Какие категории лиц в рф пользуются иммунитетом
К числу таковых, в частности, относятся: главы дипломатических миссий (послы, поверенные в делах, временные поверенные в делах), дипломатические агенты, посланники, советники, первые, вторые и третьи секретари, атташе, торговые представители, консульские должностные лица и т. д. Дипломатические иммунитеты, в том числе личная неприкосновенность, распространяются также на членов семей дипломатических сотрудников. Территориальный принцип действия уголовного закона в пространстве является основным, но не единственным. Наряду с ним выделяется принцип гражданства.
В русском уголовном праве данный принцип именовался принципом личного подчинения, суть которого состояла в том, что на какой бы территории подданный государства ни совершил преступление, он должен нести за него уголовную ответственность по законам своей страны. Процедура действия института иммунитетов и привилегий установлена уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан, где расписан перечень так называемых отдельных категорий лиц, обладающих иммунитетом и привилегиями, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам. Расследование осуществляется в форме предварительного следствия, производство предварительного расследования в форме дознания запрещено.
Приведите перечень лиц пользующихся иммунитетом от уголовного преследования
Положение названных нормативных правовых актов определяют понятие статуса этих лиц, объем и пределы предоставляемых этим лицам специальных гарантий. В свою очередь УПК впервые выделил раздел, в котором системно содержатся особенности порядка применения норм указанных выше правовых актов в уголовном судопроизводстве в связи с возбуждением уголовного дела, привлечением отдельных категорий лиц к уголовной ответственности, применением мер процессуального принуждения, производства отдельных следственных действий и направления дела в суд (ст.52).
Самая же распространенная классификация производится по субъектам, обладающим соответствующим иммунитетом.
В рамках данной классификации первым идет такой вид иммунитета, как иммунитет государства. Иммунитет государства от иностранной юрисдикции — принцип международного права, согласно которому государству и его органам не может быть предъявлен иск в суде иностранного государства, а его имущество подвергнуто мерам принудительного характера.
Значительно шире иммунитет у судей.
Согласно ст. 16 Федерального закона «О статусе судей Российской Федерации 11 личность судьи неприкосновенна. Судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.3) представители органов судебной власти: судьи Конституционного Суда РФ, судьи федерального суда общей юрисдикции и федерального арбитражного суда, мировые судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ, присяжные и арбитражные заседатели в период осуществления ими правосудия;Современные правовые иммунитеты весьма многообразны.
Их можно классифицировать по различным критериям.
Привлечение лица к уголовной ответственности в судопроизводстве следует отождествлять с осуществлением в отношении конкретного субъекта реального воздействия, т. е. уголовного преследования, связанного с ограничением его прав.
Таким образом, начальным этапом уголовного преследования лиц, обладающих иммунитетами первой группы (не связанными с ограничением прав специальных субъектов), следует считать рассмотрение сообщения о преступлении. Лица обладающие привилегиями и иммунитетом от уголовного преследования? Особенность иммунитета на данной стадии заключается в следующем. Независимо от того, в какой орган подано сообщение о преступлении, совершенном специальным субъектом, после установления его статуса материалы обязательно передаются в органы прокуратуры.
Проведенный автором анализ законодательного закрепления института иммунитетов от уголовного преследования, степени его теоретической проработки, а также проблем практического применения свидетельствует о необходимости единого толкования норм данного института, а также о целесообразности унификации различных форм неприкосновенности. Иммунитеты от уголовной ответственности рассматриваются в качестве института уголовно-процессуального права, который предусматривает самостоятельный порядок возбуждения уголовного дела, привлечения в качестве обвиняемого, задержания, избрания меры пресечения и производства следственных действий в отношении лиц, указанных в ст. 447 Кодекса. Отсутствие единого толкования терминов «уголовное преследование и «привлечение к уголовной ответственности», безусловно, приводит к возникновению ряда противоречий между нормами УПК РФ, посвященными производству по уголовным делам в отношении специальных субъектов, и положениями других федеральных законов, также регламентирующих иммунитеты указанных лиц.
Иммунитеты от уголовного преследования
Рассматривая содержание иммунитетов, следует прежде всего исходить из их соответствия принципам равенства всех граждан перед законом и судом, в том числе когда речь идет о лицах, упомянутых в Конституции России.
Однако если согласие не будет получено, а лицо будет продолжать преступную деятельность, препятствовать установлению истины по делу, можно будет вновь обратиться в соответствующий орган для решения вопроса о применении меры пресечения.
Поэтому и ставится вопрос о ликвидации депутатской неприкосновенности вообще. Думается, что институт депутатской неприкосновенности необходим, но в разумных пределах. Эти нормы ни в коем случае не должны способствовать освобождению от любого вида ответственности депутатов, если в их действиях содержатся признаки состава преступления. Положение о лишении неприкосновенности касается только депутатов.
Однако нормы, регламентирующие порядок производства в отношении депутатов, еще не разработаны и не введены в УПК. В то же время, например, в УПК ФРГ такие статьи имеются, в частности § 152а «Уголовное преследование депутатов». определить не только сроки и режим, но и законность пребывания иностранного гражданина в России;Независимо от статуса иностранных граждан производство по делу с их участием отличается серьезными особенностями. Батлер У. Ю. Производство по делам с участием иностранных лиц в международном процессуальном праве России и Белоруссии / У. Ю. Батлер, Н. Ю.
Ерпылева // Гос-во и пpаво. — 2005. — № 7. — С. 31-32 Наличие иммунитета не является гарантией безнаказанности, а служит основанием для более детального разбирательства в том случае, если носитель иммунитета нарушил закон. Следователь, адвокат, прокурор, член избиркома, депутат или судья будут нести ответственность за преступление без каких-либо изъятий, однако их особый правовой статус и его значение для обеспечения основных прав и свобод других граждан обуславливают максимально ответственный подход к процедуре привлечения к ответственности. Положения этих законодательных актов определяют понятие статуса, объем и пределы предоставляемых гарантий. Какие лица не обладают иммунитетом от уголовного преследования? А УПК устанавливает порядок применения норм в уголовном судопроизводстве в связи с возбуждением уголовного дела, привлечением к уголовной ответственности, направлением дела в суд.
Нормы правового иммунитета в таких законодательных актах — обособленные, образующие самостоятельный институт исключительного права. 8) иные лица в соответствии с международным договором Республики Казахстан.2) на основе взаимности сотрудники обслуживающего персонала дипломатических представительств и члены их семей, проживающие совместно с ними, если эти сотрудники и члены их семей не являются гражданами Республики Казахстан или не проживают постоянно в Казахстане, главы консульств и другие консульские должностные лица в отношении деяний, совершенных ими при исполнении служебных обязанностей, если иное не предусмотрено международным договором Республики Казахстан; Глаеа XXXV. Производство по делам в отношении отдельных категорий лицПроцессуальный иммунитет указанных лиц обусловлен в ряде случаев наличием их особого правового статуса и базируется на нормах международного права, Конституции РФ и федеральном законодательстве.
Если первый случай неприкосновенности депутата, называемый служебным, призван обеспечить ему свободное исполнение служебных обязанностей, и такой вид известен и в других странах, то второй случай неприкосновенности, упомянутый нами, известен лишь в Израиле. Министр в составе правительства вправе выдать документ об иммунитете, если раскрытие определенной тайны представляет опасность для общества. Но в данном случае, в отличие от того, что говорилось выше, судья, обсуждающий данное дело, вправе сам рассмотреть статус этого документа и решить о возможности открытия тайны.
Key words: diplomatic inviolability, consular inviolability, commencement of prosecution, generally recognized principles and forms of the international law, international treaties of the Russian Federation. Ключевые слова: этническая преступность, незаконная международная миграция, миграционные службы, оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные меры, ведомственный нормативный акт, оперативные подразделения органов внутренних дел. д.) дипломатический агент — есть глава представительства или член дипломатического персонала представительства;
- а) глава представительства — есть лицо, на которое аккредитующим государством возложена обязанность действовать в этом качестве;
- б) сотрудниками представительства- являются глава представительства и члены персонала представительства;
- в) членами персонала представительства — являются члены дипломатического персонала, административно-технического персонала и обслуживающего персонала представительства;
- г) членами дипломатического персонала — являются члены персонала представительства, имеющие дипломатический ранг;
Так, в соответствии со ст. 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г.[3], иммунитетом от уголовной юрисдикции пользуются глава дипломатического представительства, члены дипломатического представительства, имеющие дипломатический ранг, члены их семей, живущие вместе с ними и если они не являются гражданами государства пребывания. Они не могут быть подвергнуты аресту и задержанию.
Государство пребывания обеспечивает их безопасность. Термин «иммунитет» происходит от латинского слова immunitas — освобождение от чего-либо (на практике чаще всего имеется в виду освобождение от ответственности).
Проблемы служебного (должностного) иммунитета в российском уголовном процессе
Сидорова Н. В., Саламатова Е. И. Проблемы служебного (должностного) иммунитета в российском уголовном процессе // Молодой ученый. 2014. №2. С. 600-601. URL https: //moluch.ru/archive/61/9143/ (дата обращения: 01.05.2019).
По нашему мнению, особый порядок возбуждения уголовного дела, осуществление уголовно-процессуального задержания и применения некоторых мер принуждения, а также особый порядок производства ряда следственных действий, содержат скорее не изъятия, а дополнение общего порядка, поэтому более уместно будет употреблять понятие «привилегия».
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ: по сост. на 21 декабря 2013 г. // Российская газета. — 2001. — № 249.1. Приведите перечень лиц пользующихся иммунитетом от уголовного преследования? Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 30 декабря 2008 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2009. — № 4. — Ст. 445. С нашей точки зрения, использование понятия «служебный иммунитет для раскрытия установленных особенностей при производстве по уголовному делу для некоторых категорий лиц, является не совсем корректным.
Термин «иммунитет происходит от латинского слова «immunitas — освобождение от чего-либо, и означает исключительное право не подчиняться некоторым общим законам [6. c. 244]. Устанавливая уголовно-процессуальный иммунитет, государство преследует цель ввести определенные изъятия из общего порядка уголовного судопроизводства в отношении отдельных категорий лиц.
Вопросы обеспечения допустимости доказательств в уголовном процессе — М
Иммунитеты, обусловленные установленной законодательством регламентацией отдельных видов тайн.
Субъекты, на кᴏᴛᴏᴩых распространяется дипломатический иммунитет, по нашему мнению, должны быть конкретизированы в ст. 33 УПК.
В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со п. 10 ст. 16 Федерального Закона РФ от 31.12.1999 N 228-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» член избирательной комиссии с правом решающего голоса в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации не может быть привлечен к уголовной ответственности или подвергнут административному взысканию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации, а член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации — без согласия Генерального прокурора Российской Федерации. В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с п.5 ст. 35 названного закона зарегистрированный кандидат не может быть привлечен без согласия прокурора (ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно уровню выборов) к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.
При даче согласия на привлечение к уголовной ответственности, арест прокурор обязан известить избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата. При этом до тех пор, по нашему мнению, при разрешении подобных коллизий следователям и прокурорам следует признавать допустимым допрос журналистов поскольку, во-первых, УПК такой запрет не содержит, а во-вторых речь в данном случае идет о допросе, а не об истребовании документов, как то вытекает из ст.41 названного закона.
Иммунитет как основание освобождения от уголовной ответственности (А
По сфере действия иммунитеты могут быть: общеуголовными (распространяются в отношении любого совершенного преступления); частноуголовными (определены для тех или иных лиц при совершении определенного круга преступлений, например, свидетельский иммунитет, закрепленный в примечании к ст. 308 УК РФ).
Иммунитет как основание освобождения от уголовной ответственности
Депутаты Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты представительных органов субъектов Российской Федерации, а также судьи Конституционного Суда Российской Федерации не могут быть привлечены к уголовной ответственности за мнение или позицию, высказанные при голосовании, независимо от истечения сроков, установленных в статье 78 настоящего Кодекса».1. Лицо, совершившее преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно обладает иммунитетом от уголовной ответственности, установленным федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Уголовно-правовой иммунитет распространяется на строго определенные категории лиц, означая исключение из принципа равенства граждан перед законом. Это исключение может быть обусловлено только особым правовым статусом лица.
Подобные исключения должны быть всегда социально обусловлены и эффективны, так как помогают добиваться наиболее точного регулирования общественных отношений.
Читайте другие статьи на сайте:
- Ответственность за заведомо ложное заключение эксперта по гражданскому делу
- Возбуждение дела в суде элементы предварительного следствия в судебнике
- Образец ходатайства о переводе из колонии общего режима в колонию поселение
- Российского центра по примирению враждующих сторон на территории сирии
- Судебная практика угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью
Уважаемые коллеги, желаю каждому из нас высоко нести звание юриста, неуклонно придерживаясь принципов непредвзятости и объективности!
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 марта 2014;
проверки требуют 11 правок.
Дипломати́ческий иммуните́т (от лат. immunitas «независимость; неподверженность») — это изъятие его бенефициара (носителя) из-под юрисдикции государства пребывания. В первую очередь носителями такого иммунитета являются глава дипломатического представительства и другие сотрудники из числа дипломатического персонала. Вместе с тем есть случаи, когда таким иммунитетом обладают лица, не входящие в дипломатический состав посольств.
Дипломатический иммунитет следует отличать от дипломати́ческих привиле́гий, которые представляют собой преференции (льготы), которыми наделяется соответствующее лицо при вступлении в некоторые правоотношения с государством пребывания: прежде всего, в налоговой, таможенной, миграционной сферах.
Источником дипломатического иммунитета является международный обычай, кодифицированный Венской конвенцией о дипломатических сношениях[1]. В развитие её положений национальное (главным образом, процессуальное) законодательство государств также регулирует вопросы дипломатического иммунитета. Так, в России положения о дипломатическом иммунитете содержатся в ст.401 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ в редакции от 6 февраля 2012 г.[2], ст.11 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ в редакции от 7 декабря 2011 г.[3] В СССР вопросы дипломатического иммунитета регулировались Положением о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР[4].
История института дипломатического иммунитета[править | править код]
В зачаточном состоянии данный институт существовал еще в древности. В Древнем Китае, древнегреческих полисах и древнеиндийских государствах личность послов считалась неприкосновенной. В Древней Индии пользовались неприкосновенностью также и посольские помещения. В тот период это было обусловлено, прежде всего, религиозными верованиями.[5] Кроме того, в указанных государствах царила стойкая убеждённость в том, что обеспечить мирные международные отношения и взаимодействие друг с другом по различным вопросам невозможно без предоставления иностранным послам и посредникам права безопасно передвигаться по территориям государств пребывания. Вместе с тем принцип личной неприкосновенности послов утратил былое значение в период расцвета Римской Империи, а позднее Византии — оба эти государства больше полагались на захватническую политику, нежели мирное сосуществование.
В современном смысле слова дипломатия возродилась лишь в конце средневековья, на заре Ренессанса. С появлением в XV веке постоянных посольских учреждений укрепился принцип неприкосновенности их помещений. С учетом особой роли церкви в рассматриваемый исторический период послы, продолжая пользоваться неприкосновенностью, стали считаться находящимися под её особым покровительством. В XVI веке — период ожесточённой религиозной розни — в практику государств вошли особая защита и иммунитет от уголовной юрисдикции послов, включая даже тех, которые подозревались в заговоре против аккредитовавших их суверенов. В данном контексте уместно сослаться на такой дипломатический казус. Испанский посол Мендоса в 1584 году был обвинён английским правительством в заговоре, имевшем целью свергнуть английскую королеву Елизавету. При этом возник вопрос, можно ли судить испанского посла в английском суде. Совет Королевы обратился за консультацией к известному итальянскому дипломату, правоведу, знатоку дипломатического права Альберико Джентили (автор трактата «Три книги о посольствах» 1585 г.)[6]. Тот дал заключение, что Мендоса должен быть подвергнут наказанию испанским сувереном, а следовательно, должен быть выслан из Англии. В результате провинившийся посол получил от английских властей приказ покинуть пределы Королевства.
В вестфальский период (1648—1815 гг.) развития международного права окончательное закрепление в форме международного обычая получили правила об иммунитете послов, сопровождающих их членов семей и персонала от гражданской и уголовной юрисдикции государств пребывания, равно как и правила о неприкосновенности посольских помещений. В рассматриваемый период повышенное внимание тематике дипломатического иммунитета уделяется в научных международно-правовых разработках (Г. Гроций, 1625 г., К. Бинкершок, 1721 г., Э. Ваттель, 1758 г.).
Версальский (1919—1945 гг.) период международного права ознаменовался попытками кодификации сложившихся к тому времени норм о дипломатическом иммунитете. Впервые такая кодификация была предпринята на региональном уровне — Гаванская конвенция о дипломатических служащих от 1928 г., участниками которой были государства Панамериканского союза. Вместе с тем эта Конвенция всё же не вполне адекватно отражала существующую на тот момент практику в области дипломатического права[7]. Более продуманным в этом отношении является Гарвардский проект конвенции о дипломатических привилегиях и иммунитетах 1932 года.
Первая универсальная кодификация обычных норм дипломатического права была предпринята уже в период современного международного права вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН — Комиссией международного права, результатом работы которой стала Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года. В ней зафиксированы не только сложившиеся к тому времени в дипломатической практике государств единообразные правила, но и новые правила, насчет которых у государств прежде не было единого понимания (речь, прежде всего, идет о привилегиях и иммунитетах младшего персонала посольств, исключений из иммунитета, а также статуса дипломатов, являющихся гражданами государства пребывания). Именно Венская конвенция стала тем универсальным инструментом, регулирующим отношения в области дипломатического права, в том числе и вопросы дипломатического иммунитета.
Содержание дипломатического иммунитета[править | править код]
Теоретической основой такого иммунитета является комбинированная функционально-представительская теория, нашедшая своё отражение в преамбуле Венской конвенции 1961 года. Согласно ей, в частности, «привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства»[8]. В равной мере сказанное относится и к дипломатическим представителям, а также иным лицам, которые в силу договора или обычая также являются носителями дипломатического иммунитета.
Венская конвенция регулирует также вопросы иммунитета применительно к дипломатическим представительствам (посольствам) и дипломатическим представителям (агентам)
Дипломатические представительства[править | править код]
Одной из составляющих их иммунитета является неприкосновенность. В соответствии со статьёй 22 Венской конвенции помещения дипломатического представительства неприкосновенны. При этом к помещениям представительства, согласно статье 1 Венской конвенции, относятся здания или части зданий, используемые для целей представительства, включая резиденцию главы представительства, кому бы ни принадлежало право собственности на них, включая обслуживающий данное здание или часть здания земельный участок. Таким образом, помещения представительства неприкосновенны независимо от того, находятся ли они в собственности аккредитующего государства или на праве аренды (либо ином вещном/обязательственном праве), а также от того, представляют ли эти помещения обособленное здание, комплекс зданий или только часть здания (в последнем случае в целях обеспечения неприкосновенности эта часть должна быть оборудована отдельным входом). Соответственно власти государства пребывания, во-первых, не могут вступать в помещения представительства иначе, как с согласия его главы. Во-вторых, на государстве пребывания лежит специальная обязанность предпринимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Иногда для обеспечения охраны посольств выделяются силы местных правоохранительных органов.
Неприкосновенность помещений дипломатического представительства предполагает невозможность вручения судебных повесток и передачи судебных приказов как внутри самих помещений, так и, что называется, на пороге. Передача таких документов должна осуществляться иным способом (посредством почтовой связи, через местное министерство иностранных дел). Кроме того, неприкосновенность помещений подразумевает иммунитет от обыска, ареста, реквизиции и исполнительных мер. Данный иммунитет распространяется и на предметы обстановки и мебель внутри помещений.
В случае с помещениями иммунитет и неприкосновенность совпадают.[9]
Иные бенефициары дипломатического иммунитета[править | править код]
- Главы государств
- Главы правительств
- Министры иностранных дел
- Должностные лица международных организаций
См. также[править | править код]
- Иммунитет государства
- Дипломатическое право
Примечания[править | править код]
- ↑ Иммунитет дипломатический // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.
- ↑ Собрание законодательства Российской Федерации, 2002 г., № 46, ст. 4532.
- ↑ Собрание законодательства Российской Федерации, 1996 г ., № 25, ст. 2954.
- ↑ Утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1966 г. № 4961-VI.
- ↑ Международное право: учебник/под ред. А. Н. Вылегжанина.-М.: Юрайт, 2011. -С.50-54.
- ↑ Зонова Т. В. Настольная книга дипломатов//Дипломатический вестник. — 2001. #8. -С.24-25
- ↑ Е.Denza, Introduction to the Vienna Convention on Diplomatic Relatins, 18 April 1961
- ↑ Венская конвенция о дипломатических сношениях (неопр.). www.un.org (Принята 18 апреля 1961 года). Дата обращения 21 декабря 2016.
- ↑ Report of the Commission to the General Assembly. Yearbook of the International Law Commission, 1958, vol.II.-P.95.