К в попкова учение об иммунитете
Фитопатология была создана трудами великих ботаников XIX в. А. де Бари и Клона в Германии, М.С. Воронина в России, Э. Смита в США и др. Однако на иммунитет растений фитопатологи обратили свое внимание гораздо позже, когда уже были сделаны великие открытия врачей и медицинских микробиологов Л. Пастера, И.И. Мечникова, П. Эрлиха, Р. Коха. В своей книге «Невосприимчивость к инфекционным болезням» (1903) И.И. Мечников писал по этому поводу: «Когда еще бродили впотьмах относительно причин болезней человека и высших животных, патология растений была уже подробно изучена и этиология множества их болезней прочно установлена. Но в ботанике, несмотря на это, вопрос о невосприимчивости оставался на заднем плане, так что мы не имеем о нем никаких работ». Поэтому не удивительно, что большинство исследований первой четверти XX в. в области иммунитета растений было проведено под влиянием великих открытий медицинских иммунологов и посвящено возможностям использовать приобретенный иммунитет. Растения заражали различными ослабленными микроорганизмами, чтобы вызывать у них образование антител, как это происходит в организмах позвоночных животных. Результаты этих работ отражены в двух книгах, изданных, в том числе, на русском языке: А. Карбоне, К. Арнауди «Иммунитет у растений» (пер. с итал., 1937) и Н.И. Вавилов «Учение об иммунитете растений к инфекционным заболеваниям» (1935). Однако антитела у растений не были найдены, а эффект от «вакцинаций» оказался, во-первых, слишком слабым и, во-вторых, нестабильным. Поэтому интерес к практическому использованию приобретенного иммунитета стал постепенно падать. И это не удивительно, поскольку существуют принципиальные различия между растением и животным в их строении и метаболизме, а также между растением, даже полезным, и человеком как объектами исследований и практических подходов в сельском хозяйстве и медицине в целом.
Первое различие заключается в методологических подходах. Это различие отметил еще американский фитопатолог К. Честер, писавший: «Основная цель медицинских наук о человеке — как сохранить индивидуум; цель фитопатологии иная, меньше всего помышление об индивидууме, а главным образом о популяции — множестве. Медик преимущественно занят терапией, фитопатолог — профилактикой» [Cester, 1933]. В самом деле, поскольку выражение «человеческая жизнь бесценна» стало аксиомой медицины, ее задачей является борьба всеми возможными средствами за каждую жизнь. В сельском хозяйстве существует такое понятие, как экономический порог вредности, т.е. перед принятием решения о проведении тех или иных мероприятий по борьбе с возбудителями болезней растений необходимо подсчитать, окупятся ли эти мероприятия стоимостью спасенного урожая и насколько. Если в городе с миллионным населением от инфекционного заболевания погибнет сто человек, то это вызовет панику среди жителей и острую реакцию властей, вплоть до президента. Для фермера, на поле которого растет миллион колосьев пшеницы, гибель даже тысячи колосьев составит столь незначительную долю общего урожая (0,1 %), которую он не заметит. Более того, гибель отдельных растений улучшает условия жизни их соседей (например, увеличивается площадь питания корневой системы) и может даже привести к некоторому увеличению общего урожая.
Второе различие заключается в особенностях строения и обмена веществ растений и высших животных. В отличие от растений для позвоночных животных характерна высокая интеграция всех частей организма в единую, тонко регулируемую структуру. Нервная система передает болевой сигнал о месте повреждения в мозг, а кровеносная система направляет туда (в место повреждения) иммунные клетки, обладающие различными защитными функциями. Между этими клетками осуществляется постоянная связь с помощью разнообразных белковых молекул — цитокинов, которые рецептиру- ются специфическими рецепторами и регулируют экспрессию генов, необходимых для прохождения защитных реакций. В специальных клетках происходит синтез белков — антител, система трансляции которых (наличие блоков вариабельных и константных генов) позволяет создавать бесчисленное множество комбинаций, а массовое накопление только тех клонов В-лимфоцитов, которые синтезируют необходимые для защиты от инфекции антитела, дает возможность связывать вредные микроорганизмы и делать их доступными для атаки иммунными молекулами и клетками [Хаитов, 1999].
В отличие от позвоночных животных организм растения гораздо менее интегрирован; это выражается хотя бы в том факте, что удаление значительных участков тела растения не приводит к столь трагическим последствиям, как это имеет место у животных. У растений:
- • нет гуморальной системы транспорта иммунных клеток к зоне заражения, поэтому нет самих иммунных тканей и клеток; каждая вегетативная клетка несет иммунные функции. А поскольку вегетативная клетка не может выдержать высоких энергетических нагрузок по созданию огромного разнообразия белковых антител, их у растений нет и быть не может;
- • клетки растений в отличие от животных клеток покрыты полисахаридной стенкой, препятствующей контактам между мембраной и белковыми мессенжерами — цитокинами, поэтому нет цитокинов.
В связи с этим механизм возникновения приобретенного иммунитета у растений, если и есть (а он есть), то не может быть столь эффективным, как у животных, и основан на совершенно иных факторах.
Наконец, третье различие заключается в морально-этических подходах использования разных механизмов устойчивости растения и человека. У всех организмов известны внутри- и межпопуляционные генетические различия в предрасположенности к инфекционным болезням. Например, в заливе Мальпеке в 1915 г. возникла эпизоотия устриц. В 1920—1927 гг. почти все устрицы исчезли из этого места, но затем численность стала расти и в 1940 г. было собрано 6300 т. Позже такая же эпизоотия возникла в заливе Энмор- Ривер, где к 1933 г. погибли почти все устрицы. Для восстановления популяции завезли устрицы из Мальпеке. Интродуценты оказались устойчивыми к болезни и дали рост новым колониям. Европейский речной рак страдает от оомицета Aphanomyces astaci, а американский — устойчив. Гетерогенность популяций по устойчивости к болезням известна и у людей. Даже по отношению к такой страшной болезни, как бубонная чума, которая в Средние века косила население целых городов, всегда оставались отдельные индивидуумы, которые, ухаживая за больными, не заболевали или болели в слабой форме. Многие подобные примеры приведены в книгах Ф. Харта (1963), В.П. Эфроимсона (1971) и др.
Однако наличие того или иного свойства еще не означает возможности его практического использования. Хотя элементы позитивной евгеники (убийство больных и слабых младенцев и подбор пар для скрещиваний) использовались в древней Спарте и фашистской Германии, они осуждены большинством религий, общественной моралью и запрещены государственными законами. В отличие от медицинских и ветеринарных специалистов только фитопатологу позволено путем искусственного заражения отобрать устойчивые к болезни экземпляры растений, скрестить их с восприимчивыми, но высокопродуктивными, жестко заразить потомство возбудителем болезни, отбраковать и уничтожить все заразившиеся экземпляры и т.д. Поэтому в отличие от медицины в фитопатологии основным способом повышения устойчивости к болезням стала селекция болезнеустойчивых сортов. Наш выдающийся соотечественник Н.И. Вавилов значительную часть своей жизни провел в экспедициях по разным странам, а также посылал в экспедиции сотрудников руководимого им института растениеводства (ВИР). Он создал теорию о генетических центрах формирования разных групп растений и закономерностях распределения генов устойчивости в генцентрах и на их периферии. В итоге многочисленных экспедиций была создана уникальная коллекция культурных растений и их сородичей. На организованных в разных эколого-климатических зонах страны опытных станциях ВИР проводились испытания привезенных растений и гибридов с ними. В результате этой работы в СССР были созданы первые в мире гибридные сорта картофеля, устойчивые к фитофторозу, сорта табака, устойчивые к вирусу мозаики, подсолнечника, устойчивые к заразихе, яблони, устойчивые к парше и др.
Как видно, исследования и практическое использование иммунитета животных и растений развивались в различных направлениях, не оплодотворяя друг друга идеями и методами. Положение изменилось после того, как произошло внедрение в эти направления идей и методов молекулярной биологии. Оказалось, что между механизмами устойчивости к болезням у растений и у животных много общего. Это показалось интересным как медицинским иммунологам, так и фитоиммунологам. Возникли совместные конференции, совместные сборники статей и др. Этот общебиологический подход и лег в основу изложения материалов фитоиммунитета в настоящем учебнике.
В учебниках медицинской иммунологии явления иммунитета сгруппированы по трем разделам: иммунитет на уровне целого организма, врожденный неспецифический клеточный иммунитет и приобретенный иммунитет. Такая же группировка использована и в настоящей книге (рис. 0.1).
Выбранный автором подход к изложению материала отличает настоящий учебник от аналогичных учебников и учебных пособий, изданных в разные годы русскоязычными авторами [Вердеревский, 1959; Горленко, 1973; Дьяков идр., 1976: 2001; Метлицкий, Озерец- ковская, 1968; Попкова, 1979; Рубин, Арциховская, Аксенова, 1975; Сухоруков, 1952; Шапиро идр., 1986; Шкаликов идр., 2005].
Вместе с тем, требования к объему магистерских учебников заставили автора отсечь не только все материалы, лежащие в стороне от избранной генеральной линии, но и изложение методов, с помощью которых исследователи пришли к описываемым в учебнике результатам исследований. Поэтому для усвоения представленных материалов необходимо знание не только фитопатологии, но также таких
Рис. 0.1. Три линии обороны растений и их роль в снижении численности потенциально патогенных организмов
фундаментальных биологических наук, как биохимия, генетика и молекулярная биология. Методам молекулярных исследований в фитопатологии и фитоиммунитете уделено большое внимание в книге «Фундаментальная фитопатология» (2012).
Цитированная литература
Вавилов Н.И. Учение об иммунитете растений к инфекционным заболеваниям [Текст] / Н.И. Вавилов // Иммунитет растений к инфекционным заболеваниям. — М.: Наука, 1986.
Вердеревский Д.Д. Иммунитет растений к инфекционным заболеваниям [Текст] / Д.Д. Вердеревский. — М.: Сельхозиздат, 1959.
Галактионов В.Г. Иммунология [Текст] / В.Г. Галактионов. — М.: Академия, 2004.
Горленко М.В. Краткий курс иммунитета растений к инфекционным болезням [Текст] / М.В. Горленко. — М.: Высшая школа. 1973.
Дьяков Ю.Т. Общая и молекулярная фитопатология [Текст]: учеб, пособие / Ю.Т. Дьяков, О.Л. Озерецковская, В.Г. Джавахия, С.Ф. Багирова. — М.: Общество фитопатологов, 2001.
Дьяков Ю. Т. Общая фитопатология с основами иммунитета [Текст] / Ю.Т. Дьяков, Г.Д. Успенская, И.Г. Семенкова. — 2-е изд., перераб. — М.: Колос, 1976.
Дьяков Ю.Т. Общая фитопатология [Текст] / Ю.Т. Дьяков, С.Н. Еланский. — М.: Юрайт, 2015.
Карбоне Л. Иммунитет у растений [Текст] / А. Карбоне, К. Арнауди. — М., 1937.
Метлицкий Л.В. Фитоиммунитет [Текст] / Л. В. Метлицкий, О.Л. Озерецковская. — М.: Наука, 1968.
Мечников И. И. Невосприимчивость к инфекционным болезням [Текст] / И.И. Мечников. — СПб., 2003.
Попкова К. В. Учение об иммунитете растений [Текст] / К.В. Попкова. — М.: Колос, 1979.
Рубин Б.Л. Биохимия и физиология иммунитета растений [Текст] / Б.А. Рубин, Е.В. Арциховская, В.А. Аксенова. — М.: Высшая школа, 1975.
Сухоруков К. Т. Физиология иммунитета растений [Текст] / К.Т. Сухоруков. — М.: Изд-во АН СССР, 1952.
Фундаментальная фитопатология [Текст] / под ред. Ю.Т. Дьякова. — М.: Красанд, 2012.
Хаитов Р.М. Взаимодействия клеток иммунной системы: физиологические и медицинские аспекты [Текст] /Р.М. Хаитов // Аллергия, Астма и Клиническая Иммунология. — 1999. — № 1. — С. 6—20.
Харт Ф. Наследственная устойчивость домашних животных к заболеваниям [Текст] / Ф. Харт. — М.: Сельхозтиздат, 1963.
Шапиро И.Д. Иммунитет растений к вредителям и болезням [Текст] / И.Д. Шапиро, Н.А. Вилкова, Э.И. Слепян. — Л.: Агропромиздат, 1986.
Шкаликов В.Л. Иммунитет растений [Текст]: учебник / В.А. Шкаликов [и др.]. — М.: Колос, 2005.
Эфроимсон В.П. Иммуногенетика [Текст] / В.П. Эфроимсон. — М.: Медицина, 1971.
Chester K.S. The problem of acquired physiological immunity in plants [Text] // Quarterly Review of Biology, 1933.
Иммунитет_растений
СПЕЦКУРС «ИММУНИТЕТ РАСТЕНИЙ»
Спецкурс “Иммунитет растений” читается на 5 курсе 9 семестре для студентов
стационарного отделения (18 часов). Полученные знания закрепляются в ходе
лабораторных занятий (12 часов на стационарном отделении). Прохождение курса
заканчивается сдачей зачета.
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ИММУНИТЕТ РАСТЕНИЙ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИММУНИТЕТЕ РАСТЕНИЙ
Предмет, задачи и методы фитоиммунологии как науки. Краткие исторические сведения об иммунитете растений к инфекционным болезням. Исследования по иммунитету растений в Беларуси. Место и значение иммунитета в общей системе мер борьбы с болезнями.
Типы иммунитета растений. Врожденный и приобретенный, пассивный и активный иммунитет. Градация иммунитета по А.А.Вердеревскому. Инфекционный приобретенный иммунитет (стерильный и нестерильный). Неинфекционный приобретенный иммунитет. Выносливость растений. Группировка сортов растений по степени их восприимчивости к болезням и характеру размножения паразитов на сортах (по Грушевому С.Е.).
Групповая устойчивость растений к болезням. Ботанико-географические закономерности распространения иммунных видов и сортов.
ПРИРОДА ИММУНИТЕТА РАСТЕНИЙ К ИНФЕКЦИОННЫМ БОЛЕЗНЯМ
Первоначальные теории (механическая, кислотная, хемотропическая) о природе иммунитета растений. Гипотеза о значении осмотического давления клеточного сока и тургора клеток как причин устойчивости растений к заболеваниям.
Факторы иммунитета. Пассивный и активный естественный иммунитет у растений. Факторы пассивного иммунитета: анатомо-морфологические, функциональные, физиологические (не индуцированные патогеном), химические.
Фитонцидная теория иммунитета.
Факторы активного иммунитета, индуцируемые патогеном.
Сверхчувствительность. Образование фитоалексинов. Участие фитоалексинов, фенолов и их производных в защитных реакциях растений.
Взгляды К.Т. Сухорукова на природу иммунитета. Теория механизма физиологического иммунитета растений Т.Д.Страхова. Фагоцитоз у растений. Теория иммуногенеза (М.С.Дунин). Практическое значение данных теорий.
БИОХИМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ БОЛЬНОГО РАСТЕНИЯ
Заражение. Заболевание. Изменение физико-химических свойств цитоплазмы.
Морфологические и функциональные особенности клеточных органелл (хлоропластов, митохондрий, рибосом) и ядра в инфицированных тканях. Водный режим. Причины потери воды больными растениями. Содержание пигментов хлоропластов и фотосинтетическая активность. Механизмы разрушения фотосинтезирующих пигментов и снижение функциональной активности хлоропластов в инфицированных тканях растений. Углеводный обмен. Характер изменений, вызываемых грибными заболеваниями в составе и содержании углеводов растительных тканей. Обмен азотистых соединений. Изменение содержания азотистых соединений, в т.ч. белков в инфицированных тканях растений. Значение белков в устойчивости растений к различным патогенам Нуклеиновый обмен. Динамика содержания нуклеиновых кислот (ДНК и РНК) у восприимчивых и устойчивых сортов растений при поражении их облигатными и Иммунитет_растений факультативными паразитами.
Окислительный и энергетический обмен. Дыхание. Активирование дыхательного газообмена факультативными и облигатными паразитами. Природа активирования дыхания.
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ПАТОГЕНОВ.
ПОТЕРЯ СОРТАМИ УСТОЙЧИВОСТИ И ПУТИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ.
Типы специализации (избирательности) патогена по отношению к растениямхозяевам (по М.С.Дунину). Филогенетическая специализация патогенов. Пути образования новых рас патогенов. Значение образования патогенами физиологических рас. Вид, специализированная форма, физиологическая раса и биотип у патогенных организмов.
Мероприятия по борьбе с приспособительными свойствами патогенов.
Абсолютная, ранняя и возрастная устойчивость растений к болезням. Органотропная и гистотропная специализация патогенов.
ИММУНИТЕТ И СРЕДА
Влияние способов выращивания растений (сроков и способов посева, глубины заделки семян, внесения удобрений) на изменение их устойчивости к заболеваниям.
Влияние климатических факторов (света, тепла, влаги) на устойчивость растений к инфекции. Восприимчивость растений к болезням в процессе онтогенеза. Влияние внешних факторов на иммунитет растений к неспецифическим организмам.
Значение географического фактора в изменении устойчивости растений к болезням.
Приобретенный иммунитет и повышение устойчивости растений к болезням Особенности приобретенного иммунитета. Неинфекционная приобретенная устойчивость и иммунизация растений. Вакцинация и химическая иммунизация растений. Использование внекорневых подкормок, химических веществ и микроэлементов для повышения устойчивости растений к заболеваниям. Другие способы повышения устойчивости растений к болезням (разновременно созревающие семена, обрезка растений, прививка, гибридизация).
ГЕНЕТИКА ИММУНИТЕТА
Иммунитет растений – наследственный признак. Моно-, олиго- и полигенная устойчивость. Сила гена устойчивости. Вертикальная и горизонтальная устойчивость, их действие. Действие горизонтальной устойчивости на эпифитотию. Молекулярная гипотеза вертикальной и горизонтальной устойчивости. Устойчивость к заражению.
Генетика взаимоотношений. Теория «ген на ген». Роль макромолекул (ДНК, РНК, белков и др.) в болезнях типа «ген на ген». Пищевая гипотеза (Гарбер, 1956) или гипотеза неполной среды (Эфроимсон, 1961). Генетическая модель устойчивости растений Эфроимсона и Лаубшера Р. de Wit.
МЕТОДЫ СОЗДАНИЯ УСТОЙЧИВЫХ СОРТОВ
Этапы селекционной работы по созданию устойчивых сортов путем гибридизации. Оценка исходного материала. Подбор пар для скрещивания.
Скрещивание. Отбор устойчивых растений среди гибридов и их дальнейшее изучение и размножение.
Гибридизация как метод создания устойчивых сортов. Внутривидовые и межвидовые гибриды растений, устойчивые к болезням.
Получение устойчивых сортов путем межродовой гибридизации. Прививки и отбор (прямой, косвенный) как методы создания устойчивых сортов. Получение устойчивых к болезням мутантов. Полиплоидия и иммунитет.
ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Иммунитет_растений 1. Типы проявления устойчивости у растений. Защитные реакции. Фитонцидные свойства растений и их роль в иммунитете.
2. Специализация возбудителей болезней. Знакомство с физиологическими расами.
3. Генетическая дифференциация растений по признаку устойчивости. Видовая и сортовая устойчивость.
4. Инфекционный фон, инфекционная нагрузка и методы ее определения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горленко М.В. Краткий курс иммунитета растений к инфекционным болезням. — М.: Высшая школа, 1973.
2. Дьяков Ю.Т., Озерецковская О.Л., Джавахия В.Г., Багирова С.Ф. Общая и молекулярная фитопатология. – М.: Общество фитопатологов, 2001.
3. Вандерпланк Я. Генетические и молекулярные основы патогенеза у растений.- М.: Мир, 1981.
4. Метлицкий Л.В., Озерецковская О.Л. Фитоиммунитет. — М., Наука, 1973.
5. Рубин Б.А., Арциховская Е.В., Аксенова В.А. Биохимия и физиология иммунитета растений. М.: Высшая школа, 1975.
1. Борьба с болезнями растений: устойчивость и восприимчивость. М.: Колос, 2. Вандерпланк Я. Устойчивость растений к болезням. — М.: Колос, 1972.
3. Деверолл Б.Дж. Защитные механизмы растений — М.: Колос, 1980.
4. Иммунитет сельскохозяйственных растений к болезням и вредителям. — М.:
5. Метлицкий Л.В., Озерецковская О.Л. Как растения защищаются от болезней.
6. Патологическая физиология и иммунитет растений. — М.: МГУ, 1976.
7. Первая Всероссийская конференция по иммунитету растений к болезням и вредителям. Научные материалы. – СПб., 2002.
8. Попкова И.В. Учение об иммунитете растений. — М.: Колос, 1979.
9. Рассел Г.Э. Селекция растений на устойчивость к вредителям и болезням. М.: Колос, 1982.
10. Серова З.Я., Подчуфарова Г.М., Гесь Д.К. Окислительно-восстановительные процессы инфицированного растения. — М.: Наука и техника, 1982.
11. Серова З.Я., Спиридонова Г.И. Метаболизм нуклеиновых кислот у растений в связи с грибной инфекцией. — М.: Наука и техника, 1986.
12. Серова З.Я., Юшко Л.С. Подчуфарова Г.М. Функции белков в фитопатогенезе. — Мн.: Навука i тэхнiка, 1992.
13. Инфекционные болезни растений: физиологические и биохимические основы / Пер. с англ. Под ред. Ю.Т. Дьякова. / М.: Агропромиздат, 1985.
Похожие работы:
«МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО УЛЬЯНОВСКАЯ ГСХА ИМ. П.А. СТОЛЫПИНА Колледж агротехнологий и бизнеса Ульяновской ГСХА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Материаловедение (наименование дисциплины (модуля)) Направление подготовки 110809 Механизация сельского хозяйства Профиль подготовки Квалификация (степень) выпускника техник-механик (бакалавр, магистр, дипломированный специалист) Форма обучения очно-заочная (очная, очно-заочная, и др.) г. Ульяновск 2013 МИНИСТЕРСТВО…»
«МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ИрГУПС (ИрИИТ) УТВЕРЖДАЮ: Декан ЭМФ Пыхалов А.А. 2011 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ C5. П Производственная(преддипломная) практика,5 курс. Специальность 190300.65 Подвижной состав железных дорог Специализация ПСЖ.2…»
«МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО Кубанский государственный аграрный университет Факультет водоснабжения и водоотведения (Наименование вуза, факультета) Рабочая программа дисциплины (модуля) Машины и оборудование для природообустройства и водопользования(Наименование дисциплины (модуля) Направление подготовки 280100.62 – Природообустройство и водопользование Профиль подготовки Мелиорация, рекультивация и охрана земель Квалификация (степень) выпускника Бакалавр…»
«МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УЛЬЯНОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИИ для студентов экономического факультета очного и заочного отделений специальности 080109.65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит Ульяновск – 2009 1. Цель и задачи дисциплины В современных условиях реформирования экономической и политической системы России особая роль…»
«МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ИрГУПС (ИрИИТ) УТВЕРЖДАЮ Декан ЭМФ Пыхалов А.А. 2011 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ C5. П Производственная практика,4курс. Специальность 190300.65 Подвижной состав железных дорог Специализация ПСЖ.2 Вагоны Квалификация выпускника…»
«Европейская инициатива в области демократии и прав человека Программа Развитие диалога между гражданским обществом и властью в России БИБЛИОТЕКА ЛУЧШИХ ПРАКТИК В ОБЛАСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ВЛАСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ И МЕСТНОМ УРОВНЕ Москва, 2007 ББК Создатели Библиотеки лучших практик в области взаимодействия гражданского общества и власти на региональном и местном уровне: Акрамовская А.Г., Алясова Ю.В., Антоникова Н.А., Бородина Т.А., Веприкова Е.Б., Гончаров Н.А., Егорова…»
«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Сибирский федеральный университет УТВЕРЖДАЮ: Проректор по учебной работе д-р пед. наук, проф. Н.В. Гафурова ПРОГРАММА кандидатского экзамена по специальности 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования Красноярск 2012 ПРОГРАММА-МИНИМУМ кандидатского экзамена по специальности 13.00.08 Теория и методика профессионального образования по…»
«МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ НАУК ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МИЧУРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГНУ ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ САДОВОДСТВА им. И.В. МИЧУРИНА РОССЕЛЬХОЗАКАДЕМИИ АНО РНТЦ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ МАШИННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕНСИВНОГО САДОВОДСТВА ДИРЕКЦИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ г. МИЧУРИНСКАНАУКОГРАДА РФ…»
«Целевые экологические инвестиции (ЦЭИ) или схема Зеленых инвестиций — гибридная схема инвестирования в проекты по снижению выбросов парниковых газов, сочетающая в себе элементы двух механизмов Киотского протокола: торговли квотами и проектов совместного осуществления. Свободная торговля, как пока зывает практика последних лет, будет весьма несвободна. Об этом однозначно говорят правила торговли Европейского Со юза и других стран. Проекты совместного осуществления (ПСО) имеют свои недостатки, в…»
«Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Владимирский государственный университет УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _ В.Г. Прокошев _2011 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ МЕХАНИКА ГРУНТОВ Направление подготовки — 270800 Строительство Профили подготовки – Промышленное и гражданское строительство, Городское строительство и хозяйство, Экспертиза и управление недвижимостью, Производство строительных материалов, изделий и…»
«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тверской государственный университет Биологический факультет Кафедра ботаники УТВЕРЖДАЮ Декан факультета _ 2013 г. Рабочая программа дисциплины ЛЕСНОЕ ПОЧВОВЕДЕНИЕ Для студентов I курса Направление подготовки 250100.62 ЛЕСНОЕ ДЕЛО Профиль подготовки – общий Квалификация (степень) Бакалавр Форма обучения Очная Обсуждено на заседании кафедры Составители: _…»
«ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Кемеровский технологический институт пищевой промышленности УТВЕРЖДАЮ: Проректор по УВР Брагинский В. И. 24 января 2007 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине СД.08 МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМ для специальности 220301 Автоматизация технологических процессов и производств направления 651900 Автоматизация и управление очной формы обучения Кафедра Автоматизации производственных процессов и автоматизированных систем управления Курс IV Семестр Всего 85 аудиторных часов…»
«СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Председатель Директор МОУ СОШ № 54 Управляющего совета _Л.Е.Еремина _ _30 апреля 2011 г. _28_ мая2011 г.Приказ по МОУ СОШ №54 от 28.05.2011 № 90-О Программа развития МОУ средней общеобразовательной школы № 54 города Иванова на 2011-2015 гг. Наша новая школа г. Иваново 2011 год Содержание программы развития МОУ СОШ № 54 1.Паспорт программы развития МОУ СОШ № 54 на 2011-2015 гг. 2.Информационная справка 3. Проблемно-ориентированный анализ 4. Концепция. 5.Миссия МОУ СОШ № 54,…»
«rep Генеральная конференция 36-я сессия, Париж 2011 г. 36 C/REP/8 22 июля 2011 г. Доклад Оригинал: английский Доклад Межправительственной океанографической комиссии о своей деятельности (2009-2011 гг.) АННОТАЦИЯ Источник: Статья 3.2 Устава Межправительственной океанографической комиссии. История вопроса: Межправительственная океанографическая комиссия (МОК) ЮНЕСКО была учреждена Генеральной конференцией на ее 11-й сессии (1960 г.). На своей 24-й сессии (1987 г.) Конференция предоставила МОК…»
«Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ) Утверждаю: Проректор по научной работе _ В.В. Бирюков _ октября 2011г. ПРОГРАММА кандидатского экзамена по специальности 05.05.04 Дорожные, строительные и подъемно-транспортные машины Омск – 2011 Программа составлена в соответствии с программой-минимумом кандидатского экзамена по специальности 05.05.04 Дорожные, строительные и…»
«Программа вступительных экзаменам в аспирантуру по специальности 030104- биохимия. Целью обучения в аспирантуре по специальности Биохимия является подготовка преподавателей и научных работников высшей квалификации, имеющих навыки чтения лекции по данной тематике, проведения соответствующих научных исследований на современном уровне, полезных как для теории, так и для практики. Обучение заканчивается подготовкой кандидатской диссертации на актуальную тему по указанной специальности. Курс…»
«Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации Актуальные вопросы лечебной физкультуры, реабилитации и спортивной медицины разработана Негосударственным образовательным частным учреждением дополнительного профессионального образования Российская академия медико-социальной реабилитации на основе следующих нормативных документов: Закон Российской Федерации Об образовании; 1. Типовое положение об образовательном учреждении 2. дополнительного профессионального…»
«Министерство образования и науки КБР Государственное казенное образовательное учреждение среднего профессионального образования Кабардино-Балкарский автомобильно-дорожный колледж Утверждаю: Директор ГКОУ СПО КБАДК М.А. Абрегов 2013 г. Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 190631.01.01 Автомеханик Квалификация Слесарь по ремонту автомобилей. Водитель автомобиля, оператор заправочных станций форма подготовки — очная Нальчик, 2013 г. СОДЕРЖАНИЕ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА…»
«2 РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК Федеральное государственное бюджетное учреждение науки ИНСТИТУТ КРИОСФЕРЫ ЗЕМЛИ СИБИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РАН Программа принята УТВЕРЖДАЮ Ученым советом Института Директор ИКЗ СО РАН _ 2012 года В.П. Мельников (протокол №_) “_” 2012 г. ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В АСПИРАНТУРУ по специальности 25.00.08 Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение отрасли наук 25.00.00. Науки о Земле ТЮМЕНЬ Программа вступительного экзамена в аспирантуру по инженерной…»
«ФГБОУ ВПО Ульяновская ГСХА им. П.А. Столыпина Колледж агротехнологий и бизнеса Ульяновской ГСХА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц МДК 01.01 Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин МДК 01.02 Подготовка тракторов и сельскохозяйственных машин к работе Специальность 110809 Механизация сельского хозяйства Уровень подготовки…»