Как антибиотики губят иммунитет

Содержание
- 1 Как антибиотики влияют на иммунитет?
- 2 Восстановление иммунитета
- 3 Медикаментозные методы
- 4 Народные методики
- 5 Профилактические мероприятия
Иммунитет после антибиотиков становится слабым. Защитные силы организма функционируют на 30-40%. В случае бактериальных инфекций применение сильнодействующих медикаментов обязательно. Ангина, отит, пневмония, мочеполовые инфекции, гайморит лечатся только с помощью антибиотиков. Препараты назначаются детям, взрослым и пожилым людям. Они спасают от болезней, но уничтожают как патогенные, так и полезные бактерии.
Чтобы не навредить пациенту, врач назначает максимально эффективную дозу лекарства в пределах допустимого. Однако это не спасает организм от истощения и ослабления. Чтобы не спровоцировать осложнения, необходимо знать, как восстановить иммунитет после антибиотиков и как быстро восстановить полезную микрофлору.
Как антибиотики влияют на иммунитет?
Антибактериальные препараты назначаются для устранения заболеваний бактериальной этиологии. Они делятся на группы: тетрациклины, цефалоспорины, макролиды, пенициллины и т. д. Фармацевтическое средство назначает врач в зависимости от патологии. Антибактериальные препараты выпускаются в форме таблеток, инъекций и мазей.
Некоторые люди полагают, что введение лекарства внутримышечно или применение мази местно не так вредит здоровью, как прием таблеток. Данное мнение неверно. Влияние антибиотиков на иммунитет не зависит от формы их приема. Это связано с механизмом воздействия основных веществ на организм.
Антибактериальная терапия назначается в случаях, когда без нее невозможно вылечить заболевание, например пневмонию или некоторые паразитарные патологии.
Задача антибиотиков — уничтожить или препятствовать размножению патогенной микрофлоры. Они подавляют деятельность не только опасных, но и полезных бактерий.
В норме микрофлора кишечника содержит микроорганизмы, которые отвечают за такие функции, как:
- усвоение питательных веществ;
- поддержание баланса грибков;
- нормальное пищеварение.
Антибактериальные препараты уменьшают число полезных бактерий. В кишечнике и влагалище начинают размножаться грибки. Это чревато дисбактериозом, диареей, появлением аллергических реакций, молочницей у женщин.
Во время антибактериальной терапии увеличивается нагрузка на печень. Она очищает организм от токсинов, которые возникают вследствие приема сильнодействующих лекарственных средств.
Поэтому ответ на вопрос, снижают ли антибиотики иммунитет, очевиден. Чтобы восстановить функционирование кишечника и мочеполовой системы, необходимо восполнить нехватку молочнокислых бактерий. В противном случае грибки нанесут ощутимый вред организму. В дальнейшем это чревато появлением аутоиммунных болезней: системной красной волчанки, ревматоидного артрита, болезни Крона и т. д.
Восстановление иммунитета
Повышение защитных сил организма занимает от 2 недель до нескольких месяцев. Людям, у которых с рождения крепкое здоровье, понадобится меньше времени на восстановление. Антибиотики снижают иммунитет на 70%. Поэтому курс восстановления необходимо обсудить с врачом еще до начала приема сильнодействующих медикаментов.
Больше всего неприятностей после антибактериальной терапии доставляет дисбактериоз кишечника, а у женщин еще и влагалища. Это последствие можно устранить с помощью диеты.
Восстановить микрофлору помогут кисломолочные продукты:
- кефир;
- закваска;
- натуральный йогурт;
- нежирный творог.
Прием живых молочнокислых бактерий положительно влияет на микрофлору и способствует снижению численности грибков в организме. Кефир рекомендуется пить перед сном и с утра перед завтраком или вместо него.
Размножению грибков способствуют продукты, вызывающие брожение. Поэтому на время восстановления необходимо исключить из рациона сладости и мучные изделия. Хлеб рекомендуется заменить отрубями, которые стимулируют правильную работу кишечника.
Организм нужно насыщать пробиотиками. Они содержатся в яблоках, чесноке и луке. Важно употреблять пищу, богатую ненасыщенными жирными кислотами: рыбу и морепродукты.
Многие интересуются, как поднять иммунитет и восстановить печень после антибиотиков. Для этого необходимо на месяц исключить из рациона жирные, острые и копченые блюда. Чем меньше канцерогенов употреблять, тем быстрее организм придет в норму.
Медикаментозные методы
Первостепенная цель после проведения антибактериальной терапии — наладить микрофлору кишечника. Чтобы обеспечить организм полезными бактериями и вывести из него вредные вещества, назначаются следующие препараты:
- Линекс;
- Энтеросгель;
- Смекта;
- Лактобактерин;
- Бифидумбактерин;
- Лактофильтрум;
- Бионорм;
- Энтеродез.
Длительность курса и дозировку лечебного средства подбирает врач в индивидуальном порядке.
Необходимо также знать, как повысить иммунитет с помощью нормализации функционирования печени. Для этого назначаются такие препараты, как:
- Гепалонг;
- Эссенциале Форте;
- Гептрал;
- Фосфоглив.
Повысить иммунитет после болезни помогают иммуномодуляторы:
- Лейкинферон. В состав входят лейкоциты человеческой крови. Это натуральный интерферон, поднимающий иммунитет.
- Иммуноглобулины. Организм получает необходимую дозу белков-антител, и у него отпадает необходимость усиленно вырабатывать собственные. Соответственно нагрузка снижается, а иммунитет повышается.
- Имунорикс. Это синтетический аналог естественных белков-антител.
- Иммунал. Лекарство на основе растений помогает ослабленному организму набраться сил, поддерживает функционирование кишечника и печени.
- Беталейкин. Препарат восстанавливает клетки, обладает антибактериальным и противовирусным свойствами.
- Деринат. Основное действующее вещество — дезоксирибонуклеат натрия. Препарат обладает регенерирующим и репаративным свойствами. Он эффективен против грибков, бактерий и вирусов.
Прием витаминов — неотъемлемая часть реабилитационного периода. Биологически активные добавки способствуют лучшему протеканию биохимических процессов. Витаминов, которые поступают в организм с пищей, часто бывает недостаточно. Для этого врач назначает прием БАДов. Данные средства содержат синтетические витамины А, В С и Е, аналогичные естественным.
Фармацевтические средства назначаются лечащим врачом после проведения комплексной диагностики организма. Самостоятельно подбирать лекарства и БАДы нельзя. Это чревато появлением аллергических реакций или ухудшением состояния.
Народные методики
Для восстановления иммунитета после антибиотиков часто используются народные методики.
Вкусной и полезной является ягодная смесь. Для ее приготовления необходимы следующие ингредиенты:
- земляника;
- черника;
- клюква;
- малина;
- жимолость;
- брусника;
- смородина;
- лимонный сок;
- мед;
- грецкий орех.
Ягоды измельчаются и смешиваются в равных пропорциях. Затем добавляются тертый грецкий орех, немного меда и лимонного сока. Данная витаминная смесь богата витамином С, который необходим для активации защитных сил организма.
Эффективностью обладают витаминные напитки:
- Чай для иммунитета. Заваривается крепкий черный чай, процеживается и остужается. В него добавляется столько же сока черной смородины. Чтобы разбавить концентрированную смесь, нужно долить ½ минеральной воды.
- Малиновый отвар. Ветки кустарника рубятся на мелкие кусочки, заливаются 500 мл воды и кипятятся 10 минут. Отвар снимается с огня, укутывается и настаивается в течение 2 часов. Рекомендуется употреблять по 2-3 ст. л. каждый час в дневное время суток на протяжении 1 недели.
- Апельсиновый чай. Щепотка черного чая, 1 часть апельсиновых корок и ½ часть лимонных корок заливаются кипятком и настаиваются 5-10 минут. На 1 л жидкости приходится 60 г сухого вещества. При желании в готовый чай добавляется апельсиновый сироп для усиления вкуса и аромата.
- Клюквенный чай. Ягоды разминаются, заливаются кипятком. Можно добавить 1 ч. л. меда. В день необходимо выпивать 2 чашки с клюквенным чаем по 250 мл.
- Травяной сбор. Берутся в равных частях череда, листья земляники и цветки ромашки. Ингредиенты смешиваются. 1 ст. л. сухого сбора заливается 200 л кипятка, настаивается и пьется как чай 1 раз в день.
В осенне-зимний период, когда нет свежих ягод, можно приготовить смесь из кураги, изюма, грецких орехов, меда и лимонного сока. Ингредиенты измельчаются и смешиваются. Детям смесь дается по 1 ч. л. 3 раза в день. Для взрослого порция больше: 1 ст. л. 3 раза в день.
Профилактические мероприятия
Чтобы не допустить сильного снижения защитных сил организма, необходимо:
- Четко следовать предписаниям врача. Даже если антибиотики не действуют с первого раза, нельзя самостоятельно увеличивать их дозировку.
- Принимать только одно антибактериальное средство. Пить одновременно несколько сильнодействующих лекарств запрещается, так как это действует на иммунную систему еще хуже.
- Следовать схеме лечения. Нельзя пропускать прием таблетки, а потом выпивать 2. Это нарушает баланс в организме.
- Во время антибактериальной терапии и после ее окончания соблюдать режим дня. Ежедневный ночной восьмичасовой сон благотворно влияет на восстановление иммунных клеток.
- Правильно питаться. Рекомендуется соблюдать принципы диетического питания: отказаться от мучного, сладкого, жирного, копченого и острого. Основу рациона должны составлять кисломолочные продукты, каши, овощи и нежирное мясо.
- Ежедневно гулять на свежем воздухе. Кислород необходим организму для восстановления обменных процессов и, как следствие, иммунитета.
- Сохранять позитивный настрой. Эмоциональное состояние человека влияет на биохимические процессы. Чем позитивнее настрой, тем скорее защитные силы придут в норму.
В целях профилактики можно заняться закаливанием. Хорошо зарекомендовали себя контрастный душ и баня. В первом случае смена температуры воды тонизирует тело и запускает восстановительные процессы.
Во время пребывания в бане высокая температура воздуха в совокупности с влажностью помогают порам на коже расшириться, благодаря чему из организма выходят токсины, и иммунитет восстанавливается быстрее. Однако такие методы подходят не для всех. Поэтому перед закаливанием нужно проконсультироваться с врачом.
Источник статьи: https://immunitet1.ru/
Источник
19 декабря 2017 г.
В Древнем Риме существовало понятие «иммунный». Относилось оно к человеку, который освобожден от уплаты налогов и податей.
Позже, в середине XIX века, появляется определение «иммунитет».
Сегодня его значение несколько изменилось и представляет собой особую функцию организма, которая ограждает от попадания чужеродных вирусов, бактерий, грибов, паразитов.
Как антибиотики влияют на иммунитет
Антибиотики – это химические соединения, состоящие из солей и органических кислот.
Открытие антибактериальных препаратов является одним из наиболее важных достижений человечества в области медицины и фармакологии. Первые средства были органического происхождения.
Известный всем пенициллин открыл британский ученый Александр Флеминг в 1928 году.
Он установил, что бактерии гибнут под действием вырабатываемого пищевой плесенью органического фермента – лизоцима.
Лишь спустя 10 лет англичанин Говард Флор и Эрнст Чейн экстрагировали чистый антибиотик из фермента лизоцима. С этого самого времени и появилась возможность использовать препараты для лечения людей.
Всем известно, что препарат не только исцеляет, но и «калечит» наш организм. Как антибиотики влияют на иммунитет?
- Ослабление защитных функций. Снижение на 50-70%.
- Дисбактериоз. То есть нарушение равновесия микрофлоры.
- Подверженность воздействию аллергенов и вирусов.
Стоит отметить, что после приема антибактериальных препаратов погибает микрофлора кишечника и половых органов. В следствие этого ухудшается самочувствие, появляются проблемы с пищеварением и усвоением питательных микроэлементов, начинаются аллергические реакции. Дисбактериоз приводит к диарее, утрате жизненных сил, отсутствию аппетита.
В организме отмечается бесконтрольное размножение дрожжевых грибков, которые раньше удерживались представителями дружественной человеку микрофлоры. Защитные механизмы начинают работать в усиленном режиме, выделяются токсины, которые отрицательно воздействуют на иммунную систему, отравляют кровь продуктами распада.
Повышается проницаемость кишечника, что приводит к попаданию опасных соединений, в том числе недопереваренных белков. Они, в свою очередь, становятся причиной непереносимости некоторых продуктов.
Непрерывная работа иммунитета может привести к сбою механизма распознавания чужеродных организмов. Начинается развитие агрессии против собственных клеток. Это вызывает опасные заболевания: ревматоидный артрит, аутоиммунный гломерулонефрит, болезнь Крона и другие.
Как снизить возможные негативные последствия
Влияние антибиотиков на иммунитет, как мы видим, может быть и очень негативным. Чтобы избежать таких результатов, важно придерживаться следующих правил:
- Прием препаратов должен соблюдаться согласно инструкции и назначению врача. Нельзя ни в коем случае самостоятельно прерывать курс лечения и корректировать дозировку. Если лекарство не подействовало после первого применения, это вовсе не означает, что оно неэффективно.
- Соблюдение схемы приема антибактериальных средств.
- Полноценное сбалансированное питание. Продукты должны быть обогащены полезными микроэлементами, витаминами и минералами. Исключение жареного, жирного, острого, консервированного.
- Отказ от курения и алкоголя.
- Обильное питье. Чистая вода способствует очищению организма и выведению токсинов и шлаков.
- Здоровый сон не менее 8 часов.
Польза и вред антибиотиков
Открытие антибактериальных препаратов увеличило продолжительность жизни каждого человека на двадцать лет. Болезни, которые раньше считали неизлечимыми, стали отступать.
Препараты действительно губят болезнетворным бактериям, но вместе с тем наносят и непоправимый вред для всего организма.
Антибиотики снижают иммунитет и негативно сказываются на функционировании сердечно-сосудистой системы, желудка, печени, почек, ЦНС, костного мозга, кишечника.
Препараты нового поколения – синтетические. Они обладают широчайшим спектром действия, но убивают почти все бактерии, в том числе и полезные, жизненноважные. Следует учесть, что при этом патогенная микрофлора очень быстро адаптируется к таким антибактериальным средствам и в дальнейшем не реагирует на них.
Препараты для повышения иммунитета после приема антибиотиков
Для быстрого восстановления защитных функций организма пациенту назначают специальные иммуномодуляторы.
Все средства, способствующие укреплениюиммунитета, подразделяются на следующие виды:
- Синтетические («Левамизол», «Изопринозин», «Амиксин).
- Эндогенные («Тималин»).
- Интерфероны («Виферон», «Анаферон»).
- Интерлейкины («Пролейкит»).
- Микробные («Пирогенал», «Бронхомунал»).
- Растительные (настойка и экстракт элеутерококка, лимонника, эхинацеи).
- Витамины, анаболики, микроэлементы, ферменты.
При необходимости врач назначает комплексное лечение, в которое входят:
- лекарственная терапия;
- методы народной медицины;
- корректировка питания.
Народные средства
Для укрепления организма и восстановления сил рекомендуется использовать такие продукты, как:
- Пророщенные семена пшеницы, ржи, овса, гречихи.
- Имбирь. Он оказывает разогревающее, противовоспалительное воздействие. Способствует очищению и обновлению крови.
- Черная смородина.
- Шиповник. Отвары и настои из плодов нормализуют артериальное давление, богаты витамином С, который необходим при профилактике и лечении простуды.
- Квашеная капуста богата витамином С, который препятствует проникновению в организм чужеродных микроорганизмов. Также продукт содержит фитонциды, клетчатку, витамины, энзимы.
- Чеснок. Знаменитый народный целитель, оказывающий эффективное антибактериальное воздействие, очищает от шлаков, токсинов, нейтрализует опасные соединения, подавляет патогенную микрофлору.
- Продукты пчеловодства.
Очень полезна смесь из чеснока и меда, которая направлена на борьбу с микробами, способствует укреплению иммунитета, служит профилактикой ОРЗ и ОРВИ.
Орехи с медом не просто очень вкусный, но и необычайно полезный продукт. Смесь характеризуется противовоспалительными, антибактериальными, общеукрепляющими свойствами. Используют для профилактики и лечения простудных заболеваний, для укрепления сердечной мышцы, при расстройствах кишечника. Грецкие орехи повышают гемоглобин, восстанавливают стенки сосудов, препятствуют развитию атеросклероза.
Помимо употребления продуктов, богатых витаминами, не следует забывать о регулярных физических нагрузках, полноценном сне, закаливании.
Источник
Ãëàâà äâåíàäöàòàÿ. Òàê ëè îïàñíû àíòèáèîòèêè? Ãóáÿò ëè îíè íàø èììóíèòåò? È ÷òî ëó÷øå «ïåðåïèòü» èëè «íåäîïèòü»?
×åëîâåê, êîòîðîìó äîðîãî ñîáñòâåííîå çäîðîâüå, àíòèáèîòèêîâ ïèòü íå ñòàíåò.
Íó ðàçâå ÷òî â ñàìîì êðàéíåì ñëó÷àå, êîãäà ïîëíîñòüþ èñ÷åðïàíû âñå äðóãèå âîçìîæíîñòè ëå÷åíèÿ è Ýëëà ìàÿ÷èò íà ïîðîãå (åñëè êòî íå â êóðñå, òî «Ýëëà» ýòî îäíî èç êîäîâûõ âðà÷åáíûõ íàçâàíèé ñìåðòè, îáðàçîâàííîå îò ëàòèíñêîãî «åxitus letalis» ñìåðòåëüíûé èñõîä). Íî äî òåõ ïîð íè-íè! Îò àíòèáèîòèêîâ âðåäà êóäà áîëüøå, ÷åì ïîëüçû. Àíòèáèîòèêè óãíåòàþò èììóííóþ ñèñòåìó è äîñòàâëÿþò äîïîëíèòåëüíûå íåïðèÿòíîñòè â âèäå ðàçëè÷íûõ ïîáî÷íûõ äåéñòâèé. Îò íèõ ñòðàäàþò íå òîëüêî ìèêðîáû, íî è íàø îðãàíèçì â öåëîì. Î÷åíü ìíîãèå ëþäè çàìå÷àëè, ÷òî ïîñëå ïåðâîãî æå ïðèåìà àíòèáèîòèêà èì ñòàíîâèëîñü õóæå. Åñëè âàñ òàêàÿ áåäà îáîøëà ñòîðîíîé, òî ïîñïðàøèâàéòå çíàêîìûõ, îíè âàì ðàññêàæóò, êàê àíòèáèîòèêè ÷óòü íå ñâåëè èõ â ìîãèëó.
Åñëè õî÷åøü ïîñêîðåå âûçäîðîâåòü, òî íå ìåøàé ñâîåìó îðãàíèçìó äåëàòü ýòî. Àíòèáèîòèêè, åñëè êòî íå â êóðñå, ïîÿâèëèñü òîëüêî â ïðîøëîì âåêå. Ïåðâûé àíòèáèîòèê, ïåíèöèëëèí, áûë îòêðûò â 1929 ãîäó, à ïðîèçâîäèòü åãî íà÷àëè â 1943-ì. À äî òåõ ïîð ÷åëîâå÷åñòâî íà ïðîòÿæåíèè íå âåêîâ, à öåëûõ òûñÿ÷åëåòèé êàê-òî îáõîäèëîñü áåç àíòèáèîòèêîâ, è íè÷åãî áëàãîïîëó÷íî äîæèëî ïî÷òè äî ñåðåäèíû ÕÕ âåêà.
Îäèí óìíûé ÷åëîâåê ñðàâíèë àíòèáèîòèêè ñ êðåñëîì-êàòàëêîé. Äà, íà êðåñëå-êàòàëêå ìîæíî ïåðåäâèãàòüñÿ, íî íà ñâîèõ äâîèõ ýòî äåëàòü óäîáíåå è ïðèÿòíåå. Ñêàæèòå, ïîæàëóéñòà, ñòàíåòå ëè âû ðàçúåçæàòü â êðåñëå-êàòàëêå ïðè çäîðîâûõ íîãàõ? Âðÿä ëè. À ïî÷åìó æå òîãäà âû ñ÷èòàåòå âîçìîæíûì ïðè íîðìàëüíî ðàáîòàþùåé èììóííîé ñèñòåìå ââîäèòü â ñâîé îðãàíèçì àíòèáèîòèêè, óñëîâíîå «êðåñëî-êàòàëêó»? Ãäå ëîãèêà? Âðà÷è ñàìè ãîâîðÿò, ÷òî ïðè ïðèåìå àíòèáèîòèêîâ ãðèïï ïðîõîäèò çà 14 äíåé, à áåç íèõ çà äâå íåäåëè. Òàê êàêîé æå ñìûñë â òîì, ÷òîáû íàïðàñíî òðàòèòü äåíüãè è íàíîñèòü âðåä ñâîåìó çäîðîâüþ?
Ïî÷åìó æå òîãäà âðà÷è ñïëîøü è ðÿäîì íàçíà÷àþò ïàöèåíòàì àíòèáèîòèêè? Õì, ñòðàííûé âîïðîñ Íåóæåëè íå ÿñíî? Ïîòîìó ÷òî âðà÷è, ôàðìàöåâòû è ïðîèçâîäèòåëè ëåêàðñòâ ýòî îäíà ìàôèÿ, êîòîðàÿ áóäåò ïîõëåùå íåàïîëèòàíñêîé êàìîððû, ñèöèëèàíñêîé êîçà íîñòðû è âñåõ êèòàéñêèõ òðèàä, âìåñòå âçÿòûõ. Ïðîèçâîäèòåëè ïðîèçâîäÿò àíòèáèîòèêè, âðà÷è èõ âûïèñûâàþò, à ôàðìàöåâòû ïðîäàþò È âñå äîâîëüíû! Êðîìå ïàöèåíòîâ.
À çíàåòå ëè âû âðà÷åáíóþ ïîãîâîðêó «Ãëóïûé ïàöèåíò äîëãî íå æèâåò?». Òåïåðü çíàåòå.
Óìíûé ïàöèåíò, ïðåæäå ÷åì ñîãëàñèòüñÿ íà ëå÷åíèå àíòèáèîòèêàìè, òðåáóåò îò âðà÷åé ïîäðîáíûõ îáîñíîâàíèé èõ íàçíà÷åíèÿ. Åñëè âðà÷è äîêàæóò, ÷òî áåç àíòèáèîòèêîâ âûçäîðîâëåíèå íåâîçìîæíî, òîãäà óæ ìîæíî è ñîãëàñèòüñÿ. Íî äîêàçàòåëüñòâî äîëæíî áûòü óáåäèòåëüíûì, à íå ïðîñòî: «ß òàê ñ÷èòàþ íóæíûì». Ìàëî ëè êòî êàê ñ÷èòàåò. Ñíà÷àëà ýòîò «òàêñ÷èòàþùèé» íåäîýñêóëàï óãðîáèò àíòèáèîòèêàìè âàøó èììóííóþ ñèñòåìó, à çàòåì íà÷íåò âûïèñûâàòü âàì èììóíîñòèìóëÿòîðû ïðåïàðàòû, ñòèìóëèðóþùèå èììóíèòåò. Åìó äâîéíàÿ âûãîäà (ìàôèÿ æå!), à âàì äâîéíîé âðåä è äâîéíîé óáûòîê. È õîðîøî, åñëè òîëüêî äâîéíîé Âäðóã èììóíîñòèìóëÿòîðû òîæå ÷òî-òî â âàøåì îðãàíèçìå íàðóøàò, è ïðèäåòñÿ ïðèíèìàòü åùå êàêîé-íèáóäü ïðåïàðàò
Ïî ñâîåìó ïðîèñõîæäåíèþ àíòèáèîòèêè äåëÿòñÿ íà ïðèðîäíûå, êîòîðûå âûðàáàòûâàþòñÿ ìèêðîîðãàíèçìàìè, è ñèíòåòè÷åñêèå. ßñíî, ÷òî ïðèðîäíîå ëó÷øå èñêóññòâåííîãî, ïîýòîìó ñèíòåòè÷åñêèõ àíòèáèîòèêîâ íóæíî èçáåãàòü. Òîëüêî ïðèðîäíîå, òîëüêî åñòåñòâåííîå!
À çíàåòå ëè âû, ÷òî àíòèáèîòèêè, ïîìèìî óãíåòåíèÿ èììóííîé ñèñòåìû, óáèâàþò ïîëåçíûå ìèêðîîðãàíèçìû, æèâóùèå â íàøåì êèøå÷íèêå è ïîìîãàþùèå íàì ïåðåâàðèâàòü ïèùó? Ïàðàëëåëüíî ñ êóðñîì ëå÷åíèÿ àíòèáèîòèêàìè âàì ïðèäåòñÿ ïðèíèìàòü ïðåïàðàòû, ñîäåðæàùèå êóëüòóðû ýòèõ áàêòåðèé. Åùå îäíà ïðîáëåìà, è åùå îäèí óáûòîê!
Íî ýòî åùå íå âñå ïðîáëåìû è óáûòêè! Ïðè ëå÷åíèè àíòèáèîòèêàìè íóæíî îáÿçàòåëüíî ïðèíèìàòü àíòèàëëåðãè÷åñêèå ñðåäñòâà, ÷òîáû èçáåæàòü àëëåðãè÷åñêèõ ðåàêöèé íà àíòèáèîòèê!
À çíàåòå ëè âû, ÷òî ãèáåëü ïîëåçíûõ áàêòåðèé êèøå÷íèêà ïðèâîäèò ê èíòåíñèâíîìó ðàçìíîæåíèþ ãðèáêîâ, ðîñò êîòîðûõ ïîäàâëÿþò ýòè áàêòåðèè? Òàê ÷òî äîáàâëÿéòå ê àíòèáèîòèêó åùå è êàêîå-íèáóäü ïðîòèâîãðèáêîâîå ñðåäñòâî, ÷òîáû ïðåäóïðåäèòü ðàçâèòèå òàêîãî íåïðèÿòíîãî çàáîëåâàíèÿ, êàê êàíäèäîç êèøå÷íèêà. Êîðî÷å ãîâîðÿ, ÷åì äàëüøå â ëåñ, òåì áîëüøå äðîâ.
À çíàåòå ëè âû, ÷òî ìèêðîáû îáëàäàþò áîëüøîé ïðèñïîñîáëÿåìîñòüþ è ñïîñîáíû àäàïòèðîâàòüñÿ ê àíòèáèîòèêàì? Âû ïüåòå (èëè ÷òî åùå õóæå êîëåòå ñåáå) êàêîé-íèáóäü ëàáóäîìèöèí, êîòîðûé óãíåòàåò âàøó èììóííóþ ñèñòåìó è óáèâàåò ïîëåçíûå êèøå÷íûå áàêòåðèè, à ìèêðîáàì-âðåäèòåëÿì õîòü áû õíû, ïîòîìó ÷òî îí íà íèõ íå äåéñòâóåò.
È âîîáùå, ëó÷øèé àíòèáèîòèê ýòî ÷àé ñ ìàëèíîé ïîñëå áàíè.
Êóðñèâ ìîé, ìîçãè âàøè!
* * *
Àíòèáèîòèêè ýòî âåùåñòâà, êîòîðûå óáèâàþò ìèêðîîðãàíèçìû (áàêòåðèöèäíîå äåéñòâèå) èëè ïîäàâëÿþò èõ ðîñò è ðàçâèòèå (áàêòåðèöèäíîå äåéñòâèå).  áîëüøèíñòâå ñâîåì àíòèáèîòèêè íå äåéñòâóþò íà âèðóñû. Ïðè òîì æå ãðèïïå èõ íàçíà÷àþò äëÿ áîðüáû ñ îñëîæíåíèÿìè, èìåþùèìè áàêòåðèàëüíóþ ïðèðîäó. Ñ âèðóñíûìè èíôåêöèÿìè áîðÿòñÿ ïðè ïîìîùè ïðîòèâîâèðóñíûõ ïðåïàðàòîâ, êîòîðûå ê àíòèáèîòèêàì íå îòíîñÿòñÿ. Ýòî òàê, äëÿ ñâåäåíèÿ.
Ïî ñâîåìó ïðîèñõîæäåíèþ, àíòèáèîòèêè äåëÿòñÿ íà ïðèðîäíûå (áèîëîãè÷åñêèå), ïîëóñèíòåòè÷åñêèå è ñèíòåòè÷åñêèå. Ïîëóñèíòåòè÷åñêèìè íàçûâàþòñÿ òàêèå, êîòîðûå ïîëó÷åíû ïóòåì õèìè÷åñêîé ìîäèôèêàöèè áèîëîãè÷åñêîãî ïðîäóêòà. Íàïðèìåð, ê ìîëåêóëàì íåêîòîðûõ àíòèáèîòèêîâ ïåíèöèëëèíîâîãî ðÿäà â ëàáîðàòîðíûõ óñëîâèÿõ ïðèñîåäèíÿþò îïðåäåëåííûå õèìè÷åñêèå ãðóïïèðîâêè äëÿ òîãî, ÷òîáû ïîâûñèòü èõ óñòîé÷èâîñòü, èëè ñ êàêîé-òî èíîé öåëüþ. Ãîâîðèòü î òîì, ÷òî ïðèðîäíûé àíòèáèîòèê ëó÷øå ñèíòåòè÷åñêîãî, ãëóïî.  êëèíè÷åñêîé ïðàêòèêå àíòèáèîòèêè (êàê è âñå ëåêàðñòâà) îöåíèâàþòñÿ ïî ñâîåìó äåéñòâèþ, à íå ïî ïðîèñõîæäåíèþ. Íàñòàèâàÿ íà òîì, ÷òîáû âàø âðà÷ íàçíà÷àë âàì òîëüêî àíòèáèîòèêè ïðèðîäíîãî ïðîèñõîæäåíèÿ, âû ðèñêóåòå ïîëó÷èòü áîíóñîì êîíñóëüòàöèþ ïñèõèàòðà. Äà ïðè íåàäåêâàòíîì ïîâåäåíèè ïàöèåíòà åãî ïîëîæåíî ïîêàçûâàòü ïñèõèàòðó, ìàëî ëè ÷òî.
Âñå çíàþò, ÷òî àíòèáèîòèêè óãíåòàþò èììóíèòåò, íî ìàëî êòî çíàåò, ÷òî íà ñàìîì äåëå ïîäàâëÿþùåå áîëüøèíñòâî àíòèáèîòèêîâ íà èììóíèòåò íèêàê íå âëèÿþò! Áîëåå òîãî, àíòèáèîòèêè, óãíåòàþùèå èììóííóþ ñèñòåìó îðãàíèçìà, íàçíà÷àþòñÿ âðà÷àìè íàìåðåííî. Îíè èñïîëüçóþòñÿ â òåõ ñëó÷àÿõ, êîãäà äëÿ áëàãà ïàöèåíòà ïðèõîäèòñÿ ïîäàâëÿòü åãî èììóíèòåò. Íàïðèìåð, ïðè ïåðåñàäêå äîíîðñêèõ îðãàíîâ, êîòîðûå ñ òî÷êè çðåíèÿ èììóííîé ñèñòåìû ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé ÷óæåðîäíûé ìàòåðèàë. Èëè æå ïðè òÿæåëûõ ôîðìàõ ïñîðèàçà è ðåâìàòîèäíîãî àðòðèòà. Âðà÷è ïðåêðàñíî çíàþò, êàêèå àíòèáèîòèêè óãíåòàþò èììóííóþ ñèñòåìó, è íèêîãäà íå íàçíà÷àò âàì èõ áåç ïîêàçàíèé, ìîæåòå áûòü ñïîêîéíû â ýòîì îòíîøåíèè.
È âîîáùå, îòñóòñòâèå óãíåòàþùåãî äåéñòâèÿ íà èììóííóþ ñèñòåìó ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç øåñòè îñíîâíûõ òðåáîâàíèé ê ëþáîìó àíòèáèîòèêó (çà èñêëþ÷åíèåì òåõ, î êîòîðûõ òîëüêî ÷òî áûëî ñêàçàíî).
Âîò ýòè òðåáîâàíèÿ.
Àíòèáèîòèê äîëæåí:
1. Îêàçûâàòü äåéñòâèå íà ìèêðîîðãàíèçìû ïðè îòíîñèòåëüíî íèçêèõ êîíöåíòðàöèÿõ â êðîâè.
2. Äåéñòâîâàòü áûñòðî.
3. Ñîõðàíÿòü àêòèâíîñòü â òå÷åíèå îïðåäåëåííîãî ïåðèîäà (îáû÷íî íå ìåíåå 6 ÷àñîâ).
Àíòèáèîòèê íå äîëæåí:
1. Ïðåïÿòñòâîâàòü âûçäîðîâëåíèþ.
2. Áûòü òîêñè÷íûì èëè âûçûâàòü àëëåðãè÷åñêóþ ðåàêöèþ (ãàðàíòèðîâàòü àáñîëþòíîå îòñóòñòâèå àëëåðãè÷åñêèõ ðåàêöèé ó âñåõ, áåç èñêëþ÷åíèÿ, ïàöèåíòîâ íåâîçìîæíî, ðå÷ü èäåò îá îòñóòñòâèè òàêèõ ðåàêöèé ó áîëüøèíñòâà).
3. Óãíåòàòü èììóííóþ ñèñòåìó.
Îòêóäà âçÿëñÿ ñòîéêèé ìèô îá óãíåòàþùåì äåéñòâèè âñåõ áåç ðàçáîðà àíòèáèîòèêîâ íà èììóíèòåò? Îí áûë âûâåäåí ëîãè÷åñêèì ïóòåì, ïðè ïîìîùè äîâîëüíî èíòåðåñíîé âûêëàäêè, êîòîðàÿ ìîæåò ñëóæèòü êëàññè÷åñêèì ïðèìåðîì ëîãè÷åñêîé îøèáêè: åñëè àíòèáèîòèêè äåëàþò òî æå ñàìîå, ÷òî è èììóííàÿ ñèñòåìà îðãàíèçìà, òî åñòü óíè÷òîæàþò ìèêðîáû, ñëåäîâàòåëüíî, îíè äîëæíû âçàèìíî ïîäàâëÿòü äðóã äðóãà.  îáëàñòü áèîëîãèè ïåðåíåñëè ýêîíîìè÷åñêîå ïîíÿòèå î êîíêóðåíöèè, íå ïîäóìàâ î òîì, ÷òî çàêîíû áèîëîãèè ìîãóò îòëè÷àòüñÿ îò çàêîíîâ ýêîíîìèêè. Íà ñàìîì äåëå íèêàêîé êîíêóðåíöèè íåò. Àíòèáèîòèêè ïîìîãàþò îðãàíèçìó ñïðàâèòüñÿ ñ èíôåêöèåé. Äà, ó ëþáîãî àíòèáèîòèêà, êàê è ó êàæäîãî ïðåïàðàòà, ñóùåñòâóþò îïðåäåëåííûå ïîáî÷íûå äåéñòâèÿ, íî íà èììóííóþ ñèñòåìó ïîäàâëÿþùåå áîëüøèíñòâî àíòèáèîòèêîâ íå äåéñòâóåò. Ãîâîðèòü î òîì, ÷òî, ïðèíèìàÿ àíòèáèîòèê, ìû ïîäàâëÿåì ñâîé èììóíèòåò, ãëóïî.
Ìèô ïîäêðåïëÿåòñÿ òåì, ÷òî ïðè âèðóñíûõ èíôåêöèÿõ (ÎÐÂÈ, ãðèïï) òîëêîâûå âðà÷è íå íàçíà÷àþò àíòèáèîòèêè, ïî êðàéíåé ìåðå â íà÷àëüíîì ïåðèîäå áîëåçíè. Àíòèáèîòèêè íàçíà÷àþòñÿ â òîì ñëó÷àå, êîãäà òå÷åíèå âèðóñíîãî çàáîëåâàíèÿ îñëîæíÿåòñÿ êàêîé-ëèáî áàêòåðèàëüíîé èíôåêöèåé, íàïðèìåð îñòðûì áðîíõèòîì. Êàê îáúÿñíÿþò íàçíà÷åíèå àíòèáèîòèêà íà òðåòüåì-÷åòâåðòîì äíå áîëåçíè áîëüøèíñòâî «ðàçáèðàþùèõñÿ» â ìåäèöèíå ïàöèåíòîâ? «Âðà÷ íå íàçíà÷èë ìíå àíòèáèîòèê ñðàçó, ÷òîáû íå ìåøàòü ìîåìó èììóíèòåòó áîðîòüñÿ ñ áîëåçíüþ, íî òåïåðü âîò íàçíà÷èë, ïîòîìó ÷òî èììóíèòåò íå ñïðàâëÿåòñÿ». Íà ñàìîì äåëå èììóíèòåò òóò íè ïðè ÷åì. Âðà÷ ïðîñòî íå âèäåë ïîêàçàíèé äëÿ íàçíà÷åíèÿ àíòèáèîòèêà â ïåðâûé äåíü áîëåçíè.
Àíòèáèîòèêè íå íàçíà÷àþòñÿ äëÿ ïðîôèëàêòèêè çàáîëåâàíèÿ, ïîòîìó ÷òî ýòî áåññìûñëåííî! Öåëü íàçíà÷åíèÿ àíòèáèîòèêà áîðüáà ñ ìèêðîáàìè. Åñëè íå ñ êåì ïîêà åùå áîðîòüñÿ, òî çà÷åì åãî íàçíà÷àòü? Íåò ñìûñëà ââîäèòü â îðãàíèçì ïðåïàðàò, ó êîòîðîãî íåò «òî÷êè ïðèëîæåíèÿ ñèëû». Ýòî âñå ðàâíî, ÷òî íà÷èíàòü îáñòðåë òîé ìåñòíîñòè, ãäå íåò ïðîòèâíèêà. Íî â öåëîì èç-çà òîãî, ÷òî âû áåç ïîêàçàíèé ïðèíèìàåòå àíòèáèîòèê, íèêàêîãî âðåäà âàøåìó îðãàíèçìó íå áóäåò è ñâîþ èììóííóþ ñèñòåìó âû ýòèì íå «çàãóáèòå». Åñëè êîãî è çàãóáèòå, òî ÷àñòü ïîëåçíûõ áàêòåðèé, æèâóùèõ â âàøåì êèøå÷íèêå. Íî íè÷åãî ñòðàøíîãî, âñåõ èõ âû âðÿä ëè çàãóáèòå, à ïîñëå ïðåêðàùåíèÿ ïðèåìà àíòèáèîòèêà îñòàâøèåñÿ â æèâûõ áûñòðî ðàçìíîæàòñÿ äî ïðåæíåãî óðîâíÿ (ó ìèêðîîðãàíèçìîâ ýòî ïðîèñõîäèò áûñòðî). Ìîæíî è êàêîé-íèáóäü ïðîáèîòèê, òî åñòü, ïðåïàðàò, ñîäåðæàùèé æèâóþ êóëüòóðó áàêòåðèé, ïîïðèíèìàòü äëÿ âîñïîëíåíèÿ êèøå÷íîé ìèêðîôëîðû. Êîðî÷å ãîâîðÿ, íè ê êàêèì ôàòàëüíûì ïîñëåäñòâèÿì íåîáîñíîâàííûé ïðèåì àíòèáèîòèêà íå ïðèâåäåò. Ïðè óñëîâèè, êîíå÷íî, ÷òî ó âàñ íåò íà íåãî àëëåðãèè.
Âîò ÷òî íà ñàìîì äåëå î÷åíü âðåäíî, òàê ýòî íå äîâåñòè êóðñ ëå÷åíèÿ àíòèáèîòèêîì äî ïîáåäíîãî êîíöà. Áûâàåò òàê, ÷òî íà ôîíå óëó÷øåíèÿ ñâîåãî ñîñòîÿíèÿ ÷åëîâåê ïî ñâîåé ñîáñòâåííîé âîëå, à íå ïî ñîâåòó âðà÷à, ïðåêðàùàåò ïðèíèìàòü àíòèáèîòèê. Ïîòîìó ÷òî ýòî «õèìèÿ», ïîòîìó ÷òî íå õî÷åòñÿ ïðîäîëæàòü «óãíåòàòü» ñâîé äðàãîöåííûé èììóíèòåò, ïîòîìó ÷òî äåëî ïîøëî íà ëàä, è ïóñêàé òåïåðü îðãàíèçì ñàì ñïðàâëÿåòñÿ äàëüøå  ðåçóëüòàòå ïîäîáíîãî ëåãêîìûñëèÿ ìîæíî ïîëó÷èòü êðóïíóþ ïðîáëåìó. Äåëî â òîì, ÷òî â ïðîöåññå êîíòàêòà ñ àíòèáèîòèêîì ìèêðîîðãàíèçìû íà÷èíàþò âûðàáàòûâàòü óñòîé÷èâîñòü ê íåìó. Ïðèñïîñîáëåíèå ê íåáëàãîïðèÿòíûì óñëîâèÿì âíåøíåé ñðåäû ýòî îñíîâà ýâîëþöèè.
Ó ìèêðîîðãàíèçìîâ, êàê è ó âñåãî æèâîãî, ïîñòîÿííî ïðîèñõîäÿò ìóòàöèè, èçìåíåíèÿ â ãåíàõ, êîòîðûå ìîãóò ïðèâîäèòü ê ïîÿâëåíèþ íîâûõ ïðèçíàêîâ, â ÷àñòíîñòè ñïîñîáíîñòè ñîïðîòèâëÿòüñÿ äåéñòâèþ àíòèáèîòèêà. Ìèêðîîðãàíèçì ìîæåò íà÷àòü ñèíòåçèðîâàòü âåùåñòâà, ðàçðóøàþùèå àíòèáèîòèê, èëè áëîêèðîâàòü åãî ïðîõîæäåíèå ÷åðåç ìåìáðàíó, èëè óòðàòèòü ðåöåïòîðû, ñ êîòîðûìè àíòèáèîòèê ñâÿçûâàåòñÿ Ýòî âñå äåëî ñëó÷àéíîå, íî â êîíå÷íîì èòîãå â îáùåé ìàññå ìèêðîîðãàíèçìîâ âñåãäà ïîÿâëÿþòñÿ îñîáè, óñòîé÷èâûå ê äåéñòâèþ àíòèáèîòèêà. Íåóñòîé÷èâûå ãèáíóò, èëè íå ðàñòóò, èëè íå ðàçìíîæàþòñÿ, à óñòîé÷èâûå ðàñòóò è ðàçìíîæàþòñÿ, ïðè÷åì ñ õàðàêòåðíîé äëÿ ìèêðîîðãàíèçìîâ âûñîêîé ñêîðîñòüþ.  ñðåäíåì è îáùåì, áàêòåðèÿ äåëèòñÿ íà äâå êàæäûå 20 ìèíóò!
Åñëè ÷åëîâåê ïðèíèìàåò àíòèáèîòèê â àäåêâàòíûõ äîçàõ è â òå÷åíèå íåîáõîäèìîãî ïåðèîäà âðåìåíè, òî óñòîé÷èâûõ ê äåéñòâèþ àíòèáèîòèêà ìèêðîîðãàíèçìîâ ïîÿâëÿåòñÿ íå òàê óæ è ìíîãî. Ñ íèìè áëàãîïîëó÷íî ñïðàâëÿåòñÿ èììóííàÿ ñèñòåìà, ïðîòèâ êîòîðîé âûðàáîòàòü óñòîé÷èâîñòü íåâîçìîæíî. Åñëè æå àíòèáèîòèê ïðèíèìàåòñÿ â íåäîñòàòî÷íûõ äîçàõ, òî ïðèðîñò ìèêðîîðãàíèçìîâ ïðåâûøàåò èõ ãèáåëü, ïðè÷åì ïðîèñõîäèò ñäâèã â ñòîðîíó òåõ, êîòîðûå îáëàäàþò óñòîé÷èâîñòüþ ê äåéñòâèþ àíòèáèîòèêà. Ýòî çàêîíîìåðíî, âåäü óñòîé÷èâûå ìèêðîîðãàíèçìû æèâóò è ðàçìíîæàþòñÿ â áîëåå áëàãîïðèÿòíûõ óñëîâèÿõ, íåæåëè íåóñòîé÷èâûå.  ðåçóëüòàòå î÷åíü ñêîðî â îðãàíèçìå «íåäîëå÷èâøåãîñÿ» àíòèáèîòèêîì ïàöèåíòà íà÷èíàþò ïðåîáëàäàòü ìèêðîîðãàíèçìû, óñòîé÷èâûå ê äåéñòâèþ ýòîãî àíòèáèîòèêà. Ïî ñóòè äåëà, êóðñ ëå÷åíèÿ ïðèäåòñÿ íà÷èíàòü çàíîâî ïîäáèðàòü äðóãîé àíòèáèîòèê è (âîçìîæíî) ïðèíèìàòü åãî â áîëüøèõ äîçàõ è â òå÷åíèå ïåðèîäà, ïðåâûøàþùåãî ñðåäíèå ñðîêè ëå÷åíèÿ. Òàê ÷òî åñëè óæ ëå÷èòüñÿ àíòèáèîòèêàìè, òî êàê ñëåäóåò â àäåêâàòíûõ äîçèðîâêàõ è íóæíîå âðåìÿ.  ýòîì ñëó÷àå ëó÷øå «ïåðåïèòü», òî åñòü íåìíîãî ïðåâûñèòü äîçó è óäëèíèòü ïåðèîä ëå÷åíèÿ, ÷åì «íåäîïèòü». Ëå÷åíèå èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé ýòî âîéíà ñ ìèêðîîðãàíèçìàìè, à íà âîéíå ïðîòèâíèêà íàäî áèòü èçî âñåõ ñèë è äî ïîáåäíîãî êîíöà.
Äàëåêî íå êàæäûé ïðèåì àíòèáèîòèêà íóæíî ñî÷åòàòü ñ ïðèåìîì ïðîáèîòèêîâ, âîñïîëíÿþùèõ óòðà÷åííûå ïîëåçíûå áàêòåðèè, îáèòàþùèå â íàøåì êèøå÷íèêå. Íàçíà÷åíèå ïðîáèîòèêîâ äåëàåòñÿ íå ïî ïðèíöèïó «òàê ïîëîæåíî», à ïî êîíêðåòíûì ïîêàçàíèÿì. Êîðî÷å ãîâîðÿ, åñëè îíè íóæíû, âðà÷ âàì èõ íàçíà÷èò. Íàçíà÷àòü èõ ñàìîñòîÿòåëüíî íå ñòîèò. Âðåäà îò íèõ íå áóäåò, íî è ïîëüçû òîæå. Òîëüêî íàïðàñíî äåíüãè ïîòðàòèòå. È îáðàòèòå, ïîæàëóéñòà, âíèìàíèå íà òî, ÷òî âîñïîëíÿòü êèøå÷íóþ ìèêðîôëîðó íóæíî ïî îêîí÷àíèè êóðñà ëå÷åíèÿ àíòèáèîòèêàìè, à íå âî âðåìÿ åãî. Åñëè âû ïüåòå ïðîáèîòèê âìåñòå ñ àíòèáèîòèêîì, òî çíà÷èòåëüíàÿ ÷àñòü ïîñòóïàþùèõ â îðãàíèçì áàêòåðèé áóäåò ãèáíóòü ïîä âîçäåéñòâèåì àíòèáèîòèêà.
Äà, â íàøåì êèøå÷íèêå â íîðìå â íè÷òîæíî ìàëîì êîëè÷åñòâå îáèòàþò ãðèáêè ðîäà Candida, êîòîðûå ÿâëÿþòñÿ âîçáóäèòåëÿìè êàíäèäîçà, ãðèáêîâîãî ïîðàæåíèÿ êèøå÷íèêà. Ðàçìíîæåíèþ ýòèõ ãðèáêîâ ïðåïÿòñòâóþò êîíêóðåíòû æèâóùèå â êèøå÷íèêå áàêòåðèè (áèôèäîáàêòåðèè, ëàêòîáàöèëëû, êèøå÷íàÿ ïàëî÷êà, ýíòåðîêîêêè è äð.). Ïðè çíà÷èòåëüíîì óìåíüøåíèè êîëè÷åñòâà áàêòåðèé ãðèáêè ìîãóò íà÷àòü èíòåíñèâíî ðàçìíîæàòüñÿ, ïîýòîìó äëÿ ïðîôèëàêòèêè êàíäèäîçà îäíî âðåìÿ âìåñòå ñ àíòèáèîòèêàìè øèðîêî íàçíà÷àëè ïðîòèâîãðèáêîâûå ïðåïàðàòû, òàêèå, íàïðèìåð, êàê íèñòàòèí. Íî ïîçæå áûëî äîêàçàíî, ÷òî ïðîôèëàêòè÷åñêîãî ýôôåêòà íàçíà÷åíèå ïðîòèâîãðèáêîâûõ ïðåïàðàòîâ íå îêàçûâàåò, ðàçâå ÷òî ïðèâîäèò ê âûðàáîòêå óñòîé÷èâîñòè ê íèì.  íàøå âðåìÿ ïðîòèâîãðèáêîâûå ïðåïàðàòû íàçíà÷àþòñÿ âî âðåìÿ êóðñà ëå÷åíèÿ àíòèáèîòèêàìè èëè ïîñëå íåãî íå ïðîôèëàêòè÷åñêè, à ñòðîãî ïî ïîêàçàíèÿì, òî åñòü â ñëó÷àå ðàçâèòèÿ êàíäèäîçà.
Íóæíî ëè ïðè ëå÷åíèè àíòèáèîòèêàìè ïðèíèìàòü àíòèàëëåðãè÷åñêèå ñðåäñòâà äëÿ ïðåäîòâðàùåíèÿ àëëåðãè÷åñêèõ ðåàêöèé? Ñàì ñîáîé íàïðàøèâàåòñÿ îòâåò «äà», íî ïðàâèëüíûì îòâåòîì áóäåò «íåò». Ïî äâóì ïðè÷èíàì. Âî-ïåðâûõ, åñëè àíòèáèîòèê, äà è âîîáùå ëþáîé ëåêàðñòâåííûé ïðåïàðàò, íå âûçûâàåò àëëåðãè÷åñêîé ðåàêöèè, òî çà÷åì ñîïðîâîæäàòü åãî ïðèåì ïðèåìîì àíòèàëëåðãè÷åñêèõ ñðåäñòâ? Çà÷åì íóæíî ëåêàðñòâî áåç «òî÷êè ïðèëîæåíèÿ ñèëû», áåç îáúåêòà, íà êîòîðûé îíî äîëæíî äåéñòâîâàòü? Âî-âòîðûõ, åñëè ïðåïàðàò âûçûâàåò àëëåðãè÷åñêóþ ðåàêöèþ, òî åãî íóæíî çàìåíÿòü â ñðî÷íîì ïîðÿäêå, è àíòèàëëåðãè÷åñêèå ñðåäñòâà îêàæóò â ýòîì ñëó÷àå ìåäâåæüþ óñëóãó îíè íåìíîãî óìåíüøàò âûðàæåííîñòü àëëåðãè÷åñêîé ðåàêöèè, «çàìàñêèðóþò» åå íà âðåìÿ. À êàêîé ñìûñë ìàñêèðîâàòü? ×åì ðàíüøå ïðîÿâèòñÿ àëëåðãè÷åñêàÿ ðåàêöèÿ, òåì ðàíüøå íåïîäõîäÿùèé àíòèáèîòèê áóäåò çàìåíåí íà ïîäõîäÿùèé.
Ïðèåì àíòèàëëåðãè÷åñêèõ ñðåäñòâ äëÿ ïðåäîòâðàùåíèÿ àëëåðãè÷åñêèõ ðåàêöèé ýòî ìèô èç ðàçðÿäà «ñëûøàëè çâîí, äà íå çíàåì, ãäå îí». Äåëî â òîì, ÷òî â ëþáîì âîñïàëèòåëüíîì ïðîöåññå (à èíôåêöèîííîå çàáîëåâàíèå ýòî, ïî ñóòè, âîñïàëèòåëüíûé ïðîöåññ) ïðèñóòñòâóåò àëëåðãè÷åñêèé êîìïîíåíò. Ïîýòîìó â êà÷åñòâå ñîïóòñòâóþùåãî ïðåïàðàòà ïðè èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèÿõ ìîãóò íàçíà÷àòüñÿ àíòèàëëåðãè÷åñêèå ñðåäñòâà.  êà÷åñòâå ñîïóòñòâóþùåãî, îêàçûâàþùåãî äîïîëíèòåëüíûé òåðàïåâòè÷åñêèé ýôôåêò, à íå â êà÷åñòâå ïðåäóïðåæäàþùåãî ïîÿâëåíèå ïîáî÷íûõ äåéñòâèé! Ïî÷óâñòâóéòå ðàçíèöó.
Ïîä çàíàâåñ äàâàéòå ðàçáåðåì ñàìûé ãëàâíûé è åäèíñòâåííûé, îïèðàþùèéñÿ íà ðåàëüíîñòü, äîâîä ïðîòèâíèêîâ ëå÷åíèÿ àíòèáèîòèêàìè. Äà, äåéñòâèòåëüíî, ó ðÿäà ïàöèåíòîâ ïîñëå ïåðâîãî ïðèåìà àíòèáèîòèêîâ îòìå÷àåòñÿ êðàòêîâðåìåííîå, äëÿùååñÿ íåñêîëüêî ÷àñîâ, óõóäøåíèå ñàìî÷óâñòâèÿ. Ýòî óõóäøåíèå íå ÿâëÿåòñÿ ñëåäñòâèåì ñàìîâíóøåíèÿ. Îíî èìååò îáúåêòèâíóþ ïðè÷èíó. È ÷òî ñàìîå èíòåðåñíîå âðà÷è ýòîìó óõóäøåíèþ ðàäóþòñÿ. Ïàöèåíò ãîâîðèò, ÷òî ñïóñòÿ ÷åòûðå ÷àñà ïîñëå ïåðâîãî óêîëà (èëè ïåðâîãî ïðèåìà òàáëåòîê) àíòèáèîòèêà åãî ïðîáèë ïîò, ïîÿâèëàñü ñèëüíàÿ ñëàáîñòü, çàêðóæèëàñü è çàáîëåëà ãîëîâà, à âðà÷, âìåñòî òîãî, ÷òîáû îòìåíèòü âðåäîíîñíûé àíòèáèîòèê, îòâå÷àåò: «Ýòî õîðîøî, òàê è äîëæíî áûòü».
Ïî÷åìó?
Ïåðâûé îòâåò, êîòîðûé ñðàçó æå ïðèõîäèò íà óì: «Ïîòîìó ÷òî âñå âðà÷è ñàäèñòû è èì íðàâèòñÿ íàáëþäàòü çà ñòðàäàíèÿìè ïàöèåíòîâ!» Íî ýòî íåâåðíûé îòâåò. Ïîâåðüòå, ñàäèñòû â ïðàêòè÷åñêîé ìåäèöèíå íàäîëãî íå çàäåðæèâàþòñÿ.
Äóìàåì äàëüøå. Âîò âàì ïîäñêàçêà: âñïîìíèòå, ÷òî âûçûâàþò àíòèáèîòèêè? Êàê îíè äåéñòâóþò íà ìèêðîîðãàíèçìû?
Àíòèáèîòèêè ìîãóò âûçûâàòü ãèáåëü ìèêðîîðãàíèçìîâ èëè æå îñòàíàâëèâàòü èõ ðîñò è ðàçìíîæåíèå. Ïîñëå ïåðâîãî ïðèåìà òåõ àíòèáèîòèêîâ, êîòîðûå âûçûâàþò ãèáåëü ìèêðîîðãàíèçìîâ (îêàçûâàþò áàêòåðèöèäíîå äåéñòâèå), ìîæåò îòìå÷àòüñÿ êðàòêîâðåìåííîå óõóäøåíèå ñàìî÷óâñòâèÿ. Ïðè÷èíà åãî â èíòîêñèêàöèè, èëè îòðàâëåíèè, îðãàíèçìà ïðîäóêòàìè ðàñïàäà ïîãèáøèõ ìèêðîîðãàíèçìîâ. Ïåðâàÿ äîçà àíòèáèîòèêà, ïðè óñëîâèè, ÷òî îí âûáðàí âåðíî, âûçûâàåò ìàññîâóþ ãèáåëü áàêòåðèé (â õîäå äàëüíåéøåãî ëå÷åíèÿ áàêòåðèè ãèáíóò â çíà÷èòåëüíî ìåíüøèõ êîëè÷åñòâàõ). Òî åñòü æàëîáû ïàöèåíòà íà óõóäøåíèå ñàìî÷óâñòâèÿ ïîñëå ïåðâîãî ïðèåìà áàêòåðèöèäíîãî àíòèáèîòèêà, ÿâëÿþòñÿ ïîäòâåðæäåíèåì ýôôåêòèâíîñòè íàçíà÷åííîãî ïðåïàðàòà. Ïîòîìó-òî âðà÷è è ðàäóþòñÿ, ñëûøà òàêèå æàëîáû.
Ê ñëîâó, çàìåòèì, ÷òî äî ïîÿâëåíèÿ àíòèáèîòèêîâ ñìåðòü îò ïíåâìîíèè ñîñòàâëÿëà ïðèìåðíî ïÿòóþ ÷àñòü âñåõ ñìåðòåé (îêîëî 20 %).  íàøå âðåìÿ ýòîò ïîêàçàòåëü óìåíüøèëñÿ ïî÷òè â 14 ðàç.  19181919 ãîäàõ ýïèäåìèÿ òàê íàçûâàåìîãî èñïàíñêîãî ãðèïïà, èëè «èñïàíêè», óíåñëà ìèëëèîíû æèçíåé (ïî äàííûì ðàçíûõ èññëåäîâàíèé, ýòà ïå÷àëüíàÿ öèôðà âàðüèðóåòñÿ îò 50 äî 100 ìèëëèîíîâ!). Çíàåòå, îò ÷åãî êîíêðåòíî óìèðàëè ëþäè? Íå îò ñàìîãî ãðèïïà, à îò åãî îñëîæíåíèé, áîëüøàÿ ÷àñòü êîòîðûõ èìåëà áàêòåðèàëüíóþ ïðèðîäó è ìîãëà óñïåøíî ëå÷èòüñÿ ï