Юридический иммунитет понятие виды шпаргалка

Юридический иммунитет понятие виды шпаргалка thumbnail
Студопедия

Главная страница
Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Иммунитеты — особый вид привилегий, которые в свою очередь специфическая разновидность льгот, юридических изъятий. Это, в частности, подтверждается содержанием международных договоров.

1. Они создают особый юридический режим, позволяют облегчать положение соответствующих субъектов, расширяют возможности по удовлетворению тех или иных интересов. Действительно, на это направлены не только льготы и привилегии, но и иммунитеты, в частности, дипломатический и депутатский иммунитеты.2. Иммунитеты призваны быть право стимулирующими средствами, побуждающими к определенному поведению и обозначающими положи­тельную правовую мотивацию. Иммунитет «представляет собой совокупность особых правовых преимуществ…».3. Иммунитеты являются гарантиями социально полезной деятельности, способствуют осуществлению тех или иных обязанностей.4. Названные средства выступают своеобразными изъятиями, правомерными исключениями для конкретных лиц, установленными в специальных юридических нормах.5. Они представляют собой формы проявления дифференциации юридического упорядочения социальных связей.

Вместе с тем иммунитеты имеют специфические признаки, свидетельствующие об их самостоятельной юридической природе и позволяющие выделить их в системе льгот и привилегий.

Во-первых, если привилегии в большей мере воплощаются в преимуществах, так называемых положительных льготах, то иммунитеты, наоборот, проявляются в виде отрицательных льгот (освобождении от выполнения отдельных обязанностей — уплаты налогов, пошлин, освобождении от ответственности). «Применительно к уголовно-процессуальному законодательству понятие «иммунитет», может пониматься как освобождение от выполнения процессуальных обязанностей и ответственности… Это означает, что некоторые лица — депутаты, судьи, прокуроры, близкие родственники лица, привлекаемого к уголовной ответственности, — в определенных ситуациях могут иметь возможность не давать показаний, не привлекаться к ответственности».

Во-вторых, целью иммунитетов является обеспечение выполнения международных, государственных и общественных функций, служебных официальных обязанностей. Привилегии и иммунитеты предоставляются представителям Членов не в личных интересах соответствующих лиц, а для обеспечения независимого выполнения ими обязанностей. Привилегии и иммунитеты предоставляются судьям не для их личной выгоды, а с целью обеспечить независимое осуществление их функций».

Правовой иммунитет не должен иметь абсолютного характера. Он может быть в ряде случаев отменен, ограничен либо от него могут отказаться сами обладатели иммунитета. Это связано в основном с тем, что иммунитет из законного и эффективного юридического средства превращается в препятствующий фактор.Член Организации не только имеет право, но и обязан отказаться от иммунитета своего представителя в каждом случае, когда, по мнению Члена Организации, иммунитет препятствует отправлению правосудия, и этот отказ может быть произведен без ущерба для цели, с которой иммунитет был предоставлен».

В-третьих, круг лиц, на который распространен иммунитет, должен быть четко определен в нормах международного права, Конституциях и законах.

Источник

Рассматривая вопрос о реализации мер
юридической ответственности, в ряде
случаев необходимо учитывать такой
фактор, как наличие у субъекта права
юридического иммунитета.

В юридической науке термин
«иммунитет» означает
привилегию, связанную с полным или
частичным освобождением носителя
иммунитета от юридической ответственности,
предусмотренной санкциями норм различных
отраслей права.

Видами юридического иммунитета являются:
абсолютный, дипломатический,
профессиональный, функциональный.

Абсолютным иммунитетом
обладает лишь
царствующий монарх, юридическая
безответственность которого в абсолютной
монархии объясняется божественным
благословлением на царствование и в
силу этого ответственности за свои
действия только перед Богом. Что же
касается иммунитета монарха в условиях
парламентской монархии, то наличие
данной льготы объясняется символичностью
королевской власти. Будучи фактически
отстраненным от участия в процессе
выработки и принятия властных решений,
монарх, естественно, не несет юридической
ответственности за их последствия.

Дипломатическим (посольским) иммунитетом
обладают полномочные представители
государства в заграничных странах.
Обладание дипломатическим иммунитетом
предполагает «выведение» соответствующего
субъекта за рамки юрисдикции государства
пребывания. При совершении правонарушения,
не совместимого с режимом законности
данного государства, дипломату может
быть предписано в течение 24 часов
покинуть его территорию.

Должностным иммунитетом
обладают лица,
занимающие определенное должностное
положение (Президент, депутаты
представительных органов государственной
власти, судьи). В отличие от дипломатического
иммунитета, носящего неотъемлемый
характер (государство, на территории
которого дипломат выполняет
представительские полномочия, не может
лишить данного дипломата иммунитета),
должностной иммунитет предоставляется
соответствующим должностным лицам в
соответствии с национальным
законодательством, при этом в
законодательстве предусматривается
процедура лишения иммунитета за
совершение поступков, не совместимых
со статусом должностного лица. К примеру,
в ст. 93 Конституции России закрепляется,
что «Президент Российской Федерации
может быть отрешен от должности (и,
следовательно, лишен должностного
иммунитета)на
основании выдвинутого Государственной
Думой обвинения в государственной
измене или совершении иного тяжкого
преступления».

Функциональным иммунитетом
наделяются лица в
процессе осуществления какой либо
специфической функции. Примером
функционального иммунитета является
иммунитет парламентеров в условиях
перемирия воющих сторон.

В конце занятия преподаватель отвечает
на вопросы по материалу лекции и объявляет
задание на самоподготовку:

1. Изучить самостоятельно следующие
вопросы:

2. Доработать конспект.

3. Повторить материалы лекции и
подготовиться к семинарским занятиям
по следующим вопросам:

Разработал

Заместитель начальника кафедры

майор внутренней службы
Т.В. Жукова

”______”
_______________ 2009 года

Соседние файлы в папке Лекции бакалавр

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Правовые
иммунитеты есть
особые льготы и привилегии, преиму­щественно
связанные с освобождением конкретно
установленных в нормах международного
права, Конституции и законах лиц от
опреде­ленных обязанностей и
ответственности, призванные обеспечивать
выполнение ими соответствующих функций.

Иммунитеты,
выступая специфическими разновидностями
льгот и привилегий, естественно, имеют
с ними следующие общие черты:

Во-первых,
все они создают особый юридический
режим, позволя­ют облегчать положение
соответствующих субъектов, расширяют
воз­можности по удовлетворению тех
или иных интересов. Для этого предназначены
не только льготы и привилегии, но и
иммунитеты, в частности, дипломатический
и депутатский.

Во-вторых,
призваны быть правостимулирующими
средствами, побуждающими к определенному
поведению и формирующими поло­жительную
правовую мотивацию.

В-третьих,
являются гарантиями социально полезной
деятельнос­ти, способствуют осуществлению
тех или иных обязанностей.

В-четвертых,
названные средства выступают своеобразными
изъ­ятиями, правомерными исключениями
для конкретных лиц, установ­ленными
в специальных юридических нормах.

В-пятых,
представляют собой формы проявления
дифференциа­ции юридического
упорядочения социальных связей.

Вместе
с тем иммунитеты имеют свои сугубо
специфические при­знаки, позволяющие
выделить их в системе льгот и привилегий,
гово­рить об их самостоятельной
юридической природе.

Во-первых,
если привилегии в большей мере воплощаются
в пре­имуществах, в так называемых
положительных льготах, то иммуните­ты,
наоборот, в большей мере проявляются в
виде отрицательных льгот (освобождения
от выполнения отдельных обязанностей
— упла­ты налогов, пошлин, свидетельский
иммунитет и т.п., освобождения от
ответственности).

Во-вторых,
целью иммунитетов является обеспечение
выполнения международных, государственных
и общественных функций, служеб­ных
официальных обязанностей.

В-третьих,
круг лиц, на которых распространен
иммунитет, дол­жен быть четко определен
в нормах международного права, конститу­ции
и законах. К числу подобных лиц
законодательство РФ относит дипломатический
и консульский корпус, Президента РФ,
депутатов, зарегистрированных кандидатов
в депутаты, Улолномоченного по правам
человека в РФ, членов избирательных
комиссий с правом ре­шающего
голоса, членов комиссий по проведению
референдума с пра­вом решающего
голоса, Председателя Счетной палаты
РФ, его замес­тителя, аудиторов и
инспекторов Счетной палаты РФ, судей,
народ­ных, присяжных и арбитражных
заседателей, прокуроров, следовате­лей
прокуратуры и других.

Читайте также:  100 к 1 ответ что укрепляет иммунитет человека

Носители
же иных льгот и привилегий далеко не
всегда так конкрет­но определены и
обозначены в соответствующем
законодательстве.

Правовые
иммунитеты весьма многообразны. Их
можно классифи­цировать по различным
критериям. Так, в зависимости от природы
реа­лизуемых ими функций правовые
иммунитеты подразделяются на
меж­дународные, государственные и
общественные; в зависимости от сферы
их осуществления — на межгосударственные
и внутригосударственные; в зависимости
от их характера — на материально-правовые
(например, освобождение должностных
лиц Совета Европы от обложения налогами
окладов и вознаграждений, выплачиваемых
Советом Европы; право бес­пошлинного
ввоза личного имущества при первоначальном
занятии должности, так называемые
фискальные иммунитеты и другие) и
про­цессуально-правовые (неприкосновенность
депутатов, иммунитет судей, должностных
лиц правоохранительных и контролирующих
органов и т.п.); в зависимости от объекта
иммунитета — на личную неприкосно­венность,
неприкосновенность служебных и жилых
помещений, непри­косновенность
имущества, служебной переписки, архивов
и иных до­кументов, судебно-процессуальный
и свидетельский иммунитет и т.д.

17

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Под
правовыми иммунитетами понимают особые
льготы и привилегии, преимущественно
связанные с освобождением конкретно
установленных в нормах международного
права, конституции и законах лиц от
определенных обязанностей и ответственности,
призванные обеспечивать выполнение
ими соответствующих функций.

Иммунитеты,
выступая специфическими разновидностями
льгот и привилегий, имеют с ними общие
черты:

-Создают
особый юр. режим, позволяют облегчать
положение соответствующих субъектов,
расширяют возможности по удовлетворению
тех или иных интересов.

-Призваны
быть правостимулирующим средствами,
побуждающими к определенному поведению
и обозначающему собой положительную
правовую мотивацию

-Являются
гарантиями социально полезной деятельности

-Выступают
своеобразными изъятиями, правомерными
исключениями для конкретных лиц,
установленными в специальных юридических
нормах

-Представляют
собой формы проявления дифференциации
юридического упорядочения социальных
связей

Наряду
со всем выше перечисленным иммунитеты
имеют свои сугубо специфические признаки,
позволющие выделить их в системе льгот
и привилегий, говорить об их самостоятельной
юридической природе.

Воплощаются
в виде отрицательных льгот (освобождение
от выполнения отдельных обязательств
— уплаты налогов, пошлин, свидетельский
иммунитет и т. д.)

Целью
иммунитетов является обеспечение
выполнения международных, государственных
и общественных функций, служебных
официальных обязанностей. Правовой
иммунитет не должен иметь абсолютного
характера. Он может быть в ряде случаев
отменен, ограничен либо от него могут
отказаться сами обладатели иммунитета

Круг
лиц, на который распространен иммунитет,
должен быть четко определен нормами
права.

Правовые
иммунитеты весьма многообразны.

Их можно классифицировать по различным
критериям.

Так,
в зависимости
от природы

реализуемых ими функций правовые
иммунитеты подразделяются на:


международные,


государственные и,


общественные;

В
зависимости от сферы их осуществления
на:

-межгосударственные


внутригосударственные;

в
зависимости от их характера на:

-материально-правовые
(например, освобождение должностных
лиц Совета Европы от обложения налогами
окладов и вознаграждений, выплачиваемых
Советом Европы;

право
беспошлинного ввоза личного имущества
при первоначальном занятии должности,
так называемые фискальные иммунитеты
и другие) ,

-процессуально-правовые
(неприкосновенность депутатов, иммунитет
судей, должностных лиц правоохранительных
и контролирующих органов и т. п.);

в
зависимости от того, какие объекты
обеспечивает иммунитет на:


личную неприкосновенность,

-неприкосновенность
служебных и жилых помещений,

-неприкосновенность
имущества,

-служебной
переписки,

-архивов
и иных документов,

-судебно-
процессуальный и свидетельский иммунитет
и т. д.

49.Правовые режимы: понятие, признаки, виды

Одним
из наиболее сложных и вместе с тем
наименее исследованных выступает такой
элемент юридической формы, как правовой
режим.Научная и практическая значимость
данной проблемы определяются тем, что
в сложившихся сегодня в РФ условиях
требуются обновленные правовые режимы,
отвечающие духу времени, связанные со
становлением новых социально-юридических
состояний, с появлением нетрадиционных
для нас субъектов и объектов права,
интенсивным развитием различных форм
собственности, частного права,
предпринимательской деятельности,
переориентацией на другие, более
совершенные и либеральные методы
правового регулирования, сменой
приоритетов в системе имеющихся
юридических средств и ценностей.

Правовой
режим призван обеспечить определенный
(желаемый) социальный эффект, состояние,
а также показать путь к подобному
результату, способ ведущий к нему.
Правовой режим отражает функциональную
характеристику права; это особый порядок
правового регулирования, выражающийся
в определенном сочетании юридических
средств, создающий требуемое социальное
состояние и конкретную степень
благоприятности либо неблагоприятности
для удовлетворения интересов субъектов
права. В качестве примеров правовых
режимов можно назвать: режим финансовой
стабилизации, режим въезда и выезда за
границу, режим санкций, режим военного
положения, паспортный режим и т.п.

Основные
признаки:

1)
они устанавливаются законодательством,
и обеспечиваются государством;

2)
имеют целью специфическим образом
регламентировать конкретные области
общественных отношений, выделяя во
временных и пространственных границах
те или иные субъекты и объекты права;

3)
представляют особый порядок правового
регулирования, состоящий из совокупности
юридических средств и характеризующийся
определенным их сочетанием;

4)
создают конкретную степень благоприятности
либо неблагоприятности для удовлетворения
интересов субъектов и их объединений.

Виды
правовых режимов:

в
зависимости от предмета правового
регулирования выделяют конституционный,
административный, земельный режимы и
т.д.;

в
зависимости от их юридической природы
— материальные и процессуальные;

в
зависимости от содержания — валютный,
таможенный, пошлинный, судоходный,
секретный и т.п;

в
зависимости от субъектов в отношении
которых он устанавливается, — режим
беженцев, вынужденных переселенцев,
лиц без гражданства и т.д.;

в
зависимости от функций права — режим
особого регулирования и особой охраны;

в
зависимости от формы выражения — законный
и договорный;

в
зависимости от уровня нормативных
актов, в которых они установлены —
общефедеральные, региональные,
муниципальные и локальные;

в
зависимости от сфер использования —
внутригосударственные и межгосударственные
(режимы территориальных вод, экономических
санкций).

По
степени категоричности правовых
предписаний выделяются два
метода правового регулирования.

Один
из них именуется императивным.
Это такой метод, при котором субъекты
могут действовать только так, как
предписано нормой права, и не иначе.
Например, предписание закона о том, что
личный обыск осуществляется лицом того
же пола, что и обыскиваемый, является
безусловным, категорическим, императивным.

Другой
метод
,
именуемый диспозитивным,
дает возможность сторонам в каком-либо
правоотношении самостоятельно решать
какие-то вопросы. Лишь тогда, когда они
этого не сделали, возникает обязанность
следовать правовому предписанию.
Например, согласно ст. 135 ГК РФ принадлежность
следует судьбе главной вещи, если
договором между сторонами не предусмотрено
иное.

.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

См. также Федеральный закон от 03.11.2015 N 297-ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации»

Термин «иммунитет» происходит от латинских слов — прилагательного immunus (свободный от чего-либо, освобожденный) и существительного immunitas (освобождение от налогов, от службы и т.п.).

Читайте также:  Витамины для укрепления иммунитета взрослым и детям

Само понятие «иммунитет государства» сложилось в международном праве сначала в качестве обычной нормы, а затем стало определяться судебной практикой, законодательством и международными договорами. Иммунитет иностранного государства, существующий в международных отношениях, отличается от иммунитета государства от предъявления к нему исков в его собственных судах. Установление последнего и определение его пределов входит исключительно в сферу компетенции государства и определяется только его законодательством и международными договорами, заключенными этим государством.

Иммунитет иностранного государства отличается от иммунитета международных организаций, хотя в их основе лежат одни и те же принципы.

В международной практике применяются:

    1. более узкое понятие «юрисдикционные иммунитеты» и
    2. более широкое понятие «иммунитет государства и его собственности»,

поскольку не всегда вопрос об иммунитете имущества государства возникает в связи с рассмотрением какого-либо иска в суде. Все эти иммунитеты связаны между собой, потому что их основа одна — суверенитет государства, который не позволяет применять в отношении государства какие-либо принудительные меры.

Юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности получили общее признание в качестве одного из принципов обычного международного права. Под государством в Конвенции ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности понимается «государство и его различные органы управления; составные части федеральных государств», учреждения государств «либо другие образования в той мере, в какой они правомочны совершать и фактически совершают действия в осуществление суверенной власти государства».

Признание иммунитета государства не означает, что вообще нельзя рассматривать спор по сделке, заключенной с государством, или же что нельзя вообще предъявить иск о возмещении вреда к иностранному государству. Речь идет о том, что иск к государству теоретически надо предъявлять в судах этого государства. На практике иски по сделкам обычно рассматриваются в международных коммерческих арбитражных судах.

Следует подчеркнуть и другое: признание иммунитета ни в коей мере не должно состоять в освобождении государства от выполнения принятых им на себя обязательств или в освобождении государства от ответственности за неисполнение обязательств.

Иммунитет государства основывается на том, что оно обладает суверенитетом, что все государства равны. Это начало международного права выражено в следующем изречении: «Par in parem non nabet imperium» («Равный не имеет власти над равным»).

Виды иммунитета в теории и практике государств:

    • судебный;
    • от предварительного обеспечения иска;
    • от принудительного исполнения решения.

Ст. 2  Федерального закона от 03.11.2015 N 297-ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации» определяет, что к юрисдикционным иммунитетам иностранного государства и его имущества относятся:

    1. судебный иммунитет,
    2. иммунитет в отношении мер по обеспечению иска и
    3. иммунитет в отношении исполнения решения суда.

Судебный иммунитет — обязанность суда Российской Федерации воздержаться от привлечения иностранного государства к участию в судебном процессе.

Иммунитет в отношении мер по обеспечению иска — обязанность суда Российской Федерации воздержаться от применения в отношении иностранного государства и имущества иностранного государства ареста и иных мер, обеспечивающих впоследствии рассмотрение спора и (или) исполнение решения суда.

Иммунитет в отношении исполнения решения суда — обязанность суда Российской Федерации или федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, воздержаться от обращения взыскания на имущество иностранного государства, принятия в отношении иностранного государства и его имущества иных мер в целях принудительного исполнения решения суда.

Ст. 4 указанного закона предусматривает принцип взаимности в части ограничения юрисдикицонного иммунитета. Так, российским судам (ВС РФ, федеральным судам общей юрисдикции, арбитражным судам) предоставлена возможность ограничивать юрисдикционный иммунитет иностранного государства в случае, если в этом иностранном государстве России предоставляется юрисдикционный иммунитет в ограниченном объеме. Давать заключения по вопросам предоставления юрисдикционных иммунитетов РФ в иностранном государстве будет МИД России.

Судебный иммунитет заключается в неподсудности одного государства судам другого государства (Par in parem non habet jurisdictionem — «Равный над равными не имеет юрисдикции»). Без согласия государства оно не может быть привлечено к суду другого государства. Причем не имеет значения, в связи с чем или по какому вопросу государство намереваются привлечь к суду.

Иммунитет от предварительного обеспечения иска состоит в следующем: нельзя в порядке предварительного обеспечения иска принимать без согласия государства какие-либо принудительные меры в отношении его имущества.

Под иммунитетом от принудительного исполнения решения понимается следующее: без согласия государства нельзя осуществить принудительное исполнение решения, вынесенного против государства.

Концепции иммунитета государства

В юридической доктрине обычно рассматриваются две концепции иммунитета государства:

  1. абсолютного иммунитета;
  2. ограниченного иммунитета.

Концепции иммунитета государства

Концепция абсолютного иммунитета исходит из того, что:

  1. иски к иностранному государству не могут рассматриваться без его согласия в судах другого государства;
  2. в порядке обеспечения иска имущество какого-либо государства не может быть подвергнуто принудительным мерам со стороны другого государства;
  3. недопустимо обращение мер принудительного исполнения на имущество государства без его согласия.

Согласно концепции функционального (ограниченного) иммунитета, иностранное государство, его органы, а также их собственность пользуются иммунитетом только тогда, когда государство осуществляет суверенные функции, т.е. действия jure imperii. Если же государство совершает действия коммерческого характера (заключение внешнеторговых сделок, концессионных и иных соглашений), т.е. действия jure gestionis, то оно не пользуется иммунитетом. Иными словами, представители концепции ограниченного иммунитета считают, что, когда государство ставит себя в положение частного лица, к нему могут предъявляться иски, а на его собственность распространяются принудительные меры.

Во второй половине XX в. концепция функционального иммунитета получила широкое распространение в законодательной, судебной и договорной практике различных стран. Это объясняется тем, что государство как таковое расширило сферу своего участия в экономической деятельности.

Особое значение в современных экономических отношениях приобрел вопрос об иммунитете для тех государств, которые проводят политику активного привлечения иностранных инвестиций. Инвесторы заинтересованы в том, чтобы государство, принимающее инвестиции, отказывалось от своего иммунитета в случае возникающих споров между инвестором и этим государством.

В результате сфера применения договорной и обычной международно-правовой норм, ограничивающих иммунитет иностранного государства, постепенно расширяется, о чем свидетельствует законодательная и судебная практика стран, придерживающихся концепции ограниченного иммунитета. В то же время сфера применения обычной международно-правовой нормы об абсолютном иммунитете государства постоянно сужается. Все чаще государства, придерживающиеся концепции абсолютного иммунитета, отказываются от него в отношении определенных категорий дел.

В тех странах, в которых не принято специальных законов об иммунитете, а также в государствах, не участвующих в международных соглашениях по этому вопросу, существенную роль продолжает играть судебная практика, хотя решения суда одной страны могут использоваться и во всяком случае учитываться при рассмотрении аналогичного дела в другой стране.

Читайте также:  Как проверить иммунитет на клещевой энцефалит

Характерный пример дает практика Франции. В этой связи следует остановиться на решении Парижского суда Большой инстанции от 16 июня 1993 г.

В связи с проведением в Центре искусства и культуры имени Жоржа Помпиду выставки картин Анри Матисса из Государственного Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ) дочь коллекционера С.И. Щукина Ирина Щукина, а также некий И. Коновалов, утверждавший, что он является внуком другого известного собирателя западной живописи — И.А. Морозова, предъявили ряд исков к Российской Федерации, Государственному Эрмитажу, ГМИИ имени А.С. Пушкина и Центру Помпиду. Истцы требовали наложения предварительного ареста на картины и выплаты им возмещения в крупных суммах. Картины перешли в собственность государства на основании декретов о национализации 1918 г.

Решением суда в исках Щукиной и Коновалову было отказано со ссылкой на принцип судебного иммунитета государства и его собственности.

От имени российского государства в суде было заявлено, что акт о национализации представлял собой осуществление публичной власти государства и касался коллекции картин, принадлежащей его гражданам и находящейся на его территории. Кроме того, было обращено внимание суда на то, что иммунитетом от принудительных мер пользуется не только государство как таковое, но также два музея, осуществляющих хранение картин в рамках выполнения публично-правовых функций в области культуры, на что они были уполномочены Министерством культуры РФ.

Суд согласился с этими доводами и признал, что при отсутствии согласия государства на рассмотрение дела иски не могут быть предметом рассмотрения суда. На этом же основании суд отказал истцам в признании их требований об осуществлении мер принудительного характера в отношении картин.

При предъявлении возможных претензий к государству, в частности по трудовым отношениям и требованиям о возмещении ущерба в результате причинения вреда, прежде всего с чисто практической точки зрения следует различать два возможных случая:

  1. когда иск предъявляется к российскому государству как стороне в отношениях с иностранными юридическими и физическими лицами, т.е. когда речь идет о предъявлении претензий, исков за рубежом, а также наложении ареста на имущество российского государства, находящееся за границей. В этих случаях необходимо прежде всего решить вопрос, будет ли пользоваться российское государство в настоящее время за рубежом иммунитетом;
  2. в случае возникновения аналогичной ситуации в России необходимо решить вопрос, будет ли в России пользоваться иммунитетом иностранное государство и принадлежащее ему имущество.

В современных условиях, когда отсутствует универсальное международное соглашение в этой области, вопрос практически будет решаться на основе того, каким образом в судебной практике того или иного государства понимается действие обычно-правовой нормы об иммунитете или же какое законодательство в той или иной стране действует. При этом, что следует подчеркнуть особо, признание в одной стране абсолютного иммунитета за иностранными государствами не влечет за собой автоматического признания в судах другой страны иммунитета в отношении страны, законодательство и практика которой продолжают исходить из концепции абсолютного иммунитета.

Во многих государствах иммунитет российского государства и его собственности будет признаваться в ограниченных пределах. Такой вывод следует сделать на основе следующих данных: в ряде государств были приняты законы, ограничивающие иммунитет государства, — в США, Великобритании, Австралии, Аргентине, Канаде, Пакистане, Сингапуре, Южно-Африканской Республике. Как уже отмечалось выше, в Законе США 1976 г. был закреплен переход от позиции признания абсолютного иммунитета к позиции признания так называемого функционального иммунитета.

В Законе США 1976 г. было также установлено, к какому критерию должны прибегать американские суды, чтобы определить, какие действия являются публично-правовыми, а какие — частноправовыми. По этому вопросу суды в разных странах, в том числе и в США, выносили различные решения, часто противоречивые. В Законе США 1976 г. в качестве такого критерия избрана не цель, а характер, природа операции или отдельной сделки.

В ФРГ, Франции, Италии, Греции, Дании, Финляндии, Норвегии и других странах из концепции ограниченного иммунитета исходит судебная практика.

Ряд европейских стран — Австрия, Бельгия, Великобритания, ФРГ, Кипр, Люксембург, Нидерланды, Швейцария — заключили в 1972 г. Европейскую конвенцию об иммунитете государства, согласно которой иммунитет не признается как в случаях, исходящих из концепции абсолютного иммунитета (иностранное государство отказалось от иммунитета или же само предъявило иск); так и в случаях, когда спор возник в связи с коммерческой или иной аналогичной деятельностью иностранного государства на территории государства, где происходит судебное разбирательство. Генеральная ассамблея ООН приняла Конвенцию о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности, которая учитывает теорию ограниченного иммунитета.

Приведем текст ст. 10 Конвенции (Коммерческие сделки).

1. Если государство заключает коммерческую сделку с иностранными физическим или юридическим лицом и, в силу применимых норм международного частного права, разногласия относительно этой коммерческой сделки подлежат юрисдикции суда другого государства, это государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции при разбирательстве дела, возникшего из этой коммерческой сделки.

2. Пункт 1 не применяется:

a) в случае коммерческой сделки между государствами, или

b) если стороны коммерческой сделки явно договорились об ином.

3. Если государственное предприятие и другое образование, учрежденное государством, которое обладает независимой правосубъектностью и способно:

a) предъявлять иск или являться ответчиком по иску; и

b) приобретать имущество, иметь его в своей собственности или владении и распоряжаться им, включая имущество, которое это государство передает в его пользование или под его управление, участвует в разбирательстве, которое связано с коммерческой сделкой, заключенной этим образованием, то иммунитет от юрисдикции, которым пользуется это государство, не затрагивается.

c) «коммерческая сделка» означает:

i) любой коммерческий контракт или сделку о купле-продаже товаров или о предоставлении услуг;

ii) любой контракт о займе или иную сделку финансового характера, включая любое обязательство по гарантии или компенсацию в отношении любого такого займа или сделки;

iii) любой иной контракт или сделку коммерческого, промышленного, торгового или профессионального характера, за исключением трудовых договоров.

При определении того, является ли контракт или сделка коммерческой сделкой согласно ст. 10, следует прежде всего исходить из природы этого контракта или сделки, однако следует также учитывать их цель, если стороны контракта или сделки договорились об этом, или если, согласно практике государства суда, эта цель имеет отношение к определению некоммерческого характера этого контракта или сделки.

Российское законодательство, так же как и законодательство стран СНГ, как правило, исходит из классической концепции абсолютного иммунитета, традиционно признавая принцип иммунитета государства во всех случаях, независимо от характера действий государства и его органов.

В российском процессуальном законодательстве (ГПК РФ и АПК РФ) имеется существенное расхождение, касающееся принципа иммун