К депутатскому иммунитету относятся
Гарантии — это средства и механизмы, обеспечивающие эффективное и беспрепятственное осуществление депутатских полномочий, а равно обязанность государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, их должностных лиц создавать условия, благоприятствующие деятельности депутата. Такие гарантии предусмотрены Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» и выражаются в понятиях депутатского иммунитета и индемнитета.
Иммунитет депутата означает совокупность прав и привилегий, предоставляемых депутату и гарантирующих его неприкосновенность и неответственность. Депутатский иммунитет включает: а) неответственность и б) неприкосновенность депутата.
Неприкосновенность депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации — это парламентский иммунитет депутата от юрисдикции, а равно невозможности в течение всего срока полномочий быть привлеченным к уголовной или налагаемой в судебном порядке административной ответственности, быть подвергнутым задержанию, аресту или допросу без согласия соответствующей палаты парламента. Исключение составляют случаи задержания на месте преступления. Неприкосновенность парламентария является гарантией его деятельности. Она не является личной привилегией, имеет публично-правовой характер, поскольку служит публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности депутата в силу осуществляемых им государственных функций, защищая его от необоснованных репрессий. Таким образом обеспечивается беспрепятственная деятельность парламентария, его независимость и самостоятельность, а также независимость и самостоятельность всего парламента.
Неприкосновенностью депутат обладает в течение всего срока его полномочий. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия палаты, кроме случаев задержания на месте преступления. Депутат не может подвергнуться досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Личный досмотр вправе производить должностное лицо органов внутренних дел, ФСБ, таможенной службы РФ.
Неприкосновенность депутата распространяется на его жилое, служебное помещение, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы. Вопрос о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ. Для получения согласия на привлечение к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, на задержание, кроме случаев задержания на месте преступления, арест и обыск депутата Государственной Думы Генеральный прокурор вносит в палату представление. По представлению палата принимает мотивированное решение и в трехдневный срок извещает о нем Генерального прокурора.
Неприкосновенность депутата Государственной Думы не означает невозможность его привлечения к ответственности за совершенное правонарушение, в том числе и преступление, если оно совершено не в связи с осуществлением профессиональной, депутатской деятельности. Придание неприкосновенности депутата абсолютного характера означало бы искажение публично-правового характера парламентского иммунитета и его превращение в личную привилегию. В постановлении Конституционного Суда от 2 февраля 1996 г. перечисленные в Законе «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы» гарантии неприкосновенности в отношении действий, не связанных с осуществлением депутатской деятельности, признаны не соответствующими Конституции РФ. Постановление предусматривает: в случае возбуждения дела, связанного с уголовной или административной ответственностью, налагаемой в судебном порядке, в отношении действий, не связанных с осуществлением депутатской деятельности, по завершении дознания, предварительного следствия или производства по административным правонарушениям для передачи дела в суд необходимо согласие Государственной Думы. Для привлечения депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации к уголовной ответственности либо применения иных принудительных мер требуется лишение его неприкосновенности. По представлению Генерального прокурора РФ этот вопрос решается соответствующей палатой Федерального Собрания.
Как элемент неприкосновенности неответственность парламентария означает, что он не может быть привлечен, в том числе и по истечении срока его полномочий, к административной и уголовной ответственности за высказанное мнение, за позицию при голосовании и другие действия, соответствующие статусу депутата.
Депутатский индемнитет. Важнейшим условием и средством обеспечения эффективной деятельности депутата Государственной Думы являются социальные гарантии. В науке конституционного права их еще называют «материальные гарантии» или «материально-финансовые гарантии».
Считается, что совокупность социальных гарантий обеспечивает материально-финансовую независимость депутата, является вознаграждением за его труд и способствует утверждению депутата как личности. Социальные гарантии депутатской деятельности объединяют одним термином «индемнитет» или его русским аналогом — «вознаграждение.
Следует заметить, что в отношении понятия «депутатский индемнитет» среди конституционалистов нет единого мнения. Одни исследователи под индемнитетом понимают только вознаграждение депутата, другие — в это понятие включают еще и неответственность депутата за высказанное мнение и голосование при осуществлении депутатской деятельности. Так, например, В.Е. Чиркин пишет: «Термин «индемнитет» имеет два значения: 1) неответственность за высказывание и иные действия при осуществлении депутатских полномочий; 2) вознаграждение парламентария (жалованье, компенсационные и другие выплаты)».
Несмотря на распространенность последней точки зрения, автор не может принять ее из-за необоснованности: ведь в одном понятии объединены два совершенно разных явления — и по природе, и по назначению.
Многие конституции стран мира особо закрепляют право депутатов парламентов на вознаграждение (индемнитет). Так, ст. 71 Конституции Болгарии устанавливает, что «народные представители получают вознаграждение, размер которого определяется Народным собранием». В Конституции ФРГ закреплена аналогичная гарантия: «Депутаты имеют право на соответствующее обеспечивающее их независимость вознаграждение» (ст. 48). Причем вознаграждение почти во всех странах слагается из ряда компонентов.
В законодательной практике России не используется понятие «индемнитет». Общепризнанным считается понятие «социальные гарантии». Оно прямо закреплено в ч. ч. 2, 3 ст. 2 Федерального закона от 8 мая 1994 г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». В указанной статье Закона закреплено не только понятие, но и сами социальные гарантии депутата. Часть 3 ст. 2 гласит, что к социальным гарантиям деятельности депутата Государственной Думы относятся:
а) ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и иные выплаты, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
б) ежегодный оплачиваемый отпуск;
в) зачисление времени осуществления полномочий депутата Государственной Думы в стаж государственной гражданской службы;
г) медицинское, санаторно-курортное обслуживание депутатов Государственной Думы и членов их семей;
д) пенсионное обеспечение, в том числе пенсионное обеспечение членов их семей в случае смерти депутата Государственной Думы;
е) обязательное государственное страхование депутата Государственной Думы на случай причинения вреда его здоровью и имуществу;
ж) обязательное государственное социальное страхование депутата Государственной Думы на случай заболевания или потери трудоспособности в период исполнения им своих полномочий;
з) жилищно-бытовое обеспечение депутатов Государственной Думы, не имеющих жилой площади в городе Москве;
и) иные социальные гарантии, предусмотренные для федеральных министров.
Дополнительные условия для осуществления депутатами, являющимися инвалидами I группы, своих полномочий определяются постановлением Государственной Думы.
В связи с относительно большим числом социальных гарантий депутатов Государственной Думы и необходимостью их углубленного исследования автор счел необходимым все их классифицировать. В качестве критерия классификации избран отраслевой признак, т.е. принадлежность гарантии к той или иной отрасли права.
По названному критерию было выделено три группы социальных гарантий:
1) трудо-правовые гарантии;
2) гарантии социального обеспечения;
3) жилищно-бытовые гарантии.
О статусе Депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики
Депутатом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики может быть избран гражданин Кыргызской Республики, достигший на день выборов 21 года и обладающий избирательным правом.
Существуют ограничения, связанные с должностью депутата ЖК КР:
- депутат не вправе совмещать свою должность с иной государственной и муниципальной должностью, за исключением назначения его на должность Премьер-министра или первого вице-премьер-министра;
- депутат не может заниматься предпринимательской деятельностью. Депутат может заниматься лишь научной, педагогической и иной творческой деятельностью;
- он не должен состоять в руководящих и наблюдательных органах коммерческих организаций.
И привилегии депутата ЖККР:
- мандат депутата безотзывный;
- депутат не может подвергаться преследованиям за свои суждения и голосование в период нахождения на должности (индемнитет); эти две привилегии обеспечивают его независимость;
- депутат может быть лишен мандата лишь по отдельным основаниям;
- привлечение депутата к уголовной ответственности только с согласия Жогорку Кенеша, за исключением совершения особо тяжкого преступления (индемнитет).
Что такое парламентский индемнитет (от лат. Indemnitas — безущербность):
- привилегия депутатов парламента, заключающаяся в запрещении преследования депутата за все действия, совершенные им при исполнении
депутатских обязанностей (речь в парламенте, голосование, участие в комиссиях и т.д.). Никто, в том числе и сам парламент, не может привлечь депутата к ответственности за эти действия даже после того, как он перестал быть членом парламента; - вознаграждение (депутатов) за парламентскую деятельность, включая покрытие расходов на резиденцию, переписку, поездки и т.д.
И в чем отличие парламентского иммунитета, который означает неприкосновенность депутатов парламентов, а иногда и других представительных органов власти. Означает запрещение ареста или привлечения к уголовной ответственности депутата за любые его действия, в том числе за действия, совершенные им не при исполнении парламентских обязанностей.
Иммунитетом депутат пользуется только на время действия депутатского мандата. Депутат может быть лишен неприкосновенности по решению парламента. Неприкосновенность, как правило, автоматически аннулируется в случае задержания депутата на месте преступления при совершении особо тяжкого преступления.
Депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики пользовались правом неприкосновенности до конституционной реформы 1998 года. Именно тогда, в пору существования двухпалатного парламента, от депутатского иммунитета перешли к индемнитету, и от свободного (безотзывного) к императивному мандату. Впоследствии иммунитет вновь прописали в Конституции 2003 года и депутаты нового однопалатного парламента в 2005 году уже обладали неприкосновенностью. И только в 2010 году вновь отказались от иммунитета и депутаты стали обладать индемнитетом.
Депутат Жогорку Кенеша прекращает свои полномочия вместе с созывом, в который он избирался.
Полномочия депутата Жогорку Кенеша могут быть досрочно прекращены в случаях:
- подачи им письменного заявления о сложении депутатских полномочий или выходе из фракции;
- выхода из гражданства либо приобретения иного гражданства;
- перехода на работу или неоставления им работы, не совместимой с выполнением депутатских полномочий;
- признания выборов недействительными;
- выезда на постоянное жительство за пределы Кыргызской Республики; признания депутата судом недееспособным;
- вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении него;
- отсутствия на заседаниях Жогорку Кенеша без уважительных причин 30 и более рабочих дней в течение одной сессии;
- вступления в законную силу решения суда об объявлении его безвестно отсутствующим или умершим;
- смерти депутата.
Фракция, коалиция парламентского большинства, меньшинство и оппозиция депутатов ЖК КР.
Понятие парламентской фракции определено статьей 70 Конституции КР, и означает объединение депутатов, прошедших по списку одноименной партии. Как правило, «объединение» предполагает добровольность членства депутата во фракции. Однако, на практике были случаи «отказа вхождения» во фракцию, при том что «выход из состава фракции депутата» ведет к досрочному прекращению депутатских полномочий. По данному вопросу есть решение Конституционной палаты Верховного суда КР.
Коалиция фракций – объединение нескольких фракций.
Парламентское большинство — фракция или коалиция фракций, официально объявившая о ее создании, имеющая более половины депутатских мандатов.
Распад коалиции парламентского большинства ведет всегда к отставке Правительства.
В VI-созыве парламента сформированы:
В целях обеспечения устойчивости коалиции большинства (а значит стабильного Правительства КР), исключения давления на депутатов со стороны лидеров фракций на решение данного вопроса, по итогам конституционной реформы 2016 года внесена статья 70, в которой решение о выходе из коалиции фракций парламентского большинства принимается фракцией не менее чем двумя третями от общего числа депутатов фракции. Решение фракции оформляется ее постановлением и подписывается каждым членом фракции, проголосовавшим за выход.
Парламентское меньшинство – фракции, не вошедшие в парламентское большинство. Парламентской оппозицией считаются фракции, оказавшиеся в парламентском меньшинстве и объявившие о своей оппозиции по отношению к большинству.
Фракции парламентского меньшинства, объявившие о своей оппозиции к «правящему большинству» пользуются гарантиями, предусмотренными для них (председательство в двух ключевых комитетах, курирующих вопросы Правоохранительных органов и прокуратуры; Бюджета и финансов; на место заместителя Торага, на право избирать 1/3 состава ЦИК, Счетной палаты и др.).
Вопрос об императивном или свободном мандате депутата влияет на возможность или не возможность действовать в соответствии со своими убеждениями, нести или не нести ответственности перед избирателями. В зависимости от принятой в государстве или на соответствующем уровне представительных органов модели существуют так называемые императивный или свободный мандат д.
Императивный мандат — понятие, используемое применительно к представительным органам и их депутатам. При ИМ депутат связан волей и поручениями своих избирателей:
а) при избрании он получает от них наказы — поручения общественно значимого характера;
б) в ходе работы не только информирует избирателей, но и обязан перед ними регулярно отчитываться как о своей деятельности, так и деятельности представительного органа, в который избран, его комитетов и комиссий, в которых состоит, о выполнении наказов избирателей;
в) избиратели могут отозвать депутата, не оправдавшего их доверия или совершившего поступки, порочащие звание депутата.
Свободный мандат — правило, согласно которому депутат представительного органа власти не связан наказами избирателей и не ответственен в своей деятельности перед ними. Соответственно, отсутствует возможность досрочного отзыва депутата избирателями. Принцип СМ применяется практически во всех демократических государствах. При свободном мандате депутат считается представителем в соответствующем представительном органе не конкретных избирателей, а народа страны, населения территории в целом. Он не связан поручениями (наказами) избирателей, не обязан отчитываться перед ними (хотя и информирует о своей деятельности), а полномочия депутата не могут быть прекращены досрочно по решению избирателей путем отзыва.
Иммунитет парламентский (депутатский) (англ. — immunity, лат. – immunitas) — это освобождение от чего-либо. В КП привилегия парламентариев, заключающаяся в их неприкосновенности или защите от судебного преследования за действия, непосредственном не связанные с исполнением мандата. Иммунитет является не личной привилегией, но гарантией деятельности парламентария. Неприкосновенность не аннулирует нарушения (как это имеет место в случае не ответственности), а лишь отодвигает во времени момент преследования (ареста) парламентария, чтобы не помешать осуществлению его мандата.
Парламентский иммунитет не является абсолютным. Депутаты и сенаторы не могут быть подвергнуты уголовному преследованию (Франция, Польша), любому иному ограничению личной свободы (ФРГ), личному досмотру, обыску (РФ), аресту (США, ФРГ) без санкции соответствующей палаты парламента (однопалатного парламента) во время сессии (Франция, ФРГ, РФ), бюро палаты парламента (Франция) вне сессии, спикера (в Великобритании). Исключение допускается только в том случае, если депутат застигнут на месте совершения преступления (в ФРГ также в течение следующего дня). В некоторых странах (Индии и Индонезии) депутат не может быть лишен неприкосновенности ни при каких обстоятельствах. Во многих странах (например, в ФРГ и Франции) палатам парламента предоставлено право требовать приостановления задержания, ареста или уголовного преследования депутата.
Индемнитет парламентский (англ. indemnity, от лат. indemnitas — безущербность) — 1) привилегия депутатов парламента, заключающаяся в их неответственности за высказывания и действия, связанные с выполнением депутатских функций. Например, депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе и по истечении срока полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда со стороны депутата были допущены (даже и при исполнении депутатских обязанностей) публичные оскорбления или клевета и иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена законодательством. 2) Вознаграждение (депутатов) за парламентскую деятельность, включая покрытие расходов на резиденцию, переписку, поездки и т.д.
https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_economic_law/7584/%D0%9C%D0%90%D0%9D%D0%94%D0%90%D0%A2
Случаи лишения мандатов депутатов Государственной думы
14 сентября 2012 года Госдума лишила мандата депутата от «Справедливой России» Геннадия Гудкова.
Запрос о досрочном прекращении полномочий Гудкова направил в Госдуму генпрокурор Юрий Чайка. Следственные органы обвиняют парламентария в коммерческой деятельности, что противоречит закону о статусе депутата. Комиссия ГД по контролю за доходами депутатов изучила поступившие в ГД документы и подтвердила факт участия Гудкова в управлении бизнесом.
Гудков связывает претензии к нему со своей оппозиционной деятельностью.
Вопрос о поведении депутата Геннадия Гудкова рассматривался 21 июня 2012 года на комиссии Госдумы по депутатской этике. Поводом стал запрос единоросса Сергея Железняка в связи с действиями ряда парламентариев 6 мая 2012 года на «Марше миллионов» в Москве.
Комиссия признала поведение депутатов‑эсеров Дмитрия и Геннадия Гудковых и Ильи Пономарева порочащим статус депутата Государственной Думы, подрывающим авторитет законодательной власти. Комиссия предложила этим трем депутатам добровольно сложить свои полномочия. Гудков тогда заявил, что мандат депутата по предложению думской комиссии по этике сдавать не намерен.
Это не единственный случай лишения мандата депутата Государственной Думы.
6 июля 2012 года Госдума лишила иммунитета и дала согласие на возбуждение уголовного дела в отношении депутата КПРФ Владимира Бессонова, которого следствие подозревает в сопротивлении сотрудникам полиции.
По версии следствия, 2 декабря 2011 года в Ростове‑на‑Дону Бессонов организовал несогласованный с властями митинг численностью более 100 человек, и на требование полиции прекратить акцию депутат и другие организаторы ответили отказом. Как утверждают следователи, после попыток полицейских самостоятельно отключить звукоусиливающую аппаратуру участники митинга, включая Бессонова, устроили с ними драку.
Уголовное дело было заведено по статье «применение насилия в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей».
3 ноября 2010 года Госдума приняла решение о снятии депутатской неприкосновенности с депутата Госдумы от ЛДПР Ашота Егиазаряна, а 9 марта 2011 года дала согласие на арест депутата.
С просьбой дать разрешение на возбуждение против депутата уголовного дела в нижнюю палату парламента обратился и.о. председателя Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин.
Против бывшего депутата возбуждено два уголовных дела, которые объединены в одно производство. По данным следствия, в действиях Егиазаряна усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере).
1 ноября 2001 года по запросу Генпрокуратуры частично был лишен депутатской неприкосновенности независимый депутат Госдумы Владимир Головлев.
Уголовное дело в отношении Головлева, по данным Управлении информации и общественных связей Генпрокуратуры, было возбуждено в 1996 году в связи с его деятельностью в Челябинской области и расследовалось областной прокуратурой. Как отмечалось в представлении Генпрокурора, органы следствия располагают доказательствами причастности Головлева к совершению хищений государственных средств в крупных размерах при проведении приватизации на территории Челябинской области.
Дума согласилась с ходатайством Генпрокуратуры о проведении следственных действий в отношении Головлева и обыск, однако не дала согласия на его арест.
21 августа 2002 года депутат был убит.
18 сентября 1998 года депутатской неприкосновенности был лишен депутат от Дагестана Надир Хачилаев (Госдума второго созыва). В отношении него было возбуждено уголовное дело за организацию им вместе с братом беспорядков в столице Дагестана Махачкале в мае 1995 года. В июне 2000 года Хачилаев был приговорен к полутора годам, но амнистирован.
11 августа 2003 года Хачилаев был застрелен в Махачкале.
6 октября 1995 года депутатской неприкосновенности был лишен Сергей Мавроди (Госдума первого созыва), поскольку «пренебрегал своими обязанностями депутата и продолжал заниматься коммерческой деятельностью».
В отношении него было возбуждено уголовное дело в связи с финансовыми махинациями в бытность его главой финансовой пирамиды «МММ».
Задержан Мавроди был только 31 января 2003 года. 28 апреля 2007 года приговорен к четырем с половиной годам и вскоре вышел на свободу.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
https://ria.ru/spravka/20120914/750073099.html