Как учиться на врача мрт
Рентгенолог – врач, специалист по лучевой диагностике.
Профессия подходит тем, кого интересует химия и биология (см.
выбор профессии по интересу к школьным предметам).
Особенности профессии
Вильгельм Конрад Рентген (Рёнтген) в 1895 г. открыл неизвестное ранее излучение, и назвал его икс-излучением. Это были электромагнитные волны, впоследствии названные его именем.
Лучи способны проходить сквозь тело, не искажаясь: без преломления, отражения, дифракции и т.д. Но при этом они по-разному поглощаются тканями, что и позволяют делать снимки внутренних органов.
Рентгеновские установки разного рода применяются не только в медицине. Например, томографы иногда используют в реставрации для исследования статуй на предмет внутренних повреждений, рентгеновскими лучами просвечивают ручную кладь в аэропорту и т.д. Но умение увидеть с помощью аппаратуры то, что скрыто от глаз, еще не превращает реставратора или таможенника в рентгенолога.
Рентгенология изучает воздействие рентгеновских лучей на организм и использует их для диагностики (рентгенодиагностики) и лечения (рентгенотерапии).
Врач-рентгенолог занимается диагностикой. Рентгенотерапия – это уже сфера деятельности другого врача – рентгенотерапевта (радиотерапевта).
Рентгенолог, получив нужные снимки, описывает их и делает по ним своё врачебное заключение. Он не техник, способный управиться с оборудованием (с оборудованием может управиться лаборант), он врач-консультант. От его правильных или ошибочных выводов зависит тактика лечения.
Что с костью: перелом или ушиб? Отчего боли в голове: из-за плохой работы сосудов или дело в опухоли? Что происходит во внутреннем ухе? Как работает желудочно-кишечный тракт? И так далее – список вопросов, которыми занимаются рентгенологи, бесконечен.
Однако специалист не может одинаково хорошо разбираться во всех системах органов. Поэтому многие рентгенологи специализируются в какой-то определённой области. Как говорил еще известный советский специалист по лучевой диагностике С. А. Рейнберг, «рентгенолог должен быть клиницистом в той области, где он берётся за исследование». Поэтому так ценятся специалисты, работающие в специализированных медицинских центрах и отделениях. Да и сами рентгенологи говорят, что опыт лечащего врача сильно упрощает лучевому диагносту его работу.
Существует множество методов лучевой диагностики: рентгенография, рентгеноскопия, томография и др. Томография – это самое передовое направление рентгенологии. И магнитно-резонансная томография (МРТ), и компьютерная (КТ) позволяют получить очень подробные результаты: снимая (сканируя) какую-либо часть тела послойно, томограф выдаёт его изображение «в разрезе». Данные томографа можно обрабатывать на компьютере и сохранять изображения на цифровом носителе, тогда как снимки традиционной рентгеновской установки получают только на специальной (рентгеновской) пленке.
Самым совершенным методом лучевой диагностики считается позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ), которая очень удобна в ранней диагностике болезней нервной системы, сердца. А также в онкологии, т.к. позволяет выявить очаги злокачественных клеток во всем организме. ПЭТ применяет радиоактивные изотопы в минимальных, безвредных дозах, но при этом не просто фотографирует внутренние органы. Цветные изображения, которые она выдаёт, показывают активность химических процессов в организме: при патологии цветовая гамма и интенсивность «картинки» меняются, даже если болезнь пока никак о себе не заявила.
Современная рентгенология – это знания врача плюс высокие технологии. К сожалению, российские больницы и поликлиники еще недостаточно оснащены современным оборудованием. И рентгенологу приходится работать на стремительно устаревающих приборах. С другой стороны, там, где оборудование установлено, рентгенологам не хватает знаний по его использованию. Чтобы преодолеть это драматичное противоречие, усилий одного лишь государства недостаточно, даже если оно будет очень хорошим. Сами врачи должны постоянно осваивать новое, повышать свою квалификацию на курсах. Но даже этого при нынешних темпах прогресса недостаточно.
Г. Г. Кармазановский (завотделом лучевой диагностики Института хирургии им. А.В. Вишневского) оценивает эту ситуацию так: «Согласно известному закону Мерфи, через каждый пять лет объем информации в мире удваивается, так что обучаться на сертификационных курсах с периодичностью раз в пять лет просто не имеет смысла. Тем, кто всерьез интересуется своей профессией, необходимо регулярно заниматься самообразованием». Нужно стараться участвовать в профессиональных конференциях, посещать выставки медицинского оборудования, читать специальную литературу, не забывать о возможностях интернет-обучения. Без этого в профессии рентгенолога можно безнадёжно отстать.
Профессия рентгенолог относится к числу вредных. В первую очередь это связано с рентгеновским излучением. Поэтому в кабинетах лучевой диагностики используется радиационная защита для персонала. Всем, работающим в таких условиях людям приходится следить за радиационным фоном в помещении – соответствует ли он «Нормам радиационной безопасности». В таких кабинетах с врачом вместе работает рентген-лаборант, который непосредственно контактирует с рентгеновскими установками. Его работа еще вреднее. К счастью, чем современнее оборудование, тем оно безопаснее.
Рабочее место
Рентгенологи работают в больницах, клиниках, научно-исследовательских институтах, диагностических центрах.
Оплата труда
Важные качества
Профессия рентгенолога предполагает высокое чувство ответственности: без правильного диагноза успешное лечение невозможно. Также необходимы склонность к кропотливому труду, пытливый ум, хорошая память, способность постоянно наращивать свои знания.
Знания и навыки
Для полноценного овладения профессией рентгенолога необходимо глубокое знание системы органов, на которой он специализируется. Знать физику рентгеновских лучей, методы лучевой диагностики, уметь читать полученные снимки. Несмотря на то, что в работе врачу помогает лаборант, рентгенолог должен уметь управлять оборудованием и самостоятельно.
- Институт Эксперт
- Образование
- Врач МРТ. Стажировка на рабочем месте
Совершенствование практических умений по МРТ-диагностике.
Записаться
Формат обучения
Очно
Продолжительность
12, 30 или 42 уч. дня
Стоимость
от
45 000 ₽
Возможность стать практикующим врачем МРТ за 1.5 месяца
12 учебных дней (72 часа) – Вводный курс
Самый короткий курс включает практические занятия по основным направлениям МРТ-дигностики. Будет полезен врачам, которые уже знакомы с МРТ-диагностикой, но хотят улучшить свои практические навыки
30 дней (240 часов) – Базовый курс
Месячная практика на рабочем месте — полноценное обучение всем основам МРТ-диагностики. Идеально подойдет для врачей-рентгенолгов, которые планируют работать в МРТ-дигностике.
42 дня (336 часов) – Расширенный курс
Включает углубленное изучение профильных направлений МРТ-диагностики: заболеваний головного и спинного мозга, позвоночника и суставов
336 часов практики
Возможность стать квалифицированным врачом МРТ-диагностики и получить практический опыт — значимое дополнение в ваше резюме.
Как проходит обучение
Практика
Практические занятия ориентированы на формирование умений анализа МР-томограмм с использованием программ просмотра DICOM изображений, написания и оформления протоколов МР-исследований. По окончании проверки каждого практического задания преподаватель проводит разбор индивидуальных ошибок, допущенных при написании протокола.
Наставничество
Каждый участник может лично пообщаться с преподавателями курса, получить помощь и советы опытных наставников.
Повышение квалификации
После успешного обучения вы получите удостоверение о повышении квалификации установленного образца.
Программа курса
72 часа
240 часов
336 часов
Структура раздела
- Практическое занятие «Норма в МРТ. Методика оценки томограмм»
Структура раздела
- Практическое занятие «Травма головного мозга».
- Практическое занятие «МРТ в диагностике нарушений мозгового кровообращения».
- Практическое занятие «МРТ в диагностике демиелинизирующих заболеваний головного и спинного мозга».
- Практическое занятие «Опухолевые поражения ЦНС».
- Практическое занятие «МРТ в диагностике нейродегенеративных заболеваний ЦНС».
- Практическое занятие «Дифференциальная диагностика очаговых изменений головного мозга».
- Самостоятельная работа для курса на 72 ч (2 ч)
Структура раздела
- Практическое занятие «МР-картина нормы позвоночника и спинного мозга».
- Практическое занятие «Дегенеративно-дистрофические заболевания позвоночника (грыжи, протрузии, выбухания дисков)».
- Практическое занятие «Недискогенные причины болей в спине стеноз позвоночного канала, корешковых отверстий».
- Практическое занятие «Воспалительные заболевания позвоночника и спинного мозга».
- Практическое занятие «МРТ в диагностике спондилоартритов, сакроилеита».
- Практическое занятие «МР-признаки поражения костного мозга».
- Практическое занятие «Травматические повреждения позвоночника и спинного мозга. Стабильные и нестабильные повреждения позвоночного столба».
- Практическое занятие «Опухолевые поражения позвоночника и спинного мозга (первичные и вторичные)».
- Практическое занятие «Дифференциальная диагностика переломов тел позвонков».
- МРТ в диагностике заболеваний суставов
- 14 часов
- Практическое занятие «Нормальная анатомия крупных суставов».
- Практическое занятие «МРТ в диагностике остеоартроза».
- Практическое занятие «Травмы костно-суставной системы».
- Практическое занятие «Травматическое повреждение внутрисуставных и внесуставных мягкотканных структур».
- Практическое занятие «Воспалительные заболевания суставов (артриты). Остеомиелит».
- Практическое занятие «МРТ в диагностике заболеваний и повреждений артикулярных и переартикулярных структур плечевого сустава».
- Самостоятельная работа для курса на 72 ч (2 ч)
- МРТ в диагностике заболеваний органов брюшной полости и забрюшинного пространства
- 8 часов
- Практическое занятие «МР-картина органов брюшной полости в норме. Заболевания гепатобиллиарной системы, селезёнки».
- Практическое занятие «МР-картина заболеваний поджелудочной железы, желудка, кишечника».
- Практическое занятие «МРТ в диагностике заболеваний органов забрюшинного пространства. Лимфоаденопатия».
- Самостоятельная работа для курса на 72 ч (2 ч)
Структура раздела
- Практическое занятие «МРТ в диагностике заболеваний органов малого таза у женщин».
- Практическое занятие «МРТ в диагностике заболеваний органов малого таза у мужчин».
- Самостоятельная работа для курса на 72 ч (2 ч)
- МРТ в диагностике заболеваний периферической нервной системы и поражений органов средостения
- 6 часов
- Практическое занятие «МРТ в диагностике заболеваний периферической нервной системы».
- Практическое занятие «МРТ в диагностике поражений органов средостения».
- Самостоятельная работа для курса на 72 ч (2 ч)
Структура раздела
- Практическое занятие «МРТ в диагностике сосудистой патологии».
- Самостоятельная работа для курса на 72 ч (2 ч)
Преподаватели
Кураторы курса – это преподаватели-практики с большим опытом в МРТ-диагностике. Каждый преподаватель специализируется в конкретной области МРТ, регулярно проводит профильные вебинары и участвует в научных конференциях.
Результат обучения
После обучения вы не только приобретете новые знания и освоите новые умения, но и получите удостоверение о повышении квалификации установленного образца
Удостоверение о повышении квалификации установленного образца
Знания
- Физические, технические основы методов МРТ-диагностики.
- Принципы получения анализа, хранения и передачи диагностических изображений, систем архивирования данных о пациенте.
- Фармакологические и клинические основы применения контрастных веществ в исследованиях.
- Этиология, патогенез, патофизиология и симптоматика болезней, в диагностике которых используется МРТ метод.
- Лучевая анатомия и физиология органов и систем человека.
- Принципы дифференциальной диагностики заболеваний органов и тканей при использовании МРТ.
- Алгоритмы диагностики заболеваний и повреждений различных органов и систем.
Навыки
- Диагностика заболеваний и повреждений на основе применения современного метода лучевой диагностики – МРТ.
- Проведение исследований в соответствии со стандартом медицинской помощи.
- Оформление протоколов МР-исследований с заключением о предполагаемом диагнозе, необходимом комплексе уточняющих лучевых и других инструментальных методов исследований.
- Интерпретация МР-томограмм анатомических структур в норме и при различных патологиях.
- Работа с программными продуктами, ориентированными для просмотра МР-изображений.
- Консультации лечащих врачей по вопросам обоснованного и рационального выбора лучевых исследований, по результатам проведенных МРТ-исследований.
Эксперты в области МРТ
Своё становление институт начинал в качестве корпоративного университета группы медицинских компаний Эксперт (ГК Эксперт). Сейчас «Институт Эксперт» — это кузница кадров для МРТ-центров по всей России. Выпускники работают более чем в 50 регионах России. В процессе обучения используются авторские программы подготовки врачей МРТ-диагностики, которые ориентированы на формирование практических знаний, умений и навыков.
«Институт Эксперт» совместно с «Ассоциацией врачей МРТ-диагностики» проводит очные и дистанционные образовательные мероприятия (мастер-классы, лекции, семинары, вебинары), аккредитованные в системе непрерывного медицинского образования по тематикам МРТ и КТ диагностики, как для врачей-рентгенологов, так и для врачей других специальностей: неврологов, нейрохирургов, онкологов, травматологов, хирургов, терапевтов, гинекологов, эндокринологов, гастроэнтерологов и др. Лекторами на мероприятиях выступают признанные специалисты в области лучевой диагностики.
- Член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор
- Заслуженный деятель науки РФ
подробнее
- Доктор медицинских наук, профессор
- Заведующий кафедрой рентгенологии и радиологии ФГБОУ ДПО РМАНПО
подробнее
- Доктор медицинских наук, профессор
- Заместитель директора по научной работе ФГБУ РНЦРР
подробнее
Почему стоит пройти стажировку в «Институт Эксперт»
- Закрепление знаний и совершенствование практических умений по диагностике и дифференциальной диагностике распространенных заболеваний внутренних органов на базе знаний и умений по МРТ.
- Отработанная методика обучения, рассчитанная на погружение в тему МРТ-диагностики.
- До 336 часов практических занятий.
- Помощь от экспертов-практиков в процессе обучения.
- Погружение в профессиональное сообщество.
Популярные вопросы
Обучение длится 72/240/336 часов в зависимости от объема курса, который вы выбрали.
Курс ориентирован на врачей МРТ-диагностики, которые хотят закрепить знания и усовершенствовать практические умения по диагностике и дифференциальной диагностике распространенных заболеваний внутренних органов на базе знаний и умений по МРТ.
Курс полностью состоит из практических занятий.
Обучение проходит с понедельника по субботу включительно.
Обучение проходит очно с преподавателями, в учебных классах, оснащенных необходимым оборудованием. Для каждого слушателя предусмотрено отдельное рабочее место.
Институт оставляет за собой право отчисления слушателей за невыполнение заданий, однако мы все люди, и понимаем, что ситуации бывают разные. В случае невыполнения заданий Вам необходимо связаться с контактным лицом и объяснить ситуацию, в индивидуальном порядке Институт пойдет Вам навстречу.
Нет. Стажировка подразумевает очные практические занятия, которые проводит преподаватель индивидуально по единому учебному расписанию.
Нет. Законодательно не предусмотрена досрочная выдача документов.
Да, т.к. данный курс рассчитан для врачей-рентгенологов, которые хотят работать врачами МРТ-диагностики.
Что это за врач, какие у него обязанности и уровень заработной платы, где учиться, а также перспективы профессии.
Средняя заработная плата: 30000 рублей в месяц
В перечень современных медицинских специальностей входят и те, что связаны с сугубо диагностической работой. Так, например, профессия рентгенолога не предполагает лечебной деятельности, но без врачей этого профиля невозможно представить ни поликлинику, ни больницу – они востребованы везде и сотрудничают с клиницистами, помогая исследовать природу самых разных заболеваний.
История
Частичным синонимом термина «рентгенология» является понятие «лучевая диагностика», хотя сегодня оно включает смысл куда более широкий, нежели в самом начале становления этой науки, и объединяет несколько специальностей.
Итак, эта медицинская дисциплина появилась в XIX веке. Родоначальником ее по праву считается физик Вильгельм Конрад Рентген – профессор Вюрцбургского университета, при работе с электрическими разрядами открывший X-лучи. Он исследовал новое явление и сумел сделать снимки собственной кисти и руки своей жены. Осознав важность открытия, он посвятил его подробному изучению несколько лет – с осени 1895 до весны 1897 годов и опубликовал тематические статьи.
Открытие рентгеновских лучей стало поистине революционным. Появились аппараты, позволяющие делать снимки, что расширило возможности медицины и привлекло в новую ее отрасль множество талантливых ученых. С 1912 года и по сей день лучевая диагностика активно развивается в России и остается лидером в сфере исследовательских технологий.
Описание и характеристика профессии
Рентгенолог – это врач, который занимается проведением лучевых исследований организма и интерпретацией их результатов. Он помогает лечащему доктору выяснить причины и характеристики разнообразных патологий, в том числе объемных образований – кист, абсцессов, опухолей. В его компетенцию входит также участие в профилактических мероприятиях. В России, например, это ежегодное выполнение флюорографии с целью своевременного обнаружения признаков опасной инфекции – туберкулеза легких.
Рентгенолог работает со сложным диагностическим оборудованием и выполняет исследования по направлению лечащих врачей; он может трудоустроиться в таких учреждениях как:
- Поликлиника.
- Многопрофильная больница.
- Санаторий (если там предусмотрена лечебная работа).
Современные рентгенологи делают не только хорошо известные всем снимки, но и проводят диагностику с помощью компьютерной и магнитно-резонансной томографии, УЗИ (ультразвуковых исследований). Дополнительные направления доступны после профильной подготовки (от нескольких недель до месяцев).
Рентгенолог не дает рекомендаций по терапии, он занимается только диагностикой.
Тем не менее он тесно сотрудничает с лечащими врачами – терапевтами, хирургами разных профилей. Опираясь на его заключение, эти специалисты устанавливают диагноз, делают выбор в пользу операции или консервативной терапии, планируют тактику оказания помощи пациенту. Поэтому важность качественной работы рентгенолога трудно переоценить.
Специальности, вузы и предметы ЕГЭ
Чтобы стать врачом-рентгенологом, необходимо:
- Поступить в медицинский вуз.
- Получить квалификацию «врач» по одной из специальностей: «лечебное дело», «педиатрия», «медицинская биофизика».
- Пройти ординатуру по направлению «Рентгенология».
Согласно профессиональному стандарту работать в сфере лучевой диагностики могут выпускники вузов, обучавшиеся на медико-биологическом факультете по специальностям «биохимия» или «кибернетика».
Если врач уже имеет сертификат ординатуры (те, кто окончил вуз до 2018 года – интернатуры) по любой клинической специальности, например, «акушерство и гинекология», «инфекционные болезни», он может пройти профессиональную переподготовку по курсу «Рентгенология». Она проводится очно на профильной кафедре и занимает в среднем несколько месяцев.
Чтобы поступить в мединститут на факультете лечебного профиля или педиатрии, на ЕГЭ нужно сдать:
- химию;
- биологию;
- русский язык.
Для абитуриентов, готовящихся к поступлению на медико-биологический факультет, перечень другой – в него входят математика и физика.
Подготовка по специальностям «лечебное дело» или «педиатрия» проводится в любом медицинском университете России, а обучением на медико-биологических факультетах занимаются немногие вузы, например:
- Воронежский государственный университет;
- РНИМУ им. Н. И. Пирогова;
- СГЗМУ им. И. И. Мечникова;
- СибГМУ.
Обучение в медицинском вузе по любой из специальностей длится 6 лет, ординатура занимает 2 года.
При желании рентгенолог может сменить направление работы. Так, например, выпускники факультетов лечебного дела и педиатрии могут становиться терапевтами или хирургами, уходить в другую сферу диагностики. Это позволяет врачу при изменении профессиональных интересов найти дело по душе.
Обязанности
Специальность рентгенолога предполагает, что врач будет:
- Определять показания к проведению лучевых исследований в соответствии с анамнезом и историей болезни пациента.
- Выбирать оптимальные методы и составлять планы диагностического тестирования.
- Работать с медицинской аппаратурой и выполнять рентгенограммы, в том числе с использованием контрастных веществ.
- Владеть методикой томографии (компьютерной, магнитно-резонансной).
- Анализировать результаты исследований, вносить их в протоколированную документацию и оформлять заключение для лечащего врача.
Рентгенолог должен ориентироваться в вопросах нормы и патологии человеческого организма, знать особенности «лучевой симптоматики» и описывать их при обнаружении на снимках, обеспечивать медицинскую профильную помощь в соответствии с профессиональным стандартом. В его обязанности входит также оценка полноты схемы назначенных лечащим врачом исследований, обоснование и описание дополнительных методик при необходимости их внесения в первичный список. Врач-рентгенолог отвечает за безопасность проведения тестирования, контролирует работу подчиненного персонала – лаборантов, медицинских сестер, проводит консультации по лучевой диагностике.
Кому подходит профессия
Выбирать специальность рентгенолога стоит, если нравится:
- заниматься анализом клинических данных;
- работать со сложной медицинской аппаратурой;
- постоянно развиваться и нарабатывать опыт, так как технический прогресс не стоит на месте.
Плюсами профессии рентгенолога можно считать:
- Отсутствие необходимости посещать вызовы на дому.
- Сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск.
- Доплата за вредные условия труда.
- Низкий уровень контакта с биологическими выделениями (кровь и т. д.).
- Работа в условиях организованного кабинета и отделения лучевой диагностики.
- Расширение профессиональных возможностей при дополнительном обучении.
Среди минусов:
- не все рентген-кабинеты и отделения в России оснащены по последнему слову техники, поэтому возможности врача бывают ограниченными;
- необходимость постоянной и длительной работы с компьютером (просмотр снимков томографии, запуск специализированных программ) – это риск для людей, имеющих склонность к проблемам со зрением;
- вероятность повышенной лучевой нагрузки, если оборудование старое.
Рентгенолог, будучи диагностом, должен ориентироваться и в лечебных специальностях – только при этом условии получится адекватный диалог с клиницистами, направляющими больного на лучевое тестирование. Также необходимо в совершенстве знать анатомию, всегда помнить о возрастных особенностях (снимки проводятся и детям, и взрослым).
Заработная плата
Рентгенолог – одна из самых востребованных профессий на современном рынке вакансий. Этот врач может работать и в государственной поликлинике или больнице, и в частном учреждении; некоторые специалисты имеют два или три места трудоустройства.
В России врач-рентгенолог может зарабатывать от 20–30 до 60–100 тысяч рублей. Средняя зарплата составляет 36 400 тысяч рублей.
Перечень вакансий в разных регионах достаточно широк, есть предложения зарубежных клиник. Весомым плюсом при трудоустройстве является владение разными методиками диагностики, в том числе новейшими. Ценность специалиста-рентгенолога на рынке труда напрямую зависит от практического опыта и уровня квалификации.
Как строить карьеру
Практический рентгенолог проходит путь от ординатора до заведующего отделением. При наличии желания и соответствующих профессиональных качеств он может сделать управленческую карьеру – занять место в администрации больницы и даже стать главным врачом.
Возможна также научная деятельность. Рентгенология дает много тем для исследовательской работы, и специалист может:
- Поступить в аспирантуру.
- Сотрудничать с профильными кафедрами в качестве ассистента.
- Публиковать научные статьи, читать лекции и проводить семинары согласно своим знаниям и квалификации.
Работа на кафедре медицинского вуза предполагает преподавание. Врач может посвящать все время научным исследованиям с написанием отчетов, статей, трудов и обучению студентов или сочетать эту деятельность с работой с пациентами в кабинете или отделении рентгенологии.
Перспективы профессии
Развитие рентгенологии продолжается, и если еще несколько десятков лет назад врач подвергался постоянному риску облучения, а спектр диагностических возможностей был ограничен, сегодня можно получать качественные изображения и объемные снимки даже глубоких тканевых структур, а рабочее пространство стало куда безопаснее.
Без лучевой диагностики невозможно представить себе современную лечебную деятельность. Рентгенолог – это «вторые глаза» хирурга и терапевта. Учитывая отсутствие альтернативы и улучшение уже существующих методик, можно уверенно сказать, что профессия будет оставаться востребованной еще очень долго.
Рентгенологическая практика существует не только в России, но и за рубежом, поэтому врачу не стоит опасаться потерять специальность при желании переехать – во многих странах мира можно найти хорошие предложения для лучевых диагностов.