, ÷òî ãîñóäàðñòâåííàÿ òåððèòîðèÿ íàõîäèòñÿ ïîä èñêëþ÷èòåëüíîé è ïîëíîé âëàñòüþ ëèøü îäíîãî ãîñóäàðñòâà è íåäîñòóïíà äëÿ äåéñòâèÿ âëàñòåé äðóãîãî ãîñóäàðñòâà <4>. Ïðèíöèï èñêëþ÷èòåëüíîé êîìïåòåíöèè ãîñóäàðñòâà íà ñâîåé ñîáñòâåííîé òåððèòîðèè — ýòî îòïðàâíàÿ òî÷êà ïðè ðàçðåøåíèè áîëüøèíñòâà âîïðîñîâ, êàñàþùèõñÿ ìåæäóíàðîäíûõ îòíîøåíèé.  äåëå îá èíöèäåíòå â ïðîëèâå Êîðôó â 1948 ã. Ìåæäóíàðîäíûé ñóä îòìåòèë, ÷òî óâàæåíèå òåððèòîðèàëüíîãî ñóâåðåíèòåòà íåçàâèñèìûìè ãîñóäàðñòâàìè ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç îñíîâíûõ óñòîåâ ìåæäóíàðîäíûõ îòíîøåíèé <5>.
<3> Ñì.: Ìåæäóíàðîäíàÿ ïðàâîñóáúåêòíîñòü (íåêîòîðûå âîïðîñû òåîðèè) / Îòâ. ðåä. Ä.È. Ôåëüäìàí. Ì.: Èçä-âî «Þðèäè÷åñêàÿ ëèòåðàòóðà», 1971. Ñ. 26.
<4> Ñì.: Ìîëîäöîâ Ñ.Â. Íåêîòîðûå âîïðîñû òåððèòîðèè â ìåæäóíàðîäíîì ïðàâå // Ñîâåòñêîå ãîñóäàðñòâî è ïðàâî. 1954. N 8. Ñ. 63.
<5> Ñì.: Êðàòêîå èçëîæåíèå ðåøåíèé, êîíñóëüòàòèâíûõ çàêëþ÷åíèé è ïîñòàíîâëåíèé Ìåæäóíàðîäíîãî ñóäà ÎÎÍ (1948 — 1991) // Äîêóìåíò ÎÎÍ ST/LEG/SER.F/1.
Ñîâðåìåííûé ïîäõîä ê ñîäåðæàíèþ è ïðàâîâîé ïðèðîäå ñóâåðåíèòåòà è êàê åãî ñîñòàâëÿþùåé òåððèòîðèàëüíîìó âåðõîâåíñòâó ãîñóäàðñòâà íàèáîëåå ïîëíî èçëîæåí â ðàáîòàõ Í.À. Óøàêîâà, Á.Ì. Êëèìåíêî, Ñ.Â. ×åðíè÷åíêî, Å.Ò. Óñåíêî, Ñ.Í. Áàáóðèíà è ðÿäà äðóãèõ ó÷åíûõ. Òåððèòîðèàëüíîå âåðõîâåíñòâî ãîñóäàðñòâà îïðåäåëÿåòñÿ êàê «âûñøàÿ âëàñòü ïî îòíîøåíèþ êî âñåì ëèöàì è îðãàíèçàöèÿì, íàõîäÿùèìñÿ â ïðåäåëàõ åãî òåððèòîðèè, èñêëþ÷àþùàÿ äåÿòåëüíîñòü ïóáëè÷íîé âëàñòè äðóãîãî ãîñóäàðñòâà» <6>, èëè «îñóùåñòâëåíèå ãîñóäàðñòâîì ñóâåðåííîé âëàñòè íàä âñåìè ëèöàìè è îðãàíèçàöèÿìè â ïðåäåëàõ ñâîåé òåððèòîðèè (imperium) è âåðõîâíîå ïóáëè÷íî-ïðàâîâîå âëàäåíèå ýòîé òåððèòîðèåé (dominimum)» <7>, èëè «êîìïåòåíöèÿ ãîñóäàðñòâà â îòíîøåíèè åãî òåððèòîðèè» <8>.
<6> Êëèìåíêî Á.Ì., Ïîðê À.À. Òåððèòîðèÿ è ãðàíèöà ÑÑÑÐ. Ì.: Èçä-âî «Ìåæäóíàðîäíûå îòíîøåíèÿ», 1985. Ñ. 20.
<7> Òèì÷åíêî Ë.Ä. Ìåæäóíàðîäíîå ïðàâî. Õàðüêîâ: Èçä-âî «Êîíñóì», 1999. Ñ. 285.
<8> Áàáóðèí Ñ.Í. Òåððèòîðèÿ ãîñóäàðñòâà (ïðàâîâûå ïðîáëåìû). Àâòîðåô. äèñ. … äîêò. þðèä. íàóê. Ì., 1998. Ñ. 8.
Ñîîòíîøåíèå òåððèòîðèàëüíîãî âåðõîâåíñòâà ãîñóäàðñòâà è åãî þðèñäèêöèè íåñêîëüêî äåñÿòèëåòèé íàçàä ïîäðîáíî àíàëèçèðîâàë âèäíûé ó÷åíûé ïðîôåññîð Á.Ì. Êëèìåíêî, è èìåííî åãî ïîçèöèÿ íàèáîëåå áëèçêà ñåãîäíÿ áîëüøèíñòâó ðîññèéñêèõ ìåæäóíàðîäíèêîâ. Ñóòü åå çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî âåðõîâåíñòâî ãîñóäàðñòâà êàê âûñøàÿ âëàñòü â ïðåäåëàõ åãî òåððèòîðèè âêëþ÷àåò â ñåáÿ è þðèñäèêöèþ ýòîãî ãîñóäàðñòâà, ò.å. «ïðàâà åãî ñóäåáíûõ è àäìèíèñòðàòèâíûõ îðãàíîâ â ñîîòâåòñòâèè ñî ñâîåé êîìïåòåíöèåé ðàññìàòðèâàòü è ðàçðåøàòü âñå äåëà íà äàííîé òåððèòîðèè», îäíàêî «ïîíÿòèå òåððèòîðèàëüíîãî âåðõîâåíñòâà ãîðàçäî øèðå ïîíÿòèÿ þðèñäèêöèè, ïîñêîëüêó îíî âûðàæàåò âñþ ïîëíîòó ãîñóäàðñòâåííîé âëàñòè âî âñåõ åå êîíñòèòóöèîííûõ ôîðìàõ, è, êðîìå òîãî, â òî âðåìÿ êàê ïîëíàÿ è èñêëþ÷èòåëüíàÿ âëàñòü ãîñóäàðñòâà îãðàíè÷åíà ïðåäåëàìè åãî òåððèòîðèè, þðèñäèêöèÿ ãîñóäàðñòâà ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ çà åãî ïðåäåëû» <9>.
<9> Êóðñ ìåæäóíàðîäíîãî ïðàâà â 7 òîìàõ. Ò. 3. Ì., 1989. Ñ. 12.
Ñîãëàñíî äåéñòâóþùåìó ìåæäóíàðîäíîìó ïðàâó þðèñäèêöèÿ ãîñóäàðñòâà ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ íà ðàñïîëîæåííûå âíå ïðåäåëîâ ãîñóäàðñòâåííîé òåððèòîðèè îáúåêòû: âîçäóøíûå, ìîðñêèå è ðå÷íûå ñóäà; êîñìè÷åñêèå êîðàáëè, ñòàíöèè è äðóãèå êîñìè÷åñêèå îáúåêòû; èñêóññòâåííûå îñòðîâà è ñîîðóæåíèÿ â ìîðå è íà åãî äíå; íàó÷íûå ñòàíöèè â Àíòàðêòèêå; ïîìåùåíèÿ äèïëîìàòè÷åñêèõ è êîíñóëüñêèõ ïðåäñòàâèòåëüñòâ. Ýòè îáúåêòû ïðîäîëæàþò ñîõðàíÿòü ïðàâîâóþ ñâÿçü ñ ãîñóäàðñòâîì, äàæå íàõîäÿñü çà ïðåäåëàìè åãî ãîñóäàðñòâåííûõ ãðàíèö, ïîýòîìó âîñïðèíèìàþòñÿ â ðÿäå ñëó÷àåâ êàê ãîñóäàðñòâåííàÿ òåððèòîðèÿ (ê òàêèì îáúåêòàì â ìåæäóíàðîäíî-ïðàâîâîé äîêòðèíå èíîãäà ïðèìåíÿåòñÿ òåðìèí «óñëîâíàÿ òåððèòîðèÿ» <10> èëè «êâàçèòåððèòîðèÿ»).
<10> Ñì.: Ìåæäóíàðîäíîå ïðàâî. Ó÷åáíèê äëÿ âóçîâ / Îòâ. ðåä. Ã.Â. Èãíàòåíêî, Î.È. Òèóíîâ. Ì.: Èçä-âî «Íîðìà», 2006. Ñ. 569.
Êðîìå òîãî, ïîñêîëüêó þðèñäèêöèÿ ãîñóäàðñòâà ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ íà åãî ãðàæäàí, òî, âûåçæàÿ íà âðåìÿ çà ãðàíèöó, îíè ïðîäîëæàþò îñòàâàòüñÿ ïîä þðèñäèêöèåé ñâîåãî ãîñóäàðñòâà. Ë. Îïïåíãåéì îïðåäåëÿë ïðàâîìî÷èÿ ãîñóäàðñòâà îñóùåñòâëÿòü âåðõîâíóþ âëàñòü íàä ñâîèìè ãðàæäàíàìè âíóòðè ñòðàíû è âíå åå êàê ëè÷íîå âåðõîâåíñòâî (imperium, ïîëèòè÷åñêèé ñóâåðåíèòåò) <11>. Òàêàÿ þðèñäèêöèÿ íå ìîæåò îñóùåñòâëÿòüñÿ â ïîëíîì îáúåìå, è çà ïðåäåëû òåððèòîðèè çà ãðàæäàíàìè ñëåäóåò òîëüêî ïðåäïèñàòåëüíàÿ èëè çàêîíîäàòåëüíàÿ þðèñäèêöèÿ.
<11> Ñì.: Îïïåíãåéì Ë. Ìåæäóíàðîäíîå ïðàâî. Ãëàâà II. Ïîëîæåíèå ãîñóäàðñòâ â ñåìüå íàðîäîâ [Ýëåêòðîííûé ðåñóðñ] // Ðåæèì äîñòóïà: https://www.humanities.edu.ru.
Ìíîãèå ó÷åíûå ãîâîðÿò î òîì, ÷òî òåððèòîðèàëüíûé ñóâåðåíèòåò èìååò ïîçèòèâíûé è íåãàòèâíûé àñïåêòû, ïðè ýòîì «ïåðâûé êàñàåòñÿ èñêëþ÷èòåëüíîé êîìïåòåíöèè ãîñóäàðñòâà â îòíîøåíèè òåððèòîðèè, à âòîðîé ïðåäïîëàãàåò îáÿçàòåëüñòâî ó÷èòûâàòü è çàùèùàòü ïðàâà äðóãèõ ãîñóäàðñòâ» <12>. Ïîýòîìó òåððèòîðèàëüíîå âåðõîâåíñòâî íå èñêëþ÷àåò â ðÿäå ñëó÷àåâ îïðåäåëåííûõ èçúÿòèé èç þðèñäèêöèè ãîñóäàðñòâà (íàïðèìåð, â îòíîøåíèè äèïëîìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâèòåëåé è äðóãèõ ëèö, ïîëüçóþùèõñÿ ìåæäóíàðîäíîé çàùèòîé). Îñîáî ñëåäóåò âûäåëèòü ñëó÷àè íàõîæäåíèÿ íà òåððèòîðèè èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà êîíòèíãåíòà âîîðóæåííûõ ñèë äðóãîãî ãîñóäàðñòâà, íàïðàâëåííîãî ñ ðàçëè÷íûìè öåëÿìè (ó÷àñòèå â ìèðîòâîð÷åñêîé îïåðàöèè, îêàçàíèå ãóìàíèòàðíîé ïîìîùè è ò.ä.). Ìåæäóíàðîäíûå äîãîâîðû î ñòàòóñå òàêîãî íàöèîíàëüíîãî êîíòèíãåíòà, êàê ïðàâèëî, îñòàâëÿþò ëèö, ó÷àñòâóþùèõ â ìèññèè, ïîä þðèñäèêöèåé ñîáñòâåííîãî ãîñóäàðñòâà (Òèïîâîå ñîãëàøåíèå î ñòàòóñå ñèë ìåæäó ÎÎÍ è ñòðàíàìè, â êîòîðûõ ïðîâîäèòñÿ îïåðàöèÿ, 1990 ãîäà <13>).
<12> Shaw M.N. International Law // United Kingdom. Cambridge University Press, 1997. P. 333.
<13> Äîêóìåíò ÎÎÍ A/45/594 îò 9 îêòÿáðÿ 1990 ã. // Îôèöèàëüíûé ñàéò ÎÎÍ. Ðåæèì äîñòóïà: https://www.un.org./russian/peace/pko/doc/a45D594.html.
Òàêèì îáðàçîì, â îòå÷åñòâåííîé äîêòðèíå ìåæäóíàðîäíîãî ïðàâà ñîîòíîøåíèå ñóâåðåíèòåòà, òåððèòîðèàëüíîãî âåðõîâåíñòâà è þðèñäèêöèè ñâîäèòñÿ ê ñëåäóþùåé ôîðìóëå: þðèñäèêöèÿ — îäèí èç ýëåìåíòîâ òåððèòîðèàëüíîãî âåðõîâåíñòâà ãîñóäàðñòâà, êîòîðîå, â ñâîþ î÷åðåäü, ÿâëÿåòñÿ ñîñòàâíîé ÷àñòüþ åãî ñóâåðåíèòåòà. Òåððèòîðèàëüíîå âåðõîâåíñòâî øèðå ïîíÿòèÿ þðèñäèêöèè, îäíàêî þðèñäèêöèÿ íå îãðàíè÷èâàåòñÿ òåððèòîðèàëüíûì âåðõîâåíñòâîì ãîñóäàðñòâà, à â ðÿäå ñëó÷àåâ âûõîäèò çà ïðåäåëû åãî òåððèòîðèè.
Îçíà÷àåò ëè äàííàÿ ôîðìóëà, ÷òî þðèñäèêöèÿ äîëæíà âîñïðèíèìàòüñÿ êàê ÷àñòü ñóâåðåíèòåòà ãîñóäàðñòâà? Îòâåò íà ýòîò âîïðîñ ëåæèò â ïëîñêîñòè òåîðåòè÷åñêîãî è ïðàêòè÷åñêîãî îñìûñëåíèÿ âîçìîæíîñòè îãðàíè÷åíèÿ äâóõ ýòèõ êàòåãîðèé.
Ìîæåò ëè áûòü îãðàíè÷åíà þðèñäèêöèÿ ãîñóäàðñòâà? Áåçóñëîâíî, ïðè÷åì ýòî îãðàíè÷åíèå âîçìîæíî êàê â ïðåäåëàõ òåððèòîðèè ãîñóäàðñòâà, òàê è âîâíå.
Þðèñäèêöèÿ ãîñóäàðñòâà â ïðåäåëàõ åãî òåððèòîðèè ïîìèìî óêàçàííûõ âûøå ñëó÷àåâ (èçúÿòèÿ èç þðèñäèêöèè îïðåäåëåííîé êàòåãîðèè ëèö) ìîæåò áûòü îãðàíè÷åíà èñõîäÿ èç ïðèîðèòåòà ìåæäóíàðîäíîé þðèñäèêöèè.
Íàïðèìåð, â äîêòðèíå ìåæäóíàðîäíîãî ïðàâà ñåãîäíÿ óäåëÿåòñÿ ìíîãî âíèìàíèÿ ìåæäóíàðîäíîé þðèñäèêöèè, â òîì ÷èñëå ðàáîòå ìåæäóíàðîäíûõ òðèáóíàëîâ ad hoc ïî áûâøåé Þãîñëàâèè è ïî Ðóàíäå è ôóíêöèîíèðîâàíèþ Ìåæäóíàðîäíîãî óãîëîâíîãî ñóäà. Òðèáóíàëû èìåþò îñîáûé ïðàâîâîé ñòàòóñ, âûòåêàþùèé èç èõ ó÷ðåæäåíèÿ íà îñíîâå ðåçîëþöèé Ñîâåòà Áåçîïàñíîñòè ÎÎÍ â êà÷åñòâå ïîäâåäîìñòâåííûõ îðãàíîâ Ñîâåòà. Êàê ñëåäñòâèå ýòîãî, îíè äåéñòâóþò â ðàìêàõ ðåçîëþöèé Ñîâåòà, îáÿçàòåëüíûõ äëÿ ñòðàí — ó÷àñòíèö ÎÎÍ. Ïðè ýòîì Ñòàòóòû òðèáóíàëîâ èñõîäÿò èç ïðèîðèòåòà þðèñäèêöèè Òðèáóíàëà íàä íàöèîíàëüíûìè ñóäàìè, îí ìîæåò îôèöèàëüíî ïðîñèòü íàöèîíàëüíûå ñóäû ïåðåäàòü ïðîèçâîäñòâî ïî äåëó â ñîîòâåòñòâèè ñ Óñòàâîì. Èíà÷å ãîâîðÿ, íàöèîíàëüíàÿ þðèñäèêöèÿ ìîæåò áûòü îãðàíè÷åíà þðèñäèêöèåé òðèáóíàëîâ.
Ñòàòóò Ìåæäóíàðîäíîãî óãîëîâíîãî ñóäà (ÌÓÑ), êîòîðûé âñòóïèë â ñèëó â 2002 ã., ñîçäàåò èíóþ ìîäåëü óãîëîâíîé þðèñäèêöèè, êîòîðàÿ íå ñîãëàñóåòñÿ íè ñ ñóùåñòâóþùèìè ìîäåëÿìè íàöèîíàëüíîé þðèñäèêöèè, íè ñ ñóùåñòâóþùåé þðèñäèêöèåé â ðàìêàõ ìåæäóíàðîäíûõ òðèáóíàëîâ ad hoc. Ðå÷ü èäåò î ïðèíöèïå äîïîëíèòåëüíîñòè (êîìïëåìåíòàðíîñòè), êîòîðûé óñòàíàâëèâàåò, ÷òî þðèñäèêöèÿ ÌÓÑ ââîäèòñÿ â òîì ñëó÷àå, êîãäà íàöèîíàëüíûå ïðàâîâûå ñèñòåìû íå ìîãóò èëè íå æåëàþò îñóùåñòâëÿòü þðèñäèêöèþ.  êà÷åñòâå êðèòåðèÿ, îïðåäåëÿþùåãî íåñïîñîáíîñòü ãîñóäàðñòâà îñóùåñòâèòü ñóäåáíîå ïðåñëåäîâàíèå, îòìå÷àþòñÿ ïîëíûé ëèáî ñóùåñòâåííûé ðàçâàë èëè îòñóòñòâèå ñóäåáíîé ñèñòåìû, êîãäà ãîñóäàðñòâî íå èìååò âîçìîæíîñòè âåñòè ñóäåáíóþ ïðîöåäóðó (ñò. 17). Ïðåäïîëàãàåò ëè îòñóòñòâèå âîçìîæíîñòè íà ðåàëèçàöèþ þðèñäèêöèè åå îãðàíè÷åíèå? Ïîëàãàåì, ÷òî äà.
×òî êàñàåòñÿ âîçìîæíîñòè îãðàíè÷åíèÿ íàöèîíàëüíîé þðèñäèêöèè çà ïðåäåëàìè ãîñóäàðñòâåííûõ ãðàíèö, îáðàòèìñÿ ê ðåøåíèþ Ïîñòîÿííîé ïàëàòû ìåæäóíàðîäíîãî ïðàâîñóäèÿ ïî ñóäíó «Ëîòîñ»: «Âåðíî, ÷òî âî âñåõ ïðàâîâûõ ñèñòåìàõ ôóíäàìåíòàëüíûì ïðèíöèïîì ÿâëÿåòñÿ òåððèòîðèàëüíûé õàðàêòåð óãîëîâíîãî çàêîíà, íî íå ìåíåå âåðíî è òî, ÷òî âñå èëè ïî÷òè âñå ýòè ñèñòåìû ðàñïðîñòðàíÿþò ñâîþ þðèñäèêöèþ íà ïðåñòóïëåíèÿ, ñîâåðøåííûå çà ïðåäåëàìè äàííîãî ãîñóäàðñòâà, ïðè÷åì îíè ýòî äåëàþò ñïîñîáàìè, êîòîðûå â ðàçíûõ ãîñóäàðñòâàõ ðàçëè÷íû. Ïðèíöèï òåððèòîðèàëüíîñòè óãîëîâíîãî çàêîíà íå ÿâëÿåòñÿ, ñëåäîâàòåëüíî, áåçóñëîâíûì ïðèíöèïîì ìåæäóíàðîäíîãî ïðàâà è íèêîèì îáðàçîì íå ñîâïàäàåò ñ òåððèòîðèàëüíûì ñóâåðåíèòåòîì» <14>.
<14> Öèò. ïî: Ýäóàðäî Õèìåíåñ äå Àðå÷àãà. Ñîâðåìåííîå ìåæäóíàðîäíîå ïðàâî / Ïåð. Þ.È. Ïàï÷åíêî; Ïîä ðåä. Ã.È. Òóíêèíà. Ì.: Èçä-âî «Ïðîãðåññ», 1983. Ñ. 272.
Ïðîôåññîð äå Àðå÷àãà ïèøåò: «Ãîñóäàðñòâî íå ìîæåò çàêîííûì îáðàçîì ïðèìåíÿòü ñâîå çàêîíîäàòåëüñòâî èëè îñóùåñòâëÿòü þðèñäèêöèþ, åñëè îíî íèêàê íå ñâÿçàíî ñ âîçíèêøèìè íà èíîñòðàííîé òåððèòîðèè ïðàâîîòíîøåíèÿìè, êîòîðûå îíî íàìåðåíî ðåãóëèðîâàòü…» <15>. Èíà÷å ãîâîðÿ, åñëè èíòåðåñû ãîñóäàðñòâà êàêèì-òî îáðàçîì çàòðîíóòû èëè ñóáúåêòîì ïðàâîîòíîøåíèÿ âûñòóïàåò ãðàæäàíèí ýòîãî ãîñóäàðñòâà, îíî ìîæåò ïðåòåíäîâàòü íà îñóùåñòâëåíèå þðèñäèêöèè (ñîîòâåòñòâóþùèå ïîëîæåíèÿ îá îñóùåñòâëåíèè ýêñòðàòåððèòîðèàëüíîé þðèñäèêöèè ñîäåðæàòñÿ âî ìíîãèõ ìåæäóíàðîäíûõ äîãîâîðàõ). Äðóãîå äåëî, ÷òî â ïðåäåëàõ ñâîåé òåððèòîðèè ãîñóäàðñòâî ìîæåò âîñïîëüçîâàòüñÿ ýòèì ïðàâîì íà þðèñäèêöèþ â ïîëíîì îáúåìå, à çà åå ïðåäåëàìè — â îãðàíè÷åííîì ëèáî íå âîñïîëüçîâàòüñÿ âîâñå.
<15> Òàì æå.
Ïðèâåäåííûå ïðèìåðû îãðàíè÷åíèÿ þðèñäèêöèè ãîñóäàðñòâ ïîêàçûâàþò, ÷òî åñëè âîñïðèíèìàòü åå êàê ÷àñòü ñóâåðåíèòåòà, òî âîçìîæíî ãîâîðèòü è îá îãðàíè÷åíèè ñóâåðåíèòåòà êàê òàêîâîãî.
Êîíöåïöèè îãðàíè÷åííîãî è àáñîëþòíîãî ñóâåðåíèòåòà â äîêòðèíå ãîñóäàðñòâåííîãî è ìåæäóíàðîäíîãî ïðàâà âîçíèêëè îäíîâðåìåííî ñ ñàìèì ïîíÿòèåì «ñóâåðåíèòåò» (î ïîëíîòå è íåäåëèìîñòè ñóâåðåíèòåòà ãîâîðèë åùå Æàí Áîäåí). Îòå÷åñòâåííàÿ è çàðóáåæíàÿ íàóêà çíàåò íåìàëî ñòîðîííèêîâ è òîé è äðóãîé òî÷åê çðåíèÿ: òåîðèÿ àáñîëþòíîãî ñóâåðåíèòåòà ãîñóäàðñòâà ñâÿçàíà ñ èìåíàìè Ò. Ãîááñà è Á. Ñïèíîçû <16>, Ã. Ãåãåëÿ, À. Ëàññîíà; îá îãðàíè÷åííîì ñóâåðåíèòåòå ãîâîðèëè Ë. Îïïåíãåéì, À. Ôåðäðîññ, È.Ä. Ëåâèí, Â.À. Âàñèëåíêî.
<16> Ñì.: Óøàêîâ Í.À. Ñóâåðåíèòåò â ñîâðåìåííîì ìåæäóíàðîäíîì ïðàâå. Ì.: Èçä-âî «Ìåæäóíàðîäíûå îòíîøåíèÿ», 1963. Ñ. 69.
Ñåãîäíÿ ïîâûøåííûé èíòåðåñ ê ïðîáëåìå îãðàíè÷åíèÿ ñóâåðåíèòåòà ãîñóäàðñòâ ñâÿçàí ñ äâóìÿ îñíîâíûìè ìîìåíòàìè.  ïåðâîì ñëó÷àå ðå÷ü èäåò î âîçìîæíîñòè âîîðóæåííîãî âìåøàòåëüñòâà ìèðîâîãî ñîîáùåñòâà ïî ðåøåíèþ Ñîâåòà Áåçîïàñíîñòè ÎÎÍ (òàê íàçûâàåìîå ïðèíóäèòåëüíîå îãðàíè÷åíèå ñóâåðåíèòåòà). Âòîðîé ñëó÷àé ñâÿçàí ñ ñîçäàíèåì è äåÿòåëüíîñòüþ ìåæäóíàðîäíûõ îðãàíèçàöèé, îáëàäàþùèõ ýëåìåíòàìè íàäíàöèîíàëüíîñòè (ÅÑ, ÂÒÎ). Íà îñíîâå ó÷ðåäèòåëüíûõ äîãîâîðîâ îá èõ ñîçäàíèè è â ïðåäåëàõ ñâîåé êîìïåòåíöèè îíè óïîëíîìî÷åíû, â ëèöå ñâîèõ íåçàâèñèìûõ èíñòèòóòîâ, ïðèíèìàòü þðèäè÷åñêè îáÿçàòåëüíûå äëÿ ãîñóäàðñòâ-÷ëåíîâ íîðìàòèâíî-ïðàâîâûå àêòû è îáåñïå÷èâàòü èõ ñîáëþäåíèå.  öåëÿõ ðåàëèçàöèè ýòîãî ìåõàíèçìà ãîñóäàðñòâà ïåðåäàþò ÷àñòü ïðàâ, âõîäÿùèõ â èõ âíóòðåííþþ êîìïåòåíöèþ, òàêîé ìåæäóíàðîäíîé îðãàíèçàöèè, ïîëîæåíèÿ î äåëåãèðîâàíèè ñóâåðåííûõ ïðàâ ãîñóäàðñòâà îðãàíàì ìåæäóíàðîäíîé îðãàíèçàöèè ñîäåðæàòñÿ â êîíñòèòóöèÿõ ýòèõ ñòðàí (òàê íàçûâàåìîå äîáðîâîëüíîå îãðàíè÷åíèå ñóâåðåíèòåòà).
Ïðîôåññîð Â.À. Êàðòàøêèí îòìå÷àåò, ÷òî â ñîâðåìåííûõ ìåæäóíàðîäíûõ îòíîøåíèÿõ ñóâåðåíèòåò ãîñóäàðñòâ ïîäâåðãàåòñÿ ñåðüåçíûì îãðàíè÷åíèÿì â ñëåäóþùèõ ñëó÷àÿõ:
- êîãäà ãîñóäàðñòâî äîáðîâîëüíî ïðèíèìàåò íà ñåáÿ îïðåäåëåííûå ìåæäóíàðîäíûå îáÿçàòåëüñòâà;
- êîãäà îíî ñòàíîâèòñÿ ó÷àñòíèêîì äâóñòîðîííåãî èëè ìíîãîñòîðîííåãî äîãîâîðà;
- êîãäà ãîñóäàðñòâî âñòóïàåò â òó èëè èíóþ ìåæäóíàðîäíóþ îðãàíèçàöèþ, ïðèíèìàÿ íà ñåáÿ ñîîòâåòñòâóþùèå îáÿçàòåëüñòâà;
- êîãäà ìåæäóíàðîäíûìè èëè ðåãèîíàëüíûìè îðãàíàìè ïðèíèìàþòñÿ ðåøåíèÿ, èìåþùèå îáÿçàòåëüíóþ ñèëó äëÿ ãîñóäàðñòâ;
- êîãäà ãîñóäàðñòâî ïðèçíàåò âåðõîâåíñòâî ìåæäóíàðîäíûõ íîðì íàä íàöèîíàëüíûì çàêîíîäàòåëüñòâîì <17>.
<17> Ñì.: Êàðòàøêèí Â.À. Ñîîòíîøåíèå ïðèíöèïîâ óâàæåíèÿ ïðàâ ÷åëîâåêà è ãîñóäàðñòâåííîãî ñóâåðåíèòåòà // Þðèñò-ìåæäóíàðîäíèê. 2006. N 1. Ñ. 8.
Êîíöåïöèÿ îãðàíè÷åíèÿ ãîñóäàðñòâåííîãî ñóâåðåíèòåòà, íà íàø âçãëÿä, ïîäâåðãàåòñÿ îáîñíîâàííîé êðèòèêå â ðàáîòàõ ìíîãèõ ñîâðåìåííûõ ó÷åíûõ. Äà, ìîæíî ãîâîðèòü î òîì, ÷òî ïðîáëåìû, ñòîÿùèå ïåðåä ÷åëîâå÷åñòâîì â ýïîõó ãëîáàëèçàöèè, ñëóæàò êàòàëèçàòîðîì êàðäèíàëüíûõ èçìåíåíèé ñòðóêòóðû ìåæäóíàðîäíûõ îòíîøåíèé: ïðîèñõîäèò âûäâèæåíèå íà ïåðåäíèé ïëàí ïðàâ è èíòåðåñîâ ëè÷íîñòè, óñèëèâàåòñÿ ðîëü ìåæäóíàðîäíûõ îðãàíèçàöèé. È.È. Ëóêàøóê ãîâîðèë äàæå î ïîñòåïåííîì ïåðåðàñòàíèè ìåæäóíàðîäíîãî ïðàâà â ïðàâî ìåæäóíàðîäíîãî ñîîáùåñòâà, ïðèîðèòåòíîé ôóíêöèåé êîòîðîãî äîëæíî ñòàòü îáåñïå÷åíèå èíòåðåñîâ ìåæäóíàðîäíîãî ñîîáùåñòâà â öåëîì, îäíàêî «ýòîò ïðèîðèòåò íå îçíà÷àåò óùåìëåíèÿ èíòåðåñîâ ãîñóäàðñòâ» <18>.
<18> Ëóêàøóê È.È. Ãëîáàëèçàöèÿ è ìåæäóíàðîäíîå ïðàâî // Ìåæäóíàðîäíîå ïðàâî — International Law. Ñïåö. âûïóñê. Èþíü. 2001. Ñ. 23 — 24.
Íà íàø âçãëÿä, ïðèçíàíèå âîçìîæíîñòè îãðàíè÷åíèÿ ñóâåðåíèòåòà ãîñóäàðñòâà, à çíà÷èò, è ñóùåñòâîâàíèå íåñóâåðåííûõ ãîñóäàðñòâ àâòîìàòè÷åñêè âîçâðàùàþò óðîâåíü ðàçâèòèÿ ìåæäóíàðîäíîãî ïðàâà íà íåñêîëüêî ñòîëåòèé íàçàä, êîãäà ìîæíî áûëî ãîâîðèòü î «öèâèëèçîâàííûõ» è «íåöèâèëèçîâàííûõ» íàðîäàõ è ãîñóäàðñòâàõ. Áîëåå òîãî, óòâåðæäàòü îá îãðàíè÷åíèè ñóâåðåíèòåòà ãîñóäàðñòâà â ñîâðåìåííóþ ýïîõó êàæåòñÿ íåêîððåêòíûì â êîíòåêñòå îáùåïðèçíàííîãî ïðèíöèïà ñóâåðåííîãî ðàâåíñòâà ãîñóäàðñòâ, èìåþùåãî õàðàêòåð íîðìû jus cogens, îòêëîíåíèå îò êîòîðîé íè èíäèâèäóàëüíî, íè ïî ñîãëàøåíèþ ñóáúåêòîâ ìåæäóíàðîäíîãî ïðàâà íåäîïóñòèìî. Äåêëàðàöèÿ î ïðèíöèïàõ ìåæäóíàðîäíîãî ïðàâà 1970 ã. ãëàñèò, ÷òî âñå ãîñóäàðñòâà ïîëüçóþòñÿ ñóâåðåííûì ðàâåíñòâîì, ïîä êîòîðûì ïîíèìàåòñÿ â òîì ÷èñëå þðèäè÷åñêîå ðàâåíñòâî è ïðàâî ïîëüçîâàòüñÿ ïðàâàìè, ïðèñóùèìè ïîëíîìó ñóâåðåíèòåòó.
Ñ÷èòàåì îáîñíîâàííûì ìíåíèå À.À. Ìîèñååâà î òîì, ÷òî ïîÿâëåíèå óòâåðæäåíèé îá îãðàíè÷åíèè ñóâåðåíèòåòà ïðîèñõîäèò «ïî ïðè÷èíå îøèáî÷íîãî ïðèðàâíèâàíèÿ ñóâåðåíèòåòà, ÿâëÿþùåãîñÿ íåîòúåìëåìûì è ñóùíîñòíûì êà÷åñòâîì ãîñóäàðñòâà,