Как осуществляется правовое регулирование иммунитета государства
Абсолютный иммунитет означает право государства пользоваться иммунитетом в полном объеме, всеми его элементами; он распространяется на любую деятельность государства и любую его собственность. Первоначально иммунитет сложился и применялся только как абсолютный. Единственное ограничение иммунитета государства возможно было лишь при условии прямо выраженного его согласия.
По мере расширения функций государства внутри страны и в международных отношениях оно все активнее выступает в качестве субъекта частноправовой деятельности, и абсолютный иммунитет становился ощутимым препятствием в развитии мирохозяйственных связей, так как контрагенты государства, по сути, лишались прав на судебную защиту своих имущественных прав. В связи с этим в доктрине и в судебной практике появляется идея необходимости ограничения иммунитета государства.
Нельзя не отметить, что абсолютный иммунитет не только препятствует развитию коммерческих связей с участием государства, но и часто практически нереализуем. Государство на территории иностранного государства может рассчитывать только на такой объем иммунитета, на который принимающее государство готово отказаться от своей юрисдикции. Понятно, что ожидания и реальность могут серьезно расходиться. Поэтому государства, исходящие из абсолютного иммунитета, защищают дополнительно свои права либо условием взаимности, либо возможностью применения реторсий. Возможность принятия реторсий предусматривается в ч. 3 ст. 435 ГПК в следующих случаях: когда в иностранном государстве не обеспечивается нашему государству, его имуществу такая же судебная неприкосновенность, какая, согласно данной статье, обеспечивается иностранным государствам и их имуществу, российское правительство может предписать в отношении этого государства и его имущества применение ответных ограничений.
Функциональный иммунитет. Этот вид иммунитета основан на принципиальном разграничении функций государства на два вида:
Публично-правовую и частноправовую. Если государство действует как суверен, совершает акт властвования (acta imperil), т.е. Выступает как носитель суверенной власти (dejure imperil), то оно всегда пользуется иммунитетом, в том числе и в частноправовой сфере. Если государство выступает в качестве частного лица (acta ges-tionis), занимается коммерческой деятельностью (dejure gestionis), тогда оно иммунитетом не обладает. Следовательно, в зависимости от осуществляемых функций государство может выступать либо в качестве суверена, носителя публичной власти, либо в качестве частного лица.
Этот вид иммунитета встречался в судебной практике еще в конце xix в. Активно он разрабатывался в доктрине международного права после возникновения советского государства. Создаваемая в тот период доктрина функционального иммунитета была откровенной реакцией на прямое участие советского государства в частноправовой экономической сфере. Тем не менее функциональный иммунитет утверждался в судебной практике разных стран с большим трудом. Быстрее этот процесс шел в европейских странах. Англо-американские суды продолжали придерживаться в целом позиции абсолютного иммунитета вплоть до принятия в США и в Великобритании законов об иммунитете.
Функциональный иммунитет нашел закрепление и в ряде законов, принятых в 70-80-е гг. В некоторых странах. Видимо, полностью на функциональном иммунитете основаны: закон США “об иммунитетах иностранного государства” 1976 г., акт, предоставляющий иммунитет государству в канадских судах, 1982 г., акт Австралии “об иммунитете иностранного государства” 1984 г.
Функциональный иммунитет в том виде, в каком он сформулирован в судебной практике, в международно-правовой доктрине, а затем и в ряде национальных законов, обладает целым рядом существенных недостатков, которые не позволили ему стать общепризнанной альтернативой абсолютному иммунитету.
Прежде всего отметим, что ни доктрина, ни судебная практика, ни законы не установили каких-либо объективных критериев, с помощью которых можно было бы определенно или хотя бы с существенной долей определенности разграничить деятельность государства как суверена или как частного лица. Чаще всего в таком качестве называется характер (природа) операции или ее цель.
Ограниченный иммунитет. Уже из названия ясно, что данный вид иммунитета исходит из необходимости его ограничения. В отличие от функционального, который ограничивает иммунитет на основе общего принципа (критерия) — деления деятельности государства на суверенно-властную и частную, ограниченный иммунитет не использует никаких формальных критериев, а формулирует перечень конкретных случаев, когда государство не пользуется иммунитетом. Эти случаи могут быть сформулированы самими государствами как на двусторонней, так и на основе, в том числе универсальной. Ограниченный иммунитет — явление “рукотворное”; в отличие от функционального, который складывался в судебной практике, ограниченный иммунитет может быть создан только основными субъектами международных хозяйственных связей — государствами. Доктрина, судебная практика может при этом играть лишь вспомогательную роль. Богуславский м.м. международное частное право: учебник. 3-е изд. Перераб. И доп. М., 1998. [электронная библиотека].
Идея и основа ограниченного иммунитета заключается в том, что иммунитет — это право государства, вытекающее из его суверенитета, на неприменение к нему иностранной юрисдикции, от которого государство может отказаться как целиком, так и в любой его части. Поэтому задача заключается лишь в создании наиболее точных формулировок тех случаев, тех обстоятельств, при наличии которых государство не будет пользоваться иммунитетом. Как бы она ни была трудна, как всякая правотворческая задача, она решаема.
Если государства заинтересованы в развитии нормальных торговых и иных экономических связей, ничто не мешает им при заключении торгового договора сформулировать случаи, при которых государство, вступая в торгово-экономические отношения с частными лицами, не будет претендовать на иммунитет. Это же можно сделать и для более узкой сферы экономических отношений, например, при подписании договоров о взаимной защите иностранных капиталовложений и т.д.
Удачным опытом создания правовых основ ограниченного иммунитета на многосторонней основе (региональной) можно считать европейскую конвенцию 1972 г., заключенную странами-участницами совета Европы (так как Россия является членом совета Европы, она вправе присоединиться к конвенции). Конвенция закрепляет общий принцип иммунитета государства от иностранной юрисдикции (ст. 15), но при этом формулирует (в ст. 1-13) детализированные исключения из этого принципа. Рассмотрим некоторые из них.
Ряд статей (1-3 и 12) определяют форму и условия отказа самого государства от иммунитета в иностранном суде:
- 1) если государство вступает в процесс в иностранном суде в качестве истца или третьего лица, значит оно признает юрисдикцию этого суда, в том числе и в отношении встречного иска, и наоборот, если государство выдвигает встречный иск, то признает юрисдикцию и в отношении основного иска;
- 2) если государство ссылается на иммунитет после того, как вынесено решение по существу, оно не пользуется иммунитетом;
- 3) если государство вступает в процесс, чтобы заявить о своем иммунитете, то это не может рассматриваться как отказ от иммунитета;
- 4) государство не пользуется иммунитетом, если оно взяло обязательство признать юрисдикцию иностранного суда в одной из форм в международном соглашении, ясно выраженным положением в договоре, составленном в письменной форме, ясно выраженным согласием, данным после возникновения спора;
- 5) если государство дало согласие в письменной форме на арбитражное разбирательство спора, оно не обладает иммунитетом в суде того государства, где осуществлялось или должно было осуществляться арбитражное разбирательство.
Последующие статьи формулируют конкретные дела, по которым при наличии конкретных обстоятельств государство не может претендовать на иммунитет (как правило, такие обстоятельства связаны тем или иным образом с территорией того государства, суд которого рассматривает дело). Например, государство не пользуется иммунитетом в следующих случаях:
- 1. В делах по договорному обязательству, если, согласно контракту, оно осуществлялось или должно быть осуществлено на территории государства, где происходит судебное разбирательство.
- 2. В делах, связанных с трудовым соглашением, работа по которому подлежит исполнению или исполнялась на территории государства, где происходит судебное разбирательство.
- 3. В делах, связанных с участием в юридическом лице, если такое лицо имеет свое реальное или официальное место нахождения или свое главное учреждение на территории государства, где происходит судебное разбирательство.
- 4. По делам, связанным с деятельностью бюро, агентства либо другого учреждения, через которые государство осуществляет промышленную, коммерческую или финансовую деятельность, если такое учреждение находится на территории государства, где происходит судебное разбирательство.
- 5. По делам, связанным с недвижимостью, если она находится на территории государства, где происходит судебное разбирательство.
- 6. По делам, связанным с возмещением ущерба, если он вызван фактом, имевшим место на территории государства, где происходит судебное разбирательство, и в некоторых других случаях.
Приведенные изъятия свидетельствуют о том, что конвенция обеспечивает достаточное число оснований для установления юрисдикции судов государства, где рассматриваются соответствующие дела.
Одной из особенностей конвенции является то, что она регулирует не только юрисдикционные иммунитеты государств, но также признание и исполнение судебных решений в отношении иностранного государства. Это приводит к определенной сложности конвенционного режима. Иммунитет от приведения к исполнению иностранных судебных решений, что было рассмотрено выше, является отдельным элементом иммунитета государства, допускающим самостоятельное регулирование. При режиме ограниченного иммунитета проблема обеспечения исполнения судебного решения в отношении иностранного государства приобретает дополнительную сложность.
Логически рассуждая, следовало бы признать, что предусмотренное
Конвенцией право суда в перечисленных случаях принимать решение в отношении иностранного государства предполагает и право его реализовать. Однако конвенция разделила эти элементы иммунитета, предусмотрев разное регулирование. Принципиальное положение имеют два положения.
Первое положение исходит из общей концепции иммунитета: отказ от иммунитета по основаниям, предусмотренным в ст. 1-13, не означает отказа от иммунитета против принудительного исполнения иностранного судебного решения, а также от иммунитета от “охранительных мер в отношении имущества” (т.е. Принудительных мер по предварительному обеспечению иска), “кроме тех случаев, когда государство дало на это свое ясно выраженное согласие в письменной форме”. Это положение закреплено в ст. 23 конвенции: договаривающееся государство не может осуществить принудительное исполнение судебного решения в отношении другого договаривающегося государства.
Второе положение возлагает на договаривающееся государство юридическую обязанность исполнить вынесенное против него судебное решение на территории другого договаривающегося государства при соблюдении некоторых условий. Согласно ст. 20 конвенции, государство не обязано выполнять решение, если оно вынесено по делу, не входящему в круг дел, предусмотренных ст. 1-13, если решение противоречит публичному порядку государства, если решение не окончательно, если неправильно решен вопрос о компетенции, если неправильно избрано применимое право и некоторые другие (эти условия чаще всего включаются в договоры о взаимном признании и исполнении иностранных судебных решений).
Конвенция предусматривает еще одну возможность исполнения решения: если договаривающееся государство, против которого вынесено решение, не выполняет его, другая сторона может обратиться в компетентный суд государства-должника с просьбой вынести решение о том, “следует ли привести в исполнение судебное решение в соответствии со ст. 20” (напомним, что в национальном суде государство иммунитетом не обладает). Дополнительный протокол к конвенции расширил это право: заинтересованная сторона может начать соответствующий процесс по своему выбору либо в суде государства, не выполняющего решение, либо в европейском суде, состоящем из 7 членов европейского суда по правам человека.
Таким образом, конвенция приняла компромиссное решение: сохранив общее правило о невозможности принудительного исполнения иностранного судебного решения, вынесенного против государства, она возложила на государство международно-правовую обязанность исполнить такое решение. В результате национально-правовой механизм исполнения решений иностранного суда был дополнен международно-правовым.
Подводя итоги, можно констатировать, что международно-правовое решение вопросов, касающихся положения государства в частноправовых отношениях, не достигло значительных результатов. Европейская конвенция является наиболее удачным опытом, но и она не получила большого распространения даже в Европе. На универсальном уровне после более чем 20-летней работы комиссии международного права нет окончательного проекта соответствующего договора: неудачи, на наш взгляд, связаны с использованием идей функционального иммунитета.
Что касается национального права, то оно в принципе не способно решить комплекс проблем, связанных с иммунитетом государства. Иммунитет, как говорилось выше, представляет собой две взаимосвязанные стороны: с одной стороны, это право государства на неприменение к нему иностранной юрисдикции, а с другой — это отказ государства от своей юрисдикции в отношении иностранного государства. Проблема иммунитета может быть решена тогда, когда ожидания одного государства совпадут с реальностью на территории другого государства. Достижение этого возможно как минимум на двустороннем уровне, т.е. На основе межгосударственного соглашения. Национальные законы, предусматривающие ограничение иммунитета иностранного государства, прямо нарушают его суверенитет и международно-правовой принцип суверенного равенства. С точки зрения международного права, национальным законом государство вправе лишь ограничить свой собственный иммунитет, но не может покушаться на иммунитет иностранного государства. Богуславский м.м. международное частное право: практикум. М.: юрист, 1999.
В двусторонних соглашениях о взаимном поощрении и защите инвестиций, действующих с большим числом государств, предусмотрен арбитражный порядок рассмотрения споров. Это означает, что российское государство в случае предъявления к нему иска, согласилось на юрисдикцию международного коммерческого арбитража при условии, что такой спор подпадает под действие международного договора.
В соответствии с арбитражно-процессуальным законодательством, судебный иммунитет международных организаций определяется федеральными законами и международными договорами Российской Федерации. Таким иммунитетом могут обладать лишь межгосударственные (межправительственные) организации. Их иммунитет является производным от иммунитета государств — членов этих организаций. В учредительных документах этих организаций, и прежде всего в уставах, закрепляется сам принцип наличия иммунитета, в то время как содержание иммунитета раскрывается в соглашениях со страной пребывания штаб-квартиры такой организации. Так, в соглашение между правительством РФ и организацией экономического сотрудничества и развития о привилегиях и иммунитетах этой организации в Российской Федерации включены статьи о судебно-процессуальном иммунитете, неприкосновенности имущества,
Неприкосновенности помещений, неприкосновенности архивов (ст. 4-7). Наименование статей дает определенное представление об их содержании.
Согласно внутренним правилам международных организаций, правом отказа от иммунитетов обладают высшие должностные лица международной организации, прежде всего ее генеральный секретарь (директор), который может передать это право, согласно особой доверенности, иным лицам.
Источник
Иммунитет
государства (суверенный иммунитет) —
в международном правепринцип, в
соответствии с которымсуверенноегосударство
не подчиняется органам власти других
государств.
Принцип
иммунитета государства основан на
понятии о суверенном равенстве,
закреплённом в Уставе ООН (1945)и раскрытом
в Декларации о принципах международного
права (1970)[2] При этом само понятие
суверенного равенства возникло гораздо
раньше.
Данный
принцип распространяется как на
законодательнуюиисполнительную, так
и насудебнуююрисдикциииностранного
государства.
В
настоящее время не существует единой
общемировой практики урегулирования
вопросов, связанных с применением
концепции иммунитета государства.
Отчасти это бремя ложится на национальные
законодательства.
В
2004 г. Генеральной Ассамблеей ООНбыла
принята Конвенция ООН о юрисдикционных
иммунитетах государств и их
собственности.[3]Россияподписала её
в2006 году.[4]Однако эта конвенция вступит
в силу только после того, как еёратифицируют30
государств.
Элементы
иммунитетов государства
Иммунитет
государства от юрисдикции иностранного
государства состоит из нескольких
элементов:[5]
Судебный
иммунитет — неподсудность государства
суду иностранного государства.
Иммунитет
от предварительного обеспечения иска.
Иммунитет
от принудительного исполнения иностранного
судебного решения.
Иммунитет
собственности государства — правовой
режим неприкосновенности государственной
собственности, находящейся на территории
иностранного государства.
Иммунитет
от применения иностранного права по
отношению к сделкам с участием государства.
Эти
иммунитеты действуют независимо.
Например, если государство дает согласие
на рассмотрение своего дела в суде (то
есть отказывается от судебного
иммунитета), иммунитеты от предварительного
обеспечения и принудительного исполнения
продолжают действовать.
Иммунитет
государства и гражданско-правовые
отношения
Концепция
иммунитета относится к действиям
государства как субъекта международно-правовых
отношений. В современном мире государство
часто ведет себя как юридическое лицо
(субъект гражданского права). Существуют
различные точки зрения на то,
распространяется ли иммунитет государства
на такие отношения.
Теория
абсолютного иммунитета
Эта
теория получила развитие в XIX в. и в
первой половине XX в. В соответствии
с ней иммунитет государства распространяется
и на коммерческие сделки. Советский
СоюзиКНРпридерживались теории абсолютного
иммунитета.
Указанная
концепция оставляет за государством
суверенное право отказаться от иммунитета
(в том числе, заявить об отказе от
использования иммунитета в договоре).
Теория
функционального (ограниченного)
иммунитета
Теория
функционального иммунитета принята в
США и большинстве европейских стран во
второй половине XX в. Россия в последнее
время также начинает отказываться от
концепции абсолютного иммунитета в
пользу этой позиции.[6]
При
этом считается, что государство не может
пользоваться иммунитетом для защиты
от исков, обусловленных невыполнением
государством своих обязательств по
коммерческим контрактам.[7]Таким образом,
необходимы формальные критерии
разграничения случаев, когда государство
действует «как носитель публичной
власти» (лат.jure imperii) и случаев, когда
государство ведет себя «как частное
лицо» (лат.jure gestionis).
Такие
критерии являются предметом регулирования
национального законодательства об
иммунитете иностранных государств.
Существуют также и международные
договоры, затрагивающие эти вопросы.
Например, Европейская конвенция об
иммунитете государств [8], принятая в
1972 г. (Россия не является её участником),
оговаривает случаи, в которых государство
не может ссылаться на иммунитет.
Однако,
такое регулирование отчасти ущемляет
суверенитет иностранных государств,
возлагая на национальные органы власти
решение о применимости иммунитета в
конкретном случае.
Уже
упоминавшаяся Конвенция ООН о
юрисдикционных иммунитетах государств
и их собственности (пока не вступившая
в силу) содержит статью, запрещающую
применение иммунитета государства в
коммерческих сделках с иностранным
физическим или юридическим лицом.
Исключением являются случаи, когда
стороны явным образом договорились об
ином. Также эта статья не распространяется
на сделки между государствами.
В
2002 г. произошло кардинальное обновление
российского процессуального
законодательства: были приняты новые
АПК РФ и ГПК РФ. Согласно ст. 401 ГПК РФ
предъявление в российском суде иска к
иностранному государству, привлечение
его к участию в деле в качестве ответчика
или третьего лица, наложение ареста на
имущество, принадлежащее иностранному
государству и находящееся на территории
России, принятие по отношению к этому
имуществу иных мер по обеспечению иска,
обращение взыскания на это имущество
в порядке исполнения решений суда
допускаются только с согласия компетентных
органов соответствующего государства,
если иное не предусмотрено международным
договором РФ или федеральным законом.
Таким образом, норма п. 1 ст. 401 ГПК РФ
предоставляет иностранному государству
судебный иммунитет, иммунитеты от
предварительных мер и исполнительных
действий, если иное не предусмотрены
международным договором РФ или федеральным
законом. Пока такой закон не принят.
Отсюда следует, что п. 1 ст. 401 ГПК РФ
основан на теории абсолютного иммунитета
иностранного государства, хотя и
предполагает, что федеральный закон
или международный договор могут
устанавливать иное.
Согласно
п. 1 ст. 251 АПК РФ иностранное государство,
выступающее в качестве носителя власти,
обладает судебным иммунитетом по
отношению к предъявленному к нему иску
в российском арбитражном суде, привлечению
его к участию в деле в качестве третьего
лица, наложению ареста на имущество,
принадлежащее иностранному государству
и находящееся на территории России, и
принятию по отношению к нему судом мер
по обеспечению иска и имущественных
интересов. Обращение взыскания на это
имущество в порядке принудительного
исполнения судебного акта арбитражного
суда допускается только с согласия
компетентных органов соответствующего
государства, если иное не предусмотрено
международным договором РФ или федеральным
законом. Иными словами, если иностранное
государство не выступает в качестве
носителя власти, оно не пользуется
судебным иммунитетом и иммунитетом от
обеспечительных мер. При этом за
иностранным государством всегда
признается иммунитет от исполнительных
действий при условии, что оно не отказалось
от него и международный договор РФ и
федеральный закон не устанавливают
иного. Из изложенного следует, что
признание судебного иммунитета и
иммунитета от предварительных мер в
АПК РФ основано на теории функционального
иммунитета. А предоставление иностранному
государству иммунитета от исполнительных
действий согласно АПК РФ осуществляется
на основе теории абсолютного иммунитета
иностранного государства[1].
Необходимо
отметить, что нормы АПК РФ и ГПК РФ,
посвященные иммунитету иностранного
государства, не соответствуют друг
другу. Согласно АПК РФ во внешнеэкономических
спорах предоставление иностранному
государству судебного иммунитета и
иммунитета от предварительных мер
основано на теории функционального
иммунитета. Однако в соответствии с ГПК
РФ в спорах с участием граждан, например
трудовых спорах, иностранному государству
предоставляется абсолютный иммунитет.
Подобное
регулирование ведет к неравенству
участников гражданско-правовых отношений,
что не соответствует п. 1 ст. 1 ГК РФ.
В
принципе нормы об иммунитете иностранного
государства зеркально отражают позицию
государства, которую оно хотело бы
занимать в отношении предъявляемых к
нему исков иностранными юридическими
и физическими лицами. Такая позиция, в
частности, отражена в Федеральном законе
«О соглашениях о разделе продукции».
Согласно ст. 23 этого Закона в соглашениях
о разделе продукции, заключаемых с
иностранными гражданами и юридическими
лицами, может быть предусмотрен в
соответствии с российским законодательством
отказ государства от судебного иммунитета,
иммунитетов от предварительного
обеспечения иска и исполнения судебного
и/или арбитражного решения. Иными
словами, этот Закон исходит из того, что
государство вправе отказаться от
юрисдикционного иммунитета в отношении
определенной категории споров, а именно
споров из соглашений о разделе продукции,
если это предусмотрено федеральным
законом. Пока в России такой закон не
принят. Однако ведется работа но его
подготовке.
На
принципе абсолютного иммунитета
иностранного государства базируется
и законодательство Армении (ст. 245 ГПК
1998 г.), Белоруссии (ст. 553 ГПК 1999 г.), Киргизии
(п. 1 ст. 377 ГПК 1999 г.), Молдовы (п. 1 ст. 457
ГПК 2003 г.), Таджикистана (ст. 390 ГПК 2003
г.), Украины (ст. 413 ГПК 2004 г., ст. 125
Хозяйственного процессуального кодекса,
ст. 79 Закона о международном частном
праве 2005 г.), Узбекистана (ст. 389 ГПК 1997
г.). Гражданский процессуальный кодекс
Казахстана 1999 г. содержит специальную
гл. 46, посвященную юрисдикционному
иммунитету иностранного государства,
которая основана на теории функционального
иммунитета.
Вопросы
иммунитета иностранного государства
затрагиваются в таких международных
двусторонних договорах, как
торговые договоры, договоры о судоходстве,
о защите капиталовложений. Поскольку
Российская Федерация является государством
– продолжателем СССР, по-прежнему
сохраняют свое значение двусторонние
международные договоры по указанным
вопросам, заключенные СССР.
Анализ
торговых договоров, заключенных СССР,
показывает, что ряд из них, по существу,
представлял собой отказ Советского
Союза от судебного иммунитета в отношении
определенной категории споров – споров
из торговых сделок, заключенных и
гарантированных торгпредствами при
условии, что эти сделки не содержат
арбитражных договоров (ст. 4 Приложения
к Договору с Болгарией 1948 г., ст. 5 Договора
с Эквадором 1969 г.), отказ от иммунитета
от исполнительных действий в отношении
определенной категории имущества –
долговые требования, авуары, товары,
являющиеся собственностью торгпредства
(ст. 4 Приложения к Договору с Болгарией
1948 г., ст. 4 Договора с Италией 1948 г.) или
в отношении всей собственности,
находящейся на территории
государства-участника (ст. 7 Протокола
к Договору с Бельгией 1971 г., ст. 7 Протокола
к Договору с Нидерландами 1971 г., ст. 4
приложения к Договору с Японией 1957 г.).
В
заключенных Россией двусторонних
международных договорах, посвященных
торгово-экономическому сотрудничеству
(с Албанией 1995 г., Аргентиной 1993 г.,
Великобританией 1992 г., Испанией 1994 г.,
Канадой 1992 г., Колумбией 1995 г.) правовое
положение торговых представительств
не регламентируется. По существу, эти
международные договоры ставят решение
вопроса о предоставлении иммунитета
торгпредству в зависимость от национального
законодательства страны его местонахождения.
Иммунитет
иностранного государства связан и с
вопросом иммунитета государственных
торговых судов, который регулируется
двусторонними международными договорами
о торговом мореплавании. Заключенные
СССР международные договоры о торговом
мореплавании не предоставляют судебный
иммунитет государственным торговым
судам (ст. 1 Протокола к Договору с
Великобританией 1974 г., ст. 14 Договора с
Гвинеей-Бисау 1975 г., ст. 15 Договора с
Португалией 1974 г.). Группа международных
договоров предоставляет государственным
торговым судам так называемый условный
иммунитет от исполнительных действий:
ответчик должен указать представителя,
который примет на себя возникающие из
спора обязательства. Договор с Ганой
1978 г. (ст. 16) признает за государственными
торговыми судами иммунитет от
обеспечительных мер, но не предоставляет
судебный иммунитет и иммунитет от
исполнительных действий. В заключенных
Россией двусторонних договорах с
Болгарией 1995 г., Грузией 1996 г., Китаем
1994 г., Латвией 1995 г., Панамой 2003 г., Украиной
1995 г. проблемы иммунитета государственных
торговых судов не затрагиваются. Таким
образом, в 70–80-х гг. XX в. в договорной
практике СССР сложилась тенденция к
отказу от иммунитета государственных
торговых судов. Этой же практике
последовала и Россия. Решение вопроса
о предоставлении иммунитета государственному
торговому судну зависит от национального
законодательства страны, где судно
находится.
К
числу международных договоров, связанных
с проблемами иммунитета, относятся
двусторонние международные договоры
в области капиталовложений. В этих
договорах, в частности договорах с
Анголой 2009 г., Австрией 1990 г., Аргентиной
1998 г., Великобританией 1989 г., Германией
1989 г., Иорданией 2007 г., Италией 1996 г.,
Турцией 1997 г., Японией 1998 г., предусмотрен
арбитражный порядок разрешения споров
между государством и иностранным
инвестором. В свете законодательства
зарубежных стран, основанного на теории
функционального иммунитета, такое
подчинение органам международного
коммерческого арбитража означает отказ
России от иммунитета в отношении
надзорных функций государственных
арбитражных судов, а при некоторых
обстоятельствах и отказ от иммунитета
от исполнительных действий. Таким
образом, в договорной практике СССР, а
впоследствии России появилась тенденция
к отказу от определенных видов иммунитета.
Это отражает новый подход России к
проблеме иммунитета иностранного
государства.
Источник