Какие корабли пользуются в открытом море полным иммунитетом
Основные принципы ММП:
1) Принцип свободы открытого моря (открытое море открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю;
Свобода открытого моря осуществляется в соответствии с условиями Конвенции 1982 и другими нормами МП (включает свободу судоходства; полетов; прокладки подводных кабелей и трубопроводов; возведения искусственных островов и других установок, допускаемых в соответствии с МП; рыболовства; научных исследований).
Все государства осуществляют эти свободы, учитывая заинтересованность других государств в пользовании свободой открытого моря.
2) Принцип использования открытого моря в мирных целях (исключение применения силы или угрозы силой в морской деятельности государств, в запрещении военной деятельности государств на морях и в океанах, обеспечении мирного использования пространств Мирового океана).
Конвенция 1982 (открытое море резервируется для мирных целей – ст.88; правовой режим Конвенции должен содействовать использованию морей и океанов в мирных целях – Преамбула).
3) Принцип рационального использования морских ресурсов (совокупность мер по обеспечению оптимально устойчивой добычи этих ресурсов, необходимых для достижения максимального снабжения продуктами питания и другими морскими продуктами – Женевская конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря 1958).
Все государства принимают меры или сотрудничают с другими государствами в принятии в отношении своих граждан мер, которые окажутся необходимыми для сохранения живых ресурсов открытого моря (ст.117 Конвенции 1982).
4) Принцип предотвращения загрязнения морской среды (Женевская конвенция об открытом море 1958 (государства обязаны издавать правила для предупреждения загрязнения морской воды нефтью); Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972; Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973; Протокол о вмешательстве в открытом море в случае аварий, приводящих к загрязнению веществами иными, чем нефть 1973; Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969).
Государства обязаны защищать и охранять морскую среду (ст.192 Конвенции 1982) (определяются меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнений морской среды; государства обязываются не переносить ущерб или опасность загрязнения и не превращать один вид загрязнений в другой; содержится перечень требований по предотвращению загрязнения (из находящихся на суше источников; вызываемого деятельностью на морском дне; вызываемого захоронением; с судов; из атмосферы или через нее).
5) Принцип свободы морских научных исследований (один из элементов свободы открытого моря).
Все государства, независимо от их географического положения, и компетентные международные организации имеют право проводить морские научные исследования при условии соблюдения прав и обязанностей других государств, предусмотренных Конвенцией (ст.238 Конвенции 1982) (определяются общие принципы проведения морских научных исследований; устанавливается порядок проведения исследований в территориальном море, в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе, на морском дне (прибрежному государству предоставляется информация о характере и целях проекта, методе и средствах ведения исследований, точных географических районах).
Понятие исключительной юрисдикции государства флага.
Каждое государство осуществляет в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом (в открытом море любое судно подпадает под действие исключительной юрисдикции государства флага):
1) ведет регистр судов;
2) принимает на себя в соответствии с внутренним правом юрисдикцию над каждым судном, плавающим под его флагом, над его капитаном, офицерами и экипажем;
3) принимает необходимые меры для обеспечения безопасности в море;
4) организует расследование морских аварий или навигационных инцидентов.
Уголовная юрисдикция в случае столкновения или другого навигационного инцидента:
1) в случае столкновения или другого навигационного инцидента никакое уголовное или дисциплинарное преследование против капитана или другого лица, служащего на судне, не может быть возбуждено иначе как судебными и административными властями государства флага или государства, гражданином которого это лицо является;
2) отобрать диплом судоводителя или квалификационное свидетельство имеет право только власти государства, выдавшего эти документы;
3) ни арест, ни задержание судна не могут быть произведены даже в качестве меры расследования по распоряжению каких-либо властей, кроме властей государства флага.
Право на осмотр (за исключением случаев, когда акты вмешательства основаны на правах, устанавливаемых международными договорами, военный корабль, встретивший в открытом море иностранное судно, иное чем судно, пользующееся полным иммунитетом, не вправе подвергать его осмотру, если нет оснований подозревать, что:
1) это судно занимается пиратством;
2) это судно занимается работорговлей;
3) это судно занимается несанкционированным вещанием;
4) это судно не имеет национальности;
5) хотя на нем поднят иностранный флаг или оно отказывается поднять флаг, это судно в действительности имеет ту же национальность, что и данный военный корабль.
Настоящие положения применяются к военным летательным аппаратам, к любым другим должным образом уполномоченным судам или летательным аппаратам, имеющие четкие опознавательные знаки, свидетельствующие о том, что они состоят на государственной службе.
То есть, одно из проявлений юрисдикции государства над судами своего флага в открытом море – осмотру торговые и другие невоенные суда в открытом море могут подвергнуть только военные или специально на то уполномоченные суда государства флага (за исключением вышеуказанных случаев).
Полным иммунитетом в открытом море от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага, пользуются:
1) военные корабли;
2) суда, принадлежащие государству или эксплуатируемые им и состоящие только на некоммерческой государственной службе.
Иммунитет военных кораблей (нераспространение на них юрисдикции иностранных государств в открытом море и в случае разрешенного захода в иностранные территориальные воды):
1) военные корабли пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага;
2) при заходе в территориальные воды какого-либо государства военные корабли продолжают пользоваться иммунитетом военных кораблей (но должны соблюдать законы и правила прибрежного государства, а также нормы МП, регулирующие мирный проход через территориальные воды);
3) военные корабли пользуются иммунитетом только в условиях мирного времени;
4) иммунитет военных кораблей, находящихся в территориальных водах иностранного государства, не должен использоваться в целях, нарушающих суверенитет и территориальную неприкосновенность государства пребывания;
5) льготы и привилегии, предоставляемые прибрежным государством военному кораблю, находящемуся в его территориальных водах, выражают уважение суверенитета государства флага (объем льгот и привилегий зависит от характера посещения (официальное, неофициальное, оперативное, вынужденное), обычно включает освобождение от таможенного досмотра, от всех видов таможенных, санитарных, портовых и иных сборов).
Источник
Военные
корабли пользуются в открытом море
полным иммунитетом от юрисдикции какого
бы то ни было государства, кроме
государства флага.
Статья 96. Иммунитет судов, состоящих только на некоммерческой
государственной
службе
Суда,
принадлежащие государству или
эксплуатируемые им и состоящие только
на некоммерческой государственной
службе, пользуются в открытом море
полным иммунитетом от юрисдикции какого
бы то ни было государства, кроме
государства флага.
Статья 97. Уголовная юрисдикция в случае столкновения или какого-либо другого навигационного инцидента
1.
В случае столкновения или какого-либо
другого навигационного инцидента с
судном в открытом море, влекущего
уголовную или дисциплинарную
ответственность капитана или какого-либо
другого лица, служащего на судне, никакое
уголовное или дисциплинарное преследование
против этого лица не может быть возбуждено,
иначе как перед судебными или
административными властями государства
флага или того государства, гражданином
которого это лицо является.
2.
В области дисциплинарной ответственности
только государство, которое выдало
диплом судоводителя или свидетельство
о квалификации или разрешение, является
компетентным для того, чтобы после
должной процедуры отобрать эти документы
даже в том случае, если их владелец не
является гражданином государства, их
выдавшего.
3.
Ни арест, ни задержание судна не могут
быть произведены даже в качестве меры
расследования по распоряжению каких-либо
властей, кроме властей государства
флага.
Статья 98. Обязанность оказания помощи
1.
Каждое государство вменяет в обязанность
капитану любого судна, плавающего под
его флагом, в той мере, в какой капитан
может это сделать, не подвергая серьезной
опасности судно, экипаж или пассажиров:
a)
оказывать помощь любому обнаруженному
в море лицу, которому угрожает гибель;
b)
следовать со всей возможной скоростью
на помощь терпящим бедствие, если ему
сообщено, что они нуждаются в помощи,
поскольку на такое действие с его стороны
можно разумно рассчитывать;
c)
после столкновения оказать помощь
другому судну, его экипажу и его пассажирам
и, когда это возможно, сообщить этому
другому судну наименование своего
судна, порт его регистрации и ближайший
порт, в который оно зайдет.
2.
Каждое прибрежное государство способствует
организации, деятельности и содержанию
соответствующей эффективной
поисково-спасательной службы для
обеспечения безопасности на море и над
морем, а также, когда того требуют
обстоятельства, сотрудничает в этих
целях с соседними государствами
посредством взаимных региональных
договоренностей.
Статья 99. Запрет перевозки рабов
Каждое
государство принимает эффективные меры
для предотвращения перевозки рабов на
судах, имеющих право плавать под его
флагом, наказания за такие перевозки,
а также для предупреждения противозаконного
пользования его флагом для этой цели.
Раб, нашедший убежище на судне, под каким
бы флагом это судно ни плавало, ipso facto
свободен.
Статья 100. Обязанность сотрудничать в пресечении пиратства
Все
государства сотрудничают в максимально
возможной степени в пресечении пиратства
в открытом море или в любом другом месте
за пределами юрисдикции какого-либо
государства.
Статья 101. Определение пиратства
Пиратством
является любое из перечисленных ниже
действий:
a)
любой неправомерный акт насилия,
задержания или любой грабеж, совершаемый
с личными целями экипажем или пассажирами
какого-либо частновладельческого судна
или частновладельческого летательного
аппарата и направленный:
i)
в открытом море против другого судна
или летательного аппарата или против
лиц или имущества, находящихся на их
борту;
ii)
против какого-либо судна или летательного
аппарата, лиц или имущества в месте вне
юрисдикции какого бы то ни было
государства;
b)
любой акт добровольного участия в
использовании какого-либо судна или
летательного аппарата, совершенный со
знанием обстоятельств, в силу которых
судно или летательный аппарат является
пиратским судном или летательным
аппаратом;
c)
любое деяние, являющееся подстрекательством
или сознательным содействием совершению
действия, предусматриваемого в подпункте
«a»
или «b».
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Правовое содержание иммунитета заключается в том, что в силу норм международного права судно освобождается от принудительных действий по отношению к нему как к собственности иностранного суверенного государства. Иными словами, государственное судно на некоммерческой службе не может быть предметом имущественного спора, возбужденного в иностранном суде, и подвергаться вытекающим из этого спора мерам судебного принуждения — задержанию, аресту, конфискации.
В случае причинения этими судами ущерба прибрежному государству ответственность за их деятельность несет государство флага, что находит свое закрепление в международных конвенциях, соглашениях и внутреннем законодательстве государств.
Кроме того, государственные суда, используемые на некоммерческой службе, как правило, исключаются из сферы действия не только публично-правовых, но и некоторых частноправовых, например, природоохранительных конвенций, а также соглашений о торговом мореплавании.
Иммунитет морского судна как собирательное понятие, характеризующее его статус, в качестве обычной нормы права складывался с конца XVHI в. Формированию договорных норм относительно иммунитета морских судов положили начало положения принятой на Дипломатической конференции по морскому праву в Брюсселе 10 апреля 1926 г. Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся иммунитета государственных морских судов, впоследствии развитые в нормах Женевских конвенций 1958 г. о территориальном море и прилежащей зоне (см. ст. 22) и об открытом море (см. ст. 9) и нашедшие закрепление в КМП-82 (см. ст. 32, 96, 236).
Международная конвенция об унификации некоторых правил, касающихся иммунитета государственных морских судов, 1926 г. (и Протокол к ней 1934 г.) связывала предоставление иммунитета государственным некоммерческим судам, ограничивая возможные действия в отношении таких судов со стороны иностранного государства, не ставя в зависимость правовой режим района мореплавания. В ст. 3 данной Конвенции говорится, что суда, принадлежащие какому-либо государству или эксплуатируемые таковым и используемые в момент возникновения основания для иска исключительно на правительственной и некоммерческой службе, не могут быть объектом конфискации, ареста или задержания в рамках любой правовой процедуры, а также не могут быть объектом никакого судебного разбирательства in rem (лат. — в отношении вещи).
В указанных Женевских конвенциях 1958 г. и в КМП-82 одновременно с признанием иммунитета в открытом море допускается применение прибрежным государством мер контроля и защиты своих интересов в территориальном море. В частности, хотя ст. 30 КМП-82 озаглавлена «Несоблюдение военными кораблями законов и правил прибрежного государства», она применима и к государственным судам, эксплуатируемым в некоммерческих целях, не только по смыслу упомянутой статьи, но и в силу размещения последней в подразделе С Конвенции, распространяющем свои положения не только на военные корабли, но и на упомянутые выше суда.
В силу положений ст. 96 КМП-82 «суда, принадлежащие государству или эксплуатируемые им и состоящие только на некоммерческой государственной службе, пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага». Это право выступает как одно из проявлений принципа исключительной юрисдикции государства флага судна, составляющего основу правового режима открытого моря. Вместе с тем следует констатировать, что КМП-82 не детерминирует отличие «полного иммунитета» от иного.
Государственные суда (или летательные аппараты), имеющие четкие внешние знаки, позволяющие опознать их как состоящие на правительственной службе, и если они уполномочены для этих целей, вправе:
- — осуществлять захват за пиратство (ст. 107);
- — выполнять функции по пресечению незаконной торговли наркотиками и психотропными веществами, а также по пресечению несанкционированного вещания из открытого моря, осуществляемые в нарушение международных конвенций (ст. 108,109 КМП-82);
- — подвергать в открытом море суда, не обладающие иммунитетом, осмотру, если есть разумные основания подозревать, что это судно занимается пиратством, работорговлей, несанкционированным вещанием, не имеет национальности или, хотя на нем поднят иностранный флаг или оно отказывается поднять флаг, это судно в действительности имеет ту же национальность, что и государственное судно (ст. 110 КМП-82);
- — преследовать по горячим следам иностранное судно, если компетентные власти прибрежного государства имеют достаточные основания считать, что это судно нарушило законы и правила этого государства и находилось во внутренних водах, в архипелажных водах, в территориальном море или в прилежащей зоне преследующего государства или экономической зоне, на континентальном шельфе, включая зоны безопасности вокруг установок на континентальном шельфе, законов и правил прибрежного государства, применимых в соответствии с КМП-82 в отношении указанных пространств, включая зоны безопасности (ст. 111 КМП-82).
Источник
Ïðàâîâîé ðåæèì îòêðûòîãî ìîðÿ
Ïîä îòêðûòûì ìîðåì ïîíèìàþòñÿ âñå ÷àñòè ìîðÿ, êîòîðûå ðàñïîëîæåíû çà ïðåäåëàìè âíóòðåííèõ è òåððèòîðèàëüíûõ âîä, ýêîíîìè÷åñêîé çîíû è àðõèïåëàæíûõ âîä è íàõîäÿòñÿ â ñâîáîäíîì è ðàâíîïðàâíîì ïîëüçîâàíèè âñåõ ãîñóäàðñòâ â ñîîòâåòñòâèè ñ íîðìàìè è ïðèíöèïàìè ìåæäóíàðîäíîãî ïðàâà (ñò. 86 Êîíâåíöèè ÎÎÍ ïî ìîðñêîìó ïðàâó).
Ñ òî÷êè çðåíèÿ ïðàâîâîãî ðåæèìà îòêðûòîå ìîðå íå ìîæåò íàõîäèòüñÿ ïîä ñóâåðåíèòåòîì êàêîãî-ëèáî ãîñóäàðñòâà (ñò. 89).
Îñíîâó ïðàâîâîãî ðåæèìà îòêðûòîãî ìîðÿ ñîñòàâëÿåò ïðèíöèï ñâîáîäû îòêðûòîãî ìîðÿ, âêëþ÷àþùèé â ñåáÿ: ñâîáîäó ñóäîõîäñòâà; ñâîáîäó ðûáîëîâñòâà; ñâîáîäó ëåòàòü íàä îòêðûòûì ìîðåì; ñâîáîäó âîçâîäèòü èñêóññòâåííûå îñòðîâà è äðóãèå óñòàíîâêè; ñâîáîäó íàó÷íûõ èññëåäîâàíèé (ñò. 87). Ýòèì ñîñòàâíûå ÷àñòè ïðèíöèïà ñâîáîäû îòêðûòîãî ìîðÿ íå èñ÷åðïûâàþòñÿ. Íàïðèìåð, â ñîâðåìåííîì ìåæäóíàðîäíîì ìîðñêîì ïðàâå ê äðóãèì ñâîáîäàì îòíîñèòñÿ ñâîáîäà âîåííîãî ìîðåïëàâàíèÿ. Ñâîáîäà îòêðûòîãî ìîðÿ íå áåçãðàíè÷íà. Ãîñóäàðñòâà, ïîëüçóÿñü ýòèìè ñâîáîäàìè, îáÿçàíû óâàæàòü çàêîííûå èíòåðåñû äðóãèõ ñòðàí (ñò. 87).
Ñâîáîäà ñóäîõîäñòâà âêëþ÷àåò â ñåáÿ ñâîáîäó ñóäîõîäñòâà êàê òîðãîâûõ ñóäîâ, òàê è âîåííûõ êîðàáëåé. Ïîä âîåííûì ìîðåïëàâàíèåì ïîíèìàåòñÿ ïëàâàíèå áîåâûõ êîðàáëåé è âñïîìîãàòåëüíûõ ñóäîâ ÂÌÔ, è îíî îòëè÷àåòñÿ îò äðóãèõ âèäîâ ìîðåïëàâàíèÿ òåì, ÷òî îñóùåñòâëÿåòñÿ êîðàáëÿìè, íàäåëåííûìè îñîáûìè ïðàâàìè è îáÿçàííîñòÿìè, îáëàäàþùèìè ñïåöèàëüíûìè þðèäè÷åñêèìè ïðèçíàêàìè è ñâîéñòâàìè. Ñâîáîäà âîåííîãî ìîðåïëàâàíèÿ, ÿâëÿÿñü îäíèì èç îáùåïðèçíàííûõ ïðèíöèïîâ ñîâðåìåííîãî ìåæäóíàðîäíîãî ïðàâà, äîëæíà ñîãëàñîâûâàòüñÿ ñ äðóãèìè ïðèíöèïàìè, òàêèìè êàê íåïðèìåíåíèå ñèëû, íåâìåøàòåëüñòâî âî âíóòðåííèå äåëà äðóãèõ ãîñóäàðñòâ è äð.  îòêðûòîì ìîðå âñå ñóäà (è âîåííûå êîðàáëè) ïîä÷èíÿþòñÿ èñêëþ÷èòåëüíî þðèñäèêöèè ãîñóäàðñòâà ôëàãà.
Þðèñäèêöèÿ ãîñóäàðñòâà îçíà÷àåò, ÷òî ôóíêöèè âëàñòè íàä âñåìè ñâîèìè ñóäàìè ìîãóò îñóùåñòâëÿòü òîëüêî âîåííûå èëè ñïåöèàëüíî íà òî óïîëíîìî÷åííûå ñóäà ãîñóäàðñòâà ôëàãà, îíà òàêæå îçíà÷àåò, ÷òî ïðåñëåäîâàíèå ÷ëåíîâ ýêèïàæà ìîæåò áûòü âîçáóæäåíî òîëüêî ïåðåä ñóäåáíûìè èëè àäìèíèñòðàòèâíûìè âëàñòÿìè ãîñóäàðñòâà ôëàãà.
 ñîîòâåòñòâèè ñ Êîíâåíöèåé ÎÎÍ ïî ìîðñêîìó ïðàâó âîåííûå êîðàáëè ïîëüçóþòñÿ â îòêðûòîì ìîðå ïîëíûì èììóíèòåòîì îò þðèñäèêöèè êàêîãî áû òî íè áûëî ãîñóäàðñòâà, êðîìå ãîñóäàðñòâà ôëàãà (ñò. 95). Ïîä âîåííûì êîðàáëåì ñîãëàñíî Êîíâåíöèè ïîíèìàåòñÿ ñóäíî, ïðèíàäëåæàùåå ê âîîðóæåííûì ñèëàì êàêîãî-ëèáî ãîñóäàðñòâà, èìåþùåå âíåøíèå çíàêè âîåííîãî êîðàáëÿ, íàõîäÿùååñÿ ïîä êîìàíäîâàíèåì îôèöåðà, êîòîðûé ñîñòîèò íà ñëóæáå ïðàâèòåëüñòâà äàííîãî ãîñóäàðñòâà è ôàìèëèÿ êîòîðîãî çàíåñåíà â ñîîòâåòñòâóþùèé ñïèñîê âîåííîñëóæàùèõ, èìåþùåå ýêèïàæ, ïîä÷èíåííûé ðåãóëÿðíîé âîåííîé äèñöèïëèíå (ñò. 29).
Ïðàâîâîå ïîëîæåíèå âîåííîãî êîðàáëÿ îïðåäåëÿåòñÿ åãî èììóíèòåòîì îò þðèñäèêöèè èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà. Èììóíèòåò âîåííîãî êîðàáëÿ ÿâëÿåòñÿ ïðîèçâîäíûì îò ñóâåðåíèòåòà ãîñóäàðñòâà. Èììóíèòåò âîåííîãî êîðàáëÿ ïðîÿâëÿåòñÿ â òðåõ ôîðìàõ: à) èììóíèòåò îò èíîñòðàííîé þðèñäèêöèè, ò.å. íåðàñïðîñòðàíåíèå äåéñòâèÿ çàêîíîâ è ïðàâèë êàêîãî-ëèáî ãîñóäàðñòâà, êðîìå ãîñóäàðñòâà ôëàãà, íà âîåííûå êîðàáëè â îòêðûòîì ìîðå; á) èììóíèòåò îò ïðèíóæäåíèÿ, ò.å. çàïðåùåíèå ïðèìåíÿòü ê âîåííûì êîðàáëÿì ìåðû ïðèíóæäåíèÿ è íàñèëüñòâåííûå äåéñòâèÿ â êàêîé áû òî íè áûëî ôîðìå; â) îñîáûå ëüãîòû è ïðèâèëåãèè, ò.å. îñâîáîæäåíèå âîåííûõ êîðàáëåé âî âðåìÿ ïðåáûâàíèÿ â èíîñòðàííûõ âîäàõ îò òàìîæåííîãî äîñìîòðà è ñàíèòàðíîãî îñìîòðà, îò óïëàòû ðàçëè÷íûõ ñáîðîâ.
Êîíâåíöèÿ äîïóñêàåò âîçìîæíîñòü âìåøàòåëüñòâà âîåííûõ êîðàáëåé â äåÿòåëüíîñòü èíîñòðàííûõ íåâîåííûõ ñóäîâ, åñëè ýòî âìåøàòåëüñòâî îñíîâàíî íà ìåæäóíàðîäíûõ ñîãëàøåíèÿõ. Òàê, âîåííûé êîðàáëü ìîæåò ïîäâåðãíóòü îñìîòðó òîðãîâîå ñóäíî, åñëè åñòü îñíîâàíèÿ ïîäîçðåâàòü, ÷òî ýòî ñóäíî çàíèìàåòñÿ ïèðàòñòâîì.
 ñò. 100 Êîíâåíöèè ãîñóäàðñòâà âçÿëè íà ñåáÿ îáÿçàòåëüñòâî ñîäåéñòâîâàòü â ïîëíîé ìåðå ïðåñå÷åíèþ ïèðàòñòâà, ïîä êîòîðûì ïîíèìàåòñÿ ëþáîå èç ñëåäóþùèõ äåéñòâèé:
- ëþáîé íåïðàâîìåðíûé àêò íàñèëèÿ, çàäåðæàíèÿ èëè ãðàáåæà, ñîâåðøåííûé ñ ëè÷íûìè öåëÿìè ýêèïàæåì ÷àñòíîâëàäåëü÷åñêîãî ñóäíà è íàïðàâëåííûé ïðîòèâ äðóãîãî ñóäíà èëè ïðîòèâ ëèö è èìóùåñòâà, íàõîäÿùèõñÿ íà íåì;
- ëþáîé àêò äîáðîâîëüíîãî ó÷àñòèÿ â èñïîëüçîâàíèè êàêîãî-ëèáî ñóäíà, ñîâåðøåííûé ñî çíàíèåì òîãî ôàêòà, ÷òî ñóäíî ÿâëÿåòñÿ ïèðàòñêèì;
- ëþáîå ïîäñòðåêàòåëüñòâî èëè ñîçíàòåëüíîå ñîäåéñòâèå ñîâåðøåíèþ äåéñòâèé, óêàçàííûõ â ïï. «à» è «á» ñò. 101 íàçâàííîé Êîíâåíöèè.
Âîåííûé êîðàáëü èëè âîçäóøíîå ñóäíî âïðàâå çàõâàòèòü â îòêðûòîì ìîðå ïèðàòñêîå ñóäíî èëè ïèðàòñêèé ëåòàòåëüíûé àïïàðàò, àðåñòîâàòü íàõîäÿùèõñÿ íà íåì ëèö è çàõâàòèòü èìóùåñòâî; íàëîæåíèå âçûñêàíèÿ è ìåð íàêàçàíèÿ âõîäèò â êîìïåòåíöèþ òîãî ãîñóäàðñòâà, ñóäà êîòîðîãî çàõâàòèëè ïèðàòîâ (ñò. 105).
14 ñåíòÿáðÿ 1937 ã. âîñåìü ñòðàí (â òîì ÷èñëå è Ñîâåòñêèé Ñîþç) ïîäïèñàëè Íèîíñêîå ñîãëàøåíèå, ñîãëàñíî êîòîðîìó ïèðàòñêèìè ïðèçíàâàëèñü äåéñòâèÿ âîåííûõ êîðàáëåé è ïîäâîäíûõ ëîäîê, åñëè ýòè äåéñòâèÿ «ïðîòèâîðå÷èëè ñàìûì ýëåìåíòàðíûì òðåáîâàíèÿì ãóìàííîñòè».
Âòîðûì èçúÿòèåì èç îáùèõ ïðèíöèïîâ ÿâëÿåòñÿ âìåøàòåëüñòâî â öåëÿõ áîðüáû ñ ðàáîòîðãîâëåé. Ñîãëàñíî ñò. 99 Êîíâåíöèè, êàæäîå ãîñóäàðñòâî ïðèíèìàåò ýôôåêòèâíûå ìåðû ïðîòèâ ïåðåâîçêè ðàáîâ. Âîåííûé êîðàáëü âïðàâå ïîäâåðãàòü èíîñòðàííîå òîðãîâîå ñóäíî îñìîòðó, âêëþ÷àÿ ïðîâåðêó ïðàâà ñóäíà íà åãî ôëàã, åñëè åñòü ïîäîçðåíèå, ÷òî îíî ïåðåâîçèò ðàáîâ.
Èçúÿòèå èç ïðèíöèïà þðèñäèêöèè ãîñóäàðñòâà ôëàãà äîïóñêàåòñÿ ïðè ïðåñëåäîâàíèè ñóäíà â îòêðûòîì ìîðå. Ïîðÿäîê ïðåñëåäîâàíèÿ ðåãëàìåíòèðóåòñÿ ñò. 111 ðàññìàòðèâàåìîé Êîíâåíöèè, ñîãëàñíî êîòîðîé ñóäíî, ñîâåðøèâøåå ïðàâîíàðóøåíèå â èíîñòðàííûõ âíóòðåííèõ âîäàõ, òåððèòîðèàëüíîì ìîðå, ïðèëåæàùåé èëè ýêîíîìè÷åñêîé çîíå, ìîæåò ïîäâåðãíóòüñÿ ïðåñëåäîâàíèþ. Ïðàâî ïðåñëåäîâàíèÿ îñíîâàíî íà êîíöåïöèè «ïðåñëåäîâàíèÿ ïî ãîðÿ÷èì ñëåäàì», ò.å. åñëè êîìïåòåíòíûå îðãàíû ïðèáðåæíîãî ãîñóäàðñòâà èìåþò äîñòàòî÷íûå îñíîâàíèÿ ñ÷èòàòü, ÷òî ñóäíî íàðóøèëî çàêîíû, êàñàþùèåñÿ ðåæèìà âíóòðåííèõ èëè òåððèòîðèàëüíûõ âîä, ýêîíîìè÷åñêèõ èëè ïðèëåæàùèõ çîí.
Îíî äîëæíî íà÷àòüñÿ â òîé çîíå, ðåæèì êîòîðîé íàðóøåí, íåïðåðûâíî ïðîäîëæàòüñÿ è áûòü ýôôåêòèâíûì; ïðåñëåäîâàíèå äîëæíî ïðåêðàòèòüñÿ, êàê òîëüêî ñóäíî çàéäåò â ñâîè òåððèòîðèàëüíûå âîäû èëè â âîäû òðåòüåãî ãîñóäàðñòâà (ñò. 111). Ê ïðåñëåäóþùåìó ñóäíó ïðèìåíÿþòñÿ íîðìû íàöèîíàëüíîãî çàêîíîäàòåëüñòâà. Òàê, â Çàêîíå ÐÔ îò 1 àïðåëÿ 1993 ã. «Î Ãîñóäàðñòâåííîé ãðàíèöå Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè» ïðåäóñìàòðèâàåòñÿ, ÷òî ïîãðàíè÷íûå âîéñêà, âêëþ÷àÿ âîåííûå êîðàáëè è äðóãèå ñóäà, âïðàâå ïðåñëåäîâàòü è çàäåðæèâàòü èíîñòðàííûå íåâîåííûå ñóäà â îòêðûòîì ìîðå, åñëè ïðåñëåäîâàíèå áûëî íà÷àòî âî âíóòðåííèõ èëè òåððèòîðèàëüíûõ âîäàõ Ðîññèè.
Îò ïðåñëåäîâàíèÿ íåîáõîäèìî îòëè÷àòü ñëåæåíèå (íàáëþäåíèå). Ãëàâíîå îòëè÷èå ñîñòîèò â òîì, ÷òî ïðè ñëåæåíèè âîåííûé êîðàáëü îäíîãî ãîñóäàðñòâà âçàèìîäåéñòâóåò ñ âîåííûì êîðàáëåì äðóãîãî ãîñóäàðñòâà êàê ðàâíûé ñ ðàâíûì. Ïðåñëåäîâàíèå æå âñåãäà ñâÿçàíî ñ îñóùåñòâëåíèåì êàêîé-ëèáî âëàñòè. Ñëåæåíèå ìîæíî ðàññìàòðèâàòü êàê îáû÷íóþ ïîâñåäíåâíóþ äåÿòåëüíîñòü âîåííûõ êîðàáëåé. Ïîýòîìó íåò ñïåöèàëüíûõ êîíâåíöèîííûõ íîðì ìåæäóíàðîäíîãî ìîðñêîãî ïðàâà, êîòîðûå ðåãëàìåíòèðîâàëè áû ñëåæåíèå.
Îäíàêî íåêîòîðûå âîïðîñû ñëåæåíèÿ ìîãóò ÿâèòüñÿ ïðåäìåòîì äâóñòîðîííèõ ñîãëàøåíèé. Òàê, 25 ìàÿ 1972 ã. ÑÑÑÐ è ÑØÀ çàêëþ÷èëè Ñîãëàøåíèå î ïðåäîòâðàùåíèè èíöèäåíòîâ â îòêðûòîì ìîðå è â âîçäóøíîì ïðîñòðàíñòâå íàä íèì, â êîòîðîì óñòàíàâëèâàåòñÿ, ÷òî êîðàáëè, âåäóùèå íàáëþäåíèå çà êîðàáëÿìè äðóãîé ñòîðîíû, íå äîëæíû ìåøàòü èõ äåéñòâèÿì èëè ñîçäàâàòü îïàñíîñòü êîðàáëÿì, çà êîòîðûìè âåäåòñÿ íàáëþäåíèå (ï. 4 ñò. 3). Ïîäîáíîå ñîãëàøåíèå â 1986 ã. áûëî çàêëþ÷åíî ÑÑÑÐ ñ Àíãëèåé.
È íàêîíåö, èçúÿòèå èç ïðèíöèïà þðèñäèêöèè ãîñóäàðñòâà ôëàãà äîïóñêàåòñÿ ïðè ïðåñå÷åíèè íåñàíêöèîíèðîâàííîãî âåùàíèÿ. Ïðè âîçíèêíîâåíèè ïîäîçðåíèé â òîì, ÷òî ñóäíî çàíèìàåòñÿ íåñàíêöèîíèðîâàííûì âåùàíèåì, âîåííûé êîðàáëü ìîæåò ïðîèçâåñòè ïðîâåðêó ïðàâà ñóäíà íà åãî ôëàã è çàòåì, åñëè ïîäîçðåíèÿ îêàæóòñÿ îáîñíîâàííûìè, ìîæåò ïðåäïðèíÿòü äåéñòâèÿ ïî ïðåñå÷åíèþ òàêîé äåÿòåëüíîñòè (ñò. 109 Êîíâåíöèè).
Êîíâåíöèÿ ÎÎÍ ïî ìîðñêîìó ïðàâó çàêðåïëÿåò ïðàâî âíóòðè- êîíòèíåíòàëüíûõ ñòðàí íà äîñòóï ê ìîðþ. Ñîãëàñíî ñò. 125 «ãîñóäàðñòâà, íå èìåþùèå âûõîäà ê ìîðþ, èìåþò ïðàâî íà äîñòóï ê ìîðþ è îò íåãî â öåëÿõ îñóùåñòâëåíèÿ ïðàâ, ïðåäóñìîòðåííûõ â íàñòîÿùåé Êîíâåíöèè, â òàì ÷èñëå ïðàâ, îòíîñÿùèõñÿ ê ñâîáîäå îòêðûòîãî ìîðÿ è îáùåìó íàñëåäèþ ÷åëîâå÷åñòâà». Äëÿ ðåàëèçàöèè ýòèõ ïðàâ âíóòðèêîíòèíåíòàëüíûå ñòðàíû ïîëüçóþòñÿ ñâîáîäîé òðàíçèòà ÷åðåç òåððèòîðèè ãîñóäàðñòâ òðàíçèòà âñåìè òðàíñïîðòíûìè ñðåäñòâàìè (ñò. 124 132).
Источник