Кластер на тему иммунитет
Фагоцитоз и выработка антител лейкоцитами — единый защитный механизм, названный иммунитетом.
Под иммунитетом понимают устойчивость организма к инфекционным агентам и чужеродным веществам.
Механизмы иммунитета защищают организм от инфекционных агентов (бактерий и вирусов), освобождают его от погибших, а также переродившихся клеток.
Реакции иммунитета являются причиной отторжения пересаженных органов и тканей.
Осложнения при переливании несовместимой группы крови также связаны с иммунными реакциями.
Очень важную роль в формировании иммунитета играет вилочковая железа, или тимус. Она расположена за грудиной и хорошо развита только в детстве.
Люди уже с рождения невосприимчивы ко многим болезням, так как в их крови содержатся готовые антитела. Такой иммунитет называют врождённым. Врождённый иммунитет наследуется от родителей.
Пример:
у человека с рождения имеется иммунитет к возбудителю чумы собак. Человек не заболевает этой болезнью.
В результате перенесённой инфекционной болезни в организме человека тоже образуются антитела — вырабатывается иммунитет. Такой иммунитет получил название приобретённого. Если возбудители болезни снова попадут в организм обладателя приобретённого иммунитета, то вырабатываемые антитела очень быстро этих возбудителей уничтожат, и человек не заболеет.
Пример:
переболев корью, коклюшем, ветряной оспой, люди, как правило, не заболевают этими болезнями повторно.
Врождённый и приобретённый иммунитет называют естественным.
Чтобы уберечь человека от заражения той или иной инфекционной болезнью (оспой, краснухой, паротитом (свинкой), полиомиелитом, дифтерией и др.), человеку делают прививки — вводят вакцину (убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни) и таким образом создают искусственный иммунитет.
Прививка вызывает заболевание в лёгкой форме, при этом образуются защитные антитела. Это — активный иммунитет. Прививки спасли жизни многим людям.
Пример:
в (1769) г. английский врач Эдуард Дженнер заметил, что крестьянки, ухаживающие за коровами, довольно часто заражаются от животных заболеванием «коровьей оспой», которая протекает у людей легко. А в периоды эпидемий те, кто переболел «коровьей оспой», никогда не болели человеческой оспой (очень опасным, часто смертельным заболеванием человека). Дженнер сначала привил восьмилетнему мальчику «коровью оспу», а через (1,5) месяца заразил его человеческой оспой. Ребёнок не заболел. Таким образом были разработаны прививки.
Если заболевшему человеку нужно быстро оказать помощь, ему обычно вводят готовые антитела в виде лечебной сыворотки, которую получают из плазмы крови животных или людей, перенёсших инфекционное заболевание. Это пассивный иммунитет.
Пример:
лечебные сыворотки часто являются единственным средством при лечении смертельно опасных болезней, например столбняка. Возбудитель столбняка находится в почве и при загрязнении раны землёй может попасть в организм и вызвать эту тяжёлую болезнь. В случае подозрения на столбняк следует срочно ввести противостолбнячную сыворотку в лечебном учреждении.
Однако введённые в организм с сывороткой антитела недолговечны, и человек через некоторое время снова становится восприимчив к данной болезни.
Лечебная сыворотка — это препарат плазмы крови без фибриногена, содержащий готовые антитела, которые образовались в крови животного (или человека), ранее заражённого данным возбудителем (перенёсшего данное заболевание).
Различают два типа иммунитета: специфический и неспецифический.
Неспецифический иммунитет носит видоспецифический характер, то есть практически одинаков у всех представителей одного вида. Он направлен против любых чужеродных веществ и обеспечивает борьбу с инфекцией на ранних этапах её развития, когда специфический иммунитет ещё не сформировался.
Неспецифический иммунитет врождённый. Он формируется уже у плода и обеспечивается кожей и клетками слизистых оболочек.
Состояние неспецифического иммунитета определяет предрасположенность человека к различным банальным инфекциям, возбудителями которых являются условно патогенные микробы.
Специфический иммунитет носит индивидуальный характер и формируется на протяжении всей жизни человека в результате контакта его иммунной системы с различными микробами и антигенами. Специфический иммунитет обеспечивается антителами, выделяемыми лимфоцитами, и направлен на определённый антиген.
Специфический иммунитет сохраняет память о перенесённой инфекции и препятствует её повторному возникновению.
Источники:
Любимова З. В., Маринова К. В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. — М.: Владос.
https://festival.1september.ru/articles/588083/
https://www.tiensmed.ru/news/eritrociti1.html
https://www.rlsnet.ru/books_book_id_2_page_38.htm
Человек живёт среди микроорганизмов, некоторые из которых вызывают заболевания. Однако благодаря иммунитету человек не болеет постоянно и может справляться со многими болезнями, которые раньше считались смертельными.
Что это?
В широком смысле понятие «иммунитет» означает устойчивость организма к различным заболеваниям и чужеродным веществам.
Функции иммунитета:
- поддерживает постоянство внутренней среды (гомеостаз);
- сохраняет невосприимчивость организма к возбудителям заболеваний;
- обезвреживает вредные вещества, уничтожает чужеродные частицы;
- способствует быстрому заживлению ран.
Чем меньше сопротивляемость организма бактериям и вирусам, тем чаще болеет человек. Поэтому важно повышать иммунитет, «тренировать» клетки, стимулировать кровеносную систему (заниматься спортом, закаливанием, правильно питаться).
Виды
В зависимости от способа приобретения выделяют два типа иммунитета:
- врождённый – передаётся от родителей к детям, закреплён в геноме;
- приобретённый – вырабатывается в процессе жизни.
Врождённый также называют конституционным, наследственным, видовым. Приобретённый иммунитет классифицируется на подвиды, описанные в таблице.
Типы | Активный | Пассивный |
Естественный иммунитет | Формируется после перенесения заболевания. Сохраняется на всю жизнь | Формируется при передаче иммуноглобулинов от материи ребёнку через плаценту или молоко |
Искусственный иммунитет | Формируется после вакцинации. Остаётся на всю жизнь | Формируется при введении сыворотки с готовыми антителами, которые действуют мгновенно. Имеет непродолжительный срок действия |
Что даёт защиту?
В зависимости от места действия защитной реакции выделяют иммунитет:
- местный (внешний) – оказывает влияние на месте появления болезнетворных микроорганизмов;
- общий (внутренний) – обеспечивает общую защиту организма посредством клеток крови.
К внешнему относятся естественные барьеры:
ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой
- кожа;
- полость рта;
- слизистые носа и дыхательных путей;
- желудочно-кишечный тракт.
Общая иммунная система включает несколько компонентов на разных уровнях:
- специфичные органы – тимус (вилочковая железа), селезёнка, красный костный мозг, лимфатические узлы;
- иммунные клетки – лейкоциты разных видов в зависимости от выполняемой функции;
- антитела – активные белки, выделяемые иммунными клетками и уничтожающие чужеродные частицы.
Рис. 1. Тимус.
Иммунные реакции, протекающие без выработки антител, называются клеточным иммунитетом, с выработкой – гуморальным.
В связи с этим выделяют две общие группы лейкоцитов:
- фагоциты – поглощают и переваривают чужеродные частицы;
- лимфоциты – выделяют особые антитела.
Согласно фагоцитарной теории, разработанной Ильёй Мечниковым, фагоциты выполняют следующие функции:
- защищают организм от ядов, инфекций, продуктов распада;
- запоминают антигены и передают их лимфоцитам;
- выделяют ферменты и активные вещества, обезвреживающие токсины и микроорганизмы.
Рис. 2. Фагоциты.
Не всегда фагоциты справляются с чужеродными микроорганизмами самостоятельно. В этом случае действенными оказываются лимфоциты. Это особые лейкоциты, которые «обучаются» в тимусе и получают специализацию. Их называют Т-лимфоцитами или тимус-зависимыми лимфоцитами. Классификация Т-лимфоцитов:
- Т-хэлперы – распознают чужеродные микроорганизмы и стимулируют размножение других лимфоцитов;
- Т-киллеры – уничтожают антигены;
- Т-супрессоры – подавляют иммунный ответ, когда исчезает необходимость.
Гуморальный иммунитет поддерживают В-лимфоциты, которые вырабатывают антитела в ответ на выработку антигенов – вредных чужеродных веществ. В-лимфоциты способны не только обезвреживать специфические антигены, но и запоминать их. Именно поэтому при повторном попадании инфекции организм не заболевает, т.к. у В-лимфоцитов уже есть ответные антитела.
Рис. 3. Лимфоциты.
Механизм формирования защитной реакции происходит постепенно. Сначала микроорганизмы сталкиваются с естественным барьером. При его преодолении они попадают в кровь, что стимулирует выработку лейкоцитов, в том числе различных лимфоцитов, которые в соответствии со специализацией распознают и уничтожают антигены.
Неблагоприятный ответ организма на пересадку органов и тканей, переливание крови называется трансплантационным иммунитетом. Чем больше генетических различий, тем сильнее выражена иммунная реакция. Поэтому важно правильно подбирать донора, клетки которого будут восприниматься как свои собственные.
Что мы узнали?
Из урока биологии 8 класса узнали об особенностях иммунитета. По определению иммунитет – это ответная реакция организма на действие вредных микроорганизмов. Выделяют врождённый иммунитет, присущий всем родившимся детям (лейкоциты вырабатываются с другими клетками крови), и приобретённый, вырабатывающийся при контакте с чужеродными клетками, а также вследствие вакцинации (клетки учатся в процессе жизни).
Тест по теме
Оценка доклада
Средняя оценка: 4.5. Всего получено оценок: 1141.
Автор — составитель конспекта урока: Орлова Инна Иосифовна
Предмет: биология
Класс: 8
Учебно-методический комплекс А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология 8класс,Москва, Издательский центр «Вентана-Граф»,2011.
Страницы: с 73 по 77
Тема урока: «Иммунитет и его виды»
Цели: 1).Создать условия для успешного усвоения знаний учащихся о защитных свойствах организма;
2).Выяснить практическое значение полученных знаний.
Задачи урока:
Образовательные:
формирование интеллектуальной, поликультурной, познавательной, информационной, коммуникативной, самообразовательной и социальной компетентностей.
дать представление о защитной системе организма – иммунитете.
формировать новые анатомо-физиологические понятия – о строении иммунной системы, о механизмах иммунитета, о видах иммунитета, о особенностях разных видов иммунитета, показать пользу прививок
Коррекционно-развивающие: формирование
умения применять информационные технологии.
умения сравнить биологические объекты.
умения наблюдать, делать выводы из наблюдений.
развивать интеллектуальные способности, критическое, творческое, логическое мышление, речь, внимание и память, формировать приемы обобщения и анализа, выделения главного.
Воспитательные: Воспитание коммуникабельности учащихся при общении с учителем; продолжать гигиеническое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок; воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, заинтересованное отношение к учебе; развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; профилактика употребления наркотических веществ, обучение адаптивным стратегиям поведения.
Оборудование: Компьютер, презентация “Иммунитет. Механизмы и виды иммунитета”, учебник, фолии «Кровь» «Иммунитет»,
раздаточный дидактический материал (файлы) с заданиями: по теме «Внутренняя среда организма. Кровь», «Виды иммунитета», карточки рефлексии. ЦОР – виртуальная лаборатория «Анализ крови» (https://www.virtulab.net/),офтальмотренажер «Лови шарик»,видеофрагмет для расслабления ОДС «Panda_convert.mp4
Тип урока: открытие новых знаний
Этапы урока.
I.Организационная часть.
II. Обобщение и закрепление учебного материала
III.Актуализация знаний.
Физическая минутка на выбор
IV.Изучение нового материала.
V.Общее закрепление знаний.
VI.Рефлексия. Подведение итогов урока.
VII.Домашнее задание.
Ход урока
I Организационная часть — формирование социальной компетентности.
Учитель убеждается в готовности учащегося к уроку.
Отсылает ученику все необходимые дидактические материалы к уроку.
II. Обобщение и закрепление учебного материала —формирование информационной компетентности.
Показ Презентации “Иммунитет. Механизм и виды иммунитета” ( по ходу проверки Д/З и объяснения нового материал)
(Проверка домашнего задания, за каждое правильное задание ученику отправляется смайлик )
1. Блиц-опрос: представляет собой перечень вопросов на определения понятий, представленных в презентации ,после которого учитель предлагает провести проверку по всплывающим ответам, и только после этого быть проведен анализ количества правильных ответов.(Приложение №1)(Слайд1)
2.Сейчас мы посетим лабораторию, где будет взят анализ крови. – виртуальная лаборатория-анализ крови -ЦОР
В лаборатории забыли надписать фамилии пациентов на анализах крови. Врачу придется определить, где, чей анализ. Помоги врачу, сделай свой выбор и обоснуй.(Приложение №2)
3. Тест « Найди лишнее» и объясни почему? (Приложение №3) (Слайд2)
III. Актуализация знаний — формирование информационной и познавательной компетентностей.
Реши задачу( Проблемный вопрос):
В классе было 25 учеников, из них в первый день заболело 10 , через 2 дня ещё 7, а остальные ученики, даже не чихнули. С чем это связано? И какая система выполняет защитную функцию. Если ответить на этот вопрос, то можно сформулировать тему нашего урока.
Тема урока « Иммунитет». Наш сегодняшний урок посвящен одной из самых важных проблем современной медицины – иммунитету. (слайд3)
Совместное формулирование задач урока (Обсуждение схемы успешного изучения предстоящей темы (слайд4)
IV. Изучение нового материала- формирование информационной и познавательной компетентностей.
1.Прослушай текст: это произошло в 1880 году. Луи Пастер, изучавший возбудителя куриной холеры, заразил 2 цыплят ослабленной культурой куриной холеры. Цыплята перенесли заболевание в легкой форме, а затем выздоровели. Через 2 месяца цыплята, перенесшие заболевание, и несколько не болевших цыплят, были заражены свежей культурой куриной холеры. Все цыплята погибли, за исключением 2, болевших ранее.
Вопрос – почему 2 цыпленка выжили? ( слайд 5)
(Попавшие в организм болезнетворные бактерии встретились с защитными силами организма).
Откуда взялись защитные свойства организма?)
(Выработалась после того, как они переболели).
( слайд 6)
Определение иммунитета. (Объяснение учителя).
Наш организм способен защищать себя от вредных воздействий микроорганизмов. Первый защитный барьер – это наша кожа и слизистые оболочки, которые не только механически предохраняют нас от микробов, но и вырабатывают особые вещества против них. Если чужеродное все же проникает в организм или образуется в нем, то оно встречается с защитными силами – с иммунитетом. Макфарлейн Бёрнет дал такое определение этому явлению:
«Иммунитет – способность организма распознавать вторжение чужеродного материала и мобилизовывать клетки и образуемые ими вещества на быстрое и эффективное его удаление». С латинского иммунитет переводится как «избавление от чего-либо».
Микробы, а также яды, которые они выделяют, являются антигенами и вызывают иммунную реакцию. Еще одно определение: иммунитет – это невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным заболеваниям.
2. В процессе исторического развития в организмах животных и человека выработалась иммунная система. Любая система в теле человека состоит из органов. Какие же органы входят в состав иммунной системы? На этот вопрос ты ответишь сам, заполнив схему-кластер «Иммунная система» Прямоугольник – орган иммунной системы, прямоугольник с округлыми углами – какие клетки образует данный орган.(работа с учебником дидактическим материалом.(Приложение4)(слайд7)
3.Клеточный и гуморальный иммунитет.
Мы выяснили, какие органы входят в состав иммунной системы, но еще пока не знаем, какие виды иммунитета различают.(стр.74,второй и третий абзац. -частично-поисковый метод)- выявить основные различия в способе уничтожения чужеродного; выяснить, кому принадлежат открытия этих видов иммунитета.
Закончи предложение:
Иммунитет, при котором уничтожение чужеродных тел осуществляется клетками, называется…(клеточным)
Иммунитет, при котором чужеродные тела уничтожаются с помощью химических веществ – антител – называется… (гуморальным)
Клеточный иммунитет был открыт…(Мечниковым)
Гуморальный иммунитет был открыт…(Эрлихом)
( слайд №8-портреты ученых)
5.Физкультминутка №1. Упражнения «Панда»-с использованием видеофрагмента для расслабления ОДС.
6.Физиологическая сущность иммунитета (объяснение учителя, демонстрация слайда, запись в тетрадь названий клеток) (слайда №8)
Как же все-таки организм отвечает на чужеродное вторжение? Существуют два основных типа иммунных ответов. Ответ первого типа — клеточный, состоит в образовании Т-лимфоцитов, распознающих тип чужеродного тела и подающих сигналы о типе «чужака» другим клеткам — В-лимфоцитам и фагоцитам. Эта разновидность Т-лимфоцитов получила название «хелперы». Другие Т-лимфоциты – «киллеры» — сами могут убивать зараженные микробами клетки, атакуя их особыми веществами – перфоринамии, Т- лимфоциты –«супрессоры» Как только Т-лимфоциты дали сигнал В-лимфоцитам, включается гуморальный ответ — то есть выработка нужного антитела против узнанного антигена. Так в результате совместного и согласованного действия В- и Т-клеток возникает высокоспецифичный иммунитет.
Заполни сравнительную таблицу.(Приложение5) (слайд №9)
7.История создания вакцин и прививок .
Проблемный вопрос: Но может ли человек своим вмешательством ( в данном случае положительным) помочь предотвратить заболевание или ослабить его течение?(Ответ)
а).Вклад Э. Дженнера в борьбу с натуральной оспой(слайд №10-портрет)
(сообщение учащегося)
Проблемный вопрос: «Смог ли Дженнер после удачного прививания объяснить механизм действия прививки?»
б).Вклад Л.Пастера в медицину(слайда №11)
Стр.74 – 75. Сам. работа с учебником, беседа по вопросам.
8.Составление плана . Сам. работа с текстом «Современные вакцины и сыворотки», разбивая его на смысловые фрагменты, ответ на предложенные вопросы к нему, а затем сам предлагает по 2-3 вопроса к тексту.
Какие прививки делали тебе в течение жизни? Ты когда-нибудь интересовался вопросом, зачем тебе делают прививки? (Ответ).Алгоритм самооценки -критерии оценивания ответов и предлагается по ней оценить свою работу по трехбалльной шкале.(Приложение 6)
9. Физкультминутка №2. «Восьмерка- Лови шарик»-(офтальмотренажер )
10.Какие виды иммунитета существуют? Классификация иммунитета«Виды иммунитета». заполнение опорной таблицы. Использование С. 75-76 учебника, работа с дидактическим материалом. (слайд №12)
11.Нарушение иммунитета: аутоиммунные заболевания, СПИД и его профилактика. Обыгрывание дом задания «Как не попасть в опасную ситуацию», в которой герой узнает способы избежать заражения ВИЧ (слайд №13-16)
V. Общее закрепление материала — формирование самообразовательной компетентности.
Тест для первичного контроля знаний
«Выбери правильный ответ» (Приложение 7)
«Пройди лабиринт» (Приложение 8) Самооценка по алгоритму.
VI. Итоги урока — формирование социальной и коммуникативной компетентностей.
Тест –синквейн по теме «Иммунитет ,его виды» (Приложение 10) (слайда №17)
Рефлексия. Итак, наш урок завершается. Мне бы хотелось, чтобы ты еще раз оценил ту информацию, которую получил на уроках этой темы, и перечислил то полезное, важное, что может тебе пригодиться в реальной жизни.
Использование стратегии УУГ«Уже знал (или догадывался) – Узнал – Где пригодиться». (слайд №18)
Выставление оценок и их аргументация(подсчет смайликов).
VII. Домашнее задание — формирование интеллектуальной и самообразовательной компетентностей. (слайд №19)
Изучить §15, повторить опорные схемы и таблицы в тетради.
По желанию: подготовить сообщения по темам: Страшные враги человечества: чума, холера, оспа, брюшной тиф.
Разработать памятку «Меры профилактики СПИДа»
Литература:
1. Атлас (Линия жизни) «Биология (Человек)» — пособие для учителя, С.В.Барабанов
2. Бравая Н.А. Классная биология в вашей школе. 5-8 классы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
3. Боднарук М.М., Ковылина Н.В. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии. – Волгоград: Учитель, 2007.
4. Васильев Н.Е. Дидактические карточки – задания по биологии. Раздел «Человек». — М.: Изд. дом «Генжер», 1998.
5. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология 8класс,Москва, Издательский центр «Вентана-Граф»,2011.
6. О.П.Пепеляева,Н.В.Сунцова Поурочные разработки по биологии Человек. 8 класс. к учебным комплектам. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. (М:«Вентана-Граф»), – «ВАКО» Москва , 2005
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
Блиц-опрос
Лимфа – это; 2.Кровь -;3.Внутренняя среда организма -; 4.Тканевая жидкость — ;5.Эритроциты -;6.Тромбоциты- ;7.Лейкоциты -;8.Свертывание крови- ;9;Фибрин -;10.Фибриноген —
Приложение №2
(пациент 1- Z пациент2- Y пациент 3-X)
Приложение №3
3. Тест « Найди лишнее» и объясни почему?
Лимфа, аксон, гомеостаз, плазма, кровь, тканевая жидкость, нейрон, эритроциты, дендрит, лейкоциты.
Приложение №4
Иммунная система в нее входят:
1.красный костный мозг—клетки крови
2. тимус, или вилочковая (зобная) железа—Т-лимфоциты,
3. лимфоидная ткань-лимфоциты;
4. лимфатические узлы—лимфоциты;
5.селезенка— В-лимфоциты;.
1 2
Иммунная система
3 5
4
Приложение №5
Гуморальный иммунитет Клеточный иммунитет
В-лимфоциты Т -лимфоциты
(красный костный мозг) Т-киллеры Т-хелперы Т-супрессоры
Убийцы помощники угнетатели
плазматические клетки памяти
клетки
Клеточный и гуморальный иммунитет
Вид иммунитета
Основа различных видов иммунитета
различие
сходство
Клеточный иммунитет
— реакция Т-лимфоцитов
реагировать на антигены;
— дифференциация Т-лимфоцитов:
на Т-киллеры,
на Т-хелперы,
на Т-супрессоры
Участвуют в образовании иммунитета организма человека
Гуморальный иммунитет
— В-лимфоциты в ответ на антиген
образуют антитела
(иммуноглобулины), которые
находятся в плазме крови
Приложение №6
СОВРЕМЕННЫЕ ВАКЦИНЫ И СЫВОРОТКИ
С глубокой древности людям были известны такие страшные заболевания, как чума, холера, оспа, коклюш, сибирская язва, столбняк. Эпидемии многих из этих болезней приводили к гибели миллионов людей, которые были совершенно беззащитны перед неминуемой смертью. Так, от чумы в Европе только в 14 веке погибла четверть всего населения. Ещё
в середине 17 века почти каждый человек болел оспой. При этом каждый двенадцатый погибал.
В настоящее время существует хорошо себя зарекомендовавшая система профилактики, где центральным звеном является вакцинация.
В сегодняшней практической медицине существуют разные типы вакцин, каждый из которых имеет определённые достоинства и недостатки.
В качестве живых вакцин обычно используют так называемые ослабленные штаммы возбудителей, которые утратили большинство патогенных свойств. Живые вакцины относительно дёшевы, так как для иммунизации требуется небольшая доза вируса, поскольку он размножается в заражённом организме, вызывая выработку антител В-лимфоцитами. Их главный недостаток заключается в том, что иногда у людей с ослабленной иммунной системой они могут вызывать тяжёлые формы заболевания.
Инактивированные вакцины представляют собой препараты убитого патогенного микроорганизма, сохранившего антигенные свойства. Риск заражения при такой вакцинации практически отсутствует. Недостаток этих вакцин – необходимость повторно вводить относительно большие дозы с определённой периодичностью.
Антитела можно вводить в организм и в готовом виде. Это особенно важно, если заражение уже произошло, и на предохранительную прививку уже нет времени. Иммунитет, приобретённый таким образом, будет пассивным.
Чтобы изготовить лечебную сыворотку, берут кровь либо у человека, перенёсшего данное заболевание, либо у животных, которых предварительно иммунизируют, вводя им возбудителя инфекционного заболевания или его токсин. В ответ на это в организме животного вырабатываются защитные антитела. Например, противодифтерийная сыворотка представляет собой антитоксин, который получают путём введения в организм животного ослабленного дифтерийного токсина.
Все вакцины и сыворотки строго специфичны, то есть, направлены на определённое заболевание. Например, средством экстренной профилактики столбняка является противостолбнячная сыворотка, содержащая антитоксины к столбнячному токсину
Используя содержание текста «Современные вакцины и сыворотки», ответь на вопросы.
1.Чем живая вакцина отличается от инактивированной?
2.Какой иммунитет вызывает вакцинация с помощью сыворотки?
3.Какова заслуга в борьбе с эпидемиями английского врача 18 века Э. Дженнера?
4. В чём заключается недостаток использования живых вакцин?
5.Где образуются антитела при вакцинации?
Приложение 7
Тест для первичного контроля знаний
(Выбери один правильный ответ, запиши номер вопроса и выбранную букву ответ)а.
1.Заслуга И.И.Мечникова заключается в том, что он:
А) открыл условные рефлексы;
Б) создал фагоцитарную теорию иммунитета;
В) создал вакцину против гриппа.
2.От каких заболеваний спасают человека предупредительные прививки?
А) от всех заболеваний без исключения;
Б) только от инфекционных заболеваний;
В) от сердечно- сосудистых заболеваний.
3.Дошкольник Игорь заболел корью в легкой форме и вскоре поправился, хотя никаких прививок ему не было сделано. Чем это можно объяснить?
А) у него естественный врожденный иммунитет;
Б) у него естественный приобретенный иммунитет;
В) у него искусственный иммунитет;
Г) у него есть эритроциты.
4.Что из перечисленных препаратов надо ввести пострадавшему от укуса бешеной собаки?
А) готовые антитела;
Б) антибиотики;
В) ослабленных возбудителей болезни.
5.К какой из болезней не вырабатывается длительный иммунитет?
А) к ветрянке;
Б) к гриппу;
В) к полиомиелиту.
Приложение 8 «Пройди лабиринт»
Приложение 9 (Пример синквейна)
Тема: «Иммунитет и его виды»
Прилагательные: Искусственный ,естественный ,пассивный, активный
Глаголы: защищает, вырабатывает, пожирает
Фраза на данную тему: Способность организма защищать себя от болезнетворных микроорганизмов и вирусов называется иммунитетом.
Существительное: вакцина (сыворотка, антитела, лимфоциты ….)