К кому виду иммунитета относится фагоцитоз

К кому виду иммунитета относится фагоцитоз thumbnail



Вопросы в начале параграфа.


Вопрос 1. Как организм человека защищается от микроорганизмов?

В нашем организме есть особые механизмы, препятствующие проникновению в него микробов и развитию инфекции. Так, слизистые оболочки выполняют роль барьера, через который способны проникать не все микробы. Микроорганизмы распознаются и уничтожаются лимфоцитами, а также лейкоцитами и макрофагами (клетками соединительной ткани). Большую роль в борьбе с инфекциями играют антитела. Это особые белковые соединения (иммуноглобулины), образующиеся в организме при попадании в него чужеродных веществ. Антитела выделяют главным образом лимфоциты. Антитела обезвреживают, нейтрализуют продукты жизнедеятельности болезнетворных бактерий и вирусов.


Вопрос 2. Что такое иммунитет?

Иммунитет — способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и благодаря этому сохранять химическое и биологическое постоянство внутренней среды и собственных тканей.


Вопрос 3. Что происходит при воспалении и общем инфекционном заболевании? Кто является бацилло-или вирусоносителем?

При воспалении происходит покраснение пораженного участка: расширяются капилляры и к этому месту усиленно притекает кровь. Повышается местная температура, раздражаются рецепторы, вызывающие ощущение боли. К воспаленному участку с кровью прибывают лейкоциты крови и макрофаги из тканей — начинается фагоцитоз.

Инфекционные заболевания отличаются от других тем, что они заразны, а также им свойственны циклическое течение и формирование постинфекционного иммунитета. Под цикличностью течения заболевания понимают закономерную смену симптомов болезни. Так, после попадания в организм инфекции больной некоторое время не чувствует каких-либо изменений. Это скрытый период болезни. Здесь происходит, с одной стороны, размножение возбудителя, а с другой — нарастание иммунной реакции: опознание чужеродных соединений, выработка против них антител.

Вопросы в конце параграфа.


Вопрос 1. Что такое иммунитет?

Иммунитет — способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и благодаря этому сохранять химическое и биологическое постоянство внутренней среды и собственных тканей.


Вопрос 2. К какому виду иммунитета относится фагоцитоз?

Фагоцитоз относится к неспецифическому (клеточному) виду иммунитета.


Вопрос 3. Как образуются антитела?

В организме человека имеются специальные органы, где формируются клетки крови, участвующие в иммунной реакции. Это — костный мозг, вилочковая железа (тимус), лимфатические узлы. Т-лимфоциты формируются в тимусе, В-лимфоциты — в лимфатических узлах. Многие Т-лимфоциты способны распознавать микробные и другие антигены и расшифровывать их химическую структуру. В-лимфоциты, получив информацию об антигене от Т-лимфоцитов, начинают стремительно размножаться и выделять в кровь антитела. Каждый вид антител способен нейтрализовать строго определенный антиген, именно тот, который обнаружил Т-лимфоцит.


Вопрос 4. Могут ли антитела, выработанные против дифтерии, обезвредить столбнячный яд?

Нет, так как каждый вид антител обезвреживает только соответствующий антиген.


Вопрос 5. Что такое воспаление? Каковы его признаки?

Воспаление — это сложная приспособительная сосудисто-тканевая реакция организма на повреждение целостности тканей и проникновение чужеродных организмов или веществ.

Основные общие признаки воспаления: повышение температуры тела и изменение состава крови.

Местные признаки воспаления: краснота, боль, жар, припухлость, нарушение функции.


Вопрос 6. Какие заболевания называют инфекционными? Что для них характерно?

Инфекционные заболевания — это заболевания, вызванные живыми возбудителями (вирусами, микробами, грибками и др.). Инфекционные заболевания заразны, а также им свойственны циклическое течение и формирование постинфекционного иммунитета. Под цикличностью течения заболевания принято понимать закономерную смену симптомов болезни. Так, после попадания в организм инфекции больной некоторое время не чувствует каких-либо изменений. Это скрытый период болезни. Здесь происходит, с одной стороны, размножение возбудителя, а с другой — нарастание иммунной реакции: опознание чужеродных соединений, выработка против них антител. Болезнь не наступает, если антителам удается в самом начале подавить размножение возбудителя. В противном случае постепенно развиваются симптомы болезни. В это время в организме происходит интенсивное накопление возбудителя, вредных веществ, которые он выделяет, а также уничтожающих их антител. В стадии выздоровления антитела начинают сдерживать размножение возбудителя и нейтрализуют его яды. Человек выздоравливает.


Вопрос 7. Что такое «ворота инфекции»?

Путь, через который возбудитель болезни попадает в организм, называют «воротами инфекции».


Вопрос 8. Почему опасны бацилло- и вирусоносители?

Бацилло- и вирусоносители представляют опасность для окружающих, так как такие люди могут, сами того не подозревая, заражать окружающих.

Проанализируйте рисунок 47 («Опыт И. И. Мечникова»), Ответьте на вопросы: можно ли назвать изображенный на рисунке процесс воспалением; почему образовался нарыв?

Изображенный на рисунке процесс можно назвать воспалением, потому что там есть участок, где проходит борьба лейкоцитов с микробами.

Нарыв образовался в результате попадания чужеродного тела, введенного в тело морской звезды.

Источник

ôàãîöèòîçÔàãîöèòîç — ìåõàíèçì äåéñòâèÿ êëåòîê, íåîáõîäèìûé äëÿ çäîðîâüÿ ÷åëîâåêà, êîòîðûé ïîÿâèëñÿ ðàíüøå.

Ñòîèò çàäóìàòüñÿ, êóäà äåâàþòñÿ âèðóñû è ìèêðîáû, ïðîíèêøèå â îðãàíèçì, êóäà èñ÷åçàåò îñòàâëåííàÿ â ïàëüöå çàíîçêà, è îòêóäà áåð¸òñÿ íàãíîåíèå.

Òåëî ÷åëîâåêà ñîñòàâëÿåò ìíîãî êëåòîê, âûïîëíÿþùèõ ñîáñòâåííûå ôóíêöèè. Ìàêðîìîëåêóëû è âåùåñòâà ïðîíèêàþò âíóòðü êëåòîê ÷åðåç îáîëî÷êó, íî ýòè êàíàëû ñëèøêîì óçêèå äëÿ áàêòåðèé è ÷àñòèö. Ïîýòîìó íåêîòîðûå êëåòêè ñïîñîáíû ê ýíäîöèòîçó – ôàãîöèòîçó.

Îïðåäåëåíèå.  ÷åì ñóùíîñòü

Ôàãîöèòàìè íàçûâàþò ëåéêîöèòû (áåëûå êðîâÿíûå òåëüöà) –è äðóãèå êëåòêè ìíîãîêëåòî÷íîãî æèâîòíîãî îðãàíèçìà. Ôàãîöèòîçîì âëàäåþò êëåòêè ïðîñòåéøèõ.
Êîãäà ôàãîöèò ïðèáëèæàåòñÿ âïëîòíóþ ê ÷óæåðîäíîìó òåëó, îáòåêàåò ñîäåðæèìûì, ïîãëîùàÿ è çàòåì, ïåðåâàðèâàåò, òàêîé ïðîöåññ íàçûâàåòñÿ ôàãîöèòîçîì.

Ñ ãðå÷åñêîãî ÿçûêà ýòî îáîçíà÷àåò «ïîæèðàíèå êëåòêîé».  ìåæäóíàðîäíîé ìåäèöèíå, ñ îêîí÷àíèåì «îñèñ» — ýòî óæå íàçûâàåòñÿ ïðîöåññîì èëè ÿâëåíèåì. Äîñëîâíûé ïåðåâîä: ïðè ðàñïîçíàâàíèè ôàãîöèòàìè ÷óæåðîäíûõ òåë, îíè öåëåíàïðàâëåííî äâèæóòñÿ ê îáúåêòó, çàõâàòûâàþò, ïîãëîùàþò è ðàñùåïëÿþò.

Читайте также:  Самые лучшие витамины для поднятия иммунитета у взрослых

Âíóòðè ôàãîöèòà ñîäåðæèòñÿ ïèùåâàðèòåëüíàÿ âàêóîëü ñ ôåðìåíòàìè, êîòîðûìè ñíàáæàþò ìíîãî÷èñëåííûå ëèçîñîìû. Ðàçëè÷àþò ôàãîöèòû ïî íàáîðó ôåðìåíòîâ.
Ïðîöåññ ôàãîöèòîçà íå ïîëó÷èòñÿ, åñëè ôàãîöèò íå êîíòàêòèðóåò ñ «îïàñíûì òåëîì», êîòîðîå òðåáóåòñÿ óíè÷òîæèòü.

Îòêðûòèå

 1881 ã., íàõîäÿñü â Èòàëèè, Ìå÷íèêîâûì, ðóññêèì áàêòåðèîëîãîì è èììóíîëîãîì, èçó÷àëñÿ ìåõàíèçì âíóòðèêëåòî÷íîãî ïèùåâàðåíèÿ â îïûòàõ ñ ëè÷èíêàìè ìîðñêèõ çâ¸çä. Ó÷¸íûé âûÿñíÿë, ñïîñîáíû ëè îáîñîáëåííûå êëåòêè ìíîãîêëåòî÷íîãî îðãàíèçìà îáâîëàêèâàòü ÷àñòèöû ïèùè è ðàçëàãàòü, êàê äåëàåò àì¸áà.

Ââîäÿ â ïðîñâå÷èâàþùåå òåëî ëè÷èíêè êðèñòàëëû êðàñíîãî ïîðîøêà, Ìå÷íèêîâ îòìåòèë, êàê ïåðåä ÷óæåðîäíûìè òåëàìè îáðàçîâàëàñü ïðåãðàäà èç êëåòîê. Êëåòêà îáòåêàëà è âòÿãèâàëà â ñåáÿ êðèñòàëë êðàñêè. Òàê ïîÿâèëîñü ïðåäïîëîæåíèå î ñóùåñòâîâàíèè çàùèòíûõ êëåòîê âíóòðè îðãàíèçìà.

×òîáû ïîäòâåðäèòü ãèïîòåçó, Ìå÷íèêîâ ïðîâ¸ë äðóãîé îïûò – ñ ââåäåíèåì îêðàøåííûõ øèïîâ. Äåéñòâèÿ êëåòîê ïîâòîðèëèñü: îíè ñíîâà âñòàëè íà çàùèòó, ïðîãîíÿÿ âðåäèòåëåé.

К кому виду иммунитета относится фагоцитоз 

 êîíöå 1882 ã. ó÷¸íûé ñôîðìèðîâàë òåîðèþ ôàãîöèòîçà: ìàëåíüêèå ÷óæåðîäíûå òåëà, ïîïàâøèå â îðãàíèçì, ïîãëîùàþòñÿ áëóæäàþùèìè êëåòêàìè. Ýòî ôàãîöèòû, êîòîðûå èãðàþò ãëàâíóþ çàùèòíóþ ðîëü â èììóíèòåòå, îò÷åãî è âîçíèêàåò âîñïàëåíèå. Ìåõàíèçì äåéñòâèÿ ôàãîöèòîâ Ìå÷íèêîâ íàçâàë ôàãîöèòîçîì.

Î ðåçóëüòàòàõ îïûòîâ èììóíîëîã äîëîæèë íà VII ñúåçäå (1883 ã.), ãäå ñîáðàëèñü âðà÷è è åñòåñòâîèñïûòàòåëè.
Çà ïîëåçíîå äëÿ íàóêè îòêðûòèå, Ìå÷íèêîâó è Ïàóëþ Ýðëèõó, âûÿâèâøåìó àíòèòåëà, ïðèñóæäåíà â 1908 ã. Íîáåëåâñêàÿ ïðåìèÿ â îáëàñòè ôèçèîëîãèè è ìåäèöèíû.

Ôóíêöèè

Ôàãîöèòîç îòíîñèòñÿ ê äðåâíåéøåìó ìåõàíèçìó çàùèòû ó ìíîãîêëåòî÷íûõ îðãàíèçìîâ ïðîòèâ ïîñòîðîííèõ òâ¸ðäûõ ÷àñòèö. Íî ýòî íå åäèíñòâåííàÿ ôóíêöèÿ áëóæäàþùèõ «îõðàííèêîâ». 

  1. Ôàãîöèòû âûâîäÿò îòõîäû æèçíåäåÿòåëüíîñòè êëåòîê ñî øëàêàìè è òîêñèíàìè.
  2. Èñ÷åçíîâåíèå õâîñòà ó ãîëîâàñòèêà è ïðåâðàùåíèå ëè÷èíêè âî âçðîñëîå íàñåêîìîå òàê æå ðåçóëüòàò ôàãîöèòîçà.
  3. Âîéíà ñ áîëåçíåòâîðíûìè ìèêðîáàìè è óíè÷òîæåíèå. 
  4. Çàæèâëåíèå ïîâðåæäåíèé â îðãàíèçìå.
  5. Çàïîìèíàíèå «âðàãà» è ïåðåäà÷à èíôîðìàöèè, äëÿ ðàñïîçíàâàíèÿ â ñëåäóþùèé ðàç, èììóííûì êëåòêàì. 
  6. Îáðàçóþò íîâûå ôàãîöèòû ïðè ôîðìèðîâàíèè êðîâÿíûõ ëåòîê.
  7. Î÷èùåíèå ìàêðîôàãàìè – ìóñîðùèêàìè îò íåíóæíûõ è âðåäíûõ îòìåðøèõ êëåòîê äëÿ çàìåíû íîâûìè ñòðóêòóðàìè.

Ýòó ðàáîòó âûïîëíÿþò ðåòèêóëî-ýíäîòåëèàëüíûå êëåòêè: 

  • êëåòêàìè Êóïôåðà â ïå÷åíè;
  • ñåëåçåíêó î÷èùàþò ñèíóñîèäû; 
  • ë¸ãêèå — àëüâåîëÿðíûìè ìàêðîôàãàìè; 
  • ÷åðåç ëèìôàòè÷åñêèå óçëû ëèìôà ïðîõîäèò ñêâîçü ôèëüòðîâàëüíûå êëåòêè;
  • íåðâíóþ ñèñòåìó î÷èùàåò ìèêðîãëèÿ.

Åñëè óíè÷òîæåíèå ñîáñòâåííîé ìèêðîñòðóêòóðû ïåðåñòàíåò êîíòðîëèðîâàòüñÿ, òêàíü ñàìîðàçðóøàåòñÿ è ðàçâèâàåòñÿ çàáîëåâàíèå.

Ôàãîöèòîç è ïèíîöèòîç

Îòëè÷èå ôàãîöèòîçà è ïèíîöèòîçà â òîì, ÷òî â ïåðâîì ñëó÷àå êëåòêà çàõâàòûâàåò òâ¸ðäûå ÷àñòèöû, à âî âòîðîì — âáèðàíèå æèäêîé êàïëè, ãäå ñîäåðæèòñÿ âåùåñòâî (ñ ãðå÷åñêîãî ÿçûêà ïåðåâîäèòñÿ, êàê ïèòü èëè âïèòûâàíèå ñ ïîìîùüþ âìåñòèëèùà, êëåòêè). Òàêèì îáðàçîì, ñîäåðæèìîå êëåòêè ïîïîëíÿåòñÿ âûñîêîìîëåêóëÿðíûìè ñîåäèíåíèÿìè — áåëêàìè è óãëåâîäíî-áåëêîâûìè êîìïëåêñàìè.

 Ôàãîöèòîç è ïèíîöèòîç

Ïèíîöèòîç îòêðûò àìåðèêàíñêèì ó÷¸íûì Ó. Ëüþèñîì â 1931 ã.
Æèäêàÿ ÷àñòèöà îêðóæàåòñÿ è âáèðàåòñÿ âíóòðü ñ ïîìîùüþ êîðîòêèõ òîíêèõ âûðîñòîâ ïëàçìàòè÷åñêîé êëåòî÷íîé ìåìáðàíû. Ïëàâàþùèå ïóçûðüêè ïåðåìåùàþòñÿ â êëåòî÷íîì ñîäåðæèìîì, ñëèâàþòñÿ âìåñòå. Òàê æå îíè ïðèñîåäèíÿþòñÿ ê âíóòðèêëåòî÷íûì ìåìáðàííûì ñòðóêòóðàì.

Ïî÷åìó ôàãîöèòîç íåâîçìîæåí â ðàñòèòåëüíîé êëåòêå

Ôàãîöèòîç âûïîëíÿåòñÿ ïîäâèæíîé ïëàçìàòè÷åñêîé ìåìáðàíîé. Ó àì¸áû è äðóãèõ ïðîñòåéøèõ æèâîòíûõ ýòî ñïîñîá ïèòàíèÿ.  òåëå ÷åëîâåêà ôàãîöèòàìè – ëåéêîöèòàìè îáåçâðåæèâàþòñÿ âðåäíûå áàêòåðèè è ìèêðîáû, îïàñíûå äëÿ çäîðîâüÿ ÷àñòèöû. Íàðóæíàÿ ìåìáðàíà âûïÿ÷èâàåòñÿ è çàõâàòûâàåò îáúåêò, çàòåì âïÿ÷èâàåòñÿ âíóòðü.

Ðàñòèòåëüíàÿ êëåòêà ñâåðõó ïîêðûòà ïðî÷íûìè òâ¸ðäûìè âîëîêíàìè öåëëþëîçû. Ýòî ïðåâðàùàåò ïîâåðõíîñòü â ïëîòíóþ è íåïëàñòè÷íóþ îáîëî÷êó, íåâîçìîæíóþ ê âûïÿ÷èâàíèþ è çàõâàòó ÷àñòèö. Ïî ýòîé ïðè÷èíå ðàñòèòåëüíàÿ êëåòêà íå ñîêðàùàåòñÿ, íå äâèãàåòñÿ è íå èçìåíÿåòñÿ.

Êëåòêè, ó÷àñòâóþùèå â ôàãîöèòîçå

 îðãàíèçìå ÷åëîâåêà ôàãîöèòîç âûïîëíÿåòñÿ äèôôåðåíöèðîâàííûìè ìîíîíóêëåàðíî-ôàãîöèòàðíûìè êëåòêàìè è ãðàíóëîöèòàìè. Ýòî ìèêðîôàãè, êîòîðûå áîðþòñÿ ñ óñëîâíî – ïàòîãåííûìè ìèêðîîðãàíèçìàìè è ìàêðîôàãè. Óñèëèâàåòñÿ ôàãîöèòîç âåùåñòâàìè, êîòîðûå âõîäÿò â íîðìàëüíóþ ñûâîðîòêó êðîâè ïîçâîíî÷íûõ æèâîòíûõ — îïñîíèíàìè. Ýòè âåùåñòâà îñëàáëÿþò áàêòåðèè è ìèêðîîðãàíèçìû, ïîñëå ÷åãî ôàãîöèòû èõ ëåãêî ïîãëîùàþò.

Êëåòêè ôàãîöèòû — ãëàâíûå êëåòêè èììóíèòåòà, îíè ñâÿçûâàþòñÿ ñ «âðàãàìè» ðåöåïòîðàìè, çàòåì ïîãëîùàþò çà 9 ìèí.

Ê ìîíîöèòàì, «äâîðíèêàì», îòíîñÿò áåëûå êðîâÿíûå òåëüöà — ëåéêîöèòû. Íåéòðîôèëàìè ïîãëîùàþòñÿ äàæå ïðåâûøàþùèå â ðàçìåðàõ ÷àñòèöû, íå ïîìåõà è êèñëàÿ ñðåäà.

Ìàêðîôàãàìè, «áîëüøèìè ïîæèðàòåëÿìè» íàçûâàþò ôàãîöèòû, ñïîñîáíûå ê çàõâàòó è óíè÷òîæåíèþ ÷àñòÿìè ÷óæåðîäíûõ, ì¸ðòâûõ èëè ïîâðåæä¸ííûõ êëåòîê. Ïðè÷¸ì åñëè ýòî èíôèöèðîâàííàÿ èëè çëîêà÷åñòâåííàÿ êëåòêà, ìàêðîôàã îñòàâëÿåò íåòðîíóòûì íåêîòîðûå ÷óæåðîäíûå êîìïîíåíòû äëÿ äàëüíåéøåãî èñïîëüçîâàíèÿ. Ïðè ýòîì îáðàçóþòñÿ àíòèãåíû, ïîìîãàþùèå îáðàçîâûâàòü ñïåöèôè÷íûå àíòèòåëà. Ìàêðîôàãè ñïîñîáíû ðàçðóøàòü îïóõîëè, îáðàçóÿ íåêðîç.

Íåéòðîôèëû îòíîñÿòñÿ ê ëåéêîöèòàì è ñîñòàâëÿþò 50-60 % ýòîé ãðóïïû êðîâè. Ìàëåíüêèå êëåòêè, ïåðâûìè (çà 30 ìèí.) ðåàãèðóþò íà âîñïàëåíèå â îðãàíèçìå. Ãíîé ñîñòîèò èç ì¸ðòâûõ íåéòðîôèëîâ.

Äåíäðèòíûìè, àíòèãåí-ïðåçåíòóþùèìè êëåòêàìè, ñ äëèííûìè îòðîñòêàìè (äåíäðèòàìè), ïîãëîùàþòñÿ ïàòîãåíû. Ðàñïîëîæåíèå ýòèõ êëåòîê: â êîæíûõ òêàíÿõ è âíóòðåííèõ ñëèçèñòûõ îáîëî÷êàõ.

Òó÷íûìè êëåòêàìè íàíîñèòñÿ óðîí ãðàìîòðèöàòåëüíûì áàêòåðèÿì ñ àíòèãåíàìè. Êðîìå òîãî, òó÷íûìè êëåòêàìè îáðàçóþòñÿ ñèãíàëüíûå ìîëåêóëû — öèòîêèíû.

«Íåïðîôåññèîíàëüíûå» ôàãîöèòû – ôèáðîïëàñòû, êëåòêè áåç ñïåöèàëüíûõ ðåöåïòîâ. Äåéñòâèÿ òàêèõ êëåòîê îãðàíè÷åíî.

Ðîëü â èììóíèòåòå

Èììóííàÿ çàùèòà äåéñòâóåò ñ ó÷àñòèåì íåéòðîôèëîâ, ìàêðîôàãîâ, äåíäðèòíûõ êëåòîê è Â-ëèìôîöèòîâ. Ýòè êëåòêè óìåþò ðàñïîçíàâàòü ïàòîãåííûå èëè ïîñòîðîííèå ÷àñòèöû è ñïåöèàëüíî íàöåëèâàþòñÿ íà èõ óíè÷òîæåíèå. Òàêèì îáðàçîì, ñäåðæèâàåòñÿ ðàñïðîñòðàíåíèå è ðàçìíîæåíèå èíôèöèðóþùèõ êëåòîê.
Ïàòîãåíû óíè÷òîæàþòñÿ èììóííûìè êëåòêàìè ñ ïîìîùüþ:

  • Êèñëîðîäíûõ ðàäèêàëîâ — âûñîêîðåàêòèâíûõ ìîëåêóë, ñ êîòîðûìè ðåàãèðóþò áèîëîãè÷åñêèå ìîëåêóëû. Ñòðåññ óâåëè÷èâàåò êîëè÷åñòâî ðàäèêàëîâ, íàíîñÿ ðàçðóøèòåëüíûé âðåä êëåòî÷íûì ñòðóêòóðàì.
  • Îêñèäà àçîòà, êîòîðûé, ñ ïîìîùüþ äîïîëíèòåëüíûõ ìîëåêóë, ðàçðóøàåò íåíóæíûå áèîëîãè÷åñêèå ìîëåêóëû.
  • Àíòèìèêðîáíûõ áåëêîâ è ïåïòèäîâ, ïîâðåæäàþùèõ èëè óáèâàþùèõ âðåäíûå áàêòåðèè
  • Ñâÿçûâàþùèõ áåëêî⠖ îòíîñÿòñÿ ê âðîæä¸ííîìó èììóíèòåòó. Ñïîñîáíû êîíêóðèðîâàòü ñ âåùåñòâàìè îðãàíèçìà, êîòîðûå ïîìîãàþò áàêòåðèÿì.
Читайте также:  Как поднять иммунитет после болезни горла

Èíòåðåñíûå ôàêòû

Ôàãîöèò «ãîíÿåòñÿ» çà ïîðó÷åííûì åìó âðàãîì ñî ñïåöèôè÷íûì àíòèãåíîì, âûçûâàþùèì áîëåçíü. Ëèìôîöèòû-õåëïåðû, ñ àíòèòåëàìè ãàììà — ãëîáóëèíàìè, ïîìå÷àþò âèðóñ. Ëåéêîöèòû – ñóïðåññîðû ñîîáùàþò î ìåñòîíàõîæäåíèè áàêòåðèè ëåéêîöèòàì – óáèéöàì, êîòîðûå ãîíÿòñÿ çà îáîçíà÷åííîé öåëüþ è çàõâàòûâàþò.

Ïðèâèâêà – ââåäåíèå âàêöèíû (æèâûå, íî îñëàáëåííûå âèðóñû èëè ì¸ðòâûå), ÷òîáû âûÿâèòü, êàê ðåàãèðóåò îðãàíèçì íà àíòèãåíû. Èçìåðåíèå êðàñíîãî ïÿòíà – îïðåäåëåíèå ñêîðîñòè äåéñòâèÿ ôàãîöèòîâ. Ïîñëå ïðèâèâêè îðãàíèçì ñïîñîáåí ïðîòèâîñòîÿòü èíôåêöèîííîé áîëåçíè, çàïîìèíàÿ âðàãà.
Èçëèøêè â îðãàíèçìå áûñòðîóñâîÿåìûõ óãëåâîäîâ (ãëþêîçà, ôðóêòîçà, ñàõàðîçà è ì¸ä) ñíèæàþò äåéñòâèå ôàãîöèòîâ-ìàêðîôàãîâ ïðè ãíîéíî — âîcïàëèòåëüíûõ ïðîöåññàõ.

Îáîëî÷êà òóáåðêóëåçíîé ïàëî÷êè óñòîé÷èâà ê äåéñòâèþ ôåðìåíòîâ ïèùåâàðèòåëüíîé âàêóîëè ôàãîöèòà è, êðîìå òîãî, âûðàáàòûâàåò âåùåñòâî, ñíèæàþùåå äåéñòâèå èììóííûõ êëåòîê.  ýòîì ñëó÷àå âîçíèêàåò îáðàçîâàíèå èç «îáúåâøèõñÿ» ìàêðîôàãîâ — ìíîãîêëåòî÷íàÿ ñòðóêòóðà, èãðàþùàÿ ðîëü ñàðêîôàãà, êëåòêà Ïèðîãîâà-Ëàíãõàíñà.

Èòîãè

Ìåõàíèçì ôàãîöèòîçà îòíîñèòñÿ ê äðåâíåìó ñïîñîáó, êîòîðûé âêëþ÷àåò çàùèòó, âîññòàíîâëåíèå è î÷èùåíèå îðãàíèçìà, êîãäà ïîÿâëÿþòñÿ ÷óæåðîäíûå òåëà. Òàêèì îáðàçîì, ñîçäàâàÿ ïîñòîÿííóþ âíóòðåííþþ ñðåäó, îáåñïå÷èâàåòñÿ âûæèâàíèå îðãàíèçìà. Íî ÷åëîâåêó, êðîìå ýòîãî, òðåáóåòñÿ ïîìîãàòü ñîáñòâåííîé èììóííîé ñèñòåìå: âåäåíèåì çäîðîâîãî îáðàçà æèçíè, ïðèîáðåòåíèåì ïîëåçíûõ ïðèâû÷åê, èçáåãàòü ñòðåññîâ è ïåðåãðóçêè. Òàê æå ïîëåçíî ïèòü âèòàìèíû.

Источник

Как устроен иммунитет: Объясняем по пунктам

Наш организм непрерывно меняется, но при этом очень «любит» постоянство и может нормально работать только при определенных параметрах своей внутренней среды. Например, нормальная температура тела колеблется между 36 и 37 градусами по Цельсию. Вспомните последнюю простуду и то, как плохо вы себя чувствовали, стоило температуре подняться всего на полградуса. Такая же ситуация и с другими показателями: артериальным давлением, рН крови, уровнем кислорода и глюкозы в крови и другими. Постоянство значений этих параметров называется гомеостазом, а поддержкой его стабильного уровня занимаются практически все органы и системы организма: сердце и сосуды поддерживают постоянное артериальное давление, легкие — уровень кислорода в крови, печень — уровень глюкозы и так далее.

Иммунная же система отвечает за генетический гомеостаз. Она помогает поддерживать постоянство генетического состава организма. То есть ее задача — уничтожать не только все чужеродные организмы и продукты их жизнедеятельности, проникающие извне (бактерии, вирусы, грибки, токсины и прочее), но также и клетки собственного организма, если «что-то пошло не так» и, например, они превратились в злокачественную опухоль, то есть стали генетически чужеродными.

Как клетки иммунной системы уничтожают «врагов»?

Чтобы разобраться с этим, сначала нужно понять, как иммунная система устроена и какие бывают виды иммунитета.

Иммунитет бывает врожденным (он же неспецифический) и приобретенным (он же адаптивный, или специфический). Врожденный иммунитет одинаков у всех людей и идентичным образом реагирует на любых «врагов». Реакция начинается немедленно после проникновения микроба в организм и не формирует иммунологическую память. То есть, если такой же микроб проникнет в организм снова, система неспецифического иммунитета его «не узнает» и будет реагировать «как обычно». Неспецифический иммунитет очень важен — он первым сигнализирует об опасности и немедленно начинает давать отпор проникшим микробам.

Однако эти реакции не могут защитить организм от серьезных инфекций, поэтому после неспецифического иммунитета в дело вступает приобретенный иммунитет. Здесь уже реакция организма индивидуальна для каждого «врага», поэтому «арсенал» специфического иммунитета у разных людей различается и зависит от того, с какими инфекциями человек сталкивался в жизни и какие прививки делал.

Специфическому иммунитету нужно время, чтобы изучить проникшую в организм инфекцию, поэтому реакции при первом контакте с инфекцией развиваются медленнее, зато работают гораздо эффективнее. Но самое главное, что, один раз уничтожив микроба, иммунная система «запоминает» его и в следующий раз при столкновении с таким же реагирует гораздо быстрее, часто уничтожая его еще до появления первых симптомов заболевания. Именно так работают прививки: когда в организм вводят ослабленных или убитых микробов, которые уже не могут вызвать заболевание, у иммунной системы есть время изучить их и запомнить, сформировать иммунологическую память. Поэтому, когда человек после вакцинации сталкивается с реальной инфекцией, иммунная система уже полностью готова дать отпор, и заболевание не начинается вообще или протекает гораздо легче.

Кто отвечает за работу различных видов иммунитета?

  • Костный мозг. Это центральный орган иммуногенеза. В костном мозге образуются все клетки, участвующие в иммунных реакциях.
  • Тимус (вилочковая железа). В тимусе происходит дозревание некоторых иммунных клеток (Т-лимфоцитов) после того, как они образовались в костном мозге.
  • Селезенка. В селезенке также дозревают иммунные клетки (B-лимфоциты), кроме того, в ней активно происходит процесс фагоцитоза — когда специальные клетки иммунной системы ловят и переваривают проникших в организм микробов, фрагменты собственных погибших клеток и так далее.
  • Лимфатические узлы. По своему строению они напоминают губку, через которую постоянно фильтруется лимфа. В порах этой губки есть очень много иммунных клеток, которые также ловят и переваривают микробов, проникших в организм. Кроме того, в лимфатических узлах находятся клетки памяти — это специальные клетки иммунной системы, которые хранят информацию о микробах, уже проникавших в организм ранее.
Читайте также:  Где полезно отдыхать с ребенком чтобы поднять иммунитет

Таким образом, органы иммунной системы обеспечивают образование, созревание и место для жизни иммунных клеток. В нашем организме есть много их видов, вот основные из них.

  • Т-лимфоциты. Названы так, потому что после образования в костном мозге дозревают в вилочковой железе — тимусе. Разные подвиды Т-лимфоцитов отвечают за разные функции. Например, Т-киллеры могут убивать зараженные вирусами клетки, чтобы остановить развитие инфекции, Т-хелперы помогают иммунной системе распознавать конкретные виды микробов, а Т-супрессоры регулируют силу и продолжительность иммунной реакции.
  • B-лимфоциты. Название их происходит от Bursa fabricii (сумка Фабрициуса) — особого органа у птиц, в котором впервые обнаружили эти клетки. В-лимфоциты умеют синтезировать антитела (иммуноглобулины). Это специальные белки, которые «прилипают» к микробам и вызывают их гибель. Также антитела могут нейтрализовывать некоторые токсины.
  • Натуральные киллеры. Эти клетки находят и убивают раковые клетки и клетки, пораженные вирусами.
  • Нейтрофилы и макрофаги умеют ловить и переваривать микробов — осуществлять фагоцитоз. Кроме того, макрофаги выполняют важнейшую роль в процессе презентации антигена, когда макрофаг знакомит другие клетки иммунной системы с кусочками переваренного микроба, что позволяет организму лучше бороться с инфекцией.
  • Эозинофилы защищают наш организм от паразитов — обеспечивают антигельминтный иммунитет.
  • Базофилы — выполняют главным образом сигнальную функцию, выделяя большое количество сигнальных веществ (цитокинов) и привлекая этим другие иммунные клетки в очаг воспаления.

Как клетки иммунной системы отличают «своих» от «чужих» и понимают, с кем нужно бороться?

В этом им помогает главный комплекс гистосовместимости первого типа (MHC-I). Это группа белков, которая располагается на поверхности каждой клетки нашего организма и уникальна для каждого человека. Это своего рода «паспорт» клетки, который позволяет иммунной системе понимать, что перед ней «свои». Если с клеткой организма происходит что-то нехорошее, например, она поражается вирусом или перерождается в опухолевую клетку, то конфигурация MHC-I меняется или же он исчезает вовсе. Натуральные киллеры и Т-киллеры умеют распознавать MHC-I рецептор, и как только они находят клетку с измененным или отсутствующим MHC-I, они ее убивают. Так работает клеточный иммунитет.

Но у нас есть еще один вид иммунитета — гуморальный. Основными защитниками в этом случае являются антитела — специальные белки, синтезируемые B-лимфоцитами, которые связываются с чужеродными объектами (антигенами), будь то бактерия, вирусная частица или токсин, и нейтрализуют их. Для каждого вида антигена наш организм умеет синтезировать специальные, подходящие именно для этого антигена антитела. Молекулу каждого антитела, также их называют иммуноглобулинами, можно условно разделить на две части: Fc-участок, который одинаков у всех иммуноглобулинов, и Fab-участок, который уникален для каждого вида антител. Именно с помощью Fab-участка антитело «прилипает» к антигену, поэтому строение этого участка молекулы зависит от строения антигена.

Как наша иммунная система понимает устройство антигена и подбирает подходящее для него антитело?

Рассмотрим этот процесс на примере развития бактериальной инфекции. Например, вы поцарапали палец. При повреждении кожи в рану чаще всего попадают бактерии. При повреждении любой ткани организма сразу же запускается воспалительная реакция.  Поврежденные клетки выделяют большое количество разных веществ — цитокинов, к которым очень чувствительны нейтрофилы и макрофаги. Реагируя на цитокины, они проникают через стенки капилляров, «приплывают» к месту повреждения и начинают поглощать и переваривать попавших в рану бактерий — так запускается неспецифический иммунитет, но до синтеза антител дело пока еще не дошло.

Расправляясь с бактериями, макрофаги выводят на свою поверхность разные их кусочки, чтобы познакомить Т-хелперов и B-лимфоцитов со строением этих бактерий. Этот процесс называется презентацией антигена. Т-хелпер и B-лимфоцит изучают кусочки переваренной бактерии и подбирают соответствующую структуру антитела так, чтобы потом оно хорошо «прилипало» к таким же бактериям. Так запускается специфический гуморальный иммунитет. Это довольно длительный процесс, поэтому при первом контакте с инфекцией организму может понадобиться до двух недель, чтобы подобрать структуру и начать синтезировать нужные антитела.

После этого успешно справившийся с задачей B-лимфоцит превращается в плазматическую клетку и начинает в большом количестве синтезировать антитела. Они поступают в кровь, разносятся по всему организму и связываются со всеми проникшими бактериями, вызывая их гибель. Кроме того, бактерии с прилипшими антителами гораздо быстрее поглощаются макрофагами, что также способствует уничтожению инфекции.

Есть ли еще какие-то механизмы?

Специфический иммунитет не был бы столь эффективен, если бы каждый раз при встрече с инфекцией организм в течение двух недель синтезировал необходимое антитело. Но здесь нас выручает другой механизм: часть активированных Т-хелпером В-лимфоцитов превращается в так называемые клетки памяти. Эти клетки не синтезируют антитела, но несут в себе информацию о структуре проникшей в организм бактерии. Клетки памяти мигрируют в лимфатические узлы и могут сохраняться там десятилетиями. При повторной встрече с этим же видом бактерий благодаря клеткам памяти организм намного быстрее начинает синтезировать нужные антитела и иммунный ответ запускается раньше.

Таким образом, наша иммунная система имеет целый арсенал различных клеток, органов и механизмов, чтобы отличать клетки собственного организма от генетически чужеродных объектов, уничтожая последние и выполняя свою главную функцию — поддержание генетического гомеостаза.

Источник